База данных

Дата обновления БД:

03.08.2021

Добавлено/обновлено документов:

9 / 70

Всего документов в БД:

109011

Недействующая редакция. Принята 03.06.2015

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует с 27 октября 2015 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 28 марта 2013 года №01-06/606/2013

(В редакции Информационных писем Высшего хозяйственного суда Украины от 07.08.2013 г. №01-06/1149/2013, 26.12.2013 г. №01-06/1862/2013, 04.11.2014 г. №01-06/1686/14, 03.06.2015 г. №01-06/904/15)

Хозяйственные суды Украины

О Законе Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в редакции Закона Украины от 22 декабря 2011 года №4212-VI)

В связи со вступлением в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 22.12.2011 г. №4212-VI, которым изложен в новой редакции Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (дальше - Закон), считаем необходимым обратить внимание на такие новые положения Закона.

1. В Законе в сравнении с предыдущей его редакцией предоставлено другое определение ряду употребляемых в нем терминов, а именно:

- арбитражным управляющим является физическое лицо, которое имеет не лицензию, а свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины;

- банкротство - признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить установленные в порядке, определенном Законом, денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры;

- должником является субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель), неспособный выполнить свои денежные обязательства после наступления установленного срока их выполнения, которые подтверждены судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, если другое не предусмотрено Законом;

- стороны по делу о банкротстве - конкурсные кредиторы (представитель комитета кредиторов) и должник (банкрот).

Законом введены новые термины:

- обеспеченные кредиторы, то есть кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (имущественного поручителя);

- официальное обнародование, что означает обнародование сведений о деле о банкротстве.

2. Частью второй статьи 2 Закона предусмотрено, что Закон имеет приоритет перед другими законодательными актами в регулировании отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в Законе.

Следовательно, в случае когда в разбирательстве дела будет выяснено, что нормами определенных законодательных актов соответствующие правоотношения урегулированы по-другому, чем Законом, то применению подлежат нормы Закона.

Исключения из этого правила устанавливаются самим Законом, в частности, относительно банкротства банков, эмитентов ипотечных облигаций.

3. Законом (статья 3) несколько сужены в сравнении с предыдущей редакцией Закона полномочия государственного органа по вопросам банкротства.

Деятельность этого органа, в частности, направлена на организацию системы подготовки и выдачу свидетельства о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего, осуществление контроля за деятельностью назначенных хозяйственным судом арбитражных управляющих, подготовку и утверждение типовых документов относительно проведения процедур банкротства.

В то же время государственный орган по вопросам банкротства не вправе вмешиваться в процедуру банкротства. Его функции направлены на создание необходимых условий для деятельности арбитражных управляющих и других участников дела о банкротстве, а также ведение контроля за такой процедурой, особенно - процедурой банкротства государственных предприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает пятьдесят процентов.

4. Статья 4 Закона содержит общие предписания относительно организации деятельности арбитражных управляющих, согласно которым арбитражный управляющий является субъектом независимой профессиональной деятельности, право на осуществление которой имеет лицо, которое получило соответствующее свидетельство и внесено в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Таким образом, арбитражный управляющий не является субъектом предпринимательской деятельности, как это предусматривалось предыдущей редакцией Закона.

5. Статьями 5 и 6 Закона вводится процедура санации должника до открытия производства по делу о банкротстве.

По содержанию соответствующих норм урегулирование отношений между должником и кредиторами осуществляется без применения судебных процедур, через досудебную процедуру санации. При этом должник самостоятельно разрабатывает план санации как систему мероприятий по собственному финансовому оздоровлению, согласовывает его со всеми обеспеченными кредиторами и получает решение общего собрания кредиторов о его одобрении. В дальнейшем этот план санации подлежит утверждению хозяйственным судом, однако его выполнение происходит вне контроля суда.

Срок действия процедуры санации до открытия производства по делу о банкротстве не может превышать двенадцати месяцев со дня утверждения хозяйственным судом соответствующего плана санации. В течение этой процедуры действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов и запрет на возбуждение дела о банкротстве должника.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Информационным письмом Высшего хозяйственного суда Украины от 26.12.2013 г. №01-06/1862/2013)

(см. предыдущую редакцию)

6. Частью третьей статьи 7 Закона предусмотрено, что к должнику может быть применен общий, специальный или упрощенный порядок производства по делу о банкротстве в зависимости от категории должника, вида его деятельности и наличия у него имущества.

Особое внимание следует обратить на часть четвертую этой статьи, в соответствии с которой должник, относительно которого были применены судебные процедуры банкротства, считается таким, который не имеет неурегулированных денежных обязательств. Соответствующее предписание касается, в частности, прекращения производства по делу о банкротстве на основании пунктов 4-7 части первой статьи 83 Закона. 

(Предложение второе абзаца второго пункта 6 введено в соответствии с Информационным письмом Высшего хозяйственного суда Украины от 07.08.2013 г. №01-06/1149/2013)

7. Согласно статье 8 Закона обжалованию подлежат:

- в апелляционном порядке - постановление о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; все постановления местного хозяйственного суда, принятые по делу о банкротстве, кроме случаев, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Украины (дальше - ХПК) и Законом. К числу обжалуемых принадлежат и постановления об отказе в принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве и о возвращении заявления о возбуждении дела о банкротстве, а также решения, касающиеся процедуры досудебной санации, а именно о: возвращении заявления об утверждении плана досудебной санации; утверждении плана досудебной санации; отказе в утверждении плана досудебной санации;

- в кассационном порядке - постановления и постановления апелляционного хозяйственного суда, принятые по результатам пересмотра таких судебных решений: постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве; постановления о признании недействительными сделок (договоров) должника; решения по результатам рассмотрения денежных требований кредиторов (определения об утверждении реестра требований кредиторов); постановления об увольнении (устранение, прекращение полномочий) арбитражного управляющего; постановления о переходе к следующей судебной процедуре; постановления об утверждении плана санации; постановления о прекращении производства по делу о банкротстве; постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры.

Приведенный перечень судебных решений, которые подлежат обжалованию, является исчерпывающим, и потому подача апелляционных или кассационных жалоб на другие судебные решения, принятые по делу о банкротстве, тянет за собой последствия в виде отказа в принятии соответствующей апелляционной или кассационной жалобы.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.