База данных

Дата обновления БД:

17.01.2020

Добавлено/обновлено документов:

22 / 193

Всего документов в БД:

97474

Действует

О вступлении в силу документа смотри пункт 3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 15 ноября 2019 года №114

Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению

На основании подпункта 8.10 пункта 8 Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. №445, Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12 ноября 2013 г. №244 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 1 декабря 2014 г. №219 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2015 г. №203 "О внесении изменений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. №186 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. №138 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 ноября 2018 г. №125 "О внесении дополнений и изменений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Председатель

И.В.Медведева

Утверждена Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15 ноября 2019 года №114

Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения органами государственной статистики выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению (далее - государственное статистическое наблюдение), и получения необходимых первичных статистических данных для расчета сводного индекса потребительских цен (далее - ИПЦ).

2. В настоящей Инструкции используются следующие термины и их определения:

базовая организация - репрезентативно отобранный объект, в котором осуществляется регистрация цен (тарифов) по сформированному потребительскому набору товаров (услуг) - представителей;

выборочная совокупность - совокупность ограниченного числа наблюдений, которая должна быть представительной (репрезентативной), полно и адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности;

домашнее хозяйство - группа лиц, которые совместно проживают в жилом помещении, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства, либо одно лицо, живущее самостоятельно и обеспечивающее себя всем необходимым для жизни;

ИПЦ - один из показателей инфляции, характеризующий изменение во времени стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг, приобретаемых населением для непроизводственного потребления;

инфляция - обесценивание денежных средств, сопровождающееся ростом цен (тарифов) на товары и услуги;

классификация индивидуального потребления по целям (КИПЦ) 2018 (далее - КИПЦ) - одна из функциональных классификаций, описанных в Системе национальных счетов, и используемая при расчете ИПЦ в качестве международного стандарта;

потребительская цена (тариф) - фактическая цена (тариф) на товар (услугу), реализуемый в свободной продаже (оказываемую населению), которая является конечной ценой потребления и включает налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги, а также затраты и прибыль базовых организаций;

потребительские расходы населения - часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг;

потребительские товары (услуги) - товары (услуги), используемые населением, как правило, для личного и общесемейного потребления;

потребительский набор товаров (услуг) - представителей - единый для областей и г. Минска репрезентативно отобранный перечень товаров (услуг), наиболее часто потребляемых населением, остающийся в течение определенного периода неизменным;

регистрация цен (тарифов) - сбор первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары (услуги), вошедшие в сформированный потребительский набор товаров (услуг) - представителей, в базовых организациях;

сезонный товар (услуга) - товар (услуга), который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года);

товар (услуга) - представитель - совокупность определенного вида товара (услуги), который в границах совокупности товаров (услуг) может отличаться незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства;

цена (тариф) - денежная оценка стоимости товара (услуги) в белорусских рублях за количественную единицу товара (услуги);

ценовая котировка - цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства (характерные особенности), зарегистрированная специалистами по проведению обследований в базовой организации.

3. Государственное статистическое наблюдение проводится с целью определения изменения стоимости фиксированного потребительского набора товаров (услуг) - представителей в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен (тарифов) на эти товары и услуги.

Для расчета ИПЦ в набор товаров (услуг) включаются потребительские товары (услуги), приобретаемые населением республики для личного и общесемейного потребления, без исключения в качестве неосновных или нежелательных для потребления товаров (услуг) (например, напитки алкогольные, табачные изделия и прочие).

4. ИПЦ предназначен для измерения изменения цен (тарифов) на потребительские товары (услуги) и в его расчет не включаются данные о расходах:

на приобретение ценных бумаг (облигаций, акций или других финансовых активов);

на уплату подоходного налога, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

на приобретение товаров, расходуемых на цели инвестиций (строительство и капитальный ремонт жилых или подсобных помещений и тому подобное), накопления, а также товаров, для которых не существует реальной рыночной цены (собственное потребление сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан).

5. Организация и проведение государственного статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:

отбор населенных пунктов;

отбор базовых организаций;

отбор товаров (услуг) - представителей;

регистрация цен (тарифов);

контроль за регистрацией цен (тарифов).

Глава 2. Отбор населенных пунктов

6. Государственное статистическое наблюдение проводится на территории Республики Беларусь в г. Минске, во всех областных центрах и выборочно - в районных центрах (городах), отбираемых Национальным статистическим комитетом (далее - Белстат).

Отбор городов осуществляется с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения региона и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

В выборочную совокупность городов не включаются города, расположенные в непосредственной близости друг от друга, от областных центров и столицы.

7. Для проведения государственного статистического наблюдения отобран 31 город в соответствии с перечнем согласно приложению 1, где проживает более 50 % населения республики и свыше 70 % городского населения республики.

Глава 3. Отбор базовых организаций

8. В каждом городе в выборочную совокупность базовых организаций включаются:

юридические лица (обособленные подразделения юридических лиц), осуществляющие продажу товаров (услуг) на регулярной основе (торговые организации, организации общественного питания, городские рынки, организации, оказывающие платные услуги населению);

индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле и сфере услуг.

Базовые организации должны фактически представлять те объекты, где население чаще всего приобретает товары (услуги). При отборе базовых организаций особо следует обращать внимание на регулярность реализации в них товаров (услуг), отобранных для государственного статистического наблюдения, поскольку важным условием регистрации цен (тарифов) является соблюдение непрерывности сбора первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары (услуги).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию плодоовощной продукции на сельскохозяйственных ярмарках, действующих ограниченный период времени, как правило, один месяц в году, не включаются в выборочную совокупность базовых организаций.

9. В выборочную совокупность базовых организаций в каждом городе должны быть включены крупные объекты (торговые центры, гипер- и супермаркеты, магазины с торговой площадью 650 кв. метров и более), средние и малые объекты (магазины с торговой площадью до 50 кв. метров), с различными формами обслуживания, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах.

10. Отбор базовых организаций производят специалисты отделов статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска (далее - специалисты отделов статистики цен). Для отбора используется официальная статистическая информация:

об объемах реализации товаров (услуг) населению;

выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни о соотношении мест покупки отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.

При отборе базовых организаций, осуществляющих реализацию плодоовощной продукции, следует изучить насыщенность потребительского рынка конкретным товаром, уровень цен в магазинах и на рынках, качество товара, предложенного к реализации, и, исходя из сложившейся ситуации в городе, произвести отбор базовых организаций, который в различные сезоны может быть разным.

Рекомендуемые соотношения количества регистрируемых цен в магазинах и на рынках на отдельные продовольственные и непродовольственные товары определены согласно приложениям 2 и 3. Если товар, включенный в государственное статистическое наблюдение, в приложениях 2 и 3 не приведен, регистрацию цен на него следует осуществлять в магазинах.

11. Ежегодно (в декабре) на основании произведенного отбора базовых организаций составляется их перечень с указанием наименования и местонахождения базовой организации, наименования товара (услуги), цены (тарифы) которого (которой) регистрируются в базовой организации. Перечни базовых организаций проверяются на соответствие требованиям к отбору базовых организаций, изложенным в пунктах 8-10 настоящей Инструкции, и утверждаются начальниками отделов статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска.

12. Утвержденный перечень базовых организаций может изменяться в случае:

замены базовой организации на другую организацию;

включения для государственного статистического наблюдения дополнительно отобранной организации.

Замена базовой организации на другую организацию осуществляется в случае, если на момент регистрации цены (тарифа) в базовой организации невозможно зарегистрировать цену (тариф) на тот же товар (услугу) - представитель, что и во время предыдущей регистрации (например, товар (услуга) - представитель отсутствует в продаже, базовая организация временно не работает и прочее).

Замена базовой организации на другую организацию производится на непродолжительный период времени (два-три месяца) при сохранении в перечне базовых организаций первоначально отобранной базовой организации. В случае более длительного отсутствия товара (услуги) - представителя в базовой организации производится исключение этой организации из перечня базовых организаций и регистрация цен (тарифов) осуществляется в дополнительно отобранной базовой организации. Обязательным условием для организации государственного статистического наблюдения в дополнительно отобранной базовой организации является ее однотипность с исключенной базовой организацией, а также сопоставимость в них уровня цен (тарифов) на товар (услугу) - представитель, который должен быть аналогичным или максимально близким по потребительским свойствам отобранному товару (услуге).

Замена базовой организации производится и в случае неосуществления ею деятельности в течение длительного периода времени (6 месяцев) или ликвидации (прекращения деятельности).

Внесение изменений в утвержденный перечень базовых организаций производится в порядке, установленном в пункте 11 настоящей Инструкции.

13. Информация о базовых организациях является конфиденциальной и распространению не подлежит.

Глава 4. Отбор товаров (услуг) -  представителей

14. Для государственного статистического наблюдения Белстатом отобраны товары и услуги, характеризующие фактическую структуру потребительских расходов населения республики в соответствии с Перечнем товаров и услуг для государственного статистического наблюдения (далее - Перечень) согласно приложению 4.

Сформированный Белстатом Перечень включает товары и услуги, имеющие общее описание потребительских свойств товаров (услуг) - представителей, а специалисты по проведению обследований детализируют его ассортиментом товаров (услуг) -  представителей с конкретными потребительскими свойствами.

15. Перечень включает продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги. Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.

Структура Перечня приведена с использованием КИПЦ. Весь потребительский набор товаров (услуг) - представителей подразделяется на разделы (например, "Продукты питания и безалкогольные напитки").

Раздел подразделяется на группы (например, "Продукты питания").

Группа подразделяется на классы (например, "Зерновые продукты и крупы").

Класс подразделяется на однородные подклассы (например, "Крупы"), которые подразделяются на виды (например, "Крупа рисовая") и на товары (услуги) - представители (например, "рис шлифованный, полированный (включая пропаренный)", который подразделяется на "рис шлифованный, полированный", "рис шлифованный, пропаренный" и прочий).

16. Для поддержания актуальности выборочной совокупности товаров (услуг) - представителей осуществляется ее постепенная ротация (обновление) путем исключения отдельных товаров (услуг) - представителей и включения новых по следующим причинам:

товар (услуга) - представитель больше не является репрезентативным, так как его доля в потребительских расходах населения постепенно сокращается;

реализация товара (услуги) - представителя на потребительском рынке не осуществляется (например, в результате изменения технологии или по другим причинам).

Новые товары (услуги) - представители включаются в потребительский набор товаров (услуг) - представителей в тех случаях, когда доля расходов на их приобретение составляет не менее 0,01 % от общей суммы потребительских расходов населения республики.

17. Отбор конкретного товара (услуги) - представителя осуществляется специалистами по проведению обследований совместно с работниками базовых организаций (товароведом или продавцом магазина, приемщиком заказов). Отобранный для государственного статистического наблюдения товар (услуга) - представитель должен пользоваться постоянным спросом у населения.

При отборе определенного вида товара (услуги) преимущество должно отдаваться товару (услуге)-представителю, который будет постоянно присутствовать в реализации в течение последующих месяцев текущего года. Если товар (услуга) в базовой организации представлен широким ассортиментом, то отбор производится в соответствии с долей объема реализации конкретного товара (услуги) - представителя, которая определяется на основании данных учета базовой организации, проведения опроса работников базовой организации (товароведа, продавца магазина, приемщика заказов) или экспертным путем.

Для проведения государственного статистического наблюдения отбираются товары отечественного и импортного производства.

Глава 5. Регистрация цен (тарифов)

18. Регистрация цен (тарифов) проводится в период с 10 по 30 (28 (29) - в феврале) число ежемесячно. Регистрация цен (тарифов) в конкретной базовой организации за отчетный месяц должна осуществляться в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем регистрации цен (тарифов) в предыдущем месяце. Необходимо соблюдать установленные сроки регистрации цен (тарифов) с тем, чтобы выдерживать интервал в один месяц между двумя регистрациями цен (тарифов).

Первичные статистические данные о ценах (тарифах) на услугу - представитель могут быть получены в базовой организации по телефону, если стоимость услуги-представителя является неизменной для определенного периода времени (например, одинаковый размер платы за отдельные услуги на все месяцы квартала). В случае регистрации цен (тарифов) по телефону, необходимо по истечении квартала направить запрос в базовую организацию и получить письменное подтверждение первичных статистических данных о ценах (тарифах) на услугу - представитель.

19. Регистрация цен (тарифов) в базовой организации включает:

поиск товара (услуги) - представителя в соответствии с определенной для регистрации цен (тарифов) спецификацией;

проверку неизменности (сравнение и определение отклонений) спецификации товара (услуги), находящегося в реализации, с параметрами, определенными регистрацией цен (тарифов) для товара (услуги) - представителя в предыдущем периоде;

полное описание характеристик товара (услуги) - представителя в случае их идентичности или при незначительном отклонении в спецификациях, не влияющем на качество товара (услуги) - представителя;

регистрацию цены (тарифа) на товар (услугу) - представитель, определение ее отклонения (прирост или снижение) от уровня, зафиксированного при предыдущей регистрации цены (тарифа), уточнение у работников базовой организации (товароведа, продавца, приемщика заказов) причин изменения цены (тарифа) с обязательной их записью;

подбор другого товара (услуги) из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия в реализации товара (услуги) - представителя либо наличия существенных отличий в спецификациях для осуществления замены товара (услуги) - представителя;

консультацию с работником базовой организации (товароведом, продавцом, приемщиком заказов) на предмет представительности отобранного для замены товара (услуги) и спроса на него потребителей (данные учета базовой организации по объемам его реализации за предыдущий период);

запись нового товара (услуги) - представителя и его спецификации, уточнение цены (тарифа) на него в предыдущем периоде (по данным учета базовой организации) и регистрацию цены (тарифа) за отчетный период.

20. Для еженедельного расчета ИПЦ осуществляется регистрация цен (тарифов) (по вторникам) по потребительскому набору товаров (услуг) - представителей для еженедельной оценки ИПЦ согласно приложению 5.

Еженедельная регистрация цен (тарифов) на товары (услуги) - представители осуществляется в базовых организациях, отобранных для ежемесячной регистрации цен (тарифов), с целью получения возможности включения еженедельной информации о ценах (тарифах) в случаях совпадения сроков регистрации цен (тарифов) в состав базы данных для расчета ИПЦ за месяц. Снижение (скидки, акции) цены (тарифа) товара (услуги) - представителя в базовой организации на один день (по вторникам) при регистрации цен (тарифов) не учитывается.

21. Регистрации подлежит фактическая потребительская цена (тариф) товара (услуги) - представителя (включая налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги), имеющегося в реализации и оплачиваемого денежными средствами.

Регистрации также подлежат цены (тарифы) на товары (услуги) -  представители, реализуемые по ценам (тарифам) со скидками в течение определенного периода (по окончании сезона), либо на время проведения акций. Снижение (краткосрочные скидки) цены (тарифа) товара (услуги) - представителя, действующее менее одной недели, не подлежит регистрации.

Не подлежат регистрации цены на товары, потерявшие товарный вид (поврежденные), распродаваемые вследствие истечения сроков годности, либо из остатков, а также цены (тарифы) на товары (услуги), реализуемые по льготным ценам (тарифам) для отдельных категорий граждан или со скидками в связи с предстоящим прекращением деятельности магазина.

22. Для соблюдения принципа непрерывности сбора первичных статистических данных о ценах (тарифах) необходимо чтобы каждый месяц регистрировалась цена (тариф) одного и того же товара (услуги) - представителя.

23. В случае временного отсутствия товаров (услуг) - представителей, не относящихся к сезонным товарам (услугам), возможно применение одного из следующих методов для расчета средней цены:

в расчет средней цены за предыдущий месяц не включается цена товара (услуги) - представителя, отсутствующего в текущем месяце. Невключение цены товара (услуги) - представителя в расчет средней цены эквивалентно предположению, что цена на отсутствующий товар (услугу) - представитель изменилась бы таким же образом, что и среднее значение цен товаров (услуг)  -  представителей, включенных в расчет индекса цен;

распространить на более поздние периоды последнюю зарегистрированную цену. Необходимо как можно реже использовать данный метод, особенно в период высоких темпов инфляции или в период быстрых изменений на рынках в результате значительных темпов инноваций и высокой сменяемости товаров, так как применение данного метода допустимо только для ограниченного числа случаев. Данный метод вносит систематическую ошибку в получаемый ИПЦ в сторону уменьшения. Возникает вероятность компенсирующего скачкообразного изменения индекса цен в момент, когда цена на отсутствующий товар-представитель будет зарегистрирована вновь;

условно исчислить цену временно отсутствующего товара (услуги) - представителя, используя среднее изменение имеющихся в наличии цен на товары (услуги) - представители в соответствии с примером согласно приложению 6. Данный метод равноценен не включению цены товара (услуги) - представителя в расчет текущего периода, но условное исчисление цены товара (услуги) - представителя следует произвести, чтобы размер выборочной совокупности товаров (услуг) - представителей в текущем периоде не сокращался;

условно исчислить цену на отсутствующий товар, используя изменение цены сопоставимого товара из другой подобной базовой организации.

Период, в течение которого применяются условные исчисления цен товаров-представителей, не должен быть продолжительным (два-три месяца).

По товарам с быстрым обновлением модельного ряда (например, смартфоны, ноутбуки, бытовая техника, телевизоры) следует проводить целенаправленные замены товаров-представителей, не ожидая полного прекращения реализации товара.

24. Если товар (услуга) - представитель отсутствует на потребительском рынке длительное время (более шести месяцев), то товар (услуга) - представитель считается постоянно отсутствующим. Товар (услуга) - представитель может отсутствовать на потребительском рынке в связи с реализацией новых товаров (услуг), или базовые организации могут прекратить его реализацию. В случае отсутствия в продаже товара (услуги) - представителя необходимо произвести его замену. Заменяющий товар (услуга) должен иметь значительную долю реализации (пользоваться спросом у населения) и быть репрезентативным в отношении изменений цен (тарифов), включенных в выборочную совокупность товаров (услуг) - представителей.

25. Для определения товара, заменяющего товар-представитель, выпуск которого прекращен, могут быть применены следующие методы замены товара:

прямое сопоставление применяется, если заменяющий товар является непосредственно сопоставимым по качеству с отсутствующим в продаже товаром. При этом, предполагается, что разница в уровне цен между заменяющим и отсутствующим товарами обусловлена изменениями цены, а не различиями в качестве. Замена отсутствующего товара-представителя без совмещения приведена в примере согласно приложению 7;

совмещение применяется в случаях, когда отсутствует информация, позволяющая выполнить обоснованные оценки влияния изменения качества товара на его цену, однако заменяющий товар находится в реализации в тот же период, что и отсутствующий товар. Замена товара может считаться несопоставимой с отсутствующим товаром-представителем, но при этом возможно получение первичных статистических данных о ценах как на отсутствующий, так и на заменяющий товары-представители в период совмещения. Разница в цене между отсутствующим и заменяющим товарами-представителями в период совмещения используется затем в качестве показателя различия в качестве. Замена отсутствующего товара-представителя с совмещением приведена в примере согласно приложению 8;

метод корректировки на количество применяется в случае, когда заменяющий товар отличается от товара-представителя, отсутствующего в реализации, величиной физической характеристики, поддающейся количественному определению (например, вес, размер). Данный метод применим в случаях, когда цена товара изменяется пропорционально его качественной характеристике. Использование метода корректировки на количество приведено в примере согласно приложению 9.

Каждый конкретный случай вынужденной замены товара требует индивидуального анализа. Выбор метода замены товара зависит от специфики условий реализации товаров, их наличия на потребительском рынке и других факторов.

26. Регистрация цен (тарифов) на конкретный товар (услугу) осуществляется путем заполнения формы государственного статистического наблюдения 12-потребительские цены (тарифы) "Сведения о потребительских ценах (тарифах) на товары и услуги, оказываемые населению" (далее - форма).

Форма рассчитана на регистрацию цен (тарифов) и указание разного рода примечаний по различным базовым организациям. По каждому товару (услуге)-представителю необходимо ежемесячно регистрировать от трех до десяти сопоставимых с предыдущим месяцем цен (тарифов) по территории каждого города. Количество цен (тарифов) для регистрации в городах определено согласно приложению 1.

Цены (тарифы) на один и тот же товар (услугу) - представитель или его эквивалент необходимо зарегистрировать в одной и той же базовой организации за два периода (предыдущий и отчетный месяц). Для обеспечения необходимого количества сопоставимых цен (тарифов) на товары (услуги) - представители, в ряде случаев (например, для товаров, которые представлены широким ассортиментом: пельмени, молоко, сыры, майонез и прочие, для которых существуют трудности в соблюдении сопоставимости товаров в отчетном и предыдущем месяце) следует зарегистрировать большее количество цен (тарифов), чем определено согласно приложению 1, за каждый отдельный период. Исключение составляют отдельные виды платных услуг населению, цены (тарифы) на которые устанавливаются централизованно и являются едиными для всего населения города (например, тарифы на проезд в городском транспорте, услуги связи, отдельные виды коммунальных услуг).

27. В графе А формы указывается порядковый номер базовой организации, в графе Б формы - ее наименование и адрес местонахождения. Данные о городских рынках включают их наименование, адрес или место его нахождения, а также, по возможности, фамилии продавцов, номера торговых мест и другие данные по отдельным продавцам.

В графе 1 формы указывается дата регистрации цены (тарифа) в предыдущем месяце, а в графе 6 формы - в отчетном месяце.

Собранные за отчетный месяц первичные статистические данные заносятся в графы с 6 по 10 формы, а затем переносятся в графы с 1 по 5 формы следующего месяца.

В графе 7 формы приводится подробное описание выбранного для определения изменения цены (тарифа) товара (услуги) - представителя. Как правило, в описание товара-представителя входят его марка, модель, артикул, страна происхождения товара, предприятие-производитель, вид упаковки, размер, цвет изделия, сорт, вес, состав сырья и так далее (цель описания товара (услуги) - представителя - предоставить достаточно информации для нахождения его при регистрации цен (тарифов) в последующий месяц).

В графе 8 формы отражается единица измерения товара (услуги) - представителя (указывается количество отобранного для регистрации цены (тарифа) товара (услуги) - представителя, а не стандартная единица количества).

В графе 9 формы указывается цена (тариф) товара (услуги) - представителя, зарегистрированная в отчетном месяце. В графе 10 формы отражается цена, рассчитанная за стандартную единицу количества товара (услуги), указанную в Перечне. В случае если зарегистрированная и пересчитанная цены (тарифы) совпадают, их значение отражается в графе 10 формы.

Если в каком-либо периоде невозможно зарегистрировать цену (тариф), или же эти цены (тарифы) нельзя сравнивать, то проставляется отметка в форме и цена (тариф) на товар (услугу) - представитель не включается в расчет статистического показателя "Ценовая относительная".

28. По строке "Средняя цена (тариф)" в графах 5 и 10 формы отражается среднегеометрическая цена (тариф), рассчитанная из первичных статистических данных базовых организаций, отраженных в форме для расчета средней цены (тарифа) (за исключением отмеченных) в отчетном и предыдущем месяцах. В обязательном порядке при определении средней цены (тарифа), участвующей в расчете статистического показателя "Ценовая относительная" для товара (услуги), количество цен (тарифов) на товар (услугу) - представитель должно быть одинаковым в обоих сравниваемых периодах. В случае отсутствия в отчетном (предыдущем) месяце первичных статистических данных о цене на товар (услугу) - представитель в базовой организации необходимо условно исчислить цену временно отсутствующего товара (услуги) - представителя в соответствии с примером согласно приложению 6.

Для отчетного периода при отсутствии сведений о цене на товар (услугу) - представитель в базовой организации условное значение недостающей цены определяется по формуле

Рисунок 1 к Пост. 114-19

где Pjn - цена товара (услуги) - представителя "j" в отчетном периоде "n";

Ij - относительный статистический показатель изменения цены товара (услуги) "j" в отчетном периоде по сравнению с базисным, рассчитанный по сопоставимым видам товаров (услуг) -  представителей;

Pjo - цена товара (услуги) - представителя "j" в базисном периоде "о".

Если в отчетном периоде произведена замена базовой организации (товара (услуги) - представителя) и (или) количество цен увеличилось по сравнению с предыдущим периодом, то значение недостающей цены на товар (услугу) - представитель по базовой организации в базисном периоде определяется по формуле

Рисунок 2 к Пост. от 114-19

где Pjo - цена товара (услуги) - представителя "j" в базисном периоде "о";

Pjn - цена товара (услуги) - представителя "j" в отчетном периоде "n";

Ij - относительный статистический показатель изменения цены товара (услуги) "j" в отчетном периоде по сравнению с базисным, рассчитанный по сопоставимым видам товаров (услуг) - представителей.

Условное рассчитанное значение недостающей цены на товар (услугу) -  представитель в базовой организации за отчетный (базисный) период отмечается в форме знаком "*" и используется в расчетах средней цены в соответствии с примером включения условно исчисленных цен на отсутствующие товары-представители в расчет индекса цен согласно приложению 10.

Данные по строке "Средняя цена (тариф)" в графе 10 формы делятся на данные по строке "Средняя цена (тариф)" в графе 5 формы, рассчитанный статистический показатель отражается по строке "Ценовая относительная". Результат округляется до четырех знаков после запятой.

29. Условные примеры заполнения формы приведены согласно приложению 11.

Если описание товара-представителя в предыдущем месяце, полностью соответствует характеристике товара-представителя в отчетном месяце, то в графе 7 формы достаточно сделать отметку "То же". Если отобранный ранее для регистрации цены товар-представитель не поступил в продажу в отчетном месяце, регистрируется цена аналогичного товара. В этом случае подбирается товар, наиболее соответствующий ранее отобранному товару-представителю. Если нет возможности зарегистрировать в базовой организации цену отобранного в предыдущем месяце товара-представителя или подобрать его эквивалент, то регистрация цен осуществляется в другой торговой организации.

30. Первичные статистические данные по форме специалисты по проведению обследований 1 числа месяца, следующего за отчетным, передают по электронным каналам связи в отделы статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска, где выполняется их проверка.

Глава 6. Условия сравнимости товаров (услуг) - представителей

31. При регистрации цен (тарифов) специалисты по проведению обследований определяют, сравним ли товар (услуга) - представитель с тем, который выбран для его замены и последующей регистрации цены (тарифа).

Для этого используются следующие основные условия:

не следует сравнивать один и тот же вид товара (услуги) - представителя или различные товары (услуги) - представители из разных базовых организаций;

не рекомендуется сравнивать товары-представители, произведенные в разных странах;

товары-представители, произведенные в одной стране, сравниваются, если их качество примерно одинаково (в частности, что касается одежды, возможно сравнение товаров, произведенных разными производителями, только в случаях, когда невозможно подобрать товары, произведенные одним производителем);

рекомендуется сравнивать пересчитанные (на единицу количества) цены товара одного производителя, которые имеют отличия по объему и весу (например, консервы в банках весом 550 и 350 граммов);

допустимо сравнивать цены на одинаковые модели одежды, отличающиеся только по размеру кроме случаев, если имеется существенное различие в цене одной модели разных размеров.

32. Общий принцип сравнимости товаров (услуг) -  представителей - определить, влияют ли их различия на цену (тариф). Товары (услуги) - представители считаются сравнимыми, если нет значительных различий в их потребительских качествах, которые определяют цену (тариф).

Глава 7. Регистрация цен (тарифов) на сезонные товары (услуги) - представители

33. Сезонными товарами (услугами)-представителями являются некоторые продукты питания (овощи, фрукты, картофель, живая рыба и тому подобное), отдельные виды одежды и обуви, услуги отопления, туризма и экскурсионные услуги и прочие.

В несезонные периоды года по таким товарам (услугам)-представителям применяется метод расчетных цен, в соответствии с которым уровень цен (тарифов) на отсутствующие товары (услуги) - представители определяется с учетом изменения цен (тарифов) на аналогичные товары (услуги) - представители соответствующей группы, имеющиеся в реализации в течение всего года.

34. Для сезонных товаров (услуг) - представителей, отсутствующих в продаже в течение от одного до нескольких месяцев в году, в форме необходимо сделать пометку, что товар (услуга) - представитель в продаже отсутствует. Последняя зарегистрированная цена (тариф) в форме за отчетный месяц в качестве цены (тарифа) предыдущего месяца не отражается.

35. В государственное статистическое наблюдение, при регистрации цен на плодоовощную продукцию на городских рынках, в сезонный период года следует включать цены на данную продукцию, реализуемую физическими лицами, которые осуществляют торговлю на рынках с предоставлением торгового места.

Регистрацию цен на картофель в базовых организациях рекомендуется проводить раздельно на картофель урожая текущего года ("молодой") и картофель урожая предыдущего года. В расчет ИПЦ данные о ценах на "молодой" картофель следует включать с момента массовой реализации данного товара. Месяцем включения в расчеты "молодого" картофеля является июль (в отдельных случаях - вторая половина июня). Необходимо учитывать постепенно возрастающий удельный вес "молодого" картофеля в общем объеме реализации данного товара. Для этого цены на "молодой" картофель и картофель урожая предыдущего года в летний период (учитывая значительную разницу в ценах) необходимо взвесить на их объемы реализации для получения средневзвешенной цены, что позволяет сделать увязку цен на картофель урожая текущего и предыдущего года. Метод сезонного сглаживания цен, основанный на расчете средневзвешенной цены картофеля, позволяет учесть постепенно возрастающий удельный вес "молодого" картофеля в общем объеме его реализации и, соответственно, снижающийся удельный вес картофеля урожая предыдущего года.

Регистрировать цены на морковь, свеклу, капусту урожая текущего года также следует с момента массовой реализации данных товаров, учитывая растущий вес продукции урожая текущего года, постепенно увеличивая количество соответствующих ему ценовых котировок.

Глава 8. Регистрация цен (тарифов) на отдельные потребительские товары (услуги) - представители

36. Для расчета платы за техническое обслуживание жилых помещений формируется выборочная совокупность из жилых помещений. Характеристики выбираемых жилых помещений (тип, площадь) должны оставаться неизменными. Регистрация тарифов осуществляется в жилищно-эксплуатационных службах, жилищно-строительных кооперативах. В форме указывается плата за техническое обслуживание жилых помещений (на момент оплаты услуги населением), исчисленная за квадратный метр отдельно по государственному жилищному фонду и по частному жилищному фонду (дома жилищно-строительных кооперативов). Если нет возможности сразу получить первичные статистические данные об оплате за техническое обслуживание жилых помещений за один квадратный метр, то общая плата за техническое обслуживание жилых помещений отражается в графах 4 и 9 формы, а исчисленная за квадратный метр - в графах 5 и 10.

Потребители жилищных услуг производят оплату за техническое обслуживание жилых помещений:

по установленным ставкам (для общей площади жилого помещения, занимаемой в пределах установленных норм);

и (или) по нормативной себестоимости содержания одного квадратного метра общей площади жилого помещения (для сверхнормативной площади и площади жилого помещения при наличии у плательщика услуг в собственности и (или) во владении нескольких жилых помещений и отсутствии в них зарегистрированных по месту жительства плательщика услуг и (или) членов его семьи).

Регистрации подлежит плата за техническое обслуживание жилых помещений по установленной ставке.

Для регистрации стоимости найма (аренды) жилых помещений у физических лиц отбираются однокомнатные квартиры в типовых домах, расположенных в центральной части города и на его окраинах, сдающиеся в наем (аренду) на срок от трех месяцев.

Регистрируется плата нанимателя за пользование однокомнатной квартирой (комнатой) за месяц без стоимости услуг, оплачиваемых отдельно (коммунальные услуги, услуги связи и прочие). Плата нанимателя за пользование однокомнатной квартирой (комнатой) регистрируются в жилищно-эксплуатационных службах на основании договоров найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, в организациях, осуществляющих операции с недвижимостью, на основании договоров на оказание риэлтерских услуг по объектам жилищного фонда (квартирам) или на основе устной консультации риэлтера.

Размер оплаты за пользование однокомнатной квартирой (комнатой) за месяц, установленный в иностранной валюте, должен быть пересчитан в национальную валюту по официальному курсу Национального банка, установленному на дату регистрации цен (тарифов).

Для регистрации стоимости найма (аренды) жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда отбираются квартиры в типовых домах, расположенных в центральной части города и на его окраинах, сдающиеся в наем (аренду) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не состоящих на таком учете.

Стоимость найма (аренды) жилого помещения определяется на основании условий договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда и зависит от местонахождения, уровня благоустройства и площади жилого помещения.

В жилищно-эксплуатационных службах регистрируется плата нанимателя за пользование жилым помещением за месяц без стоимости услуг, оплачиваемых отдельно (коммунальные услуги, услуги связи и прочие) и без учета льгот, установленных для отдельных категорий граждан. Плата за пользование жилым помещением за месяц отражается в графах 4 и 9 формы, а исчисленная за квадратный метр общей площади жилого помещения - в графах 5 и 10.

37. Коммунальные услуги, включенные в расчет ИПЦ, отобраны исходя из структуры и характера их потребления в республике.

Скидки, предоставляемые отдельным категориям граждан на оплату коммунальных услуг на льготных условиях, в расчетах ИПЦ не учитываются.

Регистрируется месячная плата (на момент оплаты услуг населением) за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение (канализацию), рассчитанная на одного человека.

В связи с тем, что население оплачивает весь комплекс предоставленных услуг по снабжению горячей водой, куда входит отпуск воды и ее подогрев, плата на одного человека в месяц за пользование горячей водой определяется расчетным путем исходя из:

средней (нормативной) величины расхода тепловой энергии на подогрев 1 м3 воды, которая в городах республики может быть различной;

стоимости единицы тепловой энергии, действующей в отчетном месяце;

нормы расхода горячей воды, которая в городах республики может быть различной;

среднемесячного количества дней в году (30,42).

Пример расчета платы на одного человека в месяц за пользование горячей водой:  

Рисунок 3 к Пост. 114-19

Утвержденные нормативные показатели используются в расчетах платы за горячее водоснабжение по каждому городу до пересмотра любого из них.

Плата за пользование водопроводом и канализацией на одного человека в месяц рассчитывается исходя из:

фактического среднемесячного расхода холодной воды за год (в расчете на одного человека), который в городах республики может быть различным;

среднемесячного количества дней в году (30,42);

тарифа за 1 м3 холодной воды, установленного за потребление воды.

Пример расчета платы за холодное водоснабжение при потреблении воды за месяц в среднем 6 м3:

Рисунок 4 к Пост. 114-19

Услуги газоснабжения включают пользование сетевым природным газом и сжиженным газом.

Регистрации подлежит плата (на момент оплаты услуги населением) в расчете на одного человека в месяц за сетевой природный газ, используемый в жилых домах и квартирах, при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения или индивидуального водонагревателя (за исключением газового), без приборов индивидуального учета расхода газа.

В отдельных районных центрах, где преобладают жилые дома, в которых отсутствует централизованное горячее водоснабжение, регистрации подлежит плата в расчете на одного человека в месяц, установленная за потребление природного газа в жилых домах и квартирах, при наличии газовой плиты (без приборов индивидуального учета расхода газа), но при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя.

По сжиженному газу регистрируется плата за сжиженный газ, используемый в жилых домах и квартирах, в баллонах весом 21 килограмм.

По услугам отопления регистрации подлежит плата (на момент оплаты услуги населением) за отопление одного квадратного метра общей площади квартиры в расчете за месяц. При определении платы за отопление необходимо учитывать и определенное количество тепловой энергии, потребленной на нужды отопления (поскольку в ИПЦ отражается изменение оплаты конечной стоимости предоставляемой услуги).

Фактическое потребление тепловой энергии для нужд отопления зависит от технических характеристик жилого дома (общая площадь дома, материал стен, этажность, конструктивные особенности систем водоснабжения и отопления, состояние утепления дома, место расположения дома и прочие), поэтому в расчетах используется средний (нормативный) показатель расхода тепловой энергии.

Плата за отопление в расчете на один квадратный метр общей площади квартиры рассчитывается исходя из:

среднего (нормативного) расхода тепловой энергии на отопление одного квадратного метра общей площади, который утверждается областными (городскими) исполнительными комитетами, и в городах республики может быть различным;

стоимости единицы тепловой энергии, действующей в отчетном месяце.

Пример расчета платы за отопление в расчете на один квадратный метр общей площади квартиры:

Рисунок 5 к Пост. от 114-19

Плата за отопление взимается только в отопительный период (как правило, октябрь-апрель), поэтому в период отключения отопления в жилых домах и квартирах рекомендуются следующие варианты отражения стоимости услуг отопления в форме:

повторять размер последнего платежа за оказанную услугу в течение всего периода отсутствия отопления;

отражать размер последнего платежа, скорректированного на коэффициент индексации, если подобный коэффициент установлен по отношению к стоимости единицы тепловой энергии, действующей в отчетном месяце.

По услуге пользование лифтом регистрируется месячная плата (на момент оплаты услуги населением), рассчитанная на одного человека.

При определении платы за пользование лифтом регистрации подлежат:

тариф за техническое обслуживание лифта;

предельно допустимый размер возмещения расходов электроэнергии на работу установок, обеспечивающих движение лифта, рассчитанный на одного проживающего в жилом помещении многоквартирного жилого дома.

Для определения общего уровня оплаты за пользование лифтом величину стоимости этих видов услуг следует суммировать.

По услуге обращение с твердыми коммунальными отходами регистрируется месячная плата (на момент оплаты услуги населением), рассчитанная на одного человека.

При определении платы за обращение с твердыми коммунальными отходами регистрации подлежат:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению Глава 1. Общие положения Глава 2. Отбор населенных пунктов Глава 3. Отбор базовых организаций Глава 4. Отбор товаров (услуг) -  представителей Глава 5. Регистрация цен (тарифов) Глава 6. Условия сравнимости товаров (услуг) - представителей Глава 7. Регистрация цен (тарифов) на сезонные товары (услуги) - представители Глава 8. Регистрация цен (тарифов) на отдельные потребительские товары (услуги) - представители Глава 9. Осуществление контроля за регистрацией цен (тарифов) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15 ноября 2019 года №114
"Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению"

О документе

Номер документа:114
Дата принятия: 15/11/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 19 декабря 2019 года, 7/4416

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

Приложения к документу

Приложение 6 к Пост. от 15.11.2019 г. №114

Приложение 7 к Пост. от 15.11.2019 г. №114

Приложение 8 к Пост. от 15.11.2019 г. №114

Приложение 10 к Пост. от 15.11.2019 г. №114