Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 29 декабря 2006 года №783

Об утверждении Концепции социальной защиты населения Республики Таджикистан

(В редакции Постановлений Правительства Республики Таджикистан от 01.04.2011 г. №184, 05.11.2014 г. №709)

В целях улучшения социальной защищенности нуждающихся слоев населения Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Концепцию социальной защиты населения Республики Таджикистан (прилагается).

2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан совместно с министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти под: отопить проект Плана по реализации концепции социальной защиты населения Республики Таджикистан, и до 1 апреля 2007 года представить на рассмотрение Правительства Республики Таджикистан.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Э.Рахмонов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006 года №783

Концепция социальной защиты населения Республики Таджикистан

Введение

Независимость, обретенная Таджикистаном, повлекла за собой глубинные социально-экономические перемены, которые отразились на благосостоянии наиболее уязвимых слоев населения республики. В процессе преобразований и перехода к рыночной экономике, республика столкнулась с необходимостью пересмотра базовых принципов в сфере социальной политики, а именно, в сфере социальной защиты и социальных гарантий.

Отлаженная система социальной защиты с переходной экономикой является важным элементом экономического развития, социальной устойчивости и политической стабильности. Современный этап развития нашего общества с учетом роста скрытой безработицы, дифференциации социального положения и несколько ограниченных экономических возможностей основной части населения, ставит перед Правительством Республики Таджикистан кардинальную задачу реформирования системы социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Необходимость глобальных изменений системы социальной защиты населения в республике исходит из постоянных напоминаний и поручений главы государства; Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова. Как было изложено в Послании Президента Республики Таджикистан к Маждлиси Оли Республики Таджикистан: "с целью совершенствования социальной политики государства в настоящее время подготавливается Концепция социальной защиты населения, которая предусматривает ряд государственных мер социальной защиты населения на ближайшие годы".

Нынешнее положение дел в системе социальной защиты населения республики, а также ее значение в формировании социально-ориентированной рыночной экономики требуют скорейшей разработки и внедрения стратегии реформ и выбора механизмов по преобразованиям в данной системе, которая обеспечит создание конкурентоспособной экономики.

Разработка Концепции обусловлена существенными переменами, произошедшими в Таджикистане за последние несколько лет такими, как: стабилизация политической обстановки, улучшение макроэкономических показателей и на их фоне сохранение ряда проблем в сфере социальной защиты населения, отставание устаревшей нормативно-правовой и институциональной базы управления социальной политикой.

I. Современное состояние системы социальной защиты

Таджикистан впервые за последние семь лет испытывает период относительной устойчивости и экономического подъема, начавшегося с 2000 года, и продолжающегося по настоящее время, что является важнейшей особенностью современного этапа трансформации экономики и общества.

Рост ВВП в 2005 году по сравнению с 2000 годом составил 58,6 процента или ежегодный рост составляет 11,7 процента. Объем промышленной и сельскохозяйственной продукции увеличился соответственно на 74,1% и 53,6%, а производство товаров народного потребления - в 2,2 раза.

В течение 2000 - 2006 годов отмечен реальный рост всех денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. За эти годы реально-располагаемые денежные доходы населения Таджикистана увеличились в 3,4 раза и составили за 10 месяцев 2006 года 3861,7 млн. сомони.

Перестройка предприятий промышленности и сельского хозяйства к условиям рынка позволила частично восстановить разрушенное политической нестабильностью производство и систему экономических связей. Удалось улучшить положение с оплатой труда работников, включая рост номинальной заработной платы (в среднем на 40 % в год) и снижение задолженности по ее выплате (до 3 процентов от месячного фонда заработной платы).

Расходы государственного бюджета на социальные цели (здравоохранение, образование, ЖКХ, социальную защиту и пр.) возросли с 3,7 % в ВВП в 2000 году до 12,4 % в 2005 году, однако, уровень расходов остается крайне невысоким.

Несмотря на достигнутые показатели в сфере экономики и позитивную динамику макроэкономических показателей, остаются нерешенными проблемы социальной жизни, особенно проблемы в социально-трудовой сфере, в том числе высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов: низкая заработная плата работников сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, образования и высокие заработки работников системы кредитования, страхования, финансов, предприятий частного сектора, строительства, связи, транспорта и промышленности. Разрыв этих показателей достигает двенадцатикратного размера.

А соотношение выплачиваемой минимальной пенсии (социальной выплаты) к максимальной составляет 1:200.

Существование "трехчастного" рынка труда, который в практически равных долях формирует официальную занятость, неформальную занятость и миграцию является особенностью этого периода.

Возникла и успешно функционирует неформальная система социальной поддержки населения, в том числе беднейших его слоев, финансовую основу, которой составляют денежные поступления от трудовых мигрантов, работающих за пределами республики. Активизация трудовой миграции выступает также мощным фактором, сдерживающим распространение безработицы в республике.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Концепция социальной защиты населения Республики Таджикистан Введение I. Современное состояние системы социальной защиты II. Основные цели и принципы реформирования системы социальной защиты III. Реформирование системы социальной защиты 1. Формирование государственных социальных стандартов 2. Приоритеты семейной и демографической политики 3. Регулирование рынка труда, занятость и социальная защита безработных 4. Государственная политика оплаты труда и регулирования доходов 5. Создание многоуровневой пенсионной системы 6. Совершенствование системы государственного социального страхования 7. Совершенствование адресной социальной помощи а) Содержание проблемы социальных льгот IV. Развитие информационного обеспечения системы социальной защиты V. Ожидаемые результаты VI. Мероприятия по реализации концепции

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006 года №783
"Об утверждении Концепции социальной защиты населения Республики Таджикистан"

О документе

Номер документа:783
Дата принятия: 29/12/2006
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/12/2006
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных

Редакции документа

Текущая редакция принята: 05/11/2014  документом  Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Республики Таджикистан и Совета... № 709 от 05/11/2014
Вступила в силу с: 05/11/2014


Редакция от 01/04/2011, принята документом Постановление Правительства Республики Таджикистан О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики и Совета Министров... № 184 от 01/04/2011
Вступила в силу с: 01/04/2011


Первоначальная редакция от 29/12/2006