Недействующая редакция. Принята: 31.05.2023 / Вступила в силу: 02.06.2023

Недействующая редакция, не действует с 11 ноября 2023 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 31 мая 2023 года №УП-81

О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа

В последние годы в стране последовательно проводятся комплексные меры по обеспечению экологической безопасности, улучшению экологической ситуации, предупреждению вредного воздействия отходов на здоровье людей, рациональному использованию природных ресурсов, созданию благоприятных условий для повышения качества санитарной и экологической обстановки.

В масштабах страны реализуется общенациональный проект "Яшил макон", действует бессрочный мораторий на вырубку ценных видов деревьев, не входящих в государственный лесной фонд.

Вместе с тем вследствие невнимательности руководителей регионов, органов экологии и охраны окружающей среды, правоохранительных органов республики за прошедший период допущены серьезные недостатки в сфере, в отдельных случаях нанесен невосполнимый ущерб природе и обществу. В частности:

в регионах, особенно в городах, все более ухудшается ситуация по загрязнению воздуха в регионах, особенно в городах, не организована системная работа по снижению нагрузки выбросов в атмосферу;

в результате незаконной вырубки около 44 тысяч, в том числе почти 9,5 тысячи ценных видов деревьев, в период введенного моратория, объявленного на вырубку деревьев и кустарников, природе нанесен ущерб на 36 миллиардов сумов;

покрытие корневой системы деревьев бетоном и асфальтом, установка на них разных электрических ламп и рекламных приспособлений являются причиной серьезного повреждения деревьев;

в обществе увеличивается количество случаев жестокого обращения с животными, в том числе домашними и беспризорными животными, отсутствует современная система их идентификации, чипизации, вакцинации и стерилизации;

увеличение случаев бесконтрольного и бессистемного выпаса скота на охраняемых природных территориях, использование подземных вод без научного обоснования приводят к нарушению экосистем, росту деградации и опустыниванию больших земельных площадей, как следствие — усиливается воздействие изменения климата, возникает угроза жизни и здоровью людей;

в 2022 году по 27 фактам экологических правонарушений были возбуждены уголовные дела, по которым применены меры наказания всего лишь в виде легких финансовых штрафов;

несоответствие состояния действующих полигонов экологическим и санитарным требованиям, а также невнедрение в их деятельность технологий переработки и утилизации порождают угрозу их превращения в будущем в проблему на уровне экологической катастрофы.

В целях кардинального улучшения экологической обстановки путем создания современного механизма экологического мониторинга на основе цифровых технологий, дальнейшего повышения экологической культуры, сохранения биоразнообразия и регулирования деятельности по обращению с отходами, посадки деревьев и кустарников, создания зеленых зон, внедрения новых порядков их охраны, а также обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года №УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":

1. Учитывая новые задачи и функции, возлагаемые настоящим Указом, переименовать Министерство природных ресурсов в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее — Министерство).

2. Министерству совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел в срок до 1 сентября 2023 года внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие:

а) отнесение преступлений, связанных с нанесением ущерба экологии и окружающей среде, уничтожением или нанесением повреждения объектам растительного и животного мира, к категории тяжких преступлений;

б) увеличение размера административных штрафов за нарушение требований введенного моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, в 5 раз. При этом установление в дополнительном порядке обязательства по посадке вместо незаконно срубленного дерева саженцев компенсационного дерева именно в том месте, где прорастало срубленное дерево, а также введение применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;

в) увеличение сумм взыскания за ущерб, нанесенный животному миру в результате незаконной охоты на животных, внесенных в Красную Книгу Республики Узбекистан, в 10 раз, а также сумм взыскания за ущерб, нанесенный путем повреждения растений до степени прекращения их роста или уничтожения, — в 5 раз;

г) применение административных штрафов за нарушение требований охраны природы в процессе сбора, транспортировки, размещения, обеззараживания, хранения, утилизации, переработки и реализации промышленных, бытовых и иных отходов, а также за выброс в неустановленных местах твердых бытовых и строительных отходов и сброс жидких бытовых отходов — с увеличением их размеров в 10 раз.

При этом введение в дополнительном порядке применения финансовых санкций к юридическим лицам в размере от 100-кратного до 300-кратного размера базовой расчетной величины;

д) увеличение размера административных штрафов за загрязнение или засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, а также нарушение требований об условиях допустимости сброса сточных вод в водные объекты в 5 раз;

е) по лесному фонду:

установление отдельной административной и уголовной ответственности за незаконное предоставление и использование земель;

включение отдельного состава преступления по незаконному строительству зданий, сооружений и построек на землях, а также приравнивание его санкций к санкциям, установленным за самовольный захват орошаемых земель;

ж) увеличение размера административных штрафов за жестокое обращение с животными в 10 раз и лишение лиц, совершивших данное правонарушение, права на содержание животных;

з) регулирование порядка определения и применения компенсационных платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан на законодательном уровне, а также отмену предоставленных льгот;

и) регулирование вопроса установления квот на пользование всем растительным и животным миром на законодательном уровне.

3. Внедрить с 1 июля 2023 года в Республике Узбекистан систему "Общественный экологический контролер" и определить правами и обязанностями контролеров:

выявление экологических правонарушений, оформление и внесение в Платформу экоконтроля соответствующего акта;

получение бесплатного образования и повышение квалификации в целях овладения специальными знаниями и навыками в осуществлении деятельности;

получение информации о принятых мерах по отношению к выявленным правонарушениям, участие в процессах, связанных с назначением наказания правонарушителю;

получение вознаграждения за эффективную деятельность в порядке и в размере, установленных законодательством.

Общественные экологические контролеры обязаны обеспечивать прозрачность, противодействовать коррупции, а также объективно подготавливать достоверные данные в процессе выявления и оформления правонарушений.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.