Утратил силу

Документ утратил силу с 6 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 марта 2022 года №166

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 февраля 2008 года №47

О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года

В целях обеспечения эффективной работы топливно-энергетического комплекса и развития энергетической отрасли республики, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об энергетике" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Одобрить прилагаемый проект Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года.

2. Направить проект Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года на одобрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

3. Назначить министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении проекта Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

4. Признать утратившими силу:

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 июля 2001 года №353 "О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики до 2005 года";

- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2006 года №71-р;

- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 10 июня 2006 года №310-р.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел энергетики и минеральных ресурсов Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр И.Чудинов

Проект

Одобрена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2008 года №47

Национальная энергетическая программа Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года

Кыргызская Республика обладает достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов. Однако, потенциальные возможности топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) реализуются в недостаточной мере, и отрасль испытывает определенные финансово-экономические трудности. Зависимость республики от импорта энергоносителей, доля которого составляет около 50% от общего энергопотребления, оказывает отрицательное влияние на состояние ТЭК и других отраслей экономики.

В целях повышения эффективности ТЭК, технического перевооружения и развития энергетической отрасли Правительством Кыргызской Республики принято решение о разработке Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития ТЭК до 2025 года (далее - НЭП).

НЭП разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики, регламентирующими деятельность ТЭК страны, на основании распоряжений Правительства Кыргызской Республики от 15 февраля 2006 года №71-р и от 10 июня 2006 года №310-р и предусматривает полное и надежное энергоснабжение потребителей на основе подъема собственной энергетической базы, внедрение инновационных технологий, существенное повышение эффективности функционирования и достижения качественно нового состояния ТЭК.

НЭП является документом, определяющим цели, задачи и основные направления среднесрочной и долгосрочной энергетической политики государства и устанавливающим механизмы ее реализации.

Целевые установки НЭП предусматривают:

- научное обоснование условий эффективного, безопасного и устойчивого функционирования ТЭК;

- формирование системы взаимоотношений субъектов ТЭК, потребителей и государства в условиях становления рыночных отношений;

- формирование роли и места энергетики в создании предпосылок для вывода экономики страны на путь устойчивого развития и социальной стабильности общества.

Реализация главных целей НЭП должна осуществляться в увязке с функционированием всех отраслей экономики, с учетом ресурсных и научно-технологических возможностей страны, возможных негативных последствий от реализации проектов, совокупности макроэкономических и геополитических факторов, оказывающих влияние на развитие взаимоотношений органов государственной власти, финансовых и хозяйственных структур.

Главным средством для достижения целей и реализации приоритетов НЭП является формирование цивилизованного энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов на базе совершенствования нормативной правовой базы.

1. Приоритеты стратегического развития ТЭК и основы государственной энергетической политики

Главным приоритетом энергетической стратегии Кыргызской Республики является рациональное и эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, имеющегося технического, научного и кадрового потенциала ТЭК для обеспечения энергетической безопасности страны, устойчивого развития экономики и повышения качества жизни населения.

Реализация приоритетных задач должна основываться на среднесрочной и долгосрочной государственной энергетической политике.

Основная цель среднесрочной энергетической политики - финансовое оздоровление и технологическое перевооружение ТЭК.

Основными составляющими энергетической политики на 2008-2010 годы являются следующие блоки задач:

- обеспечение надежности и бесперебойности поставок энергии, прежде всего внутренним потребителям;

- осуществление кардинальной реформы системы управления путем создания рыночных институциональных рамок и соответствующей нормативной правовой базы, а также завершение структурной реформы ТЭК;

- обеспечение реализации сбалансированной тарифной и ценовой политики, обеспечивающей покрытие реальных затрат энергетических компаний и исключающей перекрестное субсидирование потребителей;

- достижение сокращения потерь и прекращения хищений энергии;

- разработка правила доступа к сетям и продажи энергии от альтернативных источников энергии и механизмов их субсидирования;

- улучшение финансового и корпоративного управления ТЭК, усиление коммерческой и финансовой дисциплины и достижение рентабельности субъектов отрасли;

- разработка программы технического перевооружения отрасли;

- совершенствование условий привлечения инвестиций в развитие ТЭК;

- осуществление мер по развитию конкурентного преимущества Кыргызской Республики на региональном рынке электроэнергии;

- разработка программы по энергетической эффективности и энергосбережению с учетом обязательств по соглашениям с государствами-участниками Содружества Независимых Государств;

- разработка программы замещения углеводородного топлива местными альтернативными источниками энергии в целях снижения зависимости от импортируемых энергоресурсов и сокращения выбросов парниковых газов;

- обеспечение мониторинга финансового положения в электроэнергетическом секторе в целях ежегодного снижения на 1-2% от внутреннего валового продукта (далее - ВВП) целевого показателя квазифискального дефицита (далее - КФД).

Долгосрочная энергетическая политика Кыргызской Республики направлена на защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечение обороны и безопасности государства, эффективное управление государственной собственностью, достижение качественно нового состояния ТЭК и осуществляется на принципах последовательности действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики и вопросов приватизации энергообъектов.

Стратегическими ориентирами долгосрочной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность, а также энергетическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процессом развития энергетики требуют формирования основных составляющих государственной энергетической политики. Это прежде всего обеспечение эффективного пользования государственным фондом энергоресурсов, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса.

Главным инструментом осуществления энергетической политики является комплекс мер государственного экономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного и антимонопольного.

При проведении энергетической политики государство в полной мере должно использовать свои права собственника недр и активов ТЭК, в то же время осуществлять реструктуризацию государственной собственности с сохранением действенного государственного контроля, преимущественно в системообразующих секторах ТЭК и на объектах повышенной опасности (гидроэнергетика и другие).

Энергетическая безопасность - важнейшая составляющая национальной безопасности Кыргызской Республики, которая должна обеспечить надежное топливо- и энергообеспечение.

Сложившаяся ситуация в ТЭК свидетельствует, что эти угрозы носят реальный характер. Имеет место значительное техническое и технологическое отставание в топливодобывающих секторах, сопровождаемое резким падением производства угля, нефти и газа и устойчивой зависимостью от импорта углеводородного сырья. В электроэнергетике наблюдается диспропорция в структуре и размещении генерирующих мощностей, недостаточное развитие системообразующих электрических сетей, ограничивающее их пропускную способность и повышающее риски ограничения потребителей. Положение усугубляется финансово-экономическим кризисом, связанным с неплатежами и хищениями электроэнергии, неэффективным управлением отраслью, а также отсутствием альтернатив существующей практике тепло- и энергосбережения.

Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:

- способности ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спросы энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

- способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на энергообеспечение;

- устойчивости энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности являются:

- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- контроль со стороны государства и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства;

- диверсификация используемых видов топлива и энергии;

- учет требований экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ);

- предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

- создание экономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта;

- создание и производство конкурентоспособного отечественного энергетического оборудования, привлечения в ТЭК экологически безопасных и экономически эффективных технологий.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо осуществить модернизацию во многом морально устаревшей и физически изношенной технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы, а также изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. При этом, предусматривается увеличение использования гидроэнергетических ресурсов и ВИЭ.

Основными принципами государственной энергетической политики в бюджетной эффективности отрасли являются:

- устойчивая перспектива определения государством необходимых прогнозных объемов прямых поступлений в бюджет от организаций энергетического сектора;

- комплексная оценка текущих и перспективных результатов изменения структуры и стоимости государственной собственности (госактивов в ТЭК);

- сбалансированность роста капитализации энергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений;

- последовательность и адресность в использовании государственных средств, а также инвестиций, осуществляемых под контролем государства.

Государственная энергетическая политика и механизмы ее реализации должны отвечать требованиям социальной направленности и проводиться на следующих основных принципах:

- обеспечение равной доступности энергоносителей для потребителей;

- поддержание паритета цен (тарифов) на энергоносители при проведении ценовой реформы на доступном для потребителей уровне;

- проведение адресной поддержки малоимущих слоев населения при повышении цен (тарифных ставок);

- обеспечение социальной защиты работникам ТЭК при реформировании предприятий (закрытие предприятий, сокращение численности);

- предоставление компенсаций за причиненный ущерб населению, связанный со строительством энергообъектов, согласно законодательству Кыргызской Республики.

2. Состояние и основные направления перспективного развития отраслей ТЭК Кыргызской Республики

2.1. Электроэнергетика

Электроэнергетический сектор (далее - ЭЭС) ТЭК структурно состоит из семи акционерных энергетических компаний с государственным контрольным пакетом акций, в том числе одной генерирующей (ОАО "Электрические станции"), одной электросетевой передающей (ОАО "Национальная электрическая сеть Кыргызстана"), четырех электросетевых распределительных (ОАО "Северэлектро", ОАО "Востокэлектро", ОАО "Ошэлектро" и ОАО "Жалалабатэлектро") и одной теплосетевой (ОАО "Бишкектеплосеть"), а также акционерных компаний с частным капиталомОАО "Чакан ГЭС", Быстровская и Калининская ГЭС.

Производственная база ЭЭС включает 17 электрических станций суммарной установленной мощностью 3680 МВт, в т.ч., 15 ГЭС (2950 МВт) и две ТЭЦ (730 МВт), более 70 тыс. км ЛЭП напряжением 0,4-500 кВ, из них 546 км - линии 500 кВ, 1714 км - линии 220 кВ и 4380 км - линии 110 кВ, а также около 490 трансформаторных подстанций напряжением 35-500 кВ, суммарной мощностью более 8000 MBА.

В настоящее время ЭЭС, располагая системой производства, передачи и распределения, в целом обеспечивает потребность страны в электроэнергии и централизованном теплоснабжении городов Бишкек и Ош, сохраняя стабильные объемы производства электроэнергии на уровне 14,486 млрд. кВтч в 2006 году и до 14,601 млрд. кВтч - в 2007 году.

ЭЭС оказывает определяющее влияние на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 3,9% ВВП и 16% объема промышленного производства, 10% доходов в республиканский бюджет. Развитая электроэнергетическая сеть обеспечивает доступ к электроэнергии практически для подавляющего большинства населения. В то же время, по потреблению электроэнергии на душу населения (1351 кВтч), республика отстает от общемирового показателя (2343 кВтч/чел), а также от показателей соседних государств: Казахстана (3312 кВтч/чел), Таджикистана (2172 кВтч/чел) и Узбекистана (1796 кВтч/чел).

В последние годы в республике проводились мероприятия по укреплению энергетической независимости страны за счет развития внутренних магистральных электрических сетей и генерирующих источников. Выполнен значительный объем работ по техническому перевооружению и развитию систем коммерческого учета электроэнергии, обеспечивающих формирование оптового рынка электрической мощности и энергии. Проведено реформирование производственных структур ЭЭС на функциональной основе с целью адаптации их к рыночным методам хозяйствования, проведены акционирование и частичная приватизация предприятий. Созданы рычаги государственного регулирования деятельности ЭЭС, адекватные условиям рыночной экономики, с передачей функций корпоративного управления акционерными обществами Государственному комитету Кыргызской Республики по управлению государственным имуществом и созданием регулятивного органа - с 2007 года Государственному департаменту по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики.

Разработан и принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в ЭЭС, начато формирование нормативной правовой базы для реализации энергосберегающей политики.

Однако, эти действия оказались недостаточными, и отрасль испытывает следующие трудности:

- проведенная в 2001 году реструктуризация вертикально-интегрированной монопольной электроэнергетической компании на функциональной основе не обеспечила ожидаемых положительных результатов из-за отсутствия необходимых рыночных механизмов и соответствующей законодательной базы;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Национальная энергетическая программа Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегия развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года 1. Приоритеты стратегического развития ТЭК и основы государственной энергетической политики 2. Состояние и основные направления перспективного развития отраслей ТЭК Кыргызской Республики 3. Топливно-энергетический баланс Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и долгосрочную перспективу до 2025 года 4. Стратегические задачи тарифной политики и финансово-экономического оздоровления отрасли 5. Стратегические задачи институциональной и структурной реформы управления топливно-энергетическим комплексом Кыргызской Республики 6. Стратегические задачи межгосударственного сотрудничества по созданию единого рынка энергоресурсов и развития внешней энергетической политики 7. Основные направления энергосберегающей политики 8. Стратегические задачи охраны окружающей среды и рациональное природопользование в ТЭК 9. Научно-техническая и инновационная политика, развитие кадрового потенциала 10. Инвестиционная политика обеспечения развития ТЭК Приложение

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2008 года №47
"О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года"

О документе

Номер документа:47
Дата принятия: 13.02.2008
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:13.02.2008
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:06.04.2022

Документ утратил силу с 6 апреля 2022 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 25 марта 2022 года №166

Опубликование документа

Нет данных