Утратил силу

Документ утратил силу с 23 августа 2019 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 31 июля 2019 года №384

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 сентября 2015 года №618

Об утверждении Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

В целях реализации стратегических приоритетов устойчивого развития, определенных Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11, обеспечения продовольственной безопасности страны и оперативного реагирования на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

- Программу продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (далее - Программа) согласно приложению 1;

- План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам и административным ведомствам, ответственным за реализацию Плана мероприятий, обеспечить его исполнение и ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять соответствующую информацию в Министерство сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики.

3. Министерству сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики:

- совместно с Министерством здравоохранения Кыргызской Республики принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления;

- по итогам каждого квартала не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики информацию о ходе выполнения Плана мероприятий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел агропромышленного комплекса и экологии Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Премьер-министр

Т.Сариев

Приложение 1

Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 сентября 2015 года №618

Программа продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

1. Общее видение обеспечения продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике

Продовольственная безопасность Кыргызской Республики является неотъемлемым компонентом национальной и экономической безопасности страны в целом, поскольку вопросы продовольственной безопасности тесно связаны с общим процессом социального и экономического развития страны.

В настоящее время Кыргызская Республика не имеет достаточного уровня самообеспеченности основными видами продовольствия, что приводит к высокому уровню импортозависимости. В 2014 году из 9 наименований продуктов продовольственной безопасности полная самообеспеченность за счет внутреннего производства достигнута только по трем традиционным видам продовольствия: картофель - на 149,0%; овощи и фрукты - на 140,6% и молоко и молочные продукты - на 110,6.

Настоящая Программа продовольственной безопасности и питания на 2015-2017 годы (далее - Программа) является одной из первых секторальных программных документов, разработанных в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11, и Программы и Плана Правительства Кыргызской Республики по переходу к устойчивому развитию до 2017 года.

Вопросы продовольственной безопасности и питания неразрывно связаны с политическим курсом страны на устойчивое развитие. Переход к устойчивому развитию в целом предлагает рассматривать экономический рост через призму человеческих ценностей и рационального использования природных ресурсов.

Целью разработки Программы являются: отход от традиционных инструментов управления вопросами обеспечения продовольственной безопасности и питания в стране; расширение целевых ориентиров обеспечения продовольственной безопасности, направленных на повышение качества питания и улучшение здоровья населения страны; стремление к гармонизации вопросов обеспечения продовольственной безопасности и питания с широко используемой в мировой практике концепцией продовольственной безопасности, в основе которой заложены четыре компонента: наличие продовольствия; доступность; использование и стабильность.

Исходя из интересов страны, специфики развития аграрного сектора, высокой степени зависимости состояния продовольственной безопасности в стране от внешних рынков, а также учитывая концептуальные подходы, используемые в мировой практике, Программа основывается на четырех целевых ориентирах:

1. Обеспечение наличия продовольствия в стране.

2. Обеспечение физической и экономической доступности продовольствия.

3. Обеспечение качества, разнообразия и калорийности питания.

4. Обеспечение контроля и надзора за безопасностью питания.

1. Наличие продовольствия означает физическое присутствие безопасного и достаточного в количественном и качественном отношении продовольствия на любой момент времени.

Исходя из этого определения, в данном разделе анализ и вопросы обеспечения наличия продовольствия в стране отражены через сочетание компонентов: собственного производства; запасов продовольствия; экспорта и импорта; продовольственной помощи.

При этом вопросы внутреннего производства отражены во взаимосвязи с оценкой состояния природных ресурсов (земля, пастбища, доступность к поливной воде). Решение задачи пополнения запасов увязано с управлением государственными финансами на эти цели.

Внешнеторговая политика в части продовольствия ориентирована на диверсификацию экспорта и устойчивость поставок муки и зерна.

2. Под доступностью подразумевается, что все домохозяйства имеют достаточно средств для получения надлежащего продовольствия и обеспечения полноценного питания. Доступность зависит от уровня ресурсов на уровне домохозяйства (наличие финансов, работы и знаний), а также от цен на продовольствие.

В данном разделе аналитический обзор, проблематика и вопросы по улучшению доступа к продовольствию сфокусированы на таких направлениях государственного регулирования, как макроэкономическая политика, антимонопольное регулирование, политика социальной защиты населения.

Учитывая, что доступ к продовольствию непосредственно связан с уровнем доходов домохозяйств, с этой точки зрения проанализирован рынок труда страны. Кроме того, были учтены такие факторы, как доступ к продовольствию, изменение климата и истощение природных ресурсов.

3. В данной Программе отражены вопросы разнообразия, здорового рациона питания и калорийности, поскольку их актуальность все более возрастает. Аналитический обзор и приоритеты в этом направлении ориентированы на сбалансированность рациона питания и его разнообразия.

4. Программа охватывает вопросы обеспечения безопасности продуктов питания, от их производства до непосредственного потребления. Отдельно дан анализ состояния государственного надзора за обеспечением безопасности импортных поставок продовольствия. При этом особая роль отведена анализу обеспечения доступности к информации. Проанализированы состояние инфраструктуры лабораторий, система сертификации и подготовка технических регламентов на продукты питания.

2. Политика обеспечения продовольственной безопасности и питания: цели, приоритеты и задачи

2.1. Обеспечение наличия продовольствия

Анализ и оценка текущей ситуации

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О продовольственной безопасности Кыргызской Республики" достижение продовольственной безопасности обеспечивается развитием агропромышленного комплекса Кыргызской Республики.

Отечественное производство продуктов питания зависит от состояния ключевых природных ресурсов, уровня и организации производственного процесса.

В целом природно-климатические условия Кыргызской Республики практически во всех регионах позволяют отнести сельскохозяйственное производство к рискованному виду деятельности, с периодически засушливыми годами или ранними заморозками. Применение эффективных методов защиты грунта, создание крупных тепличных хозяйств сдерживается высокой стоимостью современного оборудования, а также ростом налоговой нагрузки при росте производства.

В соответствии с прогнозами изменения климата в Кыргызской Республике предполагается, что вследствие повышения температуры вначале (до 2050 г.) произойдет увеличение водности рек или начнется обратный процесс - снижение водности.

Кыргызская Республика располагает значительными запасами водных ресурсов. Естественный суммарный среднемноголетний годовой сток рек составляет 47,2 км3, в том числе в вегетационный период - 35 км3 (74%). Неравномерное распределение водных ресурсов по сезонам года и по территории, изменчивые гидрографические характеристики рек создают природные препятствия для эффективного использования гидроресурсов.

При этом необходимость развития и поддержания функционирования ирригационной системы сталкивается с недостаточностью финансирования. В результате в настоящее время ирригационные системы не могут в необходимом объеме обеспечивать поливной водой орошаемые земли, прежде всего в вегетационный период. Это создает значительные риски для производства, особенно в периодически повторяющиеся засушливые годы.

Общий размер пахотных земель составляет 1201,0 тыс. га, из них 798,9 тыс. га - орошаемые. Несмотря на то, что государство ежегодно выделяет средства на проведение реабилитационных работ, меры по сохранению и восстановлению плодородия земель, по предотвращению деградации почв не позволяют улучшить ситуацию. Ежегодно по разным причинам для сельскохозяйственного производства не используется в пределах 100-110 тыс. гектаров пашни. Площадь земель, подверженных водной и ветровой эрозии, составляет около 5 млн. га, или 45,7% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Общая площадь естественных пастбищ Кыргызской Республики составляет 9,1 млн. га. При этом в различной степени деградировано в целом 49% пастбищ.

Несмотря на принимаемые меры запретительного характера, продолжающаяся трансформация пахотных земель сокращает общую площадь пашни, являющейся главным ресурсом для земледелия. За период 2005-2012 годов площадь пашни сократилась на 37,9 тыс. га, в том числе орошаемой пашни - на 16,5 тыс. га. Обеспеченность пашней на одного человека (постоянное население) дошла с 0,25 га (2003 г.) до 0,22 га (2012 г.), орошаемой - с 0,16 га до 0,14 га. Кыргызская Республика относится к числу стран с низкими показателями обеспеченности пашни на одного человека.

Факторами обеспечения продовольственной безопасности являются объемы и устойчивость развития отечественного производства продуктов питания. Существенное влияние на объемы и устойчивость производства оказывают эффективность сельского хозяйства, ожидаемый спрос на продукцию и уровень поддержки государством сельскохозяйственного производства.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Положения о мониторинге и индикаторах продовольственной безопасности Кыргызской Республики" от 9 марта 2009 года №138 к числу базовых продуктов растениеводства для оценки уровня продовольственной безопасности отнесены 6 видов продуктов: хлеб и хлебопродукты; картофель; фрукты и ягоды; овощи и бахчевые; сахар; масло растительное.

Валовой выпуск растениеводства в 2014 году составил 98354,4 млн. сомов, или 50,6% всего сельскохозяйственного производства. В Кыргызской Республике в период 2003-2012 годов в среднем за год производилось: пшеницы (в весе после доработки) - 846,8 тыс. тонн, сахарной свеклы - 286,5 тыс. тонн, масличных культур - 72,9 тыс. тонн, картофеля - 1320,0 тыс. тонн, овощей - 786,2 тыс. тонн, бахчевых культур - 124,0 тыс. тонн, плодов и ягод - 184,8 тыс. тонн.

Относительно стабильно из года в год по объему производятся картофель и овощи (годовые отклонения от среднегодового объема производства составляют до 15%). Объемы производства пшеницы, плодов и ягод, масличных культур, бахчевых культур являются менее стабильным (годовые отклонения от среднегодового объема производства составляют до 50%). Наиболее неустойчивы объемы производства сахарной свеклы (годовые отклонения от среднегодового объема производства составляли более 100%).

Показатели урожайности в Кыргызской Республике базовых продуктов растениеводства в период 2003-2012 годов в среднем за год были следующими: пшеницы (в весе после доработки) - 21,7 ц/га, сахарной свеклы - 190,8 ц/га, масличных культур - 10,5 ц/га, картофеля - 156,4 ц/га, овощей - 178,6 ц/га, бахчевых культур - 201,2 ц/га, плодов и ягод - 42,8 ц/га. Показатели урожайности являются низкими, особенно по таким важным продуктам, как пшеница и сахарная свекла. Максимальная урожайность пшеницы в мире составляет до 98 ц/га, в Кыргызской Республике - 26,3 ц/га, сахарной свеклы: максимальная урожайность в мире - до 927,5 ц/га, в Кыргызской Республике - 190,8 ц/га.

Наиболее стабильная урожайность достигнута в производстве масличных культур, картофеля, овощей, бахчевых культур и плодов и ягод (годовые отклонения от среднегодовой урожайности составляют менее 10%). Урожайность пшеницы и сахарной свеклы имеет значительные колебания - годовые отклонения от среднегодовой урожайности составляют соответственно до 25% и до 40%. При этом в 2003-2012 годы урожайность пшеницы и сахарной свеклы в динамике падала, по остальным культура незначительно выросла.

К числу базовых продуктов животноводства для оценки уровня продовольственной безопасности отнесены 3 вида продуктов: молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты; яйца. Валовой выпуск продукции животноводства в 2014 году составил 47,5% всего сельскохозяйственного производства. В Кыргызской Республике в период 2003-2012 годов в среднем за год производилось: мясо (в убойном весе) - 187,0 тыс. тонн, молоко сырое - 1271,5 тыс. тонн, яйца - 352,2 млн. шт.

Объемы производства мяса (в убойном весе), молока сырого является устойчивыми - годовые отклонения от среднегодового объема производства составляют менее 10%. Менее устойчиво производство яиц - годовые отклонения от среднегодового объема производства составляют до 25%.

Показатели средней продуктивности в 2003-2012 годы являются устойчивыми по удойности коров (отклонения от среднего за период показателя составляют менее 4%) и менее устойчивыми - по яйценоскости кур-несушек (отклонение от средней продуктивности до 18%). Динамика показателей в 2003-2012 годы негативная.

Показатели объемов производства, урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве свидетельствует о невысокой устойчивости сельскохозяйственного производства и слабом развитии. Такой путь развития в отдельные годы при возникновении неблагоприятных климатических условий, негативного внешнего воздействия, сокращении вовлекаемых в производство ресурсов может привести к резкому падению производства и, соответственно, к снижению уровня продовольственной безопасности.

Перерабатывающая промышленность включает предприятия по переработке молока и молочной продукции, мяса, овощей, фруктов, ягод, мукомольную отрасль, которая ориентирована на отечественное и импортируемое сырье. В настоящее время перерабатывается менее трети произведенного в стране молока, до 15% от общего объема производства овощей, фруктов, ягод, менее 5% от общего объема производства мяса. Низкие объемы переработки продукции растениеводства являются одной из причин высоких потерь полученного урожая, часть которого нередко остается на полях или портится в неприспособленных для хранения урожая помещениях из-за невозможности реализовать на рынке. В целом низкие объемы переработки снижают экономические стимулы для роста сельскохозяйственного производства.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Программа продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы 1. Общее видение обеспечения продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике 2. Политика обеспечения продовольственной безопасности и питания: цели, приоритеты и задачи 2.1. Обеспечение наличия продовольствия 2.2. Доступность продовольствия 2.3. Использование продовольствия и сбалансированное питание 2.4. Безопасность питания 3. Процесс реализации 3.1. Управление процессом 3.2. Объемы и источники финансирования 3.3. Мониторинг и оценка План мероприятий по реализации Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы по реализации Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 4 сентября 2015 года №618
"Об утверждении Программы продовольственной безопасности и питания в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы"

О документе

Номер документа:618
Дата принятия: 04/09/2015
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:26/09/2015
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:23/08/2019

Документ утратил силу с 23 августа 2019 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 31 июля 2019 года №384

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 11 сентября 2015 года №88-89

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 26 сентября 2015 года