Недействующая редакция. Принята: 12.06.2018 / Вступила в силу: 07.11.2018

Недействующая редакция, не действует с 14 мая 2019 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

2 апреля 2012 года

№489/20802

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

от 2 апреля 2012 года №512/5

Об утверждении Инструкции по организации принудительного исполнения решений

(В редакции Приказов Министерства юстиции Украины от 30.11.2012 г. №1765/5, 18.05.2013 г. №924/5, 20.01.2014 г. №113/5, 12.02.2014 г. №327/5, 20.05.2014 г. №785/5, 27.08.2014 г. №1420/5, 23.10.2014 г. №1773/5, 24.11.2014 г. №1970/5, 13.01.2015 г. №22/5, 25.02.2015 г. №257/5, 12.08.2015 г. №1483/5, 22.09.2015 г. №1802/5 (вступил в силу 23.10.2015 г.), 29.09.2015 г. №1839/5, 22.12.2015 г. №2710/5, 29.09.2016 г. №2832/5, 20.07.2017 г. №2314/5, 21.03.2018 г. №855/5, 12.06.2018 г. №1827/5 (вступил в силу 07.11.2018 г.), 02.08.2018 г. №2522/5)

В соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве" и с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по организации принудительного исполнения решений, которая прилагается.

2. Признать утратившими силу:

Инструкцию о проведении исполнительных действий, утвержденную приказом Министерства юстиции Украины от 15.12.99 г. №74/5, зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 15.12.99 г. за №865/4158 (с изменениями), кроме пункта 5.11 главы 5, подпункта 5.12.5, абзацев первого - девятого, одиннадцатого - двадцать пятого подпункта 5.12.6 пункта 5.12 главы 5 пункта 5.12 главы 5 относительно подготовки к проведению и проведения еженедельных конкурсов по определению специализированных организаций для реализации арестованного государственными исполнителями имущества, которые продолжают действовать до вступления в силу порядка реализации арестованного государственными исполнителями имущества;

(В абзац второй пункта 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 30.11.2012 г. №1765/5)

(см. предыдущую редакцию)

приказ Министерства юстиции Украины от 17.05.2004 г. №37/5 "Об утверждении Порядка образования и функционирования исполнительных групп при органах государственной исполнительной службы", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.05.2004 г. за №624/9223 (с изменениями);

приказ Министерства юстиции Украины от 17.05.2004 г. №38/5 "Об утверждении Порядка передачи материалов исполнительного производства из одного органа государственной исполнительной службы в другой или исполнительную группу, от одного государственного исполнителя в другой", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.05.2004 г. за №625/9224 (с изменениями).

3. Департаменту взаимодействия с органами власти (Зеркаль О.В.) подать настоящий приказ на государственную регистрацию в соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 г. №493 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" (с изменениями).

4. Государственной исполнительной службе Украины (Стадник Г.В.) довести приказ до ведома Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Председателя Государственной исполнительной службы Украины Стадника Г.В.

Министр

О.Лавринович

(Инструкция по организации принудительного исполнения решений изложена в новой редакции в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 29.09.2016 г. №2832/5)

(см. предыдущую редакцию)

Утверждена Приказом Министерства юстиции Украины от 2 апреля 2012 года №512/5

Инструкция по организации принудительного исполнения решений

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов", Законом Украины от 2 июня 2016 года №1404-VIII "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), другими законодательными актами Украины и нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Украины и определяет отдельные вопросы организации исполнения судебных решений и решений других органов (должностных лиц) (далее - решение), которые согласно Закону подлежат принудительному исполнению.

2. Принудительное исполнение решений, предусмотренных статьей 3 Закона, осуществляют государственные исполнители и частные исполнители (кроме решений, предусмотренных частью второй статьи 5 Закона) (далее - исполнители).

3. Органами государственной исполнительной службы являются:

Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, в который входит отдел принудительного исполнения решений;

управления государственной исполнительной службы главных территориальных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее - управление государственной исполнительной службы), в состав которых входят отделы принудительного исполнения решений;

районные, районные в городах, городские (городов областного значения), межрайонные отделы государственной исполнительной службы соответствующих территориальных управлений юстиции (далее - отделы государственной исполнительной службы).

4. Отделу принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины подведомственны решения, по которым:

должниками являются Аппарат Верховной Рады Украины, Администрация Президента Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины, высшие специализированные суды, апелляционные суды, Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Высший совет юстиции Национальный банк Украины, Счетная палата, Управление делами Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и их структурные подразделения, другие органы государственной власти и их должностные лица;

сумма обязательства составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Отделу принудительного исполнения решений управлений государственной исполнительной службы главных территориальных управлений юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе подведомственны решения, по которым:

должниками являются территориальные органы центральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения, местные суды, городские, районные или поселковые советы или районные государственные администрации и их структурные подразделения, местные прокуратуры, другие территориальные подразделения органов государственной власти и их должностные лица;

сумма обязательства составляет от десяти до двадцати миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Выполнение решений относительно должников, которые находятся на территории, в соответствии с Законом Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" является временно оккупированной территории Украины, осуществляется отделом принудительного исполнения решений управления государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Херсонской области.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 20.07.2017 г. №2314/5)
(см. предыдущую редакцию)

5. Основной информационной базой о проведении исполнительного производства является автоматизированная система исполнительного производства (далее автоматизированная система).

Сведения о должниках (кроме сведений относительно должников, определенных в части пятой статьи 9 Закона) вносятся в Единый реестр должников, который является составной автоматизированной системы.

Механизм функционирования автоматизированной системы определяет Положение об автоматизированной системе исполнительного производства, утвержденное приказом Министерства юстиции Украины от 5 августа 2016 годам №2432/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12 августа 2016 года под №1126/29256.

6. При осуществлении исполнительного производства исполнитель принимает решение путем вынесения постановлений, предупреждений, внесения представлений, составления актов и протоколов, предоставления поручений, распоряжений, требований, подачи запросов, заявлений, сообщений или других процессуальных документов в случаях, предусмотренных Законом и другими нормативно-правовыми актами.

7. Постановление как отдельный документ содержит следующие обязательные реквизиты:

номер исполнительного производства;

вступительную часть с указанием:

названия постановления, даты выдачи постановления и места вынесения;

наименование органа государственной исполнительной службы, фамилии, имени и отчества государственного исполнителя, который вынес постановление или фамилии, имени и отчества частного исполнителя, вынесшего постановление, наименование исполнительного округа, в котором он осуществляет деятельность;

название исполнительного документа, когда и кем выдан, резолютивной части документа (далее - реквизиты исполнительного документа);

по сводному исполнительному производству - фамилии, имени и отчества должника - физического лица, полное наименование должника - юридического лица и даты объединения исполнительных производств в сводное;

мотивировочную часть с указанием мотивов, по которым исполнитель принял соответствующее решение (пришел к определенным выводам), и ссылки на норму закона, на основании которого вынесено постановление;

резолютивную часть с указанием:

принятого исполнителем решения;

срока и порядка обжалования постановления.

В постановления могут вноситься и другие сведения, определенные Законом, настоящей Инструкцией и другими нормативно-правовыми актами.

Постановление подписывается исполнителем и скрепляется печатью. Постановление составляется в необходимом количестве экземпляров, один из которых остается в исполнительном производстве, а другие направляются по принадлежности.

Если постановление направляется в форме электронного документа, на такое постановление накладывается квалифицированная электронная подпись с использованием средств квалифицированной электронной подписи, которые имеют встроенные аппаратно-программные средства, обеспечивающие защиту записанных на них данных от несанкционированного доступа, от непосредственного ознакомления со значением параметров личных ключей и их копирования.

В случае если постановление исполнителя является исполнительным документом, оно должно соответствовать требованиям к исполнительному документу, определенным статьей 4 Закона.

Другие должностные лица органов государственной исполнительной службы в случаях, предусмотренных Законом и настоящей Инструкцией, выносят постановления с учетом требований, определенных этим пунктом.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 12.06.2018 г. №1827/5)
(см. предыдущую редакцию)

8. Акт - документ, подтверждающий определенные установленные факты или события.

Текст акта состоит из реквизитов исполнительного документа с указанием сути проведенных действий; по сводному исполнительному производству - полного наименования (фамилии, имени и отчества) должника и даты объединения исполнительных производств в сводное, а также вступительной и констатирующей частей.

Во вступительной части указываются название акта, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество исполнителя, основание для составления акта, лица, которые присутствовали при его составлении, с указанием их статуса в исполнительном производстве, места проживания (местонахождения), должностей, других имеющихся данных, указывается количество листов, на которых составлен акт.

В констатирующей части излагаются цели и задачи составления акта, суть и характер проведенных исполнительных действий, установленные факты, события, а также в случае необходимости выводы и предложения.

В конце акта (перед подписями) указываются сведения о количестве экземпляров акта и кому они предоставляются (направляются).

Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. В случае отказа от подписания лиц, присутствовавших при составлении акта, об этом делается отметка в акте. Отметка "от подписи отказался" проставляется напротив фамилии лица, отказавшегося от подписи, и заверяется подписями других лиц, присутствовавших при составлении акта.

В акт могут вноситься и другие сведения, определенные Законом, настоящей Инструкцией и другими нормативно-правовыми актами.

9. Требование исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Законом, и является обязательным для выполнения органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами о предоставлении исполнителю документов или их копий, необходимых для осуществления его полномочий, совершения других действий, необходимых для исполнения решения.

Требование подписывается исполнителем и направляется по почте или другими средствами связи или вручается исполнителем лицу, которое обязано совершить действия.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 21.03.2018 г. №855/5)
(см. предыдущую редакцию)

10. Поручение исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Законом о проведении отдельных исполнительных действий органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами.

11. Запрос исполнителя является письменным документом, который является обязательным для выполнения органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами о предоставлении исполнителю информации, документов или их копий, необходимых для осуществления его полномочий.

Полученная информация используется органами государственной исполнительной службы (частным исполнителем) исключительно в служебных целях.

12. В требовании, доверенности, запросе исполнителя обязательно указываются:

наименование органа государственной исполнительной службы, фамилия, имя и отчество государственного исполнителя или фамилия, имя и отчество частного исполнителя;

дата открытия и номер исполнительного производства;

реквизиты исполнительного документа;

срок выполнения;

последствия невыполнения.

II. Участники исполнительного производства

1. Реализация участниками исполнительного производства своих полномочий, а также привлечение других лиц к участию в проведении исполнительных действий и реализации ими своих полномочий осуществляются в соответствии с разделом III Закона.

Исполнитель при осуществлении исполнительного производства обязан использовать все предоставленные ему права и полномочия, необходимые для обеспечения беспристрастного, эффективного, своевременного и полного исполнения решения.

2. Привлечение работников полиции в пределах предоставленных им полномочий осуществляется исполнителем при исполнении решений для обеспечения общественной безопасности и порядка, предотвращения, пресечения уголовных и административных правонарушений, принятия мер, направленных на устранение угроз жизни и здоровью исполнителей, физических лиц, возникших при проведении исполнительных действий по принудительному исполнению судебных решений и решений других органов на основании мотивированного постановления исполнителя, которое направляется руководителю территориального органа полиции по месту проведения исполнительного действия.

3. Привлечение органов опеки и попечительства в соответствии с возложенными на них полномочиями обязательно осуществляется государственным исполнителем при исполнении решений об отобрании и передаче ребенка, а также в случае необходимости обеспечения прав и интересов детей и нетрудоспособных лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве).

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 02.08.2018 г. №2522/5)
(см. предыдущую редакцию)

4. В случае необходимости для проведения или организации исполнительных действий исполнитель вправе привлечь субъектов хозяйствования.

5. Привлечение исполнителем других органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, физических лиц при принудительном исполнении решений осуществляется в случае, если их присутствие может способствовать своевременному и полному выполнению решений.

6. Привлечение к исполнительному производству соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и физических лиц (кроме понятых) осуществляется исполнителем путем вынесения постановления о привлечении этих лиц.

В этом постановлении обязательно указываются описание причин, обусловивших необходимость привлечения, время и место совершения исполнительных действий, а также другие необходимые сведения.

Копия постановления направляется соответствующему органу, учреждению, организации, субъекту хозяйствования, лицу не позднее следующего дня со дня вынесения, но не позднее чем за три дня до запланированных мероприятий.

7. Перед началом исполнительных действий исполнитель устно разъясняет вовлеченным при принудительном исполнении решений лицам их права и обязанности, о чем отмечается в акте.

Исполнитель контролирует совершение действий привлеченными лицами.

8. Для выяснения и разъяснения вопросов, которые возникают при осуществлении исполнительного производства и требуют специальных знаний, исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановлением эксперта или специалиста (в случае необходимости - нескольких экспертов или специалистов), а для оценки имущества (имущественных прав) - субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования, а также в случае необходимости - переводчика.

В постановлении о назначении эксперта или специалиста, субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования, переводчика указываются вопросы, на которые эти лица должны предоставить письменное заключение (отчет), или с какого языка следует осуществить перевод, или вид и характеристика имущества, которое необходимо идентифицировать, оценить и др., сроки осуществления соответствующих действий.

В постановлении обязательно указывается предупреждение об ответственности:

эксперту - за отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей при осуществлении исполнительного производства, предоставление заведомо ложного заключения при осуществлении исполнительного производства;

субъекту оценочной деятельности - субъекту хозяйствования (оценщику) - за недостоверную или необъективную оценку имущества;

переводчику - за совершение заведомо неправильного перевода во время исполнительного производства, а также за отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей в исполнительном производстве.

9. Права и обязанности сторон и других участников исполнительного производства реализуются в соответствии со статьей 19 Закона.

10. Полномочия представителей сторон, участвующих в исполнительном производстве, должны быть удостоверены такими документами:

доверенностью физического лица;

доверенностью юридического лица или документами, удостоверяющими право представительства юридического лица (документом о назначении руководителем юридического лица и т.п.);

решением о назначении опекуном, попечителем или управляющим наследственного имущества;

ордером, к которому обязательно прилагается выписка из договора, в котором указываются полномочия адвоката как представителя или ограничения его прав на совершение отдельных действий; поручением органа или учреждения, уполномоченных законом на предоставление бесплатной правовой помощи или о предоставлении правовой помощи.

Документы, удостоверяющие полномочия представителей, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оригиналы документов, указанных в настоящем пункте, или надлежащим образом заверенные их копии приобщаются к материалам исполнительного производства.

После удостоверения наличии у представителя надлежащим образом оформленной доверенности оригинал такой доверенности в случае необходимости возвращается представителю стороны исполнительного производства.

В случае реализации стороной исполнительного производства права на предъявление исполнительного документа на исполнение, подачи заявления о возврате без исполнения исполнительного документа, получения присужденного имущества или взысканных сумм через представителя исполнитель проверяет, обусловлены ли в доверенности полномочия представителя на совершение таких действий.

В случае реализации стороной исполнительного производства права на обжалование действий государственного исполнителя и других должностных лиц органов государственной исполнительной службы через представителя такое полномочие представителя должно быть оговорено в доверенности.

Полномочия представителя на совершение определенного исполнительного действия должны быть оговорены в выданной ему доверенности или в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

11. Сторона исполнительного производства (ее представитель) и прокурор как участник исполнительного производства могут знакомиться с материалами исполнительного производства в соответствующем органе государственной исполнительной службы, офисе частного исполнителя в специально установленное для приема граждан время и в том объеме, в котором они хотят, по устному ходатайству к исполнителю.

Стороны исполнительного производства (их представители) или прокурор как участник исполнительного производства по желанию могут ознакомиться с материалами исполнительного производства в другое время. Исполнительное производство предоставляется им для ознакомления на основании письменного заявления, в котором указываются желаемая дата и время ознакомления.

Ознакомление с материалами исполнительного производства осуществляется в присутствии исполнителя или помощника частного исполнителя, о чем в исполнительном производстве делается отметка с указанием даты ознакомления и подписи лица, которое ознакомилось с материалами исполнительного производства.

Сторона исполнительного производства (ее представитель) и прокурор как участник исполнительного производства имеют право делать копии (фотокопии) с документов исполнительного производства и выписки из них. Изъятие из материалов исполнительного производства каких-либо документов не допускается.

12. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (прекращения юридического лица, а также в других случаях замены стороны в исполнительном производстве), если правоотношения допускают правопреемство, исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства, а также сама заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником. На основании постановленного судом постановления исполнитель своим постановлением заменяет сторону исполнительного производства. Решение суда и постановление исполнителя приобщаются к исполнительному документу при его передаче в другой орган государственной исполнительной службы или частному исполнителю или возвращении его взыскателю или в суд.

13. Правопреемство возможно на всех стадиях исполнительного производства - с момента открытия исполнительного производства до его окончания. После замены выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником исполнитель продолжает выполнение исполнительного производства в порядке, установленном Законом.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ Инструкция по организации принудительного исполнения решений I. Общие положения II. Участники исполнительного производства III. Общие условия и порядок осуществления исполнительного производства IV. Исполнительные группы V. Порядок передачи исполнительных документов и исполнительных производств VI. Финансирование исполнительного производства VII. Учет и отчетность по суммам на счетах органов государственной исполнительной службы и частных исполнителей VIII. Порядок обращения взыскания на имущество должника IХ. Исполнение решений неимущественного характера Х. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника ХI. Исполнение исполнительных надписей, совершенных на аграрных расписках XII. Порядок проведения проверок законности исполнительного производства XIII. Ограничения в праве выезда за пределы Украины и запрет въезда в Украину XIV. Ответственность в исполнительном производстве XV. Восстановление утраченного исполнительного производства или материалов исполнительного производства ХVІ. Особенности исполнения решений о взыскании алиментов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17