Действует

Внимание! В документ не внесены изменения от 21.11.2019 г. №937, 28.01.2021 г. №40, 22.02.2021 г. №88, 19.11.2021 г. №694, 14.08.2023 г. №370 (приводятся на узбекском языке)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 2 октября 2018 года №787

О мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в области обращения с бытовыми отходами

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.01.2019 г. №29, 06.02.2019 г. №95, 08.02.2022 г. №62, 04.04.2022 г. №153)

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года №ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами", а также в целях обеспечения улучшения экологического и санитарного состояния территорий, создания и надлежащего содержания в установленном порядке объектов инфраструктуры санитарной очистки Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами (далее — Правила) согласно приложению №1.

2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды обеспечить организацию работ по санитарной очистке территорий в соответствии с утвержденными Правилами.

3. Внести изменение и дополнение в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №2.

4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари" А.Ж. Раматова и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Абдулла Арипов

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года №787

Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения работ по созданию и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, а также контроля за их осуществлением и являются обязательными для соблюдения всеми юридическими и физическими лицами.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

объекты благоустройства — улицы, переулки, дороги, центральные площади, тротуары, мосты, тоннели, пешеходные, подземные переходы, фонтаны, берега арыков, каналов, рек, озер и других водоемов, объекты, используемые для удовлетворения культурно-бытовых нужд и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы), наружное освещение, рекламные панно, дорожные указатели, порталы и вывески, дренаж (вертикальный, закрытый и открытый горизонтальный, закрытый коллектор дренажа), сети ирригационных лотков, сети наружного освещения;

объекты инфраструктуры санитарной очистки — объекты, используемые для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов (урны, контейнеры, мусоросборочные пункты, в том числе специально отведенные и обустроенные места), а также эксплуатируемые в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;

твердые бытовые отходы — органические и неорганические отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических и деятельности юридических лиц, а также отходы, образующиеся в результате природных процессов на территориях и на объектах благоустройства (пищевые и растительные отходы, отходы текстильных изделий, упаковочных материалов, стекла, резины, бумаги, пластмассы, древесины, предметы домашнего обихода, утратившие свои потребительские свойства, смет, а также отходы, образующиеся в результате использования бытовых печей и отопительных котлов на твердом топливе);

жидкие бытовые отходы — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц и деятельности юридических лиц (сточные воды, различные виды жидких нечистот, которые скапливаются в выгребных ямах и септиках, помойные отходы от производственных процессов, фекальные отходы нецентрализованной канализации);

крупногабаритные бытовые отходы — твердые бытовые отходы, образующиеся в результате замены морально и физически устаревшей мебели, бытовой техники (холодильники, стиральные машины, телевизоры и т.п.), оргтехники (компьютеры, принтеры и т.п.), технического оборудования, автотранспорта, а также образующиеся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений отходы (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.) и строительные отходы, размеры которых не позволяют размещать их в контейнерах объемом 0,75 м3;

строительные отходы — отходы, образующиеся при производстве строительных работ, реконструкции, ремонте и сносе жилых домов, административных зданий, квартир многоквартирного дома;

опасные бытовые отходы — отходы, образующиеся после утраты потребительских свойств товаров, представляющие опасность для жизни, здоровья людей и окружающей природной среды, а также подлежащие утилизации и требующие использования специальной технологии сбора, транспортировки и обезвреживания (отработавшие ресурс ртутьсодержащие лампы, отходы ртутных термометров, все виды аккумулирующих элементов и т.п.);

вторичные материальные ресурсы — отходы производства и потребления, образующиеся в бытовом хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки (отходы металла, пластмассы, стекла, бумаги и т.п.);

"сигнальный" метод — сбор и вывоз твердых бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе с объездом населенного пункта мусоросборочной техникой и оповещением потребителей путем подачи звукового сигнала.

3. Размещение и эксплуатация объектов инфраструктуры санитарной очистки осуществляются по схеме согласно приложению к настоящим Правилам.

Глава 2. Организация работ по санитарной очистке

4. К работам по санитарной очистке относятся уборка территорий (объектов благоустройства, территорий домовладений и организаций), сбор и вывоз бытовых отходов.

5. Уборка территорий осуществляется:

на объектах благоустройства — городскими и районными управлениями благоустройства;

на придомовых территориях многоквартирных домов — товариществами частных собственников жилья или управляющими организациями;

на земельных участках индивидуальных жилых домов и организаций в пределах полосы отчуждения– физическими и юридическими лицами (владельцами, собственниками или постоянными пользователями земельных участков, а также арендаторами);

на автомобильных дорогах и искусственных дорожных сооружениях в пределах полосы отчуждения — организациями, обслуживающими данные объекты (балансодержателями);

на железнодорожных путях в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути и т.д.) — железнодорожными организациями, эксплуатирующими данные объекты;

на территориях рынков и прилегающих к ним территориях — администрациями рынков;

на территориях временных объектов торговли и услуг, расположенных на остановках общественного пассажирского транспорта, — владельцами этих объектов, если иное не предусмотрено договорами аренды;

на территориях, прилегающих к торговым павильонам и иным торговым точкам, в том числе и передвижным, в радиусе 5 м — хозяйствующими субъектами в сфере мелкорозничной торговли и общественного питания (палаток, ларьков для продажи пищевой продукции и предоставлению услуг в сфере общественного питания), а также оказания бытовых услуг (ремонт обуви и т.п.).

6. Сбор и вывоз бытовых отходов осуществляется организациями, специализирующимися на оказании услуг в области обращения с отходами (далее — специализированная организация),на договорной основе в порядке, установленном законодательством.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в многоквартирном жилом секторе — с мусоросборочных пунктов, а в индивидуальном жилом секторе — с мусоросборочных пунктов или "сигнальным методом".

Минимальная периодичность вывоза твердых бытовых отходов с мусоросборочных пунктов составляет один раз в день, при "сигнальном" методе — один раз в три дня.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.02.2019 г.  №95)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Размещение и эксплуатация урн для сбора твердых бытовых отходов

7. В целях предотвращения засорения территорий, зданий и сооружений твердыми бытовыми отходами устанавливаются урны, специально предназначенные для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов.

8. Урны устанавливаются физическими и юридическими лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в обязательном порядке:

у входов в подъезды многоквартирных домов — 1 шт.;

у каждого входа (выхода) в здания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, а также торговых объектов — 1-2 шт.;

у каждого входа (выхода) в метро, подземные и надземные переходы — 2 шт.;

на объектах, предназначенных для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (парки культуры и отдыха, лесные массивы, сады, бульвары, скверы, аллеи и др.) — 1 шт. на каждые 800 м2 площади объекта и на расстоянии не более 40 м друг от друга — при установке вдоль линии дорожек и тротуаров;

на рынках и торговых объектах (супермаркет, гипермаркет и др.) — 1 шт. на каждые 250 м2 площади объекта и на расстоянии не более 10 м друг от друга –при установке вдоль линии торговых прилавков;

на остановках общественного пассажирского транспорта — 1-2 шт.;

на въездах (выездах) на автостоянки и парковки — 1-2 шт.;

на дворовой территории лечебных учреждений — 1 шт. на каждые 700 м2 площади объекта, а на главных аллеях — не более 10 м друг от друга;

в специально выделенных местах для курения — 1-2 шт.;

на пляжах и территориях рекреационных зон, прилегающих к водной акватории (рек, озер, заливов или прудов), — 1 шт. на каждые 800м2 площади объекта и на расстоянии не более 50 м друг от друга, с размещением не более 15 м от уреза воды и 3 — 5 м от полосы зеленых насаждений;

на придомовых территориях многоквартирных домов и центральных площадях, тротуарах и пешеходных зонах вдоль магистральных улиц, а также на мостах (в зависимости от интенсивности использования территории) — по 1 шт. на расстоянии не более чем через каждые 50 м — с интенсивным пешеходным движением и не более чем через каждые 100 м — в малолюдных местах.

9. Стационарные уличные урны должны обладать подвижной конструкцией (опрокидывающимся механизмом) и иметь основу для устойчивого закрепления на отведенном месте для их установки.

На территориях, прилегающих к временным торговым павильонам, в том числе передвижным (палатки, ларьки, лотки для продажи продуктов питания и оказания услуг в сфере общественного питания), в радиусе до 5 м устанавливаются переносные урны с механизмами их поднятия или съемными ведрами внутри для их опорожнения.

10. Урны должны устанавливаться в местах, удобных для их использования по назначению и обслуживания (очистки, опорожнения и т.д.),не препятствовать передвижению пешеходов, колясок для лиц с инвалидностью и детских колясок и велосипедов, содержаться в исправном и опрятном состоянии, а также соответствовать всем требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.

Опорожнение и очистка урн должна проводиться систематически по мере их наполнения, но не реже одного раза в сутки.

Промывка и дезинфекция урн должны производиться не реже одного раза в месяц либо могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) для обеспечения их чистоты и удобного опорожнения.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.02.2022 №62)
(см. предыдущую редакцию)

11. Установление, обеспечение своевременного обслуживания (очистка, опорожнение, промывка, дезинфекция и ремонт) урн осуществляется за счет средств физических и юридических лиц, ответственных за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

Глава 4. Создание мусоросборочных пунктов и их эксплуатация

12. Органы исполнительной власти на местах при содействии органов самоуправления граждан по обращениям товариществ частных собственников жилья, управляющих организаций или непосредственно жителей соответствующей территории решают вопросы, связанные с определением мест размещения мусоросборочных пунктов.

Строительство мусоросборочных пунктов закрытого типа осуществляется в соответствии с типовым или индивидуальным проектом (эскизом), разработанным и согласованным в установленном порядке.

В зависимости от интенсивности использования территории, в наиболее оживленных местах могут быть организованы сооружения неохраняемых (модульных) мусоросборочных пунктов.

Снос действующих мусоросборочных пунктов осуществляется после строительства новых мусоросборочных пунктов в их взамен.

13. Мусоросборочные пункты размещаются удаленными от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений, мест отдыха на расстояние не менее 20 ми не более 100 м.

Территория мусоросборочного пункта должна примыкать к проездам, но не мешать подъезду специального автотранспортного средства. При обособленном размещении площадки (вдали от проездов) предусматривается возможность удобного подъезда специального автотранспортного средства для опорожнения контейнеров и наличия разворотных площадок (12 м х 12 м).

14. Размещение мусоросборочных пунктов проектируется вне зоны видимости с транзитных транспортных и пешеходных коммуникаций, в стороне от уличных фасадов зданий.

15. Площадь мусоросборочного пункта и количество контейнеров, размещаемых в нем, определяются в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

16. Расстояние мусоросборочных пунктов и контейнеров от окон и входов жилых помещений устанавливается строго в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

17. Мусоросборочные пункты должны иметь благоустроенные подъездные пути, ночное наружное освещение, подвод питьевого холодного водоснабжения и стока в канализацию, а также ливневую канализацию для отвода дождевых вод.

18. Покрытие площадки для установки контейнеров должно быть асфальтовым или бетонным. В целях недопущения застаивания воды и скатывания контейнеров устанавливается уклон покрытия площадки, составляющий 5 — 10% в сторону проезжей части и удобный к подъезду специального автотранспортного средства.

19. На территории мусоросборочного пункта размещается следующая информация:

наименование или номер мусоросборочного пункта;

наименование организации и его контактные данные, в том числе номера телефонов диспетчерской службы, эксплуатирующей мусоросборочный пункт;

номер телефона доверия территориальных органов по экологии и охране окружающей среды, а также график вывоза твердых бытовых отходов.

Глава 5. Оснащение мусоросборочных пунктов контейнерами

20. Мусоросборочные пункты должны быть оборудованы контейнерами отличительных цветов для раздельного сбора твердых бытовых отходов и маркированными специальными знаками и надписями в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил.

Для выгрузки контейнеров в мусоросборочную машину контейнеры (за исключением специальных контейнеров для опасных бытовых отходов) должны быть оборудованы четырьмя колесиками и иметь усиленную переднюю стенку, а также при способления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства.

21. На контейнеры наносится информация (инвентарный номер контейнера и наименование балансодержателя) способом, обеспечивающим ее механическую стойкость.

22. По истечении срока службы, а также в зависимости от их фактического технического состояния (механические и другие повреждения) контейнеры должны быть заменены на новые или исправные (отремонтированные), отвечающие требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.

Контейнеры должны располагаться на одном уровне с дорогой для проезда.

Глава 6. Обращение с бытовыми отходами

23. Размещение и хранение твердых и жидких бытовых отходов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, экологическими требованиями и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.

24. Физические лица:

в многоквартирных домах–размещают твердые бытовые отходы в контейнеры при складировании отходов на мусоросборочных пунктах;

в индивидуальном жилом секторе–временно хранят твердые бытовые отходы на своих территориях до прибытия специального автотранспортного средства по графику "сигнальным" методом и помещают их в специальное автотранспортное средство.

При этом могут быть применены специальные мусорные мешки (пакеты) или контейнеры (40 — 120 л) с колесиками и плотно закрывающимися крышками.

25. Юридические лица, расположенные в зоне обслуживания специализированной организации, заключают договор на оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и организуют места временного сбора и хранения твердых бытовых отходов на занимаемом земельном участке, с установлением контейнеров с колесиками и плотно закрывающимися крышками для сбора твердых бытовых отходов и имеющих приспособления для работы с манипуляторами специального автотранспортного средства(если иное не предусмотрено договорами аренды).

В случае если физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке (недвижимости) на основании договора аренды или иного соглашения с собственником земельного участка (недвижимости),не организовало сбор и вывоз бытовых отходов собственными силами, обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов этих лиц возлагаются на собственника данного земельного участка (недвижимости).

Площадка для установления контейнеров внутри дворовых территорий должна быть расположена рядом с подъездными путями для специального автотранспортного средства.

26. Физическим и юридическим лицам запрещается:

выбрасывать и размещать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах (улицы, дворы, водные артерии, арыки и иные места, не предназначенные для сбора, размещения и захоронения твердых бытовых отходов);

слив жидких бытовых отходов в несанкционированных местах и объектах (за территорией домов, в коллекторы системы ирригации, водные артерии, арыки, системы ливневой канализации, открытый, закрытый коллекторы горизонтального и вертикального дренажа и иные непредназначенные для этих целей места);

выбрасывать твердые бытовые отходы в несанкционированных местах и объектах из транспортных средств во время их остановки, стоянки или движения;

сжигать твердые бытовые отходы на объектах их размещения (в земляных ямах, емкостях и т.д.), территории организации, полях и в населенных пунктах без применения специальных технических устройств;

сжигать листья;

организовывать места сбора и хранения твердых бытовых отходов в помещениях общего пользования многоквартирного дома;

выбрасывать и размещать крупногабаритные бытовые отходы и строительные отходы в мусоросборочные пункты;

транспортировка твердых и жидких бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки и др.)) на транспортном средстве, не предназначенном для этих целей (не предусмотренным документацией), а также в сопровождении посторонних лиц, не связанных с перевозкой бытовых отходов.

Глава 7. Крупногабаритные бытовые отходы

27. Крупногабаритные бытовые отходы должны собираться на специально отведенных площадках, оборудованных искусственным водонепроницаемым покрытием и системой отведения атмосферных осадков (уклон и водоотводящие желоба) площадью не менее 8 — 10 м2.

28. Площадки для сбора крупногабаритных бытовых отходов отводятся:

в многоквартирном жилом секторе — в непосредственной близости к мусоросборочным пунктам твердых бытовых отходов:

в индивидуальном жилом секторе — не ближе 20 м до ближайшего жилого дома и (или) иного объекта постоянного пребывания людей, с расчетом на эффективный радиус охвата площадки 100 — 200 м.

Альтернативным вариантом площадок для сбора крупногабаритных бытовых отходов является установка контейнеров (сменных кузовов) емкостью 3 — 6 м3,транспортировка которых осуществляется с использованием специального автотранспортного средства, оснащенного системой мультилифт.

29. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.

Глава 8. Строительные отходы

30. Лица, осуществляющие строительные, монтажные, ремонтные работы, а также снос зданий и сооружений, должны обеспечивать скученный сбор образующихся на этих объектах строительных отходов.

Строительные отходы, образующиеся у населения, складируются на площадках для сбора крупногабаритных бытовых отходов.

Организации, осуществляющие строительство, реконструкцию или снос объектов, должны иметь в наличие техническую и технологическую документацию (экологический норматив), устанавливающую порядок регулирования процесса обращения с образуемыми строительными отходами, и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Ответственность за вывоз отходов со строительных площадок и соблюдение при этом природоохранных требований возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при выполнении работ, если иное не предусмотрено в договоре с заказчиком.

31. Организации, в результате деятельности которых образуются строительные отходы, должны осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации строительных отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение строительных отходов, не подлежащих утилизации.

32. Вывоз строительных отходов с места их образования может осуществляться специализированными организациями по заявке физических и юридических лиц за отдельную плату.

Глава 9. Отходы автотранспорта

33. Физические и юридические лица (владельцы автомобильных стоянок, автозаправочных станций, мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, механизмов и другой техники) обязаны обеспечить сбор, вывоз, переработку и обезвреживание всех образующихся отходов автотранспорта.

34. Отходы всех видов транспорта, машин и механизмов подлежат разборке на составляющие и раздельному сбору по видам, в частности:

отработанные масла сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

электролит из аккумуляторов сливается в специальные емкости и передается на обезвреживание специализированным предприятиям, занимающимися сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

кислотные аккумуляторные батареи со слитым электролитом собираются в пунктах приема вторичного сырья и цветных металлов;

автомобильные покрышки собираются и сдаются на переработку специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов;

прочие отходы (пластмасса, металл и т.д.), являющиеся вторичными материальными ресурсами, сдаются в пункты приема.

Глава 10. Отходы, образующиеся от уборки отходов растительного происхождения, а также при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений

35. В период листопада опавшие листья необходимо убирать ежедневно.

Собранные листья вывозятся на специально отведенные места либо на поля компостирования. Вывоз собранных листьев обеспечивается лицами, ответственными за уборку территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, самостоятельно или на договорной основе(по отдельным заявкам) со специализированными организациями.

Процесс компостирования осуществляется на специально подготовленной площадке с противофильтрационным основанием, системой сбора и отведения дренажных вод. Отходы размещаются в буртах.

36. Захламление территории отходами, образующимися при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений (ветки, сучья деревьев и кустарников, порубочные остатки, листья и др.), более чем на сутки не допускается.

Глава 11. Жидкие бытовые отходы

37. Для сбора жидких бытовых отходов в домовладениях без системы центральной канализации обустраиваются в установленном порядке выгребные ямы, представляющие собой герметичные резервуары.

Выгребная яма должна располагаться с учетом свободного доступа движения специального автотранспортного средства (ассенизационного автомобиля) и соответствовать требованиям санитарных правил, нормам и гигиеническим нормативам.

38. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированными организациями, имеющими специальное автотранспортное средство (ассенизационный автомобиль), на договорной основе или по отдельным заявкам.

39. Периодичность очистки выгребных ямопределяется в соответствии с санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Жидкие бытовые отходы вывозятся на сливные станции, ассенизационные поля или другие специальные объекты по приему жидких бытовых отходов.

Глава 12. Опасные бытовые отходы

40. Для сбора опасных бытовых отходов в мусоросборочных пунктах устанавливаются специальные контейнеры (накопительные емкости, обеспечивающие сохранность опасных бытовых отходов при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании).

41. Собранные опасные бытовые отходы сдаются специализированным предприятиям, занимающимся сбором, утилизацией и переработкой этих отходов.

Глава 13. Раздельный сбор и вывоз твердых бытовых отходов

42. В целях организации раздельного сбора на мусоросборочных пунктах в обязательном порядке устанавливаются четыре вида контейнеров для:

перерабатываемых твердых бытовых отходов (представляющие смесь вторичных материальных ресурсов) — синего цвета;

органических твердых бытовых отходов (пищевые и другие биологически разлагаемые бытовые отходы) — коричневого цвета;

неперерабатываемых твердых бытовых отходов (прочие бытовые отходы) — серого цвета;

опасных бытовых отходов — оранжевого цвета.

Для полного раздельного сбора твердых бытовых отходов могут быть установлены дополнительные контейнеры отличительных цветов (пластмассовые отходы — желтый, отходы стекла и стеклобой — белый, бумажные отходы — голубой) и (или) маркированные специальными знаками и надписями.

При этом перерабатываемые твердые и опасные бытовые отходы направляются на сортировку для последующей реализации и (или) передачи на договорной основе юридическим лицам, занимающимся утилизацией и переработкой отходов.

43. Для вывоза раздельно собранных или отсортированных твердых бытовых отходов могут быть использованы мусоросборочные машины путем организации нескольких графиков вывоза либо специальные автотранспортные средства с установленными раздельными камерами в бункерах для различных фракций твердых бытовых отходов.

Глава 14. Основные требования к транспортировке бытовых отходов

44. Транспортировка бытовых отходов осуществляется способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми бытовыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

Вывоз и транспортировка бытовых отходов (за исключением крупногабаритных бытовых и строительных отходов, а также отходов, образующихся при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений), осуществляется специальными автотранспортными средствами (мусоросборочные машины и другие спецмашины).

Транспортировка бытовых отходов вне кузова специального автотранспортного средства не допускается.

К управлению специальными транспортными средствами, на которых перевозятся бытовые и другие отходы, допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, инструктаж и медицинский контроль.

45. Транспортировка бытовых отходов осуществляется при наличии документации для их транспортировки, заполненной в установленном порядке с указанием маршрута движения.

Глава 15. Основные требования к захоронению твердых бытовых отходов

46. Твердые бытовые отходы вывозятся на полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, поля компостирования.

Захоронение твердых бытовых отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

47. Захоронение перерабатываемых твердых бытовых отходов на полигонах запрещается.

Глава 16. Уборка территорий по сезонам года

48. Весенне-летняя уборка территории производится в период с марта по август ежегодно и включает в себя:

мойку (полив) и подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.

49. Осенне-зимняя уборка территорий проводится в период с сентября по февраль ежегодно и включает в себя:

подметание и сгребание листьев, очистку канав;

подметание проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

обработку твердых покрытий противогололедными материалами;

подметание и сдвигание снега, устранение скользкости, удаление снега и снежно-ледяных образований с поверхности проезжей части улично-дорожной сети, тротуаров, площадей;

ежедневную (кроме воскресенья) санитарную уборку всей придомовой территории многоквартирного жилого сектора, подметание тротуаров, ступеней входных групп;

очистку от твердых бытовых отходов и захламленности территорий;

уборку мусоросборочных пунктов, очистку урн и их промывку.

50. Механизированная уборка придомовых территорий должна осуществляться в дневное время.

Места, недоступные для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы этих машин. Снег при ручной уборке тротуаров и проездов придомовых территорий должен убираться полностью под скребок.

Глава 17. Контроль за соблюдением настоящих Правил

51. Должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль (далее — должностные лица), ведут контроль за соблюдением требований настоящих Правил на постоянной основе.

(Пункт 51 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15.01.2019 г. №29)
(см. предыдущую редакцию)

52. В случаях выявления нарушения требований глав 3, 4 и 5 настоящих Правил, должностные лица принимают следующие меры реагирования:

выдают физическим и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований глав 3, 4 и 5 настоящих Правил, с оформлением акта (справки) по результатам мониторинга соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами либо государственного экологического контроля;

осуществляют контроль за устранением физическими и юридическими лицами нарушений только по фактам и в сроки, отмеченные в акте (справке) по результатам предыдущего проведенного мониторинга либо государственного экологического контроля, или раньше установленного времени-по обращению физического или юридического лица в течение одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа;

применяют меры по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства в области обращения с отходами в случаях невыполнения физическими или юридическими лицами предписаний должностных лиц.

Функции, предусмотренные абзацами третьим и четвертым настоящего пункта, производятся без дополнительного согласования с органами, координирующими деятельность контролирующих органов, с последующим их уведомлением в течение одного рабочего дня.

53. В случае невозможности установления лиц, разместивших бытовые отходы на несанкционированных местах, должностные лица имеют право выдать предписания (с установлением срока от двух до четырех рабочих дней) по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок за счет лиц, на которых возложена обязанность обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

При невыполнении ответственными лицами предписаний в установленные сроки должностные лица принимают меры по ликвидации несанкционированных и стихийных мусорных свалок или уборке территорий, а также рекультивации территорий свалок с привлечением государственных унитарных предприятий "Тоза худуд" и "Махсустранс", с последующим выставлением счетов на оплату услуг по санитарной очистке (с установлением срока выплаты) лицам, не выполнившим предписания.

В случае несвоевременной оплаты или отказа (отклонения) от уплаты за оказанные услуги по санитарной очистке, должностные лица предъявляют в суды иски, связанные с взысканием оплаты.

54. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан устанавливает текущий санитарный надзор за объектами очистки населенных мест в порядке, установленном законодательством.

55. Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане Республики Узбекистан осуществляют общественный контроль в области обращения с бытовыми отходами.

Глава 18. Заключительное положение

56. Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение

к Правилам размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами

Схема размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки

Приложение к Правилам утв Пост КМ №787 от 02.10.2018 г.

Приложение №2

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года №787

Изменение и дополнение, вносимые в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан

1. Пункт 40 Положения о порядке осуществления государственного экологического контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 августа 2014 г. №216 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., №8, ст. 80), дополнить абзацем следующего содержания:

"несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами".

2. Пункт 13 Положения о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 27 октября 2014 г. №295 (СП Республики Узбекистан, 2014 г., №10, ст. 109), изложить в следующей редакции:

"13. Мониторинг за обращением с отходами осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и его территориальными подразделениями без согласования со структурами, координирующими деятельность контролирующих органов.

Мониторинг проводится в целях определения соответствия фактических объемов образования отходов, мест их временного хранения, методов переработки и утилизации, предусмотренных материалами инвентаризации источников образования отходов, путем обследования объектов обращения с отходами.

В случаях выявления несоответствия фактических объемов образования отходов, мест их временного хранения, методов переработки и утилизации, предусмотренных материалами инвентаризации источников образования отходов, должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, осуществляющие государственный экологический контроль, применяют следующие меры:

выдают юридическим лицам предписания о прекращении нарушений законодательства в области обращения с отходами, с оформлением акта (справки) по результатам проведения мониторинга;

осуществляют контроль за устранением юридическими лицами нарушений только по фактам и в сроки, отмеченные в акте (справке) по результатам проведенного мониторинга, или раньше установленного времени — по обращению юридического лица в течение одного рабочего дня, на основании приказа контролирующего органа (в случаях выдачи предписаний по нескольким нарушениям одновременно, контроль выполнения предписаний осуществляется один раз после окончания последнего срока предписаний);

в установленном законодательством порядке применяют меры административных взысканий в случаях невыполнения юридическими лицами предписаний о прекращении нарушений законодательства в области обращения с отходами.

Должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль в области обращения с отходами, запрещается давать хозяйствующему субъекту поручения хозяйственного и организационно-распорядительного характера, вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.

Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль в области обращения с отходами, несут ответственность за законность, объективность своей деятельности, правильную ее организацию и осуществление в соответствии с законодательством".

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация работ по санитарной очистке Глава 3. Размещение и эксплуатация урн для сбора твердых бытовых отходов Глава 4. Создание мусоросборочных пунктов и их эксплуатация Глава 5. Оснащение мусоросборочных пунктов контейнерами Глава 6. Обращение с бытовыми отходами Глава 7. Крупногабаритные бытовые отходы Глава 8. Строительные отходы Глава 9. Отходы автотранспорта Глава 10. Отходы, образующиеся от уборки отходов растительного происхождения, а также при рубке и агротехнической обработке древесных и кустарниковых насаждений Глава 11. Жидкие бытовые отходы Глава 12. Опасные бытовые отходы Глава 13. Раздельный сбор и вывоз твердых бытовых отходов Глава 14. Основные требования к транспортировке бытовых отходов Глава 15. Основные требования к захоронению твердых бытовых отходов Глава 16. Уборка территорий по сезонам года Глава 17. Контроль за соблюдением настоящих Правил Глава 18. Заключительное положение Приложение Изменение и дополнение, вносимые в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 октября 2018 года №787
"О мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в области обращения с бытовыми отходами"

О документе

Номер документа:787
Дата принятия: 02.10.2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.01.2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 3 октября 2018 года №09/18/787/1989

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования - с 4 января 2019 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 08.02.2022  документом  Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан Об утверждении Нормативно-правовых актов об организационной структуре и организации деятельности службы медико-социальной экспертизы № 62 от 08.0
Вступила в силу с: 08.02.2022


Редакция от 06.02.2019, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан Об утверждении нормативно-правовых актов в области обращения... № 95 от 06/02/2019
Вступила в силу с: 07.02.2019


Редакция от 15.01.2019, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики... № 29 от 15/01/2019
Вступила в силу с: 15.01.2019


Первоначальная редакция от 02.10.2018