Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 мая 2002 года №209

Об одобрении Документа Стратегии сокращения бедности

В целях определения основных направлений социально-экономического развития страны и приоритетных мер на среднесрочный период для обеспечения устойчивого экономического роста, Правительство Республики Таджикистан постановляет:

Одобрить Документ Стратегии сокращения бедности и внести его на утверждение в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

 

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Э.Рахмонов

Документ Стратегии сокращения бедности

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ

 
      Столица Душанбе
Территория 143,1тыс.км2, плотность населения
- 44,3 на км2
   Население на 01.01.2002г.       6,3416млн.чел., городское
1,66959млн.чел., сельское
4,6457млн.чел.
   Население занимает              7% территории
День Независимости 9 сентября
Административное деление Горно-Бадахшанская Автономная
область: территория - 63,7тыс.км2,
население0,2100млн.чел.,
Согдийская область: территория
26,1тыс.км2, население
1,9151млн.чел., Хатлонская область:
территория24,6тыс.км2,
население2,2916млн.чел.,
город Душанбе: население
581,1тыс.чел. Районы Республи-
канского Подчинения: территория:
28,7тыс.км2, население
1,3891млн.чел.
Этнический состав Таджики - 80%, Узбеки - 15.3%,
Русские - 1,1%,
другие национальности - 3,6%
Языки Таджикскийгосударственный,
Русский - язык межнационального
общения
  Национальная валюта              Сомони (1 доллар США =
2,3725 сомони)
  ВВП на душу населения (2001г.)   396,13 сомони
Средняя заработная плата (2001г) 25,07 сомони (10,6 долларов США)
Потребительская корзина (2000г.) 25,8 сомони (11,7 долларов США)
Продолжительность жизни 68,4 года
Уровень младенческой смертности 36,7 случаев смерти на 1000
(2000г.) родившихся
Уровень материнской смертности 43,1 случая смерти на каждые 100000
(2000г.) родившихся живых детей
Количество населения на 1 врача 463
Доступ к чистой питьевой воде 51,2% населения
Индекс человеческого развития 0,551
               МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 2001 год
ВВП (в тысячах сомони) 2512112,8
Темп роста ВВП (в %) 10,2
Производство товаров (в % от ВВП) 52,5
Сельское хозяйство (в % от ВВП) 22,1
Промышленное производство (в % от ВВП) 18,7
Услуги (в % от ВВП) 37,9
Налоговые поступления (в % от ВВП) 14,0
Доходы гос.бюджета (в % от ВВП) 15,2
Расходы гос.бюджета (в % от ВВП) 15,0
Экспорт (млн.долларов США) 651,6
Импорт (млн.долларов США) 687,5
Сальдо (млн.долларов США) -35,9
                     ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ - 2001 год
Гуманитарная помощь (млн.долларов США) 82,7
Прямые зарубежные инвестиции (в млн.долларов США) 8,1
Общий внешний долг (в млн.долларов США) 970,0

ВВЕДЕНИЕ

Десять лет назад, после распада Советского Союза, Республика Таджикистан стала суверенным государством. К сожалению, на начальном этапе становления государственности Таджикистану не суждено было в полной мере использовать преимущества и блага, которые несет в себе независимость. Копившиеся десятилетиями социально-экономические и политические проблемы были использованы внешними и внутренними силами для разжигания в стране гражданской войны, в результате чего погибли десятки тысяч людей, многие таджикистанцы были вынуждены покинуть Родину, а национальной экономике и социально-культурной сфере был нанесен колоссальный ущерб.

Осознав пагубность последствий войны для будущего таджикского народа, Правительство страны, после восстановления конституционной власти, взяло твердый политический курс, направленный на установление мира и национального согласия исключительно мирным путем - путем диалога. Путь к миру для Таджикистана был долгим и трудным. Для достижения мира и согласия приходилось предпринимать порой неимоверные усилия, проявлять твердую волю, самообладание и последовательность. Подписание Общего соглашения о мире и национальном согласии и полная реализация его договоренностей поставили последнюю точку в одном из самых затяжных и ожесточенных конфликтов на постсоветском пространстве. Наряду с поиском путей установления мира Правительству страны пришлось решать также задачу трансформации экономики, поскольку только так можно было вывести ее из тяжелейшего кризиса, устранить последствия гражданского конфликта, а также стихийных бедствий, обрушивавшихся на страну.

В результате осуществленных мер по реформированию экономики в Таджикистане был достигнут существенный прогресс в макроэкономической и финансовой стабилизации. Были предприняты ряд мер по структурным преобразованиям, необходимым для эффективного функционирования рыночной экономики. Однако социально-экономическая ситуация в Республике Таджикистан все еще остается весьма сложной.

Таджикистан занимает 103 место среди 174 оцениваемых государств по индексу человеческого развития. В настоящее время большинство населения Таджикистана проживают на уровне или ниже черты бедности. Бедность, определяемая уровнем доходов и потребления, уровнем доступа к образованию, здравоохранению, водоснабжению, различным энергоресурсам, транспортным услугам, средствам массовой информации, прежде всего отражается на социально незащищенных слоях населения. Особенно ярко это выражено в сельской местности.

Вместе с тем, Таджикистан богат полезными ископаемыми, имеет огромный потенциал природных ресурсов, на базе которых могут быть построены предприятия горнорудной промышленности, промышленности строительных материалов, фармацевтической промышленности, энергетики, а также предприятия по переработке хлопка-волокна, шелка и плодоовощной продукции.

В целях повышения уровня жизни населения и решения социально-экономических проблем. Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов инициировал разработку всеобъемлющего Документа стратегии сокращения бедности (ДССБ). Достижение целей ДССБ с учетом экономических реалий является приоритетным направлением деятельности Правительства Республики Таджикистан.

Документ подтверждает жизненную необходимость и важность углубления экономических преобразований и обеспечения устойчивого экономического роста. На этой основе предполагается создание выгод для большинства населения, особенно для бедных слоев населения, от экономического роста посредством механизмов, определенных в ДССБ. В ДССБ определены основные направления, по которым следует идти в деле сокращения бедности. Документ служит отправным пунктом для определения конкретных действий по сокращению бедности в стране.

При подготовке настоящего документа были использованы Промежуточный Документ Стратегии сокращения бедности, Посланиях Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли (Парламент) (2001-2002г.г.), оценка бедности в Таджикистане, Программа государственных инвестиций и технической помощи на 2001- 2003 годы, данные Государственного комитета статистики РТ, предложения министерств и ведомств, а также результаты социологических исследований ряда международных организаций, работающих в Таджикистане.

Разработанную стратегию Правительство РТ намечает осуществить при содействии Международного Валютного Фонда (МВФ), Всемирного Банка (ВБ), Азиатского Банка Развития (АБР), Программы Развития ООН (ПРООН), других международных финансовых организаций и стран-доноров.

1. ПРОЦЕСС УЧАСТИЯ

Для разработки Документа стратегии сокращения бедности (ДССБ) Указом Президента от 24 марта 2000г. была создана Президентская рабочая группа (ПРГ). В состав группы, которую возглавлял Государственный советник Президента РТ по экономической политике, входили ведущие ученые и официальные лица Таджикистана. В октябре 2000г. Президентской рабочей группой был разработан Промежуточный Документ Стратегии Сокращения Бедности, который лег в основу разработки и составления окончательного ДССБ. Промежуточный Документ был опубликован в центральных национальных газетах на трех языках: таджикском, русском и узбекском.

В целях обеспечения широкого участия общественности было образовано 9 секторальных рабочих групп, в которые вошли представители Парламента, Правительства, местных органов власти, научно-исследовательских институтов и университетов, частного сектора, НПО и других слоев общества по следующим направлениям: макроэкономика; реформа государственного управления; социальная защита; образование; здравоохранение, сельское хозяйство; приватизация, труд и развитие частного сектора; инфраструктура и связь; туризм, отдых и охрана окружающей среды. Для координации работы ПРГ был создан Координационный Центр (КЦ).

С марта по июнь 2001 года было проведено 56 семинаров и "круглых столов" по обсуждению секторальных разработок Документа стратегии сокращения бедности, охвативших более 2000 участников из всех слоев общества. Цели, задачи, а также принимаемые меры и действия Правительства по сокращению бедности многократно освещались в СМИ (по телевидению и радио). В дополнение к семинарам и круглым столам для получения дополнительной информации были проведены 2 исследования: исследование бедности путем создания фокусных групп; исследование НПО и местными сообществами проблем бедности. Эти исследования были завершены соответственно в марте и мае 2001 г.

Местные консультанты подготовили протоколы всех семинаров с предложениями и рекомендациями, полученными на семинарах. Часть этих предложений и рекомендаций были учтены при доработке секторных документов ДССБ. В подготовке ДССБ также приняли участие и международные организации (МВФ, ВБ, АБР, ПРООН). Консультанты этих организаций предоставили комментарии по проектам документов секторальных рабочих групп. Процесс участия при содействии Правительства получил высокую оценку как внутри страны, так и международного сообщества в ходе Консультативной встречи стран-доноров, состоявшейся в мае 2001 года в Токио, Япония.

2. БЕДНОСТЬ В ТАДЖИКИСТАНЕ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Проблема бедности для Таджикистана не нова, поскольку до обретения независимости в стране наблюдался самый низкий доход на душу населения среди советских республик при самом высоком проценте населения, живущем в бедности.

В большей части, причиной этому стала экономическая политика, которая не учитывала сравнительные преимущества страны и ее регионов.

Структура экономики, унаследованная с 1991 года, оказалась не конкурентно-способной в новой экономической среде, а гражданская война затянула внедрение структурных реформ. Переходный период и война ослабили официальные и неофициальные механизмы социальной защиты, что привело в увеличение числа бедных. В результате перехода от командно-административной экономики к рыночной, изменения относительных цен, разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, прекращения бюджетных ассигнований из Москвы, составлявших 40% бюджета Таджикистана, и продолжительной гражданской войной, ВВП страны сокращался быстрыми темпами с 1991 вплоть до 1996 года. Это привело к массовому высвобождению рабочей силы, в основном в скрытой форме. Высокий уровень инфляции привел к сокращению реальных доходов населения, способствовал увеличению экономического неравенства и подрывал инвестиционный климат.

Недостаточный уровень собственного производства привел к увеличению импорта, дефициту платежного баланса и девальвации национальной валюты. В этих условиях быстро вырос внешний долг государства, платежи по его обслуживанию в настоящее время подрывают устойчивость фискальной системы.

Бедность в Таджикистане является многомерным явлением. Как показали различные исследования, бедность, определяемая на основе дохода и потребления, очень высока. Это имеет место главным образом из-за ограниченности возможностей, обеспечивающих достаточный уровень доходов, что подтверждается низким уровнем заработной платы, особенно в сельском хозяйстве, а также ограниченного доступа населения к производственным активам и снижающимся доступом к таким основным государственным услугам, как образование, здравоохранение, водоснабжение.

Уровень бедности значительно варьируется в зависимости от используемых критериев определения бедности. Черта бедности в Таджикистане варьирует от 17 до 97% в зависимости от критериев, разработанных различными международными и отечественными организациями. По результатам одного из исследований, около 60% населения считают себя бедными. Правительство приняло самооценку населения в качестве критерия определения бедности.

Фактический доход среднего таджикистанца очень низок и состоит в основном из дохода от продажи продуктов питания и предметов домашнего обихода. Размер денежных социальных пособий является незначительным. Среди тех домашних хозяйств, которые считаются самыми бедными, денежные компенсации и социальная помощь составляет всего 8% от их общего дохода. Также важно отметить, что основной источник дохода составляет лишь треть всех доходов среди нижнего квантиля (пятой части) бедных семей и около половины среди верхнего квантиля.

Увеличилось экономическое неравенство. Расходы группы самых богатых домашних хозяйств в четыре раза превышают расходы группы самых бедных домашних хозяйств. Самые бедные домашние хозяйства расходуют около 80% своих доходов на продовольствие. Большую часть своих потребностей в продуктах питания они покрывают за счет собственного натурального производства и гуманитарной помощи. Результаты Обзора уровня жизни в Таджикистане (ОУЖТ), проведенного в 1999г., показывают, что почти три четверти населения Таджикистана проживает в сельской местности, на долю которого приходится большая часть крайне бедного населения (23,4%), по сравнению с городом (18.6%). В региональном разрезе, из всего бедного населения страны 45,7% проживают в Хатлонской области, 26,1% - в Согдийской области, 19,2% в РРП, 6,9%в ГБАО и только 2,1% - в Душанбе. Однако самое бедное население сконцентрировано в ГБАО (39%).

Наиболее уязвимые группы населения общества - дети, пожилое население и больные или инвалиды. Риск бедности резко повышается в зависимости от числа детей в возрасте до 15-ти лет, проживающих в домашнем хозяйстве. Только 7% одиноких людей, проживающих в домашних хозяйствах без детей, являются бедными по сравнению с 31% тех, кто проживает в домашних хозяйствах с 5-ю и более детьми. Как следствие прошедшей гражданской войны, обострилась проблема "уличных детей". Дети под институциональной опекой вызывают особую обеспокоенность в плане их финансового, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Существует тенденция, что такие дети сталкиваются с проблемами получения дальнейшего образования или перспективной работы.

У пожилого населения (старше 65 лет) вероятность попадания в категорию бедных выше, чем у категории взрослого населения (от 16 до 64 лет). Однако, процентное соотношение бедных среди престарелых (в возрасте 75 лет и старше) выше, чем среди детей. Престарелые люди, живущие одни, являются самыми бедными. По информации Министерства труда и социальной защиты (МТСЗ), число таких престарелых составляет около 9000 человек.

Несмотря на то, что по официальной статистике нет значительной разницы в уровне бедности среди мужчин и женщин, положение женщин значительно сложнее положения мужчин, особенно в тех хозяйствах, где во главе хозяйства находятся женщины, главным образом, в Хатлонской области и Гармской группе районов, наиболее пострадавших от гражданской войны. Такие домохозяйства зачастую имеют меньший доступ к земельным и другим сельскохозяйственным ресурсам.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 мая 2002 года №209
"Об одобрении Документа Стратегии сокращения бедности"

О документе

Номер документа:209
Дата принятия: 30/05/2002
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных