Недействующая редакция. Принята: 21.09.2017 / Вступила в силу: 27.10.2017

Недействующая редакция, не действует с 5 сентября 2022 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 29 мая 2014 года №86

Об оценке воздействия на окружающую среду

(В редакции Закона Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон является частичным переложением Директивы 2011/92/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду (кодификация), опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза, №L 26 от 1 января 2012 года.

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель и предмет закона

(1) Целью настоящего закона является создание правовой основы функционирования механизма оценки воздействия на окружающую среду некоторых государственных и частных проектов или видов планируемой деятельности для обеспечения предотвращения или снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения на самых ранних стадиях.

(2) Предметом настоящего закона являются процедуры и порядок, используемые в процессе оценки воздействия на окружающую среду некоторых государственных и частных проектов или видов планируемой деятельности, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду Республики Молдова или других государств.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

природоохранное разрешение – разрешительный документ, выдаваемый центральным органом публичного управления в области окружающей среды, которым устанавливаются условия и, при необходимости, меры по охране окружающей среды, подлежащие соблюдению в случае реализации проекта;

планируемая деятельность – государственный или частный проект либо вид планируемой деятельности, состоящие в строительстве новых объектов, расширении, реконструкции, модернизации, перепрофилировании, планировании новых видов деятельности, добыче или использовании природных ресурсов, воздействии на территорию или ландшафт, нетронутые или мало измененные деятельностью человека, а также в других действиях, осуществление или конечный результат которых может существенно повлиять на окружающую среду;

компетентный орган - орган-эмитент разрешительных документов в области окружающей среды;

заключение экологической экспертизы - административный акт, выдаваемый органом-эмитентом разрешительных документов в области окружающей среды для деятельности и объектов, не требующих получения природоохранного разрешения, констатирующий соответствие намечаемой хозяйственной деятельности и/или проектной документации положениям законодательства об окружающей среде и предусматривающий меры по охране окружающей среды, которые должны соблюдаться в процессе реализации проекта;

оценка воздействия на окружающую среду – процедура, осуществляемая согласно настоящему закону с целью оценки возможного воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, а также для разработки предложений по предотвращению и снижению негативного воздействия или, в случае нарушения предусмотренных настоящим законом требований, – для запрещения начала реализации планируемой деятельности;

воздействие на окружающую среду – прямые или косвенные изменения окружающей среды, вызванные реализацией планируемой деятельности, которые влияют или могут влиять как на здоровье человека, так и на биоразнообразие, почву, недра, воду, воздух, климат, ландшафт, материальные ценности, культурное наследие, а также на взаимосвязь между перечисленными факторами;

инициатор – физическое или юридическое лицо, включая государственные и административно-территориальные единицы, которое обращается за получением права реализации планируемой деятельности;

затрагиваемая сторона – договаривающаяся(иеся) сторона(ы) Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая(ые) может(гут) быть затронута(ы) воздействием планируемой деятельности, намечаемой на территории стороны происхождения;

сторона происхождения – договаривающаяся(иеся) сторона(ы) Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, под юрисдикцией которой(ых) намечается осуществлять планируемую деятельность;

общественность – одно или несколько физических или юридических лиц и, в соответствии с национальным законодательством или практикой, их ассоциации, организации или группы; заинтересованная общественность – общественность, интересы которой затронуты или могут быть затронуты либо которая имеет заинтересованность в процессе принятия решений в области окружающей среды.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду

(1) Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется на основании следующих принципов:

а) принцип превентивных действий;

b) принцип достоверности и полноты информации;

с) принцип прозрачности и доступности;

d) принцип участия;

е) принцип предосторожности;

f) принцип "загрязнитель платит".

(2) Принцип превентивных действий предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится на ранней стадии планирования, проектирования и принятия решений относительно планируемой деятельности, на основании технической и научной информации, имеющейся на соответствующий момент, с указанием мер по снижению или предупреждению потенциального воздействия на окружающую среду, с учетом необходимости устойчивого развития страны.

(3) Принцип достоверности и полноты информации предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится на основании представленной инициатором информации о планируемой деятельности, информации о текущем состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также информации, полученной от профильных государственных органов и от органов местного публичного управления, на чьей территории будет осуществляться планируемая деятельность, с учетом предложений, высказанных в ходе общественных обсуждений.

(4) Принцип прозрачности и доступности предусматривает, что общественность вправе своевременно и до начала осуществления планируемой деятельности, в соответствии с требованиями настоящего закона и с законодательством о прозрачности процесса принятия решений, получать информацию о планируемой деятельности и участвовать в общественных обсуждениях, организуемых в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

(5) Принцип участия предусматривает, что инициатор обеспечивает всем заинтересованным участникам доступ к документации по оценке воздействия на окружающую среду и общественным консультациям по оценке воздействия планируемой деятельности в доступном для общественности месте и в доступное время.

(6) Принцип предосторожности предусматривает, что решение проблем, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, следует начинать до получения в полном объеме научных доказательств о негативном воздействии планируемой деятельности на окружающую среду. При наличии обоснованных подозрений относительно негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны предприниматься меры предосторожности, а в случае значительного и необратимого воздействия соответствующая деятельность подлежит запрету.

(7) Принцип "загрязнитель платит" предусматривает, что инициатор планируемой деятельности несет расходы по оценке воздействия на окружающую среду и по сведению к минимуму негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Статья 4. Сфера применения оценки воздействия на окружающую среду

(1) Оценка воздействия на окружающую среду должна выявлять, описывать и оценивать соответствующим образом в свете каждого отдельного случая прямое и косвенное воздействие планируемой деятельности на следующие факторы:

а) население, фауна и флора;

b) почва, недра, вода, воздух, климат и ландшафт;

с) материальные ценности и культурное наследие;

d) взаимосвязь между факторами, упомянутыми в пунктах a)–с), и их отдаленные и кумулятивные последствия.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Цель и предмет закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду Статья 4. Сфера применения оценки воздействия на окружающую среду Статья 5. Полномочия компетентного органа Статья 6. Финансирование деятельности по оценке воздействия на окружающую среду Глава II Заявление о планируемой деятельности Статья 7. Подача заявления о планируемой деятельности Статья 8. Содержание заявления о планируемой деятельности Глава III Предварительная оценка планируемой деятельности Статья 9. Проведение предварительной оценки Статья 10. Результаты предварительной оценки Глава IV Порядок оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте для стороны происхождения Статья 11. Инициирование проведения оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Статья 12. Уведомление затрагиваемой стороны Статья 13. Подготовка и представление документации по оценке воздействия на окружающую среду Статья 14. Проведение консультаций Статья 15. Принятие решения Глава V Порядок оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте для затрагиваемой стороны Статья 16. Подготовка ответа на уведомление Статья 17. Представление и распространение документации по оценке воздействия на окружающую среду Статья 18. Консультации и информирование о принятом решении Глава VI Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду на национальном уровне Статья 19. Программа выполнения оценки воздействия на окружающую среду Статья 20. Разработка документации по оценке воздействия на окружающую среду Статья 21. Рассмотрение и обсуждение документации по оценке воздействия на окружающую среду Статья 22. Процедура проведения общественных обсуждений Статья 23. Природоохранное разрешение Глава VII Одобрение планируемой деятельности, ответственность и обжалование решений Статья 24. Информирование о выдаче природоохранного разрешения Статья 25. Ответственность инициатора и разработчика документации по оценке воздействия на окружающую среду Статья 26. Обжалование решения Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 27. Вступление в силу Статья 28. Отмена противоречащих норм Статья 29. Организация исполнения Перечень видов планируемой деятельности, подлежащей обязательной оценке воздействия на окружающую среду Перечень видов планируемой деятельности, для которой требуется установить необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду Содержание заявления о планируемой деятельности Структура уведомления о планируемой деятельности в соответствии со статьей 3 Конвенции Эспо Структура ответа на уведомление о планируемой деятельности в соответствии со статьей 3 Конвенции Эспо Содержание отчета об участии общественности