Недействующая редакция. Принята: 05.05.2017 / Вступила в силу: 26.05.2017

Недействующая редакция, не действует с 18 августа 2017 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 октября 2016 года №232

Об оздоровлении банков и банковской резолюции

(В редакции Законов Республики Молдова от 06.04.2017 г. №58, 05.05.2017 г. №80)

Настоящий органический закон принимается на основании положений статьи 106-1 Конституции путем принятия на себя Правительством ответственности перед Парламентом.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. - (1) Настоящий закон устанавливает правила и процедуры по оздоровлению банков и резолюции банков Республики Молдова.

(2) Исходя из настоящего закона, при исполнении своих полномочий в отношениях с банком Национальный банк Молдовы учитывает характер осуществляемой деятельности, структуру акционера, профиль риска, масштабы, правовой статус и степень его объединения с финансовой системой в целом, расширение и сложность его деятельности, а также меру, в которой банк представляет услуги или инвестиционную деятельность таким образом, как они определены согласно положениям законодательства о рынке капитала.

Статья 2. – В настоящем законе использованы следующие термины и выражения:

1) соглашение о компенсации – любое соглашение или условие, согласно которому несколько требований или обязательств могут быть преобразованы в единую сеть претензий, в том числе соглашения о взаимных расчетах с немедленным причислением, в соответствии с которыми происшествие определенного события (в любом случае и везде, где оно определено), обязательства сторон немедленно подлежат взысканию или погашены и, в любом случае, трансформированы или заменены одной претензией;

2) соглашение о взаимной компенсации – любое соглашение или условие, по которому два или больше требований или обязательств между банком, подвергнутым резолюции, и контрагентом, зависят от разрешения друг от друга;

3) акционер – владелец акций или других инструментов собственности;

4) пострадавший акционер – владелец акций или других инструментов собственности, чьи документы были аннулированы вследствие применения мер, предусмотренных в пункте h) части (1) статьи 231;

5) процесс резолюции – решение применить резолюцию банка в соответствии со статьей 58; применение инструмента резолюции или применение одной или более резолюционных мер;

6) обеспечение ликвидности в чрезвычайных ситуациях – предоставление ликвидности центральным банком из денег центрального банка или любая другая форма помощи, которая может увеличить сумму денег центрального банка или платежеспособного банка, который сталкивается с временным отсутствием ликвидности, таким образом, что данная операция не является частью денежно-кредитной политики;

7) компетентный орган – компетентный орган по регулированию, лицензированию и пруденциальному надзору за деятельностью банков в соответствии с положениями Закона о финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 года;

8) резолюционный орган – орган, уполномоченный применять инструменты резолюции и осуществлять полномочия резолюции в соответствии с настоящим законом;

9) макропруденциальный национальный назначенный орган – орган, ответственный за разработку макропруденциальной политики;

10) банк – юридическое лицо, определенное таким образом, как дано в статье 3 Закона об финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 года;

11) бридж-банк – юридическое лицо, которое отвечает требованиям, предусмотренным статьей 111;

12) способность восстановления – способность банка восстановить свое финансовое положение после его значительного ухудшения;

13) требования к собственным фондам – требования, предусмотренные в регламентах Национального банка Молдовы о достаточности капитала;

14) компетенция снижения стоимости или конверсии – компетенция, указанная в статье 220 и в пунктах е)-i) части (1) статьи 231;

15) компетенция перевода – компетенция перевода акций и других инструментов собственности, долговых инструментов, активов, прав или обязательств либо любое их сочетание от банка, подвергнутого резолюции, получателю, в соответствии с пунктами с) или d) части (1) статьи 231;

16) финансовые договоры;

а) договоры на ценные бумаги, в том числе договоры покупки, продажи или кредитования ценных бумаг, группы или индекса ценных бумаг или опционов на ценную бумагу, группы или индекса ценных бумаг или выкуп репо, или реверс репо с участием любых таких ценных бумаг, групп или индексов ценных бумаг;

b) договоры на товары, в том числе договор покупки, продажи или займа товаров, групп или индексов товаров для будущей поставки или опционов на товар, товарной группы или товарного индекса или выкупа репо или реверс репо с участием любых таких товаров, групп или товарных индексов;

c) фьючерсы и форварды, в том числе договоры (кроме товарных) о покупке, продаже или переводе товаров либо любого вида, услуг, прав или интересов по определенной цене в определенный момент времени в будущем;

d) свопы, в том числе процентные свопы и опционы на процентную ставку; соглашения по валютному курсу или другому валютному рынку; валютные свопы, по индексам акций или акциям, индексам по задолженности или задолженностям, по индексам товаров или по товарам, метеорологическим условиям; выбросам или инфляции или свопы на совокупный доход от разницы кредита или кредитные свопы или свопы любого аналогичного соглашения или сделки, которая подлежит неоднократным транзакциям на рынках свопов или производные финансовые инструменты;

е) договор межбанковского кредита, если кредит выдается на срок, не превышающий трех месяцев;

f) рамочные соглашения, касающиеся всех видов договоров или соглашений, упомянутых в подпунктах а)-е);

g) иные договоры и соглашения, которые квалифицируются как финансовые;

17) центральный контрагент – лицо, которое является стороной между учреждениями, участвующими в системе, и которая выступает в качестве эксклюзивного партнера этих учреждений с точки зрения их платежных поручений/ поручений перевода;

18) пострадавший кредитор – кредитор, долг которого связан с элементом долга, уменьшаемого или конвертируемого в акции или другие инструменты собственности, вследствие выполнения компетенции снижения стоимости или конверсии в контексте инструмента внутренней рекапитализации;

19) системный кризис – нарушение финансовой системы, которое может привести к серьезным негативным последствиям для внутреннего рынка и реальной экономики и которое может быть спровоцировано любыми финансовыми посредниками, рынками и инфраструктурами, так как любое из них может быть в неопределенной мере системно значимым;

20) приемлемые долги – долговые и долевые инструменты банка, которые не квалифицируются как инструменты собственных фондов первого уровня или инструменты собственных фондов второго уровня, которые не исключены из сферы применения инструмента внутренней рекапитализации;

21) депозит – вклад, определенный таким образом, как в Законе о финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 года;

22) приемлемые депозиты – вклады, которые не включены в категорию негарантированных депозитов в соответствии с Законом №575-XV от 26 декабря 2003 года о гарантировании депозитов физических лиц в банковской системе;

23) гарантированные вклады – депозиты, оплата которых гарантируется в гарантийных пределах, в соответствии с Законом №575-XV от 26 декабря 2003 года о гарантировании депозитов физических лиц в банковской системе;

24) получатель – лицо, которому отчуждают акции, другие документы о собственности, долговые инструменты, активы, права или другие обязательства или любую их комбинацию, от банка, подвергнутого резолюции;

25) право расторжения – право расторгнуть договор, ускорить выполнение, погасить или возместить обязательство или право, вытекающее из любого условия с подобным эффектом, на основании которого можно приостановить, изменить или погасить обязательства любой из сторон договора или из условия, которое предотвращает порождение обязательства по договору, обязательства, которое существовало бы в его отсутствие;

26) критические функции – деятельность, услуги или операции, нарушение которых может привести к перебоям в поставках основных услуг для реального сектора экономики или сбоям в финансовой стабильности, учитывая размер, долю рынка, внутренние и внешние взаимодействия, комплексность банка или трансграничную деятельность банка; релевантно, в частности, возможности заменить эти виды деятельности, услуги или операции;

27) инструмент внутренней рекапитализации – механизм, с помощью которого резолюционный орган осуществляет полномочия по уменьшению стоимости или конвертации долгов банка, подвергнутого резолюции в соответствии со статьями 151-153;

28) инструмент разделения активов – механизм, с помощью которого резолюционный орган передает активы, права или обязательства банка, подвергнутого резолюции, механизма управления активами, согласно статьям 138-150;

29) инструмент продажи бизнеса – механизм, с помощью которого резолюционный орган переводит акции или другие инструменты собственности, выпущенные банком, подвергнутым резолюции, или активы, права и обязательства банка, подвергнутого резолюции, покупателю, который не является бридж-банком, согласно статьям 94-109;

30) соответствующие инструменты капитала согласно положениям статей 151-230 – инструменты собственных фондов второго уровня и дополнительные инструменты собственных фондов первого уровня в соответствии с требованиями Национального банка Молдовы;

31) долговые инструменты в смысле пунктов g) и h) части (1) статьи 231 – облигации и другие формы передаваемых долгов, инструменты, которые создают или признают долг, и инструменты, дающие право на приобретение долговых инструментов;

32) инструменты собственных фондов первого уровня – инструменты капитала включены в собственный фонд первого уровня банка в соответствии c постановлениями Национального банка Молдовы;

33) инструменты собственных фондов второго уровня – инструменты капитала включены в собственный фонд второго уровня банка, кроме субординированных долгов, в соответствии с постановлениями Национального банка Молдовы;

34) инструменты собственности – акции и другие инструменты капитала, которые дают право собственности, инструменты, которые могут быть конвертированы в или дают право покупки акций, или другие инструменты капитала и инструменты, представляющие интересы в акциях или в других инструментах капитала, которые дают право собственности;

35) инструмент бридж-банк – механизм, с помощью которого резолюционный орган переводит акции или другие инструменты собственности, выпущенные банком, подвергнутым резолюции, или активы, права или обязательства банка, подвергнутого резолюции, бридж-банком, согласно статьям 110-137;

36) инвестор – любое лицо, которое доверило денежные средства или финансовые инструменты инвестиционной фирме для предоставления финансовых инвестиционных услуг;

37) ликвидация – освоение стоимости активов банка;

38) основные направления деятельности – линии деятельности и связанные с этим услуги, которые являются важными источниками дохода, прибыль или стоимость франшизы для банка;

39) мера по управлению кризисами – действия резолюции или назначение специального управляющего согласно статье 66 или одного лица согласно статьям 192 или 259;

40) мера по предупреждению кризисов – осуществление полномочий для непосредственного устранения недостатков или препятствий на пути возможности оздоровления банка согласно статье 21, осуществление полномочий для непосредственного устранения недостатков или препятствий на пути возможности решения, согласно статьям 35-41, применение мер по раннему вмешательству, назначение временного управляющего или осуществление полномочий по снижению стоимости или конверсии согласно статьям 219-230;

41) микропредприятия, средние и малые предприятия – предприятия согласно определению, предусмотренному в статье 2 Закона №206-XVI от 7 июля 2006 года о поддержке сектора малых и средних предприятий;

42) гарантированное обязательство – долг, для которого право кредитора на выплату, или в иной форме исполнения обязательства обеспечивается привилегией, залогом или другим договором реальной гарантии, или любым другим способом гарантии, независимо от юридической формы, в которой учреждена гарантия, включая обязательства, возникающие в результате операций repo, или из других договоров реальной гарантии с передачей собственности;

43) гарантированная облигация – облигация, выпущенная банком;

44) руководящий орган банка – совет и члены руководящего органа банка;

45) регулируемый рынок – рынок согласно определению в положениях законодательства о рынке капитала;

46) процедура принудительной ликвидации банка – процедура принудительной ликвидации банка согласно требованиям Национального банка Молдовы согласно положениям Закона о финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 года;

47) ставка собственных фондов – коэффициент о достаточности капитала, установленный в соответствии с регламентами Национального банка Молдовы;

48) ставка конверсии – фактор, определяющий количество акций или других инструментов собственности, когда обязанность определенного класса будет преобразована со ссылкой на один инструмент из этого класса или на единичную стоимость из одного долга;

49) резолюция – применение инструмента резолюции с целью достижения одной или нескольких целей резолюции согласно статье 56;

50) внеочередная государственная финансовая поддержка – государственная помощь в понимании статьи 3 Закона №139 от 15 июня 2012 года о государственной помощи, для сохранения или восстановления жизнеспособности, ликвидности и платежеспособности банка;

51) обобщенная сумма – общая сумма, посредством которой резолюционный орган определил, что должен снизить или конвертировать приемлемые задолженности согласно статье 171;

52) механизм управления активами – юридическое лицо, которое отвечает требованиям, предусмотренным статьей 139.

Статья 3. – (1) Согласно настоящему закону Национальный банк Молдовы является компетентным органом, а также резолюционным органом.

(2) В целях осуществления полномочий, указанных в части (1), Национальный банк Молдовы:

a) обеспечивает, в рамках своей внутренней организации, операционную независимость и предотвращение конфликта интересов между структурой, осуществляющей согласно настоящему закону функцию резолюции, и структурой, осуществляющей надзор, а также между структурой, осуществляющей функцию резолюции, и структурами, осуществляющими другие функции в соответствии с положениями законодательства;

b) гарантирует, что располагает необходимыми ресурсами и операционной способностью, включая опытный персонал, для применения резолюционных действий, и что способен выполнять свои полномочия с необходимой скоростью и гибкостью для реализации задач резолюции;

c) на основании настоящего закона устанавливает для персонала, вовлеченного в выполнение функции резолюции, четкие линии отчетности и структурное разделение для персонала, осуществляющего задачи по надзору, или для персонала, вовлеченного в выполнение других функций Национального банка Молдовы;

d) утверждает и публикует, в целях настоящей статьи, необходимые внутренние релевантные нормы, в том числе и те, которые касаются профессиональной тайны и обмена информацией между ответственными структурами с различными должностями, исполняемыми согласно закону;

e) устанавливает процедуры, для того чтобы структуры и лица, которые от имени Национального банка Молдовы исполняют функцию надзора и, соответственно, функцию резолюции, тесно сотрудничали при подготовке, планировании и применении решений резолюции.

Статья 4. – Национальный банк Молдовы в качестве резолюционного органа является контактным органом для обеспечения сотрудничества и согласования с соответствующими органами других государств.

Статья 5. – Национальный банк Молдовы в качестве органа резолюции информирует Министерство финансов обо всех решениях, принятых на основании настоящего Закона, а в случае других решений, которые имеют прямые налоговые последствия, получает утверждение Правительства до внедрения решения, подав в этом смысле заявку Министерству финансов в соответствии с положениями настоящего закона.

Статья 6. (1) – Инструменты резолюции защищают публичный интерес по защите финансовой стабильности и применяются тогда, когда необходимо достичь задачи резолюции, соответственно, когда банк не может быть ликвидирован в соответствии с процедурой принудительной ликвидации, так как данный факт может дестабилизировать финансовую систему.

(2) При применении инструментов и мер резолюции требования, предусмотренные в Законе №139 от 15 июня 2012 года о государственной помощи, не применяются.

Раздел II. Подготовка

Глава I. Планирование оздоровления и резолюции

Часть 1. Общие положения

Статья 7. – (1) Банки, владеющие значительной долей в национальной финансовой системе, разрабатывают собственные планы оздоровления в соответствии со статьями 9-22 и составляют предмет некоторых индивидуальных планов резолюции согласно статьям 23-31.

(2) При применении положений настоящей статьи считается, что банк имеет значительную долю в национальной финансовой системе, если выполняет любые из следующих требований:

a) общая стоимость его активов превышает уровень, установленный Национальным банком Молдовы, согласно его изданным нормам.

b) доля общих активов в валовом внутреннем продукте превышает 20%, за исключением случая, когда общая стоимость активов ниже уровня, установленного Национальным банком Молдовы, согласно его изданным постановлением.

Статья 8. – (1) В отступление от положений статей 9-31, учитывая элементы, предусмотренные частью (2) статьи 1, а также оценку последствий в результате положения повышенной трудности банка и его принудительной ликвидации для финансовых рынков, других банков, для условий финансирования и для экономики в целом, а также возможные значительные отрицательные эффекты, вызванные положением повышенной трудности банка, Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа и в качестве резолюционного органа может устанавливать упрощенные требования по плану оздоровления и плану резолюции соответствующего банка относительно:

a) содержания и деталей планов по оздоровлению и резолюции, предусмотренных статьями 9-31;

b) даты, до которой будут разработаны первые планы оздоровления и планы резолюции, и частоты актуализации данных планов, которая может быть меньше, чем частота, предусмотренная настоящим законом;

c) содержания и уровня детализации информации, затребованной у банков, в соответствии с пунктами а) и b) части (1) статьи 13, части (1) статьи 31 и частей A и B приложения, которое является составной частью данного Закона;

d) уровня детализации информации, необходимой для оценки возможности решения, указанной в статьях 32-34 и части C приложения, которое является составной частью настоящего закона;

(2) Оценка части (1) будет осуществлена Национальным банком Молдовы, по необходимости, после консультирования с назначенным национальным макропруденциальным органом.

(3) Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа и, по необходимости, в качестве резолюционного органа может в любой момент потребовать у банка, к которому были применены упрощенные условия, согласно части (1), переход к полному применению требований, предусмотренных в статьях 9-31, с определением и сообщением срока соответствия банка новым требованиям.

(4) Применение упрощенных требований, предусмотренных в части (1), не влияет на полномочия Национального банка Молдовы в качестве компетентного органа или, по необходимости, резолюционного органа принимать меры по предупреждению кризисов или меры по управлению кризисами.

(5) Национальный банк Молдовы не обязан вводить в действие меры, предусмотренные в планах и резолюции оздоровления, и может применять любые другие меры или осуществлять какую-либо компетенцию, которую имеет, в целях выполнения полномочий компетентного органа или резолюционного органа, по необходимости.

(6) Национальный банк Молдовы издает постановления для введения в действие положений статей 9-31, включая и те, что относятся к разработке и оценке планов резолюции оздоровления.

Часть 2. Планирование оздоровления

Статья 9. – (1) Каждый банк разрабатывает и поддерживает план оздоровления, предусматривающий меры, которые банк должен предпринять для восстановления своей финансовой позиции, в случае ее значительного ухудшения.

(2) Планы оздоровления являются составной частью формальной базы управления, учрежденной банком согласно статье 25 Закона о финансовых учреждениях №550-XIII от 21 июля 1995 года.

Статья 10. – Банки обновляют планы оздоровления не менее одного раза в год или, по требованию Национального банка Молдовы в качестве компетентного органа, с большей частотой и в любом случае, после любого изменения организационной или юридической структуры, или деятельности либо финансового положения банка, которые могут значительно повлиять на планы оздоровления, или требовать их изменения.

Статья 11. – При разработке планов оздоровления банки не должны основываться никоим образом на доступе к внеочередной публичной финансовой помощи.

Статья 12. – Банки включают в план оздоровления, по необходимости, анализ положений, когда могут требовать в условиях, предусмотренных планом, доступ к послаблениям, оказанным центральным банком, и идентифицируют активы, которые могут быть квалифицированы в качестве реальных гарантий.

Статья 13. – (1) Без нанесения ущерба положениям статей 7-31, планы оздоровления должны включать:

a) информацию, предусмотренную в части A приложения, а также информацию, согласно регламентам, изданным Национальным банком Молдовы;

b) меры, которые могут быть приняты банком, когда выполняются условия раннего вмешательства, предусмотренные статьями 42-44;

c) адекватные условия и процедуры для гарантирования применения своевременных мер оздоровления, а также широкий спектр возможностей оздоровления.

(2) Планы оздоровления разрабатываются с учетом серии сценариев финансового и макроэкономического масштабного кризиса, соответствующих специфическим характеристикам банка, а также системных элементов, кризисных сценариев, специфических юридическим лицам индивидуально, а также группам в целом.

Статья 14. – Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа может требовать у банка сохранять детальный учет финансовых договоров, участником которых является.

Статья 15. – Руководящий орган банка оценивает и утверждает план оздоровления до его передачи Национальному банку Молдовы в качестве компетентного органа.

Статья 16. – (1) Банки, обязанные составлять планы оздоровления согласно статье 9, должны передавать планы оздоровления для оценки Национальному банку Молдовы в качестве компетентного органа.

(2) Банки должны удовлетворительно демонстрировать Национальному банку Молдовы в качестве компетентного органа, что планы оздоровления выполняют требования статьи 17.

Статья 17. – В течение 6 месяцев со дня получения плана оздоровления Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа анализирует план оздоровления и оценивает, в какой мере банк соблюдает требования, предусмотренные в статьях 9-15, и следующие критерии:

a) применение мер, предложенных в плане оздоровления, резонно обеспечит сохранение или восстановление жизнеспособности и финансовой позиции банка, учитывая предыдущие меры, предпринятые или планируемые банком;

b) внедрение плана и задач по оздоровлению, определенных в нем, резонно будет выполнено быстро и эффективно в положении финансового кризиса, максимально избегая значительных отрицательных эффектов на финансовую систему, в том числе в сценариях, в которых другие банки должны внедрять планы оздоровления в том же периоде.

Статья 18. – При оценке адекватного характера плана оздоровления согласно статье 17, Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа учитывает степень, в которой структура капитала и финансирования банка соответствует сложности его организационной структуры и профилю риска.

Статья 19. – (1) Национальный банк Молдовы принимает меры для того, чтобы структура, осуществляющая функцию надзора, передала план оздоровления структуре, осуществляющей функцию резолюции.

(2) Национальный банк Молдовы принимает меры для того, чтобы структура, осуществляющая функцию резолюции, оценивала план оздоровления для идентификации мер, содержащихся в нем, которые могут отрицательно повлиять на возможность решения банка и могла дать рекомендации по данным аспектам структуре, осуществляющей функцию надзора.

Статья 20. – (1) Если Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа устанавливает, что план оздоровления представляет значительные проблемы или существуют значительные препятствия для внедрения плана, он сообщает банку результаты оценки и требует у банка представления в течение двух месяцев с момента уведомления пересмотренного плана, содержащего решения для устранения проблем или преодоления препятствий.

(2) Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа может по требованию банка продлить на месяц срок, предусмотренный частью (1).

(3) До требования к банку представить план оздоровления, пересмотренный согласно части (1), Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа запрашивает представление мнения банка по данному требованию.

(4) Если Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа устанавливает, что недостатки и преграды не были решены соответствующим образом посредством пересмотренного плана, он может потребовать от банка изменения плана по пунктам.

Статья 21. – (1) Если банк не представил пересмотренный план оздоровления, Национальный банк Молдовы в качестве компетентного органа устанавливает, что пересмотренный план оздоровления не решает проблему недостатков или потенциальных преград, выявленных в рамках первоначальной оценки, а также невозможно решение путем внесения изменений в план по пунктам, Национальный банк Молдовы требует у банка определить, в резонные сроки, изменения в своей экономической деятельности для устранения соответствующих недостатков или преодоления соответствующих преград на пути внедрения плана оздоровления.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения Раздел II. Подготовка Глава I. Планирование оздоровления и резолюции Часть 1. Общие положения Часть 2. Планирование оздоровления Часть 3. Планирование резолюции Глава II. Возможность разрешения Часть 1. Общие положения по возможности разрешения банка Часть 2. Полномочия по рассмотрению или устранению препятствий с пути возможности разрешения Раздел III. Раннее вмешательство Глава I. Меры по раннему вмешательству Глава II. Замена руководящего органа Глава III. Назначение временного руководителя Раздел IV. Резолюция Глава I. Задачи, условия и общие положения Часть 1. Задачи Часть 2. Условия возбуждения процедуры резолюции Часть 3. Общие принципы резолюции Глава II. Специальный управляющий Глава III. Оценка Глава IV. Инструменты резолюции Часть 1. Основные принципы Часть 2. Инструмент продажи бизнеса Часть 3. Инструмент бридж-банка Часть 4. Инструмент выделения активов Часть 5. Инструмент внутренней рекапитализации Глава V. Публичные инструменты финансовой стабилизации Глава VI. Снижение стоимости инструментов капитала Глава VII. Полномочия по резолюции Часть 1. Общие полномочия Часть 2. Дополнительные полномочия Часть 3. Прочие полномочия Глава VIII. Механизмы безопасности Глава IX. Процессуальные права Часть 1. Требования по уведомлению Часть 2. Решение и процессуальные обязательства резолюционного органа Часть 3. Конфиденциальность Глава X. Право на обжалование и исключение других мер Раздел VII. Механизм финансирования резолюции Раздел VIII. Санкции и меры Приложение