База данных

Дата обновления БД:

22.09.2021

Добавлено/обновлено документов:

38 / 548

Всего документов в БД:

109976

Недействующая редакция. Принята 18.05.2012

Недействующая редакция, не действует с 07.12.2012 г.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 2 апреля 1996 года №797-XIII

О принятии Регламента Парламента

(В редакции Законов РМ N11-XIV от 29.04.98 г., N18-XIV от 14.05.98 г., N354-XIV от 08.04.99 г., Постановлением КС N21 от 04.05.99 г., N668-XIV 11.11.99 г., N830-XIV от 18.02.2000 г., N984-XIV от 18.05.2000 г., Постановлением КС N41 от 07.12.2000 г., N42-XV от 06.04.2001 г., N45-XV от 06.04.2001 г., N153-XV от 17.05.2001 г., N193-XV от 24.05.2001 г., N572-XV от 25.10.2001 г., N822-XV от 07.02.2002 г., N1157-XV от 21.06.2002 г., N1311-XV от 26.07.2002 г., N405-XV от 02.12.2004 г., N40-XVI от 15.04.2005 г., N179-XVI от 22.07.2005 г., N430-XVI от 27.12.2006 г., N76-XVI от 15.03.2007 г. Постановлением Административного Совета НБ Молдовы №112 от 10.05.2007 г., №72 от 04.05.2010 г., №96 от 21.05.2010 г., №120 от 18.06.2010 г., №162 от 09.07.2010 г., 10.02.2011 г. №8, 01.03.2012 г. №26, 18.05.2012 г. №115)

В соответствии с частью (1) статьи 64 и пунктом с) части (3) статьи 72 Конституции Парламент принимает настоящий закон.

Ст.1. - Принять Регламент Парламента (прилагается).

Ст.2. - Признать утратившим силу Постановление Парламента об утверждении Регламента Парламента N 10-XIII от 31 марта 1994 года.

Ст.3. - Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Парламента Петру ЛУЧИНСКИ

РЕГЛАМЕНТ ПАРЛАМЕНТА

Раздел I КОНСТИТУИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА

Глава 1 КОНСТИТУИРОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА

Статья 1. Выборы Парламента

(1) Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства.

(2) Выборы депутатов проводятся не позднее трех месяцев после истечения срока полномочий или роспуска Парламента предыдущего состава.

(3) Парламент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании, сроком на четыре года, который может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

(4) Срок полномочий Парламента продлевается до законного созыва его нового состава. В этот период не может быть пересмотрена Конституция, не могут быть приняты, изменены или признаны утратившими силу органические законы.

(5) Вновь избранный Парламент собирается на учредительное заседание по созыву Президента Республики Молдова не позднее 30 дней после выборов при условии избрания не менее двух третей от общего числа депутатов.

Статья 2. Заседание по конституированию Парламента

(1) На учредительном заседании вновь избранного Парламента председательствует старейший по возрасту депутат, а затем, после избрания, - Председатель Парламента, первый заместитель или один из заместителей Председателя Парламента.

(2) Председательствующий на заседании предоставляет Председателю Конституционного суда слово для доклада о результатах выборов Парламента и признании мандатов избранных депутатов.

Статья 3. Дата конституирования Парламента

Парламент считается законно конституированным со дня проведения учредительного заседания.

Статья 4. Образование парламентских фракций

(1) Для образования рабочих органов и организации деятельности Парламента депутаты создают парламентские фракции в количестве не менее пяти депутатов, избранных по спискам от конкурентов на выборах, а также одну-единственную парламентскую фракцию в таком же количественном составе из числа депутатов, избранных по спискам от конкурентов на выборах, не набравших необходимого числа для создания парламентской фракции, и из числа независимых и/или неприсоединившихся депутатов.

(2) Депутаты, избранные по спискам от конкурентов на выборах, не набравших необходимого числа для создания парламентской фракции, независимые и неприсоединившиеся депутатымогут присоединиться к другим парламентским фракциям, созданным в соответствии с частью (1).

(3) Парламентские фракции создаются, как правило, в течение десяти дней после законного конституирования Парламента и функционируют на основе собственного регламента.

(4) Утратила силу согласно Закону Парламента Республики Молдова N96 от 21.05.2010 года

(5) Парламентские фракции избирают свои руководящие органы или руководителей.

(6) Депутат может быть членом только одной фракции.

(7) Депутат может выйти из состава фракции. Фракция может исключить из своего состава некоторых своих членов.

(8) Депутат, вышедший или исключенный из состава фракции, может по истечении шестимесячного срока после выхода или исключения присоединиться к любой другой фракции.

(9) Председатель парламентской фракции представляет Парламенту численный и персональный состав фракции.

(10) Председательствующий на заседании устанавливает очередность выступающих в зависимости от численности парламентских фракций.

(11) Любые изменения, происшедшие в составе парламентской фракции, доводятся до сведения Парламента на пленарном заседании.

(12) Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, объявленная в соответствующей декларации, охватывающая более половины избранных депутатов.

(13) Парламентской оппозицией считается фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.

Статья 5. Прекращение существования парламентской фракции

(1) Фракция прекращает свое существование, если в ее составе осталось менее пяти членов либо в случае представления соответствующей резолюции.

(2) Бывший председатель фракции информирует об этом Председателя Парламента в трехдневный срок. Председатель Парламента констатирует прекращение существования фракции в случаях, предусмотренных частью (1), и объявляет об этом на пленарном заседании Парламента.

(3) Фракция может не прекращать свое существование, если в ее составе осталось менее пяти членов, если депутат, мандат которого признан сразу же после уменьшения состава фракции, в десятидневный срок со дня признания мандата стал членом этой фракции.

Статья 6. Функции парламентских фракций и организация их деятельности

(1) В соответствии с настоящим регламентом парламентские фракции имеют право вносить предложения по:

a) назначению, избранию в состав или отзыву своих представителей из состава Постоянного бюро, постоянных комиссий, а также постоянных парламентских делегаций с учетом их пропорционального представительства в Парламенте;

b) повестке дня заседаний Парламента и Постоянного бюро;

с) образованию специальных, следственных и иных комиссий Парламента;

d) проектам постановлений Парламента о программе деятельности Правительства, проектам актов Парламента исключительно политического характера;

e) образованию рабочих групп и групп экспертов по различным областям деятельности;

f) инициированию парламентских слушаний и др.

(2) В случае изменения пропорционального представительства фракций в Парламенте парламентские фракции по истечении не менее одного года после констатации этого факта могут потребовать соответствующего изменения состава Постоянного бюро, постоянных комиссий, а также постоянных парламентских делегаций.

(3) Парламентским фракциям предоставляются помещения для работы, оргтехника, канцелярские принадлежности и оказываются услуги, необходимые для их эффективной работы.

(4) Председателю парламентской фракции помогает его кабинет, который формируется с учетом пропорционального представительства фракции в Парламенте и персонал которого зачисляется на работу на основе личного доверия председателя фракции.

(5) Заключение и прекращение индивидуальных трудовых договоров с персоналом кабинета председателя фракции осуществляются Председателем Парламента по предложению председателя фракции.

(6) Каждая фракция располагает годовым бюджетом, утвержденным Парламентом, размер которого зависит от ее численного представительства в Парламенте. Порядок использования финансовых средств, выделяемых из бюджета Парламента для обеспечения деятельности парламентских фракций, устанавливается каждой фракцией самостоятельно.

Глава 2 ИЗБРАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТОЯННОГО БЮРО ПАРЛАМЕНТА

Статья 7. Руководство Парламента

После законного конституирования Парламента избираются Председатель Парламента, первый заместитель и заместители Председателя Парламента и образуется Постоянное бюро Парламента.

Статья 8. Комиссия по проведению выборов Председателя Парламента

(1) Парламент по предложению парламентских фракций создает комиссию по проведению выборов Председателя Парламента, которая:

a) принимает предложения по выдвижению кандидатов на должность Председателя Парламента;

b) устанавливает образец и текст бюллетеня для голосования;

c) обеспечивает подготовку и проведение голосования;

d) подводит итоги голосования, объявляет недействительными бюллетени, в которых:

- отсутствуют подписи и печати комиссии;

- не отражено волеизъявление голосующего;

- вычеркнуты имена всех кандидатов;

- вписаны другие имена;

e) разрешает конфликты и споры, возникающие в ходе голосования;

f) представляет Парламенту на утверждение результаты голосования.

(2) Члены комиссии избирают председателя и секретаря комиссии.

(3) Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство ее членов. Постановления комиссии принимаются большинством голосов ее членов. Постановления и протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии, после чего на них проставляется печать Парламента Республики Молдова.

Статья 9. Избрание Председателя Парламента

(1) Председатель Парламента избирается на срок полномочий Парламента тайным голосованием посредством избирательных бюллетеней, в которые вносятся фамилии и имена всех кандидатов, предложенных парламентскими фракциями. Каждая парламентская фракция может предложить только одного кандидата.

(2) Кандидат, набравший большинство голосов избранных депутатов, считается избранным Председателем Парламента.

(3) Если ни один из кандидатов не набрал требуемого числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют только два кандидата, получивших при первом голосовании наибольшее число голосов.

(4) В случае, если кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся новые выборы с выдвижением парламентскими фракциями тех же или других кандидатов.

Статья 10. Избрание первого заместителя и заместителей Председателя Парламента

Первый заместитель и заместители Председателя Парламента избираются открытым голосованием большинством голосов избранных депутатов по предложению Председателя Парламента после консультаций с парламентскими фракциями.

Статья 11. Отзыв Председателя Парламента, первого заместителя и заместителей Председателя Парламента

(1) Председатель Парламента может быть досрочно отозван по предложению выдвинувшей его парламентской фракции или не менее чем одной трети избранных депутатов.

(2) Постановление об отзыве Председателя Парламента принимается двумя третями голосов избранных депутатов при тайном голосовании в порядке, предусмотренном статьей 8, применяемой соответствующим образом.

(3) Первый заместитель и заместители Председателя Парламента могут быть досрочно отозваны по предложению Председателя Парламента после консультаций с парламентскими фракциями большинством голосов избранных депутатов.

Статья 12. Образование Постоянного бюро Парламента

(1) Постоянное бюро Парламента является его рабочим органом и формируется с учетом пропорционального представительства фракций в Парламенте. В его состав входят по должности Председатель Парламента, первый заместитель и заместители Председателя Парламента. Численный и персональный состав Постоянного бюро определяется постановлением Парламента по предложению парламентских фракций.

(2) Члены Постоянного бюро назначаются постановлениями парламентских фракций в пределах отведенного им числа мест. Постановления представляются председательствующему на заседании, который доводит их до сведения Парламента.

(3) Постоянное бюро признается конституированным после назначения не менее трех четвертых его членов.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел I КОНСТИТУИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТА Глава 1 КОНСТИТУИРОВАНИЕ ПАРЛАМЕНТА Статья 1. Выборы Парламента Статья 2. Заседание по конституированию Парламента Статья 3. Дата конституирования Парламента Статья 4. Образование парламентских фракций Статья 5. Прекращение существования парламентской фракции Статья 6. Функции парламентских фракций и организация их деятельности Глава 2 ИЗБРАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА, ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ И ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАРЛАМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЕ ПОСТОЯННОГО БЮРО ПАРЛАМЕНТА Статья 7. Руководство Парламента Статья 8. Комиссия по проведению выборов Председателя Парламента Статья 9. Избрание Председателя Парламента Статья 10. Избрание первого заместителя и заместителей Председателя Парламента Статья 11. Отзыв Председателя Парламента, первого заместителя и заместителей Председателя Парламента Статья 12. Образование Постоянного бюро Парламента Статья 13. Функции Постоянного бюро Парламента Статья 14. Функции Председателя Парламента Статья 15. Функции первого заместителя и заместителей Председателя Парламента Глава 3 КОМИССИИ ПАРЛАМЕНТА Статья 16. Образование постоянных комиссий Статья 17. Состав постоянных комиссий Статья 18. Статья 19. Функции председателя постоянной комиссии Статья 20. Функции заместителя председателя и секретаря постоянной комиссии Статья 21. Заседания постоянной комиссии Статья 22. Процедура голосования в постоянной комиссии Статья 23. Протоколирование и стенографирование прений на заседаниях постоянных комиссий Статья 24. Открытость заседаний постоянной комиссии Статья 25. Участие в заседаниях постоянной комиссии Статья 26. Участие других лиц в заседаниях постоянных комиссий Статья 27. Функции постоянных комиссий Статья 28. Подкомиссия по осуществлению парламентского контроля за деятельностью Службы информации и безопасности Статья 29. Представление докладов и заключений, утвержденных постоянной комиссией Статья 30. Совместные заседания постоянных комиссий Статья 31. Порядок проведения расследований постоянными комиссиями Статья 32. Образование специальных комиссий Статья 33. Цели и состав специальных комиссий Статья 34. Образование следственных комиссий Статья 35. Порядок создания следственной комиссии Статья 36. Функции следственных комиссий Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПАРЛАМЕНТА Глава 1 СЕССИИ И ЗАСЕДАНИЯ ПАРЛАМЕНТА. ПОВЕСТКА ДНЯ Статья 37. Сессии Парламента Статья 38. Заседания Парламента Статья 39. Подготовка повестки дня Статья 40. Участие в обсуждении повестки дня Статья 41. Содержание повестки дня Статья 42. Приоритет предложений Президента Республики Молдова при подготовке повестки дня Статья 43. Приоритет предложений премьер-министра при подготовке повестки дня Статья 44. Срочная процедура Статья 45. Утверждение повестки дня Статья 46. Внесение в повестку дня изменений и дополнений Глава 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА Статья 47. Условия осуществления права законодательной инициативы и субъекты такого права Статья 48. Регистрация проектов законодательных актов и законодательных предложений Статья 49. Назначение ответственной постоянной комиссии Статья 49.1. Организация ответственной постоянной комиссией процедур публичных консультаций Статья 50. Разрешение конфликтов компетенции между комиссиями Статья 51. Составление комиссиями совместного доклада или заключения Статья 52. Срок для обсуждения проектов законодательных актов и законодательных предложений ответственной постоянной комиссией Статья 53. Срок для дачи заключений на проекты законодательных актов и законодательные предложения другими компетентными комиссиями Статья 54. Дача заключений на проекты законодательных актов и законодательные предложения Юридическим управлением Секретариата Парламента Статья 55. Отзыв проектов законодательных актов и законодательных предложений Статья 56. Содержание доклада ответственной постоянной комиссии Статья 57. Включение проектов законодательных актов в повестку дня и передача депутатам и авторам доклада ответственной комиссии и заключений Статья 58. Заключения Правительства на проекты законодательных актов и законодательные предложения Статья 59. Представление поправок к проектам законодательных актов Статья 60. Рассмотрение проектов законов в разных чтениях Статья 61. Обсуждение проектов законов в первом чтении Статья 62. Право автора законодательной инициативы на выступление Статья 63. Решения, принимаемые в результате обсуждения проекта закона в первом чтении Статья 64. Определение основных и альтернативных проектов Статья 65. Подготовка проекта закона ко второму чтению Статья 66. Обсуждение проекта закона во втором чтении Статья 67. Обсуждение каждой статьи и внесение поправок Статья 68. Обсуждение статей Статья 69. Обсуждение и голосование поправок Статья 70. Обсуждение проекта закона в третьем чтении Статья 71. Принятие законодательного акта в окончательном чтении Статья 72. Проекты законодательных актов, отклоненные Парламентом Статья 73. Подписание принятых Парламентом законодательных актов Статья 74. Передача закона Президенту Республики Молдова для промульгации Статья 75. Отклонение закона Глава 3 ОСОБАЯ ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ Статья 76. Конституционные законы Статья 77. Рассмотрение проектов конституционных законов Статья 78. Представление заключений и докладов по проектам конституционных законов Статья 79. Рассмотрение проектов конституционных законов в первом чтении Статья 80. Определение основных и альтернативных проектов законов Статья 81. Передача проекта конституционного закона специальной комиссии или ответственной постоянной комиссии Статья 82. Обсуждение поправок и голосование по ним Статья 83. Рассмотрение проектов конституционных законов во втором чтении Статья 84. Процедура голосования Статья 85. Передача конституционного закона Президенту Республики Молдова для промульгации Статья 86. Проведение референдума по пересмотру Конституции Глава 4 ПРОЦЕДУРА ГОЛОСОВАНИЯ Статья 87. Процедура голосования по видам законодательных актов Статья 88. Процедура голосования на заседании Статья 89. Способы голосования Статья 90. Голосование посредством поименной переклички Статья 91. Голосование посредством избирательных бюллетеней Статья 92. Процедура избрания, назначения или представления для назначения государственных должностных лиц Статья 93. Запреты в процессе голосования Глава 5 ПРОЦЕДУРА ЛИШЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО ИММУНИТЕТА Статья 94. Парламентский иммунитет Статья 95. Заявление о лишении парламентского иммунитета Статья 96. Процедура рассмотрения заявления Генерального прокурора Комиссией по вопросам права, назначениям и иммунитету Статья 97. Процедура лишения парламентского иммунитета Статья 98. Информирование Парламента о результатах рассмотрения дела, по которому осуществлялось лишение парламентского иммунитета Глава 6 ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ ПАРЛАМЕНТА Статья 99. Открытость заседаний Парламента Статья 100. Лица, которые могут присутствовать на заседаниях Парламента Статья 101. Участие депутатов в заседании Статья 102. Распорядок работы Парламента Статья 103. Открытие заседания Статья 104. Функции председательствующего на заседании Статья 105. Выступления на пленарных заседаниях Статья 106. Заявления депутатов Статья 107. Исключения из правил предоставления слова депутату Статья 108. Прекращение прений Статья 109. Запись и стенографирование прений на заседаниях Парламента Глава 7 ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ Статья 110. Установление порядка исполнения закона Статья 111. Осуществление контроля и представление докладов об исполнении законов Глава 8 РЕЗОЛЮЦИИ И АКТЫ ПАРЛАМЕНТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Статья 112. Инициирование резолюции Статья 113. Содержание резолюции Статья 114. Дача заключения на резолюцию Статья 115. Обсуждение резолюции Статья 116. Подача резолюции о выражении вотума недоверия Статья 117. Обсуждение резолюции о выражении вотума недоверия Статья 118. Последствия решения, принятого по резолюции о выражении вотума недоверия Статья 119. Механизм принятия на себя ответственности Правительством Статья 120. Вступление в силу законов, принятых в результате принятия на себя ответственности Правительством Статья 121. Акты Парламента исключительно политического характера Глава 9 ВОПРОСЫ, ЗАПРОСЫ, СЛУШАНИЯ, ОТЧЕТЫ Статья 122. Вопросы Статья 123. Ответы на вопросы Статья 124. Время, отведенное для вопросов Статья 125. Подача и рассмотрение запросов Статья 126. Парламентские слушания Статья 127. Годовой отчет о деятельности Правительства Статья 128. Годовые отчеты органов публичной власти Глава 10 ОТПУСКА, НЕЯВКИ Статья 129. Отсутствие депутата на заседании Статья 130. Отпуска депутатов Статья 131. Необоснованное отсутствие на заседании Глава 11 Запреты и санкции Статья 132. Запреты Статья 133. Санкции за нарушение депутатами положений регламента Статья 134. Предупреждение Статья 135. Призыв к порядку Статья 136. Случаи неприменения санкции призыва к порядку Статья 137. Лишение слова Статья 138. Удаление из зала заседаний Статья 139. Запрещение участия в пленарных заседаниях Статья 140. Применение санкций на заседаниях комиссий их председателями Глава 12 Секретариат Парламента Статья 141. Секретариат Парламента Статья 142. Оплата труда специалистов, участвующих в работе Парламента или парламентских комиссий Глава 13 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА, ПРАВИТЕЛЬСТВО Статья 143. Избрание и вступление в должность Президента Республики Молдова Статья 144. Признание действительными полномочий Президента Республики Молдова и принесение им присяги Статья 145. Сложение полномочий Правительством Статья 146. Выдвижение кандидата на должность премьер-министра Статья 147. Выражение вотума доверия Правительству Глава 14 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 148. Государственный регистр актов Парламента Республики Молдова Статья 149. Передача актов Парламента в архив Парламента Статья 150. Утверждение годового бюджета Парламента