Недействующая редакция. Принята: 19.06.2024 / Вступила в силу: 01.07.2024

Недействующая редакция, не действует с 1 сентября 2024 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 12 ноября 2015 года №392-V ЗРК

О государственном аудите и финансовом контроле

(В редакции Законов Республики Казахстан от 11.01.2018 г. №135-VI ЗРК, 26.12.2018 г. №202-VI ЗРК, 03.07.2019 г. №262-VI ЗРК (вступил в силу 01.01.2020), 26.11.2019 г. №273-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 29.06.2020 г. №351-VI ЗРК (вступил в силу 01.07.2021 г.), 03.07.2020 г. №358-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 30.12.2020 г. №393-VI ЗРК, 02.01.2021 г. №399-VI ЗРК, 15.11.2021 г. №72-VII ЗРК, 30.12.2021 г. №95-VII ЗРК, 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК, 19.04.2023 г. №223-VII ЗРК, 12.07.2023 г. №23-VIII ЗРК, 23.12.2023 г. №51-VIII ЗРК, 19.06.2024 г. №97-VIII ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.

Глава 1. Основные положения государственного аудита и финансового контроля

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) нарушения - деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Казахстан, а также актам объектов государственного аудита, принятым для их реализации;

2) классификатор нарушений - документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Казахстан, а также способов устранения данных нарушений;

3) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилиированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

4) недостатки - деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений);

5) финансовый контроль - деятельность, направленная на устранение выявленных в ходе государственного аудита нарушений;

6) государственный аудит - анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства, объектов государственного аудита, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками;

7) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее - объекты государственного аудита) - государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

8) государственный аудитор - государственный служащий, осуществляющий государственный аудит и (или) финансовый контроль, имеющий сертификат государственного аудитора;

8-1) ассистент государственного аудитора - государственный служащий, обладающий профессиональными знаниями в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности, и специалист в иной области (сфере деятельности) в пределах компетенции государственного органа, имеющий право участвовать в государственном аудите;

9) правила профессиональной этики государственных аудиторов (далее - правила профессиональной этики) - единый свод этических правил поведения государственных аудиторов, разрабатываемый и утверждаемый совместно Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;

10) электронный государственный аудит - государственный аудит, осуществляемый дистанционно посредством применения информационных технологий.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19.06.2024 г. №97-VIII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле

1. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Действие законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле распространяется на объекты государственного аудита, расположенные на территории Республики Казахстан, а также действующие за ее пределами.

3. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядках, определяемых первыми руководителями данных органов по согласованию с Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Государственный аудит

1. Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

2. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на следующие виды:

1) внешний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;

2) внутренний государственный аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах Системы государственного планирования Республики Казахстан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности объектов государственного аудита, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства и субъектов квазигосударственного сектора.

3. Государственный аудит подразделяется на следующие типы:

1) аудит финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;

2) аудит эффективности - оценка и анализ деятельности объекта государственного аудита на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;

3) аудит соответствия - оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11.01.2018 г. №135-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Показатели государственного аудита

В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие показатели:

1) эффективность - соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;

2) экономичность - минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;

3) продуктивность - получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;

4) результативность - степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;

5) существенность - отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей;

6) перспективность - соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.

Статья 5. Финансовый контроль

1. Финансовый контроль осуществляется органами государственного аудита и финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц.

2. Мерами реагирования финансового контроля являются:

1) вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;

2) возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

3) при выявлении признаков административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;

3-1) при неисполнении или ненадлежащем исполнении предписания объектом государственного аудита передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами органа государственного аудита и финансового контроля для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры.

При обжаловании результатов государственного аудита и финансового контроля объектом государственного аудита, субъектами предпринимательства и иными лицами, интересы которых затронуты аудиторскими мероприятиями, передача материалов с признаками уголовного правонарушения с соответствующими аудиторскими доказательствами для принятия процессуального решения в органы уголовного преследования осуществляется через органы прокуратуры после соблюдения апелляционного и (или) судебного порядка урегулирования споров;

4) предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, не возмещенных (не восстановленных) в добровольном порядке, и исполнения предписания.

3. Службами внутреннего аудита при выявлении признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита осуществляются меры реагирования по передаче материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в органы уголовного преследования или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля

Основные принципы государственного аудита и финансового контроля:

1) независимость - недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;

2) объективность - проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;

3) профессиональная компетентность - наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;

4) конфиденциальность - обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

5) достоверность - подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;

6) прозрачность - ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;

7) гласность - публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

8) взаимное признание результатов государственного аудита - признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.

Статья 7. Классификатор нарушений

1. В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного аудита и финансового контроля применяют классификатор нарушений.

Классификатор нарушений разрабатывается и утверждается Высшей аудиторской палатой Республики Казахстан (далее - Высшая аудиторская палата) по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту.

2. Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений:

1) финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;

2) нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства.

3. Выявленные по результатам государственного аудита и финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного аудита и финансового контроля и (или) решения суда.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля

1. Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля.

2. Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на:

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Основные положения государственного аудита и финансового контроля Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле Статья 3. Государственный аудит Статья 4. Показатели государственного аудита Статья 5. Финансовый контроль Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля Статья 7. Классификатор нарушений Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля Глава 2. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля Статья 11. Статья 12. Компетенция Высшей аудиторской палаты Статья 13. Компетенция ревизионной комиссии Статья 14. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту Статья 15. Компетенция службы внутреннего аудита Статья 16. Совет по государственному аудиту и рискам Глава 3. Процедурные основы государственного аудита Статья 17. Процедура проведения государственного аудита Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год Статья 19. Признание результатов государственного аудита Статья 20. Аудиторские доказательства Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита Статья 23. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности Статья 24. Контроль качества Статья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля Глава 4. Иные направления деятельности органов государственного аудита и финансового контроля Статья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля Статья 27. Предварительная оценка Статья 28. Текущая оценка Статья 29. Последующая оценка Статья 30. Камеральный контроль Статья 31. Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля Статья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объектов государственного аудита Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля Статья 34. Международное сотрудничество Статья 35. Единая база данных по государственному аудиту и финансовому контролю Глава 5. Права и обязанности участников государственного аудита и финансового контроля Статья 36. Права и обязанности должностных лиц органов государственного аудита и финансового контроля Статья 36-1. Права и обязанности ассистента государственного аудитора Статья 37. Права и обязанности руководителя объекта государственного аудита Статья 38. Конфликт интересов Статья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля Статья 39-1. Квалификационные требования к должностям государственных аудиторов Глава 6. Организация деятельности Высшей аудиторской палаты Статья 40. Состав Высшей аудиторской палаты Статья 41. Поступление на государственную службу в Высшую аудиторскую палату Статья 42. Гарантии независимости Высшей аудиторской палаты и ее должностных лиц Глава 7. Основы взаимодействия Высшей аудиторской палаты с должностными лицами, государственными органами и иными организациями Статья 43. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Президентом Республики Казахстан Статья 44. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Парламентом Республики Казахстан Статья 45. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с Правительством Республики Казахстан Статья 46. Взаимодействие Высшей аудиторской палаты с органами государственного аудита и финансового контроля Глава 8. Организация деятельности ревизионных комиссий Статья 47. Состав и порядок формирования ревизионной комиссии Статья 48. Полномочия председателя ревизионной комиссии, членов ревизионной комиссии Статья 49. Организация деятельности ревизионных комиссий Статья 50. Гарантии независимости ревизионной комиссии и ее должностных лиц Глава 9. Основы взаимодействия ревизионной комиссии с государственными органами Статья 51. Взаимодействие ревизионной комиссии с маслихатами Статья 52. Взаимодействие ревизионной комиссии с Высшей аудиторской палатой Глава 10. Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту Статья 53. Взаимодействие уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту с органами прокуратуры и уголовного преследования Статья 54. Гарантии независимости уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его должностных лиц Глава 11. Службы внутреннего аудита Статья 55. Организация деятельности служб внутреннего аудита Статья 56. Гарантии независимости службы внутреннего аудита Статья 57. Система внутреннего контроля Статья 58. Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита Глава 11-1. Порядок рассмотрения возражений к аудиторскому отчету или аудиторскому отчету по финансовой отчетности, уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту, и обжалования решений, действий (бездействия) уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и (или) его должностных лиц Статья 58-1. Апелляционная комиссия Статья 58-2. Порядок и сроки подачи возражения, жалобы Статья 58-3. Отказ в рассмотрении возражения, жалобы Статья 58-4. Порядок и сроки рассмотрения возражения, жалобы Статья 58-5. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения возражения, жалобы Статья 58-6. Апелляционное урегулирование споров Глава 12. Переходные и заключительные положения Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле Статья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лиц Статья 60-1. Статья 60-2. Статья 60-3. Статья 60-4. Статья 60-5. Статья 60-6. Статья 61. Переходные положения Статья 62. Порядок введения в действие настоящего Закона