Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

9 июня 2015 года №466-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 мая 2015 года №354

О Стратегии инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года

В соответствии со статьями 8 и 17 Закона Республики Таджикистан "Об инновационной деятельности" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года (прилагается).

2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан, Министерству энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан, Министерству промышленности и новых технологий Республики Таджикистан, Министерству здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, Министерству сельского хозяйства Республики Таджикистан, Академии наук Республики Таджикистан, отраслевым академиям наук, Таджикскому национальному университету, местным исполнительным органам государственной власти и другим соответствующим министерствам и ведомствам в рамках реальных финансово-материальных возможностей принять необходимые меры по выполнению настоящей Стратегии и ежегодно представлять информацию в Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан о проделанной работе.

3. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан принять необходимые меры по мониторингу выполнения настоящей Стратегии и своевременному выполнению Плана мероприятий Стратегии и ежегодно до 3 марта представлять Правительству Республики Таджикистан аналитическую информацию.

Председатель Правительства Республики Таджикистана

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 мая 2015 года №354

Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года

1. Общие положения

1. Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со статьями 8 и 17 Закона Республики Таджикистан "Об инновационной деятельности".

2. Стратегия направлена на устранение проблем, стоящих перед государством и обществом в сфере инновационного развития, определение цели, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

3. Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития страны.

2. Нынешнее состояние и проблемы инновационного развития Республики Таджикистан

§ 1. Проблемы инновационного развития

4. Республика Таджикистан ставит перед собой высокие, но достижимые цели долгосрочного развития, обеспечения высокого уровня благосостояния населения и улучшения качества жизни в недалёком будущем. Один из возможных способов достижения этих целей является переход национальной экономики на инновационную социально ориентированную модель развития.

5. Задачи ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в условиях увеличения масштабов внешних и внутренних проблем, с которыми сталкивается республика и которые требуют еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в национальной экономике и инновационной системе проблем.

6. Одним из основных внешних факторов, влияющих на инновационное развитие, является ускорение технологического развития мировой экономики. Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии республики, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт сельхозпродуктов и цветных металлов.

7. Инвестиции в технологическое развитие рассматриваются во многих странах мира в качестве ключевой меры по переходу в инновационной путь развития. По возможности все страны, в том числе развивающиеся страны направили дополнительные инвестиции на развитие науки и образования, медицины, в том числе альтернативной и возобновляемой энергетики, и информационных технологий.

8. Дополнительные сложности для страны возникают и в связи с тем, что такие перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в валовом внутреннем продукте сектора национальной экономики, как сельское хозяйство и промышленность, находятся в сложной ситуации и требуют инновационного реформирования. При этом перспективы улучшения ситуации в этих важных секторах национальной экономики связывались в значительной степени с их целенаправленной модернизацией при поддержке государства. Эти сектора требуют дополнительную бюджетную поддержку, хотя бы для обеспечения основных предприятий.

9. Изменение климата, старение профессорско-преподавательского состава и ученых научных и научно-образовательных учреждений, проблемы системы здравоохранения, а также проблемы в области обеспечения продовольственной безопасности в мировом масштабе вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом.

10. Указанные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок, включая экологически чистую энергетику, новые технологии в сельском хозяйстве, по многим из которых в республике нет существенных заделов.

3. Состояние инновационной сферы

11. Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

12. В 2011 году постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2011 года, №227 была принята "Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы", которая определила дальнейшие шаги и разработки соответствующих нормативных правовых актов.

13. В рамках реализации мероприятий, определенных указанными документами, заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций.

14. Приняты определенные меры на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в сфере высшего образования.

15. Реализованы меры по привлечению к исследовательской работе в учреждениях высшего профессионального образования страны ученых с Академии наук Республики Таджикистан и других отраслевых научных академий, а также по поддержке кооперации предприятий учреждениями высшего профессионального образования и дальнейшему развитию их инновационной инфраструктуры.

16. Начата работа по формированию инновационных исследовательских центров и технологических парков при Академии наук и учреждениях высшего профессионального образования страны. Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, в свободных экономических зонах предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям и технопаркам.

17. По поручению Правительства страны соответствующие министерства и ведомства рассматривают пути создания современного Технологического парка Республики Таджикистан, где отдельные ученные, группа ученных и исследователей, компании и организации могли бы реализовать результаты научно-исследовательской деятельности. Технологический парк будет создан на основе самых перспективных идей и опытов создания таких инновационных центров.

18. Будет проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - будут введены соответствующие налоговые льготы всем видам научных учреждений, в том числе учреждениям высшего профессионального образования и технологическим паркам. Принят и реализуется Закон Республики Таджикистан "О Технологическом парке" разрешающий учреждениям образования и науки создавать малые и средние инновационные предприятия. В тоже время, необходимо совершенствовать таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.

19. Вопросам модернизации и инноваций уделяется большое внимание руководством страны. В тоже время, необходимо создание при Президенте Республики Таджикистан Совета по инновации и технологическому развитию национальной экономики страны. В рамках Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011 - 2020 годы должны определятся приоритетные научно-технологические направления, в рамках которых на основе конкурса реализуется их финансирование.

20. В то же время при реализации Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011 - 2020 годы не достигнут запланированный уровень выполнения ряда индикаторов, связанных с определением приоритетных направлений инновационной деятельности.

21. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок учреждений высшего профессионального образования Академии наук Республики Таджикистан, Академии медицинских наук, Академии сельскохозяйственных наук Таджикистана и других научных учреждений соответствующих министерств и ведомств.

22. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские работы, недостаточно эффективно расходуются для решения проблем секторов экономики. Не в полной мере удалось решить проблему старения научных кадров. В этом направлении более больших успехов достигли Таджикский национальный университет, Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сино, Таджикский аграрный университет, Таджикский государственный университет коммерции, где количество состоявшихся защит диссертаций в последние годы заметно увеличилось. Создаваемые общие экономические условия для инноваций вплоть до принятия в 2011 году Программы были недостаточно благоприятными. Более высокий приоритет имело поддержание макроэкономической стабильности, усиление социальной защиты и развитие отраслей социальной сферы, а также модернизация инфраструктуры. При этом недостаточно эффективными оказались и такие ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции.

23. Программа инновационного развития Республики Таджикистан на 2011-2020 годы включала процесс коммерциализации разработок и общую инновационную активность бизнеса, однако в большей степени была ориентирована на поддержку предложений в сфере исследований и разработок. Одновременно в 2014 году принята Стратегия интеллектуальной собственности Республики Таджикистан на 2014-2020 годы, где большое внимание уделено коммерциализации интеллектуальной собственности, являющейся результатом научных достижений. Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, инноваций в регионах, развитию человеческого капитала и целый ряд других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

24. В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в национальной экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

25. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности по внедрению инноваций. Уровень инновационной активности предприятий уступает показателям многих стран СНГ в этой сфере.

26. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общего объема поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Стратегия инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года 1. Общие положения 2. Нынешнее состояние и проблемы инновационного развития Республики Таджикистан § 1. Проблемы инновационного развития 3. Состояние инновационной сферы 4. Стратегия в системе стратегического планирования 5. Цель и задачи Стратегии. Этапы реализации § 1. Цель Стратегии § 2. Основные задачи Стратегии § 3. Место инновационной политики в социально-экономической политике § 4. Варианты инновационного развития § 5. Этапы реализации Стратегии § 6. Национальная инновационная политика 6. Формирование компетенций инновационной деятельности § 1. Образование § 2. Инновационная среда 7. Обеспечение развития науки § 1. Кадровый потенциал науки § 2. Структурная модернизация сектора исследований и разработок § 3. Государственные приоритеты в области науки и технологий § 4. Эффективность государственных расходов в сфере науки § 5. Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере § 6. Развитие негосударственного сектора исследований и разработок 8. Инфраструктура инноваций § 1. Развитие инновационной инфраструктуры § 2. Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации 9. Участие в мировой инновационной системе 10. Территории инноваций 11. Основные направления совершенствования законодательства Республики Таджикистан для активизации инновационной деятельности 12. Финансовое обеспечение Приложение

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 мая 2015 года №354
"О Стратегии инновационного развития Республики Таджикистан на период до 2020 года"

О документе

Номер документа:354
Дата принятия: 30/05/2015
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 466-1 от 09/06/2015
Начало действия документа:30/05/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений