База данных

Дата обновления БД:

12.12.2019

Добавлено/обновлено документов:

20 / 129

Всего документов в БД:

96788

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 сентября 2004 года №31

Об утверждении правил технической эксплуатации складов нефтепродуктов

На основании Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов.

2. Не применять на территории Республики Беларусь Правила технической эксплуатации нефтебаз, утвержденные заместителем Председателя Госкомнефтепродукта СССР 28 декабря 1984 года.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2004 г.

 

Министр В.П.Астапов

СОГЛАСОВАНО        

Министр труда и социальной

защиты Республики Беларусь

А.П.Морова 27.09.2004

 

Утверждены Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 30 сентября 2004 года №31

Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов

Раздел I. Общие положения

1. Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов (далее - Правила) устанавливают требования к сооружениям и оборудованию складов хранения нефтепродуктов (далее - склады нефтепродуктов), их эксплуатации, порядку приема, хранения, отпуска нефтепродуктов, основным положениям метрологического обеспечения, экологической и промышленной безопасности, охраны труда.

2. Термины и определения, применяемые в настоящих Правилах, соответствуют Строительным нормам Республики Беларусь СНБ 3.02.01-98 "Склады нефти и нефтепродуктов", утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 июня 1998 г. №229 (зарегистрированы Главным управлением строительной науки и нормативов Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 24 июня 1998 г. №66) (далее - СНБ 3.02.01-98), приведены согласно приложению 1.

3. Склад нефтепродуктов должен соответствовать проекту, разработанному согласно требованиям нормативных правовых актов и утвержденному в установленном порядке.

4. Склад нефтепродуктов должен иметь технический паспорт, содержащий показатели его деятельности, перечень и краткую характеристику сооружений и оборудования. За достоверность технических сведений паспорта и своевременное внесение в него изменений несет ответственность руководитель организации. Паспорт является документом строгого учета и подлежит хранению в соответствии с инструкцией по делопроизводству.

5. При эксплуатации, проектировании и строительстве (реконструкции) складов нефтепродуктов и их отдельных объектов и сооружений необходимо соблюдать требования СНБ 3.02.01-98, Правил пожарной безопасности Республики Беларусь для объектов хранения, транспортирования и отпуска нефтепродуктов. ППБ 2.11-2001, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 16 января 2002 г. №4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №24, 8/7762) (далее - ППБ 2.11-2001), настоящих Правил, норм технологического проектирования, строительных норм и правил и других нормативных правовых актов.

6. Территория склада нефтепродуктов разделяется по функциональному использованию на зоны и участки с учетом технологических связей, грузооборота и видов транспортных средств, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных требований.

Примерный перечень зон, участков и состав размещаемых в них зданий, сооружений и других объектов в соответствии с СНБ 3.02.01-98 приведены согласно приложению 2.

7. Пропуск персонала и других лиц, а также транспортных средств на территорию склада нефтепродуктов осуществляется в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утвержденной руководителем организации.

8. При эксплуатации складов нефтепродуктов должны обеспечиваться:

механизация и автоматизация технологических процессов;

разработка и внедрение в производство организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий, предотвращающих воздействие вредных производственных факторов на работников;

промышленная безопасность;

единство измерений и требуемой точности измерения при выполнении операций приема, хранения и отпуска нефтепродуктов;

охрана труда работников;

экологическая безопасность;

обучение работников с учетом достижений и прогрессивных методов и приемов организации труда.

9. Настоящие Правила распространяются на все действующие, проектируемые и реконструируемые склады нефтепродуктов, расположенные на территории Республики Беларусь, по вместимости согласно требованиям СНБ 3.02.01-98, за исключением складов нефтепродуктов в составе химических и нефтеперерабатывающих производств.

Действующие склады нефтепродуктов в части выполнения требований, связанных с изменением строительного проекта (планировочные решения, оснащение оборудованием, устройствами и др.), должны быть при реконструкции или капитальном ремонте приведены в соответствие с требованиями настоящих Правил.

10. Требования настоящих Правил обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами при эксплуатации складов нефтепродуктов на территории Республики Беларусь.

11. Руководители, другие должностные лица и иной персонал склада нефтепродуктов несут персональную ответственность за невыполнение требований настоящих Правил и других нормативных правовых актов в пределах возложенных на них обязанностей.

12. Нарушение требований настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Раздел II. Прием и отпуск нефтепродуктов

Глава 1. Основные требования

13. При организации работ на складах нефтепродуктов необходимо учитывать специфические свойства нефтепродуктов: токсичность, испаряемость, пожароопасность, взрывоопасность. При перекачках, сливе-наливе нефтепродуктов необходимо учитывать способность нефтепродуктов накапливать статическое электричество и технологические операции проводить с соблюдением мер безопасности. Свойства нефтепродуктов и их характеристики приведены согласно приложению 3.

14. Технология приема и отпуска нефтепродуктов на складах нефтепродуктов зависит от вида транспортных средств, интенсивности сливоналивных операций и физико-химических свойств нефтепродуктов.

15. Нефтепродукты транспортируются специальным железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами, утвержденными в установленном порядке.

16. Принимать и отпускать нефтепродукты необходимо только через специальные сливоналивные устройства:

в железнодорожные цистерны - на специальных эстакадах, через отдельные наливные стояки и сливные устройства;

в автомобильные цистерны (далее - автоцистерны) - на станциях налива, автомобильных эстакадах, через отдельные наливные стояки;

в бочки, бидоны и другую тару - через разливочные и расфасовочные устройства;

по отводам от магистральных трубопроводов с обеспечением точности измерений при выполнении операций приема и отпуска.

17. Перечень, упаковка и маркировка нефтепродуктов, допущенных к перевозке наливом в вагонах-цистернах, автомобильным транспортом, подготовка транспортных средств для налива и транспортирования должны соответствовать требованиям ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (далее - ГОСТ 1510-84).

18. Операции по сливу или наливу нефтепродуктов необходимо производить на отдельных сливоналивных устройствах во избежание смешивания сливаемого или наливаемого нефтепродукта с другими нефтепродуктами.

19. Для исключения причинения вреда окружающей среде, сохранения качества и количества нефтепродуктов, обеспечения безопасности процессов необходимо обеспечивать максимальную герметизацию всех операций при сливеналиве и хранении нефтепродуктов.

20. На складах нефтепродуктов должна быть составлена технологическая схема, утвержденная руководителем организации, в которой указываются расположение, присвоенные номера и обозначения резервуаров для хранения нефтепродуктов (далее - резервуар), резервуарных парков, насосных установок, сливоналивных и раздаточных устройств, технологических трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры, заглушек, продувочных кранов, компенсаторов и контрольно-измерительных приборов (далее - КИП).

К технологической схеме должны быть приложены таблицы управления задвижками при операциях перекачки нефтепродуктов.

21. Изменение действующих технологических схем должно производиться на основании проектной документации и доводиться до сведения обслуживающего персонала склада нефтепродуктов.

22. Перекачку нефтепродуктов на складе нефтепродуктов (сливоналивные операции, внутренние перекачки) разрешается проводить по указанию лица, на которое в соответствии с должностной инструкцией возложена ответственность за проведение этих операций.

23. Во время перекачки нефтепродукта при переключении с полного резервуара на свободный резервуар необходимо сначала открыть приемную задвижку свободного резервуара и убедиться в поступлении нефтепродукта, а потом закрыть приемную задвижку на отключаемом резервуаре.

24. При заполнении резервуара необходимо контролировать окончание налива, не допуская перелива нефтепродукта или подъема понтона выше верхнего крайнего положения.

25. Технологические операции по перекачке нефтепродуктов должны фиксироваться в журнале распоряжений (указаний) по подготовке к перекачке нефтепродуктов по форме согласно приложению 4.

26. Работники, проводящие технологические операции по приему и отпуску нефтепродуктов, должны:

знать технологические схемы трубопроводных коммуникаций и руководствоваться данными, приведенными в технологических схемах;

знать размещение, устройство и порядок обслуживания сооружений, оборудования и трубопроводов;

проводить измерение и определение массы принимаемых, хранимых и отпускаемых нефтепродуктов;

обеспечивать сохранность качества и количества нефтепродуктов при их приеме и отпуске.

27. Запрещается проводить сливоналивные операции железнодорожных цистерн и автоцистерн на эстакадах при стихийных гидрометеорологических явлениях.

Глава 2. Прием и отпуск нефтепродуктов в железнодорожные цистерны

28. Операции по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должны проводиться на подъездных железнодорожных путях, оборудованных специальными одно- и двусторонними эстакадами, наливными или сливными устройствами, грузовыми, зачистными и воздушно-вакуумными коллекторами, сборниками, промежуточными резервуарами, узлами учета нефтепродукта, средствами перемещения цистерн вдоль фронтов слива-налива и устройствами подогрева.

29. Под налив должны подаваться исправные, прошедшие в установленном порядке поверку в органах Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Госстандарт) цистерны, предназначенные для перевозки определенного вида нефтепродуктов. Подготовку цистерн под налив нефтепродуктов производит железная дорога с соблюдением требований ГОСТ 1510-84 и типового технологического процесса подготовки цистерн.

Ремонт цистерн на территории сливоналивной эстакады запрещается.

30. В пунктах налива нефтепродуктов цистерны до подачи под налив осматривают приемщики грузоотправителя одновременно с работниками железной дороги на путях железнодорожной станции.

31. Перед наливом железнодорожных цистерн необходимо:

проверить техническое состояние лестниц, крепления перил, поручней, ограждений и настила рабочих площадок;

проверить отсутствие в цистернах посторонних предметов, нефтепродуктов и других жидкостей;

при наличии остатка нефтепродукта измерить количество, определить марку и соответствие наливаемому нефтепродукту;

проверить техническое состояние шарнира крышки люка, спецлаза люка или выступа крышки, наличие бензостойкой резиновой прокладки в спецлазе люка;

проверить техническое состояние накидных гаек, обеспечивающих герметичность закрытия крышки колпака;

установить наличие заглушки патрубка нижнего сливного прибора, прижимного винта или скобы заглушки и проверить их техническое состояние.

Все выявленные неисправности и недостатки необходимо оформить актом и цистерну возвратить для их устранения.

Прием под налив железнодорожных цистерн должен производиться после отметки о проведении их технического осмотра.

32. Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, грузовых единиц и транспортных средств при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, производится в соответствии с ГОСТ 19433-88.

33. Налив нефтепродуктов в цистерны должен осуществляться, как правило, по закрытой бесшланговой системе автоматизированных шарнирно-сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, обеспечивающими предотвращение перелива цистерн, а также устройствами для герметизации налива.

34. Освобождение от остатков нефтепродукта наливных устройств и коллекторов рекомендуется проводить с помощью дренажных трубопроводов и самовсасывающих насосов.

35. Перед наливом или сливом нефтепродуктов необходимо проверить положение и техническое состояние запорной арматуры на продуктовых коммуникациях, а также исправность всех сливоналивных устройств, плотность соединений телескопических труб или рукавов. Обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться.

36. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен производиться под слой жидкости.

Длина наливного рукава с наконечником или трубы должна обеспечивать опускание в цистерну на расстояние не более 200 мм от нижнего образующего котла цистерны.

37. Во время налива нефтепродукта необходимо исключить попадание внутрь цистерны посторонних предметов и атмосферных осадков.

38. По окончании налива наливные устройства (рукава) должны выниматься из горловин люков цистерн только после стока из них нефтепродукта. После замера уровня нефтепродукта в цистерне крышка ее люка должна быть герметично закрыта. Крышку следует закрывать осторожно, без ударов.

39. Перед сливом нефтепродукта из цистерны необходимо совместно с представителем железной дороги проверить целостность пломб грузоотправителя и возможность доступа к нефтепродукту без нарушения пломб, проверить накладные и паспорта качества, отобрать пробы в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" (далее - ГОСТ 2517-85), измерить плотность и температуру нефтепродукта, уровень наполнения цистерны.

40. Слив нефтепродуктов должен производиться, как правило, закрытым (герметичным) способом через нижние сливные приборы цистерны и установки нижнего слива. Для слива нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 120шС и мазутов допускается использовать открытые сливные устройства межрельсовых или боковых коллекторов со съемными крышками.

41. Допускается производить слив легковоспламеняющихся жидкостей (далее - ЛВЖ) через горловину цистерны.

При этом в целях сокращения потерь от испарения, снижения электризации нефтепродукта и уменьшения пенообразования при сливе длина нижнего звена сливного устройства должна обеспечивать его опускание в цистерну на расстояние не более 200 мм от корпуса цистерны в его нижней части.

42. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн может осуществляться принудительным способом (при помощи насосов) или самотеком в приемные резервуары.

43. При самотечном сливе в заглубленные резервуары необходимо обеспечить одновременную откачку нефтепродукта из них в наземные резервуары.

Резервуары должны иметь вместимость не менее 75% суммарной вместимости одновременно сливаемых цистерн.

Производительность откачки нефтепродукта из этих резервуаров должна составлять не менее 50% производительности их заполнения. При этом резервуары должны иметь защиту от перелива.

44. Время слива-налива железнодорожных цистерн устанавливается договором организации, принимающей нефтепродукт, с региональным отделением железной дороги.

45. При необходимости разогрева вязких и застывающих нефтепродуктов время слива может быть увеличено в установленном порядке.

46. На двусторонних эстакадах при сливе-наливе ЛВЖ подача цистерны на второй путь запрещается до окончания сливоналивной операции.

47. Перемещение железнодорожных цистерн на эстакадах должно быть согласовано с оператором участка (цеха) слива-налива нефтепродуктов.

48. При подаче под слив цистерн с неисправными нижними сливными приборами получателю предоставляется дополнительное время для слива (выгрузки) нефтепродукта по согласованию с представителем железнодорожной станции.

49. Запрещается открывать неисправные нижние сливные приборы железнодорожных цистерн с помощью ломов, кувалд и других инструментов и приспособлений. В этом случае нефтепродукт должен сливаться только через горловину цистерны.

50. Слив нефтепродуктов из неисправных цистерн необходимо производить на устройствах для верхнего или нижнего слива. В обоснованных случаях разрешается сливные устройства для этих цистерн предусматривать непосредственно на сливоналивной эстакаде.

51. При верхнем сливе неисправных цистерн с маловязкими низкозастывающими и легковоспламеняющимися нефтепродуктами рекомендуется применять вакуумную систему слива.

52. В период, когда слив или налив нефтепродукта не производится, цистерны не должны быть подсоединены к сливным устройствам эстакады.

53. Лицам, не связанным со сливоналивными операциями, находиться в зоне слива и налива нефтепродуктов запрещается.

Глава 3. Прием нефтепрлдуктов от магистральных трубопроводов

54. Склады нефтепродуктов получают нефтепродукты по отводам магистральных трубопроводов (далее - отводы).

55. Отводы и находящийся в них нефтепродукт до входной задвижки потребителя принадлежат владельцу магистрального трубопровода.

56. Требования к организации и порядку приема-сдачи, учету нефтепродуктов, поступающих на склад нефтепродуктов по отводам, устанавливаются договорами и согласованными техническими документами владельцев магистральных трубопроводов и складов нефтепродуктов.

57. На рабочих местах товарных операторов магистрального трубопровода и склада нефтепродуктов должны быть:

должностные инструкции товарных операторов;

схема перекачки нефтепродукта от магистрального трубопровода на склад нефтепродуктов;

градуировочные таблицы резервуаров, отводов и склада нефтепродуктов;

акт разграничения зон обслуживания между магистральным трубопроводом и складом нефтепродуктов;

технологическая схема отводов и склада нефтепродуктов;

технологическая карта перекачки нефтепродукта от магистрального трубопровода на склад нефтепродуктов;

инструкция взаимоотношений между товарными операторами магистрального трубопровода и склада нефтепродуктов.

Между товарными операторами должна быть установлена надежная двусторонняя связь.

58. Руководство магистрального трубопровода составляет и утверждает карту технологических режимов работы отводов, в которой указываются технологические схемы отводов и склада нефтепродуктов, производительность подачи нефтепродуктов по отводам, давление в характерных точках отводов, номинальная плотность и вязкость нефтепродуктов, порядок переключения резервуаров при приеме нефтепродукта.

59. Отводы должны быть оборудованы устройствами контроля за их техническим состоянием, а также средствами автоматизации и механизации, обеспечивающими редуцирование давления нефтепродукта, ручное, местное и дистанционное закрытие запорной арматуры с диспетчерского пункта магистрального трубопровода или склада нефтепродуктов в случае утечек нефтепродукта из трубопровода.

60. Трубопроводы на территории складов нефтепродуктов должны оборудоваться предохранительными клапанами. Сброс нефтепродуктов от этих клапанов следует предусматривать в специальные резервуары, объем и число которых определяются по нормам технологического проектирования.

61. Трубопроводы должны быть оборудованы устройствами контроля за их техническим состоянием, а также средствами автоматизации, обеспечивающими ручное, местное и дистанционное закрытие запорной арматуры с диспетчерского пункта магистрального трубопровода или склада нефтепродуктов в случае утечек нефтепродукта из трубопровода.

62. Отводы и трубопроводы на территории склада нефтепродуктов должны быть аттестованы в установленном порядке.

63. Руководство склада нефтепродуктов обязано сообщать руководству магистрального трубопровода об изменениях в своей технологической схеме.

64. При последовательной перекачке нефтепродуктов в целях их минимального смешения следует подбирать нефтепродукты, близкие по физико-химическим свойствам.

Температура бензинов при перекачке по трубопроводам должна быть не выше 30 гр. по "С", керосинов и дизельного топлива - не выше 40 гр. по "С".

65. Товарный оператор магистрального трубопровода должен работать совместно с товарным оператором склада нефтепродуктов при подготовке технологической схемы перекачки нефтепродукта, выполнении оперативных переключений, измерении уровней нефтепродукта в резервуарах. Товарные операторы должны соблюдать технологию перекачки нефтепродукта и контролировать давление в трубопроводах. При выполнении операций по перекачке нефтепродукта старшим является оператор склада нефтепродуктов.

66. По окончании приемки-сдачи нефтепродукта входные задвижки на отводе пломбируются пломбами владельца магистрального трубопровода.

Глава 4. Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны и тару

67. Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны производится через автоматизированные системы налива (далее - АСН), автомобильные эстакады и одиночные стояки.

68. Для налива нефтепродуктов в автоцистерны, прицепы и полуприцепы должны применяться специальные, в том числе автоматизированные, устройства верхнего и нижнего налива, оборудованные счетными дозирующими устройствами, насосными агрегатами, пультами дистанционного управления.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила технической эксплуатации складов нефтепродуктов Раздел I. Общие положения Раздел II. Прием и отпуск нефтепродуктов Глава 1. Основные требования Глава 2. Прием и отпуск нефтепродуктов в железнодорожные цистерны Глава 3. Прием нефтепрлдуктов от магистральных трубопроводов Глава 4. Отпуск нефтепродуктов в автоцистерны и тару Глава 5. Перекачка нефтепродуктов по технологическим трубопроводам Раздел III. Хранение нефтепродуктов Глава 6. Хранение нефтепродуктов в резервуарах Глава 7. Подогрев вязких и застывающих нефтепродуктов Глава 8. Обезвоживание нефтепродуктов Глава 9. Хранение нефтепродуктов в таре Раздел IV. Обеспечение сохранности качества нефтопродуктов при приеме, хранении и отпуске Глава 10. Обеспечение сохранности качества нефтепродуктов при приеме Глава 11. Обеспечение сохранности качества нефтепродуктов при хранении Глава 12. Обеспечение сохранности качества нефтепродукта при отпуске Глава 13. Лабораторный контроль качества нефтепродуктов Глава 14. Восстановление качества нефтепродуктов Раздел V. Эксплуатация объектов и оборудования Глава 15. Общие требования Глава 16. Здания и сооружения Глава 17. Резервуары Глава 18. Технологические трубопроводы Глава 19. Насосные станции Глава 20. Железнодорожные эстакады Глава 21. Станции налива автоцистерн, разливочные и расфасовочные Глава 22. Вентиляция Глава 23. Водоснабжение и канализация Глава 24. Лаборатории Глава 25. Котельные Глава 26. Электроснабжение, электрооборудование Глава 27. Молниезащита Глава 28. Защита от статического электричества Раздел VI. Подготовка складов нефтепродуктов к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды Раздел VII. Метрологическое обеспечение складов нефтепродуктов Раздел VIII. Охрана окружающей природной среды Глава 29. Охрана атмосферного воздуха Глава 30. Охрана поверхностных вод и почвы Раздел IX. Охрана труда Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 сентября 2004 года №31
"Об утверждении Правил технической эксплуатации складов нефтепродуктов"

О документе

Номер документа:31
Дата принятия: 30/09/2004
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/11/2004
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25.10.2004 г., № 163, 8/11548