База данных

Дата обновления БД:

26.10.2021

Добавлено/обновлено документов:

31 / 268

Всего документов в БД:

110617

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 апреля 2019 года №26

Об утверждении авиационных правил "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь"

(В редакции Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 г. №23)

На основании статей 6 и 20 Воздушного кодекса Республики Беларусь Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить авиационные правила "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь" (прилагаются).

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. №34-П "Об утверждении авиационных правил "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь";

пункт 6 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 марта 2015 г. №6 "Об утверждении авиационных правил и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь";

пункт 1 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. №37 "О внесении дополнений и изменений в некоторые авиационные правила";

пункт 2 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. №21 "О внесении изменений и дополнений в некоторые авиационные правила".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр

А.Н.Авраменко

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 апреля 2019 года №26

Авиационные правила "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь"

Глава 1. Общие положения

§ 1. Термины, определения и условные обозначения*

______________________________

* Пункты в настоящих правилах обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точкой. Первые цифры до точки обозначают номер главы, вторые цифры до точки номер параграфа, а после точки - порядковый номер пункта в пределах параграфа, подпункты нумеруются арабскими цифрами с точкой.

1.1.1. Настоящие авиационные правила "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь" разработаны в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Республики Беларусь, приложения 14 "Аэродромы" к Чикагской конвенции о Международной гражданской авиации, от 7 декабря 1944 г., и содержат технические требования к аэродромам, их оборудованию, средствам, а также к препятствиям на приаэродромных территориях.

1.1.2. Настоящие авиационные правила включают обязательные требования, выполнение которых необходимо для обеспечения годности аэродрома к эксплуатации, и положения, носящие рекомендательный характер. В начале пунктов или подпунктов с положениями, носящими рекомендательный характер, размещается слово "Рекомендация".

В начале пунктов или подпунктов с положениями, которые являются обязательными, но распространяются только на вновь строящиеся или реконструируемые аэродромы, вновь вводимое в эксплуатацию оборудование, вновь строящиеся объекты на приаэродромной территории, размещаются соответственно слова "Для нового строительства", "Для нового оборудования", "Для новых препятствий".

1.1.3. Процедуры и порядок оценки соответствия аэродромов, их оборудования, средств, а также препятствий на приаэродромных территориях требованиям настоящих авиационных правил при сертификации аэродромов, а также в процессе эксплуатации аэродромов, оборудования и средств устанавливаются отдельными техническими нормативными правовыми актами.

1.1.4. Действие настоящих авиационных правил распространяется на все постоянные аэродромы, используемые гражданскими воздушными судами.

1.1.5. Для целей настоящих авиационных правил применяются следующие термины и их определения:

автоматический радиопеленгатор – оборудование, которое обеспечивает автоматическое измерение и отображение на индикаторах диспетчерских пунктов управления воздушным движением пеленга или азимута воздушных судов, излучает радиосигналы по каналам воздушной электросвязи для обеспечения полетов воздушных судов в районе аэродрома;

автономная система предупреждения о несанкционированном выезде на взлетно-посадочную полосу – система, обеспечивающая автономное обнаружение потенциальных несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу или случаев несанкционированного занятия действующей взлетно-посадочной полосы и передачу соответствующих предупреждений экипажу воздушного судна или водителю транспортного средства;

аэродром – земельный участок или водный объект (его часть), специально подготовленные и оборудованные для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;

аэродром постоянный – аэродром, предназначенный для постоянного базирования (размещения) воздушных судов и (или) поддерживаемый в постоянной эксплуатационной готовности;

аэродромный дополнительный маркерный радиомаяк – оборудование, которое обеспечивает маркировку отдельных препятствий или других характерных точек в зоне захода на посадку аэродрома;

аэродромная радиотехническая система ближней навигации – оборудование, которое обеспечивает выдачу данных текущих значений азимута и наклонной дальности на борт воздушного судна относительно установки наземного радиомаяка;

аэродромный знак – знак, устанавливаемый на поверхности аэродрома, предназначенный для передачи аэронавигационной и другой информации;

аэродромный знак с переменной информацией – знак, обеспечивающий возможность передачи нескольких заранее определенных сообщений или, при необходимости, прекращения передачи какой-либо информации;

аэродромный знак с постоянной информацией – аэродромный знак, передающий только одно сообщение;

аэродромный маяк – аэронавигационный маяк, используемый для определения с воздуха местоположения аэродрома;

аэронавигационный маяк – аэронавигационный наземный огонь постоянного или проблескового излучения, видимый со всех направлений и служащий для обозначения определенной точки на земной поверхности;

база колесного шасси – расстояние от носового шасси воздушного судна до геометрического центра основного шасси;

боковая полоса безопасности (укрепленная обочина) – участок, прилегающий к краю искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки или перрона и обеспечивающий безопасный переход от искусственного покрытия к прилегающей поверхности;

боковая составляющая ветра – составляющая приземного ветра, направленная под прямым углом к осевой линии взлетно-посадочной полосы;

взлетно-посадочная полоса – основная часть летной полосы аэродрома, предназначенная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов;

взлетно-посадочная полоса необорудованная – взлетно-посадочная полоса, предназначенная для визуального захода на посадку или захода на посадку по приборам до определенной точки, после которой заход на посадку продолжается в визуальных метеорологических условиях;

взлетно-посадочная полоса оборудованная – один из следующих типов взлетно-посадочных полос, предназначенных для захода на посадку с использованием схем захода на посадку по приборам:

взлетно-посадочная полоса захода на посадку по приборам – взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и не визуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа А при видимости не менее 1000 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку I категории – взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и не визуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В с относительной высотой принятия решения не менее 60 м и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 550 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку II категории – взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и не визуальными средствами, предназначенными для посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В с относительной высотой принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м и при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 300 м;

взлетно-посадочная полоса точного захода на посадку III категории – взлетно-посадочная полоса, оборудованная визуальными и не визуальными средствами, предназначенными для обеспечения посадки после выполнения захода на посадку по приборам типа В с относительной высотой принятия решения менее 30 м или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 300 м или без ограничения дальности видимости на взлетно-посадочной полосе;

видимость – наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли, при его наблюдении на светлом фоне или огни силой света около 1000 кд на неосвещенном объекте;

видимость вертикальная – максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности;

видимость на взлетно-посадочной полосе (дальность видимости на взлетно-посадочной полосе) – максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлетно-посадочной полосы, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие взлетно-посадочную полосу или обозначающие ее осевую линию;

воздушная рулежная дорожка – определенная трасса на поверхности, установленная для руления вертолетов по воздуху;

волна геоида – расстояние (положительное значение или отрицательное значение) между поверхностью геоида и поверхностью математически определенного референц-эллипсоида;

время защитного действия – расчетное время, в течении которого будет предотвращаться образование льда, ледяного налета и накопление снега или слякоти на поверхностях воздушного судна, обработанных противообледенительной жидкостью;

время переключения огня – время, необходимое для восстановления замеренной в заданном направлении фактической интенсивности огня до значения 50 процентов после ее падения ниже 50 процентов при переключении источников электроснабжения, когда огонь функционирует при значениях интенсивности 25 процентов или выше;

всенаправленный радиомаяк диапазона очень высоких частот – оборудование, которое излучает сигналы, позволяющие на борту воздушного судна определять азимут воздушного судна относительно места установки радиомаяка;

высота (превышение) аэродрома – абсолютная высота наивысшей точки оси главной взлетно-посадочной полосы аэродрома;

высота нижней границы облаков – расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков;

геоид – эквипотенциальная поверхность в гравитационном поле Земли, совмещенная с невозмущенным средним уровнем моря и его продолжением под материками;

главная взлетно-посадочная полоса – взлетно-посадочная полоса, имеющая наибольшую длину в стандартных условиях, и искусственная взлетно-посадочная полоса по отношению к грунтовой взлетно-посадочной полосе;

глиссада системы посадки – геометрическое место точек в вертикальной плоскости, проходящей через осевую линию взлетно-посадочной полосы, в которых разность глубин модуляции равна нулю и которые составляют наименьший угол с горизонтальной плоскостью;

дальномерное оборудование диапазона ультравысоких частот – оборудование, предусматривающее непрерывную и точную индикацию в кабине пилота наклонной дальности от контрольной точки наземной установки данного оборудования;

зависимые параллельные заходы на посадку – одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные взлетно-посадочные полосы в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных взлетно-посадочных полос;

заградительный светомаяк – аэронавигационный маяк, предназначенный для обозначения препятствий, представляющих опасность для аэронавигации;

заход на посадку по приборам типа А – заход на посадку по приборам, при котором минимальная относительная высота снижения или минимальная относительная высота принятия решения составляет 75 м или более;

заход на посадку по приборам типа В – заход на посадку по приборам, при котором относительная высота принятия решения составляет менее 75 м;

зона действия радиомаяка – область воздушного пространства, в которой радиомаяк обеспечивает нормальную работу соответствующего бортового приемника;

зона полетов, критическая с точки зрения воздействия лазерных лучей – воздушное пространство вблизи аэродрома, но за пределами зоны полетов, свободной от воздействия лазерных лучей, где излучение ограничивается уровнем, при котором эффект ослепления маловероятен;

зона полетов, свободная от воздействия лазерных лучей – воздушное пространство в непосредственной близости от аэродрома, где излучение ограничивается уровнем, при котором нарушение визуального восприятия маловероятно;

зона полетов, чувствительная к воздействию лазерных лучей – воздушное пространство, находящееся за пределами зоны полетов, свободной от воздействия лазерных лучей и зоны полетов, критической с точки зрения воздействия лазерных лучей, и необязательно прилегающее к ним, где излучение ограничивается уровнем, при котором ослепление вспышкой или эффект последовательного образа маловероятны;

зона приземления – участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания ВПП приземляющимися воздушными судами;

зона противообледенительной защиты – зона, где с поверхностей самолетов удаляется ледяной налет, лед или снег и (или) где чистые поверхности самолетов защищаются на ограниченный период времени от образования ледяного налета, льда или накопления снега, слякоти;

зона, свободная от препятствий – воздушное пространство над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями, поверхностью прерванной посадки и частью летной полосы, ограниченной этими поверхностями, которое должно быть свободно от неподвижных препятствий, кроме необходимых для целей аэронавигации и имеющих ломкое основание;

измерительный преобразователь метеовеличины – средство измерения метеовеличины, предназначенное для выработки сигнала, измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающееся непосредственному восприятию метеонаблюдателем;

искривление глиссады глиссадного радиомаяка – смещение глиссады относительно ее среднего положения;

искривление линии курса курсового радиомаяка – смещение линии курса относительно ее среднего положения;

категория надежности электроснабжения – характеристика системы электроснабжения, определяющая количество независимых источников питания и требования к их переключениям;

качество данных – степень или уровень вероятности того, что предоставленные данные отвечают требованиям пользователя данных с точки зрения точности, разрешения и целостности (или эквивалентного уровня гарантий), прослеживаемости, своевременности, полноты и формата;

классификационное число воздушного судна (ACN) – число, выражающее относительное воздействие воздушного судна на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания;

классификационное число покрытия (PCN) – число, выражающее несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений;

классификация целостности аэронавигационных данных – классификация, основанная на потенциальном риске использования искаженных данных, применяется следующая классификация:

обычные данные – существует очень малая вероятность того, что при использовании искаженных обычных данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы;

важные данные – существует малая вероятность того, что при использовании искаженных важных данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы;

критические данные – существует большая вероятность того, что при использовании искаженных критических данных безопасное продолжение полета и посадка воздушного судна будут сопряжены со значительным риском и возможностью катастрофы;

контролируемая зона летного поля – часть летного поля аэродрома, предназначенная для обеспечения безопасности взлета и посадки воздушных судов и включающая в себя летную полосу, за исключением участков, находящихся на расстоянии более 120 метров от оси взлетно-посадочной полосы точного захода на посадку с кодовыми номерами 3 и 4, концевые зоны безопасности, свободные зоны и критические зоны курсовых и глиссадных радиомаяков;

контрольная точка аэродрома – условная точка на аэродроме, определяющая географическое местоположение аэродрома;

концевая зона безопасности – зона, примыкающая к концу летной полосы и расположенная симметрично по обе стороны от продолжения осевой линии взлетно-посадочной полосы и предназначенная, прежде всего, для уменьшения риска повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом до взлетно-посадочной полосы или при выкатывании за пределы взлетно-посадочной полосы;

концевая полоса торможения – специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета;

коэффициент использования – определенный промежуток времени, выраженный в процентах, в течение которого использование взлетно-посадочной полосы не ограничивается в связи с боковой составляющей ветра;

критическая зона курсового и глиссадного радиомаяков (ILS) – пространство вокруг курсового и глиссадного радиомаяков, в котором стоянка или движение транспортных средств, включая воздушные суда, вызывает недопустимое изменение параметров радиомаяков;

критическое препятствие – препятствие, расположенное в пределах летной полосы или между летной полосой и нижней границей переходной поверхности, за исключением объектов, имеющих ломкую конструкцию, а также препятствие, превышающее любую из установленных для данного аэродрома поверхностей ограничения препятствий;

летное поле – часть аэродрома, на котором расположены летные полосы со свободными зонами и концевыми зонами безопасности, полосы рулежных дорожек и перроны, включая зоны противообледенительной защиты;

летная полоса – часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и концевые полосы торможения, если они предусмотрены, предназначенная для обеспечения взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки;

линейный огонь – три или более наземных аэронавигационных огня, размещенных с небольшими интервалами на поперечной линии таким образом, что на расстоянии они кажутся короткой световой полосой;

линия курса – наиболее близкое к осевой линии ВПП в любой горизонтальной плоскости геометрическое место точек, в котором разность глубины модуляции равна нулю;

ломкий объект – объект малой массы, конструктивно предназначенный разрушаться, деформироваться или сгибаться в случае ударного воздействия, с тем, чтобы представлять минимальную опасность для воздушного судна;

маркер – объект, устанавливаемый над уровнем земли для обозначения границы, зоны, препятствия;

маркировочный знак (маркировка) – символ или группа символов, располагаемых на поверхности рабочей площади аэродрома для передачи аэронавигационной информации;

маршрут движения – установленный в пределах рабочей площади наземный маршрут, предназначенный для использования только транспортными средствами;

место ожидания на маршруте движения – определенное место, где транспортным средствам может быть предложено остановиться;

место ожидания у взлетно-посадочной полосы – определенное место, предназначенное для защиты взлетно-посадочной полосы, поверхностей ограничения препятствий, критической зоны система посадки по приборам, в котором рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают, если нет иного указания от соответствующего диспетчерского пункта;

место стоянки – специально выделенный и обозначенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна;

место установки – участок рулежной дорожки или перронной рулежной дорожки, выделенный для возможной установки воздушного судна в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, заправки и стоянки;

метеонаблюдатель – лицо, имеющее соответствующую квалификацию и проводящее метеорологические наблюдения;

метеорологическая информация – метеорологическая сводка, анализ, прогноз и любое другое сообщение, касающееся фактических или ожидаемых метеорологических условий;

метеорологические величины (метеовеличины) – общее название ряда характеристик состояния воздуха и некоторых атмосферных процессов (атмосферное давление, температура и влажность воздуха, скорость и направление ветра, метеорологическая дальность видимости, облачность, количество и вид осадков, туман, грозы, метели);

надежность системы огней – вероятность того, что все оборудование будет работать в пределах установленных допусков и что система является пригодной к эксплуатации;

наземный аэронавигационный огонь – любой огонь, исключая огни, установленные на воздушном судне, который специально предназначен для использования в качестве аэронавигационного средства;

направление ветра магнитное – направление ветра метеорологическое, исправленное на величину магнитного склонения;

направление ветра метеорологическое – азимут точки горизонта, указывающий направление откуда дует ветер;

независимые параллельные взлеты – одновременные взлеты с параллельных или почти параллельных оборудованных взлетно-посадочных полос;

независимые параллельные заходы на посадку – одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные взлетно-посадочные полосы, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных взлетно-посадочных полос;

обзорный радиолокатор аэродромный – оборудование, которое обеспечивает обзор воздушного пространства в районе аэродрома с выдачей информации о воздушной обстановке на диспетчерские пункты управления воздушным движением;

огни защиты взлетно-посадочной полосы – система огней, предназначенная для предупреждения пилотов или водителей транспортных средств о возможности выезда на действующую взлетно-посадочную полосу;

огонь постоянного излучения – огонь, обладающий постоянной интенсивностью излучения при наблюдении из неподвижной точки;

ограничение суммарной интенсивности движения воздушных судов – ограничение интенсивности движения нескольких типов воздушных судов, при котором одно движение воздушного судна (самолетовылет) с большим значением классификационного числа учитывается также за одно движение для остальных типов воздушных судов (с меньшим значением классификационного числа), на которые распространяется суммарное ограничение;

опасный участок – участок на рабочей площади аэродрома, где уже имели место столкновения или несанкционированные выезды на взлетно-посадочную полосу или существует потенциальный риск таких случаев и где требуется повышенное внимание пилотов и водителей транспортных средств;

отдельная приводная радиостанция – оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку;

отказ огня – снижение по какой-либо причине средней силы света в заданных углах рассеяния более чем на 50 процентов по сравнению с нормируемой силой света нового огня;

отказ электроснабжения объекта аэродрома – перерыв в электроснабжении на щите гарантированного питания, превышающий максимально допустимое время;

опознавательный знак аэродрома – расположенный на аэродроме знак, служащий для опознавания аэродрома с воздуха;

опознавательный маяк – аэронавигационный маяк, излучающий кодовый сигнал, по которому может быть опознан определенный ориентир;

опорная точка системы посадки по приборам (точка "Т") – точка, которая расположена на определенной высоте над пересечением осевой линии ВПП и линии порога ВПП и через которую проходит продолженный вниз прямолинейный участок глиссады системы посадки;

первичный измерительный преобразователь метеовеличины – измерительный преобразователь метеовеличины, стоящий первым в измерительной цепи;

перрон – часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;

перронная рулежная дорожка – рулежная дорожка, расположенная на перроне и предназначенная для обеспечения руления воздушных судов по перрону;

плотность движения на аэродроме:

незначительная – количество операций (взлетов и посадок) в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет не более 15 на ВПП или в целом менее 20 на аэродром;

средняя – количество операций (взлетов и посадок) в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет от 16 до 25 на ВПП или в целом от 20 до 35 операций на аэродром;

значительная – количество операций (взлетов и посадок) в период среднечасовой наибольшей загрузки составляет 26 и более на ВПП или в целом более 35 операций на аэродром;

площадка ожидания – площадка для временной стоянки воздушных судов при их передвижении по рабочей площади аэродрома в целях упорядочения наземного движения воздушных судов;

площадка противообледенительной защиты – специально подготовленная площадка на аэродроме для проведения работ по противообледенительной обработке воздушных судов, включающая внутреннюю зону стоянки воздушных судов и внешнюю зону для маневрирования двух или нескольких подвижных средств противообледенительной защиты;

площадка разворота на взлетно-посадочной полосе – определенный участок, примыкающий к взлетно-посадочной полосе и используемый для разворота на 180° на взлетно-посадочной полосе при отсутствии в этом месте примыкающих рулежных дорожек;

площадь маневрирования – часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

полет визуальный – полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам;

полет по приборам – полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местоположение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам;

полоса воздушных подходов – воздушное пространство над участками земной поверхности в пределах ограничивающих препятствия поверхности взлета и поверхности захода на посадку, примыкающее к концам летной полосы аэродрома и расположенное в направлении продолжения ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;

полоса рулежной дорожки – участок аэродрома, включающий рулежную дорожку (за исключением перронной рулежной дорожки) и предназначенный для защиты воздушного судна, эксплуатируемого на рулежной дорожке, и снижения риска повреждения воздушного судна, случайно вышедшего за пределы рулежной дорожки;

порог взлетно-посадочной полосы – начало участка взлетно-посадочной полосы аэродрома, который допускается использовать для посадки воздушных судов;

посадочная площадь – часть рабочей площади аэродрома, предназначенная для посадки и взлета воздушных судов;

посадочный радиолокатор – оборудование, которое обеспечивает контроль с земли за выдерживанием линии курса и глиссады воздушными судами на предпосадочной прямой и управление их заходом на посадку по командам диспетчеров;

посторонний предмет – любой неподвижный объект на рабочей площади аэродрома, который не выполняет никакой эксплуатационной или авиационной функции и потенциально может представлять опасность для воздушных судов, выполняющих полеты;

почти параллельные взлетно-посадочные полосы – непересекающиеся взлетно-посадочные полосы, угол схождения/расхождения продолженных осевых линий которых составляет 15° и менее;

препятствие – неподвижный (временный или постоянный) или подвижный объект (или его часть), который размещен в зоне, предназначенной для наземного движения воздушных судов по поверхности (в том числе в пределах летной полосы или летного поля, при условии, что данный объект не является ломкой конструкцией), а также в пределах приаэродромной территории и который по своим планово-высотным характеристикам может представлять угрозу безопасности полетов;

прерванная посадка – посадка, выполнение которой неожиданно прекращается в любой точке ниже абсолютной/относительной высоты пролета препятствий;

приаэродромная территория – ограниченная по размерам территория вокруг аэродрома, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов;

промежуточное место ожидания – определенное место, предназначенное для управления движением, где рулящие воздушные суда и транспортные средства останавливаются и ожидают разрешения на продолжение движения, выдаваемого диспетчерским пунктом аэродрома;

рабочая площадь – часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона (перронов);

радиолокационная станция обзора летного поля – оборудование, которое обеспечивает обзор летного поля в целях обнаружения воздушных судов и транспортных средств на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках аэродрома;

радиотехническая система посадки – оборудование, которое обеспечивает привод воздушного судна на аэродром, выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку;

располагаемая дистанция взлета – сумма располагаемой длины разбега и длины свободной зоны, если она предусмотрена;

располагаемая дистанция прерванного взлета – сумма располагаемой дистанции разбега и длины концевой полосы торможения, если она предусмотрена;

располагаемая дистанция разбега – длина взлетно-посадочной полосы, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега воздушного судна, совершающего взлет;

располагаемая посадочная дистанция – длина взлетно-посадочной полосы, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега воздушного судна после посадки;

расстояние между внешними колесами основного шасси – это расстояние между внешними кромками колес основного шасси;

расчетная для типа самолета длина летной полосы – минимальная длина летной полосы, необходимая для взлета при максимальной сертифицированной взлетной массе, на уровне моря, при стандартных атмосферных условиях, безветрии и нулевом уклоне взлетно-посадочной полосы, указанная в соответствующем руководстве по летной эксплуатации самолета;

расчетный тип воздушного судна – тип воздушного судна, габариты и технические характеристики которого превышают габариты и характеристики других воздушных судов, которые эксплуатируются или предполагаются к эксплуатации на аэродроме в целом или определенном элементе летного поля аэродрома;

репрезентативное метеорологическое наблюдение – наблюдение, действительное для более или менее обширной площади вокруг пункта (станции), где эти наблюдения проводятся;

рулежная дорожка – часть летного поля аэродрома, соединяющая между собой элементы летного поля, специально подготовленная и предназначенная для руления и буксировки воздушных судов;

рулежная дорожка выводная – рулежная дорожка, соединяющая взлетно-посадочную полосу с другой рулежной дорожкой или перроном;

рулежная дорожка магистральная – рулежная дорожка аэродрома, расположенная, как правило, вдоль взлетно-посадочной полосы и обеспечивающая руление воздушных судов от одного конца взлетно-посадочной полосы к другому по кратчайшему расстоянию;

рулежная дорожка скоростная – рулежная дорожка, соединенная с взлетно-посадочной полосой под острым углом и позволяющая выполнившим посадку самолетам сходить с взлетно-посадочной полосы на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других выводных рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения самолетов на взлетно-посадочной полосе;

свободная зона (полоса, свободная от препятствий) – находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты самолета до установленного значения;

система огней высокой интенсивности – система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света не менее 10 000 кд;

система огней малой интенсивности – система аэродромных огней, в которой посадочные огни имеют силу света менее 10 000 кд;

система посадки по приборам категории I – система, которая обеспечивает наведение от границы своей зоны действия до точки, в которой линия курса, заданная курсовым радиомаяком, пересекает глиссаду системы посадки на высоте 60 м или менее над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог ВПП;

система посадки по приборам категории II – система, которая обеспечивает наведение от границы своей зоны действия до точки, в которой линия курса, заданная курсовым радиомаяком, пересекает глиссаду системы посадки на высоте 15 м или менее над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог ВПП;

система посадки по приборам категории III – система, которая обеспечивает (с помощью вспомогательного оборудования, если это необходимо) наведение от границы своей зоны действия до поверхности ВПП и вдоль нее;

система светосигнального оборудования аэродромов – совокупность светосигнальных приборов, размещенных на аэродроме по определенной схеме, электрического оборудования и аппаратуры дистанционного управления, предназначенных для обеспечения взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов;

смещенный порог – порог взлетно-посадочной полосы, расположенный не у торца взлетно-посадочной полосы;

спланированная часть летной полосы – прилегающая к краям и торцам взлетно-посадочной полосы поверхность, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения воздушного судна при выкатывании его за пределы взлетно-посадочной полосы;

средний уклон – отношение разности между максимальной и минимальной отметками оси взлетно-посадочной полосы к ее длине;

средства объективного контроля – оборудование, которое обеспечивает автоматическую регистрацию переговоров по каналам воздушной электросвязи, а также по каналам взаимодействия диспетчеров в реальном времени в течение всей продолжительности полетов, включая регистрацию метеоинформации;

точка "А" системы посадки по приборам – точка на глиссаде системы посадки, находящаяся на расстоянии 7,5 км от порога ВПП в направлении захода на посадку на продолжении осевой линии ВПП;

точка "В" системы посадки по приборам – точка на глиссаде системы посадки, находящаяся на расстоянии 1050 м от порога ВПП в направлении захода на посадку на продолжении осевой линии ВПП;

точка "С" системы посадки по приборам – точка, через которую на высоте 30 м над горизонтальной плоскостью, содержащей порог ВПП, проходит продолженный вниз прямолинейный участок номинальной глиссады системы посадки;

точка "D" системы посадки по приборам – точка, расположенная на высоте 4 м над осевой линией ВПП и на расстоянии 900 м от порога ВПП в направлении курсового радиомаяка;

точка "Е" системы посадки по приборам – точка, расположенная на высоте 4 м на осевой линией ВПП и на расстоянии 600 м от конца ВПП в направлении порога ВПП;

точность данных – степень соответствия расчетного или измеренного значения истинному значению;

угол наклона глиссады – угол между прямой линией, которая представляет собой усредненную глиссаду, и горизонтальной плоскостью;

целостность данных (уровень гарантий) – определенная гарантия того, что аэронавигационные данные и их значения не потеряны или не изменены с момента подготовки данных или санкционированного внесения поправки;

щит гарантированного питания электроэнергией – распределительное устройство, на котором после отказа одного источника питания электроэнергией напряжение восстанавливается от другого источника через гарантированное время;

эксплуатант аэродрома (вертодрома) – организация, эксплуатирующая аэродром (вертодром), имеющая свидетельство о государственной регистрации аэродрома (вертодрома) и несущая ответственность за поддержание аэродрома (вертодрома), его объектов и средств в соответствии с требованиями авиационных правил;

электроснабжение аэропорта – подача электроэнергии от внешних источников до центрального распределительного пункта или вводных трансформаторных подстанций аэропорта;

эффективная интенсивность – интенсивность проблескового огня, которая равна интенсивности огня постоянного излучения того же цвета, который будет обеспечивать такую же дальность видимости при идентичных условиях наблюдения.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.1.6. Сокращения, принятые в настоящих Правилах:

АвЭС – авиационная электросвязь;

АИП – сборник аэронавигационной информации;

АПОИ – аппаратура первичной обработки информации;

АРП – автоматический радиопеленгатор;

АС УВД – автоматизированная система управления воздушным движением;

БМРМ – ближний маркерный радиомаяк;

БПБ – боковая полоса безопасности;

БПРМ – ближний приводной радиомаяк;

ВПП – взлетно-посадочная полоса;

ВС – воздушное судно;

ГВПП – грунтовая взлетно-посадочная полоса;

ГРМ – глиссадный радиомаяк;

ДПА – диспетчерский пункт аэродрома;

ДМРМ – дальний маркерный радиомаяк;

ДПРМ – дальний приводной радиомаяк;

ИВПП – искусственная взлетно-посадочная полоса;

КДП – командно-диспетчерский пункт;

КЗБ – концевая зона безопасности;

КПТ – концевая полоса торможения;

КРМ – курсовой радиомаяк;

КТА – контрольная точка аэродрома;

ЛККС – локальная контрольно-корректирующая станция;

ЛП – летная полоса;

МПСН-А – многопозиционная система наблюдения – аэродромная;

МРЛ – метеорологический радиолокатор;

МРМ – маркерный радиомаяк;

МС – место стоянки воздушного судна;

ОВД – обслуживание воздушного движения;

ОВИ – огни высокой интенсивности;

ОМИ – огни малой интенсивности;

ОПРС – отдельная приводная радиостанция;

ОРЛ-А – обзорный радиолокатор аэродромный;

ОСП – оборудование системы посадки;

ПА – пожарный автомобиль;

ПВП – полоса воздушных подходов;

ПКП – передвижной командный пункт;

ПРД – перронная рулежная дорожка;

ПРЛ – посадочный радиолокатор;

ПРС – приводная радиостанция;

РД – рулежная дорожка;

РДВ – располагаемая дистанция взлета;

РДПВ – располагаемая дистанция прерванного взлета;

РДР – располагаемая дистанция разбега;

РЛС ОЛП – радиолокационная станция обзора летного поля;

РЛЭ – руководство по летной эксплуатации ВС;

РПД – располагаемая посадочная дистанция;

РТОП – радиотехническое обеспечение полетов;

СЗ – свободная зона;

СКП – стационарный командный пункт;

СКО – среднеквадратическая ошибка;

СНО – средства наземного обслуживания;

ССО – светосигнальное оборудование;

СЧЛП – спланированная часть летной полосы;

УВД – управление воздушным движением;

УПЗ – уровень пожарной защиты;

УСУНД – усовершенствованная система управления наземным движением;

ЭД – эксплуатационная документация;

ACN – классификационное число воздушного судна;

DME – дальномерное оборудование диапазона ультравысоких частот;

FATO – зона конечного этапа захода на посадку и взлета вертолета;

ILS – система посадки по приборам;

PCN – классификационное число покрытия;

TLOF – зона приземления и отрыва вертолета;

VOR – всенаправленный азимутальный радиомаяк диапазона очень высоких частот;

Буква к Пост №26 – угол наклона глиссады.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

§ 2. Классификация и обозначение аэропортов, аэродромов и их элементов

1.2.1. На каждом аэродроме должен быть определен его класс и класс каждой ВПП.

1.2.2. Класс аэродрома определяется:

на однополосных аэродромах - классом ВПП;

на многополосных аэродромах - классом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях, а при ее отсутствии - классом ГВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

1.2.3. Класс ВПП определяется в зависимости от ее длины в стандартных условиях согласно таблице 1 приложения 1.

Расчет длины ВПП в стандартных условиях производится в соответствии с методикой, приведенной в приложении 2.

1.2.4. В целях сертификации аэродромов и для упрощения процедуры определения соответствия технических характеристик элементов аэродрома и аэродромных средств типам самолетов, эксплуатируемых на данном аэродроме, для каждой ВПП, РД, МС и в целом для сертифицируемого аэродрома устанавливается кодовое обозначение (код).

1.2.5. Код аэродрома и ВПП состоит из двух элементов - кодового номера и кодовой буквы, код РД и МС состоит из одного элемента - кодовой буквы.

Кодовый номер и кодовая буква устанавливается в зависимости от летно-технических характеристик самолетов, для которых предназначен данный аэродром (ВПП, РД, МС) согласно таблице 2 приложения 1, при этом:

кодовый номер определяется наибольшей расчетной длиной в стандартных условиях летной полосы (летного поля) для эксплуатируемых на аэродроме типов самолета;

кодовая буква определяется наибольшими значениями размахов крыльев самолетов, для которого предназначена данная ВПП, РД или МС.

Кодовые характеристики некоторых типов самолетов приведены в приложении 3.

1.2.6. Код аэродрома устанавливается:

для однополосных аэродромов - кодом ВПП;

для многополосных аэродромов - кодом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях, а при их отсутствии - кодом ГВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

1.2.7. Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок (суммарным количеством прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров) согласно таблице 3 приложения 1.

1.2.8. Каждая ВПП, РД и МС на аэродроме должны иметь номер.

Номер ВПП состоит из двух двузначных чисел, записанных через дробь, а на параллельных ВПП к цифровым знакам добавляется буква.

Для нумерации ВПП применяются двузначные числа от 01 до 36, которые обозначают торцы ВПП и определяются путем отбрасывания последних знаков истинных величин магнитных азимутов направлений взлета и посадки от данного торца ВПП с математическим округлением. Когда по этому правилу получается однозначное число, то перед ним ставится цифра 0, причем при наличии параллельных ВПП каждое число, обозначающее ВПП, дополняется одной из приведенных ниже букв, которые обозначают ВПП, расположенные в указанном порядке слева направо, если смотреть со стороны захода на посадку:

для двух параллельных ВПП: L, R;

для трех параллельных ВПП: L, С, R.

РД и ПРД обозначаются латинскими буквами, буквы I, O и X при этом не используются. Обозначения РД должны начинаться с буквы "А" и далее использоваться буквы в алфавитном порядке. Обозначения ПРД должны продолжать обозначения РД в алфавитном порядке.

Обозначение РД и ПРД, примыкающих к основным РД и ПРД, допускается производить латинскими буквами, соответствующими обозначению основной РД или ПРД, совместно с арабскими цифрами, начиная с цифры "1".

МС нумеруются арабскими цифрами, начиная с числа "1", причем пропуски чисел в нумерации МС на аэродроме не допускается.

§ 3. Аэронавигационные и технические данные аэродрома

1.3.1. В качестве геодезической системы отсчета в горизонтальной плоскости для всех аэронавигационных данных используется Всемирная геодезическая система – 1984 (WGS-84).

В качестве системы отсчета в вертикальной плоскости используется принятый за базу средний уровень моря, который обеспечивает связь зависящих от гравитации относительных высот (превышений) с поверхностью, называемой геоидом.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.3.2. Для каждого аэродрома должны быть определены и опубликованы в АИП и Руководстве по аэродрому, следующие аэронавигационные и технические данные аэродрома:

географические координаты порогов ВПП, КТА;

географические координаты и высотные характеристики препятствий в районе аэродрома (для Руководства по аэродрому – в местной системе координат относительно порогов ВПП и КТА);

высота (превышение) аэродрома и порогов ВПП;

расчетная температура воздуха на аэродроме;

истинный азимут ВПП;

номер и размеры ВПП;

уклон, тип поверхности и прочность ВПП;

наличие зон, свободных от препятствий (для ВПП точного захода на посадку);

размеры и тип поверхности ЛП, КЗБ и КПТ;

размеры СЗ;

располагаемые дистанции (РДР, РДВ, РДПВ, РПД);

обозначение, ширина, тип поверхности и прочность РД;

прочность, тип поверхности и размещение МС на перроне;

географические координаты МС;

границы диспетчерского обслуживания воздушного движения;

маркировочные знаки и светосигнальное оборудование ВПП, РД и перронов, другие визуальные средства ориентации и управления на РД и перронах;

информация по системе визуальной индикации глиссады (тип, расположение, угол и направление смещения оси системы относительно оси ВПП (если они не параллельны), угол глиссады (определяется согласно рисункам 3 и 4 приложения 41);

расположение и обозначение стандартных маршрутов руления;

расположение ILS относительно ВПП;

площадки предполетной проверки высотомеров;

категория УПЗ;

информация об имеющихся возможностях для удаления ВС, потерявшего способность двигаться на летной полосе и в непосредственной близости от нее.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.3.3. Контрольной точкой аэродрома является геометрический центр главной взлетно-посадочной полосы. Начальное местоположение контрольной точки постоянного аэродрома является неизменным.

1.3.4. Расчетная температура воздуха на аэродроме определяется в соответствии с приложением 2 и публикуется с точностью до 0,1 градуса Цельсия.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.3.5. Истинный азимут ВПП измеряется и публикуется с точностью до одной секунды.

1.3.6. Географические координаты порогов ВПП, КТА и МС измеряются и публикуются с точностью до 0,01 секунды.

Географические координаты высотных препятствий измеряются и публикуются с точностью до 0,1 секунды, координаты препятствий в местной системе координат относительно порогов ВПП (координаты Х и Y) - с точностью до одного метра, в полярной системе - координат (азимут, удаление) - с точностью соответственно до одной секунды и одного метра.

1.3.7. Высоты аэродромов, порогов ВПП, других точек поверхности аэродромных покрытий, высотные характеристики препятствий должны измеряться и публиковаться с точностью до 0,1 м.

1.3.8. Уклоны поверхностей указываются в процентах с точностью до одной сотой доли процента.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.3.9. Размеры элементов летного поля измеряются и публикуются с точностью до 1 метра (в АИП - с точностью до 1 фута).

1.3.10. На аэродроме для каждого направления взлета и посадки должны быть установлены следующие дистанции:

располагаемая дистанция разбега;

располагаемая дистанция взлета;

располагаемая дистанция прерванного взлета;

располагаемая посадочная дистанция.

Располагаемые дистанции устанавливаются согласно приложению 4.

Длина располагаемых дистанций рассчитывается и публикуются с точностью до 1 метра.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

1.3.11. В случае временного необеспечения установленной для аэродрома (ВПП) категории УПЗ в связи с уменьшением численности пожарно-спасательных расчетов или количества ПА, находящихся в боевом дежурстве, уменьшением количества имеющихся огнетушащих средств относительно установленных нормативов, в установленном порядке должны вноситься изменения аэронавигационной информации об уменьшении обеспечиваемой на аэродроме категории УПЗ и, при необходимости, ограничения на полеты определенных типов ВС.

1.3.12. В качестве системы отсчета времени используются григорианский календарь и всемирное координированное время (UTC).

Глава 2. Рабочая площадь аэродрома

§ 1. Взлетно-посадочная полоса

2.1.1. Для нового строительства. Число и направление ВПП на аэродроме необходимо определять из условий обеспечения коэффициента использования аэродрома не менее 95 процентов для тех самолетов, для которых этот аэродром предназначен.

2.1.2. Для нового строительства. Выбор расположения и направления ВПП на аэродроме необходимо производить таким образом, чтобы маршруты захода на посадку и вылета ВС минимально затрагивали районы, выделенные под жилые застройки, и другие чувствительные к воздействию шума районы вблизи аэродрома.

2.1.3. Для нового строительства. Фактическая длина ВПП должна соответствовать эксплуатационным характеристикам самолетов, для которых она предназначена и должна быть не менее наибольшей значения, полученного путем применения поправок на местные условия к взлетно-посадочным характеристикам соответствующих типов ВС.

Применение поправок на местные условия производится путем учета поправочных коэффициентов, указанных в приложении 2.

2.1.4. Ширина ВПП (используемая ширина ВПП) должна быть по всей длине постоянной и не менее:

18 м - для ВПП с кодовым номером 1, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси менее 6,0 м;

23 м - для ВПП с кодовым номером 1, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси 6,0 м и более, а также для ВПП с кодовым номером 2, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси менее 6,0 м;

30 м - для ВПП с кодовым номером 2, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси 6,0 м и более, а также для ВПП с кодовым номером 3, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси менее 9,0 м;

45 м - для ВПП с кодовым номером 3, используемой самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси 9,0 м и более, а также для всех ВПП с кодовым номером 4.

Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, с кодовыми номерами 1 или 2 должна быть не менее 30 м.

Для существующих ВПП с кодовым номером 4 допускается ширина 42 м.

2.1.5. Порог ВПП должен располагаться у торца, кроме случаев, когда выбор иного расположения оправдывается соображениями эксплуатационного характера. Когда смещение порога вызвано непригодностью части ВПП к эксплуатации, между непригодной к эксплуатации площадью и смещенным порогом следует предусматривать участок покрытия длиной не менее 60 м. Для выполнения требований по размерам концевых зон безопасности, в соответствующих случаях также предусматривается смещение порога.

2.1.6. Минимальное расстояние между осевыми линиями параллельных (почти параллельных) ВПП:

2.1.6.1. для необорудованных ВПП, предназначенных для одновременного использования:

210 м - для ВПП с кодовым номером 3 или 4;

150 м - для ВПП с кодовым номером 2;

120 м - для ВПП с кодовым номером 1;

2.1.6.2. для оборудованных ВПП, предназначенных для одновременного использования:

1035 м - для независимых параллельных заходов на посадку;

915 м - для зависимых параллельных заходов на посадку;

760 м - для независимых параллельных взлетов и для раздельных параллельных операций, за исключением того, что при выполнении раздельных параллельных операций данное расстояние может сокращаться на 30 м на каждые 150 м смещения порога ВПП в направлении посадки ВС до минимального значения в 300 м и должно увеличиваться на 30 м на каждые 150 м смещения порога ВПП в направлении, противоположном посадке ВС.

2.1.7. Для нового строительства. Средний уклон ВПП не должен превышать:

1 процент – для ВПП с кодовым номером 3 или 4;

2 процента – для ВПП с кодовым номером 1 или 2.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

2.1.8. Для нового строительства. Продольный уклон любой части ВПП не должен превышать:

2.1.8.1. для ВПП с кодовым номером 4:

1,25 процента – для средней части ВПП, равной ее половине;

0,8 процента – для первой и последней четверти длины ВПП;

2.1.8.2. для ВПП с кодовым номером 3:

1,5 процента – за исключением первой и последней четверти длины ВПП, оборудованных по категориям II и III;

0,8 процента; для первой и последней четверти длины ВПП, оборудованных по категориям II и III;

2.1.8.3. для ВПП с кодовым номером 1 или 2 – 2 процента.

2.1.9. Для нового строительства. Разность двух смежных продольных уклонов не должна превышать:

1,5 процента – для ВПП с кодовым номером 3 или 4;

2 процента – для ВПП с кодовым номером 1 или 2.

2.1.10. Для нового строительства. Переход от одного продольного уклона к другому должен осуществляться с радиусом кривизны не менее:

30 000 м - для ВПП с кодовым номером 4;

15 000 м - для ВПП с кодовым номером 3;

7500 м - для ВПП с кодовым номером 1 или 2.

2.1.11. Для нового строительства. На ВПП, имеющей изменение продольных уклонов, должна обеспечиваться полная видимость из:

любой точки, расположенной на высоте 3 м над поверхностью ВПП, до всех других точек, находящихся на высоте 3 м над поверхностью ВПП, на расстоянии, составляющем, по крайней мере, половину длины ВПП с кодовыми буквами С, D, Е, F;

любой точки, расположенной на высоте 2 м над поверхностью ВПП, до всех других точек, находящихся на высоте 2 м над поверхностью ВПП, на расстоянии, составляющем, по крайнем мере, половину длины ВПП с кодовой буквой В;

любой точки, расположенной на высоте 1,5 м над поверхностью ВПП, до всех других точек, находящихся на высоте 1,5 м над поверхностью ВПП, на расстоянии, составляющем, по крайней мере, половину длины ВПП с кодовой буквой А.

2.1.12. Для нового строительства. На аэродромах, где отсутствуют магистральные РД, должна быть обеспечена полная видимость по всей длине ВПП.

2.1.13. Для нового строительства. Следует исключать значительные изменения продольных уклонов ВПП, располагаемых близко один от другого. Расстояние между точками изменения уклонов (участками перелома профиля) должно быть не менее (в зависимости от того, какая величина больше) 45 м или суммы абсолютных числовых значений соответствующих изменений уклона, умноженных на:

30 000 м - для ВПП с кодовым номером 4;

15 000 м - для ВПП с кодовым номером 3;

5000 м - для ВПП с кодовым номером 1 или 2.

2.1.14. Для нового строительства. Для обеспечения быстрого стока воды поверхность ВПП должна иметь, двускатный поперечный профиль, за исключением тех случаев, когда для обеспечения быстрого стока воды может быть предусмотрен односкатный поперечный профиль с нисходящим уклоном в направлении ветра, чаще всего дующего во время дождя.

2.1.15. Для нового строительства. Поперечный уклон ВПП, за исключением мест пересечений с ВПП или с РД, должен быть:

1-1,5 процента - для ВПП с кодовой буквой С, D, Е, F;

1-2 процента - для ВПП с кодовой буквой А или В.

На поверхности ВПП с двускатным профилем поперечный уклон по обе стороны от оси должен быть одинаковым.

2.1.16. Для нового строительства. Поперечный уклон должен быть неизменным по всей длине ВПП, кроме мест пересечения с другой ВПП или с РД, где следует обеспечить плавный переход с учетом необходимости соответствующего стока воды.

2.1.17. Для нового строительства. Глубина текстуры поверхности бетонного покрытия ВПП должна составлять не менее 1,0 мм, при этом борозды или желобки должны быть перпендикулярны оси ВПП.

2.1.18. Для нового строительства. Для ВПП с кодовыми буквами D, Е, F следует предусматривать БПБ.

2.1.19. Для нового строительства. БПБ следует располагать симметрично по обе стороны ВПП таким образом, чтобы общая ширина ВПП и ее боковых полос безопасности составляла не менее:

60 м - для ВПП с кодовой буквой F для самолетов с двумя или тремя двигателями, а также для всех ВПП с кодовыми буквами D или Е;

75 м - для ВПП с кодовой буквой F для самолетов с четырьмя и более двигателями.

2.1.20. Поверхность БПБ, примыкающей к ВПП, должна располагаться на одном уровне с поверхностью ВПП и с прилегающей поверхностью СЧЛП.

При отсутствии БПБ поверхность СЧЛП, примыкающая к ВПП, должна располагаться на одном уровне с поверхностью ВПП.

2.1.21. Для нового строительства. Поперечный уклон БПБ не должен превышать 2,5 процента.

2.1.22. Для нового строительства. Конструкция искусственного покрытия БПБ ВПП должна обеспечивать исключение конструктивных повреждений ВС при его выкатывании за пределы ВПП, а также возможность передвижения наземных транспортных средств без повреждения поверхности БПБ.

2.1.23. При отсутствии примыкающих РД на концевых участках ВПП с кодовыми буквами D, E, F для разворота ВС должны предусматриваться площадки разворота.

2.1.24. Рекомендация. При отсутствии примыкающих РД на концевых участках ВПП с кодовыми буквами А, В, С для разворота ВС рекомендуется предусматривать площадки разворота.

2.1.25. Для нового строительства. Угол пересечения площадки разворота на ВПП с ВПП должен быть не более 30°. Площадки разворота должны обеспечивать:

угол поворота носового колеса расчетных типов ВС при развороте не более 45°;

удаление внешнего колеса основного шасси ВС при развороте от края площадки на расстояние не менее:

1,5 м – для ВПП, используемых самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси менее 4,5 м;

2,25 м – для ВПП, используемых самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси от 4,5 м до 5,9 м;

3,0 м – для ВПП, используемых самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси от 6,0 м до 8,9 м с базой колесного шасси менее 18,0 м;

4,0 м – для ВПП, используемых самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси от 6,0 м до 8,9 м с базой колесного шасси 18,0 м и более, а также для ВПП, используемых самолетами с расстоянием между внешними колесами основного шасси 9,0 м и более.

Уклоны площадок разворота должны быть равны уклонам примыкающей поверхности ВПП.

Прочность площадок разворота должна быть не менее прочности примыкающего покрытия ВПП.

2.1.26. Для нового строительства. На площадках разворота должна предусматриваться БПБ, ширина которой должна обеспечивать предотвращение эрозии прилегающей грунтовой поверхности от воздействия струй двигателей эксплуатируемых типов ВС и повреждение двигателей посторонними предметами.

2.1.27. Для нового строительства. Конструкция БПБ площадки разворота должна обеспечивать исключение конструктивных повреждений ВС при его выкатывании за пределы площадки разворота, ВПП, а также возможность передвижения наземных транспортных средств без повреждения поверхности БПБ.

2.1.28. Рекомендация. Поверхность площадки разворота на ВПП рекомендуется сооружать или заменять новым покрытием таким образом, чтобы обеспечивались характеристики сцепления с поверхностью, по крайней мере равные характеристикам примыкающей ВПП.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

§ 2. Летная полоса

2.2.1. Летная полоса должна простираться до порога и за каждым концом ВПП или КПТ, если она предусмотрена, на расстояние не менее:

60 м – для необорудованных ВПП с кодовыми номерами 2, 3, 4 и всех оборудованных ВПП;

30 м – для необорудованных ВПП с кодовыми номерами 1.

В случае невозможности обеспечения этих расстояний из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий, для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

2.2.2. Летная полоса должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

2.2.2.1. с ВПП, оборудованной для точного захода на посадку:

140 м - для ВПП с кодовыми номерами 3 и 4;

70 м - для ВПП с кодовыми номерами 1 и 2;

2.2.2.2. с ВПП, оборудованной для захода на посадку по приборам:

120 м - для ВПП с кодовыми номерами 3 и 4;

60 м - для ВПП с кодовыми номерами 1 и 2;

2.2.2.3. с ВПП необорудованной:

75 м - для ВПП с кодовыми номерами 3 и 4;

40 м - для ВПП с кодовым номером 2;

30 м - для ВПП с кодовым номером 1.

2.2.3. Рекомендация. Рекомендуется, чтобы летная полоса с ВПП, оборудованной для захода на посадку по приборам, простиралась в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

140 м - для ВПП с кодовыми номерами 3 и 4;

70 м - для ВПП с кодовыми номерами 1 и 2.

2.2.4. Прилегающая к ВПП поверхность летной полосы должна быть спланирована, конструкции водосточно-дренажных систем, электросвязных коммуникаций и других сооружений должны находиться на одном уровне с прилегающей поверхностью.

Спланированная часть летной полосы должна простираться по обе стороны от оси ВПП и ее продолжения на расстояние не менее:

75 м – для ВПП с кодовым номером 3 или 4;

40 м – для ВПП с кодовым номером 1 или 2 (кроме необорудованных ВПП с кодовым номером 1);

30 м – для необорудованных ВПП с кодовым номером 1.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

2.2.5. В пределах СЧЛП не допускается наличие неподвижных объектов, за исключением тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться и при этом имеют легкую и ломкую конструкцию, а также наличие подвижных объектов, во время производства полетов (взлета или посадки ВС).

На любой части летной полосы ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, ограниченной нижними краями внутренних переходных поверхностей, не допускается наличие неподвижных объектов, за исключения тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться и при этом имеют легкую и ломкую конструкцию, а также не допускается наличие подвижных объектов во время использования ВПП для взлета или посадки ВС.

На ЛП за пределами СЧЛП не допускается наличие неподвижных объектов, за исключением тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться.

На ЛП, за исключением участков ЛП, находящихся на расстоянии более 120 м от оси ВПП точного захода на посадку с кодовыми номерами 3 и 4, не допускается наличие подвижных объектов во время производства полетов (взлета или посадки ВС).

Возможность наличия временных препятствий при производстве работ на ЛП определяется приложением 5.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)
(см. предыдущую редакцию)

2.2.6. СЧЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями (ВПП, БПБ, РД, КПТ) должна располагаться на одном уровне с ними.

2.2.7. Части летного поля, примыкающие к торцам ВПП, с целью предотвращения эрозии от струй газов воздушных судов и защиты приземляющихся воздушных судов от удара о торец ВПП должны быть укреплены на всю ширину ВПП на расстояние не менее 30 м от торца ВПП.

Конструкция укрепленного участка, примыкающего к торцу ВПП, должна обеспечивать исключение конструктивных повреждений ВС при его выкатывании за пределы ВПП, а также возможность передвижения наземных транспортных средств без повреждения поверхности данных участков.

2.2.8. Конструкция водосточно-дренажной системы, а также электросвязных коммуникаций, расположенных в пределах СЧЛП, должна обеспечивать предотвращение повреждения ВС при случайном выкатывании его за пределы ВПП.

2.2.9. Для нового строительства. Продольный уклон СЧЛП не должен превышать:

1,5 процента - для ВПП с кодовым номером 4;

1,75 процента - для ВПП с кодовым номером 3;

2,0 процента - для ВПП с кодовыми номерами 1 или 2.

Изменения уклонов СЧЛП должны быть плавными, при этом следует избегать резких переходов или крутых обратных уклонов.

2.2.10. Для нового строительства. Поперечные уклоны СЧЛП должны обеспечивать поверхностный сток воды, но не должны превышать:

2,5 процента - для ВПП с кодовыми номерами 3 или 4;

3,0 процента - для ВПП с кодовыми номерами 1 или 2, за исключением тех случаев, когда для улучшения стока воды уклон в пределах первых 3 м за краем ВПП, БПБ или КПТ может быть отрицательным в направлении от ВПП и может составлять до 5 процентов.

2.2.11. Для нового строительства. Поперечные уклоны любой части ЛП за пределами СЧЛП не должны превышать восходящий уклон 5 процента в направлении от ВПП.

2.2.12. Для нового строительства. Дороги, находящиеся на ЛП и соединенные с ИВПП, должны иметь искусственное покрытие. Поверхность покрытия дорог, соединенных с ИВПП, должна своевременно очищаться, чтобы исключить возможность выноса грязи и посторонних предметов на ИВПП.

(Пункт введен в соответствии с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.08.2021 №23)

§ 3. Концевые зоны безопасности

2.3.1. В торцах летной полосы для ЛП с кодовыми номерами 3 и 4, а также оборудованных ВПП с кодовыми номерами 1 и 2 необходимо предусматривать КЗБ.

КЗБ должны простираться за пределы ЛП на расстояние не менее:

90 м - для ЛП с необорудованными ВПП, ВПП захода на посадку по приборам с кодовыми номерами 3 и 4 и оборудованными ВПП с кодовыми номерами 1, 2;

240 м - для ЛП с ВПП точного захода на посадку с кодовыми номерами 3 и 4.

В случае невозможности обеспечения этого расстояния из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий, для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции согласно приложению 3.

2.3.2. Рекомендация. КЗБ рекомендуется располагать за торцом ЛП на расстояние:

240 м - для всех ВПП с кодовыми номерами 3, 4;

120 м - для оборудованных ВПП с кодовыми номерами 1, 2;

30 м - для необорудованных ВПП с кодовыми номерами 1, 2.

Для ВПП, оборудованной ILS, длина КЗБ, как правило, принимается равной расстоянию от торца ВПП до курсового радиомаяка.

2.3.3. Ширина КЗБ должна равняться ширине СЧЛП.

2.3.4. В пределах КЗБ не допускается наличие неподвижных объектов, за исключением тех, которые по своему функциональному назначению должны там находиться и при этом имеют легкую и ломкую конструкцию, а также подвижных объектов во время использования ВПП для посадки или взлета ВС.

2.3.5. КЗБ должна быть расчищена, спланирована и подготовлена таким образом, чтобы уменьшить риск повреждения ВС при приземлении с недолетом или при выкатывании за пределы ВПП, а также содействовать уменьшению скорости движения ВС.

2.3.6. Поперечные и продольные уклоны КЗБ должны исключать возвышение ее над поверхностями захода на посадку и взлета и не должны превышать уклон 5 процента. Изменения продольных уклонов должны быть, насколько это возможно, плавными.

§ 4. Свободные зоны

2.4.1. СЗ, если она предусмотрена, должна простираться на расстояние не менее 75 м в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП и иметь длину, не превышающую половину РДР.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь" Глава 1. Общие положения § 1. Термины, определения и условные обозначения* § 2. Классификация и обозначение аэропортов, аэродромов и их элементов § 3. Аэронавигационные и технические данные аэродрома Глава 2. Рабочая площадь аэродрома § 1. Взлетно-посадочная полоса § 2. Летная полоса § 3. Концевые зоны безопасности § 4. Свободные зоны § 5. Концевые полосы торможения § 6. Рабочая зона радиовысотомера § 7. Рулежные дорожки § 8. Перроны § 9. Зоны противообледенительной защиты § 10. Ограждение аэродрома § 11. Несущая способность искусственных покрытий и грунтовых элементов аэродрома § 12. Состояние поверхности искусственных и грунтовых элементов аэродрома § 13. Маркировка искусственных покрытий аэродромов § 14. Маркеры § 15. Ветроуказатель § 16. Аэродромные знаки § 17. Вертолетные посадочные площадки, РД и МС на аэродромах Глава 3. Препятствия на приаэродромной территории § 1. Ограничение препятствий § 2. Выявление, учет и контроль препятствий § 3. Дневная маркировка препятствий § 4. Светоограждение препятствий Глава 4. Светосигнальное оборудование § 1. Неаэронавигационные огни и лазерное излучение § 2. Эксплуатация светосигнального оборудования § 3. Арматура огней § 4. Аэронавигационные маяки § 5. Системы огней приближения § 6. Системы визуальной индикации глиссады § 7. Огни порога ВПП § 8. Посадочные огни § 9. Входные огни ВПП и огни фланговых горизонтов § 10. Ограничительные огни ВПП § 11. Осевые огни ВПП § 12. Огни зоны приземления ВПП § 13. Простые огни зоны приземления § 14. Огни указателя скоростной выводной РД § 15. Огни концевой полосы торможения § 16. Осевые огни РД § 17. Боковые рулежные огни § 18. Огни площадки разворота на ВПП § 19. Стоп-огни § 20. Огни промежуточных мест ожидания § 21. Выводные огни зоны противообледенительной защиты § 22. Огни защиты ВПП § 23. Огни статуса ВПП § 24. Прожекторное освещение перронов § 25. Система визуальной стыковки с телескопическим трапом § 26. Огни управления маневрированием воздушного судна на месте стоянки § 27. Огонь места ожидания на маршруте движения § 28. Регулирование яркости огней § 29. Дистанционное управление светосигнальным оборудованием § 30. Заградительные огни для обозначения зон ограниченного использования § 31. Огни управления полетом по кругу § 32. Системы огней подхода к ВПП § 33. Огни линии "выезд запрещен" Глава 5. Средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи § 1. Эксплуатация наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи § 2. Наземное оборудование системы посадки метрового диапазона волн (ILS) § 3. Посадочный радиолокатор § 4. Обзорный радиолокатор аэродромный § 5. Приводная радиостанция § 6. Система посадки ОСП § 7. Всенаправленный азимутальный радиомаяк диапазона очень высоких частот (VOR) § 8. Дальномерное оборудование диапазона ультравысоких частот (DME) § 9. Автоматический радиопеленгатор § 10. Радиолокационная станция обзора летного поля § 11. Усовершенствованная система управления наземным движением и контроля за ним § 12. Локальная контрольно-корректирующая станция § 13. Многопозиционная система наблюдения - аэродромная (МПСН-А) § 14. Средства авиационной электросвязи § 15. Средства объективного контроля § 16. Аппаратура первичной обработки информации Глава 6. Метеорологическое оборудование § 1. Порядок эксплуатации метеорологического оборудования § 2. Метеорологические наблюдения и измерения § 3. Состав и размещение метеооборудования § 4. Метеоинформация (передача, регистрация, отображение) Глава 7. Электроснабжение и электрооборудование § 1. Системы электроснабжения аэродрома § 2. Электропитание огней светосигнального оборудования аэродромов § 3. Проектирование и контроль систем электроснабжения аэродромов Глава 8. Аварийно-спасательные средства § 1. Определение УПЗ § 2. Требования к аварийно-спасательным средствам Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 26-1 Приложение 26-2 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37 Приложение 38 Приложение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 Приложение 47 Приложение 48 Приложение 49 Приложение 50 Приложение 51 Приложение 52

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 апреля 2019 года №26
"Об утверждении авиационных правил "Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь""

О документе

Номер документа:26
Дата принятия: 30/04/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/08/2019
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 15 августа 2019 года, 8/34330

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 16 августа 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 13/08/2021  документом  Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций... № 23 от 13/08/2021
Вступила в силу с: 26/08/2021


Первоначальная редакция от 30/04/2019