Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 15 декабря 2017 года №279
Об информировании потребителей относительно пищевых продуктов
По всему тексту Закона слова "предприниматель продовольственного сектора" заменены словами "оператор продовольственного сектора" в соответствующих числе и падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.07.2020 №134
Настоящий закон перелагает:
- Регламент (ЕС) №1169/2011 Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2011 года о предоставлении потребителям информации о продуктах питания, о внесении изменений в Регламенты (ЕС) №1924/2006 и (ЕС) №1925/2006 Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 87/250/ЕЭС Комиссии, Директивы 90/496/ЕЭС Совета, Директивы 1999/10/ЕС Комиссии, Директивы 2000/13/ЕС Европейского Парламента и Совета, Директив 2002/67/ЕС и 2008/5/ЕС Комиссии и Регламента (ЕС) №608/2004 Комиссии, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 304 от 22 ноября 2011 года, с последними изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) 2015/2283 Европейского Парламента и Совета от 25 ноября 2015 года;
- Директиву 2011/91/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года об указании или знаках, идентифицирующих номер партии, к которой принадлежат продукты питания, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 334 от 16 декабря 2011 года.
(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.07.2020 №134)
(см. предыдущую редакцию)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет и область применения
(1) Настоящий закон устанавливает обязательную информацию в отношении пищевых продуктов для обеспечения высокого уровня защиты потребителей с учетом различий восприятия и потребностей таковых в информировании, обеспечивая при этом надлежащее функционирование рынка Республики Молдова.
(2) Настоящий закон устанавливает общие требования и ответственность, регламентирующие информацию относительно пищевых продуктов, в частности относительно маркировки пищевых продуктов. Также закон предусматривает способы гарантирования потребителям права на информирование и процедуры по предоставлению информации относительно пищевых продуктов, учитывая необходимость предусмотреть достаточную гибкость в отношении будущих изменений и новых требований относительно информации.
(3) Настоящий закон применяется к операторам продовольственного сектора на всех этапах продовольственной цепочки в случае, если их деятельность относится к информированию потребителей относительно пищевых продуктов, а также ко всем пищевым продуктам, предназначенным для конечного потребителя, в том числе к пищевым продуктам, поставляемым предприятиями общественного питания, и пищевым продуктам, предназначенным для поставки им. Настоящий закон применяется к услугам общественного питания, предоставляемым транспортными предприятиями.
(4) Правила в отношении указанных на пищевых продуктах отметок о пищевой ценности и полезности, правила маркировки пищевых добавок, а также правила маркировки пищевых продуктов специального диетического назначения утверждаются Правительством.
Статья 2. Понятия
В целях применения настоящего закона используются понятия, определенные в Законе о безопасности пищевых продуктов №306/2018, и дополнительно определяются следующие основные понятия:
пищевая добавка – любое вещество, обычно не потребляемое в качестве пищевого продукта и не используемое в качестве характерного ингредиента пищевого продукта, имеющее или не имеющее питательную ценность, преднамеренное введение которого в пищевой продукт в технологических целях в процессе производства, переработки, приготовления, обработки, упаковки, транспортировки или хранения приводит или может, с достаточной долей вероятности, привести к тому, что вещество или его побочные продукты становятся напрямую или опосредованно компонентом таких пищевых продуктов;
технологическая добавка – любое вещество, которое:
a) не потребляется в пищу само по себе;
b) специально используется в переработке сырья, пищевых продуктов или их ингредиентов для достижения определенной технологической цели во время обработки или переработки;
c) может привести к непреднамеренному, но технически неизбежному содержанию в конечном продукте остатков соответствующего вещества или его производных при условии, что они не представляют риск для здоровья и не оказывают никакого технологического воздействия на конечный продукт;
насыщенные жирные кислоты – жирные кислоты без двойных связей;
трансжирные кислоты – жирные кислоты с минимум одной сопряженной двойной связью (и именно прерываемая минимум одной метиленовой группой) углерод-углерод, в транс-конфигурации;
жирные мононенасыщенные кислоты – жирные кислоты с двойной связью в позиции цис;
жирные полиненасыщенные кислоты – жирные кислоты с двумя или более двойными связями цис или прерывистыми цис-метиловыми связями;
упаковка – изготовленный особым образом и имеющий особое происхождение материал, предназначенный для упаковывания пищевых продуктов в целях обеспечения их защиты и используемый для их транспортировки, обращения с ними и их реализации;
ароматизаторы – продукты:
a) которые не предназначены для потребления в данной форме, добавляемые в пищевые продукты для придания им запаха и/или изменения их вкуса;
b) состоящие или сформированные из ароматических веществ, ароматических препаратов, ароматизаторов, полученных посредством термической обработки, прекурсоров ароматизаторов, других ароматизаторов или их смесей так, как они определены в разделе 4 приложения 6;
поле видимости – вся поверхность упаковки, которую можно прочитать с одного угла зрения;
основное поле видимости – поле видимости упаковки, которое вероятнее всего будет видимым на первый взгляд потребителем в момент покупки и которое позволяет потребителю незамедлительно определить по нему характер или природу продукта и, по обстоятельствам, по товарному знаку. В случае если на упаковке имеется несколько идентичных основных полей видимости, основным полем видимости является то поле, которое выбрано оператором продовольственного сектора;
мясо – съедобные части копытных домашних животных, домашних птиц, зайцеобразных, отстрелянной дичи, дичи, выращиваемой на ферме, мелкой отстрелянной дичи, крупной отстрелянной дичи, включая кровь;
мясо механической обвалки (ММО) – продукт, полученный путем отделения мяса от костей, покрытых мясом после обвалки, или от туш птиц, с использованием механических средств, которые вызывают разрушение или изменение структуры мышечных волокон;
очистка – удаление кожуры, кожицы с фруктов, овощей или яичной скорлупы;
конечная дата потребления – дата, установленная производителем для пищевых продуктов, которые с микробиологической точки зрения являются скоропортящимися и могут после короткого периода времени представлять непосредственную опасность для здоровья потребителя. Конечной дате потребления, указывающей число, месяц и год, должна предшествовать отметка "Истекает…";
минимальный срок годности – дата, до которой пищевой продукт сохраняет свои характерные свойства при условии надлежащего хранения;
дата изготовления - дата, устанавливаемая производителем по завершении технологического процесса по изготовлению пищевого продукта. Дата изготовления указывается в соответствии с положениями приложения 9;
декларация пищевой ценности или маркировка на предмет пищевой ценности относятся к информации об:
a) энергетической ценности; или
b) энергетической ценности и количестве одного или нескольких питательных веществ:
– жиры (насыщенные жирные кислоты, мононенасыщенные жирные кислоты, полиненасыщенные жирные кислоты);
– углеводы (сахара, полиолы, крахмал);
– соль;
– клетчатка;
– белки;
– любые витамины или минералы, указанные в пункте 1 раздела 1 приложения 12 и присутствующие в значительном количестве, как это предусмотрено в пункте 2 раздела 1 приложения 12;
общее название – название, которое принято потребителями в качестве названия пищевого продукта без необходимости в дополнительных разъяснениях;
описательное название – название, дающее описание пищевому продукту и, при необходимости, способов его использования в достаточно ясной форме, позволяющей потребителю определить истинную природу пищевого продукта и отличить его от других продуктов, с которыми его можно было бы перепутать;
официальное наименование – название пищевого продукта, продаваемого конечному потребителю или предприятиям общественного питания, подтвержденное нормативным актом;
пищевой фермент – продукт, полученный из растительных или животных организмов или из микроорганизмов либо из их производных продуктов, в том числе из продуктов, полученных в процессе ферментации с использованием микроорганизмов;
маркировка – отметки, указания, товарные знаки или торговые наименования, изображения или знаки, относящиеся к пищевому продукту и присутствующие на любой упаковке, документе, объявлении, этикетке, кольце или манжете, которые сопровождают соответствующий продукт или относятся к нему;
этикетка – бирка, товарный знак, изображение или другое письменное, отпечатанное, отштампованное, маркированное, выгравированное или напечатанное на упаковке пищевого продукта либо прикрепленное к упаковке или фасовке данного продукта описание;
клетчатка – состоящие из трех или более мономерных единиц углеводные полимеры, которые не перевариваются и не всасываются тонким отделом кишечника человека и относятся к одной из следующих категорий:
а) пищевые полимерные углеводы, присутствующие в естественном состоянии в потребляемых пищевых продуктах;
b) пищевые полимерные углеводы, полученные из первичного пищевого сырья физическим, ферментным или химическим способом, обладающие полезным физиологическим воздействием, подтвержденным общепринятыми научными данными;
c) пищевые полимерные синтетические углеводы, обладающие полезным физиологическим воздействием, подтвержденным общепринятыми научными данными;
обязательная информация о пищевых продуктах – отметки, которые согласно настоящему закону должны быть представлены конечному потребителю;
информация о пищевых продуктах – информация о пищевом продукте, предоставленная конечному потребителю посредством этикетки, современных информационных технологий или вербального общения;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 24 марта 2023 года