Дата обновления БД:
06.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
42 / 156
Всего документов в БД:
133373
О вступлении в силу документа смотри пункт 5
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 2 декабря 2022 года №КР ДСМ-152, 2 декабря 2022 года №117
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочные листы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с требованиями к: объектам, независимо от предназначения и видов деятельности согласно приложению 2 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую и консультативно-диагностическую помощь согласно приложению 3 к настоящему приказу;
объектам по производству, изготовлению лекарственных средств, хранению, оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники согласно приложению 4 к настоящему приказу;
объектам традиционной и народной медицины (целительства) согласно приложению 5 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, оказывающим паллиативную помощь и сестринский уход согласно приложению 6 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, восстановительного лечения и медицинской реабилитации согласно приложению 7 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, оказывающим стационарную помощь согласно приложению 8 к настоящему приказу;
объектам, оказывающим стоматологические услуги согласно приложению 9 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, осуществляющим деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии согласно приложению 10 к настоящему приказу;
объектам здравоохранения, осуществляющим деятельность в сфере службы крови согласно приложению 11 к настоящему приказу;
объектам дошкольного воспитания и обучения согласно приложению 12 к настоящему приказу;
детским оздоровительным и санаторным объектам (круглогодичные, сезонные) согласно приложению 13 к настоящему приказу;
объектам по оказанию услуг населению посредством компьютеров (персональные компьютеры, планшетные персональные ноутбуки) и видеотерминалы (компьютерные клубы) согласно приложению 14 к настоящему приказу;
объектам образования согласно приложению 15 к настоящему приказу;
объектам общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции согласно приложению 16 к настоящему приказу;
объектам по производству пищевой продукции согласно приложению 17 к настоящему приказу;
объектам оптовой и розничной торговли согласно приложению 18 к настоящему приказу;
организациям и транспортным средствам (железнодорожные, водные, воздушные) осуществляющим перевозку пассажиров; организациям и транспортным средствам (железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные) осуществляющим транспортировку источников ионизирующего излучения, опасных химических и токсических грузов согласно приложению 19 к настоящему приказу;
объектам по обслуживанию транспортных средств (воздушных, железнодорожных, водных, автомобильных) и пассажиров согласно приложению 20 к настоящему приказу;
радиационно-опасным объектам согласно приложению 21 к настоящему приказу;
объектам общественного питания на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном), объектам бортового питания согласно приложению 22 к настоящему приказу;
объектам производства, хранения и реализации парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены согласно приложению 23 к настоящему приказу;
объектам временного проживания людей согласно приложению 24 к настоящему приказу;
объектам социально-бытовой инфраструктуры (культурно-зрелищные объекты, жилые и административные здания, организации по эксплуатации жилых и общественных зданий, офисов, организации, управляющие домами, кооперативы собственников помещений) согласно приложению 25 к настоящему приказу;
канализационным очистным сооружениям и сетям (в том числе ливневой канализации) согласно приложению 26 к настоящему приказу;
объектам по сбору, хранению, транспортировке, удалению, сортировке, переработке, обеззараживанию, утилизации производственных, твердо-бытовых и иных видов отходов согласно приложению 27 к настоящему приказу;
объектам спортивно-оздоровительного назначения, бассейнам, баням, саунам, прачечным, химчисткам согласно приложению 28 к настоящему приказу;
водным объектам 2 категории (культурно-бытового назначения), места отдыха (пляжи) согласно приложению 29 к настоящему приказу;
лечебно-косметологическим объектам, салонам красоты, косметологическим центрам, парикмахерским согласно приложению 30 к настоящему приказу;
водоисточникам, мест водозабора для хозяйственно-питьевого водоснабжения, централизованных и нецентрализованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения согласно приложению 31 к настоящему приказу;
объектам похоронного назначения, кладбищам, паркам, общественным туалетам, местам массового отдыха согласно приложению 32 к настоящему приказу;
зданиям, сооружениям и помещениям производственного назначения, согласно приложению 33 к настоящему приказу;
технологическим и сопутствующим объектам и сооружениям, осуществляющим нефтяные операции согласно приложению 34 к настоящему приказу;
радиотехническим объектам и радиоэлектронным средствам согласно приложению 35 к настоящему приказу;
объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения при строительстве, реконструкции, ремонте и вводе, эксплуатации объектов строительства согласно приложению 36 к настоящему приказу;
объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения угольной промышленности согласно приложению 37 к настоящему приказу;
объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения химической промышленности согласно приложению 38 к настоящему приказу;
объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения цветной металлургии и горнодобывающей промышленности согласно приложению 39 к настоящему приказу;
объектам, зданиям и сооружениям производственного назначения черной металлургии согласно приложению 40 к настоящему приказу;
всем видам лабораторий согласно приложению 41 к настоящему приказу;
объектам хранения, транспортировки и использования иммунологических лекарственных препаратов (иммунобиологический лекарственный препарат) согласно приложению 42 к настоящему приказу;
объектам, осуществляющим услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации согласно приложению 43 к настоящему приказу;
объектам, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору при введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина в случае угрозы возникновения эпидемий, инфекционных заболеваний, согласно приложению 44 к настоящему приказу;
3) проверочный лист в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения с требованиями к объектам подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору на соответствие разрешительным требованиям, согласно приложению 45 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые совместные приказы Министра здравоохранения Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан по перечню согласно приложению 46 к настоящему приказу.
3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января 2023 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан
|
А.Куантыров |
Министр здравоохранения Республики Казахстан
|
А.Гиният |
Согласован Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан |
|
Приложение 1
к совместному Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года №КР ДСМ-152, 2 декабря 2022 года №117
Критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) для отнесения субъектов (объектов) контроля и надзора к степеням риска и отбора субъектов (объектов) контроля и надзора при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки, проводимых на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – проверка на соответствие требованиям), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие определения:
1) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не относящиеся к незначительным и грубым нарушениям в соответствии с подпунктами 2) и 3) настоящего пункта;
2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь формально допущенные, но не нанесшие какого-либо ощутимого вреда здоровью населения;
3) массовая угроза - случаи и (или) факторы связанные с деятельностью субъекта (объекта) контроля и надзора, воздействием потенциально опасных химических, физических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов) создающие угрозу, опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среде возникновением и распространением инфекционных, паразитарных заболеваний и (или) отравлений;
4) грубые нарушения – умышленное или неосторожное явное и существенное нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоблюдение которых повлекло и (или) может повлечь вред жизни, здоровью человека и окружающей среде, затрагивающие права и законные интересы физических и юридических лиц;
5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля и надзора;
6) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора;
7) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям;
8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
9) риск в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта (объекта) жизни или здоровью человека, окружающей среде с учетом степени тяжести его последствий;
10) эпидемически значимые объекты – объекты, производимая продукция и (или) деятельность которых при нарушении требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения может привести к возникновению пищевых отравлений и (или) инфекционных, паразитарных заболеваний среди населения, и (или) нанести вред здоровью населения от физических факторов, промышленных и радиоактивных загрязнений.
3. Случаи и (или) факторы, которые могут привести к массовой угрозе жизни и здоровью человека:
1) результаты лабораторных исследований, не соответствующие нормативно-правовым актам на микробиологические, санитарно-химические, вирусологические и радиологические показатели безопасности воды при проведении мониторинга с источников хозяйственно-питьевого, централизованного, нецентрализованного водоснабжения, водных объектов 2 категории;
2) результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции (товаров), не соответствующие нормативно-правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиеническим нормативам и техническим регламентам, представляющие опасность для жизни, здоровья человека и окружающей среды;
3) инфекционные заболевания среди населения в соответствии с субъективными критериями согласно приложению 4 к настоящим Критериям;
4) применение и использование потенциально опасных химических и биологических веществ (в том числе токсичных, радиоактивных, биологических и химических веществ, ядов и ядовитых веществ, биологических и микробиологических организмов и их токсинов, биологических средств и материалов);
5) обращения государственных органов, физических, в том числе граждан и юридических лиц по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, а также нарушений требований законодательства Республики Казахстан, несоблюдение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств на:
несоблюдение требований к организации питания, условиям проживания в организованных коллективах;
несоблюдение правил обращения с медицинскими отходами в медицинских организациях и на объектах, оказывающие услуги по их сбору, уничтожению и утилизации;
незаконное использование, воздействие радиоактивных веществ и источников ионизирующего и неионизирующего излучения, превышающих предельно допустимую концентрацию;
вредное воздействие веществ химического происхождения (сильнодействующие ядовитые и химические вещества, препараты для дезинфекции, дезинсекции, дератизации);
неэффективность работы вентиляционной системы с положительными результатами лабораторных исследований (шум, вибрация, запахи, дым, проникающие в жилые дома) объектов, расположенных во встроенных/пристроенных к жилым домам помещениях. Факты, в том числе обращения на нарушения работы и эксплуатации системы вентиляции и кондиционирования в медицинских организациях;
шум, вибрацию от производственного оборудования подконтрольных объектов с положительными результатами лабораторных исследований;
нарушения холодовой цепи, порядка проведения профилактических прививок и (или) неблагоприятные проявления после иммунизации.
4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии оценки степени риска
5. Субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по трем степеням риска: высокая, средняя и низкая в соответствии с приложением 1 к настоящим Критериям (далее – приложение 1).
6. Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в полгода.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в два года.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) государственного контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в три года.
7. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка.
8. В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора и внеплановая проверка.
Глава 3. Источники информации для определения отраслевых рисков и субъективные критерии оценки степени риска
9. Для отнесения субъектов (объектов) контроля и надзора к степени риска и отбора при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки на соответствие требованиям, применяются база данных, источники информации для выявления субъектов (объектов) контроля и надзора, нарушающих требования законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
10. Для определения субъективных критериев оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля и надзора;
2) наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных, групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, очагов их распространения;
3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
4) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора);
5) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;
6) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля и надзора;
7) результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса.
11. На основании имеющихся источников информации и субъективных критериев формируются полугодовые списки профилактического контроля с посещением и годовой график проверок на соответствие требованиям субъектов (объектов) государственного контроля и надзора.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
12. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля и надзора относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
При выявлении одного грубого нарушения субъекту (объекту) контроля и надзора приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
Субъективные критерии с распределением по степени значимости нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения приведены в приложении 2 к настоящим критериям.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта (объекта) контроля и надзора к определенной степени риска в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.
13. Субъективные критерии оценки степени риска по источникам информации для определения отраслевых рисков приведены в приложении 3 к настоящим критериям.
14. Субъекты (объекты) контроля и надзора переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля и надзора в случае, если являются членом саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с учетом заключенного соглашения с регулирующим государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
Глава 4. Меры оперативного реагирования
15. Мерами оперативного реагирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
1) приостановление деятельности (эксплуатация) объектов и (или) отдельных видов работ;
2) запрещение ввоза, производства, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности;
3) запрещение производства, применение и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
4) временное отстранение от работы лиц, относящихся к декретированным группам населения, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) направление лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными на медицинское обследование;
6) направление по показаниям на госпитализацию лиц, являющихся источниками инфекционных и паразитарных заболеваний.
16. Перечень требований, предъявляемых к субъектам (объектам) контроля и надзора, нарушение которых является основанием для применения мер оперативного реагирования, приведен в приложении 4 к настоящим критериям.
Приложение 1
к Критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Распределение субъектов (объектов) контроля и надзора по степени риска:
№п/п |
Виды субъектов (объектов) |
1 |
2 |
Субъекты (объекты) высокой степени риска | |
1 |
детские молочные кухни |
2 |
объекты дошкольного воспитания и обучения всех видов |
3 |
объекты образования и воспитания с проживанием детей и подростков всех видов и типов |
4 |
объекты общественного питания и торговли в организованных коллективах (организациях дошкольного воспитания и обучения, интернатных организациях, организациях образования и здравоохранения, вахтовых поселках, строительных площадках, промышленных объектах) |
5 |
объекты по производству кремовых кондитерских изделий |
6 |
объекты по производству, изготовлению лекарственных средств |
7 |
объекты общественного питания на транспорте (железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном), объекты бортового питания |
8 |
организации и транспортные средства (железнодорожные, водные, воздушные) осуществляющие перевозку пассажиров |
9 |
радиационно-опасные объекты |
10 |
объекты здравоохранения: оказывающие стационарную медицинскую помощь; оказывающие стационарную медицинскую помощь в области психического здоровья лицам с психическими, поведенческими расстройствам (заболеваниями), в том числе связанными с употреблением психоактивных веществ; оказывающие амбулаторно-поликлиническую, консультативно-диагностическую помощь; осуществляющие деятельность в сфере службы крови; оказывающие стоматологические услуги |
11 |
лечебно-косметологические объекты, салоны красоты, косметологические центры оказывающие услуги с нарушением кожных и слизистых покровов, в том числе услуги по татуажу и татуировке |
12 |
оздоровительные и санаторные объекты (сезонные, круглогодичные), базы и места отдыха |
13 |
объекты общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции с числом более 50 посадочных мест |
14 |
молокоперерабатывающие объекты, объекты по производству готовой молочной продукции |
15 |
мясоперерабатывающие объекты, объекты по производству мяса и мясных полуфабрикатов и (или) готовой мясной продукции |
16 |
рыбоперерабатывающие объекты, объекты по производству рыбы и рыбных полуфабрикатов и (или) готовой рыбной продукции |
17 |
птицеперерабатывающие объекты, объекты по производству полуфабрикатов из мяса птицы и (или) готовой продукции из мяса птицы |
18 |
водоисточники, места водозабора для хозяйственно-питьевого водоснабжения |
19 |
нецентрализованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения |
20 |
централизованные системы хозяйственно-питьевого водоснабжения |
Субъекты (объекты) средней степени риска | |
1 |
объекты медико-социальной реабилитации |
2 |
объекты образования без проживания детей и подростков, общежития объектов образования |
3 |
специальные, коррекционные кабинеты (центры) воспитания и образования, реабилитационные центры для детей и подростков |
4 |
объекты по производству масложировой продукции |
5 |
объекты по производству алкогольной продукции, безалкогольной продукции, питьевой воды (в том числе минеральной), расфасованной в емкости |
6 |
плодоперерабатывающие объекты, объекты по переработке сельскохозяйственной продукции растительного происхождения, в том числе соевой продукции |
7 |
объекты по производству, хранению и (или) реализации специализированных пищевых продуктов |
8 |
объекты по производству поваренной и йодированной соли |
9 |
мукомольные объекты |
10 |
объекты по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий |
11 |
объекты по производству сахара |
12 |
объекты оптового хранения и (или) реализации пищевой продукции |
13 |
виды деятельности, относящиеся к 1 по 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, предусмотренных требованиями нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года №71 "О некоторых вопросах министерств здравоохранения и национальной экономики Республики Казахстан" (химические производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты, добыча руд, нерудных ископаемых, природного газа и нефти, нефтеперерабатывающая промышленность, строительная промышленность и промышленность строительных материалов, полигоны по размещению, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов и токсичных отходов производства и потребления, объекты по сбору, хранению, удалению, сортировке, переработке, обеззараживания, утилизации (сжиганию) медицинских отходов 120 и более килограмм в час и выше, производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива); стационарные передающие радиотехнические объекты (средства связи, радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации и радиоподавления), радиочастотного диапазона от 30 килоГерц (далее – кГц) до 300 ГигаГерц (далее – ГГц), за исключением радиорелейных станций и передающих радиотехнических объектов, размещенных на зданиях и сооружениях промышленного назначения; вне селитебной территории и населенных пунктов, а также средств сухопутной подвижной радиосвязи, средств морской, речной и воздушной подвижной радиосвязи, размещенных на подвижных объектах |
14 |
склады для хранения химических веществ и продукции, агрохимикатов и пестицидов (ядохимикатов), объекты хранения и транспортировки вакцин и иммунологических (иммунобиологических) лекарственных препаратов |
15 |
объекты хранения средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также объекты, в которых осуществляется работа по приготовлению и (или) расфасовке приманок, ловушек, рабочих растворов с использованием средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации |
16 |
объекты спортивно-оздоровительного назначения, бассейны, бани и сауны вместимостью 20 и более мест |
17 |
вахтовые поселки |
18 |
водные объекты 2 категории (культурно-бытового назначения), места отдыха (пляжи) |
19 |
лаборатории, осуществляющие обращение с патогенными биологическими агентами I-IV групп патогенности |
Субъекты (объекты) низкой степени риска | |
1 |
объекты технического, профессионального, послесреднего и высшего образования |
2 |
объекты досуга, физического воспитания и развития творческих способностей детей и подростков (учреждения дополнительного образования), центры творчества детей и молодежи, музыкальные, спортивные и художественные школы, детско-юношеские центры, дворовые клубы, станции юных натуралистов, учебно-производственные комбинаты и внешкольные организации |
3 |
объекты по изготовлению, хранению и реализации продукции для детей и подростков (обувь, одежда, игрушки) |
4 |
объекты по оказанию услуг населению посредством компьютеров (персональные компьютеры, планшетные персональные компьютеры, ноутбуки) и видеотерминалов (компьютерные клубы) |
5 |
объекты общественного питания с производством, переработкой и реализацией пищевой продукции с числом 50 и менее посадочных мест, предприятия по производству заказных блюд без посадочных мест, кулинарных изделий |
6 |
объекты по обслуживанию транспортных средств (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный) и пассажиров |
7 |
аппараты для автоматического приготовления и реализации пищевой продукции |
8 |
объекты по производству без кремовых кондитерских изделий |
9 |
объекты по производству мучных полуфабрикатов, макаронных изделий |
10 |
объекты по производству чипсов, сухариков, кукурузных палочек, казинаков, семечек, сухих завтраков, слайсов, сахарной ваты, поп-корна, жареных орехов |
11 |
объекты по фасовке готовых пищевых продуктов |
12 |
объекты по производству пищевых концентратов и пищевых кислот |
13 |
объекты по производству чая, дрожжей и желатина |
14 |
объекты по производству крахмалопаточной продукции, крахмала |
15 |
объекты здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии |
16 |
объекты осуществляющие восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию |
17 |
объекты хранения, оптовой и розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники |
18 |
объекты здравоохранения, оказывающие скорую медицинскую помощь, в том числе с привлечением медицинской авиации |
19 |
объекты здравоохранения медицины катастроф |
20 |
объекты здравоохранения, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход |
21 |
объекты традиционной и народной медицины (целительства) |
22 |
объекты по изготовлению, производству, переработке и реализации вакцин и иммунологических (иммунобиологических) лекарственных и диагностических препаратов |
23 |
объекты по производству, переработке, реализации средств и (или) препаратов дезинфекции, дезинсекции, дератизации |
24 |
парикмахерские, салоны красоты, косметологические центры, оказывающие косметические услуги без нарушения кожных и слизистых покровов, в том числе услуги по маникюру и педикюру |
25 |
объекты спортивно-оздоровительного назначения, бани, сауны, вместимостью до 20 мест |
26 |
объекты социально-бытовой инфраструктуры (культурно-зрелищные объекты, кладбища, объекты похоронного назначения, объекты временного проживания людей (гостиницы, мотели, кемпинги, общежития), административные, жилые (жилища) здания, организации по эксплуатации жилых и общественных зданий, офисов, организации, управляющие домами, кооперативы собственников помещений, общественные туалеты, прачечные, химчистки, очистные сооружения) |
27 |
объекты по обслуживанию водопроводных, канализационных, тепловых систем, котельные |
28 |
канализационные очистные сооружения и сети (в том числе ливневой канализации) |
29 |
виды деятельности, относящиеся к 3-5 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов предусмотренных требованиями нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года №71 "О некоторых вопросах министерств здравоохранения и национальной экономики Республики Казахстан" (химические производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты, добыча руд, нерудных ископаемых, природного газа, строительная промышленность, объекты по сбору, хранению, удалению, сортировке, переработке, обеззараживания, утилизации (сжиганию) медицинских отходов до 120 килограмм в час, производство электрической и тепловой энергии при сжигании минерального топлива); стационарные передающие радиотехнические объекты (средства связи, радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации и радиоподавления) радиочастотного диапазона от 30 кГц до 300 ГГц и радиорелейные станции, размещенные на зданиях и сооружениях промышленного назначения; вне селитебной территории и населенных пунктов, а также средства сухопутной подвижной радиосвязи, средства морской, речной и воздушной подвижной радиосвязи, размещенные на подвижных объектах |
30 |
парки в населенных пунктах |
31 |
радиационные объекты, имеющие источники ионизирующего излучения, радиоактивные отходы с минимально значимой активностью ниже предусмотренных требованиями нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом 113) пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года №71 "О некоторых вопросах министерств здравоохранения и национальной экономики Республики Казахстан" |
32 |
организации и транспортные средства (железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные), осуществляющие перевозку пищевых продуктов, продовольственного сырья, хозяйственно-питьевой воды, опасных грузов |
33 |
склады для хранения парфюмерно-косметической продукции, средств гигиены |
34 |
объекты производства парфюмерно-косметической продукции и средств гигиены |
35 |
продовольственные рынки, объекты оптовой и розничной торговли |
36 |
все виды лабораторий, за исключением лабораторий, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I-IV групп патогенности |
37 |
объекты хранения материальных ценностей государственного материального резерва, в том числе осуществляющие хранение продуктов питания |
38 |
пункты забора и приема биологического материала |
39 |
объекты медико-социальных, специальных социальных услуг |
Приложение 2
к Критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
См. Приложение 2
Приложение 3
к критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Субъективные критерии оценки степени риска по источникам информации для определения отраслевых рисков
№п/п |
Наименование требований |
Степень нарушений |
Критерии по источнику информации "Наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине субъекта контроля и надзора" | ||
1. |
Наличие до 4 случаев регистрации групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевых, профессиональных заболеваний и отравлений (краснуха, менингококковая инфекция, внутрибольничные инфекции (инфекций связанные с оказанием медицинской помощи), вирусные гепатиты, острые кишечные инфекции, сальмонеллез, туберкулез, заболевания неустановленной этиологии, в том числе лихорадочные состояния, возникшие одновременно, массовые пищевые отравления, массовые пищевые отравления (включая пищевую токсикоинфекцию, острые кишечные инфекции и сальмонеллез пищевого происхождения), связанные с объектами производства, хранения и реализации пищевой продукции, сферой оказания услуг питания, в том числе в организованных коллективах, отравления не пищевой этиологии (парами, газами, химическими веществами) |
незначительное |
2. |
Наличие 5 и более регистрации случаев групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевых, профессиональных заболеваний и отравлений (эпидемический паротит, бруцеллез, брюшной тиф, паратиф, лептоспироз, листериоз, пастереллез, лихорадка Ку и другие риккетсиозы, пищевые отравления, коронавирусная инфекция) |
значительное |
3. |
Наличие одного случая регистрации инфекционных заболеваний: чума, холера, геморрагические вирусные лихорадки, бешенство, сибирская язва, клещевой весенне-летний энцефалит, висцеральный лейшманиоз, малярия местная или завозная, трихинеллез, острый вялый паралич, полиомиелит, корь, дифтерия, столбняк, коклюш, неблагоприятные проявления после иммунизации, ботулизм, профессиональные острые отравления |
значительное |
Критерии по источнику информации "Количество подтвержденных жалоб и обращений" | ||
1. |
Наличие до трех случаев подтвержденных жалоб и обращений на деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора |
незначительное |
2. |
Наличие трех и более подтвержденных жалоб, обращений на деятельность субъекта (объекта) контроля и надзора |
значительное |
Критерии по источнику информации "Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора" | ||
1. |
Отсутствие либо несвоевременное представление информации о результатах проведенного производственного контроля на производственных объектах (объекты промышленной и радиационной гигиены) |
значительное |
2. |
Непредставление информации по исполнению рекомендации, выданной в рамках проведенного профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля |
грубое |
3. |
Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии субъекта (объекта) или уведомления о начале деятельности субъектов (объектов) незначительной эпидемической значимости |
грубое |
4. |
Нарушение 2 и более раз участниками внешней экономической деятельности требований по ввозу и декларированию соответствия продукции (товаров) |
значительное |
Критерии по источнику информации "Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями" | ||
1. |
Превышение наполняемости объектов образования, воспитания от 10% |
значительное |
2. |
Превышение наполняемости объектов образования, воспитания от 20 % и более |
грубое |
Критерии по источнику информации "Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля и надзора" | ||
1. |
Непредставление и (или) несвоевременное представление субъектом (объектом) контроля и надзора информации и отчетности в соответствии с законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
значительное |
Критерии по источнику информации "Результаты проведения расследования органами государственного контроля и надзора" в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 144-4 Кодекса | ||
1. |
Итоги расследования подтверждающие о допущении субъектом (объектом) контроля и надзора нарушений требований законодательства Республики Казахстан |
грубое |
2. |
Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции по итогам контрольного закупа в случае выявления нарушения требований |
грубое |
Приложение 4
к критериям оценки степени риска в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Перечень требований, предъявляемых к субъектам (объектам) контроля и надзора, нарушение которых является основанием для применения мер оперативного реагирования
№п/п |
Виды мер оперативного реагирования |
Наименование нарушений |
Сроки устранения нарушений |
1 |
Приостановление деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора |
Осуществление деятельности без разрешения и уведомления, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан |
До устранения нарушений |
Отсутствие либо неисправность систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, вентиляции и кондиционирования, наличие которых является обязательным для обеспечения безопасности продукции, товаров и услуг | |||
Несоблюдение зоны санитарной охраны для подземного источника водоснабжения | |||
Несоблюдение зоны санитарно-защитной зоны для объектов, имеющих источники выбросов и сбросов, опасных для здоровья и жизни человека | |||
Эксплуатация объектов, размещенных в аварийных зданиях и помещениях | |||
Превышение контрольных уровней радиационных факторов на объекте и санитарно-защитной зоне | |||
2 |
Запрещение ввоза, применения и реализации на территории Республики Казахстан продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности |
Несоответствие требованиям технических регламентов и (или) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза |
Не менее 10 календарных дней |
Выявление фальсифицированной продукции (товаров) | |||
Выявление продукции (товаров) с неустановленным сроком годности и (или) хранения, истекшим сроком годности и (или) хранения | |||
Создание угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, в том числе признании продукции (товаров) опасными для здоровья человека и среды обитания по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы | |||
Обнаружение посторонних включений (инородных веществ, насекомых, грызунов и следов их пребывания) в продукции | |||
3 |
Запрещение производства продукции (товаров) на территории Республики Казахстан продукции (товаров), предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности |
Несоответствие объектов и технологии производства нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения |
Не менее 10 календарных дней |
Отсутствие необходимых для соблюдения технологического процесса производства продукции (товаров) производственного и технологического оборудования, аппаратуры, инвентаря | |||
Создание угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, в том числе признании продукции (товаров) опасными для здоровья человека и среды обитания по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы | |||
Использование запрещенных пищевых добавок, ингредиентов и сырья | |||
4 |
Запрещение производства, применения и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария, в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей |
Отсутствие государственной регистрации на впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся вещества и изготовляемые на их основе материалы и препараты |
Не менее 10 календарных дней |
Использование запрещенных пищевых добавок, ингредиентов и сырья | |||
Создание угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, в том числе признании продукции (товаров) опасными для здоровья человека и среды обитания по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы | |||
5 |
Временное отстранение от работы лиц, относящихся к декретированным группам населения, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний |
выявление на рабочем месте лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, лиц, контактных с инфекционными больными |
до получения результата лабораторного исследования и заключения специалиста, подтверждающих полную санацию и прохождение обязательного медицинского осмотра |
выявление на рабочем месте лиц, не прошедших своевременно и в полном объеме обязательный и профилактический медицинский осмотр | |||
отсутствие допуска к работе, не прошедших гигиеническое обучение | |||
отсутствие личных медицинских книжек на рабочем месте | |||
наличие у работников пищеблока гнойничковых заболеваний кожи, нагноившихся порезов, ожогов, ссадин | |||
6 |
Направление лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными, на медицинское обследование с отстранением их от работы |
Выявления лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными |
Немедленно и до получения результатов лабораторного обследования, подтверждающего полную санацию |
Приложение 2
к совместному Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 декабря 2022 года №КР ДСМ-152, 2 декабря 2022 года №117
Проверочный лист в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения _______________________
в соответствии со статьями 138 и 139
________________________________________________________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении объектов, независимо от предназначения и вида деятельности
________________________________________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля и надзора
________________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку/профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля и надзора _______________________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля и надзора _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля и надзора
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля и надзора _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 17 апреля 2023 года