Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

10 августа 2010 года №580

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 2 августа 2010 года №368

Об утверждении Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы

В соответствии со статьей 6(1) Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан", в целях определения стратегии развития здравоохранения и обеспечения здоровья населения Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1) Утвердить Национальную стратегию здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010-2020 годы (прилагается);

2) Министерству здравоохранения Республики Таджикистан:

а) утвердить План реализации "Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы" на период 2010 - 2013 годы;

б) совместно с другими задействованными министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов обеспечить реализацию настоящей Стратегии.

3) Национальному совету здравоохранения при Правительстве Республики Таджикистан обеспечить координацию и техническую поддержку реализации настоящей Стратегии.

4) Министерству здравоохранения Республики Таджикистан представлять Правительству Республики Таджикистан информацию о результатах реализации настоящей Стратегии ежегодно до 15 декабря.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 года №265

Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы

Список условных сокращений

АпСп - ПРТ Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

АРВТ - Антиретровирусная терапия

ВВП - Внутренний валовой продукт

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГБАО - Горно-Бадахшанская автономная область

ДМС - Добровольное медицинское страхование

ДССБ - Документ стратегии снижения бедности

ДОТС - (DОTS) Краткосрочная контролируемая химиотерапия туберкулеза с приоритетом на метод выявления (Directly Оbserved Treatment Short Сourse)

ЕврАзЭс - Евразийское экономическое сообщество

ЕРБ ВОЗ - Европейское региональное бюро ВОЗ

ЗАГС - Органы записи актов гражданского состояния

ИВДБВ - Интегрированное ведение болезней детского возраста

ИППП - Инфекции, передаваемые половым путём

ИСЗ - Информационная система здравоохранения

ЛЖВ - Люди, живущие с ВИЧ/СПИД

ЛПУ - Лечебно-профилактическое учреждение

МЗ РТ - Министерство здравоохранения РТ

МСМ - Мужчины, имеющие секс с мужчиной

МКБ 10 - Медицинская классификация болезней

МФ РТ - Министерство финансов Республики Таджикистан

НПО - Неправительственные организации

НСР РТ - Национальная стратегия развития РТ на 2007 - 2015 гг.

НСЗ - Национальные счета здравоохранения

НСЗН РТ - Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистана на период 2010 - 2020 гг.

ОАПЗ - Отдел анализа политики здравоохранения

ОМС - Обязательное медицинское страхование

ООП - Организация Объединенных Наций

ОПВ - Вакцина против полиомиелита

ОРИ - Острые респираторные инфекции

ОУЗ - Областное управление здравоохранения

ОУФ - Областное управление финансов

ПГГ - Программа государственных гарантий

ПИН - Потребители инъекционных наркотиков

ПМСП - Первичная медико-санитарная помощь

ПРООН - Программа развития Организации Объединенных Наций

РКС - Работницы коммерческого секса

РОЗ - Районный отдел здравоохранения

РРП - Районы республиканского подчинения

РТ - Республика Таджикистан

РЦЗ - Районный центр здоровья

РЦМСИ - Республиканский центр статистики и медицинской информации

СанПиН - Санитарные правила и нормы

СНГ - Содружество независимых государств

СМИ - Средства массовой информации

СОЛС - Список основных лекарственных средств

СПГР - Среднесрочная программа государственных расходов

СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита

СЦЗ - Сельский центр здоровья

США - Соединенные Штаты Америки

СЭС - Санитарно - эпидемиологическая служба

ТБ - Туберкулёз

ТГМУ - Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сино

ТГПУ - Таджикский государственный педагогический университет

ТИППМК - Таджикский институт последипломной подготовки медицинских кадров

ЦЗОЖ - Центр здорового образа жизни

ЦРБ - Центральная районная больница

ЦРЗ - Центр репродуктивного здоровья

ЦРТ - Цели Развития Тысячелетия

ШУРС - Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству

ШСП - (SWАр) Широко-секторальный подход

ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН

ЮСАИД - Агентство США по международному развитию DНIS2 District Нealth Information Software

Словарь специальных терминов (глоссарий)

Адвокация - это последовательный и адаптивный процесс сбора информации, ее организации и формулирования в виде аргументов, которые направляются по различным каналам межличностной коммуникации и СМИ в целях мобилизации ресурсов или обеспечения поддержки программы развития политическими и общественными лидерами, что, в свою очередь, будет способствовать принятию этой программы обществом.

АРВТ - лечение, замедляющее размножение вируса иммунодефицита человека. Позволяет на долго продлить срок жизни при ВИЧ инфекции, а так же приостановить развитие СПИД.

Аккумуляция средств - это уровень консолидации бюджета здравоохранения (республиканский, областной, городской или районный).

Государственный служащий - гражданин Республики Таджикистан, занимающий на профессиональной основе оплачиваемую государственную должность государственной службы с целью обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих государственные должности государственной власти и реализации компетенции государственных органов:

Гражданин - в конституционном праве лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Группирования случаев - набор критериев и процесс распределения больничных случаев в клинические группы со схожими клиническими характеристиками и интенсивностью ресурсов.

Деятельность общин по охране здоровья - совместные меры, направленные на усиление общественного контроля над определяющими факторами здоровья, способствуя тем самым его укреплению.

Детерминанты здоровья - комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей и контйнгентов, либо групп населения.

Джамоат - административное деление, состоящее из кишлаков и возглавляемое председателем, который выбирается на общем собрании делегированных представителей кишлаков.

Жизненные навыки - личные, социальные, познавательные и физические навыки и умения человека, благодаря которым люди контролируют и направляют свою жизнь, а также развивают свои способности, позволяющие им видоизменять окружающую среду и самим адаптироваться к ее изменениям

Здравоохранение - это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья населения.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни - типичные для данной общественно-экономической формаций виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.

Коммуникация для изменения поведения - это научно обоснованный консультативный процесс, который охватывает знания, представления и практику посредством определения, анализа и сегментирования аудиторий и участников программ и предоставления им соответствующей информации и мотивации в ходе реализации четко определенной стратегии и использования правильного сочетания каналов межличностного и группового общения и СМИ, включая интерактивные методы.

Менталитет, ментальность - образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности

Межсекторальные действия - действия, при которых осуществляется сотрудничество сектора здравоохранения и соответствующих других секторов для достижения общей цели, при точном согласовании вклада различных секторов.

Межсекторальное сотрудничество - подразумевается общепризнанная взаимосвязь между частью или частями различных слоев или секторов общества, которая установлена для принятия мер

Мигрант - лицо, совершающее межпоселенное территориальное передвижение с целью смены постоянного места жительства, работы, учебы, отдыха и др., навсегда или определенный срок (от 1 дня до нескольких лет).

Образ жизни - совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, представляемых ему социальными условиями, традициями, образованием и рыночными отношениями.

Общественное здравоохранение - это наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения здоровья с помощью организованных усилий общества.

Община или сообщество - определенная группа людей, часто проживающих в определенной географической местности, разделяющих общие ценности, нормы и культурные особенности, объединенных в рамках одной социальной структуры, в зависимости от связей и отношений, сложившиеся у данного контингента населения, в данной общине на протяжении определенного периода времени.

Оплата за пролеченный случай - оплата за фактические объемы предоставленной медицинской помощи.

Программа государственных гарантий - определяет виды, объем и условия предоставления медико-санитарной помощи в государственных учреждениях здравоохранения бесплатно и на условиях сооплаты (соучастия населения).

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - является основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу "от периферии к центру". ПМСП является неотъемлемой составной частью социального и экономического развития той или иной страны.

Покупатель медицинских услуг - субъект, перечисляющий аккумулированные ресурсы здравоохранения поставщикам в счет оплаты за предоставление услуг определенной группе населения.

Политика здравоохранения - официальная, формальная декларация или процедура внутри учреждений (а именно правительственных), позволяющая определить приоритет и параметры деятельности в порядке реагирования на здравоохранительные потребности, имеющиеся ресурсы и иные виды политического давления.

Поставщик медицинских услуг - субъекты, оказывающие медицинские услуги.

Подушевое финансирование - формирование бюджета на подушевой основе по формуле, которая исходит из трех параметров: бюджет здравоохранения района; количество населения района и поло/возрастной коэффициент.

Профилактика - действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболеваний, на сохранение трудоспособности.

Профилактика болезней - мероприятия, направленные не только на предупреждения заболевания, такие как иммунизация, борьба с переносчиками болезней или компания по борьбе с курением, но и на то что, чтобы сдержать его развитие и уменьшить его последствия после установления факта заболевания.

Сезонная миграция - перемещение, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы (уборка урожая, строительные работы и т.п.) и жительства на срок, обычно несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.

Сектор здравоохранения - состоит из организованных государственных, общественных и частных служб здоровья (включая укрепление здоровья, профилактику болезней, службы диагностики, лечения и ухода за больными), курсов политики и деятельности отделов/управлений и министерства здравоохранения, неправительственных организаций, связанных со здоровьем и групп коммунально-общинного характера или уровня, а также профессиональных ассоциаций и объединений.

Семейный врач - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную, непрерывную медико-санитарную помощь населению или отдельным лицам и семьям, независимо от возраста, пола и вида заболевания.

Социальный маркетинг - маркетинг, заключающейся в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Обычно социальный маркетинг используется государственными и общественными организациями.

Социальная мобилизация - это процесс объединения всех потенциальных партнеров и союзников, представляющих как государственные, так и негосударственные организации, в целях выявления ощутимой потребности в конкретной цели развития, привлечения к ней внимания и повышения спроса на нее. Социальная мобилизация предполагает обеспечение участия данных партнеров, включая организации, группы, сети и общественность, в выявлении людских и материальных ресурсов, их мобилизации и управлении ими, что, в свою очередь, упрочит достижения и будет способствовать их устойчивому развитию.

Стратегия - рассчитанный на долгосрочную перспективу, комплексный вид деятельности, в рамках которого осуществляются отдельные мероприятия и виды деятельности.

Трудовая миграция (миграция рабочей силы) - межпоселенные передвижения трудоспособного населения, имеющие, как правило, возвратный характер после завершения трудовой деятельности.

Укрепление здоровья - это процесс, позволяющий людям повысить контроль над своим здоровьем, а также улучшить его.

Факторы риска - факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие особенности, способствующие увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессированию и неблагоприятному исходу.

Финансирование - источник средств, для проведения определенных мероприятий.

Формирование здорового образа жизни - комплексная проблема, требующая комплексного подхода к исследованию образа жизни здоровья населения, а также внимание медицинских работников, педагогов, психологов, и зависит от специфики с макросоциального окружения человека, его трудовой, социальной и профилактической активности.

Введение

Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 гг., в дальнейшем именуемая (Стратегия), обобщает долгосрочные цели страны в области охраны здоровья граждан и пути достижения этих целей, а именно: стратегии, программы и ресурсы модернизации сектора здравоохранения.

Стратегия выражает волю и интересы суверенного Таджикистана в области охраны здоровья. Она является комплексным и основополагающим документом долгосрочного планирования, которая описывает будущие программные направления руководства страны, ведущие к комплексному планированию, внедряемые на доказательных подходах. Стратегия отражает мнения и перспективы центральных органов управления, местных исполнительных органов государственной власти, а также мнения поставщиков медицинских услуг и широких слоев населения Таджикистана.

Стратегия охватывает период с 2010 по 2020 годы. Она является инструментом для поддержки преемственности и координации и является неотъемлемой частью национальной политики социально-экономического развития. Данная стратегия является продолжением документа "Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года", и учитывает направления, указанные в других стратегических документах таких как: Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года и Стратегия снижения бедности. Она также указывает стратегические направления, особенно в области отдельных служб сектора здравоохранения.

Стратегия разработана в ходе сотрудничества ведущих специалистов Республики Таджикистан с зарубежными экспертами, представляющими передовой международный опыт системного планирования в области здравоохранения. Стратегия способствует координации национальных и международных программ, планов поддержки развития сектора здравоохранения в Республике Таджикистан. Не поступаясь национальными приоритетами, она ориентирована на глобальные задачи здравоохранения и апробированные в мире подходы к их решению.

В истекшем десятилетии здравоохранение Республики Таджикистан вступило на путь модернизации своей ресурсной и клинической базы, а также систем финансирования и организации лечебно-профилактической помощи. На развитии отрасли благоприятно сказалось оживление темпов экономического роста, неустанное внимание руководства страны к приоритетным задачам социального развития, а также эффективный вклад международного донорского сообщества в дело охраны здоровья населения страны.

Результатом усилий последнего десятилетия стало снижение материнской и детской смертности. Сократилась заболеваемость от инфекционных, в частности, вакциноуправляемых болезней. Разработаны и внедряются современные клинические протоколы и другие стандарты медицинской помощи. Сертификацию "доброжелательного отношения к ребёнку" прошли свыше половины родильных домов.

В развитии системы предоставления медицинских услуг населению начался стратегический поворот здравоохранения в сторону интегрированной модели первичной медико-санитарной помощи, основанной на семейной медицине. Подготовка врачей и медсестер семейной медицины стала приоритетом в программах додипломного, последипломного и непрерывного медицинского образования медицинских кадров. Предприняты важные шаги по структурной оптимизации лечебно-профилактической сети, в частности, за счет проведения реструктуризации госпитальной службы. Усилен надзор за медицинской и фармацевтической деятельностью.

Финансирование здравоохранения прошло нижнюю точку в неблагоприятной динамике последних 20 лет и вернулось на траекторию устойчивого роста. Поэтапное повышение заработной платы работников отрасли в последние три года отражает вклад государства на восстановление их материального благополучия, а также профессионального и общественного статуса. Рост заработной платы дополнился пилотными современными методами финансирования. Сложилось понимание, что для повышения качества и эффективности услуг здравоохранения, необходимо провести анализ заработной платы и других финансовых поощрений для медицинских работников. Усилилась ориентация финансирования здравоохранения на требования социальной справедливости: Пакет государственных гарантий, хотя и внедрялся в условиях острой нехватки ресурсов, повысил доступность бесплатных и льготных лечебно-профилактических услуг для многих малообеспеченных семей и людей, нуждающихся в более дорогостоящей медицинской помощи.

Продолжающаяся работа по обновлению законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения создает предпосылки для продолжения реформ. Несмотря на успехи последнего десятилетия, в секторе здравоохранения выявлены проблемы, унаследованные от советского и переходного периодов. Среди таких проблем:

- устаревшая материально - техническая база ЖГУ и нехватка инвестиционных средств на ее своевременное обновление;

- незавершенность реформ в системе врачебного и сестринского образования;

- непрекращающаяся утечка кадров из сектора здравоохранения в связи с трудовой миграцией за пределы Таджикистана;

- несовершенные методы и стандарты в области лекарственного обеспечения;

- нарастающее отставание по внедрению передовой международной практики в методиках диагностики и лечения распространенных заболеваний;

- отсутствие современной системы стандартов и контроля качества медицинской помощи.

Экономика здравоохранения остается не на высоком уровне финансирования., В 2009 году уровень общих расходов на сектор здравоохранения составил 1,9% от ВВП, что значительно меньше, чем в 1991 году (4,5%). Сложившийся уровень финансирования не в состоянии снять груз проблем, накопившихся за последние два десятилетия. По оценкам, свыше 70% общего объема финансирования приходится на выплаты из личных средств населения, лишь 16% на бюджетные ассигнования, и примерно 14% взносы доноров (1). Платежи населения носят в основном неформальный характер и, в силу этого тяжело контролируемы. Малообеспеченные граждане Таджикистана не защищены от непосильных финансовых тягот в случае серьезного недуга. Уровень платности слабо связан с качеством оказываемой помощи. Неформальные платежи пациентов повышают доходы медиков, но не оказывают влияние на другие статьи текущего финансирования и капитальных затрат. Структурная несбалансированность государственных затрат на здравоохранение проявляется в их неравномерном распределении между регионами страны и уровнями оказания помощи. У работников здравоохранения отсутствуют должные материальные и профессиональные стимулы к производительной и качественной работе с акцентом на интересы пациентов.

Результативность лечебно-профилактической работы страдает от преобладания помощи, оказываемой специалистами специализированной амбулаторной и больничной системы над специалистами семейной медицины.

Недостаточное количество некоторых важных типов учреждений, способствующих уменьшению потока больных для госпитализации и сокращению койко-дней, в частности:

- дневные стационары;

- центры амбулаторной хирургии;

- дома сестринского ухода;

- службы патронажной помощи и другие службы социально-медицинской и реабилитационной поддержки.

Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения страны практически целиком зависит от деятельности служб и учреждений здравоохранения. При этом отсутствует межотраслевое сотрудничество, жизненно необходимое для снижения экологических и социальных рисков заболеваемости.

Община, включая отдельные семьи, не рассматриваются и не используются в качестве самостоятельного ресурса для профилактики, раннего распознавания и лечения болезней.

Реабилитация и адаптация больных-хроников и инвалидов, будучи важнейшим фактором снижения бремени болезни, тем не менее, еще не стала неотъемлемой частью системы профилактики и лечения.

Нерешенность представленных выше проблем, в сочетании с сохраняющимся уровнем развития страны, где отмечается социально-экономическая неустроенность значительной части населения является препятствием для динамического развития. Это приводит к низкому уровню ряда важных показателей здоровья, в том числе средней продолжительности жизни, материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости туберкулезом и ВИЧ/СПИДом.

Исходя из этого, Правительство Республики Таджикистан сосредоточило внимание оказанию действенных и эффективных социальных услуг бедному населению, рационализации расходов на социальный сектор для обеспечения справедливого доступа к услугам здравоохранения. В этом направлении была принята Декларация ООН "Цели развития на пороге Тысячелетия к 2015 году". В частности, цели по здравоохранению включают:

- сокращение на 2/3 смертности среди детей в возрасте до 5 лет;

- сокращение на 3/4 материнской смертности;

- остановку распространения ВИЧ/СПИД и положить начало тенденции к сокращению его масштабов;

- остановку распространения малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению его масштабов.

Идеи, содержащие в вышеназванных политических документах, представляют собой основу программ развития сектора здравоохранения в рамках Стратегии сокращения бедности и Концепции реформы здравоохранения Республики Таджикистан.

Модель реформы относительно предоставления медицинских услуг включает улучшение доступности путём реструктуризации и интеграции системы предоставления медико-санитарной помощи, улучшении менеджмента учреждениями обоих уровней предоставления медико-санитарных услуг (ПМСП, госпитальной службы и общественного здравоохранения), качественного развития первичной медико-санитарной помощи, основанной на модели семейной практики; рационализации коечного фонда и структуры госпитальных учреждений, усилении кадрового потенциала учреждений ПМСП, госпитальных служб и общественного здравоохранения, улучшении инфраструктуры, совершенствовании лекарственного обеспечения, изменении системы оплаты поставщиков медицинских услуг дифференцированно на уровне ПМСП по подушевому принципу и на госпитальном уровне - за пролеченный случай; внедрении научных достижений и новых методов профилактики, диагностики и лечения с применением высоких технологий; участии населения в решении вопросов здравоохранения; реабилитации больных и инвалидов, организации паллиативной помощи, усовершенствовании информационной базы управления и некоторых других мероприятий.

Национальная стратегия здоровья следующего десятилетия в полной мере будет опираться на достижения предшествующего периода, и нацелена на эффективное решение назревших проблем.

Главной целью Стратегии является укрепление здоровья населения страны и создание здоровой окружающей среды.

Для успешного достижения поставленной цели в рамках Стратегии выделены следующие приоритеты:

- системные преобразования в здравоохранении: укрепление и модернизация системы управления отраслью для создания результативной, социально-приемлемой, устойчиво работающей и прозрачной системы охраны здоровья населения Таджикистана;

- улучшение доступности, качества и эффективности медико-санитарных услуг;

- развитие ресурсов здравоохранения.

Успешная реализация Стратегии будет всецела зависеть от комплексного подхода к ресурсам, системам и результатам управления в здравоохранении. Логика управления заключается в том, что ресурсы обеспечивают функционирование систем, а системы работают на результаты. В контексте стратегического планирования и системы и ресурсы подчинены результатам. Именно поэтому предвидение результатов ставится во главу угла стратегического мышления и положено в основу настоящего документа. Согласно этой логической схеме, конечное состояние здравоохранения Таджикистана и пути его достижения раскрываются в трех уровнях:

1. Результаты: снижение уровня рисков и показателей заболеваемости по отдельным состояниям, циклам жизни, группам населения;

2. Системы:

а) совершенствование управления и оперативного руководства отраслью здравоохранения;

б) внедрение прогрессивных моделей организации и методик оказания медицинской помощи;

в) совершенствование контроля качества и стимулирование улучшения качества лечебно-профилактической работы;

г) лицензирование и аттестация медицинских работников;

д) аккредитация лечебно - профилактических, медицинских (фармацевтических) образовательных учреждений;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы Введение 1. Ожидаемые результаты здоровья населения §1. Укрепление здоровья матерей, новорождённых, детей и подростков §2. Профилактика и контроль инфекционных заболеваний §3. Снижение бремени неинфекционных и хронических заболеваний §4. Детерминанты здоровья и формирование здорового образа жизни 2. Системные преобразования в здравоохранении §1. Усиление государственного управления охраной здоровья §2. Повышение качества и доступности лечебно - профилактической службы 3. Развитие ресурсной и усиление финансовой базы здравоохранения §1. Развитие человеческих ресурсов и медицинской науки §2. Совершенствование лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности §3. Модернизация производственно-технологической базы §4. Финансирование здравоохранения 4. Мониторинг и оценка Приложение

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 года №368
"Об утверждении Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы"

О документе

Номер документа:368
Дата принятия: 02/08/2010
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 580 от 10/08/2010
Начало действия документа:02/08/2010
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений