Дата обновления БД:
06.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
447 / 1070
Всего документов в БД:
138455
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 29 августа 2015 года №255
О комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015 — 2018 годы
(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.02.2016 г. №57, 14.11.2017 г. №915, 07.12.2018 г. №995)
В целях своевременной и эффективной реализации инвестиционных проектов по смягчению последствий экологической катастрофы Аральского моря, а также обеспечения дальнейшего развития международного сотрудничества и мобилизации средств донорского сообщества для осуществления практических действий по реализации комплексных мероприятий, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки в регионе Приаралья, Кабинет Министров постановляет:
1. Одобрить разработанную Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Исполнительным комитетом Международного фонда спасения Арала, Благотворительным фондом защиты генофонда Приаралья Комплексную программу мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015 — 2018 годы (далее — Комплексная программа), предусматривающую:
основные подходы и направления по смягчению последствий Аральской катастрофы и восстановлению региона Приаралья согласно приложению №1;
Программу мер по совершенствованию системы управления, экономному и рациональному использованию водных ресурсов в регионе согласно приложению №2;
Программу мер по созданию условий для воспроизводства и сохранения генофонда и здоровья населения, проживающего в зонах экологического риска, согласно приложению №3;
Программу мер по расширению занятости и формированию источников доходов для повышения уровня и качества жизни населения Приаралья согласно приложению №4;
Программу мер по восстановлению экосистемы и биоразнообразия, сохранению и защите животного и растительного мира согласно приложению №5;
прогнозные целевые показатели Программы мер по модернизации производства и совершенствованию инфраструктуры в целях социально-экономического развития Республики Каракалпакстан согласно приложению №6;
сводные показатели Программы мер по модернизации производства и совершенствованию инфраструктуры в целях социально-экономического развития Республики Каракалпакстан согласно приложению №6а;
перечень перспективных инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации в Республике Каракалпакстан согласно приложению №6б;
прогнозные целевые показатели Программы мер по модернизации производства и совершенствованию инфраструктуры в целях социально-экономического развития Хорезмской области согласно приложению №7;
сводные параметры Программы мер по модернизации производства и улучшению инфраструктуры для обеспечения социально-экономического развития Хорезмской области согласно приложению №7а;
Программу мер по модернизации производства и улучшения инфраструктуры для обеспечения социально-экономического развития Хорезмской области согласно приложению №7б.
2. Министерствам, ведомствам, органам хозяйственного управления, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимияту Хорезмской области — исполнителям проектов в рамках подписанных соглашений обеспечить качественную разработку проектной документации, своевременное открытие финансирования, строго целевое и эффективное использование привлекаемых кредитных (заемных) средств и средств технического содействия (грантов).
3. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству иностранных дел, Министерству финансов и Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с исполнителями проектов обеспечивать на систематической основе поиск средств технического и финансового содействия по линии международных финансовых институтов (далее — МФИ) и иностранных правительственных финансовых организаций (далее — ИПФО) для реализации перспективных инвестиционных проектов и проектов технического содействия, способствующих смягчению последствий экологической катастрофы в регионе Приаралья, включенных в приложения №№2 — 7 к настоящему постановлению.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимияту Хорезмской области совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления осуществлять комплексные мероприятия по созданию благоприятных условий для реализации предлагаемых проектов и инициатив, включая подготовку кадров по соответствующим направлениям и специализациям, предоставление земельных участков и выделение неиспользуемых зданий и помещений, а также создание необходимой инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
5. Межведомственному совету по вопросам сотрудничества с международными финансовыми институтами, организациями и странами-донорами, реализации крупных и стратегически важных инвестиционных проектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Р.С. Азимов) при наличии заключенных по результатам тендерных торгов или прямых переговоров контрактов на инжиниринг, поставку и строительство объекта на условиях "под ключ" предоставлять в установленном порядке разрешения на подготовку проектной документации в одностадийном порядке, с утверждением ТЭО инвестиционного проекта в рамках одобренной настоящим постановлением Комплексной программы.
6. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан при получении предварительного согласия МФИ/ИПФО на выделение кредитных (заемных) средств для финансирования проектов, проработать с данными МФИ/ИПФО возможность использования механизма ретроактивного финансирования для разработки ТЭО проектов с использованием данных средств в качестве авансов в счет будущих возможных кредитных (заемных) средств.
7. Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан предусматривать средства для разработки ТЭО инвестиционных проектов, предусматриваемых к реализации с привлечением средств МФИ.
8. Рекомендовать Благотворительному фонду защиты генофонда Приаралья совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления, а также тематическими рабочими группами осуществлять:
разработку и утверждение в установленном порядке сетевых графиков по реализации проектов;
мониторинг за экологической и социально-экономической ситуацией в регионе Приаралья, а также ходом реализации проектов и инициатив в рамках одобренной Комплексной программы;
по результатам проведенных регулярных исследований и оценки эффективности донорских инициатив разработку новых проектных идей с ежеквартальным внесением в Кабинет Министров предложений по включению новых проектов в Комплексную программу.
9. Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству иностранных дел, Министерству финансов и Министерству экономики Республики Узбекистан оказывать содействие Благотворительному фонду защиты генофонда Приаралья в привлечении необходимых средств технического содействия донорских сообществ для ведения регулярного мониторинга за экологической и социально-экономической ситуацией в регионе Приаралья.
10. Рекомендовать Экологическому движению Узбекистана совместно с Благотворительным общественным фондом по защите генофонда Приаралья и Исполнительным комитетом Международного фонда спасения Арала в двухнедельный срок разработать и утвердить в установленном порядке План мероприятий по повышению информированности населения региона Приаралья о целях и основных направлениях Комплексной программы.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Премьер-министр Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2015 года №255
Основные подходы и направления по смягчению последствий Аральской катастрофы и восстановлению региона Приаралья
Реализуемые меры по преодолению последствий Аральской катастрофы
Сложившаяся экологическая ситуация в регионе Приаралья, связанная с усыханием Аральского моря, является глобальной проблемой, затронувшей не только Узбекистан, но и всю территорию Центральной Азии.
С первых дней независимости в целях поиска эффективных путей по преодолению разрушительных последствий Аральской катастрофы в Узбекистане последовательно реализуются меры, направленные на восстановление экологического равновесия в Приаралье в рамках тесного сотрудничества и согласованного взаимодействия с регионами Центральной Азии и мирового сообщества.
Значимым событием в решении проблемы экологической ситуации Центрально — азиатского региона явилось создание в 1993 году региональной организации по проблемам Аральского моря — Международного фонда спасения Арала (МФСА) с участием Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. Задачами Фонда определены сохранение биологического фонда, поддержание благоприятного состояния окружающей среды, обеспечение повышения качества и уровня жизни населения.
В период деятельности МФСА приняты три Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ-1, ПБАМ-2, ПБАМ-3) по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, направленные на устойчивое развитие, совершенствование управления водными ресурсами и охрану окружающей среды.
В соответствии с Решением глав государств Международного фонда спасения Арала (МФСА) Республика Узбекистан с 2013 года является председателем МФСА на очередной трехлетний срок.
Учитывая все большее обострение экологических, социальных и экономических последствий высыхания Аральского моря, 16 сентября 2013 года по инициативе главы государства в качестве официального документа 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН распространена Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье.
Значительный импульс широкому привлечению мировой общественности к изучению и активному обсуждению Аральской проблемы и вопросов смягчения последствий экологической катастрофы в регионе придало проведение по инициативе Президента Республики Узбекистан международных конференций и форумов с участием представителей международных организаций, финансовых институтов и правительств стран-доноров.
В марте 2008 года в г. Ташкенте состоялась Международная конференция "Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий", в которой приняли участие представители более 90 авторитетных международных организаций, крупнейших государственных финансовых институтов Германии, Японии, КНР и ведущих исследовательских центров. По итогам данного форума принята Ташкентская Декларация и выработан План действий по реализации проектов смягчения тяжелых последствий Аральской катастрофы на общую сумму около 1,5 млрд долларов США.
Международная конференция "Трансграничные экологические проблемы Центральной Азии: применение международных правовых механизмов для их решения", проходившая в ноябре 2010 года в г. Ташкенте, была направлена на анализ, обобщение и систематизацию материалов, а также разработку предложений по проблемам рационального использования водных ресурсов стран Центральной Азии и снижению экологических рисков, связанных со строительством крупных гидротехнических сооружений в верховьях трансграничных рек в бассейне Аральского моря.
В рамках Международной конференции "Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы" (октябрь 2014 года) достигнуты договоренности и подписаны соглашения о реализации в бассейне Аральского моря национальных и региональных проектов общей стоимостью 3,0 млрд долларов США, предусматривающих привлечение льготных долгосрочных кредитов на общую сумму 1,9 млрд долларов США и предоставление 0,2 млрд долларов США безвозмездных грантов и средств технического содействия.
Основные подходы и направления Комплексной программы мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015 — 2018 гг.
I. Меры по совершенствованию системы управления, экономному и рациональному использованию водных ресурсов в регионе
Водообеспеченность региона Приаралья является самой низкой в республике (60 — 70 %), что обусловлено не только ограниченностью водных ресурсов, но также их неэффективным использованием, в том числе из-за больших фильтрационных потерь оросительных систем и неудовлетворительного технического состояния гидротехнических сооружений (ГТС). Значительные потери водных ресурсов происходят также в результате применения неэффективных методов полива, в частности, бороздового, при котором потери воды происходят за счет испарения (2 — 5 %), фильтрации (10 — 20 %), поверхностного сброса (10 — 15 %) и достигают 25 — 30 %.
С учетом вышеизложенного, в целях улучшения управления водными ресурсами и повышения водообеспеченности орошаемых земель в зоне обслуживания магистральных каналов на основе правильной организации распределения воды среди пользователей, повсеместного учета воды, требуется проведение реконструкции и капитального ремонта магистральных каналов, гидротехнических сооружений, а также реализация следующих мер.
Развитие локальных водоемов в дельте реки Амударьи является одной из самых главных задач в деле недопущения сокращения объемов воды, экономного и рационального использования земельно-водных ресурсов. Для решения данной задачи необходимо завершить строительство Междуреченского водохранилища и создать комплекс ГТС для управления водными ресурсами Амударьи, в систему которой входят также водоемы Муйнакского района, водохранилище Рыбачье, озера Закирколь, Майпост и Домалак. Также, предлагается строительство и восстановление водохозяйственных сооружений по 13 объектам на общую сумму 94,5 млн долларов США.
Для решения проблемы дефицита воды, а также для более эффективного использования имеющихся водных ресурсов необходимо создание технически надежных оросительных систем: строительство и реконструкция 1948 км каналов, 69 единиц гидротехнических сооружений, модернизация Аму-Бухарской ирригационной системы. Кроме этого, существует острая необходимость в замене морально устаревших и физически изношенных насосных агрегатов в 14 насосных станциях в Республике Каракалпакстан и в Хорезмской области.
Немаловажное значение имеет применение современных водосберегающих технологий полива, в том числе системы капельного орошения, а также переносных гибких поливных трубопроводов в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Навоийской и Хорезмской областей.
Одной из основных проблем орошаемого земледелия региона Приаралья является проблема засоления почв различной степени. При этом средне и сильнозасоленные земли в Республике Каракалпакстан составляют 45,8 %, а в Хорезмской области — 42,78 %. Решением этой проблемы является осуществление мероприятий по улучшению мелиоративного состояния земель. В частности, необходимо осуществить строительство и реконструкцию 2,4 тыс. км коллекторно-дренажной сети, 617 единиц скважин вертикального дренажа.
В целях совершенствования управления водными ресурсами, обеспечения скоординированной и действенной системы мониторинга за рациональным использованием воды, особо актуальным является создание Национальной информационной системы по водным ресурсам. Также, необходимо разработать программу гидрогеологических исследований по изучению условий формирования подземных вод в высохшей части дна Аральского моря и в дельте реки Амударьи. Остро ощущается необходимость в создании единой информационной системы по мониторингу водных ресурсов с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, необходимо оказать поддержку для активизации деятельности ассоциаций водопотребителей и улучшения их материально-технической оснащенности. Следует совершенствовать систему повышения квалификации и переподготовки специалистов водного хозяйства, создать автоматизированную систему управления на основных гидротехнических сооружениях и оснастить их современной контрольно-измерительной аппаратурой.
II. Меры по созданию благоприятных условий для воспроизводства и сохранения генофонда и здоровья населения, проживающего в зонах экологического риска
Одной из ключевых задач в достижении благоприятного уровня жизни и здоровья населения при ограниченности водных ресурсов регионов Приаралья является стабильное обеспечение питьевой водой, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Экологическая обстановка и водохозяйственная напряженность, связанная с высокой степенью минерализации (до 1800 мг/л) и жесткости (до 20,5 мг-экв/л) питьевой воды, непригодностью подземных вод для использования в пищу (повышенное содержание кальция, магния, свинца, нитратов, ионов аммония) сказывается на уровне благосостояния и жизнедеятельности населения. Относительно низкий уровень обеспеченности населения централизованным водоснабжением обусловлен износом магистральных водопроводных сетей и очистных сооружений.
Для повышения стабильности, надежности водоснабжения, а также улучшения качества очистки питьевой воды в регионах Приаралья следует провести реконструкцию водоочистных сооружений ("Туямуюн — Нукус" в Республике Каракалпакстан и в г. Питнаке), модернизацию систем водоснабжения в ряде районов Республики Каракалпакстан (Амударьинском, Берунийском, Караузякском, Кунградском, Муйнакском, Нукусском и Элликкалинском районах). Кроме этого, особо важным является выявление естественных источников питьевой воды путем проведения комплексных исследований состояния качества подземных вод с внедрением опреснительных установок на месторождениях Республики Каракалпакстан, Хорезмской и Навоийской областей. Это позволит повысить качество питьевой воды до установленных нормативных экологических требований, устранить высокий уровень минерализации подземных вод и будет способствовать повышению степени охвата населения питьевым водоснабжением, снижению уровня заболеваемости.
Для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения особенно актуально качественное улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в городах Республики Каракалпакстан и Хорезмской области путем реконструкции канализационных и водоочистных сооружений, строительства и реконструкции коллекторов и сетей.
Другим немаловажным критерием сохранения генофонда и здоровья населения является микроэлементный состав почвы. Качество почвенных покровов регионов Приаралья, характеризующееся высоким содержанием солей тяжелых металлов и вредных микроэлементов, а также нарастанием пустынных площадей, вызывает определенную озабоченность в связи с ухудшением здоровья населения.
Исходя из сложившейся ситуации, для профилактики микронутриентной недостаточности, улучшения питания и укрепления здоровья населения необходимы дальнейшие комплексные мероприятия по обогащению пищевых продуктов железом и фолиевой кислотой, препаратами йода, витамином А и другими микроэлементами. Комплекс оздоровительных мероприятий в регионах Приаралья также включает проведение профилактики по сокращению микронутриентной недостаточности у детей в возрасте до 6 лет за счет улучшения питания, в частности, витаминно-минеральными порошками-спринклсами, витаминами и средствами для гельминтизации.
Для повышения выявляемости врожденных пороков развития плода, снижения инвалидизации среди детей с врожденными заболеваниями обмена веществ необходимо увеличение охвата расширения масштабов исследований, направленных на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний у плода и новорожденных. Внедрение современных высокотехнологичных методов диагностики, лечения и профилактики анемии, оснащение современным лабораторным оборудованием региональных многопрофильных медицинских центров позволит обеспечить снижение заболеваемости, особенно среди новорожденных, с дефицитными анемиями.
Климатические особенности и неблагоприятные факторы воздействия воздуха (поднимается пыль, пески, ядовитые аэрозоли) способствуют учащению заболеваемости пороками сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, кишечными инфекциями среди населения Приаралья. Для предотвращения неблагоприятных факторов необходимо проведение мероприятий, направленных на профилактику распространения заболеваний органов дыхания, сокращение санитарно-гигиенических норм по запыленности, ведение дискретных наблюдений за состоянием загрязнения атмосферного воздуха.
В целях повышения оперативности и качества предоставления информации по состоянию атмосферного воздуха целесообразно создание автоматизированной системы наблюдений (города Нукус, Бухара, Навои) с установкой автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха.
Следует обратить внимание на развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь. В этом плане оснащение современным диагностическим и лечебным оборудованием противотуберкулезного диспансера Республики Каракалпакстан, головных урологических медучреждений, центров повышения квалификации медицинского персонала Республики Каракалпакстан и Хорезмской области будут способствовать улучшению диагностики и раннему выявлению заболеваний, повышению уровня знаний и навыков медицинского персонала СВП и семейных поликлиник, сокращению и сроков пребывания больных в стационаре.
Также, следует обратить особое внимание на качество подготовки детей к школьному обучению, формировании у дошкольников начальных знаний по экологическому воспитанию (низкий уровень охвата детей дошкольным образованием — от 4,2 % до 15,8 %), а также на качество педагогических кадров, занятых в системе дошкольного образования. В этом плане очень важным является улучшение материально-технической базы дошкольных и общеобразовательных учреждений региона Приаралья, в частности, оснащение их современным медицинским оборудованием и мультимедийными средствами.
III. Меры по расширению занятости и формированию источников доходов для повышения уровня и качества жизни населения Приаралья
Решение проблем, связанных с трудоустройством и повышением уровня доходов населения Приаралья, предусматривается, прежде всего, посредством развития и поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства.
Для этого необходимо совместно реализовать различные пилотные проекты в регионе Приаралья с привлечением грантов международных организаций и фондов, а также кредитов коммерческих банков. Кроме этого, особое значение имеет эффективное и полное использование возможностей действующих крупных предприятий по вовлечению в производственный процесс субъектов малого бизнеса путем размещения заказов по производству комплектующих, оказанию ремонтных работ и других аутсорсинговых услуг.
Наряду с вышеизложенным, целесообразно параллельно вести работу по обучению молодежи и женщин основам бизнеса и ведению предпринимательской деятельности. В этом аспекте актуальным является последовательное оказание выпускникам и другим желающим консультативной помощи по открытию и развитию собственного бизнеса.
Еще одним направлением по повышению занятости сельского населения должна стать системная организация глубокой переработки местного сельскохозяйственного сырья на базе применения прогрессивных технологий. Внедрение передовых технологий по выращиванию овощей, винограда, фруктов и бахчевых в Приаралье, с организацией их переработки на месте позволит добиться уже в ближайшие годы не только продовольственной самообеспеченности, но также значительно расширить и экспортные возможности сельских районов.
В плане повышения занятости сельского населения следует более рационально использовать благоприятные условия для развития рыбоводства в низовье дельты Амударьи. Кроме этого, имеются неиспользуемые резервы решения проблем трудоустройства путем дальнейшего развития животноводства в Навоийской, Бухарской областях и Республике Каракалпакстан.
IV. Меры по восстановлению экосистемы и биоразнообразия, сохранению и защите животного и растительного мира
Данное направление предполагает реализацию проектов по охране окружающей среды и предотвращению экологических проблем, связанных с деградацией земель, изменением климата, а также проектов по сохранению, воспроизводству животного и растительного мира.
В целях сохранения биоразнообразия в рамках реализации программных мер необходимо обеспечить охрану редких и исчезающих видов животного и растительного мира, а также уникальных экосистем на территориальной основе, путем создания 10 новых охраняемых природных территорий с общей площадью 3,7 млн га в Республике Каракалпакстан (Муйнакский, Караузякский и Тахтакупырский районы) и в Навоийской области (Учкудукский и Тамдынский районы).
В деле сохранения биоразнообразия в регионе крайне важным является дальнейшее развитие действующего Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата и экоцентра "Джейран" общей площадью 85,1 тыс. га охраняемых природных территорий путем расширения их территорий, инфраструктуры и укрепления материально-технической базы, создания кормовой базы для обитающей там фауны.
Создание и практическое внедрение в природоохранную деятельность электронной базы данных комплексного государственного кадастра животного и растительного мира региона Приаралья с применением технологий географических информационных систем (ГИС) позволит вести эффективный мониторинг за текущим состоянием дел и результативностью мер по сохранению, воспроизводству и устойчивому использованию флоры и фауны региона.
Мероприятия по сохранению естественных водоемов и озерных систем в дельте реки Амударьи предполагают проведение работ по восстановлению и реконструкции ограждающих дамб и водовыпуска на озерах и водохранилищах (Муйнакское, Рыбачье, Междуреченское) и канала Муйнак. В случае успешной реализации этих проектов увеличится площадь рыбохозяйственных озер и водоемов (до 96,11 тыс. га, в том числе с гарантированным водообеспечением до 55,8 тыс. га), улучшится водоснабжение жителей Муйнакского района (г. Муйнак, поселки Шеге, Порлытау и населенные пункты, расположенные вблизи водоемов Междуречье, Муйнак, Рыбачье). Организация на потенциальных территориях вблизи крупных водоемов рыбопитомников с инкубационными цехами (о.Каратерень и о.Айдаркуль) позволит восполнить и приумножить сократившееся в результате экологической катастрофы рыбоводство.
На осушенном дне Аральского моря требуется создание лесных насаждений площадью порядка 1,0 млн га. При этом дальнейшее проведение работ по расширению насаждений будет основным направлением долгосрочного развития региона. Данный проект целесообразно реализовать до 2030 года при ежегодном засеве 40 — 50 тыс. га площади осушенного дна Аральского моря. Вместе с тем, особо актуальным является создание защитных лесных насаждений на площади 200 тыс. га на массиве Акпетки, на территории пустыни Кызылкум на площади 120 тыс. га и на землях лесного фонда в Бухарской области на площади 40 тыс. га, а также создание защитных лесных насаждений на осушенном дне Аральского моря из местных древесно-кустарниковых растений.
В целях сокращения деградации земельных ресурсов особо важным является создание селекционной лесосеменной базы пустынных пород зоны Приаралья. Работа по модернизации сельского хозяйства, по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и ирригационной системы, по повышению плодородия почвы позволит не только сохранить растительный генофонд Приаралья, но и будет способствовать насыщению внутреннего рынка региона растительной и плодовоовощной продукцией.
Экологическая обстановка, деградация земель и дефицит водных ресурсов в регионе Приаралья делают особо актуальным развитие экологически чистых технологий и внедрение инновационных культур для выращивания на деградированных землях бассейна Аральского моря. Также, немаловажным является обеспечение доступа фермерских хозяйств и домохозяйств к ирригационным водным ресурсам, необходимым для ведения садоводства и сельскохозяйственной деятельности, что позволит возделывать огороды и сады, снабжать регион основной сельскохозяйственной продукцией.
V. Меры по модернизации производства и улучшению инфраструктуры для обеспечения социально-экономического развития регионов Республики Каракалпакстан и Хорезмской области
Первостепенной задачей при этом выступает обеспечение наиболее полной загрузки производственных мощностей и выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью за счет технического и технологического перевооружения действующих предприятий. В ближайшей перспективе необходимо провести модернизацию на мукомольных, масложировых и хлопкоочистительных предприятиях Республики Каракалпакстан и Хорезмской области, с внедрением современных энергосберегающих технологий с низким выбросом вредных веществ в атмосферу.
Для обеспечения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах местного производства, а также повышения экономического потенциала территорий целесообразно проведение мероприятий по освоению новых производственных мощностей с использованием незадействованных местных ресурсов и преимуществ.
В этом плане регионы Приаралья имеют возможность освоения производства глубокой переработки плодоовощной (томатная паста, полуфабрикаты в виде плодоовощных порошков, соки и концентраты фруктов) и мясомолочной (переработка рыбы и производство рыбной продукции) продукции, с внедрением современных ресурсосберегающих технологий. Вместе с тем, создание трудоемких производств по глубокой переработке хлопка-волокна, шерсти и кожи (прядильное производство, чулочно-носочные, швейные изделия, джинсовая ткань, обуви), преимущественно в сельской местности, также будет способствовать наполнению рынка местной продукцией и одновременно решению проблемы занятости.
Отличительной особенностью территорий Нижне-Амударьинского экономического района является произрастание лакрицы (солодки). Создание плантаций по выращиванию лакрицы, наряду с сохранением экосистемы и предотвращением переносов соле-пылевых частиц, позволит освоить ее переработку и наладить производство лекарственных средств, продуктов питания, удобрений для растений и кормов для животных.
В Хорезмской области на базе развивающегося автомобилестроения имеются возможности освоения производства промышленных товаров с использованием высоких технологий (автомобили), а также локализуемого производства (запасные части и комплектующие к автомобилям, электротехнические товары, низковольтная и высоковольтная аппаратура и пр.).
Располагаемые богатые запасы месторождений полезных ископаемых в Республике Каракалпакстан дают возможность для реализации значимых проектов по выпуску строительных материалов, что обусловлено возрастающей потребностью в современных экологичных строительных материалах в процессе индустриализации и благоустройства территорий. Принимая во внимание устойчивую тенденцию роста потребности в доступных по цене и качеству строительных материалах для капитального строительства и реконструкции жилых, социально-культурных и промышленных объектов, целесообразно наладить местное производство цемента, железобетонных изделий, кирпича и изделий из стекла.
Для рационального размещения и успешной деятельности производственных объектов, повышения предпринимательской активности и улучшения делового климата в территориях необходимо обеспечить комфортные условия доступа к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры, включая завершение реконструкции автодороги международного значения (Гузар — Бухара — Нукус — Бейнеу) в Республике Каракалпакстан. Для увеличения пропускной способности автодорог требуется проведение капитального ремонта межхозяйственных сельских автодорог, улиц городов и сельских населенных пунктов. Кроме этого, для повышения надежности электроснабжения бытовых потребителей и промышленных предприятий требуются модернизация и обновление электрических сетей, а также внедрение автоматизированной системы учета и контроля за потреблением электрической энергии.
Приложение №2
к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2015 года №255
Программа мер по совершенствованию системы управления, экономному и рациональному использованию водных ресурсов в регионе
|
|
|
|
|
|
|
(в млн долл. США) | |
№ |
Наименование проекта |
Расчетная стоимость проекта |
Источник финансирования |
Сроки реализации |
Исполнители и возможные доноры |
Создание рабочих мест | ||
вклад Узбекистана |
кредит |
грант | ||||||
I. Проекты, реализуемые в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 24 декабря 2014 г. № 363 "О мерах по реализации договоренностей, достигнутых в рамках Международной конференции "Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы" | ||||||||
1. |
Улучшение управления водными ресурсами в Южном Каракалпакстане |
376,7 |
115,9 |
260,8 |
|
2015 — 2021 гг. |
Минводхоз, |
620 |
2. |
Реабилитация Аму-Бухарской ирригационной системы |
406,3 |
80,6 |
325,7 |
|
2014 — 2020 гг. |
Минводхоз, |
355 |
3. |
Применение интегрированного управления водными ресурсами и технологии "Смарт вода" на основе ИКТ |
5,0 |
|
|
5,0 |
2016 — 2018 гг. |
Минводхоз, |
21 |
|
ИТОГО: |
788,0 |
196,5 |
586,5 |
5,0 |
|
|
996 |
II. Перспективные проекты |
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2015 года №255
"О комплексной Программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015 - 2018 годы"
О документе
Номер документа: | 255 |
Дата принятия: | 29.08.2015 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 07.09.2015 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 22.02.2021 |
Документ утратил силу с 22 февраля 2021 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года №87 |
Опубликование документа
Собрание законодательства Республики Узбекистан, №35 (691), 7 сентября 2015 года, Ст. 469.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 07.12.2018 документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими... № 995 от 07/12/2018
Вступила в силу с: 10.12.2018
Редакция от 14.11.2017, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики... № 915 от 14/11/2017
Вступила в силу с: 15.11.2017
Редакция от 27.02.2016, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства... № 57 от 27/02/2016
Вступила в силу с: 09.03.2016
Документ утратил силу с 22 февраля 2021 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года №87