Действует

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 апреля 2015 года №551

Об утверждении Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан

(В редакции Приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)

В соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан.

2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на итернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

А.Исекешев

Согласован

Министром внутренних дел Республики Казахстан

2 июня 2015 года

 

___________ К.Касымов

Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №551

Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

(Название главы 1 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)
(см. предыдущую редакцию)

1. Настоящие Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-24) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан.

2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

1) авиационная техника (далее - АТ) - комплекс авиационных технических средств (воздушные суда, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение воздушных судов государственной авиации, авиационные средства спасения, комплексные тренажеры (летные симуляторы), комплектующие изделия, технические средства управления воздушным движением, навигации посадки и связи, а также средства наземного обеспечения общего и специального применения, предназначенных для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;

2) организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее - организация по ТО и РАТ) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники и имеющей действующий сертификат организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;

3) ремонт авиационной техники (далее - РАТ) - комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности авиационной техники;

4) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

4-1) уполномоченная организация в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченная организация) - акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;

5) воздушное судно (далее - ВС) - аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

6) допускающий персонал - авиационный персонал, уполномоченный организацией по техническому обслуживанию осуществляет допуск ВС или его компонентов к эксплуатации после выполнения технического обслуживания;

7) компонент - авиационный двигатель, воздушный винт, комплектующее изделие или иная составная часть ВС;

8) периодическое техническое обслуживание - работы по техническому обслуживанию, не отвечающие критериям "оперативного технического обслуживания" по сложности и требованиям к условиям их выполнения;

9) техническое обслуживание (далее - ТО) - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации;

10) инженерно-авиационное обеспечение полетов - удовлетворение текущих и перспективных потребностей воздушного транспорта в исправных и подготовленных к полетам воздушных судах;

11) метрологический контроль - деятельность, осуществляемая метрологическими службами государственных органов управления, физических и юридических лиц в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм;

12) оперативное техническое обслуживание - работы по ТО, выполняемые для подготовки ВС к полету. Оперативное ТО включает: поиск и устранение отказов; замену компонентов (к таким компонентам относятся и двигатели, и воздушные винты); плановые работы по ТО (включая визуальные осмотры для выявления очевидных повреждений/нарушений, не требующие трудоемкого углубленного контроля). Оно также включает работы на внутренних элементах конструкции, бортовых систем и силовой установки, для выполнения которых имеется доступ через быстро открываемые панели/люки; а также текущий ремонт и несложные модификации, которые не требуют существенной разборки и могут быть выполнены с простейшими видами оснастки и инструмента;

13) процедуры - нормативные положения и указания, излагаемые в руководящих и технологических документах. Для целей ТО понятие процедуры охватывает два вида процедур: организационные процедуры, устанавливающие порядок и правила взаимодействия подразделений и/или лиц авиационного персонала организации, и технологические процедуры, устанавливающие технологию выполнению различных видов деятельности и работ по ТО;

14) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

15) поддержание летной годности - совокупность процессов, обеспечивающих в течение срока эксплуатации ВС соответствие ВС действующим требованиям норм летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утверждаемыми уполномоченным органом согласно подпункту 41-19) пункта 1 статьи 14 Закона (далее - норм летной годности ВС);

16) крупная модификация - это изменение типовой конструкции, не предусмотренное техническими требованиями (спецификациями) на ВС, двигатель ВС или воздушный винт, которое может существенно повлиять на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, летные характеристики, работу силовой установки, эксплуатационные характеристики и другие качества, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой;

17) эксплуатационная документация (далее - ЭД) - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию воздушного судна и компонента, включая ТО, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;

18) эксплуатационная и ремонтная документация (далее - ЭРД) - документация, разрабатываемая разработчиком воздушного судна и/или его компонента и устанавливающая организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации воздушных судов и/или его компонентов, их техническое обслуживание и ремонт.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)
(см. предыдущую редакцию)

3. Техническая эксплуатация воздушного судна (далее - ВС) включает в себя процессы:

1) технического обслуживания;

2) контроля соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям норм летной годности ВС и документам разработчика ВС.

4. Контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководств по летной эксплуатации осуществляют экипажи ВС и инженерно-технический персонал (далее - ИТП).

5. Ремонт включает в себя процесс восстановления летной годности воздушного судна, определяемой требованиями норм летной годности ВС.

6. Техническое обслуживание и ремонт гражданских воздушных судов производятся в соответствии с настоящими Правилами сертифицированными организациями по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, авиационным персоналом, имеющим действующее свидетельство, выданное в соответствии со статьей 54 Закона, или свидетельство, выданное иностранным государством и признанное в соответствии со статьей 55 Закона.

7. Техническое обслуживание гражданских воздушных судов осуществляется по программам (регламентам) технического обслуживания (далее - РТО). Программа (регламент) технического обслуживания воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утверждается уполномоченной организацией.

(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)
(см. предыдущую редакцию)

8. Не допускается использовать при проведении технического обслуживания и ремонта гражданских воздушных судов агрегаты, комплектующие изделия и запасные части к ним, не имеющие идентифицирующих документов (формуляры, паспорта, этикетки, документы о допуске к эксплуатации, аутентичные дубликаты), выданных их производителем или сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона.

9. Соответствие организаций по ТО и РАТ, сертификационным требованиям подтверждается уполномоченной организацией выдачей сертификата согласно Правилам сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации, в соответствии с утверждаемыми уполномоченным органом, согласно подпункту 41-25) пункта 1 статьи 14 Закона (далее - Правила сертификации и выдачи сертификата организации по ТО и РАТ).

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)
(см. предыдущую редакцию)

10. Сертифицированные организации по ТО и РАТ иностранных государств допускаются к работам по техническому обслуживанию и ремонту после признания их сертификатов в соответствии с пунктом 5 статьи 48 Закона.

11. Сертифицированная организация по ТО и РАТ в соответствии с приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 марта 2011 года №173 "Об утверждении Типовых инструкций по управлению безопасностью полетов эксплуатантов гражданских воздушных судов, в аэропортах, при обслуживании воздушного движения, при техническом обслуживании воздушных судов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за №6855) внедряет систему управления безопасностью полетов в зависимости от объема и сложности выполняемых работ в соответствии с пунктом 6 статьи 48 Закона.

12. Техническая эксплуатация авиационной техники производится организацией по ТО и РАТ или авиационным персоналом, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов.

13. Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляет следующие задачи:

1) своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей авиапредприятий в исправных и подготовленных к полетам воздушных судах;

2) выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий эффективного и безопасного использования AT по назначению.

14. Организация по ТО и РАТ осуществляет следующие функции:

1) организация и выполнение ТО и РAT (в том числе - восстановление ресурса AT), ее доработок, проверок и осмотров, контроля качества AT и ее ТО и ремонт - в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации;

2) поиск и устранение отказов и неисправностей АТ, сбор, учет и обработка данных о выявленных в полете и на земле отказах и неисправностях авиационной техники;

3) анализ надежности, анализ и обобщение опыта технической эксплуатации авиационной техники, ее ТО и ремонт - с мероприятиями по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и неисправностей AT, в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности;

4) ведение рекламационно-претензионной работы, предъявление требований к поставщикам AT об устранении недостатков их продукции;

5) контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководства по летной эксплуатации;

6) обеспечение охраны ВС при их техническом обслуживании и ремонте;

7) участие в разработке и реализации прогрессивных технологий контроля состояния AT, ее ТО и ремонт, организации труда и производства;

8) разработка предложений по совершенствованию эксплуатационной и ремонтной документации авиационной техники;

9) обеспечение исполнения собственных потребностей в эксплуатационной и ремонтной документации авиационной техники, ее ведение и обеспечение сохранности, включая идентифицирующую (пономерную) документацию;

10) ведение установленных форм учета и отчетности по: доработкам AT, деятельности инженерно-авиационной службы (далее - ИАС), составу, состоянию, использованию и движению парка воздушных судов, материальному имуществу, запасным частям и оборудованию;

11) осуществление мер по обеспечению нормативных условий труда работников и организации производства ТО и ремонта, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, обеспечению производства необходимыми помещениями, оборудованием, запасными частями и авиатехническим имуществом, их содержания, хранения, использования и обслуживания;

12) организация и проведение работ по эвакуации и восстановлению поврежденных судов;

13) организация и оснащение учебной технической базы, организация технической подготовки персонала ИАС и стажировки специалистов на авиационной технике;

14) подбор и расстановка кадров ИАС, проведение систематической работы по формированию ответственного отношения каждого работника к своим служебным обязанностям.

15. Контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководства по летной эксплуатации осуществляют экипажи ВС и ИТП включая использование средств объективного контроля.

Члены экипажа обеспечивают выявление и своевременное внесение в бортовой журнал отклонений в работе систем ВС, на ИТП - анализ причин отклонений значений летно-технических характеристик, режимов полета, записанных в бортовом журнале, предназначенных для регистрации параметров работы AT, а также зафиксированных средствами объективного контроля.

16. Эксплуатация ВС экипажами включает в себя комплекс выполняемых ими операций по использованию ВС, его систем, изделий и оборудования на земле и в полете (летная эксплуатация ВС) с момента приемки ВС под ответственность экипажа и до момента сдачи воздушного судна под ответственность других служб. Указанный комплекс операций регламентируется руководством по летной эксплуатации для ВС конкретного типа.

17. Экипаж отвечает за ВС с момента приема его под свою ответственность от представителей других служб или от другого экипажа и до момента сдачи воздушного судна представителю другой службы или другому экипажу.

Глава 2. Порядок технической эксплуатации гражданских воздушных судов Республики Казахстан

(Название главы 2 изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30.07.2019 г. №577)
(см. предыдущую редакцию)

18. К полетам допускают исправные ВС, имеющие достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы, отвечающие техническим условиям, прошедшие установленную соответствующую проверку и подготовку (специальный осмотр ВС, устранение обледенения и пр.).

19. Воздушное судно считают исправным при следующих одновременных условиях:

1) планер, двигатели и комплектующие изделия имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно перечню и пономерной документации (формуляры, бортовой журнал);

2) на судне выполнено очередное ТО, предусмотренное регламентом, устранены неисправности и их последствия;

3) оформлена производственно-техническая и идентификационная (пономерная) документация, исправность судна подтверждена подписями соответствующих должностных лиц в карте-наряде.

20. Исправное ВС считают готовым к вылету при следующих одновременных условиях:

1) планер, двигатели и комплектующие изделия имеют достаточный для выполнения конкретного полета остаток ресурса и срока службы;

2) ВС заправлен горюче-смазочными материалами, газами, специальными жидкостями, снаряжен всеми необходимыми компонентами, в соответствии с заданием на полет и требованиями программы (регламента) технического обслуживания, руководства по технической эксплуатации и руководства по летной эксплуатации;

3) выполнены и оформлены подписями в карте-наряде работы по обеспечению вылета;

4) ВС передано экипажу с оформлением приемо-передачи подписями в карте-наряде и бортовом журнале.

При несоблюдении указанных требований ВС не может быть допущено в полет.

21. Потребность эксплуатанта в исправных ВС определяется объемами воздушных перевозок и авиационных работ, динамикой использования ВС - расписанием производства полетов.

22. При технической эксплуатации ВС необходимо:

1) соблюдать эксплуатационные ограничения, установленные нормативными документами для ВС, основных и комплектующих изделий, в том числе по режимам работы AT в полете и на земле;

2) своевременно, в полном объеме и правильно выполнять работы при ТО и хранении;

3) использовать горюче-смазочные материалы, спецжидкости, газы, расходные материалы, предусмотренные к применению на ВС данного типа;

4) соблюдать правила контровки разъемных соединений, предохраняющей детали от самопроизвольного открытия, отворачивания и выпадения;

5) предохранять ВС от повреждений при запуске и опробовании двигателей, демонтажно-монтажных работах, буксировке и загрузке (разгрузке), от столкновения с препятствиями;

6) использовать стоянки ВС только предназначенные и/или пригодные для этих целей искусственные и грунтовые полосы, дорожки, площадки;

7) содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению комплекты аварийно-спасательного оборудования (далее - АСО), осуществлять ТО бортового АСО и средства ТО ВС, перевозимые на ВС в соответствии с нормами летной годности ВС;

8) не допускать изменения положения ВС на стоянке и выключения электропитания с момента включения инерциальной системы до перевода ее в рабочий режим;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок технической эксплуатации гражданских воздушных судов Республики Казахстан Глава 3. Порядок технического обслуживания планера, двигателей, авиационного и радиоэлектронного оборудования Глава 4. Оперативное техническое обслуживание гражданских воздушных судов  Параграф 1. Организация обслуживания Параграф 2. Работы по встрече и обеспечению стоянки воздушных судов Параграф 3. Работы по осмотру и обслуживанию Параграф 4. Работы по обеспечению вылета Параграф 5. Подготовка к вылету воздушного судна с допустимыми неисправностями Глава 5. Периодическое техническое обслуживание воздушных судов  Параграф 1. Организация обслуживания Параграф 2. Методы обслуживания воздушных судов Параграф 3. Замена двигателей на воздушных судах Параграф 4. Трудоемкие демонтажно-монтажные и особые работы на воздушных судах Глава 6. Особые виды технического обслуживания  Параграф 1. Сезонное обслуживание Параграф 2. Специальное техническое обслуживание Параграф 3. Обслуживание при хранении Параграф 4. Обслуживание воздушных судов в экстремальных метеоусловиях. Действия при стихийных бедствиях Глава 7. Техническое обслуживание авиационной техники по состоянию Параграф 1. Основные положения Параграф 2. Обслуживание с контролем параметров Параграф 3. Обслуживание с контролем уровня надежности Глава 8. Особенности технического обслуживания воздушных судов, используемых в авиационной работе, судов других ведомств  Параграф 1. Обслуживание воздушных судов, используемых для авиационных работ Параграф 2. Обслуживание гидросамолетов и вертолетов на морских судах Параграф 3. Обслуживание воздушных судов, выполняющих международные полеты Глава 9. Обеспечение технического обслуживания воздушных судов  Параграф 1. Организация обеспечения Параграф 2. Подготовка производства Параграф 3. Технолого-конструкторское обеспечение Параграф 4. Осуществление метрологического контроля Параграф 5. Особенности других видов обеспечения технического обслуживания авиационной техники Глава 10. Общие виды работ, выполняемых на воздушных судах при эксплуатации ВС  Параграф 1. Правила ухода за спецоборудованием самолетов Параграф 2. Заправка воздушных судов горюче-смазочными материалами Параграф 3. Заправка спецжидкостями, водой и зарядка газами Параграф 4. Кондиционирование воздуха в пассажирских салонах и кабине экипажа Параграф 5. Подогрев авиадвигателей и систем воздушных судов Параграф 6. Удаление снега и льда с поверхности воздушных судов Параграф 7. Погрузочно-разгрузочные работы Параграф 8. Запуск и опробование двигателей Параграф 9. Буксировка воздушных судов Параграф 10. Обслуживание бытового оборудования, мойка воздушных судов Глава 11. Контроль состояния авиационной техники и качества ее технического обслуживания  Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Организация контроля Параграф 3. Контроль при использовании обслуживания воздушных судов Параграф 4. Специальные виды осмотров Параграф 5. Контрольные полеты и руления Глава 12. Освоение авиационной техники Параграф 1. Подготовка и проведение работ по освоению авиационной техники Параграф 2. Подконтрольная эксплуатация авиационной техники Глава 13. Ремонт гражданских воздушных судов Республики Казахстан  Параграф 1. Планирование ремонта, сдача заказчикам и прием заводом авиационной техники в ремонт Параграф 2. Ремонт авиационной техники на заводах Параграф 3. Выдача заводом и прием заказчиком авиационной техники из ремонта Параграф 4. Текущий ремонт Глава 14. Порядок поддержания летной годности гражданских воздушных судов, производства стран иных, чем страны Содружества Независимых Государств Параграф 1. Работы по поддержанию летной годности Параграф 2. Программа технического обслуживания Параграф 3. Система учета данных о поддержании летной годности ВС Параграф 4. Система технического бортового журнала эксплуатанта Параграф 5. Передача учетных данных о поддержании летной годности ВС Параграф 6. Поддержание летной годности при технической эксплуатации и ремонте Параграф 7. Отчетность о нарушениях летной годности Параграф 8. Отказы и повреждения ВС Параграф 9. Порядок установки компонента на борт ВС Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №551
"Об утверждении Правил технической эксплуатации и ремонта гражданских воздушных судов Республики Казахстан"

О документе

Номер документа:551
Дата принятия: 30/04/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30/01/2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" от 19 января 2016 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 7 июля 2015 года №11573.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 30 января 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/07/2019  документом  Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений и дополнения в приказ Министра по инвестициям... № 577 от 30/07/2019
Вступила в силу с: 01/08/2019


Редакция от 30/04/2015

Приложения к документу

Приложение 1 к Приказу от 30.04.2015 №551

Приложение 2 к Приказу от 30.04.2015 №551

Приложение 3 к Приказу от 30.04.2015 №551