Дата обновления БД:
29.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
352 / 1014
Всего документов в БД:
137645
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Российской Федерации
26 декабря 2013 года №30855
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
от 14 ноября 2013 года №538
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"
(В редакции Приказов Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.07.2015 г. №266, 09.03.2016 г. №90, 28.07.2016 г. №316)
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3588; 2000, №33, ст. 3348; 2003, №2, ст. 167; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №52, ст. 5498; 2009, №1, ст. 17; №1, ст. 21; №52, ст. 6450; 2010, №30, ст. 4002; №31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, №27, ст. 3880; №30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; №49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, №26, ст. 3446; 2013, №9, ст. 874; №27, ст. 3478) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №32, ст. 3348; 2006, №5, ст. 544; №23, ст. 2527; №52, ст. 5587; 2008, №22, ст. 2581; №46, ст. 5337; 2009, №6, ст. 738; №33, ст. 4081; №49, ст. 5976; 2010, №9, ст. 960; №26, ст. 3350; №38, ст. 4835; 2011, №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №41, ст. 5750; №50, ст. 7385; 2012, №29, ст. 4123; №42, ст. 5726; 2013, №12, ст. 1343; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
2. Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России:
от 6 ноября 1998 г. №64 "Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1998 г., регистрационный №1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, №35-36);
от 7 сентября 1999 г. №65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 1999 г., регистрационный №1920; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, №41);
от 27 октября 2000 г. №61 "Об утверждении Изменения №1 к "Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2000 г., регистрационный №2476; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, №50);
от 9 октября 2001 г. №44 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2002 г., регистрационный №3214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №6);
от 21 июня 2002 г. №34 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2002 г., регистрационный №3705; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №38);
от 1 августа 2002 г. №48 "Об утверждении Изменения №1 к "Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 г., регистрационный №3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №39);
раздел VII "Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности" Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. №61-А (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 г., регистрационный №3968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, №50);
от 23 октября 2002 г. №62 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2002 г., регистрационный №4001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, №2);
от 16 января 2003 г. №1 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 г., регистрационный №4394; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, №27);
от 4 марта 2003 г. №5 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2003 г., регистрационный №4345; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, №23);
от 5 июня 2003 г. №63 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный №4746; Российская газета (специальный выпуск), 2003, №120/1);
от 5 июня 2003 г. №67 "Об утверждении "Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 г., регистрационный №4686; Российская газета (специальный выпуск), 2003, №120/1);
от 10 июня 2003 г. №82 "Об утверждении Методических указаний по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 г., регистрационный №4803; Российская газета (специальный выпуск), 2003, №120/1).
3. Признать утратившими силу следующие приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
от 15 ноября 2006 г. №1005 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8577; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, №51);
от 12 декабря 2012 г. №713 "О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 г., регистрационный №26927; Российская газета, 2013, №39).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Вр.и.о. руководителя
А.Ферапонтов
Утверждены Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года №538
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"
I. Общие положения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3588; 2000, №33, ст. 3348; 2003, №2, ст. 167; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №52, ст. 5498; 2009, №1, ст. 17; №1, ст. 21; №52, ст. 6450; 2010, №30, ст. 4002; №31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, №27, ст. 3880; №30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; №49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, №26, ст. 3446; 2013, №9, ст. 874; №27, ст. 3478).
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).
3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).
4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.
5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
абзац исключен
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.
II. Требования к экспертам
9. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы;
4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;
5) исключен
9.1. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы;;
4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности;
5) исключен
9.2. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы;;
4) исключен
(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
(см. предыдущую редакцию)
10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.
11. Эксперты обязаны:
определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.
12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.
III. Проведение экспертизы
13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон.
(Пункт 14 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
(см. предыдущую редакцию)
15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.
В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 г. №97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 г. регистрационный №23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 г., №21).
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.
17. Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы.
В случае участия в экспертизе группы экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.
17.1. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 1 июня 2015 г.).
17.2. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
17.3. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.
19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:
предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.
20. Заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
- при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
- при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
- в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.
(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
(см. предыдущую редакцию)
21.1. При проведении экспертизы технических устройств выполняются:
- анализ документации, относящейся к техническим устройствам (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технических устройств, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз) и режимам эксплуатации технических устройств (при наличии);
- осмотр технических устройств;
- расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств согласно пункту 21 настоящих Правил).
(Пункт 21.1 введен в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
21.2. Техническое диагностирование технических устройств включает следующие мероприятия:
а) визуальный и измерительный контроль;
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия установленных механизмов повреждения (при наличии);
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
з) исследование материалов технического устройства;
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно- деформированного состояния;
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).
(Пункт 21.2 введен в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
21.3. При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируется имеющаяся документация:
а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения);
б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов;
в) акты расследования аварий;
г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения);
д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения).
(Пункт 21.3 введен в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
21.4. Обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия:
а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкции здании и сооружении;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
(Пункт 21.4 введен в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
21.5. При экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта и исключения аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.
(Пункт 21.5 введен в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.
В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.
Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.
23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению экспертизы.
IV. Оформление заключения экспертизы
24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.
25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.
26. Заключение экспертизы содержит:
1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:
положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), устанавливающих требования к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес места нахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил;
11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).
(В пункт 26 внесены изменения в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
(см. предыдущую редакцию)
27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):
1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:
об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:
оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.
31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:
1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.
32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.
(В пункт 32 внесены изменения в соответствии с Приказом Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2016 г. №316)
(см. предыдущую редакцию)
Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года №538
"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"
О документе
Номер документа: | 538 |
Дата принятия: | 14/11/2013 |
Состояние документа: | Не действует |
Регистрация в МинЮсте: | № 30855 от 26/12/2013 |
Начало действия документа: | 01/01/2014 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 01/01/2021 |
Документ Утратил силу с 1 января 2021 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 года №1192 |
Опубликование документа
"Российская газета", №296, 31 декабря 2013 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 28/07/2016 документом Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации О внесении изменений в федеральные нормы и... № 316 от 28/07/2016
Вступила в силу с: 01/01/2017
Документ отменен с 1 января 2021 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 года №1192