Дата обновления БД:
09.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
381 / 1459
Всего документов в БД:
137249
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 21 апреля 2016 года №325
О Государственной программе "Строительство жилья" на 2016-2020 годы
(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2017 г. №899, 29.12.2018 г. №984)
В целях создания условий для удовлетворения гражданами Республики Беларусь потребности в доступном и комфортном жилье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Строительство жилья" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).
2. Определить:
ответственным заказчиком Государственной программы Министерство архитектуры и строительства;
заказчиками Государственной программы Министерство архитектуры и строительства, Министерство энергетики, Министерство связи и информатизации, облисполкомы и Минcкий горисполком, открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк", открытое акционерное общество "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", открытое акционерное общество "Белагропромбанк".
3. Заказчики Государственной программы в пределах своей компетенции:
координируют деятельность исполнителей мероприятий Государственной программы;
осуществляют контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Государственной программы;
представляют ответственному заказчику отчет о ходе выполнения Государственной программы в порядке, установленном законодательством.
4. Ответственный заказчик Государственной программы:
координирует деятельность заказчиков Государственной программы;
представляет годовой отчет о ходе выполнения Государственной программы, включая оценку эффективности ее выполнения, в порядке, установленном законодательством.
5. Установить, что финансирование Государственной программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, кредитных ресурсов банков, а также иных источников.
6. Министерству архитектуры и строительства довести Государственную программу до заинтересованных.
7. Министерству финансов при разработке проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год в установленном порядке предусматривать средства на финансирование Государственной программы.
8. Возложить персональную ответственность за выполнение Государственной программы на Министра архитектуры и строительства.
9. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Белорусской ССР от 9 августа 1991 г. №310 "О концепции жилищного строительства в Белорусской ССР" (СП БССР, 1991 г., №22, ст. 281).
10. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь
А.Кобяков
Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года №325
Государственная программа "Строительство жилья" на 2016-2020 годы
Глава 1. Общие положения
Характеристика предыдущего периода жилищного строительства
Реализация государственной политики в области жилищного строительства позволила в 2011-2015 годах ввести в эксплуатацию 25,8 млн. кв. метров жилья, благодаря чему свои жилищные условия улучшили более 310 тыс. семей (свыше 1 млн. человек). При этом около 53 процентов жилья (13,7 млн. кв. метров) построено гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (196,7 тыс. семей).
Уровень обеспеченности населения жильем вырос с 25 кв. метров на человека в 2011 году до 26,36 кв. метра на человека в 2015 году.
Наращивались объемы строительства жилья социального пользования и для многодетных семей, а также индивидуального жилищного строительства. С 2011 года по январь-декабрь 2015 г. доля жилья, построенного для многодетных семей, в общем объеме введенного жилья выросла с 5,6 процента до 7,4 процента, индивидуального жилья - с 30,9 процента до 46,6 процента.
За 2011-2015 годы построено 321,6 тыс. кв. метров жилья социального пользования, 2012-2015 годы - 465,5 тыс. кв. метров жилых помещений коммерческого использования, 2014-2015 годы - 1086 тыс. кв. метров жилья по государственному заказу.
За 2011-2015 годы на строительство жилья направлено 147,7 трлн. рублей, из них 41,5 трлн. рублей - льготные кредиты банков, на строительство инфраструктуры - 26,8 трлн. рублей*.
Существенно увеличилась за этот период доля собственных средств организаций и населения в общем объеме финансирования жилищного строительства, по итогам 2015 года она превысила 60 процентов.
Важной задачей строительной отрасли было усиление контроля за качеством строительной продукции и возводимого жилья и соблюдением нормативных сроков строительства. Для решения данной задачи введена аттестация специалистов и организаций строительного комплекса, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков за качество и соблюдение нормативных сроков строительных работ.
______________________________
* Суммы в белорусских рублях в настоящей части указаны без учета деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. №450 "О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2015, 1/16092).
(В раздел "Характеристика предыдущего периода жилищного строительства" внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2017 г. №899)
(см. предыдущую редакцию)
Основные направления Государственной программы "Строительство жилья" на 2016-2020 годы
Государственная программа "Строительство жилья" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) направлена на создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.
Развитие жилищного строительства в Республике Беларусь в 2016-2020 годах будет проходить в соответствии с общей концепцией развития экономики страны, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников.
Государственной программой предусмотрено увеличение уровня обеспеченности населения жильем с 26,36 кв. метра на человека (в 2015 году) до 27,3 кв. метра (в 2020 году). При этом в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов к 2020 году не менее 40 процентов будет приходиться на долю индивидуальных жилых домов, а все многоквартирные жилые дома планируется строить в энергоэффективном исполнении, позволяющем снизить эксплуатационные затраты.
Создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять жилищные потребности нынешнего и будущих поколений граждан и обеспечивать доступность в приобретении жилья всех слоев населения, повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда являются приоритетными направлениями социально-экономического развития страны.
Комплексный характер данные направления получили в рамках реализации общего комплекса мероприятий Государственной программы согласно приложению 1.
Строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку в виде льготных кредитов и субсидий, будет осуществляться по экономичным проектам и контролируемым ценам.
В связи с необходимостью обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями коммерческого использования государственного жилищного фонда предусматривается строительство жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда для военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь в 2019–2020 годах.
Продолжится повышение уровня благоустройства жилищного фонда, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности и малых городских поселениях.
В связи с вводом в эксплуатацию в текущей пятилетке Белорусской атомной электростанции и увеличением выработки электрической энергии предусматривается расширение ее потребления для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи в жилых домах.
В 2017–2018 годах будет разрабатываться проектная документация по жилым домам, комплексно использующим этот ресурс, с одновременным развитием инфраструктуры по обеспечению электроэнергией строящегося жилья.
С 2019 года планируется начать строительство жилья с использованием электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи, за исключением случаев строительства в зоне действия тепловых электростанций, а также в газифицированных районах с имеющимся резервом мощности.
Основой для мероприятий по развитию жилищного строительства, размещению социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов и иных объектов отрасли должны стать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Разработанная экономико-математическая модель спроса субъектов первичного и вторичного рынков жилья в г. Минске и областных центрах позволяет осуществлять годовое планирование объемов жилищного строительства в населенных пунктах республики с учетом стоимостных характеристик различных категорий жилья и наиболее вероятных объемов инвестиций в жилищное строительство.
Научно-методологическое обеспечение Государственной программы позволит отслеживать результат ее реализации и эффективность использования средств государственной поддержки, выявлять тенденции в сфере воспроизводства жилищного фонда и удовлетворении потребности в жилье отдельных групп граждан, а также производить расчет необходимых объемов производственных мощностей по выпуску базовых строительных материалов. Будут моделироваться возможные последствия реализации Государственной программы, прогнозироваться появление позитивных и негативных тенденций на рынке жилья, проводиться их социально-экономические оценки и разрабатываться мероприятия по совершенствованию жилищной политики в складывающейся экономической ситуации.
Исследования и разработки для строительного комплекса планируется осуществлять научными организациями Министерства архитектуры и строительства, специализирующимися на выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, направленных на решение конкретных общеотраслевых, организационных, научно-технических и экономических задач.
Государственная программа требует информационного обеспечения ее реализации: проведения мониторинга с предоставлением информации в Министерство архитектуры и строительства и в Совет Министров Республики Беларусь, информирования общественности и заинтересованных организаций о полученных результатах, подготовке и проведении семинаров, круглых столов, конференций.
В республиканских и ведомственных средствах массовой информации систематически будут освещаться проблемы жилищного строительства, пути их решения и изменения в жилищной политике.
(В раздел "Основные направления Государственной программы "Строительство жилья" на 2016–2020 годы" внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2017 г. №899, 29.12.2018 г. №984)
(см. предыдущую редакцию)
Индивидуальное жилищное строительство
В республике наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса граждан к проживанию в индивидуальных жилых домах.
Индивидуальный жилой дом обладает определенными преимуществами перед многоэтажной жилой застройкой. Главные из них - возможность построить дом с максимальным учетом индивидуальных требований к количеству, площадям и планировке жилых и подсобных помещений, а также осуществлять строительство дома очередями, увеличивая площадь дома постепенно при появлении финансовых возможностей и изменении требований к условиям проживания. Размещение жилого дома в пригородной зоне больших и крупных городов дает дополнительные преимущества, связанные с более благоприятной экологической обстановкой в этих зонах.
Для развития индивидуального жилищного строительства необходимо выделение земельных участков в количестве, соответствующем заявленному спросу населения. Учитывая дефицит свободных территорий в пригородных зонах, следует провести анализ эффективности использования имеющихся свободных земель в этих зонах и изменить целевое назначение неэффективно используемых сельскохозяйственных земель, предоставив их под индивидуальное жилищное строительство.
В целях развития такого строительства необходимо широко внедрить прогрессивные технологии возведения индивидуальных жилых домов, прежде всего индустриальным способом. Развитие получат строительство индивидуальных жилых домов в монолитном исполнении, в том числе с использованием несъемной опалубки, строительство по технологии применения легких стальных тонкостенных конструкций, каркасное домостроение из дерева и с использованием мощностей организаций сборного железобетона и крупнопанельного домостроения, строительство жилых домов из мелкоштучных материалов, комбинированных систем с применением панелей из ячеистого бетона.
Индустриализация индивидуального жилищного строительства будет обеспечиваться разработкой различных типов и архитектурно-планировочных решений индивидуальных жилых домов заводского изготовления, отвечающих потребностям населения, организацией выпуска комплектов изделий и иных элементов для строительства индивидуальных жилых домов, включая услуги по монтажу данных комплектов.
Для удовлетворения потребностей в индивидуальном жилищном строительстве, а также в целях загрузки строительного комплекса республики будут проработаны возможности возведения индивидуального жилья по государственному заказу.
Приоритетным направлением является проведение единой технической политики по разработке, освоению производства и применению энергосберегающего оборудования для инженерных систем индивидуальных жилых домов с учетом изменившейся структуры жилищного строительства. Особое внимание должно уделяться широкому внедрению децентрализованных систем теплоснабжения, включая системы, использующие возобновляемые источники энергии и вторичные энергетические ресурсы. Внедрение таких систем позволит сэкономить топливо, сократить капитальные затраты, сроки строительства и ввода жилья в эксплуатацию, что привлечет на эти цели средства индивидуальных застройщиков.
Предусматривается активное внедрение зарубежного опыта стимулирования индивидуального жилищного строительства: изменение нормативной правовой базы в части увеличения сроков строительства индивидуальных жилых домов, введение возможности сдачи в эксплуатацию индивидуального жилого дома очередями, обеспечение по сниженным ценам индивидуальных застройщиков отдельными природными ресурсами (лес, песок и другое), предоставление рассрочки на приобретение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, обеспечение участка инженерной и транспортной инфраструктурой, а также приобретение строительных материалов.
В целях увеличения объемов индивидуального жилищного строительства, определения и дальнейшей корректировки объемов денежных средств, требующихся на такое строительство, будут разработаны нормативы затрат на создание минимально необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры в районах индивидуальной жилой застройки.
Строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку, долевым способом, в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов и на условиях государственного заказа
Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. №13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №6, 1/13224) определены категории граждан, имеющих право на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья с использованием государственной поддержки.
Для наращивания объемов строительства жилья с государственной поддержкой без привлечения эмиссионных источников кредитования издан Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. №240 "О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.07.2017, 1/17147), предусматривающий новые формы государственной поддержки граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений.
Механизм строительства жилья с государственной поддержкой, предусмотренный названным Указом, направлен на вовлечение в жилищное строительство кредитных ресурсов всех коммерческих банков, что позволит увеличить объемы его кредитования, а в перспективе полностью заменить льготное кредитование. В целях снижения финансовой нагрузки на граждан – получателей таких кредитов этим Указом предусмотрено оказание им адресной государственной поддержки путем выплаты из бюджета субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами и на погашение основного долга по кредитам, выдаваемым банками на строительство (реконструкцию) жилья.
В целях расширения возможности решения жилищного вопроса граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе имеющих право на государственную поддержку, предполагается в дальнейшем осуществлять строительство жилья путем долевого участия граждан в строительстве и создания жилищно-строительных потребительских кооперативов с ограничением прибыли застройщика и рентабельности строительства.
Продолжится строительство жилья по государственному заказу в рамках ежегодно выделяемых на эти цели средств.
(В раздел "Строительство жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку, долевым способом, в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов и на условиях государственного заказа" внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2017 г. №899)
(см. предыдущую редакцию)
Развитие жилищного строительства в городах-спутниках
В целях обеспечения комплексности развития административно-территориальных единиц, создания дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов будет осуществляться строительство жилья в городах-спутниках. Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. №214 "О развитии городов-спутников" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.05.2014, 1/14998) предусмотрено придать городам:
Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичи, Фаниполю, г.п. Руденск статус городов-спутников г. Минска;
Жабинке статус города-спутника г. Бреста;
Скиделю статус города-спутника г. Гродно.
Строительство жилья в городах-спутниках будет осуществляться в соответствии с генеральными планами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2016 г. №13 "Об утверждении схем комплексной территориальной организации областей и генеральных планов городов-спутников" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2016, 1/16234), в рамках ежегодно принимаемых Правительством Республики Беларусь решений об объемах строительства, а также финансирования строительства жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к ним.
Предусмотрено проведение исследований по совершенствованию методологии проектирования городов-спутников, типологии жилых домов, объектов социального назначения и инфраструктуры.
В 2016 году в городах-спутниках планируется построить 14,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе в г. Жабинке Брестской области - 4,8 тыс. кв. метров и г. Скиделе Гродненской области - 10 тыс. кв. метров.
Строительство энергоэффективного жилья
Учитывая возрастающую роль экономии тепло- и энергоресурсов, в 2016-2020 годах большое значение будет уделяться строительству энергоэффективного жилья с расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию, соответствующим жилым домам классов энергоэффективности А+, А и В.
В рамках реализации Государственной программы предусматривается:
строительство многоквартирных жилых домов в энергоэффективном исполнении;
постепенное наращивание объемов строительства жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию, соответствующим жилым домам классов энергоэффективности А+ и А, на основе новых технических, проектных и организационных решений, внедрения энергосберегающих технологий. К 2020 году долю жилых домов с высокими классами энергоэффективности планируется довести до уровня 20 процентов от всего энергоэффективного жилья;
разработка и внедрение энергосберегающих инженерных систем жилых домов, включая системы с использованием возобновляемых источников тепловой энергии и вторичных энергетических ресурсов, автоматизированные системы управления микроклиматом и энергопотреблением жилых домов, а также системы с использованием электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения;
организация производства энергосберегающих систем, оборудования, комплектующих и материалов для строительства энергоэффективных жилых домов и тепловой модернизации существующего жилищного фонда, в том числе за счет внедрения конструктивных, организационно-технических и технологических решений интеллектуальных зданий, направленных на повышение эффективности управления инженерными системами здания путем использования автоматизированных систем;
разработка новых проектов энергоэффективных жилых домов, включая проекты жилых домов индустриального домостроения различной этажности, с использованием отечественных материалов, комплектующих и изделий;
разработка организационно-экономических механизмов и мер, содействующих снижению потребления тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение жилых домов и стимулирующих строительство жилых домов классов энергоэффективности А+ и А.
Для решения поставленных в Государственной программе задач по снижению потребления топливно-энергетических ресурсов при эксплуатации жилищного фонда запланировано использование передовых достижений фундаментальной и прикладной науки в области строительной теплофизики, перспективных строительных конструкций и материалов, энергосберегающего оборудования. В 2016-2020 годах планируется выполнить научные исследования и разработки, направленные на дальнейшее совершенствование конструктивно-технологических систем энергоэффективных зданий, создание прогрессивных технических решений инженерного оборудования таких зданий, в том числе с использованием вторичных и возобновляемых источников энергии, выработку научно обоснованных рекомендаций и организационно-управленческих решений.
Развитие энергоэффективного строительства предусматривает постепенное наращивание в ежегодном объеме вводимых в эксплуатацию многоэтажных и индивидуальных жилых домов доли домов с наиболее высокими классами энергоэффективности А и А+ при соответствующем снижении доли домов класса энергоэффективности В.
Снижение уровня удельного энергопотребления и повышение эффективности использования энергоресурсов в жилищном фонде планируется достигнуть путем:
разработки и реализации системы экономических и административных мер, стимулирующих развитие энергоэффективного строительства и энергосбережение в жилищном секторе, финансово-экономических стимулов, повышающих заинтересованность каждого жителя и эксплуатирующих организаций в сокращении потребления энергоресурсов и более широком использовании возобновляемых источников тепловой энергии и вторичных энергетических ресурсов;
внедрения в перспективе льготного кредитования энергосберегающих мероприятий.
Совершенствование и внедрение передовых технологий в области проектирования и строительства жилья
В целях повышения уровня информатизации строительного комплекса Республики Беларусь в части жилищного строительства предусматривается дальнейшее совершенствование методов управления инвестиционно-строительной деятельностью и производственными ресурсами организаций.
При проектировании объектов строительства планируется широкое внедрение физико-математических методов моделирования, современных программно-вычислительных комплексов, включая инвариантное проектирование для сложных строительных объектов, обеспечивающих оптимизацию финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
В жилищном строительстве получат дальнейшее развитие индустриальные методы строительства, включая перспективное направление - технологию несъемной опалубки, которая получила широкое распространение во многих странах Западной Европы и в Российской Федерации. Данная технология как один из способов монолитного строительства с оболочкой формообразующей опалубки может применяться на разных объектах: от малоэтажных построек до высотных зданий, позволяя при этом повысить скорость возведения объектов, обеспечить существенную экономию рабочей силы с одновременным снижением материалоемкости.
Получат развитие строительство жилых домов из сборного, сборно-монолитного и монолитного железобетона, из мелкоштучных строительных материалов, деревянных конструкций (срубы, клееный брус, пакетные деревянные элементы и другое), объемно-модульное домостроение.
При строительстве быстровозводимых зданий, в том числе индивидуального жилья, планируется использовать каркасную технологию строительства на основе стальных тонкостенных конструкций толщиной до 3 мм. Преимуществами данной технологии являются быстрая возводимость зданий, высокая точность проектирования и разработки всех узлов и деталей, всесезонность строительства, отсутствие необходимости использования тяжелой техники, энергоэффективность и экологичность, минимальные сроки строительства, подготовки комплекта жилого дома в соответствии с проектной документацией в заводских условиях и доставки конструкций на строительную площадку.
Недействующая редакция, не действует с 15 января 2020 года