Недействующая редакция. Принята: 19.12.2022 / Вступила в силу: 01.01.2023

Недействующая редакция, не действует с 17 января 2025 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 августа 2012 года №270

Об утверждении Правил организации ведения бухгалтерского учета

(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26.07.2013 г. №194, 25.02.2015 г. №28, 19.12.2015 г. №238, 28.01.2016 г. №6, 29.06.2018 г. №132, 27.08.2018 г. №184, 21.09.2020 г. №108, 15.03.2021 г. №28, 19.12.2022 г. №122)

В соответствии с подпунктом 63) части второй статьи 15 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", подпунктами 1), 3-2) и 3-4) пункта 6 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТAНОВЛЯЕТ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19.12.2022 г. №122)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемые Правила организации ведения бухгалтерского учета.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель Национального Банка

Г.Марченко

Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года №270

Правила организации ведения бухгалтерского учета

Глава 1. Общие положения

(Название главы 1 изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19.12.2022 г. №122)
(см. предыдущую редакцию)

1. Настоящие Правила организации ведения бухгалтерского учета (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 63) части второй статьи 15 Закона Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", подпунктами 1), 3-2) и 3-4) пункта 6 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (далее – Закон о бухгалтерском учете) и определяют порядок организации ведения бухгалтерского учета финансовыми организациями, акционерным обществом "Банк Развития Казахстана", филиалами банков - нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций - нерезидентов Республики Казахстан и филиалами страховых брокеров - нерезидентов Республики Казахстан (далее – организации).

(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19.12.2022 г. №122)
(см. предыдущую редакцию)

2. Параграфы 2 и 3 главы 4 Правил не распространяются на банки второго уровня, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций и филиалы банков - нерезидентов Республики Казахстан.

Банки второго уровня, филиалы банков - нерезидентов Республики Казахстан и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, при проведении кассовых операций руководствуются постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года №231 "Об утверждении Правил осуществления кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня, филиалах банков - нерезидентов Республики Казахстан, Национальном операторе почты и юридических лицах, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №19680).

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19.12.2022 г. №122)
(см. предыдущую редакцию)

2-1. Действие параграфов 4, 5 и 6 главы 4 Правил не распространяется на юридические лица, осуществляющие деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан на обменные операции с наличной иностранной валютой.

Требования Правил по организации ведения бухгалтерского учета, связанные с разделением функций организации на фронт-офис, мидл-офис (при наличии) и бэк-офиса, не распространяются на юридические лица, созданные в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью.

(Пункт 2-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 19.12.2022 г. №122)

3. Для целей Правил используются следующие понятия:

1) денежный документ - документ, показывающий движение денег, с помощью которого учитываются кассовые операции;

1-1) отчетность по данным бухгалтерского учета - отчетность, формируемая филиалом банка - нерезидента Республики Казахстан, филиалом страховой (перестраховочной) организации - нерезидента Республики Казахстан, филиалом страхового брокера - нерезидента Республики Казахстан;

2) главная книга - книга, используемая для обобщения данных аналитического учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления финансовой отчетности или отчетности по данным бухгалтерского учета;

3) фиксированные активы - нематериальные активы, а также долгосрочные активы, которые предполагается использовать в ходе деятельности организации, в течение более чем одного года;

4) бэк-офис - подразделение организации, основной функцией которого является регистрация и (или) проверка совершенных операций во вспомогательном учете на основании первичных документов, полученных от фронт-офиса и (или) введенных в информационную систему в автоматическом режиме;

5) кассовая книга - учетные ведомости, в которых отражаются операции с банкнотами, монетами и ценностями;

6) материально-ответственное лицо - лицо, несущее полную материальную ответственность за сохранность вверенного ему имущества в соответствии с занимаемой должностью, договором о полной материальной ответственности и не подлежащее включению в состав комиссий и рабочих групп при проведении инвентаризации имущества и обязательств организации, закрепленных за ним;

7) мидл-офис - подразделение организации, обеспечивающее сбор и оценку информации, необходимой для осуществления операций, оценку рисков, контроль за соблюдением лимитов и нормативов, администрирование совершенных сделок на предмет соблюдения полноты заведенной в информационной системе информации;

8) операционный день - период, в течение которого осуществляются операции, регистрация, сбор и обобщение информации о совершенных организацией операциях, обработка первичных документов и подведение итогов, отражаемых в регистрах бухгалтерского учета;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила организации ведения бухгалтерского учета Глава 1. Общие положения Глава 2. Организация работы бухгалтерской службы Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Порядок приема и передачи дел Глава 3. Ведение бухгалтерской документации  Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Первичные документы Параграф 3. Хранение документов бухгалтерского учета Глава 4. Организация ведения бухгалтерского учета  Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Организация ведения бухгалтерского учета кассовых операций Параграф 3. Ревизия кассы Параграф 4. Организация ведения бухгалтерского учета операций с банковскими счетами Параграф 5. Организация ведения бухгалтерского учета выданных (полученных) займов и привлеченных (размещенных) депозитов Параграф 6. Организация ведения бухгалтерского учета инвестиционной деятельности Параграф 7.Организация ведения бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности Параграф 8. Организация ведения бухгалтерского учета запасов Параграф 9. Организация ведения бухгалтерского учета фиксированных активов Параграф 10. Организация ведения бухгалтерского учета обязательств организации Параграф 11. Организация ведения бухгалтерского учета капитала Параграф 12. Организация ведения бухгалтерского учета доходов (расходов) Параграф 13. Организация ведения бухгалтерского учета условных требований и обязательств Параграф 14. Организация ведения бухгалтерского учета счетов меморандума Параграф 15. Порядок организации внесистемного учета имущества Глава 5. Инвентаризация Параграф 1. Общие положения Параграф 2. Инвентарные номера или штриховые коды Параграф 3. Порядок проведения инвентаризации Параграф 4. Инвентаризация денег, денежных документов и бланков строгой отчетности Параграф 5. Инвентаризация расчетов Параграф 6. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов Параграф 7. Документальное оформление инвентаризации Параграф 8. Регулирование инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации Приложение