Дата обновления БД:
30.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
341 / 962
Всего документов в БД:
137659
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 12 ноября 2015 года №392-V ЗРК
О государственном аудите и финансовом контроле
(В редакции Законов Республики Казахстан от 11.01.2018 г. №135-VI ЗРК, 26.12.2018 г. №202-VI ЗРК, 03.07.2019 г. №262-VI ЗРК (вступил в силу 01.01.2020), 26.11.2019 г. №273-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 29.06.2020 г. №351-VI ЗРК (вступил в силу 01.07.2021 г.), 03.07.2020 г. №358-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 30.12.2020 г. №393-VI ЗРК, 02.01.2021 г. №399-VI ЗРК, 15.11.2021 г. №72-VII ЗРК, 30.12.2021 г. №95-VII ЗРК, 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК, 19.04.2023 г. №223-VII ЗРК, 12.07.2023 г. №23-VIII ЗРК, 23.12.2023 г. №51-VIII ЗРК, 19.06.2024 г. №97-VIII ЗРК)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Глава 1. Основные положения государственного аудита и финансового контроля
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) нарушения - деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Казахстан, а также актам объектов государственного аудита, принятым для их реализации;
2) классификатор нарушений - документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Казахстан, а также способов устранения данных нарушений;
3) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
4) недостатки - деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений);
5) финансовый контроль - деятельность, направленная на устранение выявленных в ходе государственного аудита нарушений;
6) государственный аудит - анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками;
7) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;
8) государственный аудитор - государственный служащий, осуществляющий государственный аудит и (или) финансовый контроль, имеющий сертификат государственного аудитора;
8-1) ассистент государственного аудитора - государственный служащий, обладающий профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, и специалист в иной области (сфере деятельности) в пределах компетенции государственного органа, имеющий право участвовать в государственном аудите;
9) правила профессиональной этики государственных аудиторов (далее - правила профессиональной этики) - единый свод этических правил поведения государственных аудиторов, разрабатываемый и утверждаемый совместно Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;
10) электронный государственный аудит - государственный аудит, осуществляемый дистанционно посредством применения информационных технологий.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19.06.2024 г. №97-VIII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле
1. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Действие законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле распространяется на объекты государственного аудита, расположенные на территории Республики Казахстан, а также действующие за ее пределами.
3. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Государственный аудит
1. Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
2. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на следующие виды:
1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;
2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности объектов государственного аудита, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.
3. Государственный аудит подразделяется на следующие типы:
1) аудит финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;
2) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;
3) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.01.2018 г. №135-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Показатели государственного аудита
В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели:
1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;
2) экономичность - минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;
3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;
4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;
5) существенность - отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей;
6) перспективность - соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.
Статья 5. Финансовый контроль
1. Финансовый контроль осуществляется органами государственного аудита и финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц.
2. Мерами реагирования финансового контроля являются:
1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3) при выявлении признаков административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
3-1) при неисполнении или ненадлежащем исполнении предписания объектом государственного аудита передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами органа государственного аудита и финансового контроля для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры.
При обжаловании результатов государственного аудита и финансового контроля объектом государственного аудита, субъектами предпринимательства и иными лицами, интересы которых затронуты аудиторскими мероприятиями, передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры после соблюдения апелляционного и (или) судебного порядка урегулирования споров;
4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения предписания.
3. Службами внутреннего аудита при выявлении признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита осуществляются меры реагирования по передаче материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы уголовного преследования или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля
Основные принципы государственного аудита и финансового контроля:
1) независимость - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;
2) объективность - проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;
3) профессиональная компетентность - наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;
4) конфиденциальность - обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
5) достоверность - подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;
6) прозрачность - ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;
7) гласность - публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
8) взаимное признание результатов государственного аудита - признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Статья 7. Классификатор нарушений
1. В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений.
Классификатор нарушений разрабатывается и утверждается Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее - Высшая аудиторская палата) по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.
2. Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений:
1) финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;
2) нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства.
3. Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.
(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля
1. Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля.
2. Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на:
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 сентября 2024 года