Недействующая редакция. Принята: 30.08.2013 / Вступила в силу: 30.08.2013

Недействующая редакция, не действует с 13 июня 2016 года

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

5 сентября 2013 года №145

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 августа 2013 года №1504

О Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан и в целях усиления противодействия коррупции постановляю:

1.Утвердить Стратегию по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы (прилагается).

2. Правительству Республики Таджикистан:

- принять соответствующие меры по реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы;

- привести свои решения в соответствие с настоящей Стратегией.

3. Министерствам ведомствам. местным исполнительным органам государственной власти, другим органам государственного управления, органам местного самоуправления посёлков и сёл:

- для обеспечения исполнения мер, предусмотренных в Плане мероприятий Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы, составить и утвердить двухгодичные внутриведомственные планы, провести разъяснительные работы по осознанию общественностью сущности и целей данного среднесрочного программного документа;

- представить информацию о выполнении Плана мероприятий Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы по итогам каждого года в Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан.

4. Агентству по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан каждые два года провести комплексный мониторинг общего состояния исполнения Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы и о результатах представить информацию Президенту Республики Таджикистан.

5. Признать утратившими силу следующие указы Президента Республики Таджикистан:

- от 21 июля 1999 года, №1262 "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции (взяточничеством)";

- от 30 апреля 2010 года, №864 "О дополнительных мерах по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан".

6. Контроль за реализацией Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 возложить на Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

 

Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 30 августа 2013 года №1504

Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

Введение

1. Противодействие коррупции является составной частью внутренней и внешней политики Республики Таджикистан, разработка и осуществление которой начинается с высшей политической воли руководства государства. Эффективность противодействия коррупции зависит от активного участия всех ветвей государственной власти и гражданского общества в процессе его осуществления.

2. Понятие противодействие коррупции охватывает деятельность всех органов государственной власти по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупционных ситуаций, выявлению и борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями, устранению их негативных последствий, обеспечению прав и свобод, повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и обеспечению безопасности страны.

3. Коррупция, являясь одним из опасных явлений общества, в мировом масштабе признана как тяжкое преступление и одним из угрожающих элементов национальной безопасности государств, воспрепятствует его социально-экономическому развитию и стабильности.

4. Принимая во внимание повседневность и важность рассматриваемого вопроса, Республика Таджикистан стала активным участником мирового процесса противодействия коррупции и в национальном и международном масштабе предприняла соответствующие организационно-правовые меры.

5. На международном уровне одним из основных и важных правовых актов является подписание Республикой Таджикистан 25 сентября 2006 года Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции.

6. В целях организации борьбы против коррупции и предпринятии необходимых мер был принят комплекс нормативных правовых актов на национальном уровне и сформирована национальная правовая доктрина в этой сфере.

7. В том числе, приняты Указ Президента Республики Таджикистан от 21 июля 1999 года, №1262 "O дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции (взяточничеством)" и Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года, №11 "О борьбе с коррупцией", позже 25 июля 2005 года данный Закон был принят в новой редакции с учетом международных обязательств Республики Таджикистан.

8. Также в целях выполнения международных обязательств и реформ государственного управления, формирования прозрачной системы деятельности органов управления, экономии и эффективного использования бюджетных средств и обеспечения устойчивого экономического, социального и культурного развития Республики Таджикистан Указом Президента Республики Таджикистан от 10 января 2007 года №143 было учреждено Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан (далее - Агентство).

9. Для регулирования деятельности Агентства и определения подследственности правонарушений и преступлений коррупционного характера 20 марта 2008 года был принят Закон Республики Таджикистан "Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан" и постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2007 года, №414 утверждена "Инструкция статистического учета преступлений коррупционного характера и перечень этих законодательных актов преступлений", в ряд отраслевых законодательных актов в целях приведения их в соответствие с нормативными правовыми актами сферы борьбы с коррупцией оыли внесены соответствующие изменения и дополнения.

10. В целях принятия комплексных организационных, социально-экономических мер координации деятельности государственных органов и участия гражданского общества в процессе борьбы против коррупции постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 января 2008 года, №34 была утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008-2012 годы.

11. Данная Стратегия как важный государственный документ заложила прочную основу для усиления борьбы и предупреждению коррупционных преступлений, в её рамках нашли своё решение основные вопросы в направлении борьбы с коррупцией с учётом заключений социологических исследований, опыта правоохранительных органов других государств и статистического анализа состояния коррупции за пройденный период в стране.

12. В рамках названной Стратегии в соответствующих нормативных правовых актах нашли своё регулирование вопросы эффективности борьбы с коррупцией и своевременного возбуждения и проведения дознания и расследования дел о коррупционных преступлениях, подследственность административных правонарушений коррупционного характера, механизма надлежащего управления и обеспечения прозрачности в деятельности государственных органов, бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, внедрение электронным путем и посредством банков оплаты услуг государственных органов и учреждений, другие меры, предусмотренные в Стратегии.

13. Кроме этого, принятие законов Республики Таджикистан от 20 марта 2008 года, №374 "Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан", от 21 июля 2010 года, №626 "О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе", от 21 июля 2010 года, №631 "О внутреннем аудите в государственном секторе", от 29 декабря 2010 года, №644 "О государственной защите участников уголовного судопроизводства, от 25 марта 2011 года, №684 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путём и финансированию терроризма", от 25 марта 2011 года, №687 "Об оперативно-розыскной деятельности", от 25 марта 2011 года, №702 "О бухгалтерском учёте и финансовой отчетности", от 28 июня 2011 года, №720 "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых", от 28 июня 2011 года, №721 "О безопасности", от 28 июня 2011 года, №723 "О государственных финансах Республики Таджикистан", от 28 июня 2011 года, №749 "О Счётной палате Республики Таджикистан", от 2 августа 2011 года, №751 "О разрешительной системе", от 16 апреля 2012 года, №828 "О системе органов государственного управления Республики Таджикистан", от 1 августа 2012 года, №895 "О подготовке специалистов с учётом требований рынка труда", от 28 декабря 2012 года, №925 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" также является требованием настоящей Стратегии.

14. Вместе с тем, принятие Указа Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2010 года, №864 "О дополнительных мерах по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан" и постановления Правительства Республики Таджикистан от 2 сентября 2010 года, №431 Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению дополнительных мер по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2010-2012 годы" как краткосрочного государственного документа наряду со Стратегией, явились логическим продолжением основных её положений, и дал существенный толчок для совершенствования антикоррупционной политики.

15. В целях организации и осуществления комплексных мер профилактики и противодействия коррупции в Республике Таджикистан, устранения причин и условий, способствующих коррупции и широкого привлечения гражданского общества в борьбе с коррупцией Указом Президента Республики Таджикистан от 14 декабря 2010 года, №968 был учреждён и введен в действие Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан как общенациональный совещательный орган по координации деятельности государственных органов и привлечения гражданского общества по осуществлению мер профилактики и противодействия коррупции, и проложил начало для реализации ряда эффективных мероприятий на общенациональном уровне.

16. В соответствии с пунктом 48 Плана мероприятий по выполнению задач, указанных в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года, утвержденном постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 мая 2013 года, №226, а также с учетом окончания реализации указанной Стратегии и объективной необходимости продолжения деятельности в данном направлении, также усиления последовательных действий в данном направлении, разработана Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на период 2013-2020 годы.

17. Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы (далее - Стратегия) как перспективный программный среднесрочный акт политики Республики Таджикистан в сфере противодействия коррупции, направленный на снижение интенсивности и уровня коррупции в стране, с учетом международных стандартов разработана во взаимодействии между государственными органами и гражданским обществом и будет осуществлена в сотрудничестве с влиятельными мировыми и региональными организациями.

18. Цель и назначение настоящей Стратегии направлены на снижение уровня коррупции в Республике Таджикистан, регулярное устранение препятствий, создание условий для развития экономики, развитие демократических ценностей, повышение благосостояния населения.

19. В процессе реализации требований Стратегии будут осуществлены нижеследующие цели:

- непосредственное содействие в осуществлении Национальной стратеги и развития;

- поэтапное совершенствование антикоррупционной политики;

- обеспечение развития экономических и социальных сфер и политической стабильности;

- организация и обеспечение эффективного управления в государственных органах и различных сферах общественной жизни;

- организация и осуществление электронного управления во всех сферах экономической и социальной жизни в рамках Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан;

- укрепление доверия народа государству, обеспечение широкого участия общества в государственном управлении;

- повышение доверия граждан к деятельности государственных структур.

20. Для достижения целей Стратегии будут последовательно осуществлены следующие задачи:

- совершенствование правовой и институциональных основ по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, оптимизация форм, методов, средств противодействия коррупции;

- обеспечение исполнения нормативных правовых актов и программных документов в области противодействия коррупции, создание условий, способствующих устранению возникновения коррупционных ситуаций;

- расширение и активизация международного сотрудничества Таджикистана в сфере противодействия коррупции;

- взаимодействие со структурами гражданского общества;

- обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с действующим законодательством;

- правильное управление финансового оборота, коммерческих сделок, инвестиций, усиленный государственно-общественный контроль этого процесса, создание всех благоприятствующих и льготных условий для поступления в Таджикистан инвестиций и активов, современной техники и технологий за счет различных источников финансирования.

21. Основными принципами внедрения Стратегии являются:

- верховенство закона, равенство всех перед законом, демократизация;

- обеспечение защиты конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также интересов государства от коррупции;

- создание благоприятствующих условий государством для устранения всех почв фактора возникновения коррупционных ситуаций;

- добропорядочность, прозрачность и подотчетность деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов;

- признание коррупции как одной из системных угроз безопасности Республики Таджикистан, а также препятствием развития экономики государства;

- свобода слова;

- сотрудничество (партнерство) государства и частного сектора с целью "выведение бизнеса из теневой экономики", с гражданским обществом, включая негосударственные организации и общественные объединения;

- непрерывность и реальность - снижение уровня коррупции посредством внедрения систематических мер, регулярно обновляемых с учетом реальной ситуации, нацеленных на достижение конкретных результатов;

- обеспечения исполнения мероприятий, направленных против коррупции, посредством установления реалистичных приоритетов и сроков их исполнения, их эффективности;

- проведение критериев оценок состояния выполнения и результатов осуществления Стратегии с учетом результатов;

- последовательность и координация усилий и наличие постоянного мониторинга текущей ситуации;

- упрощение процессуального порядка расследования коррупции и установления штрафных санкций в размере, пропорциональном величине (незаконного обогащения) или финансового ущерба и конфискации имущества как основного вида уголовного наказания;

- прозрачное и тесное сотрудничество органов государственной власти с гражданским обществом и международными организациями в процессе осуществления Стратегии.

22. Комплекс мер, предусмотренных в Стратегии, основывается на принципах и нормах национального законодательства, международного права, анализа состояния преступности и её прогноза, результатов научно-практических исследований противодействия коррупции, в том числе, опыта совместных действий, представленных международными экспертами, представителями государственных органов и гражданского общества.

23. Сроки реализации Стратегии и Плана её мероприятий предусмотрены на период 2013-2020 годы.

24. Источники финансирования мер Стратегии и их конкретных мероприятии включают в себя средства республиканского и местных бюджетов, ресурсы партнеров - международных организаций, стран-доноров, а также организации гражданского общества и частного сектора.

Раздел I.
Основные направления Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

§1. Антикоррупционная национальная политика

25. Антикоррупционная национальная политика будет осуществлена по следующим основным направлениям:

- повышение эффективности деятельности центральных и местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сёл посредством разработки, регулярного совершенствования и осуществления ведомственных антикоррупционных программ в сфере своей деятельности;

- внедрение в деятельность органов государственной власти инновационных технологий, обеспечивающих объективность и прозрачность при принятии нормативных правовых актов и управленческих решений, доступе оказания государственных услуг, а также осуществление межведомственного электронного взаимодействия указанных органов и их взаимодействия с гражданами и организациями в рамках электронного правительства;

- имплементация положений международных правовых актов, признанных Таджикистаном и других международных обязательств, в том числе в рамках участия уполномоченных представителей Таджикистана в региональных антикоррупционных инициативах, в форме мониторинговых и рейтинговых рекомендаций, путём правотворчества и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Республики Таджикистан;

- криминализация обязательных и факультативных требований Конвенции ООН против коррупции с предусмотрением основных аспектов этого направления как правотворческих мер в Стратегии;

- разработка механизма исполнения требований норм Закона Республики Таджикистан "О борьбе с коррупцией" по системе предупреждения коррупции, совершенствование этой системы в названном Законе;

- совершенствование системы государственного финансового контроля и аудита за целесообразным расходованием бюджетных средств;

- отраслевой анализ рисков коррупции в государственных органах и учреждениях;

- совершенствование условий, процедур и механизмов государственных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также совершенствование соответствующих процедур;

- повышение значимости административных и ведомственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов государственной службы;

- расширение системы правового просвещения населения:

- совершенствование работы подразделений кадровых служб и внутреннего аудита органов государственной власти и установление ответственности и критериев показателей результативности их служебной деятельности по профилактике коррупции и административных правонарушений;

- периодическое комплексное исследование состояния коррупции и эффективности мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на республиканском и региональном уровнях с использованием специальных методов расследования и технической помощи;

- пересмотр гражданского и экономического процессуального законодательства;

- повышение эффективности исполнения судебных решений:

- разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия соответствующих нормативных правовых актов;

- совершенствование организационно-методических основ проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установление рассмотрения положительных итогов её заключений в процентном соотношении в качестве показателя результатов деятельности правотворческих органов;

- эффективное и целевое применение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в нормативных правовых актах в целях предупреждения коррупции, в отношении лиц, замещающих государственные должности, включая высших государственных должностных лиц;

- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации предупреждения и непосредственной борьбы с коррупцией;

- совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

- повышение эффективности участия Таджикистана в международном антикоррупционном правовом сотрудничестве, включая разработку организационных основ региональных антикоррупционных инициатив, обмен опытом с другими государствами в процессе обучения специалистов путём организации им стажировок, исследование причин и последствий коррупции в ходе подготовки кадров, участие в семинарах, конференциях и круглых столах;

- устранение любых коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

- изучение и внедрение на практике передового зарубежного опыта по противодействию коррупции;

- обеспечение участия институтов гражданского общества, частного сектора и международных организаций в противодействии коррупции.

§2. Криминализация коррупции и правоохранительная деятельность

26. Криминализация с научной точки зрения это не только закрепление в законе новых признаков состава преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках существующих составов, а также применение ограничений в институтах освобождения от уголовной ответственности и наказаний.

27. Криминализацию принято рассматривать в двух аспектах, как процесс и как результат. Процесс криминализации представляет собой выявление общественно-опасных форм человеческого поведения и признания допустимости и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними. Результатом криминализации является появление новых норм в уголовном законодательстве.

28. В секторе коррупционной криминализации (установления уголовной ответственности за коррупционные преступления) изменение соответствующих положений Уголовного кодекса Республики Таджикистан проводится в целях согласования или приведения их в соответствии требованиям Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. В том числе, чёткое разграничение административной и уголовной ответственности, в частности должно быть определено путём установления предельной стоимости подарка, после получения которого в большем размере наступает уголовная ответственность.

29. В этом процессе криминализация как совершенствование уголовного законодательства с использованием достижений успешного опыта уголовного преследования коррупционных деяний и тем самым предупреждения распространения преступности, на основе внедрения способов и методов передовой зарубежной практики, предусмотренных в международных антикоррупционных стандартах, очень важна.

30. Для Таджикистана в первую очередь необходимо рассматривать международные антикоррупционные стандарты, предусмотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, рекомендациях Стамбульского плана действий Антикоррупционной сети стран Восточной Европы и Центральной Азии, региональная инициатива ОЭСР, соглашения и региональные инициативы СНГ, Организации Группы по реализации финансовых мер по противодействию легализации денег (FATF).

31. Проблема криминализации различных форм проявлений коррупции, взяточничества и всякого рода попыток склонения или расположенности должностных лиц, в системе новейшей государственности, получившая определяющий статус урегулирования важнейших общественных отношений, характеризуется попытками противодействия некоторых заинтересованных групп этому процессу. Наряду с этим, ожидания общества от использования возможностей государственности и правовой системы Республики Таджикистан отражают требование реального развития перспективных отношений. В силу этого антикоррупционная политика государства начиная с криминализации, включает в себе осуществление этих мер.

32 Одна из форм криминализации - совершенствование в Уголовном кодексе Республики Таджикистан механизма привлечения к ответственности и превенции действий по подкупу (склонению) должностных лиц, выражаемых в целенаправленном и корыстном умысле.

33. Межведомственная рабочая группа, которая создана Распоряжением Президента Республики Таджикистан от 18 апреля 2013 года, №PП2217 обеспечит имплементацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и рекомендаций FATF на протяжении первого периода осуществления Стратегии, и во взаимодействии с гражданским обществом и на основе изучения успешного зарубежного опыта до начала мониторинга Таджикистана по механизму обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (всемирной инициативы Конференции государств-участников Организации Объединенных Наций), разрабатывает подробный отчёт.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы Введение Раздел I.
Основные направления Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы
§1. Антикоррупционная национальная политика §2. Криминализация коррупции и правоохранительная деятельность §3. Предупреждение коррупции как эффективный и результативный метод противодействия коррупции §4. Участие гражданского общества в процессе противодействия коррупции Раздел II.
Приоритетные направления осуществление мер Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы
§1 Совершенствование государственного управления, механизма отраслевого анализа рисков коррупции, добропорядочности и прозрачности, формирования электронного правительства и доступа к информации §2. Предупреждение политической коррупции и роль Парламента в национальной системе противодействия коррупции §3. Совершенствование инвестиционного и предпринимательского пространства (добропорядочность в частном секторе) §4. Совершенствование профессиональных кодексов этики и кадровой политики государственной службы §5. Совершенствование системы государственных закупок §6. Совершенствование государственного финансового контроля §7. Предупреждение коррупции в сфере образования и здравоохранения Раздел III.
Международное правовое сотрудничество
Раздел IV.
Результаты применения Стратегии, мониторинг и оценка её эффективности
Раздел V.
План мероприятий реализации стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы