Недействующая редакция. Принята: 29.12.2006

Недействующая редакция

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 29 декабря 2006 года №783

Об утверждении Концепции социальной защиты населения Республики Таджикистан

В целях улучшения социальной защищенности нуждающихся слоев населения Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Концепцию социальной защиты населения Республики Таджикистан (прилагается).

2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан совместно с министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами государственной власти под: отопить проект Плана по реализации концепции социальной защиты населения Республики Таджикистан, и до 1 апреля 2007 года представить на рассмотрение Правительства Республики Таджикистан.

 

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Э.Рахмонов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29 декабря 2006 года №783

Концепция социальной защиты населения Республики Таджикистан

 

Введение

Независимость, обретенная Таджикистаном, повлекла за собой глубинные социально-экономические перемены, которые отразились на благосостоянии наиболее уязвимых слоев населения республики. В процессе преобразований и перехода к рыночной экономике, республика столкнулась с необходимостью пересмотра базовых принципов в сфере социальной политики, а именно, в сфере социальной защиты и социальных гарантий.

Отлаженная система социальной защиты с переходной экономикой является важным элементом экономического развития, социальной устойчивости и политической стабильности. Современный этап развития нашего общества с учетом роста скрытой безработицы, дифференциации социального положения и несколько ограниченных экономических возможностей основной части населения, ставит перед Правительством Республики Таджикистан кардинальную задачу реформирования системы социальной защиты населения Республики Таджикистан.

Необходимость глобальных изменений системы социальной защиты населения в республике исходит из постоянных напоминаний и поручений главы государства; Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова. Как было изложено в Послании Президента Республики Таджикистан к Маждлиси Оли Республики Таджикистан: "с целью совершенствования социальной политики государства в настоящее время подготавливается Концепция социальной защиты населения, которая предусматривает ряд государственных мер социальной защиты населения на ближайшие годы".

Нынешнее положение дел в системе социальной защиты населения республики, а также ее значение в формировании социально-ориентированной рыночной экономики требуют скорейшей разработки и внедрения стратегии реформ и выбора механизмов по преобразованиям в данной системе, которая обеспечит создание конкурентоспособной экономики.

Разработка Концепции обусловлена существенными переменами, произошедшими в Таджикистане за последние несколько лет такими, как: стабилизация политической обстановки, улучшение макроэкономических показателей и на их фоне сохранение ряда проблем в сфере социальной защиты населения, отставание устаревшей нормативно-правовой и институциональной базы управления социальной политикой.

I. Современное состояние системы социальной защиты

Таджикистан впервые за последние семь лет испытывает период относительной устойчивости и экономического подъема, начавшегося с 2000 года, и продолжающегося по настоящее время, что является важнейшей особенностью современного этапа трансформации экономики и общества.

Рост ВВП в 2005 году по сравнению с 2000 годом составил 58,6 процента или ежегодный рост составляет 11,7 процента. Объем промышленной и сельскохозяйственной продукции увеличился соответственно на 74,1% и 53,6%, а производство товаров народного потребления - в 2,2 раза.

В течение 2000 - 2006 годов отмечен реальный рост всех денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. За эти годы реально-располагаемые денежные доходы населения Таджикистана увеличились в 3,4 раза и составили за 10 месяцев 2006 года 3861,7 млн. сомони.

Перестройка предприятий промышленности и сельского хозяйства к условиям рынка позволила частично восстановить разрушенное политической нестабильностью производство и систему экономических связей. Удалось улучшить положение с оплатой труда работников, включая рост номинальной заработной платы (в среднем на 40 % в год) и снижение задолженности по ее выплате (до 3 процентов от месячного фонда заработной платы).

Расходы государственного бюджета на социальные цели (здравоохранение, образование, ЖКХ, социальную защиту и пр.) возросли с 3,7 % в ВВП в 2000 году до 12,4 % в 2005 году, однако, уровень расходов остается крайне невысоким.

Несмотря на достигнутые показатели в сфере экономики и позитивную динамику макроэкономических показателей, остаются нерешенными проблемы социальной жизни, особенно проблемы в социально-трудовой сфере, в том числе высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов: низкая заработная плата работников сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, образования и высокие заработки работников системы кредитования, страхования, финансов, предприятий частного сектора, строительства, связи, транспорта и промышленности. Разрыв этих показателей достигает двенадцатикратного размера.

А соотношение выплачиваемой минимальной пенсии (социальной выплаты) к максимальной составляет 1:200.

Существование "трехчастного" рынка труда, который в практически равных долях формирует официальную занятость, неформальную занятость и миграцию является особенностью этого периода.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.