Дата обновления БД:
02.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
38 / 110
Всего документов в БД:
133331
ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 30 апреля 2015 года №551
Об утверждении Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан
В соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Аділет";
3) размещение настоящего приказа на итернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан
А.Исекешев
Согласован Министром внутренних дел Республики Казахстан 2 июня 2015 года |
___________ К.Касымов |
Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №551
Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) авиационная техника (далее - АТ) - комплекс авиационных технических средств (воздушные суда, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение воздушных судов государственной авиации, авиационные средства спасения, комплексные тренажеры (летные симуляторы), комплектующие изделия, технические средства управления воздушным движением, навигации посадки и связи, а также средства наземного обеспечения общего и специального применения, предназначенных для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;
2) организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее - организация по ТО и РАТ) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники и имеющей действующий сертификат организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
3) ремонт авиационной техники (далее - РАТ) - комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности авиационной техники;
4) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;
5) воздушное судно (далее - ВС) - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
6) допускающий персонал - авиационный персонал, уполномоченный организацией по техническому обслуживанию осуществляет допуск ВС или его компонентов к эксплуатации после выполнения технического обслуживания;
7) компонент - авиационный двигатель, воздушный винт, комплектующее изделие или иная составная часть ВС;
8) периодическое техническое обслуживание - работы по техническому обслуживанию, не отвечающие критериям "оперативного технического обслуживания" по сложности и требованиям к условиям их выполнения;
9) техническое обслуживание (далее - ТО) - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации;
10) инженерно-авиационное обеспечение полетов - удовлетворение текущих и перспективных потребностей воздушного транспорта в исправных и подготовленных к полетам воздушных судах;
11) метрологический контроль - деятельность, осуществляемая метрологическими службами государственных органов управления, физических и юридических лиц в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм;
12) оперативное техническое обслуживание - работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету. Оперативное ТО включает: поиск и устранение отказов; замену компонентов (к таким компонентам относятся и двигатели, и воздушные винты); плановые работы по ТО (включая визуальные осмотры для выявления очевидных повреждений/нарушений, не требующие трудоемкого углубленного контроля). Оно также включает работы на внутренних элементах конструкции, бортовых систем и силовой установки, для выполнения которых имеется доступ через быстро открываемые панели/люки; а также текущий ремонт и несложные модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с простейшими видами оснастки и инструмента;
13) процедуры - нормативные положения и указания, излагаемые в руководящих и технологических документах. Для целей ТО понятие процедуры охватывает два вида процедур: организационные процедуры, устанавливающие порядок и правила взаимодействия подразделений и/или лиц авиационного персонала организации, и технологические процедуры, устанавливающие технологию выполнению различных видов деятельности и работ по ТО;
14) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
15) поддержание летной годности - совокупность процессов, обеспечивающих в течение срока эксплуатации ВС соответствие ВС действующим требованиям норм летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утверждаемыми уполномоченным органом согласно подпункту 41-19) пункта 1 статьи 14 Закона (далее - норм летной годности ВС);
16) крупная модификация - это изменение типовой конструкции, не предусмотренное техническими требованиями (спецификациями) на ВС, двигатель ВС или воздушный винт, которое может существенно повлиять на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, летные характеристики, работу силовой установки, эксплуатационные характеристики и другие качества, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой;
17) эксплуатационная документация (далее - ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию воздушного судна и компонента, включая ТО, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;
18) эксплуатационная и ремонтная документация (далее - ЭРД) - документация, разрабатываемая разработчиком воздушного судна и/или его компонента и устанавливающая организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации воздушных судов и/или его компонентов, их техническое обслуживание и ремонт.
3. Техническая эксплуатация воздушного судна (далее - ВС) включает в себя процессы:
1) технического обслуживания;
2) контроля соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям норм летной годности ВС и документам разработчика ВС.
4. Контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководств по летной эксплуатации осуществляют экипажи ВС и инженерно-технический персонал (далее - ИТП).
5. Ремонт включает в себя процесс восстановления летной годности воздушного судна, определяемой требованиями норм летной годности ВС.
6. Техническое обслуживание и ремонт гражданских воздушных судов производятся в соответствии с настоящими Правилами сертифицированными организациями по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, авиационным персоналом, имеющим действующее свидетельство, выданное в соответствии со статьей 54 Закона, или свидетельство, выданное иностранным государством и признанное в соответствии со статьей 55 Закона.
7. Техническое обслуживание гражданских воздушных судов осуществляется по программам (регламентам) технического обслуживания (далее - РТО). Программа (регламент) технического обслуживания воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утверждается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
8. Не допускается использовать при проведении технического обслуживания и ремонта гражданских воздушных судов агрегаты, комплектующие изделия и запасные части к ним, не имеющие идентифицирующих документов (формуляры, паспорта, этикетки, документы о допуске к эксплуатации, аутентичные дубликаты), выданных их производителем или сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона.
9. Соответствие организаций по ТО и РАТ, сертификационным требованиям подтверждается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации выдачей сертификата согласно Правилам сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации, в соответствии с утверждаемыми уполномоченным органом, согласно подпункту 41-25) пункта 1 статьи 14 Закона (далее - Правила сертификации и выдачи сертификата организации по ТО и РАТ).
10. Сертифицированные организации по ТО и РАТ иностранных государств допускаются к работам по техническому обслуживанию и ремонту после признания их сертификатов в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Закона.
11. Сертифицированная организация по ТО и РАТ в соответствии с приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173 "Об утверждении Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за №6855) внедряет систему управления безопасностью полетов в зависимости от объема и сложности выполняемых работ в соответствии с пунктом 6 статьи 48 Закона.
12. Техническая эксплуатация авиационной техники производится организацией по ТО и РАТ или авиационным персоналом, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов.
13. Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляет следующие задачи:
1) своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей авиапредприятий в исправных и подготовленных к полетам воздушных судах;
2) выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий эффективного и безопасного использования AT по назначению.
14. Организация по ТО и РАТ осуществляет следующие функции:
1) организация и выполнение ТО и РAT (в том числе - восстановление ресурса AT), ее доработок, проверок и осмотров, контроля качества AT и ее ТО и ремонт - в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации;
2) поиск и устранение отказов и неисправностей АТ, сбор, учет и обработка данных о выявленных в полете и на земле отказах и неисправностях авиационной техники;
3) анализ надежности, анализ и обобщение опыта технической эксплуатации авиационной техники, ее ТО и ремонт - с мероприятиями по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и неисправностей AT, в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности;
4) ведение рекламационно-претензионной работы, предъявление требований к поставщикам AT об устранении недостатков их продукции;
5) контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководства по летной эксплуатации;
6) обеспечение охраны ВС при их техническом обслуживании и ремонте;
7) участие в разработке и реализации прогрессивных технологий контроля состояния AT, ее ТО и ремонт, организации труда и производства;
8) разработка предложений по совершенствованию эксплуатационной и ремонтной документации авиационной техники;
9) обеспечение исполнения собственных потребностей в эксплуатационной и ремонтной документации авиационной техники, ее ведение и обеспечение сохранности, включая идентифицирующую (пономерную) документацию;
10) ведение установленных форм учета и отчетности по: доработкам AT, деятельности инженерно-авиационной службы (далее - ИАС), составу, состоянию, использованию и движению парка воздушных судов, материальному имуществу, запасным частям и оборудованию;
11) осуществление мер по обеспечению нормативных условий труда работников и организации производства ТО и ремонта, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, обеспечению производства необходимыми помещениями, оборудованием, запасными частями и авиатехническим имуществом, их содержания, хранения, использования и обслуживания;
12) организация и проведение работ по эвакуации и восстановлению поврежденных судов;
13) организация и оснащение учебной технической базы, организация технической подготовки персонала ИАС и стажировки специалистов на авиационной технике;
14) подбор и расстановка кадров ИАС, проведение систематической работы по формированию ответственного отношения каждого работника к своим служебным обязанностям.
15. Контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководства по летной эксплуатации осуществляют экипажи ВС и ИТП включая использование средств объективного контроля.
Члены экипажа обеспечивают выявление и своевременное внесение в бортовой журнал отклонений в работе систем ВС, на ИТП - анализ причин отклонений значений летно-технических характеристик, режимов полета, записанных в бортовом журнале, предназначенных для регистрации параметров работы AT, а также зафиксированных средствами объективного контроля.
16. Эксплуатация ВС экипажами включает в себя комплекс выполняемых ими операций по использованию ВС, его систем, изделий и оборудования на земле и в полете (летная эксплуатация ВС) с момента приемки ВС под ответственность экипажа и до момента сдачи воздушного судна под ответственность других служб. Указанный комплекс операций регламентируется руководством по летной эксплуатации для ВС конкретного типа.
17. Экипаж отвечает за ВС с момента приема его под свою ответственность от представителей других служб или от другого экипажа и до момента сдачи воздушного судна представителю другой службы или другому экипажу.
2. Порядок технической эксплуатации гражданских воздушных судов Республики Казахстан
18. К полетам допускают исправные ВС, имеющие достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы, отвечающие техническим условиям, прошедшие установленную соответствующую проверку и подготовку (специальный осмотр ВС, устранение обледенения и пр.).
19. Воздушное судно считают исправным при следующих одновременных условиях:
1) планер, двигатели и комплектующие изделия имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно перечню и пономерной документации (формуляры, бортовой журнал);
2) на судне выполнено очередное ТО, предусмотренное регламентом, устранены неисправности и их последствия;
3) оформлена производственно-техническая и идентификационная (пономерная) документация, исправность судна подтверждена подписями соответствующих должностных лиц в карте-наряде.
20. Исправное ВС считают готовым к вылету при следующих одновременных условиях:
1) планер, двигатели и комплектующие изделия имеют достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы;
2) ВС заправлен горюче-смазочными материалами, газами, специальными жидкостями, снаряжен всеми необходимыми компонентами, в соответствии с заданием на полет и требованиями программы (регламента) технического обслуживания, руководства по технической эксплуатации и руководства по летной эксплуатации;
3) выполнены и оформлены подписями в карте-наряде работы по обеспечению вылета;
4) ВС передано экипажу с оформлением приемо-передачи подписями в карте-наряде и бортовом журнале.
При несоблюдении указанных требований ВС не может быть допущено в полет.
21. Потребность эксплуатанта в исправных ВС определяется объемами воздушных перевозок и авиационных работ, динамикой использования ВС - расписанием производства полетов.
22. При технической эксплуатации ВС необходимо:
1) соблюдать эксплуатационные ограничения, установленные нормативными документами для ВС, основных и комплектующих изделий, в том числе по режимам работы AT в полете и на земле;
2) своевременно, в полном объеме и правильно выполнять работы при ТО и хранении;
3) использовать горюче-смазочные материалы, спецжидкости, газы, расходные материалы, предусмотренные к применению на ВС данного типа;
4) соблюдать правила контровки разъемных соединений, предохраняющей детали от самопроизвольного открытия, отворачивания и выпадения;
5) предохранять ВС от повреждений при запуске и опробовании двигателей, демонтажно-монтажных работах, буксировке и загрузке (разгрузке), от столкновения с препятствиями;
6) использовать стоянки ВС только предназначенные и/или пригодные для этих целей искусственные и грунтовые полосы, дорожки, площадки;
7) содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению комплекты аварийно-спасательного оборудования (далее - АСО), осуществлять ТО бортового АСО и средства ТО ВС, перевозимые на ВС в соответствии с нормами летной годности ВС;
8) не допускать изменения положения ВС на стоянке и выключения электропитания с момента включения инерциальной системы до перевода ее в рабочий режим;
9) применять меры по предохранению ВС от разрушительного воздействия окружающей среды (снега, льда, воды, пыли).
23. По окончании работ на ВС исполнители проверяют, не остались ли на месте выполнения задания (в отсеках, люках, воздухозаборных устройствах, кабинах) детали, инструмент, другие посторонние предметы.
24. При техническом обслуживании ВС конкретного типа допускается использовать только исправные, отвечающие требованиям соответствующей ЭД, спецмашины, источники энергии, грузоподъемные механизмы, подогреватели, другие средства наземного обслуживания общего применения. Порядок подтверждения исправности указанных средств определяется эксплуатантом и организацией по ТО и ремонт.
25. ИТП обеспечивает контроль за использованием средств наземного обслуживания общего применения, задействованных для технического обслуживания AT и не допускает к ТО воздушных судов спецмашины, не укомплектованные штатными средствами заземления и пожаротушения, принимать оперативные меры по ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с ненормальной работой средств наземного обслуживания.
26. При стоянке ВС продолжительностью более двух часов (если иное не указано в ЭД конкретного типа ВС), а при дожде, снегопаде, метели, тумане, пыльной буре - независимо от продолжительности стоянки, на воздухозаборники, приемники систем полного и статического давления, другие системы ВС необходимо устанавливать предусмотренные ЭД защитные устройства.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 августа 2019 года