Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 19 ноября 2018 года №5

Об утверждении Авиационных правил сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь

На основании статьи 6 Воздушного кодекса Республики Беларусь, подпункта 9.42 пункта 9 Положения о Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2009 г. №602, и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 "О порядке утверждения авиационных правил, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации, и перечня должностей авиационного персонала экспериментальной авиации Республики Беларусь" Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 6 апреля 2017 г. №6 "Об утверждении Авиационных правил сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель

Р.А.Головченко

Утверждены Постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 19 ноября 2018 года №5

Авиационные правила сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

1. Настоящими Авиационными правилами, разработанными в соответствии с Воздушным кодексом Республики Беларусь (далее - Воздушный кодекс), на основании подпункта 9.4-2 пункта 9 Положения о Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №665 регулируются отношения по организации сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь.

2. В настоящих Авиационных правилах применяются следующие термины и их определения:

акустическое или эмиссионное изменение - изменение типовой конструкции образца, влияющее на уровень шума на местности или эмиссию и требующее дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды;

второстепенное изменение - изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением;

главное изменение - изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность;

держатель сертификата типа - заявитель, получивший сертификат типа на созданный им объект авиации;

держатель сертификата экземпляра - заявитель, получивший сертификат экземпляра, принадлежащего ему объекта авиации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;

доказательная документация - документация, содержащая результаты проверок, испытаний, исследований и оценок технического состояния объекта экспериментальной авиации, устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса, оформленная и утвержденная в соответствии с настоящими Авиационными правилами;

заявитель - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), подавшее в Государственный военно-промышленный комитет (далее - Госкомвоенпром) заявку на получение сертификата типа (экземпляра) или другого сертификационного документа;

изготовитель - юридическое лицо, осуществляющее производство объекта авиации;

компонент объекта авиации - любая его составляющая часть;

конструкторская документация - совокупность конструкторских документов, содержащих в зависимости от их назначения данные, необходимые для разработки, изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта изделий;

модификация - любое главное, второстепенное акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца объекта авиации, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющее на окружающую среду;

несоответствие - невыполнение требований сертификационного базиса и распространенных норм (критериев) летной годности, установленных к объекту авиации и его компонентам;

несоответствия категории "1" - несоответствия, непосредственно влияющие на безопасность полетов и не позволяющие обеспечить соответствие объекта авиации и его компонентов требованиям сертификационного базиса, а прочность его конструкции (для воздушных судов) - распространенным на него требованиям к летной годности;

несоответствия категории "2" - несоответствия, не позволяющие обеспечить соответствие объекта авиации и его компонентов требованиям сертификационного базиса, но непосредственно не влияющие на безопасность полетов, обеспечение летной годности (для воздушных судов) и связанные непосредственно с отступлением от установленных процедур и стандартов;

нормы летной годности - требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентам, направленные на обеспечение безопасности полетов;

образец объекта авиации - применительно к настоящим Авиационным правилам образцом объекта авиации является тип (экземпляр) воздушного судна, беспилотного авиационного комплекса, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя;

объект авиации - воздушные суда, беспилотные авиационные комплексы, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование, авиационные тренажеры;

разработчик - организация, осуществляющая разработку нового типа объекта авиации, конструкторской документации на опытный образец и изготовление опытного образца;

сборочные комплекты - комплекты готовых деталей, из которых будут собраны объекты авиации;

сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие воздушного судна конструкции, указанной в сертификате типа (экземпляра), и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого воздушного судна с установленными для него ограничениями;

сертификация - установление соответствия объекта авиации и ее производства требованиям действующих Авиационных правил;

сертификационные испытания - совокупность мероприятий по проверке соответствия заявленного образца объекта авиации сертификационному базису, выполняемых сертификационным центром, заявителем и Госкомвоенпромом;

сертификационный базис - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец объекта авиации;

сертификационный центр - организация (структурное подразделение организации), выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия;

структурное подразделение - подразделение Госкомвоенпрома, выполняющее функцию специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации;

таблица соответствия - документ, содержащий данные о соответствии образца объекта авиации сертификационному базису;

типовая конструкция - конструкция образца объекта авиации (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца;

эксплуатационная документация - документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации объекта авиации, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

Иные термины и их определения, применяемые в настоящих Авиационных правилах, используются в значениях, указанных в Воздушном кодексе и авиационных правилах, регулирующих деятельность в области экспериментальной авиации.

3. Настоящими Авиационными правилами определяются процедуры, устанавливающие взаимоотношение организаций, участвующих в сертификации объекта авиации.

4. Действие настоящих Авиационных правил распространяется на юридических лиц, создающих и эксплуатирующих экспериментальные воздушные суда (далее - ВС) и их компоненты.

5. Настоящие Авиационные правила не отменяют действие документов, выданных в установленном порядке и удостоверяющих летную годность ВС и их компонентов, которые были допущены к эксплуатации до даты введения их в действие.

6. Единообразное применение и однозначное толкование требований к образцу объекта авиации, включенных в его сертификационный базис, являются необходимым условием обеспечения его сертификации.

7. Объекты экспериментальной авиации подлежат сертификации в соответствии с настоящими Авиационными правилами.

Объекты авиации, ввезенные в Республику Беларусь для осуществления видов деятельности в экспериментальной авиации и не имеющие сертификата типа (сертификата экземпляра), экспортного сертификата летной годности, признаваемого в Республике Беларусь, подлежат обязательной сертификации в соответствии с требованиями настоящих Авиационных правил.

8. Расходы по сертификации объекта авиации, за исключением расходов республиканского бюджета, выделяемых на содержание специально уполномоченного органа в области экспериментальной авиации (структурного подразделения), несет заявитель вне зависимости от результатов и принятых решений.

9. Соответствие образца объекта авиации и его компонентов требованиям сертификационного базиса устанавливается на основании расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации образца или его прототипов, предварительных испытаний и сертификационных (лабораторных, стендовых, наземных и летных) контрольных испытаний образца.

10. Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными организациями и предприятиями, проводящими сертификационные работы.

Указанные методы подлежат одобрению Госкомвоенпромом и включаются в программы сертификационных контрольных испытаний.

11. Сертификационные контрольные испытания проводятся под руководством и контролем Госкомвоенпрома.

Госкомвоенпром имеет право приостанавливать переход к следующему этапу сертификации, если не достигнуты цели предыдущего этапа.

12. Окончательное решение о соответствии образца объекта авиации требованиям к летной годности и охране окружающей среды принимает Госкомвоенпром.

13. Отступление от требований к летной годности образца, включенных в его сертификационный базис, могут признаваться Госкомвоенпромом приемлемыми, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими Авиационными правилами (нормами летной годности).

14. Госкомвоенпром может потребовать от участников сертификационных работ представления ему любых материалов, подтверждающих соответствие объекта авиации требованиям сертификационного базиса и необходимых для принятия решения.

15. Каждый образец сертифицируется вместе с его эксплуатационной документацией.

16. Заявитель является ответственным за проведение сертификационных работ в порядке, установленном настоящими Авиационными правилами, а также за соответствие типа объекта авиации требованиям сертификационного базиса до окончания эксплуатации объекта авиации.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь Глава 1. Общие положения Глава 2. Общие вопросы сертификации. Требования к летной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис Глава 3. Сертификационные контрольные испытания Глава 4. Сертификационные контрольные испытания экземпляра беспилотного авиационного комплекса Глава 5. Изменение конструкции образца объекта авиации, требующее новой сертификации типа Глава 6. Сертификат типа Глава 7. Права и обязанности держателя сертификата типа и эксплуатанта Глава 8. Сертификат экземпляра Глава 9. Права и обязанности держателя сертификата экземпляра Глава 10. Сертификационные контрольные испытания авиационных маршевых и вспомогательных двигателей, воздушных винтов Глава 11. Выдача, продление срока действия сертификата (временного сертификата, дубликата сертификата) летной годности, экспортного сертификата летной годности Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18

Постановление Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь от 19 ноября 2018 года №5
"Об утверждении Авиационных правил сертификации экспериментальных воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового и наземного авиационного оборудования, авиационных тренажеров экспериментальной авиации Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:5
Дата принятия: 19/11/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:20/02/2019
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 19 февраля 2019 года, 8/33767

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 20 февраля 2019 года.