Действует

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 22 февраля 2023 года №71

Об утверждении Стратегии развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы

На основании пункта f) статьи 4 и пункта а) статьи 5 Закона №136/2017 о Правительстве (Официальный монитор Республики Молдова, 2017 г., №252, ст. 412), с последующими изменениями, а также для исполнения положений Национальной стратегии развития "Европейская Молдова - 2030", утвержденной Законом №315/2022 Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы (прилагается).

2. Министерству финансов разработать:

1) в конце 2026 года отчет об оценке воздействия внедрения Стратегию развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы;

2) в конце 2030 года заключительный отчет об оценке указанной Стратегии.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов.

4. Настоящее постановление вступает в силу с даты опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

Премьер-министр

Дорин Речан

Контрасигнует:

Министр финансов

 

Вероника Сирецяну

 

Утверждена Постановлением Правительства Республики Молдова от 22 февраля 2023 года №71

Стратегия развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы

I. Введение

Общий контекст

Правительство в соответствии со своим мандатом стремится к достижению высоких стандартов подотчетности и прозрачности в государственном секторе, как необходимые условия для предоставления доступных и качественных государственных услуг.

Эффективное, разумное, прозрачное и корректное управление государственными финансами, обеспечение бюджетно-налоговой стабильности, распределение публичных финансовых ресурсов и доступ к внешней помощи в тесной взаимосвязи с приоритетами государственной политики являются, таким образом, важными инструментами для достижения целей устойчивого развития (ЦУР).

Исходя из неотъемлемой ответственности Правительства за сферу публичных финансов, а также за налоговые и таможенные отношения, разработка всеобъемлющей стратегии является непременным условием для возможности представления текущего положения дел в сфере публичных финансов и для определения целей высшего уровня как с точки зрения среднесрочных действий, так и долгосрочных стремлений по внедрению международных стандартов и практик, в частности уровня Европейского Союза.

Утвержденная в середине 2013 года Стратегия развития менеджмента публичных финансов, охватывающая период 2013-2022 годов, стала первым документом государственной политики, в котором была представлена комплексная, последовательная и надежная основа для повышения эффективности и результативности государственных расходов, фискальной дисциплины, устойчивости долга и публичных финансов в целом.

Стратегия развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы (в дальнейшем - Стратегия) является стратегическим документом развития системы управления публичными финансами, который интегрирует существующий стратегический формат, характерный компонентам менеджмента публичных финансов, и продолжает логическую линию реализованных или начатых недавно реформ.

Настоящая Стратегия, как и предыдущая, включает все этапы бюджетного цикла, ответственность за которые возложена на Правительство. В течение следующих восьми лет Стратегия будет основой для дальнейшего прогресса и модернизации в области управления публичными финансами. Стратегия подчеркивает уроки, извлеченные в ходе реализации предыдущей стратегии, и необходимость продолжения реформ в этой области, и основывается на тщательном анализе текущей ситуации, проведенном на уровне Министерства финансов, а также на выводах миссии по оценке публичных расходов и финансовой ответственности 2021 года, рекомендациях экспертов Международного валютного фонда - Департамента по бюджетным вопросам, Всемирного банка, оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Программа поддержки совершенствования управления и менеджмента (SIGMA), а также на основе других внешних диагностических оценках по отдельным компонентам менеджмента публичных финансов.

Настоящая Стратегия разработана с целью решения основных проблем в существующей системе и ориентации политики в сфере публичных финансов на макроэкономическую стабильность. Менеджмент публичных финансов охватывает очень широкий и разнообразный круг предметных областей, которые взаимодействуют во многих отношениях и на разных уровнях. Используемая модель отслеживает согласованность реформ, а также взаимозависимость элементов в системе менеджмента публичных финансов для точного определения влияния каждого элемента на общую эффективность менеджмента публичных финансов.

Настоящая Стратегия предусматривает ряд улучшений в менеджменте публичных финансов, служащих поддержкой для реализации целей и направлений Национальной стратегии развития "Европейская Молдова 2030" (НСР).

Аналогично, настоящая Стратегия направлена на обеспечение достижения целей национальной повестки в области устойчивого развития таким образом, чтобы результаты реформы менеджмента публичных финансов были в соответствии с национальными целями.

Реформы публичных финансов направлены на совершенствование налоговой системы, консолидацию процесса планирования, исполнение и отчетность по публичным финансам, увеличение сбора доходов, укрепление системы государственных закупок и улучшение внутреннего контроля, в том числе за счет повышения прозрачности и подотчетности. Данные направления являются ключевыми целями Правительства, которое, как следствие, должно обеспечить ускоренный и устойчивый экономический рост, повысить уровень жизни и улучшить качество жизни граждан.

Отношения между Республикой Молдова и Европейским Союзом приобрели новое измерение в июне 2022 года после Заключения Совета Европейского Союза о предоставлении Республике Молдова статуса страны-кандидата в Европейский Союз (ЕС).

В качестве страны-кандидата Республика Молдова должна выполнить ряд действий по достижению соответствия критериям вступления в ЕС. В данном отношении необходимы направленные усилия для продвижения по пути вступления в ЕС и, в частности, полное внедрение эффективного менеджмента публичных финансов, а также более тесное сотрудничество с ЕС, в том числе в сфере государственных финансов.

Парламентская комиссия по экономике, финансам и бюджету и высший орган аудита (Счетная палата Республики Молдова (в дальнейшем - СЧРМ)) играют существенную институциональную роль в системе надзора и ответственности за управление публичными финансами, а их вклад позволит консолидировать Стратегию развития менеджмента публичных финансов как с точки зрения процесса, так и качества предоставляемых публичных услуг.

Утверждение документа по развитию менеджмента публичных финансов и конкретных реформ по управлению государственными финансами также является предусловием для отраслевой бюджетной поддержки со стороны ЕС и одним из базовых стержней для вступления в ЕС. Совершенствование менеджмента публичных финансов является одним из самых неотложных приоритетов правительства Республики Молдова в процессе вступления в ЕС.

В то же время Правительство намерено задействовать механизм бюджетной поддержки в различных отраслях. Таким образом, Стратегия послужит ориентиром при выполнении обязательств Республики Молдова по обеспечению ответственного руководства и эффективного финансового управления.

Макробюджетная основа

После значительного ухудшения ситуации в 2014-2015 годах, вызванного банковским мошенничеством, национальная экономика восстановилась и пережила значительный подъем, зафиксировав совокупный рост около 17,5 в последующие четыре года (2016-2019 годы). В 2020 году глобальная пандемия коронавирусной инфекции и сильная засуха в Молдове серьезно повлияли на экономику страны, что повлекло снижение валового внутреннего продукта (ВВП) на 8,3% по сравнению с 2019 годом.

В течение 2020 года уровень инфляции имел ярко выраженную нисходящую траекторию, в основном поддерживаемую дезинфляционным совокупным спросом, связанным с влиянием пандемии, снижением цен на энергоносители на международном и региональном уровне с последствиями для внутренних цен на топливо, а также с корректировкой некоторых тарифов, включенных в регулируемые цены. Среднегодовой уровень инфляции составил 3,8%, позиционируясь у нижней границы диапазона изменения целевого показателя (https://bnm.md/ro).

Финансовая ситуация в 2020 году существенно ухудшилась. В результате дефицит бюджета достиг рекордного за последние десять лет уровня - 5,3 % ВВП (https://mf.gov.md/ro).

В 2021 году в Республике Молдова зафиксирован самый высокий экономический рост за последние 3 десятилетия. ВВП составил 242,1 млрд леев и зарегистрировал реальный рост на 13,9% по сравнению с предыдущим годом (https://me.gov.md).

Среднегодовой уровень инфляции в 2021 году составил 5,1%, что на 1,3 процентного пункта выше, чем в 2020 году, с ярко выраженной восходящей траекторией, вызванной ростом мировых цен.

Доходы национального публичного бюджета в 2021 году составили 32% ВВП, а расходы - на уровне 33,9% ВВП, фиксируя дефицит в размере 1,9% ВВП.

После экономического спада, вызванного пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, экономика Республики Молдова не смогла набрать обороты, столкнувшись с новыми вызовами в 2022 году. Энергетический кризис, безудержная инфляция, война в соседней стране, сложная и нестабильная внешняя обстановка - совокупность факторов, глубоко замедливших развитие народного хозяйства. В то же время чрезмерное повышение цен, особенно на энергоресурсы, вызвало цепную реакцию роста цен во всех сферах и привело к росту инфляции, уровень которой достиг 30,2% в конце 2022 года, и создало новые проблемы для правительства и деловой среды. Кроме того, 2022 год был отмечен сильной засухой, которая отразилась на значительной части растениеводства, что косвенно сказалось на животноводстве, потребительских ценах, экспорте, поставках сырья для пищевой промышленности и т. д.

Во второй половине 2022 года статистические данные по всем показателям (промышленное производство, внутренняя торговля товарами и услугами, денежные переводы, кредитование, бюджетные показатели, внешнеторговый баланс и др.) свидетельствовали о том, что национальная экономика вступила в рецессию, зарегистрировав снижение ВВП около 3% в реальном выражении и в размере 278,2 млрд леев за 2022 год.

Макроэкономический прогноз на 2023 год предусматривает, что ВВП в реальном выражении увеличится на 2,0% по сравнению с 2022 годом, а в номинальном выражении достигнет объема 308,8 млрд леев. Основное допущение данного сценария прогноза предполагает, что негативное влияние неблагоприятных условий сохранится как минимум до первой половины 2023 года и позволит лишь частичное восстановление экономики. Незначительное восстановление ожидается со второй половины 2023 года на фоне улучшения внешней среды, снижения инфляционного давления и смягчения финансовых условий.

По предварительным оценкам в 2023 году доходы национального публичного бюджета увеличатся на 10,6% по сравнению с объемом 2022 года, соответственно, расходы вырастут на 12,9%, а дефицит бюджета достигнет уровня 6,0% ВВП.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Молдова от 22 февраля 2023 года №71
"Об утверждении Стратегии развития менеджмента публичных финансов на 2023-2030 годы"

О документе

Номер документа:71
Дата принятия: 22.02.2023
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07.03.2023
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №75-78, 7 марта 2023 года, Ст. 147.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу с даты опубликования - с 7 марта 2023 года.