Недействующая редакция. Принята: 04.10.2016 / Вступила в силу: 21.10.2016

Недействующая редакция, не действует с 15 января 2018 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 29 сентября 2015 года №670

Об утверждении актов по независимой аккредитации в системе образования Кыргызской Республики

(В редакции Постановления Правительства Кыргызской Республики от 04.10.2016 г. №525)

В целях повышения качества образования, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики", статьей 40 Закона Кыргызской Республики "Об образовании" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

- Порядок признания аккредитационных агентств в области образования согласно приложению 1;

- Порядок аккредитации образовательных организаций и программ согласно приложению 2.

- Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики, согласно приложению 3.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 04.10.2016 г. №525)

(см. предыдущую редакцию)

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Премьер-министр

Т.Сариев

Приложение 1

Утвержден Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 сентября 2015 года №670

Порядок признания аккредитационных агентств в области образования

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру и требования к организациям для признания их в качестве аккредитационных агентств.

2. Аккредитационное агентство (далее - Агентство) - негосударственная, некоммерческая организация, создаваемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, основной целью деятельности которой является аккредитация образовательных организаций и образовательных программ.

3. Признание организации в качестве аккредитационного агентства осуществляется Национальным аккредитационным советом, созданным при уполномоченном государственном органе в области образования (далее - Совет).

2. Требования, предъявляемые к организации

4. Организация получает признание в качестве аккредитационного агентства и регистрируется в Национальном реестре аккредитационных агентств Кыргызской Республики (далее - Национальный реестр) при наличии:

1) регистрации в органах юстиции Кыргызской Республики или за рубежом;

2) материальных и информационных ресурсов необходимых для осуществления деятельности в соответствии с целями и задачами;

3) базы данных экспертов по внешней оценке качества образования, проводящих экспертизу образовательных организаций и программ;

4) интернет-ресурса организации для доступа общественности к описанию процессов и процедур, используемых организацией, и итогам аккредитации;

5) разработанных стандартов и критериев институциональной и программной аккредитации, соответствующих установленным стандартам и критериям;

6) методической базы для проведения процедуры аккредитации образовательных организаций и программ: руководства по проведению процедуры самооценки при институциональной и программной аккредитации; по проведению внешней оценки;

7) разработанного и утвержденного механизма принятия решений, гарантирующего их объективность и независимость от государственных органов и образовательных организаций;

8) полного или ассоциированного членства в международных сетях обеспечения качества образования и международных соглашений о сотрудничестве в течение 2 лет после признания организации в качестве аккредитационного агентства;

9) доказательства отсутствия финансовой зависимости от образовательных организаций.

5. Вопрос о признании и включении в Национальный реестр зарубежных аккредитационных агентств рассматривается на основании их обращения при соответствии требованиям пункта 4 настоящего Порядка и соблюдении следующих условий:

1) включение в национальный реестр аккредитационных органов страны, которую они представляют;

2) включение в Европейский реестр обеспечения качества (EQAR) для аккредитационных агентств из стран, подписавших Болонскую декларацию;

3) при проведении внешнего аудита зарубежное аккредитационное агентство наряду с зарубежными экспертами должно включить в состав аккредитационной комиссии национальных экспертов по рекомендации Агентств, включенных в Национальный реестр.

3. Процедура признания организаций в качестве аккредитационных агентств

6. Для получения признания в качестве аккредитационного агентства и регистрации в Национальном реестре организация представляет в Совет следующие документы:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

2) информацию о заявителе по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;

3) нотариально заверенные копии учредительных документов;

4) документы, подтверждающие соответствие организации требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Порядка;

5) перспективный план работы организации на ближайшие 5 лет.

7. Совет проверяет полноту представленных материалов, их достоверность. При необходимости Совет может создавать специальные комиссии.

8. Срок рассмотрения документов, включая рассмотрение на заседании Совета, составляет не более 3 месяцев с момента их поступления.

9. На основании выявления соответствия или несоответствия организации требованиям пункта 4 настоящего Порядка Совет принимает решение о признании или непризнании организации в качестве аккредитационного агентства, которое оформляется приказом уполномоченного государственного органа в области образования.

10. Организация, признанное как аккредитационное агентство, регистрируется в Национальном реестре на период полученной аккредитации и получает свидетельство о регистрации.

11. В случае отказа в признании в качестве аккредитационного агентства, организация вправе обжаловать решение об отказе в судебном порядке или через 3 месяца повторно представить документы для получения признания.

Основанием для отказа в признании организации в качестве аккредитационного агентства служит предоставление неполного перечня документов, указанных в настоящем Порядке, недостоверная информация в представленных сведениях, а также несоответствие организационно-правовой формы организации требованиям, установленным в пункте 2 настоящего Порядка.

12. Агентства, вошедшие в Национальный реестр, ежегодно не позднее 1 декабря каждого года должно представлять годовой отчет в Совет о проведении аккредитационных услуг.

В целях обеспечения прозрачности деятельности Агентство ежегодно должно проводить независимый аудит своей деятельности и составлять ежегодный отчет.

Отчет о результатах аудиторской проверки и ежегодный отчет о деятельности Агентства должны быть опубликованы в средствах массовой информации Кыргызской Республики и направлены в Совет и уполномоченный государственный орган в области образования.

13. Агентства подлежат внешней оценке один раз в пять лет (со дня включения в Национальный реестр) со стороны Совета, который оценивает результаты проведенных агентствами аккредитационных услуг.

14. Агентство прекращает, приостанавливает свою деятельность и исключается из Национального реестра в случае:

- несоблюдения стандартов и критериев институциональной и программной аккредитации;

- непризнания Агентства Советом при повторной процедуре признания;

- обнаружения недостоверных или искаженных данных, представленных в Совет по результатам аккредитации образовательных организаций и программ;

- наличия у Совета доказательств о необъективности решений по аккредитации образовательных организаций и программ или зависимости решений от государственных органов или образовательных организаций;

- реорганизации или ликвидации Агентства;

- представления Агентством заявления о добровольном прекращении деятельности.

Приложение 1

к Порядку признания аккредитационных агентств в области образования

Форма

Кому: ____________________________________________________

__________________________________________________________

(должность, ФИО руководителя Национального аккредитационного совета при уполномоченном

государственном органе в области образования)

От: ______________________________________________________

__________________________________________________________

(должность, ФИО руководителя организации)

Реквизиты: _______________________________________________

__________________________________________________________

(юридический адрес, контактный телефон, e-mail)

Заявление

Прошу рассмотреть вопрос о признании деятельности ___________

__________________________________________________________

(наименование организации)

с последующей регистрацией в Национальном реестре аккредитационных агентств Кыргызской

Республики.

 

К заявлению прилагаются следующие документы:

1. ______________________________________________________

2. ______________________________________________________

3. _________________________________________________________

 

МП

_______________

_______________________________

(подпись)

(должность, ФИО)

Дата: "___"___________________ 20__ г.

Приложение 2

к Порядку признания аккредитационных агентств в области образования

Форма

Информационный лист

Заявитель

(наименование организации)


Веб-сайт

Прямая ссылка к сайту Агентства

Списки аккредитованных организаций и программ, методические документы по аккредитации, членство в сетях, международная деятельность

Контактное лицо:

телефон

факс

e-mail


Краткое общее описание деятельности Агентства (максимум 400 знаков)


Специализация при наличии, например предметная сфера или профессиональный сектор (максимум 400 знаков)


Используемые стандарты и критерии аккредитации (максимум 400 знаков)


Методические руководства (краткая характеристика, 400-500 знаков)


Страны, в которых работает Агентство


 

Приложение 2

Утвержден Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 сентября 2015 года №670

Порядок аккредитации образовательных организаций и программ

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проведения аккредитации образовательных организаций и образовательных программ.

2. Основные цели аккредитации:

- содействие повышению качества образования;

- независимая оценка образовательных организаций и образовательных программ на соответствие утвержденным критериям и процедурам (не ниже требований Государственных образовательных стандартов);

- информирование общества о результатах независимой оценки качества образовательных организаций и образовательных программ, а также о возможности получения качественного образования;

- содействие признанию документов об образовании и квалификаций Кыргызской Республики в мировом образовательном пространстве;

- стимулирование развития образовательных организаций и совершенствование образовательных программ путем непрерывной самооценки и совершенствования.

3. Основные принципы аккредитации:

- независимый и объективный характер организации системы аккредитации, обеспечивающий участие в ней негосударственных, некоммерческих организаций, признанных в установленном порядке;

- гласность;

- прозрачность;

- строгое применение обоснованной методологии внешней оценки;

- ограниченность срока предоставления образовательной организации (программе) статуса аккредитованной образовательной организации (программы).

4. Прохождение аккредитации осуществляется на равных для всех образовательных организаций условиях и основаниях, определенных настоящим Порядком.

5. Аккредитационное агентство (далее - Агентство) не вправе отказывать образовательной организации в проведении аккредитации, в том числе с целью ограничения конкуренции либо предоставления преимуществ каким-либо образовательным организациям в зависимости от форм их собственности, ведомственных интересов или местонахождения.

6. Агентство не имеет права проводить аккредитацию образовательной организации в случаях:

- если образовательная организация является спонсором Агентства либо производит крупные пожертвования в пользу Агентства;

- если в Агентстве работает сотрудник, ранее работавший в аккредитуемой образовательной организации, с момента увольнения которого из образовательной организации не прошло три года;

- если один из сотрудников Агентства является учредителем образовательной организации или имеет родственные отношения с руководителями образовательной организации.

7. Аккредитация образовательных организаций (программ) проводится не реже одного раза в 5 лет Агентствами, признанными Национальным аккредитационным советом при уполномоченном государственном органе в области образования (далее - Совет).

8. Аккредитационная экспертиза проводится экспертной комиссией (далее - комиссия), созданной Агентством. В состав комиссии включаются эксперты по заявленным направлениям для аккредитации образовательных организаций и программ и сотрудник Агентства. Участие зарубежных экспертов в работе комиссии при аккредитации программ высшего профессионального образования является обязательным.

9. Привлечение эксперта к проведению аккредитационной экспертизы осуществляется на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, типовая форма которого утверждается Агентством.

10. Аккредитация образовательных организаций и образовательных программ проводится на платной основе. Затраты на проведение аккредитации оплачиваются за счет средств образовательных организаций.

Образовательные организации, полностью финансируемые государством, оплачивают расходы по аккредитации за счет государственного бюджета и/или за счет специальных средств.

11. При осуществлении аккредитации образовательных организаций и программ проводится их внешняя оценка:

а) экспертиза соответствия образовательной организации аккредитационным критериям и стандартам (институциональная аккредитация);

б) экспертиза соответствия образовательной программы аккредитационным критериям и стандартам (программная аккредитация).

12. Внешняя оценка проводится с выездом комиссии в образовательную организацию и ее структурные подразделения.

13. Проведению аккредитации предшествует проведение образовательной организацией самооценки. Целью самооценки является внутренняя оценка соответствия деятельности образовательной организации и программы стандартам и критериям институциональной и программной аккредитации, а также соответствия предоставляемых образовательных услуг требованиям Государственных образовательных стандартов. Самооценка образовательной организации/образовательной программы проводится на основании требований Государственных образовательных стандартов, а также стандартов и критериев, определяемых Советом. Материалы самооценки образовательная организация передает в Агентство в виде отчета в течение 10 рабочих дней со дня завершения процедуры самооценки.

2. Требования к заявлению об аккредитации и прилагаемым документам

14. Для проведения аккредитации образовательная организация представляет в Агентство заявление о проведении аккредитации с приложением копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, разрешительных документов на ведение образовательной деятельности (лицензии), материалов самооценки.

15. Агентство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов проводит их проверку на предмет соответствия вопроса аккредитации организации компетенции данного Агентства, наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по всем образовательным программам, заявленным для аккредитации, а также полноту и правильность оформления и заполнения заявления и документов.

16. В случае представления организацией документов не в полном объеме или заявления и документов, неправильно оформленных и (или) заполненных, Агентство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов направляет организации или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствует установленным требованиям. В случае, если указанные документы не представлены организацией в Агентство в течение 2 месяцев со дня получения организацией уведомления, Агентство отказывает организации в принятии заявления и документов к рассмотрению по существу.

17. В случае представления организацией в Агентство заявления и документов в полном объеме, правильно оформленных и (или) заполненных, указанные заявление и документы принимаются к рассмотрению по существу. Уведомление о приеме заявления и документов к рассмотрению по существу направляется организации или вручается ее уполномоченному представителю в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к рассмотрению по существу.

3. Порядок проведения внешней оценки Агентством

18. Для проведения внешней оценки Агентством в установленном порядке создается комиссия. Порядок работы комиссии, квалификационные требования к экспертам в области проведения аккредитации организаций и программ, а также порядок сертификации экспертов и их привлечения к проведению аккредитационной экспертизы определяются Агентством.

19. По результатам проведенной внешней оценки Агентство в течение 10 рабочих дней готовит заключение. В заключении обязательно должна содержаться оценка выполнения Государственных образовательных стандартов, а также аккредитационных стандартов и рекомендации по совершенствованию образовательной организации или программы. На основании заключения Агентством в течение 5 рабочих дней принимается решение об аккредитации или об отказе в аккредитации образовательной организации (программы).

Для гарантии объективности и независимости решений об аккредитации от государственных органов и образовательных организаций Агентство создает рабочий орган, в состав которого входят в равной пропорции представители государственных органов, сектора экономики и гражданского общества.

20. На основании заключения Агентство принимает следующее решение:

- об аккредитации сроком на 5 лет - при условии соответствия всем аккредитационным стандартам;

- об аккредитации с замечаниями (условная) сроком на 1 год в случае несоответствия по 1-2 аккредитационным стандартам с требованием устранения выявленных недостатков. В случае подтверждения факта устранения замечаний срок аккредитации может быть продлен до 5 лет (в совокупности со сроком условной аккредитации), при этом решение об условной аккредитации не может быть принято более двух раз;

- об отказе в аккредитации на основании несоответствия более 2 аккредитационным стандартам.

21. При отказе в аккредитации подача заявления на проведение аккредитации возможна не ранее чем через один год. Уплаченная сумма за проведение аккредитации не возвращается. Расходы при повторной аккредитации образовательной организации несет образовательная организация.

22. Агентство не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе проведения процедуры аккредитации, а также совершать действия, направленные на урон деловой репутации образовательной организации. Если Агентство выявило грубые нарушения в работе образовательной организации, оно обязано информировать уполномоченный государственный орган в области образования о выявленных фактах в письменном виде.

23. Отчеты по аккредитации образовательных организаций и программ должны быть опубликованы в средствах массовой информации Кыргызской Республики и направлены в Совет и уполномоченный государственный орган в области образования.

24. Образовательная организация вправе отозвать заявление о проведении аккредитации на любом этапе ее проведения до принятия решения Агентством, при этом уплаченная сумма за проведение аккредитации не возвращается.

25. Аккредитованная организация обязана сообщить в месячный срок в Агентство обо всех изменениях в наименовании, руководящем составе, местонахождении и контактных данных, зафиксированных в органах юстиции Кыргызской Республики.

4. Документы об аккредитации

26. Аккредитованным образовательным организациям, включая условно аккредитованным, выдается сертификат об аккредитации с указанием срока его действия.

27. При перерегистрации образовательной организации действие сертификата сохраняется.

28. Продление срока действия сертификата об аккредитации в случае окончания срока аккредитации образовательных организаций и программ не допускается, за исключением срока условной аккредитации.

29. Сертификат об аккредитации прекращает свое действие в случаях:

- истечения срока, на который был выдан;

- ликвидации образовательной организации;

- прекращения реализации образовательной организацией соответствующей программы, на который выдан сертификат.

30. Формы бланков сертификатов об аккредитации образовательных организаций и программ устанавливаются уполномоченным государственным органом в области образования.

31. Бланк сертификата об аккредитации и бланк приложения к нему являются защищенной полиграфической продукцией и подлежат хранению и учету, как документы строгой отчетности.

32. Сертификат об аккредитации (приложение к нему) подписывается руководителем Агентства (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью Агентства. Приложение к сертификату об аккредитации сшивается при наличии в нем нескольких листов.

33. Сертификат об аккредитации без приложения (приложений) недействителен.

34. В случае утери или порчи сертификата об аккредитации по заявлению образовательной организации, представленному в Агентство, выдается дубликат сертификата об аккредитации. Решение Агентства о выдаче дубликата сертификата об аккредитации принимается в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. Дубликат сертификата об аккредитации оформляется с пометкой "дубликат" в одном экземпляре. Копия дубликата сертификата об аккредитации хранится в аккредитационном деле организации.

35. Заявление о проведении аккредитации и прилагаемые документы, распорядительные акты Агентства об аккредитации или об отказе в аккредитации, о переоформлении сертификата об аккредитации, копия сертификата об аккредитации с приложениями, а также о выдаче дубликата сертификата об аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, связанные с проведением проверок, составляют аккредитационное дело организации, подлежат хранению в Агентстве, а также, при необходимости, предоставляются на электронном и бумажном носителе непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.

36. Агентство по итогам проведения процедуры аккредитации передает в Совет и уполномоченный государственный орган в области образования информацию о проделанной работе и принятом решении не позднее 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

37. Совет ведет на электронном носителе реестр аккредитационных организаций, получивших право осуществлять аккредитацию.

Аккредитационные организации, проводящие аккредитацию, ведут на электронных носителях реестры аккредитованных образовательных организаций и программ, размещают их на своих сайтах, обновляют их не менее одного раза в квартал и предоставляют ежеквартально в уполномоченный государственный орган в области образования не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

38. Реестр аккредитованных образовательных организаций и программ составляется в алфавитном порядке, с указанием даты принятия решения и присвоения регистрационного номера.

39. В реестре содержатся следующие сведения:

а) наименование Агентства;

б) полное наименование, местонахождение организации, получившей сертификат об аккредитации;

в) данные свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица;

г) идентификационный номер налогоплательщика - организации, получившей сертификат об аккредитации;

д) дата принятия решения об аккредитации;

е) реквизиты сертификата об аккредитации;

ж) срок окончания действия сертификата об аккредитации;

з) перечень аккредитованных образовательных программ;

и) основание и дата переоформления сертификата об аккредитации;

к) основание и дата прекращения действия сертификата об аккредитации.

40. Основанием для внесения сведений в реестр является распорядительный документ Агентства.

41. Информация о реестре аккредитованных образовательных организаций и программ хранится в делах Агентства пять лет и далее передается в архив в установленном порядке.

Приложение 3

Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики

1. Общие положения

1. Настоящие Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям (далее - Минимальные требования), устанавливают обязательные минимальные требования к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики.

2. В настоящих Минимальных требованиях используются следующие понятия:

академическая репутация - уровень качества предоставляемых образовательных услуг в общественном сознании или профессиональном сообществе;

документированная система менеджмента качества образования - система, позволяющая документировать планы, процессы, действия и результаты, относящиеся к реализации политики обеспечения качества образования образовательной организации;

заинтересованные стороны - заинтересованные в высоком качестве образования государственные органы, органы местного самоуправления, обучающиеся (студенты), их родители, образовательная организация, работодатели, социальные партнеры;

миссия образовательной организации - совокупность ключевых стратегических целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала;

образовательные цели - цели, которых должна достичь образовательная организация для того, чтобы сформировать у своих выпускников профессиональные компетенции, достаточные для успешной деятельности по соответствующей специальности (профессии);

политика обеспечения качества образования - совокупность утвержденных ученым или педагогическим советом образовательной организации документов и планируемых периодических процедур (действий), реализация которых ведет к повышению качества образования;

результаты обучения - подтвержденное какой-либо формой контроля (экзамен, зачет, курсовая работа и т.п.) успешное освоение какой-либо единицы рабочего учебного плана (дисциплина, предмет, практика и т.п.).

2. Минимальные требования к политике обеспечения качества образования

3. Образовательная организация должна иметь утвержденную ученым или педагогическим советом и опубликованную на сайте образовательной организации политику обеспечения качества образования, включающая в себя миссию, стратегические и текущие планы, образовательные цели, результаты обучения, систему менеджмента качества.

4. Критерии к политике обеспечения качества образования в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) наличие четко сформулированной и принятой миссии образовательной организации, разработанных на ее основе и утвержденных стратегических и текущих планов, соответствующих потребностям заинтересованных сторон. Наличие разработанных и принятых на основе миссии образовательной организации образовательных целей и ожидаемых результатов обучения;

2) ежегодный мониторинг выполнения стратегических и текущих планов, образовательных целей, результатов обучения, анализ результатов выполнения и внесение соответствующих корректив;

3) участие руководства, сотрудников, обучающихся (студентов) образовательной организации и заинтересованных сторон в реализации, контроле и пересмотре системы обеспечения качества образования;

4) внедрение системы обеспечения качества образования с помощью документированной системы менеджмента качества образования;

5) наличие ответственных лиц (служб) образовательной организации, отвечающих за внедрение системы обеспечения качества с помощью документированной системы менеджмента качества образования;

6) наличие опубликованной на сайте образовательной организации и доступной всем заинтересованным сторонам миссии, стратегических и текущих планов, образовательных целей, результатов обучения, системы менеджмента качества.

5. Образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Минимальных требований, предпринимают действия для повышения своей академической репутации и обеспечения академической свободы.

3. Минимальные требования к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ

6. Образовательная организация должна иметь процедуры для разработки и утверждения образовательных программ. Содержание разработанных образовательных программ должно соответствовать миссии образовательной организации, образовательным целям, государственным образовательным стандартам, потребностям учащихся (студентов) и других заинтересованных сторон. Квалификация, получаемая в результате освоения образовательной программы, должна быть четко определена и разъяснена заинтересованным сторонам.

7. Образовательная организация должна осуществлять мониторинг и периодическую (раз в год) оценку образовательных программ с привлечением работодателей для гарантии и подтверждения того, что они достигают своей цели и отвечают потребностям учащихся (студентов) и других заинтересованных сторон.

8. Критерии к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) наличие четко сформулированной, созвучной с миссией образовательной организации и соответствующей требованиям государственных образовательных стандартов образовательной цели образовательной программы;

2) наличие разработанных с участием представителей профессиональных, производственных организаций и организаций сферы услуг, отражающих рынок труда и соответствующих целям образовательной программы и сформулированных в универсальных и профессиональных терминах ожидаемых результатов обучения;

3) наличие четко определенной и соответствующей государственным образовательным стандартам учебной нагрузки по образовательной программе;

4) проведение периодической оценки (раз в год) ожиданий, потребностей и удовлетворенности обучающихся (студентов) и работодателей в целях совершенствования образовательной программы;

5) предоставление образовательной программой мест для прохождения всех предусмотренных учебным планом видов практик (ознакомительной, учебной, производственной, педагогической, преддипломной);

6) осуществление образовательной организацией мониторинга и ежегодной оценки содержания конкретных дисциплин с учетом последних достижений науки и технологий для обеспечения его актуальности;

7) осуществление мониторинга:

- нагрузки, успеваемости и выпуска обучающихся (студентов);

- эффективности процедур их оценивания;

- ожиданий, потребностей и удовлетворенности обучающихся (студентов) и работодателей обучением по образовательной программе;

- образовательной среды и служб поддержки и их соответствия целям образовательной программы;

- трудоустройства выпускников с целью установления адекватности и увеличения эффективности предоставляемых образовательных услуг;

8) определение процессов и ответственных лиц (служб) за проведение мониторинга и периодической оценки;

9) анализ, обсуждение с привлечением заинтересованных сторон результатов мониторинга и периодической оценки и использование его для улучшения организации образовательного процесса;

10) соответствие учебно-методического обеспечения образовательной программы образовательным целям, государственным образовательным стандартам.

9. Образовательная организация высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Минимальных требований, использует результаты своих научных исследований в учебном процессе.

4. Минимальные требования к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов)

10. Образовательная организация должна внедрять процессы личностно-ориентированного обучения в свои образовательные программы. Методы, посредством которых реализуются образовательные программы, должны стимулировать обучающихся (студентов) к активным действиям в совместном построении образовательного процесса.

11. Критерии к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов) в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) использование регулярной обратной связи с обучающимися (студентами) для оценки и корректировки педагогических методов, образовательных форм и технологий;

2) владение оценивающими лицами (экзаменаторами) методами проверки знаний обучающихся (студентов) и постоянное повышение квалификации в данной области;

3) публикация образовательной организацией на своем сайте критериев и методов оценивания, являющихся адекватными по отношению к тем ожидаемым результатам обучения, которые обучающиеся (студенты) должны достигнуть, а также демонстрирующих уровень достижения обучающимся (студентом) запланированного результата обучения;

4) обеспечение объективности и прозрачности процедуры проведения оценивания, включающая смягчающие обстоятельства и предусматривающая официальную процедуру апелляции результатов оценивания;

5) информирование в полной мере обучающихся (студентов) об используемой процедуре их оценивания, об ожидаемых видах контроля (экзамены, зачеты, защита дипломных работ и др.), о требованиях к обучающимся (студентам), о применяемых критериях оценки их знаний;

6) анализ причин отсева обучающихся (студентов) и принятие мер по повышению их успеваемости и закреплению обучающихся (студентов);

7) наличие разработанных и внедренных процедур реагирования на жалобы обучающихся (студентов).

12. Для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 11 настоящих Минимальных требований, устанавливаются следующие критерии к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов):

1) применение образовательной организацией инновационных учебно-методических ресурсов, педагогических методов, форм и технологий с целью повышения качества образования;

2) выявление образовательной организацией потребностей различных групп обучающихся (студентов) и удовлетворение их через дополнительные курсы, факультативы, кружки.

13. Для образовательных организаций высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Минимальных требований, устанавливаются следующие критерии к личностному ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов):

1) реализация образовательной организацией образовательных программ, позволяющих учитывать потребности различных групп студентов, предоставлять возможности для формирования индивидуальных траекторий обучения;

2) использование образовательной организацией гибких вариантов предоставления образовательных услуг (включая использование электронного, дистанционного технологий обучения);

3) обеспечение при организации учебного процесса эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в области обучения и научных исследований, направленных на развитие динамичной образовательной среды, поддержку индивидуальных достижений студентов;

4) наличие в образовательных программах необходимых видов практик, стажировок, интернатуры и других видов обучения вне стен высшего учебного заведения для приобретения практического опыта, имеющего отношение к обучению студентов.

5. Минимальные требования к приему обучающихся (студентов), признанию результатов образования и выпуску обучающихся (студентов)

14. Образовательная организация должна иметь заранее определенные, опубликованные на своем сайте и последовательно применяемые правила, регулирующие прием обучающихся (студентов), признание результатов образования и выпуск обучающихся (студентов).

15. Критерии к приему обучающихся (студентов), признанию результатов образования и выпуску обучающихся (студентов) в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) использование беспристрастных и объективных методов и процедур отбора и приема обучающихся (студентов), а также исключение необоснованных преград для поступления потенциальных обучающихся (студентов);

2) прозрачное и последовательное применение правил, процесса и критериев приема обучающихся (студентов);

3) получение полной и своевременной информации и консультации обучающимся (студентом) по выбранной образовательной траектории, а также программам академической мобильности и карьерным возможностям;

4) наличие четких процедур и инструментов для сбора, мониторинга и последующих действий на основе информации об академических достижениях обучающихся (студентов);

5) обеспечение образовательной организацией объективного признания квалификаций и периодов обучения предшествующего образования для достижения обучающимся (студентом) ожидаемых результатов обучения и способствования его академической мобильности;

6) обеспечение образовательной организацией обучающихся (студентов), завершивших обучение по образовательной программе и достигших ожидаемых результатов обучения, документом об образовании, подтверждающим полученную квалификацию, включая достигнутые результаты обучения, а также содержание и статус полученного образования и свидетельства его завершения.

6. Минимальные требования к преподавательскому и учебно-вспомогательному составу

16. Образовательная организация должна располагать компетентным персоналом, имеющим профессиональный опыт для работы с обучающимся (студентом). Преподаватели должны обладать полноценными знаниями и пониманием преподаваемого предмета, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний в рамках учебного процесса, а также для организации обратной связи по поводу качества их преподавания.

17. Критерии к преподавательскому и учебно-вспомогательному составу в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) использование образовательной организацией прозрачных и объективных критериев приема преподавательского и учебно-вспомогательного состава на работу, повышения по службе в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики;

2) соответствие реализуемой образовательной программе и требованиям образовательного процесса состава, квалификаций, образования и опыта преподавательского и учебно-вспомогательного состава;

3) создание образовательной организацией условий для подбора, мотивации и закрепления преподавателей, а также для проведения исследований;

4) работа преподавателей над разработкой и изданием пособий, учебников, соответствующим образовательной программе, государственным образовательным стандартам, потребностям рынка труда и способствующим повышению качества образования;

5) наличие разработанных образовательной организацией и выполняемых реальных планов повышения квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного состава;

6) наличие постоянно действующей системы повышения квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного состава, содействующей профессиональному развитию и позволяющей быть постоянно информированным о последних изменениях в сфере своей деятельности;

7) создание условий для периодического обучения преподавателей инновационным образовательным методам и технологиям.

18. Образовательная организация высшего и среднего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 17 настоящих Минимальных требований, имеет систему поощрения научной деятельности преподавателей для укрепления связи между обучением и научными исследованиями и внедрения инновационных методов преподавания и использования передовых технологий.

7. Минимальные требования к материально-технической базе и информационным ресурсам

19. Образовательная организация должна гарантировать наличие достаточных, доступных и соответствующих образовательным целям материально-технической базы и информационных ресурсов.

20. Критерии к материально-технической базе и информационным ресурсам в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) обеспечение обучающихся (студентов) необходимыми материальными ресурсами (библиотечные фонды, компьютерные классы, учебное оборудование, иные ресурсы), доступных обучающимся (студентам) различных групп, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья;

2) обеспечение образовательной организацией стабильности и достаточности учебных площадей;

3) соответствие помещений учебного заведения санитарно-гигиеническим нормам и правилам и требованиям противопожарной безопасности, а также требованиям охраны труда и техники безопасности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере охраны труда;

4) обеспечение в общежитии (при наличии) условий для учебы, проживания и досуга;

5) обеспечение соответствующих условий для работы в читальных залах и библиотеках;

6) обеспечение соответствующих условий для питания (при наличии столовой или буфета), а также медицинского обслуживания в медпунктах образовательной организации;

7) обеспечение обучающихся (студентов) необходимым для полноценной реализации учебного процесса оборудованием, учебниками, пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными;

8) обеспечение обучающихся (студентов) соответствующими человеческими ресурсами (кураторы, классные руководители, воспитатели в общежитиях, психологи и т.д.) с целью поддержки и стимулирования обучающихся (студентов) к достижению результатов обучения.

21. Образовательная организация высшего профессионального образования кроме критериев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Минимальных требований, обеспечивает соответствующие условия для научной деятельности студентов.

8. Минимальные требования к управлению информацией и доведению ее до общественности

22. Образовательная организация должна регулярно публиковать современную, беспристрастную и объективную, количественную и качественную информацию по реализуемой образовательной программе и присваиваемым квалификациям.

Социальная роль образовательной организации должна включать информирование общественности о реализуемой программе и ожидаемых результатах ее выполнения, присваиваемых квалификациях, уровне преподавания, процедурах обучения и оценки и учебных возможностях для обучающихся (студентов). Образовательная организация должна регулярно публиковать на своем сайте объективную информацию о своей деятельности, включая перечень реализуемых образовательных программ, которая должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной.

23. Критерии к управлению информацией и доведению ее до общественности в образовательных организациях начального, среднего и высшего профессионального образования:

1) сбор, систематизация, обобщение и хранение образовательной организацией следующей информации для планирования и реализации своей образовательной цели:

- сведения о контингенте обучающихся (студентов);

- данные о посещаемости и успеваемости, достижения обучающихся (студентов) и отсев;

- удовлетворенность обучающихся (студентов), их родителей, выпускников и работодателей реализацией и результатами образовательных программ;

- доступность материальных и информационных ресурсов;

- трудоустройство выпускников;

- результаты научно-исследовательской работы студентов (для высших учебных заведений);

- ключевые показатели эффективности деятельности образовательной организации;

2) участие обучающихся (студентов) и сотрудников образовательной организации в сборе и анализе информации, указанной в подпункте 1 пункта 23 настоящих Минимальных требований, и планировании дальнейших действий;

3) предоставление образовательной организации общественности на постоянной основе информацию о своей деятельности, включая:

- миссию;

- образовательные цели;

- ожидаемые результаты обучения;

- присваиваемую квалификацию;

- формы и средства обучения и преподавания;

- оценочные процедуры;

- проходные баллы и учебные возможности, предоставляемые обучающимся (студентам);

- информацию о возможностях трудоустройства выпускников;

- результаты научно-исследовательской деятельности студентов (для высших учебных заведениях);

4) использование образовательной организацией для предоставления информации общественности своего сайта и средств массовой информации.

24. В образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, кроме критериев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Минимальных требований, управление образовательной организацией осуществляется с помощью автоматизированной (программной) системы управления. При отсутствии указанной системы образовательная организация среднего и высшего профессионального образования планирует ее разработку или приобретение и запуск в эксплуатацию.".

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Порядок признания аккредитационных агентств в области образования 1. Общие положения 2. Требования, предъявляемые к организации 3. Процедура признания организаций в качестве аккредитационных агентств Приложение 1 Приложение 2 Порядок аккредитации образовательных организаций и программ 1. Общие положения 2. Требования к заявлению об аккредитации и прилагаемым документам 3. Порядок проведения внешней оценки Агентством 4. Документы об аккредитации Минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям начального, среднего и высшего профессионального образования Кыргызской Республики 1. Общие положения 2. Минимальные требования к политике обеспечения качества образования 3. Минимальные требования к разработке, утверждению, мониторингу и периодической оценке образовательных программ 4. Минимальные требования к личностно-ориентированному обучению и оценке успеваемости обучающихся (студентов) 5. Минимальные требования к приему обучающихся (студентов), признанию результатов образования и выпуску обучающихся (студентов) 6. Минимальные требования к преподавательскому и учебно-вспомогательному составу 7. Минимальные требования к материально-технической базе и информационным ресурсам 8. Минимальные требования к управлению информацией и доведению ее до общественности