Дата обновления БД:
04.07.2025
Добавлено/обновлено документов:
335 / 1328
Всего документов в БД:
325153
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 15 марта 2021 года №ПП-5025
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы оценки регуляторного воздействия
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 29.01.2022 г. №УП-61, 17.03.2022 г. №УП-89, 06.07.2023 г. №УП-108, 16.08.2024 г. №УП-111)
В целях повышения качества нормотворческой деятельности в стране, внедрения в разработку проектов нормативно-правовых актов новых инновационных методов "умного регулирования", предоставляющих возможность принятия глубоко продуманных и просчитанных решений с широким привлечением общественности:
1. Принять к сведению, что в рамках внедрения системы оценки регуляторного воздействия установлено как правило проведение общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, имеющих важное экономическое и общественно-политическое значение.
Одобрить предложение палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров о совершенствовании системы проведения оценки регуляторного воздействия, предусматривающее обязательность:
обобщения предложений и замечаний, поступивших в ходе проведения общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, включения их в отчет об оценке регуляторного воздействия, представления в обязательном порядке в орган, принимающий нормативно-правовой акт, а также опубликования на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов;
возвращения в обязательном порядке принимающими органами проектов нормативно-правовых актов, не прошедших общественного обсуждения, их разработчикам.
Установить порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции:
организует всестороннее рассмотрение заинтересованными министерствами и ведомствами проектов нормативно-правовых актов, имеющих важное экономическое и общественно-политическое значение, до проведения их общественного обсуждения;
требует проведения форумов с участием средств массовой информации и привлечением экспертов и представителей широкой общественности по проектам нормативно-правовых актов, вызвавшим обоснованные замечания физических и юридических лиц в процессе их общественного обсуждения, и возвращает такие проекты разработчикам для доработки.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 №УП-89)
(см. предыдущую редакцию)
2. Установить, что в целях поэтапного внедрения системы оценки регуляторного воздействия:
а) в срок до 1 января 2023 года проводится оценка регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, предусматривающих:
введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;
введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;
повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;
ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или возложение на них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;
установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление им новых, в том числе эксклюзивных прав;
б) начиная с 1 января 2023 года по всем проектам нормативно-правовых актов и принятым нормативно-правовым актам, оказывающим воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду, проводится оценка регуляторного воздействия.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.01.2022 №УП-61)
(см. предыдущую редакцию)
3. Утвердить Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов согласно приложению, предусматривающее:
внедрение трехэтапного порядка проведения оценки регуляторного воздействия в процессе планирования и разработки, а также после принятия проекта нормативно-правового акта;
ежегодную разработку и утверждение после проведения общественного обсуждения Кабинетом Министров в срок до 20 марта плана проведения оценки регуляторного воздействия принятых нормативно-правовых актов;
осуществление мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (правового мониторинга) органами государственного управления и другими организациями одновременно с проведением оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов с учетом его результатов при проведении оценки регуляторного воздействия;
рассмотрение в обязательном порядке соответствующими государственными органами заключений о результатах альтернативной оценки регуляторного воздействия, подготовленных физическими и юридическими лицами.
Рекомендовать Верховному суду, Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел внесение в Министерство юстиции предложений о проведении оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов с учетом результатов обобщения материалов дел, рассмотренных в судах, а также судебной, следственной, правоприменительной практики и статистической отчетности.
4. Определить, что Министерство юстиции:
координирует деятельность по проведению оценки регуляторного воздействия органов государственного управления, исполнительной власти на местах и других организаций с оказанием методической помощи;
осуществляет мониторинг деятельности государственных органов и организаций по проведению оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов;
в случаях непредставления ответа (оставления без рассмотрения) по поступившим в процессе общественного обсуждения и признанным обоснованными предложениям по проектам нормативно-правовых актов и действующим нормативно-правовым актам вносит в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении данных недостатков;
формирует список работников государственных органов и организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия, вносит предложения о повышении их квалификации и совершенствовании навыков, включая организацию для них учебных мероприятий за рубежом;
проводит системный анализ показателей Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах, а также разрабатывает предложения по их дальнейшему улучшению.
5. Министерству юстиции:
а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июля 2021 года:
обеспечить усовершенствование портала обсуждений проектов нормативно-правовых актов и Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, предусмотрев при этом предоставление общественности возможности наблюдения за всем процессом проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, а также опубликование в средствах массовой информации и размещение в социальных сетях уведомлений о выставлении проектов на общественное обсуждение;
внести предложения о внедрении автоматизированной электронной программы анализа выгод и издержек в процесс проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов;
б) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, а также Антимонопольным комитетом в срок до 15 апреля 2021 года:
внедрить практику организации учебных семинаров по разъяснению руководителям и ответственным работникам государственных органов и организаций сути и порядка проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим постановлением на основе отдельно утвержденных планов;
утвердить методику проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, формы анкет для участников обсуждений и соответствующих отчетов.
6. Рекомендовать органам хозяйственного управления и предприятиям с участием государства, начиная с 1 января 2022 года:
внедрить порядок проведения оценки регуляторного воздействия своих документов (их проектов), влияющих на права и интересы населения и предпринимателей;
ежегодно проводить оценку регуляторного воздействия своих документов на основе анализа вопросов, обсуждаемых населением и предпринимателями в средствах массовой информации и социальных сетях, с широким освещением результатов проведенной оценки.
7. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
Президент Республики Узбекистан
Ш.Мирзиёев
Приложение
к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2021 года №ПП-5025
(Положение изложено в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 16.08.2024 №УП-111)
(см. предыдущую редакцию)
Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
разработчик — государственный орган и организация, разрабатывающий проект нормативно-правового акта или проводящий оценку регуляторного воздействия принятого нормативно-правового акта;
оценка регуляторного воздействия (далее — ОРВ) — комплекс мер, направленный на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта нормативно-правового акта, а также выявление достижения целей регулирования и эффективности нормативно-правового акта и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования;
инструмент регулирования — требования или иные ограничения, обязательные к исполнению (соблюдению) физическими и юридическими лицами, либо иные меры, влияющие на них;
заинтересованные стороны — физические и юридические лица, государственные органы и организации, органы государственной власти на местах, причастные к изучаемой проблеме или предлагаемому регулированию;
выгода — прибыль или доход в любой форме, которые могут быть получены (были приобретены) заинтересованными сторонами в результате выполнения требований, предусмотренных в проекте нормативно-правового акта или принятом нормативно-правовом акте;
издержки — прямые и косвенные расходы, которые могут быть причинены (были причинены) заинтересованным сторонам вследствие выполнения требований, предусмотренных в проекте нормативно-правового акта или принятом нормативно-правовом акте;
воздействие — прямые или косвенные выгоды и издержки, которые могут повлечь за собой заинтересованные стороны при соблюдении обязательств, требований, запретов и иных ограничений, установленных проектом нормативно-правовых актов, а также принятыми нормативно-правовыми актами;
отчет ОРВ — документ, подготавливаемый разработчиком по итогам проведенной ОРВ проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта;
упрощенный отчет ОРВ — документ, подготавливаемый разработчиком по результатам ОРВ, которая была проведена до разработки проекта нормативно-правового акта;
развернутый отчет ОРВ — документ, подготавливаемый разработчиком по результатам ОРВ, проведенной в расширенном порядке одновременно с разработкой проекта нормативно-правового акта;
заключение о результатах ОРВ — документ, подготавливаемый органами, выдающими заключение, по итогам рассмотрения отчета ОРВ и оценки воздействия на соответствующую сферу проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта.
3. ОРВ проводится в целях определения проблемы, возникшей в конкретной сфере, возникших положительных и отрицательных последствий, а также решений, направленных на решение проблемы, их преимуществ и недостатков, необходимости вмешательства государства в данной области, а также определения достижения и эффективности целей регулирования в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами.
4. ОРВ в обязательном порядке проводится по проекту нормативно-правового акта и принятому нормативно-правовому акту, воздействующими на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду.
5. Проведение ОРВ проектов нормативно-правовых актов осуществляется в два этапа — в упрощенном порядке до разработки проекта и в расширенном порядке одновременно с разработкой проекта.
6. ОРВ в упрощенном порядке проводится в случаях, когда проектом нормативно-правового акта предусмотрено внедрение следующих инструментов регулирования:
установление или изменение обязательств, требований, запретов, ответственности или других ограничений для физических и юридических лиц;
применение мер воздействия к физическим и юридическим лицам, связанных с обеспечением соблюдения или исполнения обязательств, требований, запретов, ответственности или иных ограничений;
введение, расширение или сокращение масштаба воздействия либо отмена льгот, преференций и других видов государственной поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства.
7. Проект нормативно-правового акта, признанный по результатам упрощенной ОРВ имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду, проходит ОРВ в расширенном порядке.
Проекты нормативно-правовых актов могут проходить расширенную ОРВ по поручениям палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также по предложениям уполномоченных органов в сфере ОРВ, общественности и других заинтересованных сторон.
8. Проведение по проекту нормативно-правового акта ОРВ, в том числе общественного обсуждения не является обязательным в следующих случаях:
если проект нормативно-правового акта направлен на предупреждение чрезвычайных ситуаций или ликвидацию их последствий, введение ограничительных мер (карантина) по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
если предусматривает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;
если в проекте нормативно-правового акта или принятом нормативно-правовом акте предусматриваются изменения и дополнения, направленные на приведение действующих нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями принятых новых актов законодательства;
если проект нормативно-правового акта или принятый нормативно-правовой акт не отвечают критериям, указанным в пункте 4 настоящего Положения.
В случаях, указанных в данном пункте, в пояснительной записке проекта разработчик должен обосновать отказ в проведении ОРВ.
Если проект нормативно-правового акта или принятый нормативно-правовой акт содержат государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, по ним может проводиться ОРВ без выставления на общественное обсуждение.
9. Источниками информации для проведения ОРВ являются:
официальные статистические данные;
сведения государственных органов и организаций;
научно-аналитические материалы и публикации, материалы научно-практических семинаров, конференций и заседаний;
результаты социальных опросов, проведенных уполномоченными организациями и разработчиком;
публикации в средствах массовой информации, включая официальные веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет;
данные, полученные (выявленные) в процессе проведенных изучений, в том числе государственными органами и организациями в рамках проведения ОРВ с непосредственным выездом на место;
иные источники, не запрещенные актами законодательства.
10. ОРВ проекта нормативно-правового акта или принятого нормативно-правового акта проводится на основании методологии, утверждаемой в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с формой, утверждаемой Министерством юстиции, по результатам ОРВ составляется отчет ОРВ, который оформляется подписью первого руководителя разработчика (в исключительных случаях — его первого заместителя).
11. В государственных органах и организациях для проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов создается рабочая группа по ОРВ из числа специалистов отрасли.
Организация работ по проведению ОРВ нормативно-правового акта или его проекта, а также координация деятельности рабочей группы по ОРВ в государственных органах и организациях возлагаются на структурные подразделения стратегического планирования и методологии государственных органов и организаций, в случаях их отсутствия на структурные подразделения, на которые возложена задача разработки или методического обеспечения проектов актов законодательства.
Глава 2. Порядок разработки и проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов
§1. Проведение ОРВ проектов в упрощенном порядке
12. Проекты, предусматривающие внедрение инструментов регулирования, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, перед разработкой проходят упрощенный порядок ОРВ.
13. Разработчик подготавливает отчет по результатам упрощенного ОРВ.
14. В упрощенном отчете ОРВ отражаются следующие сведения:
описание проблемы, в том числе анализ объектов и субъектов, на которых воздействует проблема;
необходимость, цель государственного вмешательства и риски, связанные с решением проблемы или уменьшением ее негативных последствий;
альтернативные способы решения проблемы;
положительные и отрицательные эффекты альтернативных методов, а также их вероятная доля в решении проблемы;
преимущество оптимального метода перед другими методами;
инструменты регулирования, внедрение которых ожидается посредством оптимального метода.
§2. Проведение ОРВ проектов в расширенном порядке
15. В случаях, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, ОРВ по проекту проводится в расширенном порядке.
16. В развернутом отчете ОРВ отражаются следующие сведения:
анализ проблем, подлежащих регулированию, и необходимость (причины) государственного вмешательства;
цели, которые должны быть достигнуты посредством регулирования;
альтернативные методы, их преимущества и недостатки в решении проблемы;
информация о субъектах, на которых воздействует регулирование;
количественный и качественный анализ каждого альтернативного метода, включая анализ выгоды и издержки, влияния на соответствующие отрасли (конкуренцию, социальную сферу, окружающую среду) и риск возможных негативных последствий при его применении, а также целесообразность внедрения выбранного оптимального метода с помощью сравнительного анализа;
необходимые меры и ожидаемые результаты для достижения целей регулирования;
обоснование предлагаемого периода действия проекта или установленных в нем инструментов регулирования (при наличии срока действия).
§3. Согласование проекта и отчета ОРВ с заинтересованными министерствами и ведомствами, проведение экспертных и общественных обсуждений
17. В процессе ОРВ необходимо проводить консультации с заинтересованными сторонами с целью оценки целесообразности и необходимости анализа проблем, сбора данных и доказательств, выявления альтернативных методов и внедрения инструментов регулирования, а также обсуждать с отраслевыми специалистами (экспертами) альтернативные методы решения проблемы (далее — экспертное обсуждение).
Проекты и отчет ОРВ, предусматривающие возложение на субъекты предпринимательства новых обязательств, требований, запретов, мер ответственности или иных ограничений, обсуждаются непосредственно с участием субъектов предпринимательства и их объединений.
При разработке проектов, в том числе проведении ОРВ, к процессам сбора информации (опросам, фокус-групповым обсуждениям и другим) могут быть привлечены на договорной основе научные организации и негосударственные некоммерческие организации (далее — научные организации), а также организации и специалисты отрасли (эксперты), оказывающие консультационные (консалтинговые) услуги.
18. По результатам экспертного обсуждения проект и отчет ОРВ дорабатываются, а соответствующие материалы в обязательном порядке прилагаются при внесении проекта и отчета ОРВ в Министерство юстиции и органы, принимающие решение.
19. Согласование проекта и отчета ОРВ с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляется через Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.
20. Согласование проектов с заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляется в порядке и в сроки, установленные актами законодательства.
21. Проект и отчет ОРВ, доработанные по итогам экспертного обсуждения и согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами проходят общественное обсуждение путем их размещения разработчиком на портале обсуждения нормативно-правовых актов (далее — Портал) на срок, установленный им самим, но не менее 15 дней.
22. Обоснованные предложения по проекту и отчету ОРВ представляются участниками общественного обсуждения в произвольной форме с использованием технических возможностей Портала.
23. Участники общественного обсуждения, а также другие организации и граждане могут проводить альтернативную оценку регуляторного воздействия проекта и представить проект, подготовленный по результатам оценки, государственному органу-разработчику проекта. Заключения, подготовленные по результатам альтернативной оценки регуляторного воздействия проекта, проведенной участниками общественного обсуждения, в обязательном порядке рассматриваются соответствующими государственными органами.
24. Разработчик обобщает предложения, представленные участниками общественного обсуждения и заинтересованными сторонами, и размещает на Портале на срок не менее 5 дней после завершения срока обсуждения проекта обоснованную справку о принятии или отклонении предложений по форме, утверждаемой Министерством юстиции, а также проект, доработанный на основании данных предложений, и отчет ОРВ.
Справка о результатах рассмотрения предложений участников общественного обсуждения прилагается к отчету ОРВ на всех стадиях проведения ОРВ.
25. Если текст проекта после его доработки на основе общественного обсуждения кардинально отличается от ранее размещенного для общественного обсуждения, в частности, если изменены его концептуальные положения, проект и отчет ОРВ размещаются для общественного обсуждения повторно.
26. По проекту и отчету ОРВ, которые во время общественного обсуждения вызвали широкое обсуждение в средствах массовой информации и социальных сетях или обоснованные возражения населения, разработчик по собственной инициативе или по требованию Министерства юстиции проводит пресс-конференции и брифинги для представителей средств массовой информации, журналистов, граждан и субъектов предпринимательства по разъяснению цели, сути, содержания и значения данного проекта.
§4. Согласование проекта и отчета ОРВ с органами, выдающими заключение
27. Одновременно с межведомственным соглашением через единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов в органы, выдающие заключение, представляются проект и развернутый отчет ОРВ, а также другая информация, необходимая для предоставления заключения по ОРВ, для изучения воздействия проекта на соответствующую отрасль.
28. Проект нормативно-правового акта и развернутый отчет ОРВ изучаются:
Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан — на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность;
Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан — на предмет воздействия на конкуренцию;
Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан — на предмет воздействия на окружающую среду.
Изучение воздействия проекта нормативно-правового акта на права, свободы и законные интересы граждан проводится в процессе его согласования государственными органами и организациями, ответственными за осуществление государственной политики в соответствующей сфере.
При необходимости органы, выдающие заключение, могут совместно подготовить согласованное заключение путем взаимного обсуждения проекта и развернутого отчета ОРВ.
29. Органы, выдающие заключение, имеют право запрашивать у разработчика дополнительную информацию в процессе изучения развернутого отчета ОРВ.
30. По результатам развернутого ОРВ органы, выдающие заключение, в течение 10 рабочих дней оформляют заключение о целесообразности, необходимости доработки или нецелесообразности проекта и представляют его разработчику за подписью первого руководителя (в исключительных случаях — его первых заместителей) органов, выдающих заключение.
§5. Внесение упрощенного отчета ОРВ в Министерство юстиции для получения предварительного заключения
31. Разработчик вносит упрощенный отчет ОРВ вместе с данными, указанными в настоящем Положении, в Министерство юстиции для получения предварительного заключения о качестве проведенной ОРВ и необходимости проведения развернутой ОРВ по проекту.
32. Министерство юстиции изучает соблюдение разработчиком требований настоящего Положения в процессах проведения ОРВ, необходимость государственного вмешательства, обоснованность решения проблемы выбранным методом регулирования, а также необходимость проведения развернутой ОРВ проекта.
33. Министерство юстиции имеет право запросить дополнительную информацию у разработчика в процессе изучения упрощенного отчета ОРВ.
34. Министерством юстиции в течение 10 рабочих дней будет рассмотрен упрощенный отчет ОРВ и представлено одно из следующих заключений по результатам оценки:
о возможности разработки проекта на основе упрощенного отчета ОРВ;
о необходимости разработки проекта, прошедшего ОРВ в расширенном порядке, в связи с признанием уровня воздействия проекта на экономику, социальную сферу или окружающую среду высоким.
Министерство юстиции в случае определения того, что процессы ОРВ были проведены разработчиком без соблюдения требований настоящего Положения, возвращает разработчику упрощенный отчет ОРВ, устанавливая конкретный срок для устранения недостатков, допущенных в процессах проведения ОРВ, а также проведения дополнительных изучений.
§6. Внесение проекта и отчета ОРВ в Министерство юстиции
35. Проект и отчет ОРВ, доработанные после проведения упрощенной ОРВ, межведомственного согласования, экспертного и общественного обсуждения, а также заключение по результатам ОРВ органов, выдающих заключение по проектам, прошедшим развернутую ОРВ, и другие необходимые материалы, указанные в настоящем Положении, вносятся разработчиком в Министерство юстиции для проведения в установленном порядке их правовой экспертизы и изучения качества проведенной ОРВ.
36. Проект и развернутый отчет ОРВ вносятся в Министерство юстиции только при наличии заключений органов, выдающих заключение по результатам ОРВ.
37. Министерство юстиции изучает соблюдение разработчиком в процессе проведения ОРВ проекта требований настоящего Положения, наличие или отсутствие в проекте необоснованных издержек заинтересованных сторон, возложение излишних обязанностей, запретов и ограничений, а также обоснованность решения проблемы предлагаемым методом регулирования.
38. В случае выявления проведения разработчиком процессов ОРВ без соблюдения требований настоящего Положения Министерство юстиции возвращает разработчику проект, отчет ОРВ и заключения о результатах ОРВ для устранения недостатков, допущенных в процессе проведения ОРВ, с установлением конкретных сроков для проведения дополнительных изучений.
39. В случае проведения разработчиком процессов ОРВ с полным соблюдением требований настоящего Положения, Министерство юстиции выдает заключение о целесообразности или нецелесообразности принятия проекта, предусматривающего наличие или отсутствие в нем необоснованных издержек заинтересованных сторон, возложения излишних обязанностей, запретов и ограничений, а также обоснованности или необоснованности решения проблемы предлагаемым методом регулирования.
40. При внесении разработчиком проекта в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров к нему прилагаются отчет ОРВ, информация по результатам экспертного и общественного обсуждения, заключения органов, выдающих заключение, и Министерства юстиции.
Глава 3. Мониторинг исполнения нормативно-правовых актов
41. Исполнение нормативно-правовых актов, подпадающих под действие ОРВ, в том числе нормативно-правовых актов, прошедших ОРВ в расширенном порядке, подлежит обязательному ежегодному мониторингу после вступления их в силу.
При этом:
при разработке проектов нормативно-правовых актов составляется и прилагается к нему план мониторинга исполнения нормативно-правовых актов установленной разработчиком формы (далее — план мониторинга) на всех этапах вплоть до принятия проекта;
план мониторинга рассматривается уполномоченным органом в процессе проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов;
мониторинг нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с планом мониторинга.
42. Основными задачами мониторинга являются:
анализ достижения целей принятия нормативно-правового акта, регулярный и систематический мониторинг его реализации и результатов;
сбор статистических данных для проведения ОРВ;
изучение соответствия правоприменительной практики целям принятия нормативно-правовых актов;
выявление обстоятельств, препятствующих исполнению нормативно-правовых актов;
изучение правоприменительной практики по исполнению нормативно-правового акта.
43. Мониторинг осуществляется государственным органом, определенным нормативно-правовым актом непосредственно ответственным за его мониторинг, в случаях неопределения ответственного органа министерствами и ведомствами, осуществляющими государственную политику в соответствующей сфере.
Форма плана мониторинга и методология проведения мониторинга утверждаются Министерством юстиции.
44. Мониторинг осуществляется через Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.
Государственные органы ежегодно до 1 февраля в обязательном порядке публикуют на своих официальных веб-сайтах информацию о результатах проведенного мониторинга и представляют ее в Министерство юстиции.
Глава 4. Порядок проведения ОРВ нормативно-правовых актов
§1. Разработка и утверждение плана проведения ОРВ нормативно-правовых актов
45. ОРВ проводится по следующим нормативно-правовым актам:
нормативно-правовые акты, при разработке проектов которых проведена ОРВ;
нормативно-правовые акты, предусматривающие случаи, указанные в пункте 4 настоящего Положения.
В целях определения эффективности нормативно-правового акта, достижения его целей и ожидаемых результатов ОРВ проводится:
в отношении закона по истечении пяти лет со дня его вступления в силу и в дальнейшем каждые пять лет ответственным государственным органом и комитетами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
в отношении подзаконных актов по истечении трех лет со дня их вступления в силу и в дальнейшем каждые три года ответственным государственным органом.
46. ОРВ нормативно-правовых актов проводится разработчиком или государственными органами и организациями в рамках их компетенции в соответствии с планом проведения ОРВ нормативно-правовых актов, утверждаемым постановлением Кабинета Министров (далее — план проведения ОРВ).
47. Государственные органы и организации ежегодно в срок до 1 февраля формируют предложения по проекту плана проведения ОРВ в соответствии с формой, утверждаемой Министерством юстиции, и представляют Министерству юстиции за подписью первого руководителя (в исключительных случаях — его первых заместителей).
48. Министерство юстиции ежегодно в срок до 10 февраля на основе предложений государственных органов и организаций разрабатывает проект плана проведения ОРВ и размещает его на Портале на срок не менее 15 дней для проведения общественного обсуждения.
49. Министерство юстиции обобщает предложения, представленные участниками общественных обсуждений, и ежегодно в срок до 1 марта вносит в Кабинет Министров обоснованную информацию об их принятии или отклонении, а также план проведения ОРВ, доработанный на основе указанных предложений.
50. План проведения ОРВ ежегодно в срок до 20 марта утверждается постановлением Кабинета Министров.
Министерство юстиции обеспечивает доведение до широкой общественности плана проведения ОРВ, утвержденного постановлением Кабинета Министров, путем его размещения на Портале и опубликования в средствах массовой информации.
51. Информация, выявленная органами государственного управления и иными организациями в рамках мониторинга исполнения нормативно-правовых актов, учитывается при проведении ОРВ нормативно-правовых актов.
§2. Проведение ОРВ и общественного обсуждения нормативно-правовых актов
52. Разработчик проводит ОРВ нормативно-правовых актов в соответствии с планом проведения ОРВ и по результатам составляет отчеты ОРВ по форме, утверждаемой Министерством юстиции, которые оформляет за подписью первого руководителя (в исключительных случаях — его первых заместителей) разработчика.
53. В процессе ОРВ в целях сбора информации и доказательств, определения эффективности инструмента регулирования, в том числе его результативности, достижения его целей, а также положительных и отрицательных последствий его применения, необходимым является проведение обсуждений с заинтересованными сторонами, а также обсуждение со специалистами отрасли (экспертами).
54. В отчете ОРВ в обязательном порядке отображаются:
вид, наименование и реквизиты нормативно-правового акта;
отчет ОРВ, подготовленный при разработке проекта нормативно-правового акта, и заключения о результатах ОРВ (при наличии);
информация о субъектах, на интересы которых воздействует нормативно-правовой акт;
сведения о достижении целей и эффективности регулирования;
анализ положительных и негативных последствий в нормативно-правовом акте, возникших вследствие применения метода регулирования;
результаты анализа и сравнения полученной выгоды и (или) возникших издержек для заинтересованных сторон в результате действия нормативно-правового акта;
информация о полноте правового регулирования общественных отношений, наличии противоречий между нормативно-правовыми актами, наличии (отсутствии) в них дублирующих и коллизионных норм, единой практики применения нормативно-правовых актов;
сведения о количестве и содержании обращений (предложений, заявлений, жалоб), количестве и характере зарегистрированных правонарушений в сфере действия нормативно-правового акта, а также обстоятельствах привлечения виновных лиц к ответственности;
заключение о целесообразности применения методов регулирования, предусмотренных в нормативно-правовом акте, или необходимости их отмены;
иные сведения.
55. В отчете ОРВ отображается конкретное описание положительного, негативного воздействия или отсутствие последствий, возникших в результате действия нормативно-правового акта.
56. Отчет ОРВ в обязательном порядке проходит общественное обсуждение в течение 10 дней путем его размещения разработчиком на Портале.
57. Участники общественного обсуждения могут проводить альтернативную оценку регуляторного воздействия нормативно-правового акта. Заключения, подготовленные по результатам альтернативной оценки регуляторного воздействия нормативно-правового акта, проведенной участниками общественного обсуждения, в обязательном порядке рассматриваются соответствующими государственными органами.
58. Разработчик обобщает предложения, представленные участниками общественных обсуждений и заинтересованными сторонами, и размещает на Портале не позднее 5 дней после завершения срока обсуждения обоснованную справку о принятии или отклонении указанных предложений и отчет ОРВ, доработанный на основе этих предложений.
Справка о результатах рассмотрения предложений участников общественного обсуждения прилагается к отчету ОРВ на всех стадиях проведения ОРВ.
§3. Согласование отчета ОРВ с органами, выдающими заключение
59. Отчет ОРВ, доработанный по результатам общественного обсуждения, представляется в органы, выдающие заключение, для изучения воздействия на соответствующую сферу.
60. Отчет ОРВ изучается:
Министерством экономики и финансов — на предмет воздействия на предпринимательскую деятельность;
Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан — на предмет воздействия на конкуренцию;
Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан — на предмет воздействия на окружающую среду;
государственными органами и организациями, ответственными за осуществление государственной политики в соответствующей сфере, — на предмет воздействия на права, свободы и законные интересы граждан.
Органы, выдающие заключение, при необходимости могут совместно подготовить согласованное заключение путем взаимного обсуждения отчета ОРВ.
61. Органы, выдающие заключение, имеют право запрашивать у разработчика дополнительные сведения в процессе изучения отчета ОРВ.
62. По результатам ОРВ органами, выдающими заключение, в течение 10 рабочих дней оформляется заключение о результатах ОРВ и предоставляется разработчику за подписью первого руководителя (в исключительных случаях — его первых заместителей) органов, выдающих заключение.
§4. Внесение отчета ОРВ в Министерство юстиции
63. Отчет ОРВ, доработанный после проведения общественного обсуждения и получения заключений о результатах ОРВ, вносится в Министерство юстиции для изучения качества ОРВ.
64. Министерство юстиции изучает соблюдение разработчиком требований настоящего Положения, достижение целей регулирования, положительные и негативные последствия, возникшие вследствие применения метода регулирования в нормативно-правовом акте, возникновение (невозникновение) необоснованных издержек заинтересованных сторон, излишних обязанностей, запретов и ограничений.
65. В случае выявления проведения разработчиком процессов ОРВ без соблюдения требований настоящего Положения Министерство юстиции возвращает разработчику отчет ОРВ и заключения для устранения недостатков, допущенных в процессе проведения ОРВ, с установлением конкретных сроков проведения дополнительных изучений.
66. В случае подготовки разработчиком отчета ОРВ в полном соответствии с требованиями настоящего Положения Министерство юстиции в течение 10 дней подготавливает заключение, которое содержит в себе информацию о достижении целей регулирования, положительных и негативных последствиях, возникших вследствие применения метода регулирования в нормативно-правовом акте, возникновении (невозникновении) необоснованных издержек заинтересованных сторон, возложения излишних обязанностей, запретов и ограничений и представляет его разработчику.
§5. Внесение итоговой информации о результатах ОРВ в Кабинет Министров
67. Министерство юстиции в соответствии с планом проведения ОРВ, как правило, ежеквартально анализирует состояние проведения ОРВ нормативно-правовых актов и по результатам анализа вносит в Кабинет Министров информационно-аналитическую информацию, отражающую состояние реализации плана проведения ОРВ, свод отчетов ОРВ и предложения, направленные на совершенствование законодательства (при наличии).
68. По итогам рассмотрения информационно-аналитической информации Кабинет Министров утверждает "дорожную карту", направленную на реализацию результатов проведения ОРВ нормативно-правовых актов, или дает поручения уполномоченным государственным органам и организациям по разработке и внесению в установленном порядке в Правительство проектов соответствующих нормативно-правовых актов.
Глава 5. Контроль за проведением ОРВ и мониторинга
69. Контроль за проведением ОРВ с соблюдением требований настоящего Положения осуществляется Министерством юстиции.
70. Министерство юстиции в качестве специального уполномоченного органа по координации деятельности в сфере оценки регуляторного воздействия, в том числе мониторинга, выполняет следующие задачи:
координирует деятельность по проведению оценки регуляторного воздействия и мониторинга органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах и других организаций с оказанием им методической помощи;
анализирует деятельность государственных органов и организаций по мониторингу нормативно-правовых актов;
участвует в проведении и мониторинге ОРВ нормативно-правовых актов государственными органами и организациями, а также выступает с инициативой проведения ОРВ и мониторинга нормативно-правовых актов, независимо от их периодичности;
осуществляет мониторинг деятельности государственных органов и организаций по проведению оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов;
в случаях непредставления ответа (оставления без рассмотрения) по поступившим в процессе общественного обсуждения и признанным обоснованными предложениям по проектам нормативно-правовых актов и действующим нормативно-правовым актам вносит в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении данных недостатков;
в случае несвоевременного представления, представления неверной, недостоверной или неполной информации по итогам мониторинга нормативно-правовых актов государственными органами и организациями вносит им обязательные к исполнению представления об устранении правонарушений при проведении мониторинга;
формирует список работников государственных органов и организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия, вносит предложения о повышении их квалификации и совершенствовании навыков, включая организацию для них учебных мероприятий за рубежом.
71. Министерство юстиции ежегодно подготавливает информацию о состоянии системы ОРВ в стране, публикует ее в средствах массовой информации и вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров.
Глава 6. Заключительные положения
72. К процессам проведения ОРВ могут привлекаться специалисты научно-образовательных учреждений, представители негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества, зарубежные специалисты, а также специалисты-практики.
Финансирование мер, предусмотренных в настоящем пункте, осуществляется за счет средств, не запрещенных актами законодательства.
73. Руководители государственных органов и организаций, а также работники, ответственные за проведение ОРВ, несут ответственность за обоснованность и качество произведенных расчетов, а также представленных данных, отчетов и заключений.
74. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном актами законодательства.
Недействующая редакция, не действует с 1 марта 2025 года