Действует

Внимание! В документ не внесены изменения от 04.04.2022 г. №153 (приводятся на узбекском языке)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 13 апреля 2019 года №309

О мерах по совершенствованию порядка формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.04.2020 г. №259)

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года №ПП-4040 "О дополнительных мерах по развитию систем питьевого водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан", а также в целях дальнейшего совершенствования порядка формирования, декларирования (утверждения), установления и применения регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации согласно приложению.

2. Определить, что при формировании и установлении тарифов на услуги водоснабжения и канализации для потребителей предусматривается покрытие полной себестоимости оказываемых услуг, а также учитываются затраты на развитие и модернизацию организаций водоснабжения и канализации.

3. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан в срок до:

1 июля 2019 года провести инвентаризацию состояния оснащенности и поверки приборов учета холодной и горячей воды всех групп потребителей;

1 августа 2019 года совместно с Агентством "Узстандарт" разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу установки приборов учета холодной и горячей воды, предусматривающую источники финансирования и реальные сроки полного завершения установки приборов учета холодной и горячей воды в индивидуальном и многоквартирном жилищном фонде.

4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2019 года пересмотреть и утвердить нормативы потребления населением питьевой воды.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Д.А. Кучкарова, министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан М.Х. Салиева и председателя Антимонопольного комитета Республики Узбекистан Н.Ш. Шарипова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Абдулла Арипов

Приложение

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2019 года №309

Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) (далее - тарифы) на услуги водоснабжения и канализации, оказываемые организациями водоснабжения и канализации - субъектами естественных монополий, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

организация водоснабжения и канализации (далее - организация) - организация, созданная в целях предоставления услуг водоснабжения и канализации;

орган ценового регулирования - Министерство финансов Республики Узбекистан и по его поручению - Министерство финансов Республики Каракалпакстан, главные финансовые управления хокимиятов областей и г. Ташкента;

рентабельность - относительный показатель прибыльности деятельности организации, рассчитываемый путем деления величины необходимой прибыли (сумма расходов периода, расходов по финансовой деятельности и чистой прибыли) на сумму производственных затрат, приходящихся на объем оказываемых услуг водоснабжения и канализации;

регулирующий коэффициент (понижающий или повышающий) - относительная величина, устанавливаемая для определения уровня цены (тарифа);

тарифная смета - показатель доходов и расходов, объемов производимых товаров и другие экономические показатели, отражающие деятельность хозяйствующего субъекта и принимаемые в обоснование при определении регулирующего коэффициента;

план инвестиций и оказания услуг - план, разрабатываемый организацией по форме, согласованной с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан (далее - Минжилкомобслуживания), который включает целевые показатели в части оказания услуг, данные об инвестициях в инфраструктуру и другие виды деятельности, необходимые для достижения целевых показателей, а также смету операционных расходов на период его действия.

План инвестиций и оказания услуг разрабатывается на три года по согласованию с соответствующими хокимиятами и является одним из основных составляющих заявки на утверждение тарифов на услуги водоснабжения и канализации;

требуемый уровень дохода - сводная сумма доходов в период применения тарифа на услуги водоснабжения и канализации, которая необходима организации для покрытия всех операционных расходов, затрат на развитие и модернизацию систем водоснабжения и канализации, их расширение, расходов по финансовой деятельности организации, а также получения чистой прибыли.

3. Для пересмотра и утверждения тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и канализации организации водоснабжения и канализации совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Каракалпакстан, управлениями жилищно-коммунального обслуживания областей и Главным управлением жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента (далее - территориальные подразделения) обращаются в органы ценового регулирования в порядке, определяемом настоящим Положением.

4. При определении затрат на производство и реализацию услуг водоснабжения и канализации, принимаемых в обоснование тарифов, организации водоснабжения и канализации руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 г. №54, и другими нормативно-правовыми актами.

5. Организация имеет право самостоятельно снижать задекларированный (утвержденный, установленный) тариф, при этом:

не допускается снижение тарифа с целью установления монопольно низких цен;

снижение тарифов осуществляется одновременно для всех потребителей, с последующим информированием органа ценового регулирования.

6. Порядок формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации осуществляется по схеме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

Глава 2. Формирование тарифов на услуги водоснабжения и канализации

7. Формирование тарифов на услуги водоснабжения и канализации осуществляется в соответствии с задачей достижения организацией требуемого уровня доходности.

8. Тарифы устанавливаются индивидуально для организаций, являющихся отдельными юридическими лицами или функционирующих как обособленные организации.

9. Средние тарифы рассчитываются путем деления требуемого уровня дохода организации, который включает компоненты затрат, указанные в главе 3 настоящего Положения, на ожидаемый объем реализации воды.

10. Для каждого типа потребителей могут устанавливаться разные тарифы, при условии, что ожидаемая общая сумма поступлений денежных средств от всех типов потребителей будет достаточной для достижения требуемого уровня дохода организации, определяемого в соответствии с настоящим Положением.

11. Тарифы для каждого типа потребителей будут начисляться соответственно количеству кубических метров воды, поставленных соответствующему типу потребителей. Таким образом, за первый кубический метр потребленной воды будет начисляться такая же плата, как и за последний кубический метр потребленной воды. Со временем по мере сбора посредством приборов учета дополнительной информации об объемах потребления организации и Минжилкомобслуживания могут разработать и предложить прогрессивную тарификацию, при которой более низкие тарифы будут устанавливаться за потребление в пределах минимального объема, более высокие тарифы - за большой объем потребления.

Глава 3. Расчет тарифов на услуги водоснабжения и канализации

12. Тарифы на услуги водоснабжения и канализации устанавливаются в соответствии с принципом полного возмещения затрат, включая затраты на расширение и модернизацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с планами инвестиций и оказания услуг организаций, разработанными и утвержденными в порядке, установленном Минжилкомобслуживания, которые включают в себя:

целевые показатели в части оказания услуг на период планирования;

потребности в инвестициях для развития и модернизации или расширения систем водоснабжения и канализации, а также согласованные источники финансирования (за счет собственных средств, средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, займов международных финансовых институтов и (или) коммерческих банков);

сметы годовых периодических расходов, рассчитанные на основе расходов прошлых лет;

расчет годового требуемого уровня дохода;

расчет ожидаемого объема реализации воды;

расчет среднего тарифа на услуги водоснабжения и канализации;

предлагаемые тарифы на услуги водоснабжения и канализации для разных типов потребителей.

13. Средние тарифы на период действия плана инвестиций и оказания услуг рассчитываются путем деления требуемого уровня дохода организации, который будет определяться по методу "затраты плюс", на ожидаемый годовой объем реализации воды.

Цель метода "затраты плюс" - формирование достаточного уровня дохода в долгосрочной перспективе для покрытия регулярных (годовых) затрат на обслуживание, затрат на капитальный ремонт или модернизацию инфраструктуры и стоимости крупных капиталовложений в строительство новой инфраструктуры или расширение услуг.

14. Расчет требуемого уровня дохода по методу "затраты плюс" производится с учетом (в соответствии с утвержденным планом инвестиций и оказания услуг) операционных расходов, включающих:

все годовые производственные затраты (например, материалы, заработная плата, электричество, амортизационные отчисления);

расходы периода (например, затраты на реализацию, управленческие расходы, прочие операционные расходы и убытки);

расходы на модернизацию и реконструкцию, оплачиваемые за счет годового дохода организации;

расходы от осуществления финансовой деятельности (процентные расходы);

получение доходов организацией.

Полученная в результате сумма должна быть достаточной на период планирования, чтобы организация могла погашать сумму основного долга по согласованным заимствованиям в течение срока действия плана инвестиций и оказания услуг, с учетом всех его денежных расходов.

15. Расчет тарифа осуществляется на базе показателей затрат и чистой прибыли, приходящихся на оказываемых услуг, и формируется:

по нормируемым затратам - с учетом нормативно-технической документации (рецептура, нормы расходования сырья и материалов, тепло- и электроэнергии, труда и т.д.) и нормативных документов по стандартизации (ГОСТ, ОСТ, ТУ, ТО и т.п.), утвержденных соответствующими уполномоченными органами;

по ненормируемым затратам - на основе анализа отчетных показателей и с учетом прогнозного изменения цен.

В случае если технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов утверждены соответствующими уполномоченными органами в диапазонах минимального и максимального расходования этих ресурсов в целях расчета тарифа органом ценового регулирования используется их среднее значение в пределах данного диапазона норм.

16. Расчет расходов на услуги водоснабжения и канализации производится отдельно, при этом косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности распределяются по этим видам услуг пропорционально к заработной плате производственного персонала.

17. Затраты рассчитываются для каждого года периода действия тарифов без учета ожидаемого инфляционного увеличения издержек.

18. Средний требуемый тариф на услуги водоснабжение в первый год периода рассчитывается следующим образом:

Ср = (Уд1 + Уд2 + Уд3 + и т.д.) / (Ов1 + Ов2 + Ов3 и т.д.),

где:

Ср - средний требуемый тариф на услуги водоснабжения;

Уд - требуемый уровень доходов (по годам);

Ов - объем реализации воды (по годам).

19. Средний требуемый тариф на услуги канализации в первый год периода рассчитывается следующим образом:

Ср = (Уд1 + Уд2 + Уд3 + и т.д.) / (Ов1 + Ов2 + Ов2 и т.д.),

где:

Ср - средний требуемый тариф на услуги канализации;

Уд - требуемый уровень доходов (по годам);

Ов - объем водоотведения (по годам).

20. Годовые операционные расходы рассчитываются на основе прошлых расходов, а также предлагаемых и обоснованных изменений в таких расходах.

21. Расходы на развитие и модернизацию дополнительно включают в составе чистой прибыли организации.

22. Расходы по финансовой деятельности включают все годовые затраты на краткосрочное или долгосрочное финансирование (т.е расходы в виде процентов). Расходы по финансовой деятельности не включают расходы на погашение сумм основного долга по кредитам или облигациям. Расходы по финансовой деятельности могут быть включены в расчет требуемого уровня дохода только в том случае, если соответствующие долгосрочные заимствования утверждены в рамках плана инвестиций и оказания услуг.

23. Если в предыдущем отчетном периоде организация добилась экономии топливно-энергетических ресурсов за счет совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, при очередном пересмотре тарифов затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом пересмотренных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

24. Сэкономленные за счет внедрения современных энергосберегающих технологий средства учитываются в составе чистой прибыли и направляются в размере 50 % на развитие, модернизацию инфраструктуры и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования. Остальные 50 % направляются в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2007 года №ПП-655 "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизма материального стимулирования труда работников организаций теплоснабжения и водоснабжения" в фонд стимулирования работников организации.

25. При этом превышение сверх 10 процентов предельного уровня рентабельности, установленного в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года №УП-2832 "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания" для организаций, за счет учета в составе чистой прибыли средств, направленных на развитие и модернизацию организации в соответствии с планом инвестиций и оказания услуг организации, а также средств от экономии энергетических ресурсов, не считается нарушением антимонопольного законодательства и к сумме превышения не применяются экономические санкции.

26. Расходы, предусмотренные статьей 147 Налогового кодекса Республики Узбекистан, не учитываются в затратах при формировании утверждаемых тарифов на услуги водоснабжения и канализации. При этом услуги водоснабжения и канализации, оказываемые населению, облагаются налогом на добавленную стоимость по "нулевой" ставке.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2019 года №309
"О мерах по совершенствованию порядка формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации"

О документе

Номер документа:309
Дата принятия: 13.04.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.04.2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 15 апреля 2019 года №09/19/309/2947

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26.04.2020  документом  Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О совершенствовании порядка реализации проектов государственно-частного партнерства № 259 от 26.04.2020
Вступила в силу с: 27.04.2020


Редакция от 13.04.2019