Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Законом Туркменистана

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА

от 8 октября 1993 года №889-XII

О Центральном банке Туркменистана

(по состоянию на 2 июля 2009 года)

Настоящий Закон регулирует деятельность Центрального банка Туркменистана как национального банка, его взаимоотношения с другими банками, гарантирует соблюдение интересов кредиторов и вкладчиков.

Раздел I. Цели и задачи Центрального банка Туркменистана

Статья 1. Определения

Используемые в данном Законе термины имеют следующие значения:

- "банк" - юридическое лицо, которому предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также оказывать иные банковские услуги;

- "владелец банковского счета" - означает любой банк, имеющий счет в Центральном банке Туркменистана;

- "долговое обязательство" обозначает долговой оборотный документ или любое другое средство, эквивалентное такому долговому обязательству, в виде сертификата или бухгалтерской проводки;

- "манат" - денежная единица Туркменистана;

- "резервируемое обязательство" - обязательство, определяемое Центральным банком Туркменистана.

Статья 2. Центральный банк Туркменистана

Центральный банк Туркменистана является юридическим лицом и обладает всей полнотой прав в соответствии с законами Туркменистана.

Аппарат Центрального банка Туркменистана находится в г. Ашгабате. Центральный банк Туркменистана может учреждать и содержать филиалы и представительства, бюро по связям с другими учреждениями, определять агентов и банки-корреспонденты в Туркменистане и за границей с функциями и обязанностями согласно законодательству Туркменистана.

Центральный банк Туркменистана имеет печать с изображением Государственного герба Туркменистана с надписью "Центральный банк Туркменистана" на туркменском, русском и английском языках, включенной в текст печати.

Статья 3. Правовая основа деятельности Центрального банка Туркменистана

Деятельность Центрального банка Туркменистана регулируется настоящим Законом и другими законодательными актами Туркменистана. Центральный банк Туркменистана независим от других органов власти и управления.

Статья 4. Цели и основные задачи Центрального банка Туркменистана

Основными целями Центрального банка Туркменистана являются:

- обеспечение устойчивости денежной единицы;

- достижение и поддержание стабильности цен;

- обеспечение функционирования стабильной банковской системы;

- финансовая поддержка экономической политики Кабинета Министров Туркменистана.

Перед Центральным банком Туркменистана стоят следующие задачи:

- формирование и проведение кредитно-денежной политики;

- участие в формировании, принятии и проведении валютной политики;

- выдача лицензий и осуществление контроля над банками и банковской системой;

- содержание и распоряжение международными резервами государства;

- способствование эффективному функционированию системы расчетов.

- в банках, лицензированных Центральным банком Туркменистана, осуществлять контроль, противодействуя финансированию терроризма.

Центральный банк Туркменистана является банкиром, советником и фискальным агентом Кабинета Министров Туркменистана.

Статья 5. Международное сотрудничество

Центральный банк Туркменистана:

- представляет государство Туркменистан на всех межправительственных совещаниях, во всех советах и организациях по вопросам денежной политики;

- выдает лицензии иностранным банкам и осуществляет контроль за их использованием, решает другие вопросы, находящиеся в его компетенции;

- оказывает банковские услуги иностранным правительствам, зарубежным центральным банкам и финансовым органам, а также международным организациям, в которых состоит государство Туркменистан или Центральный банк Туркменистана;

- принимает участие в работе международных организаций и развитии международного сотрудничества.

В качестве представителя государства Туркменистан Центральный банк Туркменистана берет на себя обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Туркменистана в работе международных организаций.

Раздел II. Структура и управление Центрального банка Туркменистана

Статья 6. Структура Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана включает в себя Правление, руководство банка, состоящее из председателя, его заместителей, а также персонал служащих.

Статья 7. Функции Правления

Правление:

- осуществляет общее руководство, контроль за деятельностью Центрального банка Туркменистана;

- периодически оценивает кредитно-денежную, валютную и экономическую ситуацию.

Центральный банк Туркменистана ежемесячно докладывает Правлению о своей деятельности, о проведении его кредитно-денежной и стабилизационной политики (в том числе и поддержание стабильности цен), о прочности финансовой и банковской систем Туркменистана, денежного и валютного рынков и рынка капитала, других данных, которые оказывают существенное влияние на деятельность Центрального банка Туркменистана.

Статья 8. Полномочия Правления

Правление обладает полномочиями:

- определять кредитно-денежную политику Туркменистана, включая пределы операций Центрального банка Туркменистана на открытом рынке, процентные ставки и ссуды Центрального банка Туркменистана, обязательные резервы, их объем, который держат в Центральном банке Туркменистана;

- утверждать смету доходов и расходов, годовые доклады и финансовые отчеты Центрального банка, порядок определения обменных курсов и номинальной стоимости банкнот, монет, условия изъятия денег из обращения, долговые обязательства, подлежащие оплате позже чем за три месяца со дня приобретения (статья 35);

- утверждать каждый из кредитов, предоставляемых Кабинету Министров Туркменистана, банку, или условные обязательства в пользу какого-либо банка в соответствии со статьей 54;

- устанавливать организационную структуру и штатное расписание, утверждать правила внутреннего распорядка и условия работы служащих, давать рекомендации о назначении на должности заместителей председателя Центрального банка Туркменистана;

- утверждать предписания, директивы и инструкции общего применения, доклады и рекомендации Центрального банка, представляемые Президенту Туркменистана, учреждать и ликвидировать свои филиалы и представительства;

- предлагать увеличение уставного капитала Центрального банка Туркменистана, устанавливать резервы специального назначения в бухгалтерских книгах Центрального банка Туркменистана, определять чистый доход Центрального банка Туркменистана и решать, какое количество чистого дохода необходимо перевести в какой-либо резервный фонд.

Статья 9. Состав Правления

Правление состоит из председателя Правления, его заместителей (в том числе первого заместителя), других независимых членов, которые назначаются Президентом Туркменистана сроком на семь лет. Время пребывания в должности отдельных членов, насколько это осуществимо, должно распределяться равномерно на протяжении каждого семилетнего периода. Члены правления имеют право на повторное назначение.

Статья 10. Заработная плата членов Правления

Заработная плата председателя, заместителей и других членов Правления устанавливается Президентом Туркменистана.

Статья 11. Лица, не имеющие права быть назначенными в члены Правления

В члены Правления не могут быть назначены лица, входящие в состав Кабинета Министров Туркменистана и Халк Маслахаты.

Статья 12. Признание лица несоответствующим должности члена Правления

Любой член Правления освобождается от должности Президентом Туркменистана, если он:

- назначен или избран в органы, указанные в статье 11;

- привлекался к уголовной ответственности;

- на основании недобросовестного отношения к ведению дел был отстранен компетентными властями от работы по профессии;

- не способен выполнять свои функции по состоянию здоровья;

- совершил серьезный должностной проступок, нанеся ущерб интересам Центрального банка Туркменистана.

Ни один член Правления не может быть снят с должности по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом.

Статья 13. Отставка членов Правления

Председатель, его заместители и любой член Правления могут подать в отставку, представив письменное заявление Президенту Туркменистана не менее чем за один месяц до ухода.

Статья 14. Вакансии в Правлении

Любые вакансии в Правлении должны пополняться посредством назначения новых членов Правления согласно статье 9 для работы в оставшийся период времени от срока замещенного члена Правления.

Статья 15. Заседания Правления

Заседания Правления созываются председателем или, в его отсутствие, первым заместителем по письменному запросу трех членов, а в случае чрезвычайных обстоятельств - двух членов Правления. Председательствует на заседаниях Правления председатель, а в случае отсутствия или невозможности участвовать в голосовании - его первый заместитель.

Правление должно собираться с периодичностью, необходимой для принятия решений по деятельности Центрального банка Туркменистана, но не реже трех раз в квартал.

Решения Правления принимаются простым большинством голосов членов Правления.

Каждый член Правления имеет один голос. На заседании кворум обеспечивается присутствием более половины членов Правления, одним из которых должен быть председатель или его первый заместитель. Только присутствующие члены Правления имеют право голоса. Правила внутреннего распорядка Центрального банка Туркменистана могут разрешать заседания Правления и голосование посредством телеконференций или, в исключительных случаях, посредством заверенного сообщения по телетайпу или других заверенных электронных средств связи. В случае равного числа голосов председатель, в его отсутствие - первый заместитель, имеет решающий голос.

В соответствии с настоящей статьей никакой акт или действие Правления не могут лишаться законной силы только на основании наличия вакансий в Правлении. Все решения Председателя, его заместителя или других членов Правления являются законными, несмотря на обнаруженные впоследствии нарушения в их назначении, пригодности для работы.

Статья 16. Протоколы решений и заседаний Правления

Правление может принять решение, обнародовать его полностью или частично.

Протоколы заседаний Правления должны быть конфиденциальными и подписываются председательствующим на заседании, присутствующими членами Правления и секретарем Правления.

Секретарь Правления назначается председателем из числа специалистов Центрального банка Туркменистана; он не является членом Правления.

Статья 17. Предоставление информации членами Правления

После назначения и ежегодно до истечения срока полномочий члены Правления должны периодически предоставлять Правлению полную информацию о своем (или членов семьи) прямом или косвенном участии в деятельности коммерческих структур.

В случае, когда вопрос, касающийся вышеуказанного участия, ставится на обсуждение Правления, член Правления, к которому это относится, должен сообщить о долевом участии в начале заседания и покинуть зал во время обсуждения и решения такого вопроса. Его отсутствие не должно засчитываться с целью установления кворума.

Статья 18. Последующая работа

Бывший председатель и бывшие заместители не могут работать руководителями в другом банке в течение двух лет, непосредственно следующих за уходом из Центрального банка Туркменистана.

Статья 19. Полномочия руководства Центрального банка Туркменистана

Председатель, а при его отсутствии или невозможности выполнять служебные обязанности первый заместитель, является руководителем Центрального банка Туркменистана и несет ответственность за его деятельность перед Правлением банка. Председатель принимает необходимые меры для нормального функционирования банка:

- от его имени вступает в договорные обязательства;

- назначает служащих;

- определяет агентов и банки-корреспонденты;

- представляет банк в судебных процессах.

С согласия Правления председатель банка может передать часть своих полномочий другим служащим Центрального банка Туркменистана.

Статья 20. Начальник аудиторской службы Центрального банка Туркменистана

Начальник аудиторской службы избирается Правлением Центрального банка Туркменистана простым большинством голосов на семь лет.

Он может быть освобожден с поста, подав заявление в отставку не менее чем за два месяца до ухода, только по решению Правления.

Начальник аудиторской службы должен быть гражданином Туркменистана.

Начальник и члены аудиторской службы обязаны осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и финансовых отчетов, проводить ревизии в порядке обеспечения строгого выполнения законов и правил, представлять Правлению отчеты и рекомендации по счетам, учетным документам, бюджетным и бухгалтерским процедурам и результатам контроля Центрального банка Туркменистана.

В коммерческих банках аудиторскую проверку может осуществлять аудиторская служба Центрального банка Туркменистана или независимые аудиторские организации с согласия коммерческого банка.

Статья 21. Служащие Центрального банка Туркменистана

Правление утверждает структуру и штатное расписание Центрального банка Туркменистана, определяющие условия работы в Центральном банке Туркменистана.

Прием на работу и увольнение служащих осуществляется приказом председателя Центрального банка Туркменистана.

Статья 22. Агенты и банки-корреспонденты Центрального банка Туркменистана

Председатель определяет агентов и банки-корреспонденты Центрального банка Туркменистана в пределах и в соответствии с общими соглашениями и условиями работы, предписанными Правлением.

Статья 23. Конфликт интересов

Во время исполнения своих обязанностей председатель, первый заместитель и все члены Правления, а также начальник аудиторской службы и специалисты банка не имеют права занимать другую должность или иметь другую работу, оплачиваемую или не оплачиваемую.

Члены Правления, специалисты Центрального банка Туркменистана не могут принимать подарков или ссуд для себя или в пользу лиц, с которыми у них есть семейные, деловые или финансовые связи, если принятие их будет влиять на исполнение служебных обязанностей в Центральном банке Туркменистана.

Статья 24. Сохранение тайны. Неразглашение информации

Ни один из работающих или работавших ранее в качестве члена Правления, сотрудника, аудиторского представителя или корреспондента Центрального банка Туркменистана не имеет права предоставлять доступ к важной информации, раскрывать или разглашать подобную информацию, к которой он получил доступ, находясь на работе в Центральном банке Туркменистана, использовать такую информацию или позволять ее использовать для личной выгоды.

Вышеуказанные лица известную им информацию обязаны представлять в уполномоченный государственный орган по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и налоговым службам Туркменистана. Подобная информация может быть раскрыта вне Центрального банка Туркменистана в случае, если такое раскрытие позволит получить доказательство, имеющее юридическое значение, или выявить обстоятельство, связанное с правовым действием, совершённым лицом, требующим в письменном виде его раскрытия.

Раздел III. Финансовые положения

Статья 25. Уставный капитал Центрального банка Туркменистана

Уставный капитал Центрального банка Туркменистана определяется и утверждается Президентом Туркменистана и может быть увеличен на сумму, предложенную Правлением Центрального банка Туркменистана. Уставный капитал не подлежит каким-либо взысканиям со стороны кредиторов.

Статья 26. Покрытие дефицита Центрального банка Туркменистана

В случае образования в балансе Центрального банка Туркменистана дефицита, связанного с кредитованием расходов Правительства, Кабинет Министров Туркменистана предоставляет Центральному банку Туркменистана долговые обязательства, в объеме, необходимом для покрытия дефицита баланса. Эти долговые обязательства, выпущенные в форме на предъявителя государством Туркменистан, должны приносить проценты по рыночной ставке. Вышеуказанное распределение ценных бумаг должно быть отражено в правительственном бюджете.

Статья 27. Вычисление чистого дохода Центрального банка Туркменистана

Чистый доход Центрального банка Туркменистана за каждый финансовый год вычисляется после вычитания из доходов текущих расходов за год, о котором идет речь, и после выделения:

- на безнадежные и сомнительные долги, падение стоимости активов и основных фондов и отчисления в фонд социального развития;

- при согласии Президента Туркменистана на любые цели, которые Центральный банк Туркменистана сочтет необходимыми.

Статья 28. Распределение чистого дохода Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана устанавливает общий резервный фонд, в который в конце каждого финансового года отчисляется сумма, равная пятидесяти процентам чистого дохода за этот год, пока сумма на общем резервном фонде не будет равна сумме оплаченного капитала Центрального банка Туркменистана. С разрешения Президента Туркменистана сумма, которая передается в общий резервный фонд за какой-либо год, может быть увеличена, чтобы превысить этот процент, или общая сумма может быть увеличена за пределы оплаченного капитала Центрального банка Туркменистана.

Общий резервный фонд используется только для возмещения убытков Центрального банка Туркменистана.

На основании этой статьи убытки будут означать превышение операционных расходов над операционными доходами, а также любые остатки оценочного резервного счета, которые падают ниже нуля.

Центральный банк Туркменистана с разрешения Президента Туркменистана может создавать резервы специального назначения для определенных целей, в которые переводятся средства, оставшиеся после распределения, в соответствии с первой частью.

Оставшаяся сумма чистого дохода за финансовый год используется Центральным банком Туркменистана для погашения ценных бумаг, выпущенных Кабинетом Министров Туркменистана Центральному банку Туркменистана, согласно статье 26 и хранимых Центральным банком Туркменистана до того, как произведутся переводы на общий резерв или любой резерв специального назначения.

Статья 29. Передача чистой прибыли

Чистая прибыль за финансовый год, остающаяся после переводов и погашений, произведенных согласно статье 28 настоящего Закона, должна быть выплачена государству в течение трех месяцев после окончания финансового года Центрального банка Туркменистана.

Статья 30. Ограничения на распределение чистого дохода

Никаких перечислений погашений или платежей, согласно статьям 28 и 29, не должно производиться, если в результате этого активы Центрального банка Туркменистана будут меньше, чем сумма его обязательств и оплаченного капитала.

Раздел IV. Денежно-кредитные функции и операции Центрального банка Туркменистана

Статья 31. Денежно-кредитная политика

Центральный банк Туркменистана несет исключительную ответственность за формирование, реализацию денежной политики Туркменистана, проводимой Президентом.

Статья 32. Операции на открытом рынке

Центральный банк Туркменистана выходит на открытый рынок с целью приобретения или продажи, прямо (наличным расчетом и на срок) или через соглашение о перекупке долговых ценных бумаг, выпущенных государством Туркменистан, и долговых обязательств, выпущенных Центральным банком Туркменистана; никакие другие ценные бумаги использоваться для этой цели не могут.

Статья 33. Обязательные резервы банков

Центральный банк Туркменистана имеет право потребовать от банков поддержания вкладов на счетах Центрального банка Туркменистана на определенном уровне, одинаковом для всех банков. При этом размеры вкладов будут зависеть от срока выплаты их вкладов, заемных средств и других обязательств, которые определяет Центральный банк Туркменистана как обязательные резервы.

Обязательные резервы могут находиться в виде кассовой наличности или таких денежных депозитов на счетах Центрального банка Туркменистана, какие Центральный банк Туркменистана может устанавливать время от времени нормативным путем. Центральный банк Туркменистана принимает решение о выплате процентов по этим обязательным резервам. Проценты по сверхнормативным резервам, находящимся в Центральном банке Туркменистана, не платятся.

Сумма обязательных резервов банка, хранящаяся на счетах Центрального банка Туркменистана, не должна превышать 20 процентов совокупности всех обязательств банка или более высокого размера, требующегося в исключительных обстоятельствах и определяемого в нормативных документах Центрального банка Туркменистана.

Инструкции, устанавливающие или изменяющие обязательные резервы или уровни обязательных резервов, должны указывать срок, к которому банки должны выполнять требования о новых резервах или уровнях их поддержания.

Статья 34. Ответственность за несоблюдение требования необходимого уровня резервов

Центральный банк Туркменистана может облагать любой банк пенни и изымать ее, если последний оказывается неспособным поддерживать необходимые резервы на минимальном уровне, предусмотренном статьей 33, до тех пор, пока недостающие фонды не будут восполнены. Такое пенни равняется двукратному размеру максимальной ставки ссудного процента Центрального банка Туркменистана.

Статья 35. Учетные (дисконтные) операции Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана учитывает только следующие средства, предъявляемые владельцами банковских счетов:

- векселя и долговые обязательства на предъявителя в манатах, подлежащие оплате в Туркменистане, на которых имеются подписи трех платежеспособных сторон, одна из которых является банком, и срок погашения которых составляет до трех месяцев со дня их приобретения Центральным банком Туркменистана; при исключительных обстоятельствах Центральный банк Туркменистана учитывает (определяет дисконт) такие средства, если на них имеются подписи только двух платежеспособных сторон, одна их которых является банком, и срок оплаты которых наступает через три месяца, но не более шести месяцев со дня их приобретения Центральным банком Туркменистана;

- долговые обязательства в манатах, выпущенные или гарантированные Кабинетом Министров Туркменистана или Центральным банком Туркменистана и подлежащие оплате в манатах на территории Туркменистана, представляющие собой часть выпуска ценных бумаг, предназначенных для реализации физическим и юридическим лицам, срок оплаты которых составляет до трех месяцев со дня их приобретения Центральным банком Туркменистана.

Учетные (дисконтные) операции проводятся в соответствии с условиями и правилами, включая учетную ставку, устанавливаемыми Центральным банком Туркменистана.

Центральный банк Туркменистана может отказаться осуществить учет на любое из вышеперечисленных средств с указанием причин.

Статья 36. Предоставление кредитов Центрального банка Туркменистана другим банкам

Центральный банк Туркменистана на основании разработанных им условий и правил может предоставлять банкам, имеющим счета в Центральном банке Туркменистана (владельцы банковских счетов), кредиты, обеспеченные следующими средствами:

- международные резервные средства, указанные во 2 абзаце статьи 42;

- другие долговые обязательства в манатах, выпущенные или гарантированные и подлежащие оплате на территории Туркменистана, в том числе составляющие часть государственного выпуска ценных бумаг, предназначенных для реализации физическим и юридическим лицам;

- товарные накладные и документы на право владения другими товарами, должным образом застрахованные от потери, убытков и ущерба;

- депозиты в Центральном банке Туркменистана или у любого депозитария, приемлемые для Центрального банка Туркменистана, любые средства, которые Центральному банку Туркменистана разрешено продавать или приобретать, или которыми он распоряжается в соответствии с данным Законом, включая золото и другие ценные металлы без ограничения.

Ссуды, предоставляемые Центральным банком Туркменистана владельцам банковских счетов, выдаются только в их головные банки в Туркменистане.

Ставки по учетным и кредитным операциям Центрального банка Туркменистана устанавливаются и публикуются нормативными актами Центрального банка Туркменистана.

Статья 37. Контроль над кредитом и процентными ставками

Центральный банк Туркменистана может нормативными актами предписывать временные условия и ограничительные меры по отношению к основной сумме любого типа кредита, предоставляемого банковскими учреждениями, или по отношению к процентным ставкам или другим платежам по любому виду предоставленного кредита, или любым вкладам, полученным от банковских учреждений, в объеме, в котором цели денежной политики не могут быть достигнуты другими средствами.

Инструкции, выданные в соответствии с частью 3 статьи 36, должны уточнять, что они будут применимы только к операциям, заключенным после их опубликования.

Раздел V. Политика установления обменных курсов, международные резервы, оценочный резервный счет и контроль над обменом

Статья 38. Денежная единица Туркменистана

Условия и порядок обращения денежной единицы регулируются Законом Туркменистана "О денежной единице Туркменистана".

Статья 39. Политика обменных курсов

Политика Туркменистана в области обменных курсов вырабатывается и утверждается Центральным банком Туркменистана.

Центральный банк Туркменистана осуществляет валютный контроль. Все отчеты и информация, предусмотренная положениями данного Закона, проводятся через Центральный банк Туркменистана.

Статья 40. Обязанности Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана несет ответственность за:

- выработку правил и положений в отношении операций с иностранной валютой;

- выдачу и отмену лицензий, контроль и регулирование деятельности дилеров иностранной валюты, включая банки, в соответствии с правилами обмена, установленными Центральным банком Туркменистана;

- установление пределов валютных позиций дилеров, включая банки;

- поддержание международных резервов Туркменистана и распоряжение ими.

Статья 41. Расчетные и платежные соглашения

Центральный банк Туркменистана может заключать клиринговые и расчетные соглашения или с той же целью любые другие контракты с государственными организациями за рубежом, как от своего имени, так и от имени и по поручению Президента Туркменистана.

Статья 42. Международные резервы

Центральный банк Туркменистана держит и распоряжаются международными резервами, включающими все или одно из ниже перечисленных средств (исключая неликвидные активы, являющиеся долговыми обязательствами, или которые невозможно реализовать Центральному банку Туркменистана в короткий период времени):

- золото, иностранная валюта в виде банкнот или монет или остатки на банковских счетах в иностранной валюте за границей;

- любые другие общепризнанные международные резервные средства, включая:

- право на приобретение у Международного валютного фонда части его резервов;

- специальные права заимствования Международного валютного фонда;

- переводные векселя и векселя, оплачиваемые в иностранных валютах;

- выпущенные или гарантированные иностранными государствами, или центральными банками, или международными финансовыми организациями долговые обязательства, соглашения о покупке или выкупе в свободно конвертируемых иностранных валютах. Центральный банк Туркменистана осуществляет поддержание международных резервов на уровне для содействия Туркменистану в проведении денежной политики и политики в области обменных курсов и для своевременного расчета страны по международным операциям.

В случае снижения уровня международных резервов или угрозы его понижения до уровня, лишающего Туркменистан возможности проведения денежной политики и политики обменных курсов, и для своевременного расчета страны по международным операциям Центральный банк Туркменистана вносит на рассмотрение Президенту Туркменистана доклад о состоянии международных резервов и причинах, которые привели или могут привести к их снижению, и вносит необходимые рекомендации по исправлению создавшегося положения.

Центральный банк Туркменистана информирует и вносит соответствующие рекомендации до исправления положения.

Статья 43. Прибыли и убытки Центрального банка Туркменистана по операциям с иностранной валютой

Прибыли или убытки, регистрируемые Центральным банком Туркменистана в данном финансовом году в результате изменений стоимости активов или пассивов, находящихся на балансе Центрального банка Туркменистана, в виде специальных прав заимствования или иностранной валюты в результате любого изменения курсов золота, специальных прав заимствования или иностранных валют по отношению к манату оформляются следующим образом:

- чистая итоговая сумма таких прибылей или убытков в иностранной валюте компенсируется соответствующей суммой на счете "Оценочный резервный счет" в балансовой ведомости Центрального банка Туркменистана;

- если сумма на валютном оценочном резервном счете соответствует объему чистых убытков в иностранной валюте, то она покрывается за счет долговых обязательств, по которым начисляется рыночная процентная ставка, выпускаемых для Центрального банка Туркменистана Кабинетом Министров Туркменистана и приходуемых Центральным банком на балансовый оценочный резервный счет долговых обязательств. В течение четырех месяцев после окончания финансового года совокупная номинальная стоимость этих долговых обязательств, взятых на баланс Центрального банка Туркменистана, увеличивается или уменьшается по мере необходимости для восстановления баланса между этой суммой и суммой, оприходованной на оценочный резервный счет как чистые инвалютные убытки на конец финансового года;

- при подсчете годовой чистой прибыли Центрального банка Туркменистана как чистая прибыль, так и чистые убытки, упоминающиеся в данной статье, не учитываются.

Статья 44. Правила, регулирующие операции с иностранной валютой

Центральный банк Туркменистана отвечает за разработку правил, положений, указаний и отчетности об иностранной валюте, необходимых для осуществления политики обменного курса на территории Туркменистана.

Раздел VI. Отношения Центрального банка Туркменистана с государством

Статья 45. Банкир, советник и фискальный агент

Центральный банк Туркменистана выступает в роли банкира, советника и фискального агента Туркменистана.

Центральный банк Туркменистана представляет информацию Министерству финансов Туркменистана по вопросам составления Государственного бюджета Туркменистана.

Статья 46. Консультации и отчетность по кредитам государственного сектора

Министерство финансов Туркменистана извещает Центральный банк Туркменистана о всех операциях по займам Кабинета Министров Туркменистана в соответствии с отчётностью, предусмотренной правилами Центрального банка Туркменистана.

Статья 47. Роль Центрального банка Туркменистана в качестве депозитария

Центральный банк Туркменистана может принимать депозиты от Кабинета Министров Туркменистана. В качестве депозитария Центральный банк Туркменистана принимает и выдает денежные средства, ведет их учет и оказывает другие, связанные с этим финансовые услуги. Центральный банк Туркменистана производит выплаты в пределах сумм, депозитированных на таких счетах, по платежным документам. Центральный банк Туркменистана принимает решение о выплате процентов по таким вкладам.

Центральный банк Туркменистана может разрешать другим финансовым учреждениям принимать такие депозиты в соответствии с условиями, предусмотренными Центральным банком Туркменистана.

Статья 48. Функции фискального агента

В соответствии с условиями и правилами, согласованными с Президентом Туркменистана, Центральный банк Туркменистана выступает в роли фискального агента Туркменистана по вопросам:

- продажи выпущенных Кабинетом Министров Туркменистана долговых обязательств или в роли трансфертного агента, выполнения других функций, необходимых в этой связи;

- выплаты основной суммы, процентов и иных сумм, подлежащих выплате по ценным бумагам, указанным в абзаце 2 настоящей статьи;

- выполнения платежных операций по счетам Кабинета Министров Туркменистана в Центральном банке Туркменистана.

Статья 49. Кредиты Центрального банка Туркменистана Кабинету Министров Туркменистана

Центральный банк Туркменистана может предоставлять займы Кабинету Министров Туркменистана со сроками погашения не более шести месяцев в соответствии с общими ограничениями, предусмотренными данной статьей, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Центральный банк Туркменистана может предоставлять Кабинету Министров Туркменистана кредиты с более долгими сроками погашения, связанные или имеющие отношение ко взносам и платежам ввиду членства государства Туркменистан в международных организациях.

Центральный банк Туркменистана предоставляет займы Кабинету Министров Туркменистана, которые выдаются, имеют номинал и выплачиваются только в манатах.

Все подобные займы, приносящие проценты по рыночным ставкам, обеспечиваются долговыми обязательствами на предъявителя, также приносящие рыночный процент.

Такие обеспечения в виде долговых обязательств будут иметь срок погашения, равный сроку погашения займов, которые они обеспечивают, и которые выпускаются Кабинетом Министров Туркменистана и поставляются Центральному банку Туркменистана. Каждый заем оформляется письменным договором между Кабинетом Министров Туркменистана и Центральным банком Туркменистана. В договоре определяется размер заемного капитала, срок погашения, соответствующий процент и другие издержки.

Совокупная сумма заемного капитала, предоставленного Центральным банком Туркменистана Кабинету Министров Туркменистана и подлежащая возврату, не должна превышать восьми процентов от суммы среднегодового нормального дохода госбюджета по имеющимся счетам за три непосредственно предшествующих финансовых года; применительно к данной статье в понятие "доход" не входят займы, безвозмездная помощь и другие виды финансовой помощи.

Центральный банк Туркменистана может в исключительных случаях временно отменять своим решением ограничение, предусмотренное в абзаце 4 данной статьи, но только в том случае, если такая отмена находится в соответствии с задачами денежной политики, проводимой банком, и если в случае снятия такого ограничения совокупная сумма заемного капитала, предоставленная Центральным банком Туркменистана по всем кредитам и подлежащая возврату, не превышает десяти процентов от суммы среднегодового нормального дохода государства по имеющимся счетам за три непосредственно предшествующих финансовых года.

При возникновении опасности превышения предела, предусмотренного в пятом абзаце данной статьи, Центральный банк Туркменистана представляет Президенту Туркменистана доклад, указывающий сумму предоставленных Кабинету Министров Туркменистана займов, подлежащих уплате, а также причины такого превышения, и выдает рекомендации с целью предотвращения или исправления такого положения. Если предусмотренный в пункте 4 данной статьи предел окажется превышенным в соответствии с пунктом 5 данной статьи, Центральный банк Туркменистана предоставляет дополнительные отчеты и рекомендации, необходимые для исправления положения и предотвращения аналогичного положения в следующем финансовом году.

Статья 50. Приобретение Центральным банком Туркменистана правительственных бумаг

Приобретение Центральным банком Туркменистана на свой счет ценных долговых бумаг, выпущенных Кабинетом Министров Туркменистана, квалифицируется как кредитование Кабинета Министров Туркменистана Центральным банком Туркменистана.

Общие ограничения, предусмотренные статьей 49, за исключением случаев, когда такое приобретение соответствует задачам Центрального банка Туркменистана в области денежной политики, распространяются на приобретение Центральным банком правительственных ценных бумаг на вторичном рынке.

Раздел VII. Отношения Центрального банка Туркменистана с другими банками

Статья 51. Выдача лицензий другим банкам и банковский надзор

Центральный банк Туркменистана несет исключительную ответственность за выдачу лицензий банкам и за результаты контроля деятельности банков, получивших лицензию Центрального банка Туркменистана.

Центральному банку Туркменистана вверяются следующие полномочия:

- издавать соответствующие правила, руководства и инструкции либо другие нормативные акты для обеспечения нормального функционирования финансовой системы в соответствии с законодательными актами путем выдачи соответствующих лицензий и введения нормативов и процедур контроля;

- посещать любые банковские учреждения и инспектировать бухгалтерские счета, книги, документы и другие материалы банков, получать от них соответствующую информацию, необходимую для надлежащего выполнения своих функций банковского контроля.

- в целях осуществления лицензирования и упорядочения деятельности банков и других кредитных учреждений, определения перечня субъектов, государств и границ офшорных зон и определения условий осуществления сделок и операций с ними и введения ограничений на них.

Статья 52. Сотрудничество с иностранным банковским контролем

Центральный банк Туркменистана осуществляет сотрудничество на основе взаимности с другими иностранными органами банковского контроля.

Такое сотрудничество может включать обмен информацией между Центральным банком Туркменистана и таким иностранным банковским контрольным органом относительно любого банка, действующего в пределах их юрисдикции, при условии соблюдения таким органом конфиденциальности полученной информации.

Статья 53. Бухгалтерское оформление счетов Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана уполномочен иметь на своем балансе корреспондентские счета других банков и получать от них депозиты в соответствии с предписанными правилами и условиями.

Статья 54. Кредитор в последней инстанции

В соответствии с установленными им правилами и условиями Центральный банк Туркменистана может выступать перед владельцами банковских счетов в роли кредитора в последней инстанции, предоставляя им или в их пользу ссуды, за исключением ссуд, предоставляемых в соответствии со статьёй 36 настоящего Закона, и условные обязательства на срок, не превышающий трёх месяцев; каждый такой кредит или обязательство должно быть гарантировано активами, указанными в статье 36 настоящего Закона, если только Центральный банк Туркменистана не принимает решение, что кредит или обязательство без гарантии оправданы исключительными обстоятельствами; несмотря на это, Центральный банк Туркменистана предоставляет такой необеспеченный кредит или условное обязательство только в следующих случаях:

- в силу особых обстоятельств предоставления такого кредита или обязательства, вызванного требованиями положения ликвидности владельца банковского счёта, и соответствия общественным интересам;

- если Министр финансов Туркменистана не возражает выдать такой кредит или обязательство в течение 24 часов после внесения на его рассмотрение Центральным банком Туркменистана предложения по этому вопросу.

Центральный банк Туркменистана может продлевать сроки предоставления таких кредитов или обязательств в соответствии с приемлемой для Центрального банка Туркменистана программой, предусматривающей принятие соответствующим банком мер по удовлетворению требований Центрального банка Туркменистана в отношении ликвидности.

Статья 55. Клиринговые и расчетные услуги

Центральный банк Туркменистана может оказывать другим банкам помощь в создании услуг для производства клиринговых и расчетных межбанковских платежей, включая оплату чеком или другим платежным средством, устанавливать порядок и правила, регулирующие такие операции.

Статья 56. Банковская информационная система

Центральный банк Туркменистана может создавать и задействовать информационную банковскую систему.

Раздел VIII. Счета, финансовые отчеты, ревизия и отчетность Центрального банка Туркменистана

Статья 57. Финансовый год Центрального банка Туркменистана

Финансовый год Центрального банка Туркменистана начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря (календарный год).

Статья 58. Бухгалтерский учет

Центральный банк Туркменистана постоянно ведет счета и другую документацию для надлежащего отражения операций и финансового положения в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Статья 59. Финансовый отчет Центрального банка Туркменистана

Центральный банк Туркменистана готовит финансовый отчет за каждый финансовый год.

Отчет включает баланс, отчет о прибылях и убытках и другие соответствующие отчеты.

Составляется сравнительный анализ настоящего и предыдущего отчетов.

Статья 60. Ревизия счетов Центрального банка Туркменистана

Привлекаемый внешний аудит, назначенный Президентом Туркменистана, проводит ревизию счетов и документов Центрального банка Туркменистана.

Статья 61. Передача и публикация балансовых отчетов и документов Центрального банка Туркменистана

Через три месяца после завершения каждого финансового года Центральный банк Туркменистана предоставляет Президенту Туркменистана и Меджлису Туркменистана следующие документы:

- копию финансового отчета, заверенного ревизорами;

- отчет об операциях и положении дел за год;

- отчет о состоянии экономики.

После их предоставления Центральный банк Туркменистана публикует отчеты и документы, упомянутые в абзацах 2, 3 данной статьи.

Статья 62. Отчетность Центрального банка Туркменистана в области денежной политики

В течение шести месяцев после вступления в силу данного Закона, а затем раз в год Центральный банк Туркменистана предоставляет Президенту Туркменистана отчет о проведении денежной политики Центральным банком Туркменистана и о политике валютного регулирования.

Этот отчет должен включать:

- изложение и обоснование причин проведения Центральным банком Туркменистана определенной денежной политики в течение следующих 12 месяцев;

- изложение принципов, которых Центральный банк Туркменистана намерен придерживаться в вопросах принятия и проведения этой политики в течение последующих двух лет или в течение более долгого периода;

- анализ и оценку принятой и проводимой Центральным банком Туркменистана этой политики за период, подпадающий под последний годовой отчет.

Статья 63. Деятельность, запрещенная Центральному банку Туркменистана

Кроме случаев, особо оговоренных в данном Законе, Центральному банку Туркменистана запрещается:

- предоставлять финансовую помощь в виде непосредственного займа, невозвратной ссуды или условного обязательства, путем приобретения займа, долевой ссуды или другого долгового обязательства, через принятие долга или условного обязательства, и в любой другой форме;

- заниматься коммерческой деятельностью, приобретать акции какой-либо корпорации или компании, включая акции другого финансового учреждения, или приобретать долевое участие в любой финансовой, коммерческой, сельскохозяйственной, промышленной или другой структуре;

- приобретать путем покупки или аренды или иным образом реальные права на владение недвижимой собственностью или долю в ней, за исключением тех случаев, когда это необходимо или целесообразно для предоставления помещения с целью обеспечения административной деятельности, размещения сотрудников или при других обстоятельствах, связанных с выполнением своих функций, предусмотренных данным Законом.

Статья 64. Сбор статистических данных

Министерства, ведомства, коммерческие банки, предприятия Туркменистана для выполнения возложенных на Центральный банк Туркменистана функций предоставляют ему безвозмездно необходимые статистические отчетно-бухгалтерские данные и другие материалы. Форма отчетности и сроки предоставления необходимой информации определяются Центральным банком Туркменистана в соответствии с действующим законодательством.

Центральный банк Туркменистана способствует упорядочению правил, регулирующих сбор, составление и распространение статистических данных в пределах своей компетенции.

Центральный банк Туркменистана определяет, какая статистическая информация необходима.

Статья 65. Освобождение Центрального банка Туркменистана от государственных пошлин и сборов

Центральный банк Туркменистана освобождается от государственных пошлин и сборов (кроме местных сборов, указанных в Налоговом кодексе Туркменистана).

Статья 66. Правила операций Центрального банка Туркменистана

При выполнении поставленных задач Центральный банк Туркменистана пользуется автономной нормативной властью. Все исходящие от Центрального банка Туркменистана правила, указания и инструкции относительно более чем одной организации публикуются в официальной прессе и вступают в силу со дня публикации или в более поздний срок, определенный в данных правилах, указаниях или инструкциях. Центральный банк Туркменистана ведет доступный для общественности журнал правил, указаний или инструкций.

Раздел IX. Заключительные положения

Статья 67. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в действие со дня его опубликования.

 

Президент Туркменистана

Сапармурат Туркменбаши