Недействующая редакция. Принята: 30.11.2018 / Вступила в силу: 31.12.2018

Недействующая редакция, не действует с 1 августа 2019 года

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 июня 2017 года №420

Об утверждении Правил обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации

(В редакции Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.11.2018 г. №839)

В соответствии с подпунктом 41-18) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации.

2. Признать утратившим силу следующие приказы:

1) приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №169 "Об утверждении Правил обеспечения аэронавигационной информацией эксплуатантов воздушных судов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №10605, опубликованный 13 апреля 2015 года в информационно-правовой системе "Аділет");

2) приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года №818 "О внесении изменения и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №169 "Об утверждении Правил обеспечения аэронавигационной информацией эксплуатантов воздушных судов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №14580, опубликованный 11 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).

3. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на бумажном носителе и в электронной форме на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, согласно подпунктам 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Ж.Касымбек

Утверждены Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 июня 2017 года №420

Правила обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-18) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и определяют порядок обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации.

2. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:

1) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта принятого за точку;

2) аспекты человеческого фактора - принципы, применимые к процессам проектирования, сертификации, подготовки кадров, технического обслуживания и эксплуатационной деятельности в авиации и нацеленные на обеспечение безопасного взаимодействия между человеком и другими компонентами системы посредством надлежащего учета возможностей человека;

3) аэронавигационная информация - информация, полученная в результате сбора, анализа и обработки данных для целей обеспечения полетов воздушных судов, обслуживания воздушного движения и управления воздушным движением;

4) служба управления аэронавигационной информацией - служба, созданная в конкретно установленной зоне действия, которая несет ответственность за предоставление аэронавигационной информации (аэронавигационных данных), необходимой для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности воздушной навигации;

5) сборник аэронавигационной информации - выпущенная или санкционированная Республикой Казахстан публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для аэронавигации;

6) дополнение к сборнику аэронавигационной информации - временные изменения, вносимые в информацию, содержащуюся в сборнике аэронавигационной информации, и публикуемые на отдельных страницах;

7) поправка к сборнику аэронавигационной информации - постоянные изменения, вносимые в информацию, содержащиеся в сборнике аэронавигационной информации;

8) циркуляр аэронавигационной информации - уведомление, содержащее информацию, которая не требует выпуска NOTAM или включения ее в сборник аэронавигационной информации, но которая касается вопросов безопасности полетов или аэронавигационных, технических, административных и юридических вопросов;

9) электронный сборник аэронавигационной информации - сборник аэронавигационной информации, который предоставляется на электронном носителе, либо посредством интернет ресурса в формате, позволяющем отображать его на экране компьютера и распечатывать на бумаге;

10) аэронавигационные данные - изложение аэронавигационных фактических данных, концепции или инструкции в формализованном порядке, пригодном для связи, интерпретации или обработки;

11) аэронавигационная карта - условное изображение участка земной поверхности, его рельефа и искусственных сооружений, специально предназначенное для аэронавигации;

12) поставщик аэронавигационного обслуживания - юридическое лицо, обеспечивающее организацию воздушного движения и (или) другое аэронавигационное обслуживание;

13) разрешающая способность (разрешение) - число единиц или цифр, определяющее порядок используемого измеренного или рассчитанного значения;

14) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации;

15) зональная навигация - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой желаемой траектории в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации;

16) минимальная абсолютная высота полета в зоне - минимальная абсолютная высота, подлежащая использованию в приборных метеорологических условиях и обеспечивающая минимальный запас высоты над препятствиями в пределах установленной зоны, обычно определяемой параллелями и меридианами;

17) информационный продукт - массив данных или комплект массивов данных, который отвечает спецификации информационного продукта;

18) схема захода на посадку по приборам - серия заранее намеченных маневров, выполняемых по пилотажным приборам, при соблюдении установленных требований, предусматривающих предотвращение столкновения с препятствиями, от контрольной точки начального этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, от начала установленного маршрута прибытия до точки, откуда может быть выполнена посадка, а если посадка не выполнена, то до точки, от которой применяются критерии пролета препятствий в зоне ожидания или на маршруте;

19) превышение - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до точки или уровня земной поверхности или связанного с ней объекта;

20) абсолютная высота прибытия в район аэродрома - наименьшая абсолютная высота, которая обеспечит минимальный запас высоты в 300 метров (1000 фут) над всеми объектами, расположенными в створе дуги круга радиусом 46 километров (25 морских миль) с центром в контрольной точке начального этапа захода на посадку или, если точка начального этапа захода на посадку отсутствует, контрольной точке промежуточного этапа захода на посадку, ограниченном прямыми линиями, соединяющими концы этой дуги с точкой промежуточного этапа захода на посадку;

21) аэродром - определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов;

22) воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора;

23) контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома;

24) маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

25) обслуживание воздушного движения - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

26) превышение аэродрома - превышение самой высокой точки посадочной площади;

27) эксплуатационные минимумы аэродрома - ограничения использования аэродрома для:

взлета, выражаемые в величинах RVR и/или видимости и, при необходимости, параметрами облачности;

посадки при выполнении точных заходов на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и/или RVR и абсолютной/относительной высоты принятия решения, соответствующих эксплуатационной категории;

посадки при выполнении заходов на посадку и посадок с наведением в вертикальной плоскости, выражаемые в величинах видимости и/или RVR и абсолютной/относительной высоты принятия решения;

посадки при выполнении неточных заходов на посадку и посадок, выражаемые в величинах видимости и/или RVR, MDA/H и, при необходимости, параметрами облачности;

28) база - любая величина или ряд величин, которые могут служить в качестве начала или основы отсчета других величин;

29) рельеф - неровности земной поверхности, переданные на аэронавигационных картах горизонталями, тональной гипсометрией, отмывкой или высотными отметками;

30) знаки - устройства, устанавливаемые над уровнем земли для отображения на их панели информации в виде надписей, символов, букв или цифр или их комбинаций, необходимой для организации наземного движения на аэродроме воздушных судов и/или транспортных средств, которые в зависимости от обстоятельств могут быть как с постоянной информацией передающее только одно сообщение, так и с переменной информацией, обеспечивающей возможность передачи нескольких заранее определенных сообщений или, при необходимости, прекращения передачи какой-либо информации;

31) объединенный пакет аэронавигационной информации - пакет, состоящий из следующих элементов:

сборник аэронавигационной информации, включая поправки;

дополнений к сборнику аэронавигационной информации;

NOTAM и бюллетень предполетной информации;

циркуляр аэронавигационной информации;

контрольных перечней и перечней действующих NOTAM;

32) векторение - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования системы наблюдения обслуживания воздушного движения;

33) волна геоида (высота геоида) - расстояние (положительное значение или отрицательное значение) между поверхностью геоида и поверхностью математически определенного референц-эллипсоида;

34) геоид - эквипотенциальная поверхность гравитационного поля Земли, совпадающая с невозмущенным средним уровнем моря и его продолжением под материками. Геоид имеет неправильную форму вследствие местных гравитационных возмущений и направление силы тяжести представляет собой перпендикуляр к поверхности геоида в любой точке;

35) глиссада - профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку;

36) григорианский календарь - общепринятый календарь, впервые введен в 1582 году для определения года, который более точно в сравнении с юлианским календарем соответствует тропическому году;

37) точность - степень соответствия расчетного или измеренного значения истинному значению. Точность измерения местоположения выражается расстоянием от заявленного местоположения, в пределах которого, как установлено с определенной степенью вероятности, находится истинное местоположение;

38) качество данных - степень или уровень вероятности того, что предоставленные данные отвечают требованиям пользователя данных с точки зрения точности, разрешения и целостности;

39) комплект массивов данных - набор массивов данных, соответствующих одинаковой спецификации продукта;

40) массив данных - определенный набор данных;

41) связь "диспетчер - пилот" по линии передачи данных - средство связи между диспетчером и пилотом в целях обслуживания воздушного движения с использованием линии передачи данных;

42) схема ухода на второй круг - порядок, которого следует придерживаться в случае невозможности продолжения захода на посадку;

43) точка ухода на второй круг - точка в схеме захода на посадку по приборам, в которой или до которой для обеспечения минимального запаса высоты над препятствиями должен начинаться полет по предписанной схеме ухода на второй круг;

44) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;

45) зона приземления и отрыва - несущая нагрузку площадка, на которой вертолет может выполнять приземление или отрыв;

46) местность - поверхность Земли с такими естественными элементами, как горы, холмы, хребты, долины, скопления воды, вечного льда и снега, исключая искусственные препятствия;

47) поверхность учета данных о препятствиях местности - определенная поверхность, используемая для цели составления данных о препятствиях (местности);

48) точка пути - конкретный географический пункт, используемый для определения маршрута зональной навигации или траектории полета воздушного судна, применяющего зональную навигацию. Точки пути обозначаются либо:

точка пути "флай-бай" - точка пути, которая предусматривает упреждение разворота в целях обеспечения выхода на следующий участок маршрута или схемы по касательной; либо

точка пути "флайовер" - точка пути, в которой начинается разворот с целью выхода на следующий участок маршрута или схемы;

49) линия пути - проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли, направление которой в любой ее точке обычно выражается в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного или условного меридианов);

50) рабочая площадь - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона (перронов);

51) смещенный порог взлетно-посадочной полосы - порог, расположенный не у торца взлетно-посадочной полосы;

52) абсолютная высота пролета препятствий - минимальная абсолютная высота над превышением соответствующего порога взлетно-посадочной полосы или в соответствующих случаях над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий;

53) относительная высота пролета препятствий - минимальная относительная высота над превышением соответствующего порога взлетно-посадочной полосы или в соответствующих случаях над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий;

54) зона, свободная от препятствий - воздушное пространство над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью ухода на второй круг при прерванной посадке и частью летной полосы, ограниченной этими поверхностями, в которое не выступает никакое неподвижное препятствие, кроме легкого по массе и на ломком основании, необходимого для целей аэронавигации;

55) минимальная абсолютная высота пролета препятствий - минимальная абсолютная высота полета на определенном участке, которая обеспечивает необходимый запас высоты над препятствиями;

56) полоса, свободная от препятствий - находящийся под контролем соответствующего полномочного органа определенный прямоугольный участок земной или водной поверхности, выбранный или подготовленный в качестве пригодного участка, над которым самолет может производить часть начального набора высоты до установленной высоты;

57) препятствие - все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или часть их, которые:

размещены в зоне, предназначенной для движения воздушных судов по поверхности;

возвышаются над определенной поверхностью, предназначенной для обеспечения безопасности воздушных судов в полете;

находятся за пределами этих определенных поверхностей и расцениваются как представляющие опасность для воздушной навигации;

58) обратная схема - схема, позволяющая воздушному судну изменить направление на начальном участке схемы захода на посадку по приборам. Этот маневр может включать стандартные развороты или развороты на посадочную прямую;

59) горизонталь - линия на карте или схеме, соединяющая точки равного превышения;

60) схема полета в зоне ожидания - заранее определенный маневр, позволяющий воздушному судну оставаться в пределах определенного воздушного пространства в ожидании последующего разрешения;

61) опасная зона - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;

62) зона конечного этапа захода на посадку и взлета - установленная зона, над которой выполняется конечный этап маневра захода на посадку до режима висения или посадка и с которой начинается маневр взлета. В тех случаях, когда зона конечного этапа захода на посадку и взлета должна использоваться вертолетами с летно-техническими характеристиками класса 1, эта установленная зона включает располагаемую зону прерванного взлета;

63) конечный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам, в пределах которого производится выход в створ взлетно-посадочной полосы и снижение для посадки;

64) конечный этап захода на посадку - та часть схемы захода на посадку по приборам, которая начинается в установленной контрольной точке (или точке) конечного этапа захода на посадку, или при отсутствии такой точки:

в конце последнего стандартного разворота, разворота на посадочную прямую или разворота на линию пути приближения в схеме типа "ипподром", если таковая предусмотрена; или

в точке выхода на последнюю линию пути в схеме захода на посадку и заканчивается в точке района аэродрома, из которой может быть выполнена посадка или начат уход на второй круг;

65) контрольная точка (или точка) конечного этапа захода на посадку - контрольная точка (или точка) схемы захода на посадку по приборам, в которой начинается участок конечного этапа захода на посадку;

66) начальный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам между контрольной точкой начального этапа захода на посадку и контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, контрольной точкой (или точками) конечного этапа захода на посадку;

67) зона приземления - участок взлетно-посадочной полосы за ее порогом, предназначенный для первого касания взлетно-посадочной полосы приземляющимися самолетами;

68) промежуточный участок захода на посадку - участок схемы захода на посадку по приборам соответственно между контрольной точкой промежуточного этапа захода на посадку и контрольной точкой (или точкой) конечного этапа захода на посадку или между концом обратной схемы, схемы типа "ипподром" или линии пути, прокладываемой методом счисления, и контрольной точкой (или точкой) конечного этапа захода на посадку;

69) схема визуального захода на посадку - серия заранее намеченных маневров, выполняемых по визуальным ориентирам, от контрольной точки начального этапа захода на посадку или, в соответствующих случаях, от начала установленного маршрута прибытия до точки, с которой может быть выполнена посадка и после которой, если посадка не выполнена, может быть выполнена схема ухода на второй круг;

70) схема точного захода на посадку - схема захода на посадку по приборам с использованием информации об азимуте и глиссаде, выдаваемой ILS или РАR;

71) адрес подключения - установленный код, используемый для подключения линии передачи данных к органу обслуживания воздушного движения;

72) магнитное склонение - угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов;

73) минимальная абсолютная высота полета по маршруту - абсолютная высота полета на участке маршрута, которая обеспечивает адекватный прием сигналов соответствующих навигационных средств и средств связи обслуживания воздушного движения, соответствует структуре воздушного пространства и обеспечивает необходимый запас высоты над препятствиями;

74) площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перроны, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов;

75) местоположение (географическое) - координаты (широта и долгота) с привязкой к математически определенному референц-эллипсоиду, которые определяют местонахождение точки на поверхности Земли;

76) абсолютная высота перехода - абсолютная высота, на которой или ниже которой положение воздушного судна в вертикальной плоскости дается в величинах абсолютной высоты;

77) перрон - определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания;

78) тональная гипсометрия - последовательная градация цветов и их оттенков, применяемых для отображения степени превышения местности;

79) маршрут руления - установленная траектория движения вертолетов из одной части вертодрома в другую. Маршрут руления включает в себя воздушную или наземную РД для руления вертолетов, которая проходит по осевой линии маршрута руления;

80) рулежная дорожка - определенный путь на сухопутном аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой, в том числе:

полоса руления воздушного судна на стоянке - часть перрона, обозначенная как рулежная дорожка и предназначенная для обеспечения подхода только к местам стоянки воздушных судов;

перронная рулежная дорожка. Часть системы рулежных дорожек, расположенная на перроне и предназначенная для обеспечения маршрута руления через перрон;

скоростная рулежная дорожка - рулежная дорожка, соединенная с взлетно-посадочной полосой под острым углом и позволяющая выполнившим посадку самолетам сходить с взлетно-посадочной полосы на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других выводных рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения на взлетно-посадочной полосе;

81) качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок обеспечения аэронавигационной информацией в гражданской авиации Параграф 1. Сбор, анализ и обработка аэронавигационной информации Параграф 2. Сборник аэронавигационной информации (AIP) Параграф 3. Публикация аэродромных схем и аэронавигационных карт Параграф 4. Циркуляры аэронавигационной информации (AIC) Параграф 5. Предполетная (PIB) и послеполетная информация Параграф 6. Извещения NOTAM Параграф 7. Электронные данные о местности и препятствиях Параграф 8. Использование электросвязи Параграф 9. Обмен аэронавигационной информацией (аэронавигационными данными) Параграф 10. Представление и распространение аэронавигационной информации Параграф 11. Система управления качеством аэронавигационной информации (аэронавигационных данных) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8