Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 22 июня 2020 года №УП-6012

Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 г. №УП-6218, 24.07.2021 г. №УП-6269, 30.12.2021 г. №УП-45, 20.04.2022 г. №УП-113)

В последние годы проводится системная работа по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов по правам человека в национальное законодательство и выполнению международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций (далее - ООН), на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

Кроме того, принимаются практические меры по гармонизации национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека.

Вместе с тем принятие долгосрочной стратегии в области прав человека служит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах.

В целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека, обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах, а также эффективной и своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года:

1. Определить основными направлениями деятельности государственных органов и организаций Республики Узбекистан, ответственных за выполнение норм международных договоров по правам человека:

обеспечение безусловного выполнения национальных планов действий ("дорожных карт"), направленных на реализацию рекомендаций международных организаций по защите прав человека;

выявление, анализ, а также устранение причин и условий, препятствующих выполнению рекомендаций уставных органов и договорных комитетов по правам человека ООН, путем разработки и реализации мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики;

осуществление эффективного сотрудничества с Общественной палатой при Президенте Республики Узбекистан и институтами гражданского общества в области выполнения международных обязательств Республики Узбекистан по правам человека.

2. Принимая во внимание рекомендации международных организаций, в том числе уставных органов и договорных комитетов ООН, утвердить разработанные на основе всестороннего изучения актуальных вопросов обеспечения и защиты прав человека, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также результатов широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций:

Национальную стратегию Республики Узбекистан по правам человека (далее - Национальная стратегия) согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2;

Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций согласно приложению №3.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека (далее - Центр) в целях реализации Национальной стратегии и "Дорожной карты":

ведет регулярный мониторинг, вносит в соответствующие министерства и ведомства предложения и рекомендации о качественной и своевременной реализации мер;

на постоянной основе размещает на своем веб-сайте подробную информацию, отражающую конкретные показатели и достигнутые результаты;

ежеквартально вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан обобщенную информацию;

обеспечивает подготовку, перевод на иностранные языки и опубликование информационно-аналитических комментариев;

б) ответственные исполнители, указанные в "Дорожной карте", до 5-го числа каждого месяца представляют в Центр информацию о выполнении возложенных на них задач. При этом первые руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за полное, качественное и своевременное выполнение задач, определенных в "Дорожной карте";

в) утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 №УП-6218

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.04.2021 №УП-6218)
(см. предыдущую редакцию)

4. Рекомендовать:

а) палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

образовать Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека;

ежеквартально заслушивать информацию руководителей министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и "Дорожной карты" с проведением их критического обсуждения;

б) Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента ежеквартально заслушивать информацию руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств о реализации Национальной стратегии и "Дорожной карты" в разрезе регионов с проведением их критического обсуждения.

5. Одобрить предложения Центра:

об учреждении нагрудного знака "Инсон хукуклари химояси учун", ежегодно вручаемого за заслуги в сфере защиты прав человека и повышения культуры соблюдения прав человека в Международный день прав человека;

о проведении на высоком организационном уровне Самаркандского форума по правам человека с участием представителей международных организаций, специалистов из зарубежных государств и почетных гостей один раз в два года.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

принять правительственное решение об утверждении Положения о нагрудном знаке "Инсон хукуклари химояси учун";

провести организационные меры, связанные с проведением в 2020 году в городе Самарканде Самаркандского форума по правам человека.

7. Центру:

в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Концепцию Самаркандского форума по правам человека и регламент его проведения;

в трехмесячный срок совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования Республики Узбекистан внести предложения о внедрении в государственных высших образовательных учреждениях, учреждениях, специализированных на повышении квалификации и переподготовке кадров (университетах, институтах, центрах, факультетах, курсах), а также учреждениях общего среднего и среднего специального, профессионального образования учебных курсов (учебников) "Права человека", "Права женщин", "Права ребенка".

8. Установить, что работникам Центра, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD), производится доплата до 30 процентов должностного оклада, имеющим ученую степень доктора наук (Doctor of Science) - до 60 процентов должностного оклада.

9. Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить выделение финансовых средств в рамках параметров Государственного бюджета на 2020 год для реализации мер, предусмотренных в настоящем Указе в установленном порядке.

10. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан в сотрудничестве с Национальным информационным агентством Узбекистана, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Международным пресс-клубом и Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации обеспечить:

разъяснение сути и содержания настоящего Указа в средствах массовой информации и глобальной информационной сети Интернет;

оперативное доведение до широкой общественности объективной и полной информации о реализации Национальной стратегии.

11. Внести изменения и дополнение в Положение о Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2018 года №ПП-4056, согласно приложению №4.

12. Центру совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

13. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан В.В. Махмудова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года №УП-6012

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека

В Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Вопрос обеспечения прав и свобод человека в стране превращается в главный критерий демократических реформ, направленных на создание благополучных и достойных условий жизни для нашего народа.

Международные стандарты по правам человека системно и поэтапно имплементируются в национальное законодательство и правоприменительную практику. В настоящее время нормы более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных Узбекистаном, находят свое отражение в национальном законодательстве.

Осуществляемые широкомасштабные реформы меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. В обществе сформирована благородная цель "Новый Узбекистан построим вместе", новая идея "Общество - инициатор реформ" все активнее входит в нашу повседневную деятельность.

I. Прогресс в области прав человека

В обеспечении прав и свобод человека особое место занимают Народные и Виртуальная приемные Президента Республики Узбекистан, а также приемные Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей.

Принят комплекс мер по дальнейшей демократизации судебно-правовой сферы, обеспечению верховенства Конституции, равенства перед законом, гуманизма, справедливости, независимости судебной власти, внедрения принципа состязательности в судебный процесс, повышения доверия населения к правосудию, расширению института "Хабеас корпус", усилению судебного надзора за следствием.

Существенно расширяются полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод человека, досудебном урегулировании споров и примирении сторон.

Для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности при рассмотрении дел в судах внедрена система "Электронное правосудие". Приняты меры по расширению системы оказания бесплатной юридической помощи населению, возможностей правовой информационной системы "Advice.uz", а также поддержки негосударственной некоммерческой организации "Мадад", предоставляющей гражданам бесплатные юридические консультации.

Совершенствуется и все более адаптируется к принципу гуманизма административное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Внедрена совершенно новая система помилования и освобождения лиц от наказания под поручительство общественных объединений. Закрытие специализированной колонии по исполнению наказаний, расположенной в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан, стало важным гуманным событием. В результате принимаемых мер число осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, уменьшилось в 2,5 раза.

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе Организации Объединенных Наций (далее - ООН) в сфере обучения правам человека. Реализуются широкомасштабные меры по исполнению Концепции повышения правовой культуры в обществе и Национальной программы действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН. Государственные органы, институты гражданского общества, средства массовой информации, образовательные учреждения широко вовлечены в процесс популяризации среди населения общечеловеческих ценностей, принципов уважения и соблюдения прав человека, а также обеспечения доступа граждан к правовой информации.

В обеспечении политических прав и свобод граждан, свободы мысли, слова и убеждений большое значение имеют широкомасштабные кардинальные преобразования в общественном и государственном управлении. Укрепляются эффективные механизмы парламентского и общественного контроля. Существенно усилена ответственность Кабинета Министров перед парламентом. Развиваются системы "Электронный парламент" и "Электронное правительство", принимаются меры по расширению видов, повышению возможностей, качества и оперативности государственных услуг.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека I. Прогресс в области прав человека II. Недостатки в области прав человека III. Цель и задачи Национальной стратегии IV. Основные направления реализации Национальной стратегии V. Механизм реализации, ведения мониторинга выполнения и финансирования Национальной стратегии VI. Результаты, ожидаемые от реализации Национальной стратегии "Дорожная карта" по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок взаимодействия с уставными органами и договорными комитетами по правам человека ООН Глава 3. Порядок осуществления взаимодействия при рассмотрении сообщения, признанного приемлемым Глава 4. Опубликование и ведение учета решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека ООН Глава 5. Рассмотрение решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека ООН Глава 6. Соответствующая и пропорциональная компенсация ущерба Глава 7. Ведение мониторинга исполнения решений уставных органов и договорных комитетов по правам человека ООН Изменения и дополнение, вносимые в Положение о Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека

Указ Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года №УП-6012
"Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека"

О документе

Номер документа:УП-6012
Дата принятия: 22.06.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:23.06.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 23 июня 2020 года, №06/20/6012/0953

Примечание к документу

Пункт 4 настоящего Приложения вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20.04.2022  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по упрощению предоставления государственных услуг, сокращению бюрократических барьеров и развитию национальной системы оказания государстве
Вступила в силу с: 21.04.2022


Редакция от 30.12.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых указов... № УП-45 от 30/12/2021
Вступила в силу с: 30.12.2021


Редакция от 24.07.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа... № УП-6269 от 24/07/2021
Вступила в силу с: 24.07.2021


Редакция от 30.04.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по комплексной систематизации национальной базы законодательства № УП-6218 от 30/04/2021
Вступила в силу с: 30.04.2021


Первоначальная редакция от 22.06.2020