Недействующая редакция. Принята: 06.09.2021 / Вступила в силу: 24.11.2021

Недействующая редакция, не действует с 13 ноября 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 6 сентября 2021 года №58

О порядке проведения периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения

На основании абзаца четвертого подпункта 10.1 и абзаца третьего подпункта 10.2 пункта 10 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. №137, подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр

В.И.Синявский

Утверждена Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 сентября 2021 года №58

Инструкция о порядке проведения периодической оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок проведения периодической оценки безопасности (далее - ПОБ) ядерной установки (далее - ЯУ), пункта хранения (далее - ПХ), а также требования к составу и содержанию документов, содержащих результаты ПОБ ЯУ, ПХ (далее, если не установлено иное, - отчетные документы по ПОБ).

2. ПОБ ЯУ, ПХ проводится в целях определения:

соответствия текущего уровня безопасности ЯУ, ПХ требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, их проектной и эксплуатационной документации, а также отчету по обоснованию безопасности ЯУ, ПХ;

достаточности и эффективности существующих условий, обеспечивающих поддержание надлежащего уровня безопасности ЯУ, ПХ в период до проведения следующей ПОБ ЯУ, ПХ;

перечня и сроков внедрения мероприятий по повышению безопасности ЯУ, ПХ, которые необходимы для устранения недостатков или снижения их последствий (в случае их выявления по результатам проведения ПОБ ЯУ, ПХ).

3. ПОБ ЯУ, ПХ проводится эксплуатирующей организацией (далее - ЭО) с привлечением при необходимости организаций, разработавших проект на ЯУ, ПХ, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

4. ЭО разрабатывает детальные мероприятия по проведению ПОБ ЯУ, ПХ, включая мероприятия по подготовке и направлению в Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее - Госатомнадзор) отчетных документов по ПОБ, требования к составу и содержанию которых определяются согласно приложению 1.

5. Оценка состояния безопасности ЯУ, ПХ в рамках проведения их ПОБ направлена на обеспечение надлежащего уровня безопасности в течение всего срока их эксплуатации.

Первая ПОБ ЯУ, ПХ проводится через 10 лет после начала их эксплуатации. Последующие ПОБ ЯУ, ПХ проводятся с интервалом в 10 лет и до вывода ЯУ, ПХ из эксплуатации.

Глава 2. Общие требования к проведению ПОБ ЯУ атомной электростанции, ПХ

6. ПОБ ЯУ атомной электростанции (далее - АЭС), ПХ проводится с учетом всех аспектов, важных для безопасности АЭС, ПХ.

ПОБ ЯУ АЭС проводится для каждого энергоблока АЭС.

7. Каждая последующая ПОБ ЯУ АЭС, ПХ проводится с учетом изменений, возникших с момента проведения предыдущей ПОБ ЯУ АЭС, ПХ, требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, текущего состояния ЯУ АЭС, ПХ, а также с учетом опыта эксплуатации энергоблока АЭС и всех модификаций, реализованных на энергоблоке АЭС за указанный период.

8. Проведение последующих ПОБ ЯУ АЭС, ПХ не должно дублировать осуществленную ЭО деятельность при проведении предыдущих ПОБ ЯУ АЭС, ПХ.

9. При проведении ПОБ ЯУ АЭС, ПХ подлежат обязательному анализу факторы безопасности (далее - ФБ), необходимые для проведения ПОБ ЯУ АЭС, ПХ, по перечню согласно приложению 2.

10. Выполнение совместной ПОБ ЯУ АЭС нескольких энергоблоков АЭС допускается с учетом специфики каждого из них и при условии, что результаты анализа ФБ ЯУ АЭС являются общими (общестанционными) для этих энергоблоков АЭС.

11. Перечень исходных событий для анализа ФБ ЯУ АЭС, связанных с анализом безопасности энергоблока АЭС, включает внутренние и внешние события при различных состояниях ЯУ, а также их возможные комбинации.

При определении перечня исходных событий применяются подходы, включающие:

использование аналитических методов (анализ воздействий и работоспособности, анализ отказов и их последствий, построение логических диаграмм);

сравнение с перечнем исходных событий для других АЭС (при его наличии);

анализ эксплуатационного опыта (внутреннего и внешнего), в том числе с учетом рекомендаций Международного агентства по атомной энергии.

Для определения возможных комбинаций исходных событий могут применяться детерминистический и вероятностный методы анализа, а также результаты инженерных оценок.

12. При анализе ФБ ЯУ АЭС учитываются возможные связи между энергоблоками АЭС и их взаимовлияние.

13. ЭО после проведения анализа ФБ ЯУ АЭС, ПХ выполняет общий анализ безопасности (далее - ОАБ) ЯУ АЭС, ПХ для интегрирования результатов анализа отдельных ФБ ЯУ АЭС, ПХ, определения необходимых мер по повышению безопасности и сроков их внедрения.

14. Уровень безопасности ЯУ АЭС, ПХ определяется на основе результатов ОАБ ЯУ АЭС, ПХ, в рамках которого определяются:

соответствие и (или) несоответствие ЯУ АЭС, ПХ требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, проектной и эксплуатационной документации;

корректирующие меры и (или) меры по повышению безопасности.

При этом анализируется общее влияние положительных результатов ПОБ ЯУ АЭС, ПХ и выявленных несоответствий на безопасность ЯУ АЭС, ПХ. Несоответствия, выявленные при анализе одного из ФБ ЯУ АЭС, ПХ, могут компенсироваться преимуществами других ФБ ЯУ АЭС, ПХ (в том числе посредством внедрения инструкций относительно действий оператора, направленных на компенсацию недостатков проекта на ЯУ АЭС, ПХ или оборудования АЭС, ПХ).

15. В случае выявления при проведении ПОБ ЯУ АЭС, ПХ несоответствий в рамках ОАБ ЯУ АЭС, ПХ проводится:

анализ влияния несоответствий на безопасность энергоблока АЭС, ПХ и АЭС в целом;

разработка корректирующих мероприятий с их обоснованием;

анализ безопасности эксплуатации энергоблока АЭС, ПХ с выявленными несоответствиями до момента реализации определенных корректирующих мероприятий и долгосрочной эксплуатации энергоблока АЭС после их устранения или компенсации.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.