Дата обновления БД:
17.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
335 / 1241
Всего документов в БД:
316216
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 12 июля 2013 года №176
О внутреннем водном транспорте Республики Молдова
(В редакции Законов Республики Молдова от 07.07.2016 г. №160, 21.07.2017 г. №178, 21.09.2017 г. №185, 21.12.2017 г. №295)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом
(1) Настоящий закон устанавливает специальные положения, применимые к внутреннему водному транспорту Республики Молдова, порядок организации институциональной системы в данной области, специальные положения об осуществлении безопасного судоходства на внутренних водных путях, а также фундаментальные требования, применимые к судам, экипажу и лицам, осуществляющим деятельность в области водного транспорта.
(2) Положения настоящего закона распространяются на:
a) внутренние водные пути Республики Молдова, а также на расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения;
b) порты, дебаркадеры, пристани, расположенные на внутренних водных путях Республики Молдова;
c) суда, предназначенные для внутреннего плавания, и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Республики Молдова.
(3) Положения настоящего закона, за исключением прямо предусмотренных в нем случаев, не распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда, пограничные корабли и другие суда, находящиеся в собственности государства и эксплуатируемые или используемые только в некоммерческих целях. Условия плавания данных типов судов по внутренним водным путям Республики Молдова определяются постановлением Правительства.
(4) На участках внутренних водных путей Республики Молдова, на которых навигационно-гидрографические условия, в том числе условия проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения в области безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания регулируются Кодексом торгового мореплавания Республики Молдова, а отношения, возникающие из договора перевозки, регулируются настоящим законом.
(5) В части, не урегулированной настоящим законом, порядок запроса, предоставления, приостановления и отзыва разрешительных документов, предусмотренных настоящим законом для отечественных хозяйствующих субъектов в области внутреннего водного транспорта, определяется Законом о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения №160/2011. Средства, полученные от выдачи указанных в настоящей части документов, поступают полностью в бюджет органа, выдавшего соответствующий документ.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего закона определяются следующие основные понятия:
внутренний водный транспорт Республики Молдова (далее - внутренний водный транспорт) - вид транспорта, находящегося в ведении Республики Молдова и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него коммерческими обществами, осуществляющими судоходство или иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Республики Молдова;
внутренние водные пути Республики Молдова (далее - внутренние водные пути) - пути сообщения, естественные или искусственно созданные, обозначенные навигационными знаками или иным способом, используемые в целях судоходства;
судоходство - деятельность, связанная с использованием судна на внутренних водных путях для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов или иных плавучих объектов, осуществления дноуглубительных, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения или засорения, подъема затонувшего имущества, проведения санитарного или другого вида контроля, научно-исследовательских работ, а также для спортивных, развлекательных и иных целей;
судно - самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода;
судно смешанного (река-море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства как по внутренним водным путям, так и по морским;
судовладелец (в том числе собственник судна) - физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является он собственником судна или использует таковое на ином законном основании;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
речной порт (далее - порт) - комплекс сооружений, расположенных на территории и обустроенной акватории внутренних водных путей, оборудованных и приспособленных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
судовой ход - судоходный участок водного потока, канала или поверхности водного объекта, природного или искусственного, ширина и глубина которого позволяют обеспечить движение судов;
судовой (транспортный) оператор - физическое лицо, обладающее знаниями в области руководства и эксплуатации судна, или юридическое лицо, в штаты которого зачислены лица, имеющие соответствующие знания, которые осуществляют на основе соглашения руководство деятельностью судна в интересах судовладельца;
путевые работы - дноуглубительные, исправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
работы по поддержанию судоходного фарватера - оперативные работы, выполняемые на внутренних водных путях на основании заключения отраслевого органа в области водного транспорта с целью устранения обстоятельств, способствующих созданию помех для судоходства или представляющих угрозу безопасности судоходства. Надзор за выполнением работ по поддержанию судоходного фарватера осуществляется на основе положения, утвержденного центральным отраслевым органом в области транспорта и центральным отраслевым органом в области охраны окружающей среды;
провозная плата - плата, установленная и взимаемая перевозчиком за перевозку внутренним водным транспортом пассажиров или грузов;
территория порта - совокупность земельных участков, включенных в пределы порта, в том числе земли, необходимые для перспективного развития порта;
акватория порта - участки акватории в пределах внутренних водных путей, установленные в соответствии с законодательством в области водного транспорта, в том числе рейды и подходы к порту. Обозначение границ акватории порта осуществляется отраслевым органом в области водного транспорта.
Статья 3. Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта
(1) Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется центральным Агентством по водному транспорту Республики Молдова (далее - центральный отраслевой орган) посредством отраслевого органа в области водного транспорта (далее - отраслевой орган), а также другими отраслевыми органами в пределах предоставленных им полномочий.
(2) Центральный отраслевой орган в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова, с настоящим законом, другими нормативными актами Республики Молдова утверждает внутренними приказами в пределах своих полномочий или представляет Правительству на утверждение правила и другие нормативные акты, регулирующие отношения в области судоходства, перевозки и переработки грузов, содержания и использования внутренних водных путей, которые являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, а также физическими лицами.
(3) Отраслевой орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта, охраной жизни людей на внутренних водных путях, дипломированием командного состава судов, безопасностью портовых и судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, а также за лоцманской службой.
(4) Надзор за безопасностью портовых и судоходных гидротехнических сооружений осуществляет отраслевой орган.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.12.2017 г. №295)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Тарифы в области внутреннего судоходства
(1) Вид, величина и порядок применения тарифов за работы и услуги в области внутреннего водного транспорта устанавливаются Правительством и законодательством в области водного транспорта.
(2) Плата за перевозку грузов, пассажиров, их багажа, а также за буксировку судов и других плавучих объектов устанавливается транспортным оператором.
Глава II Внутренние водные пути
Статья 5. Внутренние водные пути Республики Молдова
(1) Внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения являются частью имущества публичной сферы государства и могут быть использованы любым физическим или юридическим лицом в целях судоходства. Перечень внутренних водных путей утверждается центральным отраслевым органом.
(2) Категории навигационных средств и сроки функционирования этих средств, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений устанавливаются отраслевым органом и публикуются в установленном порядке в Официальном мониторе Республики Молдова.
(3) Республика Молдова владеет двумя внутренними водными путями международного значения - реки Днестр и Прут.
Статья 6. Содержание внутренних водных путей
(1) Проведение путевых работ, включая обустройство и содержание рейдов в портах общего пользования, причальных сооружений и судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасности судоходства, за исключением случаев, предусмотренных в части (2), осуществляется специализированными организациями по согласованию с отраслевым органом за счет государственного бюджета, в пределах средств, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий год, за счет доходов от собственной деятельности, а также за счет других не запрещенных законом источников.
(2) Проведение работ по обустройству на подходах к портам, не указанных в части (1), а также в пунктах отстоя судов осуществляется лицами, в собственности которых находятся данные порты и пункты отстоя, по согласованию с отраслевым органом.
(3) В случаях, когда необходимо обеспечить безопасность судоходства, работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляются на основе положения, утвержденного центральным отраслевым органом и центральным отраслевым органом в области охраны окружающей среды.
(4) Работы по обустройству и поддержанию судового хода на участках, где установлены гидротехнические сооружения для забора и сбора воды, должны проводиться с учетом обеспечения работы указанных сооружений в выбранном режиме в период малого уровня воды, установленный для соответствующего водного потока, с согласованием данных работ с центральным отраслевым органом в области охраны окружающей среды.
Статья 7. Строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях
(1) Строительство сооружений на внутренних водных путях и работы по обустройству судового хода осуществляются на основе документации по оценке воздействия на окружающую среду и проектной документации, согласованной в установленном порядке с центральным отраслевым органом в области охраны окружающей среды, другими заинтересованными органами и учреждениями государственного надзора и контроля, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(2) Лица, в распоряжении которых находятся сооружения, расположенные на внутренних водных путях, обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их надлежащее функционирование в целях безопасности судоходства в соответствии с требованиями государственных стандартов и по согласованию с отраслевым органом.
(3) Отраслевой орган, в управлении которого находятся разводные и подъемные мосты, обязан за свой счет разводить и поднимать их по заявке отраслевого органа в случае необходимости обеспечения безопасности судоходства.
(4) Лица, в распоряжении которых находятся гидростанции и другие гидротехнические сооружения по сбору воды, регулирующие уровень воды на внутренних водных путях, должны представлять отраслевому органу информацию о возможных изменениях уровня воды на участках, расположенных выше и ниже указанных сооружений.
(5) Эксплуатация сооружений по регулированию уровня воды на внутренних водных путях и регулирование режима сброса воды на участки, расположенные ниже таких гидротехнических сооружений, осуществляются по согласованию с отраслевым органом.
(6) Минимальные гарантированные глубины на реках, используемых для судоходства и расположенных на территориях нескольких государств, устанавливаются на основании международных договоров, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 8. Пользование акваториями и земельными участками, расположенными вдоль внутренних водных путей
(1) Отвод земельных участков на водоохранных зонах и прибрежных водоохранных полосах рек и водоемов с целью строительства или обустройства сооружений, в том числе для обеспечения безопасности судоходства, разрешается в порядке, установленном законодательством, с согласия органов местного публичного управления, центральных органов публичной власти и заинтересованных государственных органов надзора и контроля.
(2) Земельные участки на водоохранных зонах и прибрежных водоохранных полосах рек и водоемов используются на основании утвержденного Правительством положения:
a) в качестве временных причалов для швартовки судов, погрузки и выгрузки пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов на период, не превышающий 60 дней, без осуществления на них капитального строительства;
b) для обустройства временных строений и выполнения других работ, необходимых в случае непредвиденной зимовки судов или аварий с участием судов.
(3) По завершении работ физические и юридические лица, временно использовавшие земельные участки на водоохранных зонах и прибрежных водоохранных полосах рек и водоемов, обязаны восстановить участки в соответствии с их назначением.
(4) Запрещается неразрешенная стоянка или оставление на акватории порта и в пределах земельных участков на водоохранных зонах и прибрежных водоохранных полосах рек и водоемов судов без присмотра, строений и установок, которые негативно влияют на состояние окружающей среды и состояние внутренних водных путей и/или затрудняют их использование.
Статья 9. Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования
Охрана судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования осуществляется на основе положения, утвержденного Правительством.
Глава III Судно
Статья 10. Правовой режим судна
(1) Судно является движимым имуществом, защищенным с юридической точки зрения государственной регистрацией в Государственном судовом реестре Республики Молдова (далее - Государственный судовой реестр) или Судовой книге Республики Молдова (далее - Судовая книга). Судно имеет название и может классифицироваться по категориям и типам. Суда имеют национальность государства, в котором они зарегистрированы и под флагом которого имеют разрешение плавать.
(2) Суда могут находиться в публичной и/или в частной собственности. Право собственности на судно, часть судна или на судно, строящееся на территории Республики Молдова, возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре или Судовой книге.
(3) Собственник судна вправе передать его в управление на основе договора на срок, не превышающий 5 лет. Передача судна в управление подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или Судовой книге.
(4) Управляющим судна может быть любое физическое или юридическое лицо, которое обязано эксплуатировать судно в соответствии с Кодексом МКУБ (International Safety Management Code).
(5) Получение или передача права собственности на судно, а также возникновение, передача или прекращение других вещных прав на судно регистрируются в Государственном судовом реестре в соответствии с процедурами, предусмотренными в главе IV.
Статья 11. Элементы идентификации судна
(1) Каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре или Судовой книге, должно иметь свое название, состоящее из имени и/или номера. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном Правительством.
(2) Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.
(3) Название судна наносится на корпус судна на видном месте на оба борта носовой части, на переднюю стенку надстройки или на крылья ходового мостика и на корму судна. Идентификационный номер, присвоенный судну при его государственной регистрации, наносится выше названия судна.
(4) Название судна, осуществляющего судоходство за пределы территории Республики Молдова, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальности судна - "MD". На корме судна под его названием буквами латинского алфавита указывается пункт приписки судна.
(5) Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от уровня технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер станции спутниковой связи и номер избирательного позывного сигнала судовой радиостанции.
Статья 12. Судовые документы
(1) На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы:
a) свидетельство о праве собственности на судно;
b) свидетельство о национальности судна (свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Республики Молдова);
c) свидетельство о годности к плаванию;
d) классификационное свидетельство;
e) мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору со стороны классификационных обществ);
f) судовая роль, составляемая капитаном судна;
g) судовой журнал, единый вахтенный журнал, машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
h) судовое санитарное свидетельство;
i) единая книга осмотра судна;
j) свидетельство о предотвращении загрязнения углеводородами, сточными водами и мусором;
k) разрешение на судовую радиостанцию;
l) свидетельство о минимальном составе экипажа судна.
(2) На судне должны находиться оригиналы указанных в части (1) документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена выдавшим это свидетельство органом или нотариусом.
(3) На судне, выходящем в море, кроме документов, указанных в части (1), должны находиться и документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Республики Молдова.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 18 августа 2018 года