База данных

Дата обновления БД:

28.10.2021

Добавлено/обновлено документов:

23 / 619

Всего документов в БД:

110670

Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 10 сентября 2021 года №114

О прокуратуре Кыргызской Республики

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 22 июля 2021 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего конституционного Закона

Настоящий конституционный Закон определяет порядок организации деятельности прокуратуры Кыргызской Республики, правовые акты, полномочия органов прокуратуры, особенности организации деятельности военной и специализированных прокуратур, основные меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, а также порядок прохождения службы в прокуратуре.

Статья 2. Прокуратура Кыргызской Республики

1. Прокуратура Кыргызской Республики (далее - прокуратура) является государственным органом, призванным обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, а также защиту охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

2. Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики органами государственной власти (за исключением деятельности Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики в сфере подготовки и проведения выборов и референдумов, Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики в сфере контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина), местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и организациями, деятельность которых финансируется из государственного и местного бюджетов, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, функционирующими на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, а также иными юридическими лицами с государственной долей участия (далее - субъекты);

2) надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов органами, осуществляющими следствие и оперативно-розыскную деятельность;

3) надзор за законностью в сфере государственной правовой статистики и учета;

4) надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;

5) представительство интересов гражданина или государства в случаях, определенных законом;

6) поддержание государственного обвинения в суде;

7) осуществление уголовного преследования;

8) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим конституционным Законом и иными законами Кыргызской Республики.

Статья 3. Правовая основа деятельности прокуратуры

1. Правовую основу деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий конституционный Закон, иные нормативные правовые акты, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также правовые акты Генерального прокурора Кыргызской Республики (далее - Генеральный прокурор).

2. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных законами Кыргызской Республики.

Статья 4. Принципы деятельности прокуратуры

1. Деятельность прокуратуры основывается на принципах:

1) законности;

2) защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) прозрачности и гласности;

4) независимости прокурора и недопустимости вмешательства в его деятельность;

5) обязательности исполнения требований прокурора;

6) единоначалия и подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящему.

2. Органы прокуратуры:

1) обеспечивают верховенство закона, единство и укрепление законности;

2) обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством прокурорского надзора за соблюдением Конституции, исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

3) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов, а также законодательства о защите государственных секретов и иной специально охраняемой законом тайны;

4) осуществляют полномочия независимо от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций в строгом соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;

5) принимают меры по пресечению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

6) прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору.

3. Подчиненность прокуроров включает:

1) обязательность указаний вышестоящих прокуроров по вопросам организации и деятельности для нижестоящих прокуроров;

2) ответственность нижестоящих прокуроров перед вышестоящими за выполнение служебных обязанностей;

3) разрешение вышестоящими прокурорами жалоб на действия (бездействие) и акты нижестоящих;

4) прекращение действий, отзыв или изменение актов нижестоящих прокуроров вышестоящими.

Статья 5. Гарантии независимости органов прокуратуры

1. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры.

Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора или следователя органов прокуратуры с целью воспрепятствования осуществлению ими своих полномочий или принятия ими незаконного решения влечет ответственность, установленную Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

2. Прокурор, следователь органов прокуратуры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора или следователя, в производстве которого они находятся, до их завершения.

Статья 6. Гарантии обязательности требований прокурора и следователя органов прокуратуры и актов прокурорского реагирования

1. Требования (запросы, поручения, указания) прокурора и следователя, предъявляемые на основании и в порядке, установленных законодательством, обязательны для исполнения субъектами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего конституционного Закона.

2. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах и порядке.

3. В целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры законодательством Кыргызской Республики, прокуроры имеют право на беспрепятственный вход в помещения субъектов, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего конституционного Закона, безотлагательный прием их руководителями по вопросам проверки, доступ к документам и материалам, а также ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.

4. Должностные лица и граждане обязаны явиться по письменному требованию прокурора или следователя органов прокуратуры в установленное им время для дачи объяснений и показаний. В письменном требовании должны быть указаны вопросы, по которым вызывается должностное лицо или гражданин.

5. В случае неявки без уважительных причин или отказа от явки должностных лиц, граждан для дачи пояснений в органы прокуратуры, прокурор вправе вынести постановление о принудительном доставлении такого лица в органы прокуратуры, которое исполняется правоохранительными органами в течение 24 часов.

6. Неисполнение, ненадлежащее исполнение актов прокурорского реагирования, законных требований прокурора или следователя влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры

1. В органах прокуратуры, в соответствии с их полномочиями, разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов. Решение, принятое прокурором, может быть обжаловано вышестоящему прокурору и не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

2. Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики.

3. Запрещается пересылка обращения в орган или должностному лицу, решения либо действия (бездействие) которых обжалуются.

4. Анонимные обращения в органах прокуратуры не рассматриваются.

Статья 8. Обжалование действий прокурора и актов прокурорского реагирования

1. Действия прокурора и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование требований и актов прокурорского реагирования не приостанавливает их исполнение.

2. Суд либо вышестоящий прокурор может до вынесения решения по обращению на действия или акты прокурорского реагирования приостановить их исполнение.

3. Вышестоящий прокурор по обращению граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отозвать акт прокурорского реагирования нижестоящего прокурора.

Статья 9. Участие прокуроров в заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления

1. Генеральный прокурор и его заместители вправе присутствовать на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, его комитетов и комиссий, Кабинета Министров Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики и Конституционного суда Кыргызской Республики.

2. Прокуроры областей, прокуроры специализированных прокуратур, прокуроры городов, районов и их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях коллегий аппаратов полномочных представителей Кабинета Министров Кыргызской Республики в областях, местных государственных администраций, совещаниях и заседаниях органов местного самоуправления.

3. Прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими актов прокурорского реагирования судами и субъектами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего конституционного Закона.

Глава 2. Система и организация прокуратуры

Статья 10. Система прокуратуры

1. Систему прокуратуры составляют:

1) Генеральная прокуратура Кыргызской Республики (далее - Генеральная прокуратура);

2) военная прокуратура Кыргызской Республики (далее - военная прокуратура);

3) прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош, а также специализированные прокуратуры;

4) районные (городские) и военные прокуратуры гарнизонов.

2. При прокуратуре Кыргызской Республики могут быть образованы учреждения, которые входят в единую систему органов прокуратуры.

3. Генеральная прокуратура имеет в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

4. Образование, реорганизация, ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются по решению Генерального прокурора в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, требующих дополнительного финансирования из республиканского бюджета, которые решаются по согласованию с Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

5. Органы прокуратуры имеют свои символы - флаг и эмблему. Их описание и порядок официального использования устанавливаются Генеральным прокурором.

Статья 11. Генеральная прокуратура

1. Генеральная прокуратура является высшим органом прокуратуры Кыргызской Республики, возглавляется Генеральным прокурором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Кыргызской Республики в порядке, предусмотренном Конституцией Кыргызской Республики.

Генеральная прокуратура имеет статус юридического лица.

2. Генеральный прокурор имеет первого заместителя, заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Кыргызской Республики по предложению Генерального прокурора.

Заместители Генерального прокурора могут быть назначены одновременно руководителями соответствующих структурных подразделений, входящих в систему органов прокуратуры.

3. Структура Генеральной прокуратуры определяется Генеральным прокурором.

4. Генеральная прокуратура:

1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;

2) анализирует практику надзора за исполнением законов, состоянием законности в Кыргызской Республике, в том числе с использованием сведений, содержащихся в информационных системах, интегрированных с системой информационного обмена правоохранительных и иных государственных органов;

3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;

4) контролирует работу органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов;

5) взаимодействует с правоохранительными органами, осуществляющими следствие, оперативно-розыскную деятельность;

6) совершенствует систему отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, а также устанавливает различные формы сотрудничества с институтами гражданского общества;

7) организует и проводит повышение квалификации кадров;

8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

5. В целях проведения научных исследований, повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры Кыргызской Республики могут создаваться в установленном порядке ведомственные научные учреждения и учебные заведения.

Статья 12. Полномочия Генерального прокурора

1. Генеральный прокурор, обладая всей полнотой полномочий прокуратуры:

1) руководит системой прокуратуры и осуществляет контроль за ее деятельностью;

2) организует работу по реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры;

3) ведет переговоры и подписывает международные договоры Кыргызской Республики по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере международных договоров;

4) дает заключение о наличии в действиях Президента Кыргызской Республики признаков преступления в случае выдвижения Жогорку Кенешем Кыргызской Республики обвинения;

5) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер социального и материального обеспечения прокуроров, следователей органов прокуратуры и иных работников;

6) распределяет полномочия сотрудников органов прокуратуры;

7) определяет режим служебного времени и отдыха сотрудников органов прокуратуры;

8) принимает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам правовой статистики и учета, обязательные для всех субъектов правовой статистики.

Отдельные полномочия могут быть делегированы заместителям Генерального прокурора.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего конституционного Закона Статья 2. Прокуратура Кыргызской Республики Статья 3. Правовая основа деятельности прокуратуры Статья 4. Принципы деятельности прокуратуры Статья 5. Гарантии независимости органов прокуратуры Статья 6. Гарантии обязательности требований прокурора и следователя органов прокуратуры и актов прокурорского реагирования Статья 7. Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры Статья 8. Обжалование действий прокурора и актов прокурорского реагирования Статья 9. Участие прокуроров в заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления Глава 2. Система и организация прокуратуры Статья 10. Система прокуратуры Статья 11. Генеральная прокуратура Статья 12. Полномочия Генерального прокурора Статья 13. Отчет Генерального прокурора Статья 14. Прокуратуры областей, городов Бишкек и Ош, а также специализированные прокуратуры Статья 15. Полномочия прокуроров областей, городов Бишкек и Ош, а также специализированных прокуратур Статья 16. Прокуратуры районов (городов) и военные прокуратуры гарнизонов Статья 17. Полномочия прокуроров районов (городов) военных прокуроров гарнизонов Статья 18. Коллегии в органах прокуратуры Статья 19. Срок полномочий прокурора Глава 3. Правовые акты прокуратуры Кыргызской Республики Статья 20. Система правовых актов прокуратуры Статья 21. Протест прокурора Статья 22. Представление прокурора Статья 23. Предписание прокурора Статья 24. Постановление прокурора Статья 25. Предостережение о недопустимости нарушения нормативного правового акта Статья 26. Заявление в судебные органы Статья 27. Указание прокурора Статья 28. Представления на судебные акты Статья 29. Меры принудительного исполнения актов прокурорского реагирования Статья 30. Опубликование актов прокурорского реагирования Глава 4. Прокурорский надзор § 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов субъектами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего конституционного Закона Статья 31. Предмет надзора Статья 32. Полномочия прокурора § 2. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Статья 33. Предмет надзора Статья 34. Полномочия прокурора по обеспечению законности в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность § 3. Надзор за законностью следствия и дознания Статья 35. Предмет надзора Статья 36. Полномочия прокурора по обеспечению законности следствия и дознания § 4. Надзор за законностью в сфере государственной правовой статистики и учета Статья 37. Предмет надзора и ведение правовой статистики и учета Статья 38. Полномочия прокурора § 5. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан Статья 39. Предмет надзора Статья 40. Полномочия прокурора Глава 5. Представительство интересов гражданина или государства и поддержание государственного обвинения в суде Статья 41. Представительство интересов гражданина или государства и поддержание государственного обвинения в суде Статья 42. Внесение прокурором представлений на судебные акты Глава 6. Осуществление уголовного преследования Статья 43. Осуществление уголовного преследования Статья 44. Уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих, а также лиц, военнообязанных, призванных на военные сборы Глава 7. Порядок осуществления прокуратурой иных полномочий § 1. Взаимодействие с компетентными органами иностранных государств Статья 45. Надзор за применением законов при осуществлении международного правового сотрудничества Статья 46. Полномочия прокуратуры по международному правовому сотрудничеству Статья 47. Информационно-аналитическая деятельность с использованием системы информационного обмена правоохранительных и иных государственных органов § 2. Иные полномочия прокуратуры Статья 48. Регистрация актов о назначении проверок Статья 49. Участие прокуратуры в нормотворчестве Статья 50. Координационная деятельность Статья 51. Издания прокуратуры Глава 8. Служба в органах прокуратуры. Кадры органов прокуратуры § 1. Служба в органах прокуратуры Статья 52. Поступление на службу в органы прокуратуры Статья 53. Прокуроры и сотрудники органов прокуратуры Статья 54. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым прокурорами и следователями Статья 55. Ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах прокуратуры Статья 56. Организация индивидуального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры § 2. Правовое положение сотрудника органов прокуратуры Статья 57. Статус сотрудника органов прокуратуры. Основные права и обязанности Статья 58. Служебное удостоверение и печать Статья 59. Форменное обмундирование § 3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры Статья 60. Присяга прокурора Статья 61. Перемещение сотрудника в системе органов прокуратуры Статья 62. Ротация сотрудника Статья 63. Перевод сотрудника Статья 64. Временное заместительство Статья 65. Аттестация сотрудников органов прокуратуры Статья 66. Резерв кадров органов прокуратуры Статья 67. Личное дело сотрудника органов прокуратуры Статья 68. Специальные звания и воинские звания сотрудников органов прокуратуры § 4. Служебное время и время отдыха сотрудников органов прокуратуры Статья 69. Служебное время и время отдыха Статья 70. Отпуска сотрудников органов прокуратуры Статья 71. Ежегодный очередной трудовой отпуск Статья 72. Порядок исчисления продолжительности очередного трудового отпуска пропорционально отработанному времени Статья 73. Отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком Статья 74. Отпуск без сохранения денежного довольствия (заработной платы) Статья 75. Отпуск по болезни Статья 76. Учебные отпуска для сотрудников Статья 77. Освобождение сотрудника органов прокуратуры от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью § 5. Урегулирование конфликта интересов и проведение служебного расследования в органах прокуратуры Статья 78. Конфликт интересов в органах прокуратуры Статья 79. Служебное расследование Статья 80. Временное отстранение сотрудника органов прокуратуры от занимаемой должности § 6. Поощрение, меры дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности сотрудников органов прокуратуры Статья 81. Поощрение сотрудников органов прокуратуры Статья 82. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов прокуратуры Статья 83. Порядок привлечения прокуроров и следователей органов прокуратуры к уголовной ответственности Статья 84. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей Статья 85. Материальное и социальное обеспечение сотрудников органов прокуратуры и членов их семей Статья 86. Гарантии медицинского и санаторно-курортного обслуживания Статья 87. Погребение сотрудника органов прокуратуры Статья 88. Выслуга лет Статья 89. Пенсионное обеспечение сотрудников органов прокуратуры § 7. Кадровая работа в органах прокуратуры Статья 90. Кадровая работа. Основные направления формирования кадрового состава органов прокуратуры § 8. Прекращение службы в органах прокуратуры Статья 91. Основания прекращения службы в органах прокуратуры Статья 92. Увольнение сотрудника органов прокуратуры по собственному желанию Статья 93. Увольнение сотрудника по инициативе руководителя органа прокуратуры Статья 94. Прекращение службы в органах прокуратуры по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Статья 95. Отставка прокурора Статья 96. Зачисление сотрудника в распоряжение кадров органов прокуратуры Глава 9. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры. Структура и организация специализированных прокуратур Статья 97. Структура и организация органов военной прокуратуры Статья 98. Полномочия военного прокурора и военных прокуроров Статья 99. Кадры органов военной прокуратуры Статья 100. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры Статья 101. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры Статья 102. Структура и организация специализированных прокуратур Глава 10. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры и порядок вступления в силу настоящего конституционного Закона Статья 103. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов прокуратуры Статья 104. Вступление в силу настоящего конституционного Закона и переходные положения

Конституционный Закон Кыргызской Республики от 10 сентября 2021 года №114
"О прокуратуре Кыргызской Республики"

О документе

Номер документа:114
Дата принятия: 10/09/2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:27/09/2021
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 17 сентября 2021 года №97  

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституционный Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования - с 27 сентября 2021 года, за исключением положений, для которых частью 2 настоящей статьи установлены иные сроки вступления в силу.

Положения части 9 статьи 84, частей 6 и 9 статьи 85, части 2 статьи 88, части 4 статьи 96 настоящего конституционного Закона вступают в силу с 1 января 2022 года.