Действует

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

5 сентября 2013 года №145

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 августа 2013 года №1504

О Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

(В редакции Указов Президента Республики Таджикистан от 13.06.2016 г. №703, 19.06.2017 г. №892)

В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан и в целях усиления противодействия коррупции постановляю:

1.Утвердить Стратегию по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы (прилагается).

2. Правительству Республики Таджикистан:

- принять соответствующие меры по реализации Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы;

- привести свои решения в соответствие с настоящей Стратегией.

3. Министерствам ведомствам. местным исполнительным органам государственной власти, другим органам государственного управления, органам местного самоуправления посёлков и сёл:

- для обеспечения исполнения мер, предусмотренных в Плане мероприятий Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы, составить и утвердить двухгодичные внутриведомственные планы, провести разъяснительные работы по осознанию общественностью сущности и целей данного среднесрочного программного документа;

- представить информацию о выполнении Плана мероприятий Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы по итогам каждого года в Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан.

4. Агентству по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан каждые два года провести комплексный мониторинг общего состояния исполнения Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы и о результатах представить информацию Президенту Республики Таджикистан.

5. Признать утратившими силу следующие указы Президента Республики Таджикистан:

- от 21 июля 1999 года, №1262 "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции (взяточничеством)";

- от 30 апреля 2010 года, №864 "О дополнительных мерах по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан".

6. Контроль за реализацией Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 возложить на Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

 

Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 30 августа 2013 года №1504

Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

Введение

1. Противодействие коррупции является составной частью внутренней и внешней политики Республики Таджикистан, разработка и осуществление которой начинается с высшей политической воли руководства государства. Эффективность противодействия коррупции зависит от активного участия всех ветвей государственной власти и гражданского общества в процессе его осуществления.

2. Понятие противодействие коррупции охватывает деятельность всех органов государственной власти по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупционных ситуаций, выявлению и борьбе с коррупционными правонарушениями и преступлениями, устранению их негативных последствий, обеспечению прав и свобод, повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и обеспечению безопасности страны.

3. Коррупция, являясь одним из опасных явлений общества, в мировом масштабе признана как тяжкое преступление и одним из угрожающих элементов национальной безопасности государств, воспрепятствует его социально-экономическому развитию и стабильности.

4. Принимая во внимание повседневность и важность рассматриваемого вопроса, Республика Таджикистан стала активным участником мирового процесса противодействия коррупции и в национальном и международном масштабе предприняла соответствующие организационно-правовые меры.

5. На международном уровне одним из основных и важных правовых актов является подписание Республикой Таджикистан 25 сентября 2006 года Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции.

6. В целях организации борьбы против коррупции и предпринятии необходимых мер был принят комплекс нормативных правовых актов на национальном уровне и сформирована национальная правовая доктрина в этой сфере.

7. В том числе, приняты Указ Президента Республики Таджикистан от 21 июля 1999 года, №1262 "O дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции (взяточничеством)" и Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года, №11 "О борьбе с коррупцией", позже 25 июля 2005 года данный Закон был принят в новой редакции с учетом международных обязательств Республики Таджикистан.

8. Также в целях выполнения международных обязательств и реформ государственного управления, формирования прозрачной системы деятельности органов управления, экономии и эффективного использования бюджетных средств и обеспечения устойчивого экономического, социального и культурного развития Республики Таджикистан Указом Президента Республики Таджикистан от 10 января 2007 года №143 было учреждено Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан (далее - Агентство).

9. Для регулирования деятельности Агентства и определения подследственности правонарушений и преступлений коррупционного характера 20 марта 2008 года был принят Закон Республики Таджикистан "Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан" и постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2007 года, №414 утверждена "Инструкция статистического учета преступлений коррупционного характера и перечень этих законодательных актов преступлений", в ряд отраслевых законодательных актов в целях приведения их в соответствие с нормативными правовыми актами сферы борьбы с коррупцией оыли внесены соответствующие изменения и дополнения.

10. В целях принятия комплексных организационных, социально-экономических мер координации деятельности государственных органов и участия гражданского общества в процессе борьбы против коррупции постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 января 2008 года, №34 была утверждена Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008-2012 годы.

11. Данная Стратегия как важный государственный документ заложила прочную основу для усиления борьбы и предупреждению коррупционных преступлений, в её рамках нашли своё решение основные вопросы в направлении борьбы с коррупцией с учётом заключений социологических исследований, опыта правоохранительных органов других государств и статистического анализа состояния коррупции за пройденный период в стране.

12. В рамках названной Стратегии в соответствующих нормативных правовых актах нашли своё регулирование вопросы эффективности борьбы с коррупцией и своевременного возбуждения и проведения дознания и расследования дел о коррупционных преступлениях, подследственность административных правонарушений коррупционного характера, механизма надлежащего управления и обеспечения прозрачности в деятельности государственных органов, бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, внедрение электронным путем и посредством банков оплаты услуг государственных органов и учреждений, другие меры, предусмотренные в Стратегии.

13. Кроме этого, принятие законов Республики Таджикистан от 20 марта 2008 года, №374 "Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан", от 21 июля 2010 года, №626 "О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе", от 21 июля 2010 года, №631 "О внутреннем аудите в государственном секторе", от 29 декабря 2010 года, №644 "О государственной защите участников уголовного судопроизводства, от 25 марта 2011 года, №684 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путём и финансированию терроризма", от 25 марта 2011 года, №687 "Об оперативно-розыскной деятельности", от 25 марта 2011 года, №702 "О бухгалтерском учёте и финансовой отчетности", от 28 июня 2011 года, №720 "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых", от 28 июня 2011 года, №721 "О безопасности", от 28 июня 2011 года, №723 "О государственных финансах Республики Таджикистан", от 28 июня 2011 года, №749 "О Счётной палате Республики Таджикистан", от 2 августа 2011 года, №751 "О разрешительной системе", от 16 апреля 2012 года, №828 "О системе органов государственного управления Республики Таджикистан", от 1 августа 2012 года, №895 "О подготовке специалистов с учётом требований рынка труда", от 28 декабря 2012 года, №925 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" также является требованием настоящей Стратегии.

14. Вместе с тем, принятие Указа Президента Республики Таджикистан от 30 апреля 2010 года, №864 "О дополнительных мерах по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан" и постановления Правительства Республики Таджикистан от 2 сентября 2010 года, №431 Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению дополнительных мер по усилению противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2010-2012 годы" как краткосрочного государственного документа наряду со Стратегией, явились логическим продолжением основных её положений, и дал существенный толчок для совершенствования антикоррупционной политики.

15. В целях организации и осуществления комплексных мер профилактики и противодействия коррупции в Республике Таджикистан, устранения причин и условий, способствующих коррупции и широкого привлечения гражданского общества в борьбе с коррупцией Указом Президента Республики Таджикистан от 14 декабря 2010 года, №968 был учреждён и введен в действие Национальный совет по противодействию коррупции Республики Таджикистан как общенациональный совещательный орган по координации деятельности государственных органов и привлечения гражданского общества по осуществлению мер профилактики и противодействия коррупции, и проложил начало для реализации ряда эффективных мероприятий на общенациональном уровне.

16. В соответствии с пунктом 48 Плана мероприятий по выполнению задач, указанных в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года, утвержденном постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 мая 2013 года, №226, а также с учетом окончания реализации указанной Стратегии и объективной необходимости продолжения деятельности в данном направлении, также усиления последовательных действий в данном направлении, разработана Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на период 2013-2020 годы.

17. Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы (далее - Стратегия) как перспективный программный среднесрочный акт политики Республики Таджикистан в сфере противодействия коррупции, направленный на снижение интенсивности и уровня коррупции в стране, с учетом международных стандартов разработана во взаимодействии между государственными органами и гражданским обществом и будет осуществлена в сотрудничестве с влиятельными мировыми и региональными организациями.

18. Цель и назначение настоящей Стратегии направлены на снижение уровня коррупции в Республике Таджикистан, регулярное устранение препятствий, создание условий для развития экономики, развитие демократических ценностей, повышение благосостояния населения.

19. В процессе реализации требований Стратегии будут осуществлены нижеследующие цели:

- непосредственное содействие в осуществлении Национальной стратеги и развития;

- поэтапное совершенствование антикоррупционной политики;

- обеспечение развития экономических и социальных сфер и политической стабильности;

- организация и обеспечение эффективного управления в государственных органах и различных сферах общественной жизни;

- организация и осуществление электронного управления во всех сферах экономической и социальной жизни в рамках Концепции формирования электронного правительства в Республике Таджикистан;

- укрепление доверия народа государству, обеспечение широкого участия общества в государственном управлении;

- повышение доверия граждан к деятельности государственных структур.

20. Для достижения целей Стратегии будут последовательно осуществлены следующие задачи:

- совершенствование правовой и институциональных основ по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, оптимизация форм, методов, средств противодействия коррупции;

- обеспечение исполнения нормативных правовых актов и программных документов в области противодействия коррупции, создание условий, способствующих устранению возникновения коррупционных ситуаций;

- расширение и активизация международного сотрудничества Таджикистана в сфере противодействия коррупции;

- взаимодействие со структурами гражданского общества;

- обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с действующим законодательством;

- правильное управление финансового оборота, коммерческих сделок, инвестиций, усиленный государственно-общественный контроль этого процесса, создание всех благоприятствующих и льготных условий для поступления в Таджикистан инвестиций и активов, современной техники и технологий за счет различных источников финансирования.

21. Основными принципами внедрения Стратегии являются:

- верховенство закона, равенство всех перед законом, демократизация;

- обеспечение защиты конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также интересов государства от коррупции;

- создание благоприятствующих условий государством для устранения всех почв фактора возникновения коррупционных ситуаций;

- добропорядочность, прозрачность и подотчетность деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов;

- признание коррупции как одной из системных угроз безопасности Республики Таджикистан, а также препятствием развития экономики государства;

- свобода слова;

- сотрудничество (партнерство) государства и частного сектора с целью "выведение бизнеса из теневой экономики", с гражданским обществом, включая негосударственные организации и общественные объединения;

- непрерывность и реальность - снижение уровня коррупции посредством внедрения систематических мер, регулярно обновляемых с учетом реальной ситуации, нацеленных на достижение конкретных результатов;

- обеспечения исполнения мероприятий, направленных против коррупции, посредством установления реалистичных приоритетов и сроков их исполнения, их эффективности;

- проведение критериев оценок состояния выполнения и результатов осуществления Стратегии с учетом результатов;

- последовательность и координация усилий и наличие постоянного мониторинга текущей ситуации;

- упрощение процессуального порядка расследования коррупции и установления штрафных санкций в размере, пропорциональном величине (незаконного обогащения) или финансового ущерба и конфискации имущества как основного вида уголовного наказания;

- прозрачное и тесное сотрудничество органов государственной власти с гражданским обществом и международными организациями в процессе осуществления Стратегии.

22. Комплекс мер, предусмотренных в Стратегии, основывается на принципах и нормах национального законодательства, международного права, анализа состояния преступности и её прогноза, результатов научно-практических исследований противодействия коррупции, в том числе, опыта совместных действий, представленных международными экспертами, представителями государственных органов и гражданского общества.

23. Сроки реализации Стратегии и Плана её мероприятий предусмотрены на период 2013-2020 годы.

24. Источники финансирования мер Стратегии и их конкретных мероприятии включают в себя средства республиканского и местных бюджетов, ресурсы партнеров - международных организаций, стран-доноров, а также организации гражданского общества и частного сектора.

Раздел I.
Основные направления Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

§1. Антикоррупционная национальная политика

25. Антикоррупционная национальная политика будет осуществлена по следующим основным направлениям:

- повышение эффективности деятельности центральных и местных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и сёл посредством разработки, регулярного совершенствования и осуществления ведомственных антикоррупционных программ в сфере своей деятельности;

- внедрение в деятельность органов государственной власти инновационных технологий, обеспечивающих объективность и прозрачность при принятии нормативных правовых актов и управленческих решений, доступе оказания государственных услуг, а также осуществление межведомственного электронного взаимодействия указанных органов и их взаимодействия с гражданами и организациями в рамках электронного правительства;

- имплементация положений международных правовых актов, признанных Таджикистаном и других международных обязательств, в том числе в рамках участия уполномоченных представителей Таджикистана в региональных антикоррупционных инициативах, в форме мониторинговых и рейтинговых рекомендаций, путём правотворчества и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Республики Таджикистан;

- криминализация обязательных и факультативных требований Конвенции ООН против коррупции с предусмотрением основных аспектов этого направления как правотворческих мер в Стратегии;

- разработка механизма исполнения требований норм Закона Республики Таджикистан "О борьбе с коррупцией" по системе предупреждения коррупции, совершенствование этой системы в названном Законе;

- совершенствование системы государственного финансового контроля и аудита за целесообразным расходованием бюджетных средств;

- отраслевой анализ рисков коррупции в государственных органах и учреждениях;

- совершенствование условий, процедур и механизмов государственных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также совершенствование соответствующих процедур;

- повышение значимости административных и ведомственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов государственной службы;

- расширение системы правового просвещения населения:

- совершенствование работы подразделений кадровых служб и внутреннего аудита органов государственной власти и установление ответственности и критериев показателей результативности их служебной деятельности по профилактике коррупции и административных правонарушений;

- периодическое комплексное исследование состояния коррупции и эффективности мер по предупреждению и борьбе с коррупцией на республиканском и региональном уровнях с использованием специальных методов расследования и технической помощи;

- пересмотр гражданского и экономического процессуального законодательства;

- повышение эффективности исполнения судебных решений:

- разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия соответствующих нормативных правовых актов;

- совершенствование организационно-методических основ проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, установление рассмотрения положительных итогов её заключений в процентном соотношении в качестве показателя результатов деятельности правотворческих органов;

- эффективное и целевое применение ограничений, запретов и обязанностей, установленных в нормативных правовых актах в целях предупреждения коррупции, в отношении лиц, замещающих государственные должности, включая высших государственных должностных лиц;

- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации предупреждения и непосредственной борьбы с коррупцией;

- совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

- повышение эффективности участия Таджикистана в международном антикоррупционном правовом сотрудничестве, включая разработку организационных основ региональных антикоррупционных инициатив, обмен опытом с другими государствами в процессе обучения специалистов путём организации им стажировок, исследование причин и последствий коррупции в ходе подготовки кадров, участие в семинарах, конференциях и круглых столах;

- устранение любых коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

- изучение и внедрение на практике передового зарубежного опыта по противодействию коррупции;

- обеспечение участия институтов гражданского общества, частного сектора и международных организаций в противодействии коррупции.

§2. Криминализация коррупции и правоохранительная деятельность

26. Криминализация с научной точки зрения это не только закрепление в законе новых признаков состава преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках существующих составов, а также применение ограничений в институтах освобождения от уголовной ответственности и наказаний.

27. Криминализацию принято рассматривать в двух аспектах, как процесс и как результат. Процесс криминализации представляет собой выявление общественно-опасных форм человеческого поведения и признания допустимости и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними. Результатом криминализации является появление новых норм в уголовном законодательстве.

28. В секторе коррупционной криминализации (установления уголовной ответственности за коррупционные преступления) изменение соответствующих положений Уголовного кодекса Республики Таджикистан проводится в целях согласования или приведения их в соответствии требованиям Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. В том числе, чёткое разграничение административной и уголовной ответственности, в частности должно быть определено путём установления предельной стоимости подарка, после получения которого в большем размере наступает уголовная ответственность.

29. В этом процессе криминализация как совершенствование уголовного законодательства с использованием достижений успешного опыта уголовного преследования коррупционных деяний и тем самым предупреждения распространения преступности, на основе внедрения способов и методов передовой зарубежной практики, предусмотренных в международных антикоррупционных стандартах, очень важна.

30. Для Таджикистана в первую очередь необходимо рассматривать международные антикоррупционные стандарты, предусмотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, рекомендациях Стамбульского плана действий Антикоррупционной сети стран Восточной Европы и Центральной Азии, региональная инициатива ОЭСР, соглашения и региональные инициативы СНГ, Организации Группы по реализации финансовых мер по противодействию легализации денег (FATF).

31. Проблема криминализации различных форм проявлений коррупции, взяточничества и всякого рода попыток склонения или расположенности должностных лиц, в системе новейшей государственности, получившая определяющий статус урегулирования важнейших общественных отношений, характеризуется попытками противодействия некоторых заинтересованных групп этому процессу. Наряду с этим, ожидания общества от использования возможностей государственности и правовой системы Республики Таджикистан отражают требование реального развития перспективных отношений. В силу этого антикоррупционная политика государства начиная с криминализации, включает в себе осуществление этих мер.

32 Одна из форм криминализации - совершенствование в Уголовном кодексе Республики Таджикистан механизма привлечения к ответственности и превенции действий по подкупу (склонению) должностных лиц, выражаемых в целенаправленном и корыстном умысле.

33. Межведомственная рабочая группа, которая создана Распоряжением Президента Республики Таджикистан от 18 апреля 2013 года, №PП2217 обеспечит имплементацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и рекомендаций FATF на протяжении первого периода осуществления Стратегии, и во взаимодействии с гражданским обществом и на основе изучения успешного зарубежного опыта до начала мониторинга Таджикистана по механизму обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (всемирной инициативы Конференции государств-участников Организации Объединенных Наций), разрабатывает подробный отчёт.

34. Согласно Отчёту Организации Экономического Сотрудничества и Развития по мониторингу Таджикистана в рамках Стамбульского плана действий, в отношении соответствующих рекомендаций, главным образом были определены несоответствия требованиям международных антикоррупционных стандартов в Уголовном кодексе Республики Таджикистан и в связи с этим согласно требований Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, в главе "Криминализация коррупции" Отчёта были даны обновлённые рекомендации.

35. Чтобы соответствовать международным стандартам, необходимо изучить возможность внесения изменения в статьи Уголовного кодекса Республики Таджикистан об активном и пассивном взяточничестве, а именно - установить уголовную ответственность за "требование", "запрашивание" взятки, "согласия на предложение взятки или принятие предложения или обещания взятки" в случае пассивного взяточничества, и за "предложение" и "обещание" взятки в случае активного взяточничества. Необходимо ввести формулировку "имущества", "активов", "нематериальных ценностей", "преимуществуй другие льготы" и определить рамки предмета взятки рассматривая "неправомерное преимущество" без ограничений "материальной выгоды". Также необходимо определить посредничество и участие третьих лиц и на этой основе внедрить уголовную ответственность за ненадлежащее влияние в осуществлении корыстных целей. Кроме того, рассмотреть вопрос определения предельного размера подарка, когда получение в большем размере влечёт привлечение публичного (государственного) должностного лица к уголовной ответственности.

36. В частности, будет осуществлено внесение соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан в целях предусмотрена уголовной ответственности за взяточничество иностранных должностных лиц и международных организаций (за исключением лиц, обладающих иммунитетом) путём уточнения и расширения понятия "должностные лица".

37. С целью определения подзаконного механизма противодействия отмыванию активов (имущества, финансовых средств и доходов), полученных преступным путём со стороны Департамента финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана и другими субъектами регистрации оборота таких активов будет разработана инструкция, регулирующая порядок представления соответствуюшей информации о подозрительных операциях с активами на сумму, превышающую установленный законом минимальный размер, лиц, связанных с оборотом таких активов и направления соответствующих материалов, анализов, финансовых и аудиторских проверок и ревизий в целях контроля за оборотом активов в стране.

38. Существующий порядок конфискации активов, приобретённых совершением коррупционных преступлений, не является целесообразным и достаточным. Исходя из этого необходимо, чтобы в порядок конфискации всех средств и доходов, приобретённых в результате различных преступлений коррупционного характера, независимо от степени их тяжести, также конфискации имущества либо денежного эквивалента доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, были внесены изменения и дополнения. Одним из эффективных методов является мера по предусмотрению конфискации имущества и других активов, полученных в результате коррупции, в качестве основного наказания и штрафа как альтернативного вида наказания в Уголовном кодексе Республики Таджикистан, за совершение всех видов коррупционных преступлений.

39. Совершенствование и укрепление деятельности судов, правоохранительных органов и военных структур. Комплексное осуществление мер по обеспечению социальных и правовых гарантий для работников правоохранительных органов, военных структур и судов как конкретные меры будут направлены на укрепление эффективности деятельности работников названных органов и обеспечение безопасности в соответствии с требованиями Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 года, №729 "О безопасности". Анализы показывают, что обеспечение политической стабильности, уменьшение тенденции увеличения опасных для общества преступлений, восстановление доверия народа зависят от преданного отношения работников правоохранительных органов и военных структур, добропорядочности в их деятельности, укрепления служебной дисциплины, соблюдения прав и свобод граждан и недопущения коррупционных правонарушений в деятельности каждого сотрудника.

40. Практика показывает, что среди сотрудников правоохранительных органов страны, которые являются защитниками и гарантами закона и защиты прав и свобод человека и гражданина, имеются сотрудники, совершившие коррупционные преступления.

41. В течении 2007-2012 годов со стороны органов государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией было выявлено и зарегистрировано 857 коррупционных и экономических преступлений коррупционного характера в отношении 593 работников правоохранительных органов и военных структур.

42. Такие показатели требуют, чтобы в этом направлении были приняты следующие меры:

- анализ эффективности деятельности специалистов, совершенствование системы расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

- обеспечение повышения уровня материально-технического обеспечения работников правоохранительных органов, внедрение современных работоспособных информационных технологий;

- обеспечение институциональной устойчивости как условие противодействия уходу подготовленных кадров из правоохранительных органов на другую работу, обеспечивающей формирование и укрепление дееспособного и профессионального костяка;

- необходимое эффективное использование анализа рисков коррупции, как эффективное средство предупреждения коррупционных факторов с учетом того, что органам по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией приданы полномочия по координации деятельности органов государственной власти в сфере профилактики коррупции, а также дача предписаний по устранению нарушений антикоррупционного законодательства, прав граждан, юридических лиц и интересов государства;

- регулярное проведение научно-практических исследований важных проблем борьбы с коррупцией для разработки методических рекомендаций, направленных на улучшение эффективности деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.

43. Стажировка названных работников антикоррупционных органов, должна проводиться в странах, в которых были успешно осуществлены антикоррупционные программы, наряду с тем, что является важным фактором поощрения, способствует качественному повышению отношения к исполнению своих служебных обязанностей, а также для практического освоения профессиональной терминологии иностранных языков и использования компьютерной техники и других современных технологий. Исходя из этого, это направление является приоритетным направлением деятельности центров повышения квалификации сотрудников, и создает базу для заинтересованности их эффективной деятельности.

44. Будут приняты меры по обеспечению профессионализма, добропорядочности и бескорыстности, соблюдению Кодекса этики судей, изучению судьями и работниками аппаратов судов случаев конфликта интересов, повышению уровня профессиональных знаний и профилактики правонарушений, в том числе коррупции, разработаны и осуществлены конкретные организационно-правовые, административные меры и механизмы их реализации, укрепления материально-технической базы и привлечения гражданского общества в их деятельности.

45. Оценка вклада каждого судьи в повышении авторитета судебной власти как важной меры Стратегии в этой сфере, осуществляемая в кругу поэтапных мероприятий, в соответствии с Бангалорскими Принципами поведения судей, принятыми 26 ноября 2002 года в городе Гаага, будут предусмотрены в Программе судебно-правовой реформы и других соответствующих нормативных правовых актах.

46. Перед сотрудниками правоохранительных органов для повышения перед обществом в своём лице престижа и авторитета, народного доверия и удовлетворенности каждого отдельного гражданина, обращающегося к ним с надеждой, будут поставлены серьёзные задачи и и вместе с тем создание улучшенной организационно-правовой и материально-технической базы, усиление ответственности за это руководителей, их органов и финансово-хозяйственных структур по обеспечению правоохранительных органов. Надзор и контроль за эффективностью осуществления этой меры будут возложены на органы прокуратуры и государственного финансового контроля и борьбе с коррупцией.

47. В том числе совершенствование деятельности государственных служащих, добропорядочности и патриотизма, обеспечение конституционных прав и свободах человека как высшей ценности, ввиду этого добросовестное отношение к своим обязанностям ещё более конкретно будет установлено в качестве основного критерия показателей результатов служебной деятельности.

48. С условием соблюдения этого требования со стороны государства будут предусмотрены различные формы поощрений и законных льгот в пределах существующих возможностей, а также в связи с уровнем экономического развития и увеличения государственного бюджета, будучи связанным, непосредственно с реальным вкладом каждого работника государственного органа, повлечёт обеспечение расчётов повышения уровня заработной платы.

49. Из государственного бюджета для усовершенствования правовых, экономических основ, материально-технической базы правоохранительных органов и военных структур, механизма управления, повышения заработной платы и пенсий работников систематически будут выделяться определённые средства. Финансово-хозяйственные подразделения государственных органов и организаций будут обязаны на основании результатов инвентаризацией ежеквартально проводить расчёты потребностей в затратах структурных подразделений и работников, в начале каждого месяца обеспечивать затраты канцелярских и других материалов, необходимых для повседневной работы, без письменных запросов подразделений.

50. Повышение заработной платы работников судебных и правоохранительных органов, а также привлечение на контрактной основе ветеранов, достигших пенсионного возраста, имеющих богатый опыт, в качестве специалистов-консультантов требует внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство о труде, о государственном бюджете, которые регулируют их правовой статус (будет реализованы за счёт сокращения кадров, экономии расходов на материально-техническое обеспечение органа, за счёт партнёрских проектов), предусмотрены как первостепенная мера придания эффективности профилактики коррупции. То есть все ведомственные затраты будут подвергнуты систематическому анализу в форме комплексных инспекционных проверок и внутреннего аудита, в том числе службы внутренней безопасности и других средств с обязательным обсуждением результатов на коллегиях ведомств и на этой основе будут разработаны соответствующие меры.

51. Реализация этих мероприятий исходит из необходимости привлечения ответственных высококвалифицированных специалистов и недопущения "утечки интеллектуального потенциала", стимулирования личного состава, улучшения их социально-бытовых условий в целях предупреждения совершения (склонения к коррупции (к преступлениям).

52. Источники финансирования этой меры предполагается обеспечить за счет бюджетного финансирования в особом порядке для заработной платы, оплаты премий, компенсаций за работу сверх установленной нормы, в том числе за счет восстановленного финансового ущерба государству, которое будет частично перечисляться на специальный счёт правоохранительных органов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан.

53. Дальнейшее совершенствование деятельности судебных органов путём совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих внутренний порядок и рабочий режим судов (работников аппаратов судов), Профессионального кодекса этики судей, расстановка и назначение судей, критериев разделения уголовных дел и практического механизма контроля деятельности для профилактики коррупции и нарушений законов в судебных органах будет важным средством в антикоррупционной реформе.

54. Координирующие органы по противодействию легализации преступных доходов с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, примут действенные меры внутри страны и за ее пределами по противодействию преступным доходам.

55. Для улучшения деятельности органов внутренних дел, совершенствования их структуры в рамках Программы реформы милиции (полиции) необходимо предусмотреть, мероприятия в связи с совершенствованием оптимального управления, изучения, осознания и профилактики коррупции, антикоррупционной политики государства, добропорядочности на государственной службе, профессиональной этики работников органов внутренних дел.

56. В процессе деятельности, осуществления задач и целей правоохранительных, судебных органов и военных структур, будет обеспечено преимущественное привлечение институтов гражданского общества, международных организаций и наладив взаимовыгодное сотрудничество с ними, последовательно будут приняты неотложные меры, для обеспечения антикоррупционных мер.

§3. Предупреждение коррупции как эффективный и результативный метод противодействия коррупции

57. Предупреждение коррупции состоит из комплекса воздействующих мероприятий, затрагивает различные аспекты. Прежде всего в результате привлечения к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности лиц, склонных к коррупции, осуществляется анализ и устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. На основе накопленного опыта, в период реализации Стратегии будут использоваться следующие формы профилактики коррупции;

- предупреждение коррупции признано более эффективным и менее дорогостоящим средством, чем расследование коррупции и в комплексе охватывает проблемы реформы государственного управления (добропорядочность и прозрачность, подотчетность государственных институтов перед гражданским обществом), анализ рисков коррупции, включая аудит деятельности как ведомственная самооценка, специальные (выборочные) проверки министерств и ведомств на предмет выполнения ими национальной и ведомственно-отраслевых антикоррупционных программ, выявление сфер, наиболее подверженных риску коррупции, причин и условий, способствующих коррупции, как системному явлению и принятие соответствующих практических и правовых мер реагирования;

- на уровне органов государственной власти это мониторинг состояния противодействия коррупции органом по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, начиная с анализа рисков коррупции в сферах, наиболее подверженных коррупционным рискам и обзора хода осуществления международных антикоррупционных стандартов, национальной антикоррупционной стратегии и ведомственных антикоррупционных программ;

- на республиканском уровне это мониторинг состояния противодействия коррупции национальными и общественными советами и комиссиями по противодействию коррупции;

- антикоррупционная оценка правовых правил и процедур в законодательстве и проектах нормативных правовых актов, социологические, научно-правовые и экономические исследования коррупции, предупреждение конфликта интересов в государственной службе, контроль процессов отмывания денег и финансирования терроризма, а также политических партий и избирательных мероприятий;

- принцип преимущества мер по профилактике коррупции направлен на устранение причин и условий, способствующих возникновению коррупционным случаям.

58. Пути решения проблем и успешные методы предупреждения коррупции в стране должны быть изысканы на основе изучения и внедрения передовой практики зарубежных стран. С использованием передовых технологий, но с учётом национальной специфики в следующих целях, должны быть осуществлены:

- обмен информацией о возникающих проблемах и тенденциях, касаемых коррупции;

- достижение соглашения о противодействии коррупции с включением совместных взаимовыгодных мер;

- в рамках такого сотрудничества проведение совместных плановыхе мероприятий, в особенности обмен опытом, информацией, повышение квалификации, изучение опыта, разработка и выполнение плана анализа рисков и использование ресурсов, опубликование информационных, методических и научно-публицистических материалов.

59. Приобретённый опыт показывает, что такое сотрудничество является эффективным, результативным и целесообразным, если в государственных органах за соответствующими отдельными подразделениями будет закреплена ответственность по обеспечению работы, разработки соглашений (договоров) о сотрудничестве, организаци и конференций, семинаров, круглых столов, зарубежных командировок, межведомственных рабочих групп, а также и изыскания и предложения таких возможностей в регионах страны для специалистов государственных органов с участием международных организаций, гражданского общества и частного сектора.

60. Разработка обучающей антикоррупционной концепции. Все институты и курсы, занимающиеся обучением, прежде всего тех категорий государственных служащих, которые обеспечивают предоставление государственных услуг населению, должны раскрывать понятие происхождения и источников возникновения, коррупционных факторов в соответствующих им сферах, а также в процессе учёбы развивать умение нахождения эффективных путей борьбы с этими факторами.

61. Педагогический подход. Идея педагогического подхода в том, что научить человека можно только тогда, когда он сам принимает активное участие в учебном процессе. А закрепить изученную информацию можно путем использования правил использования учебных материалов, в ежедневной работе. Поэтому участники курсов и семинаров должны быть непосредственно вовлечены в процесс обучения.

62. Итог: побуждение к действию. Предотвращение коррупции требует продолжительных, долговременных усилий. Временные непоследовательные действия не приведут к желаемому результату. Побуждение к действию заключается в том, чтобы разработать системный подход либо стратегию, либо план. Как показывает успешная мировая практика, это охватывает проведение следующих мероприятий:

- принятие Профессионального кодекса этики (или антикоррупционного руководства к действию) для всех лиц, проходящих службу в государственной службе и судебной системе;

- продолжительное обучение и внедрение подготовки кадров;

- анализ риска коррупции внутри государственных органов и учреждений;

- установление внутреннего контролирующего механизма (в том числе внутреннего подразделения аудита и рабочих процессов):

- определение потребностей в дальнейшем обучении;

- подготовка и осуществление совместных планов по предотвращению коррупции между антикоррупционными и другими государственными органами.

63. Система декларирования доходов государственных служащих и должностных лиц органов государственной власти, требует серьезного реформирования, то есть необходимо установить механизм их проверки и расширить круг обязанных к их заполнению.

64. В сфере государственного финансового контроля и аудита в качестве высшего органа аудита была создана Счётная палата и предусмотрена её самостоятельность и подотчётность.

65. Система государственных закупок находится в процессе развития. Необходимо продолжать ее развитие и устранить всяческие возможности проявлений коррупционных факторов и создать надежный механизм её надлежащего управления и контроля.

66. Большая работа предстоит в сфере борьбы с политической коррупцией, а именно, путём обеспечения надлежащей финансовой отчетности политическими партиями и кандидатами, распространения этических норм поведения работников законодательных органов и развития законодательной базы по управлению конфликтами интересов.

67. В целях предупреждения коррупции в судебной ветви власти Таджикистана, необходимо предусмотреть более чёткие критерии отбора и увольнения судей, предоставить доступ общественности к информации о судах, серьёзно рассмотреть возможность введения случайного распределения дел и пересмотреть существующую систему этических норм, регулирующих поведение судей.

68. Также нужно активизировать работу в направлении борьбы с коррупцией в частном секторе. Необходимо разрабатывать совместные инициативы между государственным и частным сектором и задействовать предпринимателей при разработке и проведении правовой политики государства, повысить уровень прозрачности и устанавливать доверительные отношения между государственными органами и частным сектором.

69. Исходя из этого, в национальной правовой и институциональной системе противодействия коррупции будут предприняты нижеследующие меры:

- разработка проектов законов и принятие нормативных правовых актов в соответствии с международными антикоррупционными стандартами;

- устранение факторов, способствующих коррупции в нормативных правовых актах;

- разработка и принятие правил и методики (порядка) проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также ведомственной оценки их проектов;

- разработка и утверждение инструкций для всех государственных служащих по вопросам получения вознаграждений с целью устранения конфликта интересов;

- повышение финансового положения и реального уровня жизни работников государственных органов, ведомств и других организаций и учреждений, различных слоев общества путем организации и увеличения рабочих мест, увеличения заработной платы и пенсий;

- обеспечение прозрачности формирования и расходов государственного бюджета, основных средств и государственного имущества и проведение государственного финансового контроля для определения эффективности и целевого использования бюджетных средств;

- упрощение процесса (процедуры) оформления при регулировании предпринимательской деятельности (особенно производственной), путем устранения излишних препятствий, ненужных и способствующих коррупции;

- уменьшение наименований лицензий и разрешительных документов для всех видов предпринимательской деятельности, наименований представляемых документов для получения лицензий и разрешительных документов, уменьшения столкновении субъектов предпринимательства с соответствующими государственными органами в этом процессе;

- привлечение общественных организаций и других институтов гражданского общества в процесс принятия решений, нормативных правовых актов, программ, управления государственными органами, контроля и мониторинга их исполнения посредством размещения текстов проектов на веб-сайте органа - разработчика:

- организация широкого изучения вопросов, касаемых коррупции во всех ступенях государственных, правоохранительных органов, среди населения, с участием институтов гражданского общества;

- обеспечение осознания угрозы коррупции, формирования антикоррупционного мировоззрения среди различных слоев общества и активного участия гражданского общества в сфере противодействии коррупции и её профилактики;

- широкое использование средств массовой информации (радио, телевидения, газет и журналов и др.). сети интернет, в антикоррупционной пропаганде и просвещении антикоррупционной политики, разъяснении антикоррупционной политики Республики Таджикистан, формировании атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям в обществе;

- осуществление международных стандартов противодействия коррупции в стране, улучшение международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, выполнение международных обязательств;

- повышение авторитета и престижа страны на международной арене, снижение уровня коррупции путём осознания пагубных угроз коррупции среди различных слоев общества, усиление противодействия коррупции.

§4. Участие гражданского общества в процессе противодействия коррупции

70. Борьба с коррупцией является комплексной и публичной работой, так как в ней участвуют государственные органы в сотрудничестве с гражданским обществом и с участием каждого члена общества и только тогда может привести к желаемым результатам и предотвратить коррупцию.

71. Этот вопрос был освещен в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26 апреля 2013 года: "В борьбе с коррупцией, кроме государственных органов должен внести свой вклад каждый член общества".

72. За пройденный период ряд общественных организаций, в том числе специально учрежденных для противодействия коррупции, пропаганды и агитации антикоррупционной политики, в сотрудничестве с органом по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией и другими правоохранительными органами в деле изучения последствий коррупции среди гражданского общества, антикоррупционного просвещения и пропаганды, формирования антикоррупционного мировоззрения внесли свой значимый вклад.

73. Учреждённые при исполнительных органах государственной власти областей, городов и районов общественные комиссии по предупреждению коррупции, наряду с представителями государственных органов на равноправных началах, охватывая представителей интеллигенции, религии, ассоциаций, ветеранов труда и войны и других социальных групп гражданского общества, компетентно участвуют в контроле и рассмотрении вопросов реализации антикоррупционной политики государства, ответственны в осуществлении разъяснений законов и государственных программ, антикоррупционной пропаганды и агитации, формирования антикоррупционного мировоззрения и атмосферы нетерпимости к коррупции.

74. Для большего привлечения представителей гражданского общества в процесс разработки и осуществления антикоррупционной политики государства, обеспечения прозрачности деятельности государственных органов, защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения доступа к информации, стимулирования и защиты лиц, способствующих борьбе с коррупцией, формирования идеологии и атмосферы нетерпимости к коррупции, целесообразным является проведение нижеследующих мероприятий:

- привлечение общественных организаций и других институтов гражданского общества в разработку и принятие нормативных правовых актов и государственных программ, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, борьбой с коррупцией и её профилактикой;

- обеспечение прозрачности деятельности государственных органов путем широкого участия гражданского общества в разработке и принятии решений государственных органов, организаций и их должностных лиц, информирования общественности посредством средств массовой информации с целью обеспечения осуществления общественного контроля за прозрачностью решений, принимаемых органами государственной власти на республиканском и местном уровнях;

- организация и проведение обучающих программ по темам сущности, понятия и последствий коррупции, законодательства по противодействию коррупции и мер, предпринятых государством в этой сфере, международных стандартов профилактики коррупции и борьбы с ней;

- организация и широкое использование сети Интернет для усиления антикоррупционной пропаганды и агитации, публичного разъяснения задачи антикоррупционной политики государства и цели её реализации;

- внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты о порядке рассмотрения обращений граждан, информации их доступности в соответствии с международными стандартами и устранение препятствий по доступу к информации, в том числе переопределение понятия секретная (конфиденциальная) информация, уменьшение круга сведений, входящих в это понятие;

- периодическое проведение пресс-конференций с участием широкого круга журналистов и представителей зарубежных и отечественных средств массовой информации с целью донесения до их сведения результатов деятельности государственных органов в области противодействия и борьбы с коррупцией, а также разъяснения сущности политики государства в сфере противодействия и борьбы с коррупцией;

- рассмотрение учреждения независимого органа по информации, его доступности и заявлений, предложений и жалоб, его контроля и мониторинга;

- постоянное информирование общества о процессе осуществления настоящей Стратегии;

- в учебных программах средних, средне-профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, внедрение постоянного изучения учебно-воспитательной программы на тему "Противодействие коррупции в Таджикистане";

- разработка, постоянное применение и использование индексов распространённости коррупции в регионах, сферах, ведомствах, в средствах массовой информации с проведением разъяснительной работы среди населения, связанной с коррупционными правонарушениями;

- тесное сотрудничество государственных органов с отечественными средствами массовой информации посредством заключения с ними соглашений и назначения ответственных лиц для обеспечения по обмену информацией, связанной с коррупцией.

Раздел II.
Приоритетные направления осуществление мер Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

§1 Совершенствование государственного управления, механизма отраслевого анализа рисков коррупции, добропорядочности и прозрачности, формирования электронного правительства и доступа к информации

75. Одной из причин распространения коррупции среди общества и особенно в органах государственного управления, является несовершенство государственного управления, наличие ненужных и излишних процедур в них. Кроме этого, систематическое столкновение государственных органов и их должностных лиц с гражданами становится причиной возникновения коррупционных факторов и отношений.

76. В последние годы Таджикистан признается государством-реформатором в мире, развитие экономики стало важнейшей целью установления государственности.

77. В этот период было налажено надлежащее управление экономикой страны во взаимосвязи с реформой системы государственного управления, борьба с присвоением государственного имущества, теневой экономикой, коррупцией, отмыванием (легализацией) активов, приобретённых преступным путём и финансированием терроризма, других различных форм преступности, опасных для общества, в том числе транснациональной контрабанды и незаконного оборота наркотических веществ, государством определены как приоритетные направления борьбы с преступностью правоохранительных органов.

78. В частности, в Послании Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2012 года было отмечено, что:

"В результате неустанной борьбы, стремлений и подвигов, двадцать лет назад извечная мудрость таджикского народа доказала, что национальное единство и взаимопонимание членов общества являются важнейшим фактором прогресса государства и нации.

Именно благодаря этим важным историческим событиям мы смогли восстановить основы государственности и парализованные ветви власти в стране, укрепить фундамент государственной независимости Таджикистана. Важнее всего является то, что в нашей дорогой Родине воцарились национальное единство, устойчивый мир, социально-политическая стабильность, свободная созидательная атмосфера".

79. Благодаря искренней поддержке и добросовестному труду народа страны Правительству страны удалось, с 2000 года по сей день, в рамках национальных и отраслевых программ и стратегий постоянно принимать меры по постепенному повышению уровня жизни населения и решению социально-экономических проблем.

80. С учётом этого и с целью повышения уровня технических знаний различных слоев общества и всестороннего внедрения информационно-коммуникационных технологий в национальную экономику Правительством страны принимаются среднесрочные и долгосрочные программы.

81. Одним из важных государственных документов является принятие Концепции формирования электронного правительства. Данная Концепция специально направлена на надлежащее управление, профилактику бюрократии и коррупции.

82. В целях применения данной Концепции со стороны соответствующих государственных органов должны быть разработаны и осуществлены нижеследующие мероприятия предупреждения коррупции:

- организация изучения и подготовки высококвалифицированных кадров по реализации Концепции электронного правительства, новых информационных технологий и электронного управления;

- конкретное определение и совершенствование функций органов по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией в сфере профилактики коррупции и предотвращения конфликта интересов в государственной службе и проверка представленнных деклараций сотрудников государственных органов по доходам и имуществу, а также осуществление мониторинга национальной антикоррупционной реформы.

83. В целях повышения эффективности деятельности и расширения функций органа по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией в сфере профилактики коррупции и приведения в соответствие его деятельности с международными стандартами (Конвенция ООН против коррупции), необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Таджикистан "Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан".

84. Также имеет место необходимость установления антикоррупционной ответственности в отношении руководителей всех ступеней органов государственной власти и лиц, осуществляющих деятельность в других государственных организациях, имеющих долю государства.

85. Для обеспечения добропорядочности и прозрачности на государственной службе необходимо принять меры по профилактике коррупции:

- совершенствование механизма контроля и соблюдение требований Кодекса этики государственного служащего в сфере профилактики коррупции;

- организация и обеспечение механизма конкурса для принятия на государственную службу во всех государственных органах и в этом процессе обеспечение принципов объективного взгляда и беспристрастности;

- последовательное внедрение системы изучения служебной этики и предотвращения конфликта интересов среди государственных служащих, в частности организации специальных курсов по изучению данного вопроса среди государственных служащих:

- пересмотр иммунитета и права неприкосновенности должностных лиц органов государственной власти:

- проведение социологического исследования о причинах и условиях, способствующих возникновению коррупционных ситуаций во всех ветвях государственной власти с широким участием государственных органов, гражданского общества и донесение до сведения общества результатов исследования для использования в разработках и реализации антикоррупционной политики;

- возложение на руководителей министерства и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сёл и других государственных органов ответственности за изучение, анализ, заключение и принятие мер для устранении факторов и причин, способствующих коррупции в подконтрольных сферах и подведомственных структурах.

86. Совершенствование службы внутреннего аудита. Анализ рисковэто не разовая процедура, а постоянный процесс. Порядок осуществления и эффективность мер, вытекающих из анализа рисков, должны отслеживаться на постоянной основе. Поэтому руководство государственных организаций, имеющее более пятьдесят процентов доли государства, должно быть заинтересовано и обязано в создании внутреннего ведомственного механизма контроля, в форме службы внутреннего аудита.

87. Внутренний аудит - это инструмент управления. Он обеспечивает осуществление управленческого надзора и контроля в подразделениях организации посредством проведения аудиторских процедур, а также представляет руководству соответствующего государственного органа рекомендации по предотвращению коррупционных факторов и устранению причин, способствующих коррупции.

88. Служба внутреннего аудита проводит анализ рисков коррупции, инициирует соответствующие меры по борьбе с коррупцией внутри органа власти и предлагает меры по устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупционных ситуаций, а также обеспечивает их осуществление.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы Введение Раздел I.
Основные направления Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы
§1. Антикоррупционная национальная политика §2. Криминализация коррупции и правоохранительная деятельность §3. Предупреждение коррупции как эффективный и результативный метод противодействия коррупции §4. Участие гражданского общества в процессе противодействия коррупции Раздел II.
Приоритетные направления осуществление мер Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы
§1 Совершенствование государственного управления, механизма отраслевого анализа рисков коррупции, добропорядочности и прозрачности, формирования электронного правительства и доступа к информации §2. Предупреждение политической коррупции и роль Парламента в национальной системе противодействия коррупции §3. Совершенствование инвестиционного и предпринимательского пространства (добропорядочность в частном секторе) §4. Совершенствование профессиональных кодексов этики и кадровой политики государственной службы §5. Совершенствование системы государственных закупок §6. Совершенствование государственного финансового контроля §7. Предупреждение коррупции в сфере образования и здравоохранения Раздел III.
Международное правовое сотрудничество
Раздел IV.
Результаты применения Стратегии, мониторинг и оценка её эффективности
Раздел V.
План мероприятий реализации стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы

Указ Президента Республики Таджикистан от 30 августа 2013 года №1504
"О Стратегии по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы"

О документе

Номер документа:1504
Дата принятия: 30/08/2013
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 145 от 05/09/2013
Начало действия документа:30/08/2013
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Нет сведений

Редакции документа

Текущая редакция принята: 19/06/2017  документом  Указ Президента Республики Таджикистан О внесении изменений в Указ Президента Республики Таджикистан... № 892 от 19/06/2017
Вступила в силу с: 19/06/2017


Редакция от 13/06/2016, принята документом Указ Президента Республики Таджикистан О внесении изменений в указ Президента Республики Таджикистан от 30 августа 2013 года №1504 № 703 от 13/06/2016
Вступила в силу с: 13/06/2016


Первоначальная редакция от 30/08/2013