Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2011 года №133

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 1 марта 2004 года №86

О Программе экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года

(В редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан 03.08.2007 г. №419)

В целях определения приоритетных направлений развития национальной экономики в долгосрочной перспективе, достижения на этой основе устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения республики Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.

2. Министерствам, ведомствам и органам исполнительной власти на местах (хукуматам):

- принять меры по реализации Программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года;

- разработать отраслевые и региональные программы развития экономики на период до 2015 года с учетом целей и задач, поставленных Программой экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.

Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан оказывать содействие министерствам, ведомствам и органам исполнительной власти на местах (хукуматам) в разработке отраслевых и региональных программ.

3. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерству финансов Республики Таджикистан, министерствам, ведомствам и органам исполнительной власти на местах (хукуматам) при разработке прогнозов социально-экономического развития республики на среднесрочную и краткосрочную перспективы, а также при формировании проектов республиканского и местного бюджетов предусматривать реализацию положений Программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.

4. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан обеспечить доведение указанной Программы до соответствующих министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах (хукуматов).

 

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Э.Рахмонов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года №86

Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года

Введение

Благодаря конструктивной миротворческой деятельности Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова в стране удалось обеспечить мир и национальное согласие, открылись широкие перспективы для социально-политического и экономического прогресса, культурного и духовного обновления общества.

В связи с тем, что создана надежная предпосылка для обеспечения динамичного развития республики, Правительство Республики Таджикистан признало необходимым разработать Программу развития экономики республики на долгосрочную перспективу.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 21 июня 2001 г. №316 "О разработке Программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года" Министерству экономики и торговли Республики Таджикистан поручено совместно с другими министерствами и ведомствами, местными хукуматами, с учетом сложившейся экономической и демографической обстановки, перехода экономики страны на рыночные отношения и структурной перестройки в экономике, разработать долгосрочную Программу экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.

Разработка Программы основывалась на следующих целенаправленных указаниях и задачах, определенных Президентом страны Э.Ш. Рахмоновым в области экономического и социального развития Таджикистана:

экономический рост является важнейшим механизмом обеспечения возможностей трудоустройства через создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения;

основой экономики является обеспечение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно обеспечение накоплений и осуществление инвестиций;

природные ресурсы должны сыграть заметную роль в структурной перестройке, формировании новых отраслей и быть источником обеспечения экономического роста;

в условиях Таджикистана без создания развитой промышленности, обеспечения высокого уровня жизни населения, экономической независимости, социальной безопасности успешное решение социальных проблем невозможно;

наша основная стратегическая задача в ближайшем будущемзавершение строительства Сангтудинской ГЭС, строительство малых ГЭС и продолжение строительства Рогу некой ГЭС;

важным для построения эффективно функционирующей рыночной экономики является создание соответствующей финансовой системы, удовлетворяющей потребности создаваемых предприятий, а также реконструкция и переоборудование действующих;

институциональные преобразования и совершенствование системы государственного управления, наряду с проведением макроэкономических реформ и изменением форм собственности, являются одной из самых приоритетных задач;

предпринимательство и активное развитие малого и среднего бизнеса в стране станут основным фактором развития экономики;

без регулярного развития строительства и укрепления его базы развитие экономики невозможно. И если мы не создадим мощную строительную промышленность, то разработка планов и долгосрочных программ не будет иметь никакого смысла;

как известно, Таджикистан долгие годы был сырьевой страной. Теперь же предстоит задача, импортировав новую технологию и широко применив ее в производстве, постепенно превратить страну в экспортера готовой продукции;

сельскохозяйственная отрасль для нашей страны является одной из приоритетных.

Разработка Программы развития экономики Республики Таджикистан на период до 2015 года осуществлена с учетом параметров и основных направлений развития, определенных в программах развития отраслей и производственных комплексов, которые были утверждены Правительством Республики Таджикистан:

"Государственная программа по переработке и реализации драгоценных камней и камне-самоцветного сырья на 2001-2005 годы";

"Программа развития и размещение золото-серебродобывающих и перерабатывающих предприятий Республики Таджикистан на период до 2010 года";

"Концепция развития топливно-энергетического комплекса на период до 2015 года";

"Документ стратегии сокращения бедности";

"Среднесрочная программа вывода из кризиса агропромышленною комплекса Республики Таджикистан и реализации приоритетных направлений стратегии его отраслей на период до 2005 года";

"Программа развития шелководства и шелковой промышленности в Республике Таджикистан на 2001-2005 годы";

"Республиканская программа повышения урожайности зерновых культур и увеличение производства зерна в Республике Таджикистан на 2001-2005 годы";

"Программа развития хлопководства в Республике Таджикистан на 2002-2005 годы";

Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года является ключевым этапом в реализации экономической политики Правительства страны, направленной на ускорение темпов экономического роста, повышение уровня жизни и сокращение масштабов бедности.

Программа экономического развития должна стать базовым документом, определяющим действия Правительства Республики Таджикистан, местных хукуматов, министерств и ведомств не только на долгосрочную перспективу, но и на каждые пять лет.

 

1. Цели, задачи и этапы Программы экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года

1.1. Цели Программы экономического развития Республики Таджикистан

Программа экономического развития включает в себя оценку существующей ситуации, в ней обосновываются цели и пути, механизмы и рычаги достижения этих целей. Программа экономического развития Республики Таджикистан на долгосрочную перспективу предполагает наличие стратегических, политических, экономических и социальных целей.

Стратегические цели заключаются в обеспечении устойчивого развития общества на основе последовательного проведения политики формирования высокоэффективного индустриального общества. Достижение этой цели предполагает на основе новой структурной политики предотвращение деиндустриализации, значительное повышение инвестиционной активности, строгий режим экономии в использовании производственных ресурсов, обеспечение открытости экономики и роста квалификационного уровня трудовых ресурсов.

Политические цели направлены на создание экономических условий для укрепления политического суверенитета и экономической безопасности республики, на реализацию внешней политики, которая в полной мере отражает национальные интересы страны.

Экономические цели предполагают создание развитой в экономическом отношении материально-технической базы, обеспечивающей в будущем преимущественно интенсивное развитие народного хозяйства, более полную реализацию экономических выгод интеграции экономики в мировое хозяйство, существенное повышение темпов экономического роста и увеличение производства продукции на душу населения.

Социальные цели предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на решение ключевых социальных проблем. К ним относятся: обеспечение полной занятости трудовых ресурсов, снижение уровня безработицы до предельно допустимого размера, повышение материального и духовного благосостояния населения, снижение бедности до предельно-критического уровня, развитие урбанизационных процессов, формирование среднего слоя как важнейшего фактора социальной стабильности общества.

1.2. Задачи Программы экономического развития Республики Таджикистан

Определение модели экономического развития Республики Таджикистан. Географические, природно-ресурсные, демографические и другие особенности республики, уровень экономического развития, благосостояния и качества жизни населения обусловливают необходимость выбора, в рамках социально-ориентированной модели рыночной экономики, политики ускоренной индустриализации за счет преимущественного развития ключевых промышленных отраслей и комплексов. Развитие экономики республики в этом направлении является главным условием вывода страны из глубокого экономического кризиса и создания реальных предпосылок для перехода экономики республики на качественно новую ступень - ускоренного экономического роста.

Практическая реализация такой стратегии экономического развития может быть осуществлена при разработке новой экономической политики, основанной на конкретных критериях долгосрочного социально-экономического развития республики. Такими критериями являются: обеспечение максимальной занятости населения в экономике, резкое повышение объема валового внутреннего продукта на душу населения, снижение уровня безработицы до предельного размера, достижение высоких темпов роста производительности общественного труда и инвестиций (валовых накоплений).

Указанные критерии экономического развития республики достижимы при условии, если экономическая политика будет направлена на формирование модели индустриально-аграрной экономики. В условиях рыночной экономики индустриально-аграрная модель экономического развития предполагает не столько перестройку отраслевых пропорций в народном хозяйстве, сколько пересмотр финансовой политики страны в сторону усиления ее влияния на развитие реального сектора экономики, особенно в индустриальных отраслях. В общем, экономическая и финансовая политика должны быть ориентированы на вовлечение в народнохозяйственный оборот природных ресурсов для ускоренного развития промышленности и формирования соответствующей инфраструктуры. Представляется, что индустриально-аграрная модель экономики является определяющим условием для более полного решения ключевых проблем экономического, социального и политического развития республики.

Обоснование путей развития экономики Республики Таджикистан. По уровню развития производительных сил, степени вовлечения в народнохозяйственный оборот природных ресурсов и трудового потенциала в общественное производство республика относится к районам пионерного освоения. Оценка уровня использования производственного потенциала и экономических потерь в народном хозяйстве свидетельствует о том, что резервы роста производства за счет повышения использования существующих производственных мощностей в республике огромные. Поэтому максимальное использование в предстоящие 10-15 лет преимущественно экстенсивных факторов производства является главной составляющей экономического развития республики.

Уровень экономического развития республики и степень использования факторов производства (трудовых ресурсов, созданного в прошлом капитала, природных ресурсов и предпринимательства) дают основание предполагать, что в перспективе экономическое развитие страны будет связано преимущественно с экстенсивным ростом экономики.

Развитие производительных сил республики будет идти за счет строительства новых производственных предприятий, коренной перестройки всех инфраструктурных отраслей, кардинального решения проблемы повышения качества быстрорастущих трудовых ресурсов. Однако формирование и развитие индустриально-аграрной экономики за счет максимального использования преимущественно экстенсивных факторов роста производства могут стать реальностью, если экономические механизмы народного хозяйства в полной мере будут способствовать реализации программы вовлечения в народнохозяйственный оборот природных ресурсов промышленного значения.

1.3. Этапы реализации Программы экономического развития Республики Таджикистан

Предотвращение спада производства и выход из кризиса (2001-2005 гг.).

Начиная с 1997 г., в экономике республики наблюдается тенденция роста производства и экономической активности, в результате чего объем ВВП по сравнению с предыдущими годами стал повышаться. Вместе с тем как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях современный уровень производства товаров и услуг значительно ниже того объема производства, который существовал до распада единого экономического пространства. Поэтому для выхода из экономического кризиса необходимо в первую очередь предотвратить спад производства во всех отраслях реального сектора экономики и достигнуть более высоких среднегодовых темпов прироста ВВП. Расчеты показывают, что на этом этапе среднегодовые темпы прироста ВВП должны быть не менее 9-10% и в 2005 году по сравнению с 2000 г. общий объем ВВП должен увеличиться более чем в 1,6 раза. Основное внимание здесь следует сосредоточить на максимальном использовании существующих производственных мощностей, реконструкции и техническом перевооружении, реструктуризации и перепрофилировании существующих предприятий, максимальном увеличении продукции в отраслях агропромышленного комплекса, совершенствовании структуры внешнеэкономических связей, что позволит обеспечить устойчивое положительное сальдо внешнеторгового оборота. Для реализации программы вывода экономики из кризиса решающее значение будет иметь повышение роли финансово-кредитной политики в эффективном функционировании реального сектора экономики.

Полная экономическая и финансовая стабилизация (2006- 2010 гг.). В результате экономического развития, обеспечивающего предотвращение спада производств и вывод экономики из состояния кризиса, экономика республики будет располагать достаточными ресурсами для того, чтобы уже на стадии оживления экономики стимулировать не только повышение потребительского спроса, но и спроса на инвестиции. В результате резкого снижения инфляции и повышения инвестиционной активности будет происходить макроэкономическая, прежде всего, финансовая стабилизация. Для закрепления достижений в области экономической и финансовой стабилизации необходимо сократить ежегодный прирост индекса потребительских цен до умеренного уровня. Это будет способствовать стимулированию инвестирования свободных денежных средств не только в торгово-посредническую деятельность, но и в производственную. В прогнозируемом периоде для обеспечения полной экономической и финансовой стабилизации необходимо взамен жесткой и ограничительной денежно-кредитной политики проводить мягкую денежно-кредитную политику.

Предполагается, что в результате полной экономической и финансовой стабилизации среднегодовые темпы роста экономически активного населения в рассматриваемый период составят 3,9% по сравнению с 2001-2005 гг., уровень фактической безработицы 14,7% против 20,1%. Следовательно, увеличение численности экономически активного населения будет происходить только за счет существенного роста занятости населения в соответствующих секторах экономики. Увеличение трудовых ресурсов, занятых в реальном секторе экономики, в сочетании с ростом капиталовооруженности труда и повышением его производительности должно обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП не менее чем на 10 %.

Устойчивый экономический рост (2011-2015 гг.). На этом этапе реализации Программы экономического развития страны будут заложены основы перевода народного хозяйства с экстенсивного пути развития на преимущественно интенсивный путь экономического роста. На этом же этапе формируются реальные основы всесторонне развитой рыночной экономики, полнокровные рынки товаров и услуг, фондовый и валютный рынки, рынки труда и другие элементы рыночной инфраструктуры.

Все это вместе взятое должно обеспечить устойчивые темпы экономического роста. Среднегодовые темпы прироста ВВП в рассматриваемый период составят не менее 10%; производительности труда 9,6; трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве - 4,8%; уровень фактической безработицы снизится до 8,3 против 25,2% в 2000 году. Для этого периода будет характерна тенденция повышения экономической эффективности капитальных вложений и основных производственных фондов за счет обеспечения благоприятного соотношения в динамике роста ВВП, с одной стороны, и основного капитала и инвестиций, с другой. Устойчивому росту экономики будет способствовать реальная интегрированность экономики страны в экономику СНГ и в мирохозяйственные процессы на базе формирования высокоэффективной структуры народного хозяйства.

 

2. Основные проблемы развития экономики Республики Таджикистан

2.1. Демографические проблемы

Демографические процессы последнего десятилетия создали серьезные препятствия на пути восстановления экономики и ускорения темпов се развития. Эти процессы возникали и развертывались в силу самых разных причин и имели также самые различные последствия для экономики. Наиболее серьезными из них являются:

а) потери значительного числа населения в годы гражданского противостояния. По различным оценкам, погибли до 50 тысяч человек. Основную часть погибших составило трудоспособное население (от 18 до 40 лет);

б) массовая миграция русскоязычного населения. По разным причинам, более 90% русскоязычного населения и большинство таджиков и узбеков выходцев из Узбекистана и Кыргызстана, покинули республику. В результате Таджикистан лишился значительной части научно-технической интеллигенции и высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов;

в) широкомасштабная массовая внешняя трудовая миграция коренного населения в страны ближнего и дальнего зарубежья. По причине крайней бедности до настоящего времени не прекращается расширение масштабов трудовой миграции. Значительное число граждан Таджикистана работают за пределами страны. Этот факт, с одной стороны, свидетельствует о попытках смягчения бедности. С другой же стороны, трудовая миграция означает деградацию отечественного человеческого капитала, поскольку подавляющее большинство трудовых мигрантов работает не по своей специальности, а используется на работах, не требующих квалифицированного труда. Кроме того, экономика страны лишилась наиболее квалифицированной части работников. Даже в условиях высокого уровня безработицы экономика испытывает нехватку квалифицированных работников;

г) неблагоприятные изменения в соотношении городского и сельского населения. В последнее десятилетие ускорился процесс снижения удельною веса городского населения (с 32,8 до 26,5%). Интенсивность этого процесса в 90-е годы была в 3 раза выше по сравнению с 80-ми годами. По сути, Таджикистан столкнулся с весьма нежелательной, противоестественной и опасной тенденцией деурбанизации общества;

д) сложившаяся трудовая и возрастная структура населения не способствует решению задач вывода экономики из глубокого кризиса и достижения высоких темпов экономического роста. Сравнение абсолютных значений численности трудоспособного населения и работающих по найму и не по найму показывает, что формальный уровень занятости охватывает 64% трудоспособного населения. Согласно последней переписи населения, 524,1 тыс. человек трудоспособного возраста (16,8%) находятся на иждивении. Это означает высокую демографическую нагрузку на работающую часть населения, прямым следствием которой является предельно низкий уровень производственных накоплений;

е) увеличение среднего размера семьи и коэффициента детности. За последние 20 лет средний размер семьи вырос с 5,7 до 7,1 чел. Средняя детность семьи составляет 4,2 детей на одну семью, что создает препятствия на пути обеспечения тендерного равновесия в отношении занятости и приводит к натурализации домашнего хозяйства;

ж) сокращение продолжительности жизни, как прямой результат ухудшения жизненных условий людей, снижение качества услуг здравоохранения. За последние 10 лет средняя продолжительность жизни населения сократилась с 71,4 до 68,4 лет. В стране повышается коэффициент смертности, ухудшается состояние здоровья населения;

з) высокие темпы естественного прироста населения приводят к чрезмерному повышению плотности населения во всех природно-географических регионах страны и способствуют снижению емкости ресурсов жизнеобеспечения в этих регионах, в особенности на горных территориях. Речь идет о таких ресурсах, как земельные и пастбищные угодья, сенокосы, залежи полезных ископаемых, естественные леса, животный мир, многолетние насаждения и т. д. Происходит ухудшение среды обитания человека.

Решение перечисленных выше демографических проблем должно создать необходимые предпосылки для обеспечения устойчивого развития страны.

Основными путями их решения являются:

последовательное осуществление активной демографической политики, в первую очередь переход на интенсивный тип воспроизводства населения и осуществление мероприятий по обеспечению репродуктивного здоровья людей;

эффективное государственное регулирование миграционных процессов, направленных на снижение потерь человеческого капитала и достижение положительного сальдо миграции относительно квалифицированных инженерно-технических работников, специалистов, педагогов, медицинских работников, ученых;

формирование системы межгосударственного регулирования внешней трудовой миграции с тем, чтобы от этой разновидности миграционные потери человеческого капитала были сведены к минимуму, и мигранты были обеспечены работой по специальности и чтобы существенно улучшилась структура человеческого капитала страны;

регулирование трудовой миграции должно включать в себя

мероприятия по обеспечению для каждого мигранта -- гражданина Таджикистана, полноценной социальной защиты в странах ближнего и дальнего зарубежья, возможности пользования всеми видами социального страхования за пределами страны;

осуществление системы эффективных мероприятий по переводу заработанных мигрантами денег через каналы банковской системы соответствующих стран и Таджикистана их семьям в любой населенный пункт республики;

претворение в жизнь политики расширения экономической и социальной емкости городских поселений, укрепление основ городского образа жизни, предотвращение тенденции деурбанизации страны, осуществление эффективных мероприятий по урбанизации сельских населенных мест;

более рациональное территориальное перераспределение населения на основе создания благоприятных условий жизни на малоосвоенных территориях, использование материальных стимулов для переселения людей из перенаселенных пунктов в малонаселенные или на необжитые территории, имеющие достаточный потенциал для жизнеобеспечения людей;

осуществление мероприятий по радикальному улучшению системы охраны здоровья населения, более эффективное проведение профилактики болезней, улучшение материально-технического обеспечения медицинских учреждений, развитие спорта и организованного отдыха населения;

проведение активной тендерной политики, направленной на повышение женской занятости в экономике и социальной сфере, активное участие женщин в общественно-политической жизни страны, повышение их роли в семье и обществе;

более эффективное и целенаправленное осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, оказание им помощи в создании семьи современного типа, пропаганда репродуктивного поведения.

2.2. Проблемы занятости и безработицы

Распад СССР и разрыв хозяйственных связей с бывшими советскими республиками, трансформационный спад и гражданская война привели к сокращению занятости, углублению деформированности ее структуры и резкому увеличению масштабов безработицы.

Изменение численности трудовых ресурсов, экономически активного населения и занятого населения отличается развитием диаметрально противоположных тенденций, что является свидетельством расширения нездоровых, экономически и социально неэффективных процессов на рынке труда. За период с 1991 по 2000 г. численность трудовых ресурсов возросла на 26,1%; численность экономически активного населения уменьшилась на 9,0%; численность занятого населения - на 11,5%. Данные о реальной занятости говорят не только о низком уровне использования трудоспособного населения, но и о деформации, не присущей современному обществу.

За последние десять лет численность занятых в промышленности сократилась в 2,6 раза, в сельском хозяйстве возросла на 28,6%; численность занятых женщин сократилась на 45,5%; в том числе в промышленности - в 2,3 раза; в строительстве - в 3,6 раза; в культуре и искусстве - в 2,0 раза; в науке - в 3,0 раза.

Рост аграрного перенаселения и становление аграрной структуры занятости сопровождались существенным снижением уровня использования рабочей силы в сельском хозяйстве. При увеличении удельного веса занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых на 20 процентных пунктов (с 45,0 до 65,0%) произошло снижение объемов сельскохозяйственной продукции на 35,3%.

Преимущественно аграрная структура занятости способствует снижению производительности труда в национальном масштабе, углубляет аграрную перенаселенность, приводит к устойчивости индустриальной отсталости страны и низкому уровню жизни населения.

Вследствие общеизвестных процессов до сих пор продолжается деформирование профессионально-квалификационной структуры населения. Снижается удельный вес технических специалистов, растет уровень безработицы среди лиц с высшим образованием.

Увеличиваются масштабы применения ручного, неквалифицированного, тяжелого труда. Парадоксален тот факт, что при снижении уровня занятости трудовых ресурсов расширяются масштабы использования детского труда. Разрушается система профессиональной ориентации, что чревато отрицательными последствиями для формирования надлежащих качественных параметров трудового потенциала общества и развития экономики.

Проблемы трудоустройства безработных обострились в силу наличия следующих причин:

неразвитость всей системы рынка труда, в частности служб занятости, с присущим им низким уровнем материально-технического оснащения, трансформационной обеспеченности и непривлекательности;

низкий уровень пособий по временной незанятости;

отсутствие эффективного механизма выявления вакантных рабочих мест для безработных, особенно в разрезе отдельных профессий, специальностей и квалификации;

отсутствие действенной системы мониторинга рынка труда. Основными путями решения вышеперечисленных проблем являются:

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, как по традиционным, так и новым профессиям и специальностям и специалистов средней и высшей квалификации;

восстановление системы профессиональной ориентации школьников, подбора и расстановки кадров в направлении обеспечения ее соответствия требованиям научно-технического, социального и экономического прогресса;

повышение удельного веса занятых в индустриальных отраслях экономики при одновременном сокращении абсолютной численности занятых в сельскохозяйственном секторе;

улучшение системы трудоустройства безработных;

формирование гибкого рынка труда, способного занять определенную часть безработных путем обеспечения частичной занятости, применение гибких режимов труда и отдыха;

повышение привлекательности существующих и вновь создаваемых рабочих мест на базе совершенствования системы стимулирования труда и улучшения условий труда;

регулирование системы внешней трудовой миграции;

обеспечение более полного использования наличных рабочих мест на базе их модернизации, перепрофилирования и создание малых фирм при крупных предприятиях, действующих на субарендных и венчурных началах;

создание новых рабочих мест, исходя из текущих и перспективных потребностей рынка товаров потребительского и производственно-технического назначения, с учетом увеличения объемов инвестиций на развитие материального производства и сферы услуг.

При этом должны быть приняты меры по учету и инвентаризации как имеющихся, так и создающихся новых рабочих мест, что предполагает принятие соответствующего решения Правительства республики по аттестации и организации прогнозирования создания новых рабочих мест.

2.3. Земельно-водные проблемы

Развитие экономики Таджикистана и эффективное решение социальных проблем в значительной мере зависят от решения вопросов, связанных с уровнем и интенсивностью использования земельно-водных ресурсов. Последние, как известно, составляют основу биоклиматического потенциала страны. В целом, страна испытывает нехватку земельных ресурсов, при избытках водных.

Ограниченность земельных площадей объясняется весьма сложными рельефно-географическими условиями. Сельскохозяйственные угодья составляют 32,1% территории страны, остальная часть земли, непригодные для сельскохозяйственного и селитебного использования.

Площадь пашни и многолетних насаждений в 2000 г. составила 840,4 тыс. га; приусадебные участки - 102,3 тыс. га; 66,4 тыс. га составляют земли, отведенные под личные подсобные хозяйства. Всего площадь культивируемых земель в Таджикистане - 1014,4 тыс. га, т.е. 7,1% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Из этой площади 718,9 тыс. га составляют орошаемые земельные массивы.

В последние 30 лет в связи с демографическим бумом существенно снизились площади культивируемых земель в расчете на душу населения, что видно из таблицы 1.

                    Таблица 1

+------------------------------------------------------------------+
¦                              ¦ 1970г. ¦ 1980г. ¦ 1990г. ¦ 2000 г.¦
+------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Площадь  пашни в расчете  на  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦душу населения                ¦  0,30  ¦  0,23  ¦  0,17  ¦   0,13 ¦
+------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦В   том   числе   площадь     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦орошаемой пашни на душу       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦населения                     ¦  0,17  ¦  0,15  ¦  0,12  ¦   0,08 ¦
+------------------------------------------------------------------+

Данные свидетельствуют о процессе быстрого сокращения площади культивируемых земель на душу населения (более чем в 2 раза), и это несмотря на то, что в этот период произошло значительное увеличение этой площади путем хозяйственного освоения новых целинных земель.

В связи с этим возникает целый ряд серьезных проблем, которые должны быть учтены в процессе прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития страны. Они сводятся к следующим:

при нынешних демографических тенденциях даже с учетом некоторого снижения темпов прироста численности населения к 2015 году площадь пашни на душу населения сократится до 0,08 га, площадь орошаемых земель - до 0,06 га;

в результате неуправляемого городского, сельского и производственного строительства происходит сокращение общей площади пашни. Площадь пашни и многолетних насаждений в 1990 году составила 914 тыс. га, а к 2000 году она уменьшилась до 828,2 тыс. га, или на 85,8 тыс. га;

за указанный период вышли из сельскохозяйственного оборота 60,7 тыс. га земли, в том числе 23 тыс. га орошаемой пашни, что является следствием засоления площадей, смыва плодородного слоя почвы, образования оврагов и т. д;

из-за резкой нехватки финансовых средств мелиоративное состояние сельскохозяйственных земель ухудшается. В последние 10 лет уровень грунтовых вод на площади более чем 100 тыс. га наиболее ценных сельскохозяйственных земель поднимался до опасных отметок, что привело к резкому снижению урожайности сельскохозяйственных культур и в особенности хлопчатника;

в результате существенного сокращения объемов внесения органических и минеральных удобрений происходит интенсивное уменьшение объемов органического вещества, т. е. гумуса в плодородном слое почвы;

из года в год расширяются масштабы эрозии сельскохозяйственных угодий. Более 90% обрабатываемой пашни в настоящее время подвержены той или иной разновидности эрозии; ежегодно по разным причинам более 60 тыс. га земли не засевается.

Статистическая информация о сельскохозяйственных площадях не может претендовать на точность. Это, прежде всего, относится к приусадебным участкам, которые по известным причинам всегда показывались в меньшем количестве. То же самое, но в меньшей степени, относится к поливным пашням, которые находятся в распоряжении промышленных предприятий. Директивное доведение до последних показателей урожайности стало причиной сознательного представления вышестоящим органам недостоверной информации о земельных площадях;

ежегодно серьезные проблемы в Таджикистане возникают в связи с несвоевременной подачей воды на земельные массивы по причинам нехватки электроэнергии, неисправностей гидротехнических сооружений и водоподъемных устройств. Более 40% поливных земель эксплуатируются на базе машинного орошения. Из общей площади таких земель 64% находятся в Согдийской области; 30% площади машинного орошения используются на базе каскадной ирригационной сети. Орошаемая вода при помощи насосов поднимается до высоты 250-300 м, что сопряжено с повышенными расходами электроэнергии;

дальнейшее расширение площади под орошаемые земли зависит от темпов роста производства электроэнергии. При производстве достаточных объемов электроэнергии можно было бы довести площади орошаемой пашни до 1,6 млн. га за счет орошения больших земельных массивов на равнинных, предгорных и горных территориях. Это требует доведения масштабов водопотребления до 19-22 куб. км;

по разным причинам до 385 тыс. га поливной пашни не в достаточной степени обеспечиваются водой, что приводит к значительным потерям сельскохозяйственной продукции;

методы орошения сельскохозяйственных культур остаются традиционными. Заметных изменений в этих методах не происходило. Примитивные методы орошения не только приводят к перерасходу используемой воды, но и к расширению масштабов водной эрозии и заболачиванию земель. Воды используется в 1,5-2,0 раза больше по сравнению с научно обоснованными нормами;

в каменистых почвах Согдийской области происходит значительная потеря орошаемой воды (до 35%), которая обратно истекает в Сырдарью. Однако этот объем воды при выполнении расчетов по распределению водных ресурсов бассейна не учитывается;

в последние годы в стране преданы полному забвению передовые методы водопользования и землепользования. Даже те методы, которые являются традиционными и исходят из здравого смысла, с уходом прежних поколений используются все меньше и меньше.

Для преодоления перечисленных выше проблем необходимо осуществление следующих мероприятий:

формирование эффективно функционирующей системы государственного мониторинга землепользования и водопользования;

создание самофинансирующихся служб по внедрению передовых методов землепользования и водопользования;

завершение в течение прогнозируемого периода бетонирования магистральных ирригационных каналов;

постепенный переход к использованию передовых методов орошения (трубчатый, дождевальный, капельный и т. д.) с целью прекращения процессов водной эрозии почвы и сокращения масштабов водопользования;

четкое соблюдение технологий и агротехнических приемов в процессах землепользования и водопользования в течение всего периода сельскохозяйственных работ;

расширение масштабов освоения новых земель на базе всемерного использования достижений науки и передового опыта (террасирование уклонистых земель, строительство малых водохранилищ, накопление дождевой и снежной воды и т. д.);

широкое внедрение достижений "зеленой революции" в сельское хозяйство с целью осуществления прогрессивных сдвигов в структуре землепользования;

совершенствование земельно-водных отношений в направлении создания действенных стимулов у производителей сельскохозяйственной продукции по оптимальному использованию земельных и водных ресурсов;

расширение масштабов садоводства и виноградарства в пригородных районах с целью успешного решения продовольственной проблемы и предохранения горных склонов от водной эрозии и других разрушительных природных явлений;

расширение научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок с целью уменьшения запасов оседаемых в ложе водохранилищ аллювиальной почвы и ее направление на орошаемые массивы с целью восстановления естественного плодородия почвы.

2.4. Дорожно-транспортные проблемы

Трансформационный спад и другие известные негативные события оказали отрицательное воздействие на состояние дорожно-транспортного комплекса.

Существующие дороги общего назначения (13612 км) не реконструировались; 80% дорог были построены 25-45 лет назад в соответствии с существовавшими тогда нормативами. Современные же грузовые автомашины имеют большую нагрузку, и поэтому твердое полотно дорог интенсивно разрушается. Только пятая часть таких дорог находится в исправном состоянии, большая же их часть имеет опасные дефекты. В скором времени многие километры дорог могут придти в полную негодность. Третья часть мостов и путепроводов (автомобильных) находится в неудовлетворительном состоянии, 7% - в аварийном.

В последние годы инвестиционная активность в дорожно-транспортной сфере оживилась: начато строительство автодорог Куляб-Хорог-Кульма и Анзобского туннеля.

Железные дороги также требуют значительных инвестиций на реконструкцию и обновление. Относительно новый участок железной дороги Курган-Тюбе-Яван, а также недавно построенная дорога Курган-Тюбе-Куляб не соответствуют нормативным уровням эксплуатационной нагрузки и являются убыточными.

Подвижной состав используется неэффективно. Основу парка автотранспортных предприятий составляют автомобили средней грузоподъемности, которые не пользуются спросом. Большим спросом пользуются автомобили (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, автоцистерны) со специализированным кузовом. По грузоподъемности не удовлетворяется спрос на малотоннажные (до 1,5т) и большие грузовые (свыше 14 т) автомобили. В автомобильном парке страны удельный вес малолитражных автомобилей составляет 19%, большегрузных - 4, автомобилей со специальными кузовами и с фургонами - 14 рефрижераторов - 0,8, автоцистерн - 6,3%.

Подвижной состав в основном устаревший (65,2%). Более 80% парка подвижного состава подлежит списанию.

Подвижной состав железнодорожного транспорта также значительно устарел. Средний возраст грузовых вагонов составляет 23 года, пассажирских -19,6 лет, локомотивов 20 лет, 33% грузовых вагонов и 30% локомотивов подлежат списанию.

В состоянии глубокого кризиса находится воздушный транспорт. Из 85 летательных аппаратов, принадлежащих Государственному унитарному авиационному предприятию "Таджикистан", 41 самолёт имеет возраст от 20 до 35 лег. Средний возраст воздушных судов составляет 21 год. При среднем ресурсе, равном 25 годам, износ парка воздушных судов составляет более 90%. Из общего количества всех летательных аппаратов лишь 37% самолётов и 59% вертолётов находятся в исправном состоянии. Малая авиация, включая сельхозавиацию, практически бездействует. Авиакомпания не располагает ресурсами для обновления парка воздушных судов. Если ситуация не изменится к лучшему, то в ближайшие годы авиакомпания, как таковая, перестанет существовать.

Такая же ситуация характерна железнодорожному транспорту. Что касается автомобильного транспорта, то приватизация привела к полному расстройству созданной на протяжении десятилетий системы. Организация деятельности транспорта не отвечает новым реалиям.

Основными направлениями развития транспорта на перспективу на период до 2015г. являются:

формирование и развитие современного дорожно-транспортного комплекса, что предполагает переход к единой стратегический модели их развития, формирование единых транспортных коридоров с учетом мирового опыта транспортно-гранзитных коммуникаций, инновационное обеспечение всех секторов транспортного комплекса;

интеграция транспортного комплекса страны в мировую транспортную систему;

обеспечение государственной поддержки транспортного потенциала, необходимого для приоритетного развития транспортной инфраструктуры, входящей в состав международных транспортных коридоров, ускоренного развития сервисных услуг, создание в международных аэропортах транзитных зон, обеспечение эффективного контроля над национальными и иностранными операторами на территории страны;

введение современного нормативно-правового, административного и экономического регулирования транспортного комплекса;

привлечение иностранных инвестиций для реабилитации автомобильных дорог, усиления участков железных дорог, реконструкции аэропортов, входящих в состав международных транспортных коридоров, для приобретения локомотивов, вагонов и воздушных судов;

совершенствование подготовки рабочих, техников и специалистов высокой квалификации для всех отраслей транспортного комплекса с учетом международных требований;

постепенное приведение структуры подвижного состава во всех видах транспорта в соответствие с реальными потребностями экономики и населения;

введение современных транспортных технологий (мультимодельные перевозки, логистика, глобальное логистическое провайдерство, формирование многофункциональных терминальных комплексов, информационных и логистических центров; создание лизинговых транспортных компаний и техническое обеспечение взаимодействия различных видов транспорта);

формирование четкой государственной региональной Транспортной политики, направленной на обеспечение эффективного доступа экономики и населения всех регионов страны к рынкам различного уровня и важнейшим административным и социально-культурным центрам страны;

совершенствование технической и экономической базы повышения безопасности транспортных средств и снижение отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду;

формирование современного рынка автотранспортных и авиационных услуг.

2.5. Повышение качества трудовых ресурсов

Последнее десятилетие под влиянием известных обстоятельств в стране имеет место процесс деградации трудовых ресурсов, что влечет за собой значительные потери людского потенциала страны.

Ухудшение качества трудовых ресурсов, выражается, прежде всего, в снижении уровня занятости населения, увеличении масштабов безработицы. За период с 1991 по 2000 гг. трудовые ресурсы возросли, а численность экономически активного и занятого населения уменьшилась. В 1991 г. численность экономически активного населения составляла 78,0% общей численности трудовых ресурсов, а к 2000 г. она снизилась до 56,3%. Сокращение абсолютной численности и удельного веса занятых в индустриальных отраслях также является следствием ухудшения качества трудового потенциала. За рассматриваемый период времени удельный вес занятых в промышленности и строительстве снизился с 20,5 до 9,1%, на транспорте и связи - с 4,7 до 2,4%. За все эти годы в промышленности страны число выбывших работников устойчиво превышало число принятых на работу, в то время как в сельском хозяйстве имела место противоположная тенденция. В самой промышленности происходит сокращение числа работников в наукоемких отраслях. Так, среднегодовая численность персонала, занятого в химической и нефтехимической промышленности, сократилась с 10,8 тыс. до 3,5 тыс. человек, в машиностроении и металлообработке - с 41,9 до 10,2 тыс. человек.

В стране снижается престиж образования, что находит отражение в качестве трудовых ресурсов.

Соответственно происходит сокращение выпуска квалифицированных специалистов. В средних профессиональных учебных заведениях выпуск специалистов сократился на 50,3%. Особенно резко сократился выпуск специалистов для промышленности и строительства. В 1991г. удельный вес выпускников для этих отраслей составлял 23,5%; в 1995г.-20,1; в 2000г.-17,4% от общей численности выпускников. Имело место многократное сокращение подготовки рабочих для цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства, транспорта. Произошло резкое сокращение масштабов подготовки станочников по металлообработке, машинистов-мотористов, слесарей, электриков, сантехников, сварщиков и т.д.

Деградация трудовых ресурсов происходит и в связи с увеличением времени поиска работы. В 1996году в среднем на поиск работы для одного

безработного уходило 4,1 месяца, а в 2000году -- 6,9 месяца. Если в 1996году только 4,6% трудоустроившихся искали работу более одного года, то в 2000году удельный вес таковых увеличился до 21,1%.

Основными причинами ухудшения качественных показателей трудовых ресурсов являются массовая остановка промышленных предприятий и свертывание строительной деятельности, усиление миграции трудоспособного населения, расширение масштабов применения неквалифицированного ручного труда, сокращение потребностей экономики в квалифицированном рабочей силе. Внешняя трудовая миграция привела к сокращению абсолютной численности специалистов и квалифицированных рабочих кадров в стране.

Ухудшение качества трудовых ресурсов имеет место и вследствие увеличения разницы между списочной численностью и реальным количеством работников, занятых в народном хозяйстве. На многих предприятиях люди числятся в списках персонала, а на самом деле давно уже не работают, вследствие чего происходит их деквалификация.

Деградация трудовых ресурсов происходит также в связи с ликвидацией системы профессиональной ориентации в школах, резкого ухудшения качества преподавания и уровня знаний у учащихся всех ступеней образовательной системы страны.

В стране в последние годы имеет место тенденция экономического роста. В перспективе, согласно прогнозным расчетам, она продолжится. Поэтому на повестке дня стоит вопрос о повышении качества трудовых ресурсов, решение которого позволит повысить социально-экономический уровень населения.

Последнее станет реальным при осуществлении следующих мероприятий:

обязательное улучшение качества работы общеобразовательной школы, улучшение содержания преподавания, повышение уровня знаний учащихся, активная ориентация школ на трудовое воспитание молодого поколения, формирование у последнего элементарных трудовых навыков;

перестройка системы профессионального и среднего специального образования с учетом насущных потребностей экономики;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86
"О Программе экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года"

О документе

Номер документа:86
Дата принятия: 01/03/2004
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных

Редакции документа

Текущая редакция принята: 03/08/2007