Дата обновления БД:
06.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
42 / 156
Всего документов в БД:
133373
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 11 мая 2022 года №УП-134
Об утверждении Национальной программы по развитию народного образования в 2022 — 2026 годах
В целях формирования знаний и навыков учащихся школ, их воспитания в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышения авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствования учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительства современных моделей учреждений народного образования, отвечающих международным стандартам, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы в "Год обеспечения интересов человека и развития махалли":
1. Утвердить Национальную программу по развитию народного образования в 2022 — 2026 годах (далее — Программа развития) согласно приложению №1.
2. Определить основными направлениями Программы развития:
полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;
повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;
повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;
формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;
системную организацию духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;
содержательную организацию свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;
усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему народного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;
обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой народного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;
доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.
3. Принять к сведению, что Министерством народного образования при участии международных и отечественных экспертов разработана Национальная учебная программа и с 2021/2022 учебного года в 1 и 2 классах внедрены 252 наименования новых современных учебников, рабочих тетрадей для учащихся и учебных пособий для педагогов.
Министерству народного образования (Б. Саидов) обеспечить:
а) в срок до 1 сентября 2024 года — полноценное внедрение Национальной учебной программы в образовательный процесс, в том числе до конца 2022 года — разработку учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей для 3, 6, 7 и 10 классов, в 2023-2024 годах — для 4, 5, 8, 9 и 11 классов;
б) посредством специальных информационных систем (S-testing, Onlinedu, Raqamli darsliklar и других):
до конца 2022 года — создание 10 мобильных электронных ресурсов для учебников нового поколения и 100 мультимедийных продуктов;
до 1 сентября 2022 года — обучение учителей 3, 6, 7 и 10 классов на краткосрочных курсах повышения квалификации, разработанных на основе Национальной учебной программы;
в) совершенствование на постоянной основе Национальной учебной программы исходя из выявленных по результатам оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся пробелов, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.
4. Разрешить государственным учреждениям общего среднего образования по согласованию с Министерством народного образования внедрять в учебный процесс международно признанные образовательные программы, в том числе вносить изменения в учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов и осуществлять выбор учебников (за исключением родного языка, литературы, истории, воспитания и правоведения).
Министерству народного образования (Б. Саидов):
в месячный срок утвердить порядок внедрения международно признанных образовательных программ в учебный процесс государственных учреждений общего среднего образования;
в двухмесячный срок сформировать и разместить на своем официальном веб-сайте перечень международно признанных образовательных программ;
оказывать содействие учреждениям общего среднего образования во внедрении в их учебный процесс международно признанных образовательных программ, в том числе провести переговоры с зарубежными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, а также выделить средства, необходимые для приобретения и внедрения в практику программ.
5. Запретить министерствам и ведомствам (за исключением Министерства народного образования) инициировать разработку актов законодательства, предусматривающих внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования, а также введение в школах новых предметов.
Кабинету Министров установить строгий контроль за соблюдением министерствами и ведомствами запрета, предусмотренного настоящим пунктом.
6. Образовать:
национальные центры обучения педагогов новым методикам (далее — Центры педагогики) на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;
Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения педагогов новым методикам имени А. Авлони (далее — Национальный исследовательский институт) на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони.
Передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (далее — Ташкентский государственный педагогический университет), а также образовательные и научные организации при нем в ведение Министерства народного образования.
Определить Ташкентский государственный педагогический университет ведущим высшим образовательным учреждением по разработке учебных программ педагогического направления.
7. Одобрить предложение Министерства народного образования о внедрении в практику обучения педагогических кадров по методикам, основанным на компетенциях и направленным на формирование профессиональных навыков (далее — современные методики).
Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов), Министерством дошкольного образования (А. Шин) и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев) для внедрения в практику обучения педагогических кадров на основе современных методик:
а) в направлении переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
до 1 сентября 2022 года — привлечь в Центры педагогики квалифицированных зарубежных специалистов по точным и естественным наукам;
до 1 июля 2022 года — сформировать при Центрах педагогики тренерские группы, состоящие из зарубежных специалистов, квалифицированных работников общих средних, средних специальных, профессиональных, высших образовательных учреждений и Центров педагогики;
до конца 2022 года совместно с тренерскими группами — обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках;
выплачивать тренерам, непосредственно привлеченным к повышению квалификации педагогических кадров, дополнительную надбавку в размере до 100 процентов месячной оплаты труда в зависимости от результатов их деятельности;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 31 мая 2023 года