Дата обновления БД:
06.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
447 / 1070
Всего документов в БД:
138455
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ
от 17 июля 2014 года №152
(В редакции Законов Республики Молдова от 17.06.2016 г. №138, 21.07.2017 г. №191, 21.09.2017 г. №190, 16.03.2018 г. №36, 24.05.2018 г. №79, 27.07.2018 г. №140, 27.07.2018 г. №172, 23.11.2018 г. №269 (вступил в силу 14.01.2019 г.), 23.11.2018 г. №271)
По всему тексту документа слова "Национальное агентство по обеспечению качества в профессиональном образовании" и "Национальная школьная инспекция" заменены словами "Национальное агентство по обеспечению качества в образовании и научных исследованиях" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №190
(По всему тексту кодекса слова "Министерство просвещения" заменены словами "Министерство образования, культуры и исследований" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 24.05.2018 г. №79)
Парламент принимает настоящий кодекс.
Раздел I. Общие положения
Глава I. Область регулирования
Статья 1. Цель кодекса
Настоящий кодекс устанавливает правовые основы отношений, связанных с планированием, организацией, функционированием и развитием системы образования в Республике Молдова.
Статья 2. Правовые основы образования
(1) Правовые отношения в сфере образования регулируются Конституцией Республики Молдова, настоящим кодексом и другими действующими законодательными и нормативными актами.
(2) Правовые отношения в сфере образования регулируются также международными актами: Всеобщей декларацией прав человека, Уставом Организации Объединенных Наций, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартией, Конвенцией ООН о правах ребенка, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, Конвенцией ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Болонской декларацией, а также другими международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего кодекса следующие основные понятия означают:
эквивалентный документ об образовании – документ об образовании, полученный по аналогичной образовательной схеме в стране или за рубежом;
образовательные альтернативы – учреждения или программы обучения и профессиональной подготовки, отличающиеся от традиционных, но соответствующие государственным образовательным стандартам;
рамка квалификаций – квалификационные категории, определяющие уровень знаний и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники различных уровней профессионального образования для занятия полученной профессией;
штатный педагогический работник – лицо, занимающее педагогическую (в высшем образовании – педагогическую и научно-педагогическую) должность, осуществляющее свою основную деятельность в одном образовательном учреждении и включенное в штатное расписание данного учреждения;
вспомогательный педагогический персонал – квалифицированные специалисты в области педагогики, психопедагогики и специальной психопедагогики, оказывающие психопедагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями;
качество образования – совокупность характеристик образовательной программы и ее организаторов, которыми удовлетворяются ожидания потребителей, вытекающие из стандартов качества;
образцовый центр – учреждение профессионально-технического образования с высоким потенциалом, выполняющее функции как в области организации комбинированных программ профессиональной подготовки, так и в области развития потенциала системы профессионально-технического образования;
коммунитарный образовательный центр – многофункциональное учреждение образовательной направленности;
особые образовательные потребности – образовательные потребности ребенка/учащегося/студента, нуждающегося в обучении, адаптированном к индивидуальным особенностям либо характеристикам ограниченных физических возможностей или нарушений развития, а также в специфическом вмешательстве посредством соответствующих реабилитационных или восстановительных мероприятий;
сертификация – процесс формального подтверждения, в результате стандартной процедуры оценки, компетенций, полученных в контексте формального, неформального и информального образования;
цикл обучения – последовательность обучения и подготовки в сфере среднего общего и высшего образования, характеризующаяся определенной продолжительностью и завершающаяся соответствующей итоговой оценкой с присвоением, по обстоятельствам, профессиональной квалификации и/или звания, а также выдачей соответствующего документа об образовании;
классы одновременного обучения – смешанные начальные классы, состоящие максимум из двух классных составов (как правило, I–III, II–IV), в которых непосредственная работа с учащимися одного класса сочетается с самостоятельной работой учащихся другого класса, обеспечивая реализацию образовательного процесса согласно соответствующим учебным программам;
образовательный комплекс – образовательное учреждение, удовлетворяющее необходимым условиям для зачисления в него детей и учащихся разных возрастов на дошкольный, начальный и гимназический уровни;
консорциум – объединение образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую, разработочную, инновационную, художественно-творческую деятельность, на основе соглашения о партнерстве, заключенного в соответствии с действующим законодательством;
переводная зачетная единица (крeдит) – условная количественная величина, присваиваемая каждой дисциплине или виду деятельности, предусмотренному учебным планом, выражающая объем трудозатрат студента, необходимых для достижения минимального уровня планируемых задач и целей обучения;
адаптированный куррикулум – куррикулум учебной дисциплины, скоррелированный с потенциалом ребенка или учащегося с особыми образовательными потребностями без изменения образовательных целей;
модифицированный куррикулум – куррикулум учебной дисциплины, в котором образовательные цели изменены в соответствии с потенциалом ребенка или учащегося с особыми образовательными потребностями;
дескрипторы – качественные критерии оценки, описывающие способ проявления компетенций учащегося и позволяющие определить степень их реализации (минимальную, среднюю, максимальную). В соответствии с достигнутым уровнем дают возможность присвоения квалификационных характеристик (удовлетворительно, хорошо, очень хорошо);
школьный округ – территория, закрепленная за образовательным учреждением дошкольного, начального или гимназического уровня;
инклюзивное образование – образовательный процесс, учитывающий разнообразие детей и индивидуальные потребности развития, дающий равные возможности и шансы пользоваться фундаментальными правами человека на развитие и качественное образование в общей среде обучения;
раннее образование – образовательный процесс, охватывающий детей в возрасте от 0 до 6(7) лет, в образовательных учреждениях или в семье, в целях их физического, умственного, эмоционального и социального развития;
формальное образование – комплекс дидактических и педагогических действий, институционально осуществляемых посредством системно организованных – по уровням и циклам обучения – структур в рамках строго структурированного во времени и пространстве учебного процесса;
неформальное образование – комплекс обучающих действий, планируемых и осуществляемых в рамках внешкольных структур, представляющий собой "мост" между знаниями, усвоенными на уроках, и знаниями, полученными неформальным путем;
информальное образование – комплекс обучающе-педагогических воздействий, спонтанно и постоянно оказываемых на личность в семье, поселении, квартале, на улице, в социальных (микро)группах, социальной среде (культурной, профессиональной, экономической, религиозной и пр.), сообществом (национальным, региональным, территориальным, местным), средствами массовой информации (печать, радио, телевидение и др.);
оценка качества образования – многокритериальное обследование степени, в какой образовательное учреждение и его программы соответствуют базовым национальным стандартам;
критериальное оценивание – оценивание результатов обучения, осуществляемое при помощи дескрипторов, определяющих уровень индивидуальных достижений учащегося в сравнении с ожидаемыми компетенциями;
профессиональный экзамен бакалавриата - оценивание общих и профессиональных компетенций учащихся по завершении обучения, в учреждениях послесреднего и послесреднего нетретичного профессионально-технического образования в установленном Министерством образования, культуры и исследований порядке;
непрерывное образование взрослых – составная часть обучения в течение всей жизни, обеспечивающая непрерывный доступ личности к науке, информации, культуре в целях гибкого приспособления к новым, динамично меняющимся социально-экономическим условиям и развития необходимых для профессиональной и социальной деятельности компетенций;
профессиональная подготовка – процесс обучения, в результате которого приобретается квалификация, подтверждаемая сертификатом или дипломом, выданными в соответствии с законом;
альтернативные образовательные учреждения – образовательные учреждения, отличные от входящих в действующую обязательную структуру системы образования, предоставляющие, как правило, альтернативные образовательные программы или услуги;
дуальное образование – образование, при котором теоретическое обучение осуществляется в образовательном учреждении, а практическое – на предприятии;
профессиональное образование – программы профессиональной подготовки, завершающиеся приобретением определенной квалификации, а также учреждения, предоставляющие эти программы;
меры вмешательства и поддерживающие услуги для инклюзивного образования – комплекс мер и услуг, реализуемых в целях удовлетворения потребностей детей, учащихся и студентов с особыми образовательными потребностями для облегчения им доступа к общему пространству образовательных услуг;
наставник – опытный педагогический или управленческий работник, выступающий в роли ведущего для других педагогических или управленческих работников, начинающих или имеющих опыт в профессии, оказывающий помощь в личностном и профессиональном развитии;
наставничество – осуществляемый между наставником и подопечным процесс направления, руководства, помощи в обучении, образовании и/или профессиональном развитии, основанный на предпосылке интерактивного участия обеих сторон и выполнения вытекающих из их статуса обязанностей;
смежные ремесла/специальности – близкие или родственные ремесла/специальности, требующие одной и той же базы общих и специальных знаний, а также одинакового набора навыков и умений;
академическая мобильность – процесс участия учащихся/студентов и педагогических кадров в образовательных и исследовательских программах, реализуемых как в отечественных, так и в зарубежных учреждениях;
психопедагогический модуль – модуль, предназначенный выпускникам, желающим включиться в сферу образования в качестве педагогических работников, и охватывающий теоретическую подготовку в области педагогики, психологии, дидактики дисциплины, а также обязательную практическую стажировку;
педагогическая нагрузка – установленный объем труда по осуществлению педагогической деятельности согласно должности;
стандартный пакет образовательных услуг – система образовательных предложений и программ, ориентированных на достижение конкретных целей и приобретение определенного объема знаний, формирование компетенций в соответствии с образовательными стандартами;
индивидуализированный учебный план – способ организации и координированной реализации образовательного процесса для потребителей с особыми образовательными потребностями;
продленный день – программа вне основного расписания, реализуемая в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования, культуры и исследований, и организуемая в образовательных учреждениях по просьбе родителей для учащихся I–V классов;
психопедагог – специалист, обладающий необходимыми компетенциями для включения в образовательный процесс и в процесс школьной адаптации, интеграции учащихся и диагностики их индивидуальных особенностей;
специальный психопедагог – специалист коррекционно-восстановительной деятельности (формирование навыков вербального общения, развитие слухового восприятия, развитие познавательных способностей и т. д.);
система образования – совокупность учреждений и организаций (образовательных, экономических, политических, научных, культурных, общественных), а также сообществ (семья, народ, нация, профессиональные группы, средства массовой информации), которые непосредственно или опосредованно, эксплицитно или имплицитно осуществляют образовательные функции, обеспечивая процесс формирования и развития личности в рамках формального, неформального и информального образования;
специальность – совокупность профессиональных компетенций, приобретенных обучением в определенной области;
стандарты аккредитации – совокупность требований, определяющих обязательный минимальный уровень реализации деятельности той или иной организации–поставщика образовательных услуг, обратившейся за авторизацией на временное функционирование, того или иного аккредитованного учреждения высшего/профессионально-технического образования, обратившегося за авторизацией на временное функционирование/аккредитацией новой программы профессиональной подготовки, либо того или иного аккредитованного учреждения высшего/профессионально-технического образования, обратившегося за внешней оценкой качества предоставляемого образования;
государственные образовательные стандарты – обязательные условия реализации образовательных программ на всех уровнях и циклах образования в публичных и частных образовательных учреждениях, а также минимальные обязательные требования к содержанию образовательных программ, максимальному объему работы, требуемому от ребенка, учащегося или студента и педагогического работника, к инфраструктуре и оснащению образовательного учреждения, к уровню подготовки выпускников и организации процесса обучения. Государственные образовательные стандарты служат основой для объективной оценки качества и уровня обучения и квалификации выпускников независимо от формы обучения;
базовые национальные стандарты – совокупность требований, определяющих оптимальный уровень реализации деятельности поставщика образовательных услуг/учреждения – поставщика образовательных услуг на основе проверенных практик, существующих на национальном, европейском или международном уровне. Базовые национальные стандарты применимы к каждой образовательной программе и каждому учреждению;
интегрированное высшее образование – совокупная продолжительность I и II циклов высшего образования, соответствующая как минимум 300 переводным зачетным единицам (крeдитам) и завершающаяся получением диплома, эквивалентного диплому магистра.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2017 г. №191)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Государственная политика в области образования
(1) Образование является национальным приоритетом и основным фактором устойчивого развития общества, основанного на знаниях.
(2) Посредством политики в области образования государство обеспечивает:
а) фундаментальное право на образование, необходимое для осуществления других прав человека;
b) внедрение основополагающего механизма формирования и развития человеческого капитала;
c) реализацию образовательного идеала и образовательных целей, формирование национального сознания и национальной идентичности, продвижение общечеловеческих ценностей и устремлений общества к европейской интеграции.
Глава II. Миссия, идеал и фундаментальные принципы образования
Статья 5. Миссия образования
Миссией образования является:
a) удовлетворение образовательных потребностей личности и общества;
b) развитие человеческого потенциала для обеспечения качества жизни, устойчивого развития экономики и благосостояния народа;
c) развитие национальной культуры;
d) продвижение межкультурного диалога, терпимости, недискриминации и социальной интеграции;
e) продвижение обучения в течение всей жизни;
f) содействие сочетанию профессиональной деятельности мужчин и женщин с семейной жизнью.
Статья 6. Образовательный идеал
Образовательный идеал школы Республики Молдова состоит в формировании инициативной и способной к саморазвитию личности, которая обладает не только системой знаний и необходимых компетенций для востребованности на рынке труда, но и независимостью мнений и действий, открытостью к межкультурному диалогу в контексте освоенных национальных и мировых ценностей.
Статья 7. Основополагающие принципы образования
Образование основывается на следующих основополагающих принципах:
а) принцип справедливости, согласно которому доступ к образованию осуществляется на недискриминационной основе;
b) принцип качества, согласно которому учебная деятельность соотносится с базовыми национальными стандартами и передовыми национальными и международными практиками;
c) принцип релевантности, согласно которому образование соответствует потребностям личностного и социально-экономического развития;
d) принцип сосредоточения образования на потребителях такового;
e) принцип свободы мышления и независимости от идеологий, религиозных догм и политических доктрин;
f) принцип соблюдения права на мнение учащегося/студента как непосредственных потребителей системы образования;
g) принцип социальной включенности;
h) принцип обеспечения равенства;
i) принцип признания и гарантирования прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, включая право на сохранение, развитие и выражение их этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности;
j) принцип единства и целостности образовательного пространства;
k) принцип управленческой и финансовой эффективности;
l) принцип децентрализации и институциональной автономии;
m) принцип публичной ответственности, согласно которому образовательные учреждения публично отвечают за свои достижения;
n) принцип прозрачности;
о) принцип участия и ответственности сообщества, родителей и других заинтересованных социальных акторов;
р) принцип поддержки и продвижения персонала сферы образования;
q) принцип светского характера образования.
Статья 8. Партнерство в системе образования
(1) В системе образования поощряется социальный диалог, партнерство между образовательными учреждениями и учреждениями сферы исследований, профсоюзами, деловой средой, гражданским обществом и средствами массовой информации, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством.
(2) Министерство образования, культуры и исследований разрабатывает и применяет национальные стратегии развития системы образования на основе консультаций с органами центрального и местного публичного управления, а также с социальными партнерами.
Глава III. Условия доступа к образованию, язык преподавания и образовательные цели
Статья 9. Условия доступа
(1) Граждане Республики Молдова обладают равными правами доступа к образованию и профессиональной подготовке, начальной и непрерывной, посредством национальной системы образования в соответствии с настоящим кодексом.
(2) Государство обеспечивает финансирование стандартного пакета образовательных услуг для дошкольного, начального, гимназического и лицейского образования независимо от вида собственности образовательного учреждения. Стандартный пакет образовательных услуг для общего образования утверждается Правительством.
Часть (2) статьи 9 вводится в действие со дня утверждения стандартного пакета образовательных услуг для общего образования
(3) Базовое финансирование общего образования осуществляется по принципу "деньги за учащимся", согласно которому выделяемые на учащегося или ребенка средства переводятся в образовательное учреждение, в котором он учится.
(4) Профессионально-техническое и высшее образование финансируется из государственного бюджета в рамках плана приема, ежегодно утверждаемого Правительством.
(5) Пакет образовательных услуг, предоставляемых государством для каждого уровня системы образования, утверждается Правительством.
(6) Государство поддерживает лиц с особыми образовательными потребностями, а также оказывает помощь учащимся и студентам, проявившим выдающиеся способности.
(7) Государство гарантирует формирование и развитие навыков эффективного общения на румынском языке, по обстоятельствам – на языках национальных меньшинств и по меньшей мере на двух языках международного общения.
(8) Государство обеспечивает условия формирования и развития навыков общения на английском, французском и русском языках во всех публичных общеобразовательных учреждениях.
Часть (8) статьи 9 вводится в действие с 2018–2019 учебного года
(9) Государство продвигает и поддерживает обучение в течение всей жизни.
(10) Зачисление в образовательные учреждения, перевод учащихся и студентов из одного образовательного учреждения в другое осуществляются в соответствии с условиями, установленными Министерством образования, культуры и исследований.
(11) Граждане других государств, а также лица без гражданства имеют доступ к образованию посредством национальной системы образования в соответствии с настоящим кодексом.
Статья 10. Язык преподавания
(1) Учебный процесс в системе образования осуществляется на румынском языке и – в пределах возможностей системы образования – на одном из языков международного общения или, в соответствии с частью (2), на языках национальных меньшинств.
(2) В районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, в случае достаточной потребности в этом государство обеспечивает, насколько это возможно в рамках системы образования, чтобы лица, принадлежащие к этим меньшинствам, располагали надлежащими возможностями обучаться языку своего меньшинства или обучаться на этом языке на уровне обязательного образования.
(3) Изучение румынского языка обязательно во всех образовательных учреждениях любого уровня и регламентируется государственными образовательными стандартами.
(4) Государство обеспечивает необходимые условия для изучения румынского языка во всех образовательных учреждениях, в том числе за счет увеличения доли дисциплин, изучаемых на румынском языке, в общеобразовательных учреждениях с другим языком преподавания.
(5) Государство поддерживает – методологически, дидактически, посредством программ – образование на румынском языке для диаспоры с соблюдением при этом законодательства стран пребывания.
Статья 11. Образовательные цели
(1) Главной образовательной целью является формирование гармоничной личности и развитие системы компетенций, включающей знания, умения, установки и ценности, обеспечивающие возможность активного участия индивида в общественной и экономической жизни.
(2) Образование направлено на формирование следующих ключевых навыков (компетенций):
а) навыки общения на румынском языке;
b) навыки общения на родном языке;
c) навыки общения на иностранных языках;
d) навыки в математике, науках и технологиях;
e) навыки в цифровых технологиях;
f) навык умения учиться;
g) социальные и гражданские навыки;
h) навыки предприимчивости и инициативности;
i) навыки культурного самовыражения и осознания культурных ценностей.
Раздел II. Система образования
Глава I. Структура системы образования
Статья 12. Структура системы образования
Система образования организована в виде уровней и циклов в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО – 2011 г.):
а) уровень 0 – раннее образование:
– преддошкольное образование;
– дошкольное образование;
b) уровень 1 – начальное образование;
c) уровень 2 – среднее образование, I цикл: гимназическое образование;
d) уровень 3:
– среднее образование, II цикл: лицейское образование;
– среднее профессионально-техническое образование;
e) уровень 4 – послесреднее профессионально-техническое образование;
f) уровень 5 – послесреднее нетретичное профессионально-техническое образование;
g) уровень 6 – высшее образование, I цикл: лиценциатура;
h) уровень 7 – высшее образование, II цикл: магистратура;
i) уровень 8 – высшее образование, III цикл: докторантура.
Статья 13. Обязательное образование
(1) Обязательное образование начинается с подготовительной группы дошкольного образования и завершается лицейским или средним и послесредним профессионально-техническим образованием.
Часть (1) статьи 13 вводится в действие не позднее 2018 года. До вступления в силу части (1)статьи 13 обязательность посещения школы прекращается в возрасте 16 лет, на уровне гимназического образования
(2) Требование посещения учреждений обязательного образования прекращается в возрасте 18 лет.
Часть (2) статьи 13 вводится в действие не позднее 2018 года. До вступления в силу части (2)статьи 13 обязательность посещения школы прекращается в возрасте 16 лет, на уровне гимназического образования
(3) Ответственность за охват детей до 16 лет обязательным образованием возлагается на родителей или других законных представителей и на органы местного публичного управления первого и второго уровней.
(4) Министерство образования, культуры и исследований разрабатывает, утверждает и осуществляет мониторинг выполнения положений об охвате детей школьного возраста обязательным образованием.
Глава II. Организация системы образования
Статья 14. Образовательный процесс
(1) Образовательный процесс организуется на основе государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования, культуры и исследований, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы образовательного учреждения.
(2) Продолжительность учебного года, практик, экзаменационных сессий и каникул устанавливается по каждому уровню образования рамочным учебным планом, утвержденным Министерством образования, культуры и исследований.
Статья 15. Типы образовательных учреждений
(1) В соответствии со структурой образования образовательные учреждения классифицируются следующим образом:
а) учреждение преддошкольного образования – ясли, коммунитарный центр раннего развития;
b) учреждение дошкольного образования – детский сад, коммунитарный центр раннего развития;
c) учреждение начального образования – начальная школа;
d) учреждение среднего образования, цикл I – гимназия;
Недействующая редакция, не действует с 18 января 2019 года