База данных

Дата обновления БД:

20.01.2020

Добавлено/обновлено документов:

35 / 154

Всего документов в БД:

97496

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

от 8 октября 2004 года №10

О Рекомендациях по гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств)

Бюро Межпарламентской Ассамблеи постановляет:

1. Одобрить Рекомендации по гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов, подготовленные на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств (приложения 1, 2).

 

Председатель

Межпарламентской Ассамблеи Н.Абыкаев

Приложение 1

к постановлению Бюро МПА ЕврАзЭС от 8 октября 2004 года №10

Рекомендации по гармонизации законодательств государствчленов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов (на основе сравнительно -правового анализа национальных законодательств)

Вопросы сближения налоговых систем государств - членов ЕврАзЭС являются одними из необходимых и основных в развитии Сообщества. Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы в области налоговой политики, в сфере косвенного налогообложения предусмотрено осуществление следующих мероприятий:

- переход к единым правилам взимания косвенных налогов при экспорте в третьи страны, включая унификацию порядка и сроков возврата НДС;

- сближение ставок акцизов;

- принятие единого порядка администрирования косвенных налогов в случае отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС, учитывая унификацию принципов взимания НДС и создания единого реестра налогоплательщиков НДС.

Настоящие рекомендации разработаны в целях решения указанных задач и подготовки предложений по гармонизации национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС в сфере налогообложения

Рекомендации подготовлены на основе сравнительно-правового анализа правовых актов государств - членов ЕврАзЭС в области налогообложения и международных соглашений в области косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов.

Актуальность рассматриваемого направления обусловлена также тем, что в настоящее время государства Сообщества находятся на завершающем этапе процесса перехода к взиманию косвенных налогов по принципу "страны назначения", причем в полном объеме, без изъятий, включая природный газ, нефть и газовый конденсат.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным косвенным налогом и важным источником доходной части бюджета вышеперечисленных стран. Во всех государствах, исходя из сущности НДС, налогом на добавленную стоимость облагаются операции по поставке товаров и оказанию услуг, кроме тех случаев, когда конкретные виды деятельности либо товары и/или услуги освобождены от обложения НДС.

Акциз также является важнейшим элементом современной налоговой системы.

Традиционными товарами, облагаемыми акцизами, в подавляющем большинстве стран являются предметы не первой необходимостиалкогольные напитки, табачные изделия, предметы роскоши и другие товары, производимые в небольшом количестве и вследствие этого имеющие высокие цены, потребляемые наиболее высоко-обеспеченными слоями общества. По мере развития производства тех или иных видов продукции, изменений спроса и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривается. При этом большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, с целью увеличения налоговых поступлений.

Для достижения фискальной цели акцизы, во-первых, должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкогольной продукцией и нефтепродуктами. Доходы от этих товарных групп достаточно высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Если местные акцизы значительно больше соответствующих налогов в соседних странах, то проблемой становится контрабанда подакцизных товаров. Кроме того, при слишком высоких ставках акцизов может возрасти нелегальное производство облагаемых акцизами товаров. В-третьих, акцизы должны взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости, т.е. они должны уплачиваться либо в момент пересечения таможенной границы страны, либо в момент производства (или отгрузки) товара.

Основываясь на результатах проведенного анализа, следует отметить, что многие проблемы в рассматриваемой сфере возникают в связи с неправильным толкованием положений налоговых кодексов и законов. Для эффективного функционирования единой налоговой системы необходимо точное, полное и четко сформулированное законодательное обеспечение процессов налогообложения, что может быть достигнуто только при использовании единообразной, последовательной и понятной налоговой терминологии. В связи с этим предлагается установить в национальных законах Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Беларусь единые понятия налоговой базы, налогового периода, порядка исчисления налога, сроков уплаты путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты и использования отдельных статей, регламентирующих вышеуказанные понятия.

Налоговые кодексы Российской Федерации, Республики Казахстан, Закон Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" устанавливают налоговый период по налогу на добавленную стоимость, который равен календарному месяцу (кварталу - для отдельной группы плательщиков). В налоговых кодексах Кыргызской Республики и Республики Таджикистан имеется только понятие отчетного (не налогового) периода по НДС. В законодательных актах Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан нет статей, устанавливающих налоговый период по акцизам, что приводит к усложнению порядка их исчисления и уплаты. В этой связи предлагается применять единый подход к определению даты налогового обязательства и сроков уплаты налога и с этой целью определить в качестве единого налогового периода по налогу на добавленную стоимость и акцизу в нормативных актах республик календарный месяц.

Ставки по НДС различны в государствах - членах Сообщества: 18%, 10%, 0% - в Российской Федерации и Республике Беларусь; 15%, 0% - в Республике Казахстан, 20%, 0% - в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан. Целесообразно установить единую ставку налога на добавленную стоимость для стран - членов ЕврАзЭС. При этом нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта товаров.

В целях пресечения уклонения от уплаты налогов следует отменить освобождение от НДС, предоставляемое предприятиям, использующим труд инвалидов и находящимся в собственности общественных организаций инвалидов, заменив их прямыми дотациями из бюджета.

В ходе сравнительно-правового анализа установлен ряд проблемных вопросов по порядку взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между государствами - членами ЕврАзЭС, которые требуют решения на межгосударственном уровне. В частности, необходимо урегулировать вопросы, связанные с порядком подтверждения факта экспорта товаров, предусматривающим документальное подтверждение соответствующими отметками таможенных органов государства-продавца факта вывоза с его территории экспортируемого товара и таможенных органов государства-покупателя - факта ввоза данного товара на его территорию. Так как участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются с проблемой подтверждения экспорта, то для возврата НДС требуется достаточно много времени, в результате чего суммы НДС извлекаются из оборота. Кроме того, проблемы в подтверждении экспорта возникают из-за того, что в каждой стране оформляются различные документы, которые не могут находиться у экспортера.

Учитывая положения международных договоров и соглашений, предлагается унифицировать единый перечень документов для подтверждения налоговой ставки "ноль процентов" и принять за основу перечень, приведенный в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (25 ноября 1998 года). Государства - члены ЕврАзЭС перешли на принцип "страны назначения", который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета по ресурсам, использованным на экспортируемые товары.

В странах ЕврАзЭС установлены различные по продолжительности сроки возврата НДС. Процедура возврата слишком усложнена, что приводит к несвоевременному возврату налога. Несвоевременный возврат приводит к двум негативным последствиям:

- снижается экономическая активность предприятий, поскольку происходит отвлечение оборотных средств у налогоплательщиков и, как следствие, снижаются объемы производства;

- увеличиваются экспортные цены на сумму невозмещенного НДС, что, по сути, приводит к скрытому двойному налогообложению. В связи с этим представляется целесообразным унифицировать сроки возврата НДС.

Следует создать единую систему администрирования налогообложения косвенными налогами при импорте товаров и их производстве. Для создания единой системы администрирования косвенных налогов при взаимной торговле между странами ЕврАзЭС следует наладить информационный обмен по линии таможенных и налоговых органов между государствами Сообщества с помощью информационных систем. Необходимые соглашения о сотрудничестве в этой сфере имеются.

Предлагается сформировать в Российской Федерации и Кыргызской Республике гибкую систему принятия решений по изменению ставок акцизов, позволяющую в минимальные сроки производить их корректировку.

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС своим решением от 14 сентября 2001 года №28 "О дальнейшей гармонизации акцизной политики государств - членов ЕврАзЭС" утвердил базовый перечень и минимальные ставки на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств - членов ЕврАзЭС. В настоящее время минимальные ставки акцизов не установлены только на спирт этиловый и алкогольную продукцию, вошедшие в базовый перечень подакцизных товаров. Представляется целесообразным установить в Базовом перечне подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории государствчленов ЕврАзЭС, минимальные ставки акцизов на спирт этиловый и алкогольную продукцию, а также завершить приведение кодов и единиц измерения подакцизных товаров в соответствие с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности государств - членов ЕврАзЭС.

Государствам - членам Сообщества предлагается ввести "смешанную" систему взимания акциза на табачные изделия, для того чтобы адаптировать налоговое законодательство к общепринятым в экономически развитых странах стандартам.

Приложение 2

к постановлению Бюро МПА ЕврАзЭС от 8 октября 2004 года №10

Сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического сообщества в налоговой сфере в части косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акциз)

1. Общие положения

Целью проведения сравнительно-правового анализа налоговых законодательств государств - членов ЕврАзЭС является подготовка предложений по гармонизации национальных законодательств государств Сообщества в сфере налогообложения.

В настоящее время, сохранив функции основного рычага пополнения бюджета, налогообложение оказывает значительное влияние на международное размещение производств, прямые и портфельные инвестиции, деятельность финансовых рынков.

Новая роль налогообложения проявляется в рамках функционирования различных интеграционных группировок, в том числе и межгосударственных союзов. Так, например, гармонизация налогообложения является в настоящее время одним из перспективных элементов развития СНГ.

Основы для гармонизации налогообложения в рамках СНГ были заложены в Соглашении между правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики (Москва, 13 марта 1992 г.). В соответствии с данным документом страны СНГ обязывались проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов, затрагивающих интересы всех входящих в Содружество государств. Основная цель гармонизации налогообложения в рамках СНГ заключается в правовом обеспечении развития инвестиционной и других форм финансово-хозяйственной деятельности на территории всех государств - участников СНГ. С этой целью было решено координировать на основе сближения и унификации следующие положения законодательства о налогах:

а) в области налога на прибыль (доходы) предприятий, объединений, организаций и их филиалов - правила определения субъектов и объектов налогообложения и порядок учета затрат на производство и реализацию продукции;

б) в области подоходного налога с физических лиц - принципы определения облагаемых доходов и доходов, не подлежащих налогообложению;

в) в области налога на добавленную стоимость - применение единой ставки налога и унифицированного порядка исчисления и уплаты этого налога.

К сожалению, это Соглашение не ратифицировано всеми странами СНГ и фактически имеет декларативный характер, оно вступило в силу лишь для следующих государств:

Республика Беларусь - 18 июля 1996 года;

Республика Казахстан - 18 июля 1996 года;

Республика Узбекистан - 18 июля 1996 года;

Республика Таджикистан - 17 июля 2001 года.

Поэтому в настоящее время координация налоговой политики осуществляется в основном в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), участниками которого являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Гармонизация (сближение и унификация) национальных законодательств в сфере налогообложения и иных нормативных актов государств - членов ЕврАзЭС представляет собой систему взаимосогласованных взглядов на общие цели и приоритеты формирования правовой основы Сообщества, пути, мероприятия, механизмы и этапы практического осуществления согласованной налоговой политики. Основой в гармонизации налогового законодательства является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения национальных законодательств, постепенность и поэтапность ее реализации. Необходимость работы в направлении гармонизации национальных налоговых систем объективно обусловлена тенденциями сближения национальных законодательств, межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами, заключаемыми в развитие интеграционных процессов.

В рамках реализации Соглашения от 13 марта 1992 года и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года подписаны двусторонние соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь, Российской Федерации и Кыргызской Республики.

Одновременно концепция налоговой гармонизации предполагает сохранение самобытности национальных налоговых систем и не предусматривает полной стандартизации порядка взимания налогов в ЕврАзЭС.

Отличительной особенностью регулирования налогообложения в ЕврАзЭС является отсутствие общего документа (аналогичного Налоговому кодексу), систематизирующего все основные нормы налогового законодательства ЕврАзЭС. В настоящее время положения, определяющие налоговую политику в рамках Сообщества, представляют собой совокупность отдельных нормативно-правовых актов, которые оформляются в виде решений, рекомендаций, соглашений.

Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 5 апреля 2002 года №75 одобрены основные принципы налогового администрирования и предложено налоговым службам России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана руководствоваться ими в практической деятельности.

Исходя из поставленных задач, целью совершенствования налогового законодательства государств - членов ЕврАзЭС является определение основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов и притока прямых инвестиций.

Объектом данного исследования являются нормативно-правовые акты в области налогового законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, международные соглашения и правовые акты ЕврАзЭС.

В настоящее время структура налогообложения в государствах ЕврАзЭС характеризуется некоторой степенью унификации. По состоянию на 1 января 2004 года налоговые системы всех государств предполагают взимание налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, НДС, акцизов. Кроме того, являются идентичными такие элементы национальных налоговых систем, как порядок исчисления налогов, налоговые льготы и освобождения, порядок взимания косвенных налогов.

В то же время налоговые системы государств - членов ЕврАзЭС имеют и свои особенности, которые связаны с приоритетами национальной экономической политики, бюджетными взаимоотношениями между различными уровнями власти и иными факторами. При этом правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень налогов и сборов, отсутствует только в Республике Беларусь.

В целом же развитие налогового законодательства государств Сообщества идет в направлении унификации, так как только в этом случае можно обеспечить свободный перелив капитала и равенство конкурентных условий.

Современная налоговая и таможенная практика показывают, что применение положений кодексов, не соответствующих сложившейся экономической ситуации, препятствует развитию бизнеса, привлечению внешних и внутренних инвестиций. Предприниматели, юридические лица, субъекты экономической деятельности стараются скрыть часть своих доходов, и, соответственно, государство недополучает доходы в виде налогов.

Иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в экономику республик. Дальше протоколов о намерениях дела не продвигаются. Инвесторов пугает несовершенство законодательства в сфере предпринимательской деятельности, большое количество налогов и таможенных платежей, высокие их ставки, отсутствие льгот на ввоз технологического оборудования для технического перевооружения предприятий и др. Естественно, все это тормозит приток внешних инвестиций в экономику указанных стран.

Для успешного функционирования налоговой системы, в том числе и в сфере взимания косвенных налогов, необходимо точное, полное и четко сформулированное законодательство, с единообразной терминологией, понятной для всех стран. Только в этом случае можно будет добиться эффективности, простоты и "прозрачности" при их применении.

В рамках данного исследования проведем сравнительный анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере налогообложения в части косвенных налогов, а именно - налога на добавленную стоимость и акцизов.

2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным косвенным налогом и важным источником доходной части бюджета вышеперечисленных стран. Во всех исследуемых законодательствах, исходя из сущности НДС, налогом на добавленную стоимость облагаются операции по поставке товаров и оказанию услуг, кроме тех случаев, когда конкретные виды деятельности либо товары и/или услуги освобождены от обложения НДС.

Налоговая база

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Рекомендации по гармонизации законодательств государствчленов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов (на основе сравнительно -правового анализа национальных законодательств) Сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического сообщества в налоговой сфере в части косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акциз) 1. Общие положения 2. Налог на добавленную стоимость 3. Акциз 4. Рекомендации по правовому регулированию косвенных налогов Сравнительно-правовая характеристика косвенных налогов в государствах - членах ЕврАзЭС Приложение 1 Приложение 2 Приложение 2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 4

Постановление бюро Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 8 октября 2004 года №10
"О Рекомендациях по гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в сфере регламентации взимания налога на добавленную стоимость и акцизов (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств)"

О документе

Номер документа:10
Дата принятия: 08/10/2004
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Евразийиское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Опубликование документа

Нет данных