Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 17 января 2002 года №284-II
О торговом мореплавании
(В редакции Законов Республики Казахстан от 22.10.2004 г. №601-II, 20.12.2004 г. №13-III ЗРК, 02.06.2005 г. №55-III ЗРК, 31.01.2006 г. №125-III ЗРК, 29.12.2006 г. №209-III ЗРК, 15.05.2007 г. №253-III ЗРК, 26.07.2007 г. №311-III ЗРК, 30.12.2009 г. №234-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 28.12.2010 г. №369-IV, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №379-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 25.03.2011 г. №421-IV ЗРК, 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 10.07.2012 г. №35-V ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 16.01.2013 г. №71-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК)
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и международные основы государственного управления в сфере торгового мореплавания и регулирует отношения, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов, обеспечением безопасности на морском транспорте и охраной окружающей среды.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аварийный взнос - денежная сумма, которую получатель обязан внести перевозчику при выдаче ему груза для возмещения расходов в случае общей аварии в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах;
2) получатель - лицо, уполномоченное на получение груза по договору морской перевозки груза;
3) спецперсонал - лица, не являющиеся членами экипажа, постоянно находящиеся на борту в связи с назначением судна (занятые добычей и обработкой живых ресурсов моря, научные, инженерно-технические работники, работники лабораторий, рабочие и другие);
4) бербоут-чартер - вид договора фрахтования, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
5) обычный маршрут - общепринятый в морской практике маршрут следования судна;
6) демерредж - плата за контрсталийное время;
7) диспач - вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки судна до истечения сталийного времени;
8) диспаша - документ, составляемый диспашером, содержащий расчет убытков и расходов по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в общем морском предприятии;
9) диспашеры - лица, обладающие знаниями и опытом в области морского права, составляющие расчет по определению диспаши;
10) расчетная единица - единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом;
11) фрахт - плата за перевозку груза, а также вознаграждение по договорам бербоутчартера и тайм-чартера;
12) общее морское предприятие - имущество (судно, фрахт и груз), за счет которого подлежат возмещению расходы по общей аварии;
13) пассажир - лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд, либо осуществляющее по договору морской перевозки груза с согласия перевозчика сопровождение автотранспортного средства, животных и иного груза;
14) пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более двенадцати пассажиров;
15) пассажирское свидетельство - судовой документ, содержащий сведения о максимально допустимом количестве пассажиров на судне;
16) отправитель - лицо, отправляющее груз в соответствии с договором морской перевозки и указанное в перевозочных документах;
17) плавучая буровая установка - судно (плавучее сооружение), предназначенное для выполнения буровых работ по разведке и (или) добыче подземных ресурсов морского дна;
18) грузовое судно - судно, не являющееся пассажирским, предназначенное для перевозки грузов;
19) инцидент - происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба;
20) каботаж - перевозка и буксировка в сообщении между морскими портами Республики Казахстан, а также из порта (пункта) погрузки до порта (пункта) разгрузки, находящихся в юрисдикции Республики Казахстан;
21) каютный багаж - компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе, в пределах установленных количества и габаритов;
22) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, включая неводоизмещающее судно и гидросамолет, используемые в целях торгового мореплавания;
23) исключен
24) судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
25) ипотека судна - ипотека подлежащего государственной регистрации морского судна, судна внутреннего водного плавания, судна плавания "река-море", а также строящегося судна, возникающая на основании договора, зарегистрированного в соответствующем реестре;
25-1) Регистр судоходства - созданное по решению Правительства Республики Казахстан республиканское государственное казенное предприятие классификации и обеспечения технической безопасности судов;
(В подпункт 25-1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №34-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
26) лоцманская проводка судов - проведение судов, осуществляемое лоцманом;
27) фрахтователь - сторона договора фрахтования, которой предоставляется судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания;
28) фрахтовщик - сторона договора фрахтования, предоставляющая судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания;
29) собственник судна - лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна в соответствии с Правилами государственной регистрации судов и прав на них;
30) вместимость судна - способность судна принять к перевозке количество грузов в зависимости от объема его грузовых помещений, исчисляемого в кубических метрах либо кубических футах;
31) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке;
32) контрсталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой сверх сталийного времени;
33) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей среде;
34) лоцман - специалист, обладающий определенными знаниями и навыками в области безопасного проведения судов к месту швартовки, постановки на якорь и перестановки судов в порту;
35) лоцманская служба - деятельность лоцмана (лоцманов);
36) нефтеналивное судно - грузовое судно, построенное или приспособленное для перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов;
37) фактический перевозчик - перевозчик, фактически осуществляющий перевозку пассажира, багажа и груза или их часть;
38) сквозной коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком отправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке, которым предусматривается, что часть перевозки должна осуществляться другим перевозчиком;
39) акватория порта - внутренние воды Республики Казахстан, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов или определяемой в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
40) портовая буксировка - буксировка и выполнение маневров в акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода его из порта;
41) торговое мореплавание - деятельность по перевозке судами пассажиров, багажа и грузов, а также деятельность, связанная с использованием судов в иных коммерческих и некоммерческих целях (гидрографических, научных, гидротехнических, спасательных и других), за исключением военных и пограничных судов, используемых для выполнения возложенных на них функций;
42) сталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой без дополнительной к фрахту оплаты;
43) суббербоут-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить третьим лицам во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
44) субтайм-чартер - договор фрахтования, по которому фрахтователь обязуется предоставить третьим лицам за вознаграждение на определенный срок судно или несколько судов, снаряженные и укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
45) буксирное судно - судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений;
46) исключен
47) тайм-чартер - договор фрахтования судна на время, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
48) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность морского транспорта при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, утверждаемые Правительством Республики Казахстан;
49) перевозчик - судовладелец, предоставляющий услуги по перевозке пассажиров, багажа, почтовых отправлений и грузов и указанный в перевозочных документах;
50) исключен
51) исключен
52) средства навигационной обстановки морских путей - маяки, буи и другое навигационное оборудование, обеспечивающее безопасность плавания;
53) морская накладная - перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов морским транспортом;
54) морской порт - комплекс сооружений, расположенных на предоставленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке земельных участках, предназначенных для обслуживания судов, пассажиров, багажа и осуществления операций с грузами, а также для иных целей деятельности морского транспорта;
55) морское требование - требование, заявляемое в связи с использованием судов в целях торгового мореплавания (возмещение вреда, уплата сборов и иное);
56) морской терминал - специализированный участок в морском порту, включающий совокупность технических средств, инженерных сооружений, подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для погрузки (разгрузки) грузов, их хранения, обработки транспортных средств, смежных с морским видом транспорта, а также посадки, высадки и иного обслуживания пассажиров;
57) оператор морского терминала - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях терминалом в морском порту;
57-1) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;
57-2) морской протест - заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований в целях обеспечения доказательств;
58) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере торгового мореплавания, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан,межотраслевую координацию;
58-1) Национальный морской перевозчик - юридическое лицо, оказывающее услуги по морской перевозке пассажиров, багажа, почтовых отправлений, грузов и определяемое Правительством Республики Казахстан;
59) чартер - вид договора морской перевозки пассажиров, багажа, грузов, при котором отправителю предоставляются все судно, его часть или определенные судовые помещения;
60) иностранное классификационное общество - иностранная организация, осуществляющая техническое наблюдение, освидетельствование и классификацию судов, признанная Правительством Республики Казахстан, в порядке, определенном международными договорами Республики Казахстан.
Статья 2. Законодательство о торговом мореплавании
1. Законодательство Республики Казахстан о торговом мореплавании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются нормы международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон распространяется:
1) на морские суда во время их плавания по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан;
2) на суда внутреннего водного плавания, суда плавания "рекаморе" во время их следования по морским путям, рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям Республики Казахстан при осуществлении перевозки пассажиров, багажа и грузов с заходом в морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
2. Настоящий Закон не распространяется на суда, плавающие под флагом Военно-Морских Сил Республики Казахстан и морских частей Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16.01.2013 г. №71-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Государственное управление в сфере торгового мореплавания
1. исключен
2. К компетенции Правительства Республики Казахстан в сфере торгового мореплавания относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в сфере торгового мореплавания, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) исключен
2-1) утверждение Правил передачи морских портов, имеющих статус международного значения, в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании;
(Подпункт 2-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №35-V ЗРК)
3) осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области торгового мореплавания;
4) принятие решений о запрете транзитного пассажирского сообщения по территории Республики Казахстан;
5) принятие решений о запретах на ввоз, вывоз, транзит багажа и груза на (с) территории Республики Казахстан;
6) определение порядка размещения морских портов для их строительства;
7) утверждение Правил государственной регистрации судов и прав на них;
8) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от10.07.2012 г. №36-V ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
9) определение порядка дипломирования членов экипажей судов;
10) утверждение перечня опасных грузов, предназначенных для перевозки судами;
10-1) утверждение натуральных норм обеспечения работников государственного контроля на морском транспорте форменной одеждой (без погон);
11) исключен
12) исключен
13) утверждение образца удостоверения личности моряка Республики Казахстан, мореходной книжки, подтверждения дипломов, порядка их оформления, выдачи, продления, а также изъятия;
14) утверждение порядка выдачи разрешений на осуществление каботажа и иной деятельности, связанной с торговым мореплаванием судами, плавающими под флагом иностранного государства;
15) принятие на основании международных договоров Республики Казахстан в области торгового мореплавания решения о признании классификационного общества, осуществляющего техническое освидетельствование и классификацию судов;
16) исключен
17) утверждение Правил по оборудованию морских судов;
19) утверждение технических регламентов в сфере торгового мореплавания;
20) утверждение Правил плавания и стоянки судов в морских портах Республики Казахстан и на подходах к ним;
21) утверждение Правил расследования аварийных случаев с судами;
22) утверждение перечня, форм судовых документов и правил ведения судовых документов;
23) утверждение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов;
24) утверждение Правил эксплуатации морских портов, имеющих статус международного значения, портовых сооружений и акватории морского порта;
(Подпункт 24 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №35-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
25) установление требований минимального состава экипажа судна;
26) утверждение Правил расследования транспортных происшествий с судами, подлежащими государственной регистрации в судовой книге;
27) утверждение Правил аттестации судоводителей на право управления маломерным судном;
28) утверждение Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
29) утверждение правил по техническому надзору за маломерными судами;
(Подпункт 29 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
30) утверждение формы и порядка ведения журнала непрерывной регистрации истории судна;
31) утверждение Устава службы на судах морского транспорта Республики Казахстан;
32) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
3. К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) участие в пределах своей компетенции в осуществлении межгосударственного и международного сотрудничества в сфере торгового мореплавания и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях, в том числе обеспечение выполнения международных договоров;
2) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торгового мореплавания;
(Подпункт 2) пункта 3 статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №124-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
2-1) разработка Правил передачи морских портов, имеющих статус международного значения, в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании;
(Подпункт 2-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №35-V ЗРК)
2-2) разработка Правил эксплуатации морских портов, имеющих статус международного значения, портовых сооружений и акватории морского порта;
(Подпункт 2-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №35-V ЗРК)
3) исключен
4) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от10.07.2012 г. №36-V ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
5) утверждение положения о капитане морского порта;
5-1) исключен
6) принятие решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Республики Казахстан и временном переводе судна под флаг иностранного государства;
6-1) исключен
7) исключен
8) осуществление контроля и надзора за классификацией судов;
9) осуществление технического надзора за судами, подлежащими государственной регистрации в судовой книге;
9-1) расследование транспортных происшествий с судами, подлежащими государственной регистрации в судовой книге;
10) обеспечение проведения освидетельствования судов, портов, береговых объектов, судоходных гидросооружений, искусственных островов и других сооружений на море;
11) контроль и надзор за лоцманской службой и иными морскими службами;
12) утверждение перечня должностей (профессий) работников государственного контроля на морском транспорте, которым выдается форменная одежда (без погон), образцов формы и знаков различия, порядка ношения форменной одежды (без погон);
13) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК
13-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК
(см. предыдущую редакцию)
14) исключен
15) осуществление государственной регистрации судов и прав на них в судовой книге;
16) контроль за обеспечением безопасности мореплавания, осуществляемый через морскую администрацию порта;
(Подпункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
17) выдача разрешений на осуществление каботажа и иной деятельности, связанной с торговым мореплаванием судами, плавающими под флагом иностранного государства;
18) контроль за проведением осмотров территориальными подразделениями уполномоченного органа морских судов, находящихся в эксплуатации, на зимнем отстое;
(Подпункт 18 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
19) контроль и надзор за классификацией, расследованием и учетом аварийных случаев с морскими судами, проводимый морской администрацией порта;
20) контроль и надзор за соблюдением требований, предъявляемых к комплектованию экипажа судна;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 22 июля 2013 года