Дата обновления БД:
21.04.2025
Добавлено/обновлено документов:
393 / 947
Всего документов в БД:
321038
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
10 августа 2010 года №580
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 2 августа 2010 года №368
Об утверждении Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы
В соответствии со статьей 6(1) Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан", в целях определения стратегии развития здравоохранения и обеспечения здоровья населения Правительство Республики Таджикистан постановляет:
1) Утвердить Национальную стратегию здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010-2020 годы (прилагается);
2) Министерству здравоохранения Республики Таджикистан:
а) утвердить План реализации "Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы" на период 2010 - 2013 годы;
б) совместно с другими задействованными министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов обеспечить реализацию настоящей Стратегии.
3) Национальному совету здравоохранения при Правительстве Республики Таджикистан обеспечить координацию и техническую поддержку реализации настоящей Стратегии.
4) Министерству здравоохранения Республики Таджикистан представлять Правительству Республики Таджикистан информацию о результатах реализации настоящей Стратегии ежегодно до 15 декабря.
Председатель Правительства Республики Таджикистан
Эмомали Рахмон
Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 года №265
Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы
Список условных сокращений
АпСп - ПРТ Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан
АРВТ - Антиретровирусная терапия
ВВП - Внутренний валовой продукт
ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ГБАО - Горно-Бадахшанская автономная область
ДМС - Добровольное медицинское страхование
ДССБ - Документ стратегии снижения бедности
ДОТС - (DОTS) Краткосрочная контролируемая химиотерапия туберкулеза с приоритетом на метод выявления (Directly Оbserved Treatment Short Сourse)
ЕврАзЭс - Евразийское экономическое сообщество
ЕРБ ВОЗ - Европейское региональное бюро ВОЗ
ЗАГС - Органы записи актов гражданского состояния
ИВДБВ - Интегрированное ведение болезней детского возраста
ИППП - Инфекции, передаваемые половым путём
ИСЗ - Информационная система здравоохранения
ЛЖВ - Люди, живущие с ВИЧ/СПИД
ЛПУ - Лечебно-профилактическое учреждение
МЗ РТ - Министерство здравоохранения РТ
МСМ - Мужчины, имеющие секс с мужчиной
МКБ 10 - Медицинская классификация болезней
МФ РТ - Министерство финансов Республики Таджикистан
НПО - Неправительственные организации
НСР РТ - Национальная стратегия развития РТ на 2007 - 2015 гг.
НСЗ - Национальные счета здравоохранения
НСЗН РТ - Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистана на период 2010 - 2020 гг.
ОАПЗ - Отдел анализа политики здравоохранения
ОМС - Обязательное медицинское страхование
ООП - Организация Объединенных Наций
ОПВ - Вакцина против полиомиелита
ОРИ - Острые респираторные инфекции
ОУЗ - Областное управление здравоохранения
ОУФ - Областное управление финансов
ПГГ - Программа государственных гарантий
ПИН - Потребители инъекционных наркотиков
ПМСП - Первичная медико-санитарная помощь
ПРООН - Программа развития Организации Объединенных Наций
РКС - Работницы коммерческого секса
РОЗ - Районный отдел здравоохранения
РРП - Районы республиканского подчинения
РТ - Республика Таджикистан
РЦЗ - Районный центр здоровья
РЦМСИ - Республиканский центр статистики и медицинской информации
СанПиН - Санитарные правила и нормы
СНГ - Содружество независимых государств
СМИ - Средства массовой информации
СОЛС - Список основных лекарственных средств
СПГР - Среднесрочная программа государственных расходов
СПИД - Синдром приобретенного иммунодефицита
СЦЗ - Сельский центр здоровья
США - Соединенные Штаты Америки
СЭС - Санитарно - эпидемиологическая служба
ТБ - Туберкулёз
ТГМУ - Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сино
ТГПУ - Таджикский государственный педагогический университет
ТИППМК - Таджикский институт последипломной подготовки медицинских кадров
ЦЗОЖ - Центр здорового образа жизни
ЦРБ - Центральная районная больница
ЦРЗ - Центр репродуктивного здоровья
ЦРТ - Цели Развития Тысячелетия
ШУРС - Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству
ШСП - (SWАр) Широко-секторальный подход
ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН
ЮСАИД - Агентство США по международному развитию DНIS2 District Нealth Information Software
Словарь специальных терминов (глоссарий)
Адвокация - это последовательный и адаптивный процесс сбора информации, ее организации и формулирования в виде аргументов, которые направляются по различным каналам межличностной коммуникации и СМИ в целях мобилизации ресурсов или обеспечения поддержки программы развития политическими и общественными лидерами, что, в свою очередь, будет способствовать принятию этой программы обществом.
АРВТ - лечение, замедляющее размножение вируса иммунодефицита человека. Позволяет на долго продлить срок жизни при ВИЧ инфекции, а так же приостановить развитие СПИД.
Аккумуляция средств - это уровень консолидации бюджета здравоохранения (республиканский, областной, городской или районный).
Государственный служащий - гражданин Республики Таджикистан, занимающий на профессиональной основе оплачиваемую государственную должность государственной службы с целью обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих государственные должности государственной власти и реализации компетенции государственных органов:
Гражданин - в конституционном праве лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.
Группирования случаев - набор критериев и процесс распределения больничных случаев в клинические группы со схожими клиническими характеристиками и интенсивностью ресурсов.
Деятельность общин по охране здоровья - совместные меры, направленные на усиление общественного контроля над определяющими факторами здоровья, способствуя тем самым его укреплению.
Детерминанты здоровья - комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей и контйнгентов, либо групп населения.
Джамоат - административное деление, состоящее из кишлаков и возглавляемое председателем, который выбирается на общем собрании делегированных представителей кишлаков.
Жизненные навыки - личные, социальные, познавательные и физические навыки и умения человека, благодаря которым люди контролируют и направляют свою жизнь, а также развивают свои способности, позволяющие им видоизменять окружающую среду и самим адаптироваться к ее изменениям
Здравоохранение - это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, обеспечивающих высокий уровень охраны и улучшения здоровья населения.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровый образ жизни - типичные для данной общественно-экономической формаций виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.
Коммуникация для изменения поведения - это научно обоснованный консультативный процесс, который охватывает знания, представления и практику посредством определения, анализа и сегментирования аудиторий и участников программ и предоставления им соответствующей информации и мотивации в ходе реализации четко определенной стратегии и использования правильного сочетания каналов межличностного и группового общения и СМИ, включая интерактивные методы.
Менталитет, ментальность - образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности
Межсекторальные действия - действия, при которых осуществляется сотрудничество сектора здравоохранения и соответствующих других секторов для достижения общей цели, при точном согласовании вклада различных секторов.
Межсекторальное сотрудничество - подразумевается общепризнанная взаимосвязь между частью или частями различных слоев или секторов общества, которая установлена для принятия мер
Мигрант - лицо, совершающее межпоселенное территориальное передвижение с целью смены постоянного места жительства, работы, учебы, отдыха и др., навсегда или определенный срок (от 1 дня до нескольких лет).
Образ жизни - совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, представляемых ему социальными условиями, традициями, образованием и рыночными отношениями.
Общественное здравоохранение - это наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения здоровья с помощью организованных усилий общества.
Община или сообщество - определенная группа людей, часто проживающих в определенной географической местности, разделяющих общие ценности, нормы и культурные особенности, объединенных в рамках одной социальной структуры, в зависимости от связей и отношений, сложившиеся у данного контингента населения, в данной общине на протяжении определенного периода времени.
Оплата за пролеченный случай - оплата за фактические объемы предоставленной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий - определяет виды, объем и условия предоставления медико-санитарной помощи в государственных учреждениях здравоохранения бесплатно и на условиях сооплаты (соучастия населения).
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) - является основным звеном системы здравоохранения любой страны, главной службой оказания медико-санитарной помощи, построенной по принципу "от периферии к центру". ПМСП является неотъемлемой составной частью социального и экономического развития той или иной страны.
Покупатель медицинских услуг - субъект, перечисляющий аккумулированные ресурсы здравоохранения поставщикам в счет оплаты за предоставление услуг определенной группе населения.
Политика здравоохранения - официальная, формальная декларация или процедура внутри учреждений (а именно правительственных), позволяющая определить приоритет и параметры деятельности в порядке реагирования на здравоохранительные потребности, имеющиеся ресурсы и иные виды политического давления.
Поставщик медицинских услуг - субъекты, оказывающие медицинские услуги.
Подушевое финансирование - формирование бюджета на подушевой основе по формуле, которая исходит из трех параметров: бюджет здравоохранения района; количество населения района и поло/возрастной коэффициент.
Профилактика - действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболеваний, на сохранение трудоспособности.
Профилактика болезней - мероприятия, направленные не только на предупреждения заболевания, такие как иммунизация, борьба с переносчиками болезней или компания по борьбе с курением, но и на то что, чтобы сдержать его развитие и уменьшить его последствия после установления факта заболевания.
Сезонная миграция - перемещение, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы (уборка урожая, строительные работы и т.п.) и жительства на срок, обычно несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства.
Сектор здравоохранения - состоит из организованных государственных, общественных и частных служб здоровья (включая укрепление здоровья, профилактику болезней, службы диагностики, лечения и ухода за больными), курсов политики и деятельности отделов/управлений и министерства здравоохранения, неправительственных организаций, связанных со здоровьем и групп коммунально-общинного характера или уровня, а также профессиональных ассоциаций и объединений.
Семейный врач - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную, непрерывную медико-санитарную помощь населению или отдельным лицам и семьям, независимо от возраста, пола и вида заболевания.
Социальный маркетинг - маркетинг, заключающейся в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Обычно социальный маркетинг используется государственными и общественными организациями.
Социальная мобилизация - это процесс объединения всех потенциальных партнеров и союзников, представляющих как государственные, так и негосударственные организации, в целях выявления ощутимой потребности в конкретной цели развития, привлечения к ней внимания и повышения спроса на нее. Социальная мобилизация предполагает обеспечение участия данных партнеров, включая организации, группы, сети и общественность, в выявлении людских и материальных ресурсов, их мобилизации и управлении ими, что, в свою очередь, упрочит достижения и будет способствовать их устойчивому развитию.
Стратегия - рассчитанный на долгосрочную перспективу, комплексный вид деятельности, в рамках которого осуществляются отдельные мероприятия и виды деятельности.
Трудовая миграция (миграция рабочей силы) - межпоселенные передвижения трудоспособного населения, имеющие, как правило, возвратный характер после завершения трудовой деятельности.
Укрепление здоровья - это процесс, позволяющий людям повысить контроль над своим здоровьем, а также улучшить его.
Факторы риска - факторы внешней и внутренней среды организма, поведенческие особенности, способствующие увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессированию и неблагоприятному исходу.
Финансирование - источник средств, для проведения определенных мероприятий.
Формирование здорового образа жизни - комплексная проблема, требующая комплексного подхода к исследованию образа жизни здоровья населения, а также внимание медицинских работников, педагогов, психологов, и зависит от специфики с макросоциального окружения человека, его трудовой, социальной и профилактической активности.
Введение
Национальная стратегия здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 гг., в дальнейшем именуемая (Стратегия), обобщает долгосрочные цели страны в области охраны здоровья граждан и пути достижения этих целей, а именно: стратегии, программы и ресурсы модернизации сектора здравоохранения.
Стратегия выражает волю и интересы суверенного Таджикистана в области охраны здоровья. Она является комплексным и основополагающим документом долгосрочного планирования, которая описывает будущие программные направления руководства страны, ведущие к комплексному планированию, внедряемые на доказательных подходах. Стратегия отражает мнения и перспективы центральных органов управления, местных исполнительных органов государственной власти, а также мнения поставщиков медицинских услуг и широких слоев населения Таджикистана.
Стратегия охватывает период с 2010 по 2020 годы. Она является инструментом для поддержки преемственности и координации и является неотъемлемой частью национальной политики социально-экономического развития. Данная стратегия является продолжением документа "Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года", и учитывает направления, указанные в других стратегических документах таких как: Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года и Стратегия снижения бедности. Она также указывает стратегические направления, особенно в области отдельных служб сектора здравоохранения.
Стратегия разработана в ходе сотрудничества ведущих специалистов Республики Таджикистан с зарубежными экспертами, представляющими передовой международный опыт системного планирования в области здравоохранения. Стратегия способствует координации национальных и международных программ, планов поддержки развития сектора здравоохранения в Республике Таджикистан. Не поступаясь национальными приоритетами, она ориентирована на глобальные задачи здравоохранения и апробированные в мире подходы к их решению.
В истекшем десятилетии здравоохранение Республики Таджикистан вступило на путь модернизации своей ресурсной и клинической базы, а также систем финансирования и организации лечебно-профилактической помощи. На развитии отрасли благоприятно сказалось оживление темпов экономического роста, неустанное внимание руководства страны к приоритетным задачам социального развития, а также эффективный вклад международного донорского сообщества в дело охраны здоровья населения страны.
Результатом усилий последнего десятилетия стало снижение материнской и детской смертности. Сократилась заболеваемость от инфекционных, в частности, вакциноуправляемых болезней. Разработаны и внедряются современные клинические протоколы и другие стандарты медицинской помощи. Сертификацию "доброжелательного отношения к ребёнку" прошли свыше половины родильных домов.
В развитии системы предоставления медицинских услуг населению начался стратегический поворот здравоохранения в сторону интегрированной модели первичной медико-санитарной помощи, основанной на семейной медицине. Подготовка врачей и медсестер семейной медицины стала приоритетом в программах додипломного, последипломного и непрерывного медицинского образования медицинских кадров. Предприняты важные шаги по структурной оптимизации лечебно-профилактической сети, в частности, за счет проведения реструктуризации госпитальной службы. Усилен надзор за медицинской и фармацевтической деятельностью.
Финансирование здравоохранения прошло нижнюю точку в неблагоприятной динамике последних 20 лет и вернулось на траекторию устойчивого роста. Поэтапное повышение заработной платы работников отрасли в последние три года отражает вклад государства на восстановление их материального благополучия, а также профессионального и общественного статуса. Рост заработной платы дополнился пилотными современными методами финансирования. Сложилось понимание, что для повышения качества и эффективности услуг здравоохранения, необходимо провести анализ заработной платы и других финансовых поощрений для медицинских работников. Усилилась ориентация финансирования здравоохранения на требования социальной справедливости: Пакет государственных гарантий, хотя и внедрялся в условиях острой нехватки ресурсов, повысил доступность бесплатных и льготных лечебно-профилактических услуг для многих малообеспеченных семей и людей, нуждающихся в более дорогостоящей медицинской помощи.
Продолжающаяся работа по обновлению законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения создает предпосылки для продолжения реформ. Несмотря на успехи последнего десятилетия, в секторе здравоохранения выявлены проблемы, унаследованные от советского и переходного периодов. Среди таких проблем:
- устаревшая материально - техническая база ЖГУ и нехватка инвестиционных средств на ее своевременное обновление;
- незавершенность реформ в системе врачебного и сестринского образования;
- непрекращающаяся утечка кадров из сектора здравоохранения в связи с трудовой миграцией за пределы Таджикистана;
- несовершенные методы и стандарты в области лекарственного обеспечения;
- нарастающее отставание по внедрению передовой международной практики в методиках диагностики и лечения распространенных заболеваний;
- отсутствие современной системы стандартов и контроля качества медицинской помощи.
Экономика здравоохранения остается не на высоком уровне финансирования., В 2009 году уровень общих расходов на сектор здравоохранения составил 1,9% от ВВП, что значительно меньше, чем в 1991 году (4,5%). Сложившийся уровень финансирования не в состоянии снять груз проблем, накопившихся за последние два десятилетия. По оценкам, свыше 70% общего объема финансирования приходится на выплаты из личных средств населения, лишь 16% на бюджетные ассигнования, и примерно 14% взносы доноров (1). Платежи населения носят в основном неформальный характер и, в силу этого тяжело контролируемы. Малообеспеченные граждане Таджикистана не защищены от непосильных финансовых тягот в случае серьезного недуга. Уровень платности слабо связан с качеством оказываемой помощи. Неформальные платежи пациентов повышают доходы медиков, но не оказывают влияние на другие статьи текущего финансирования и капитальных затрат. Структурная несбалансированность государственных затрат на здравоохранение проявляется в их неравномерном распределении между регионами страны и уровнями оказания помощи. У работников здравоохранения отсутствуют должные материальные и профессиональные стимулы к производительной и качественной работе с акцентом на интересы пациентов.
Результативность лечебно-профилактической работы страдает от преобладания помощи, оказываемой специалистами специализированной амбулаторной и больничной системы над специалистами семейной медицины.
Недостаточное количество некоторых важных типов учреждений, способствующих уменьшению потока больных для госпитализации и сокращению койко-дней, в частности:
- дневные стационары;
- центры амбулаторной хирургии;
- дома сестринского ухода;
- службы патронажной помощи и другие службы социально-медицинской и реабилитационной поддержки.
Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения страны практически целиком зависит от деятельности служб и учреждений здравоохранения. При этом отсутствует межотраслевое сотрудничество, жизненно необходимое для снижения экологических и социальных рисков заболеваемости.
Община, включая отдельные семьи, не рассматриваются и не используются в качестве самостоятельного ресурса для профилактики, раннего распознавания и лечения болезней.
Реабилитация и адаптация больных-хроников и инвалидов, будучи важнейшим фактором снижения бремени болезни, тем не менее, еще не стала неотъемлемой частью системы профилактики и лечения.
Нерешенность представленных выше проблем, в сочетании с сохраняющимся уровнем развития страны, где отмечается социально-экономическая неустроенность значительной части населения является препятствием для динамического развития. Это приводит к низкому уровню ряда важных показателей здоровья, в том числе средней продолжительности жизни, материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости туберкулезом и ВИЧ/СПИДом.
Исходя из этого, Правительство Республики Таджикистан сосредоточило внимание оказанию действенных и эффективных социальных услуг бедному населению, рационализации расходов на социальный сектор для обеспечения справедливого доступа к услугам здравоохранения. В этом направлении была принята Декларация ООН "Цели развития на пороге Тысячелетия к 2015 году". В частности, цели по здравоохранению включают:
- сокращение на 2/3 смертности среди детей в возрасте до 5 лет;
- сокращение на 3/4 материнской смертности;
- остановку распространения ВИЧ/СПИД и положить начало тенденции к сокращению его масштабов;
- остановку распространения малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению его масштабов.
Идеи, содержащие в вышеназванных политических документах, представляют собой основу программ развития сектора здравоохранения в рамках Стратегии сокращения бедности и Концепции реформы здравоохранения Республики Таджикистан.
Модель реформы относительно предоставления медицинских услуг включает улучшение доступности путём реструктуризации и интеграции системы предоставления медико-санитарной помощи, улучшении менеджмента учреждениями обоих уровней предоставления медико-санитарных услуг (ПМСП, госпитальной службы и общественного здравоохранения), качественного развития первичной медико-санитарной помощи, основанной на модели семейной практики; рационализации коечного фонда и структуры госпитальных учреждений, усилении кадрового потенциала учреждений ПМСП, госпитальных служб и общественного здравоохранения, улучшении инфраструктуры, совершенствовании лекарственного обеспечения, изменении системы оплаты поставщиков медицинских услуг дифференцированно на уровне ПМСП по подушевому принципу и на госпитальном уровне - за пролеченный случай; внедрении научных достижений и новых методов профилактики, диагностики и лечения с применением высоких технологий; участии населения в решении вопросов здравоохранения; реабилитации больных и инвалидов, организации паллиативной помощи, усовершенствовании информационной базы управления и некоторых других мероприятий.
Национальная стратегия здоровья следующего десятилетия в полной мере будет опираться на достижения предшествующего периода, и нацелена на эффективное решение назревших проблем.
Главной целью Стратегии является укрепление здоровья населения страны и создание здоровой окружающей среды.
Для успешного достижения поставленной цели в рамках Стратегии выделены следующие приоритеты:
- системные преобразования в здравоохранении: укрепление и модернизация системы управления отраслью для создания результативной, социально-приемлемой, устойчиво работающей и прозрачной системы охраны здоровья населения Таджикистана;
- улучшение доступности, качества и эффективности медико-санитарных услуг;
- развитие ресурсов здравоохранения.
Успешная реализация Стратегии будет всецела зависеть от комплексного подхода к ресурсам, системам и результатам управления в здравоохранении. Логика управления заключается в том, что ресурсы обеспечивают функционирование систем, а системы работают на результаты. В контексте стратегического планирования и системы и ресурсы подчинены результатам. Именно поэтому предвидение результатов ставится во главу угла стратегического мышления и положено в основу настоящего документа. Согласно этой логической схеме, конечное состояние здравоохранения Таджикистана и пути его достижения раскрываются в трех уровнях:
1. Результаты: снижение уровня рисков и показателей заболеваемости по отдельным состояниям, циклам жизни, группам населения;
2. Системы:
а) совершенствование управления и оперативного руководства отраслью здравоохранения;
б) внедрение прогрессивных моделей организации и методик оказания медицинской помощи;
в) совершенствование контроля качества и стимулирование улучшения качества лечебно-профилактической работы;
г) лицензирование и аттестация медицинских работников;
д) аккредитация лечебно - профилактических, медицинских (фармацевтических) образовательных учреждений;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 августа 2010 года №368
"Об утверждении Национальной стратегии здоровья населения Республики Таджикистан на период 2010 - 2020 годы"
О документе
Номер документа: | 368 |
Дата принятия: | 02/08/2010 |
Состояние документа: | Действует |
Регистрация в МинЮсте: | № 580 от 10/08/2010 |
Начало действия документа: | 02/08/2010 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Нет сведений
Ссылка на Закон Республики Таджикистан Об охране здоровья населения
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О государственной статистике
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О медицинском страховании в Республике Таджикистан