Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 декабря 2010 года №1926

О Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 г. №833, 20.06.2012 г. №564, 22.12.2012 г. №1193, 27.06.2013 г. №551, 25.08.2014 г. №820, 20.07.2015 г. №611)

В целях создания интеграционных структур, включающих полный цикл производства, хранения, переработки и реализации картофеля, овощей, плодов, ягод и продуктов их переработки для обеспечения населения республики и производства конкурентоспособной продукции для поставок на экспорт, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную комплексную программу развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах* (далее - Государственная программа).

______________________________

*Не рассылается.

11. Установить, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия определяются:

объемы реализации оригинальных и элитных семян картофеля, пробирочных растений картофеля, подлежащих удешевлению, для организаций, осуществляющих деятельность по производству (выращиванию) оригинальных и элитных семян картофеля, пробирочных растений картофеля;

объемы производства (выращивания) семян и посадочного материала овощных культур, подлежащих удешевлению, для организаций, осуществляющих деятельность по производству (выращиванию) семян и посадочного материала овощных культур.

2. Определить:

заказчиками Государственной программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Министерство торговли и Белорусский республиканский союз потребительских обществ;

координаторами Государственной программы:

по разделам "Картофелеводство", "Овощеводство" и "Плодоводство" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

по разделу "Обеспечение организаций потребительской кооперации и торговых организаций хранилищами для хранения свежей плодоовощной продукции и картофеля" - Министерство торговли и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству торговли, Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ довести Государственную программу до заинтересованных и совместно с Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами, Белорусским государственным концерном пищевой промышленности "Белгоспищепром" обеспечить ее реализацию.

4. Министерству финансов, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству торговли, Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ:

совместно с облисполкомами при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год в установленном порядке предусматривать средства на финансирование мероприятий Государственной программы;

обеспечить возмещение субъектам предпринимательской деятельности части процентов за пользование выданными в соответствии с Государственной программой банковскими кредитами в пределах расходов, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете для развития сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, установленной на дату возмещения процентов, по кредитам, полученным в белорусских рублях, и в размере 50 процентов ставки - по кредитам, полученным в иностранной валюте.

5. О ходе выполнения мероприятий Государственной программы и настоящего постановления:

заказчикам Государственной программы ежегодно до 10 февраля информировать заказчиков - координаторов Государственной программы;

заказчикам - координаторам Государственной программы ежегодно до 25 февраля информировать Совет Министров Республики Беларусь.

6. Персональную ответственность за выполнение Государственной программы возложить на Министра сельского хозяйства и продовольствия, Министра торговли, Председателя Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, председателей Президиума Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром", Минского горисполкома и облисполкомов.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы агропромышленного комплекса, производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Премьер-министр Республики Беларусь

М.Мясникович

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №1926

Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах

Раздел I.

Глава 1. Введение

Настоящая Государственная программа разработана в целях обеспечения потребностей населения республики в свежем картофеле и плодово-овощной продукции, продуктах их переработки, а также производства конкурентоспособной продукции для поставки на экспорт.

С учетом анализа состояния и перспектив развития картофелеводства и плодоовощеводства в настоящей Государственной программе определен ряд мероприятий по обеспечению эффективного функционирования отраслей - оптимизация площадей посадки картофеля и овощей, закладка промышленных садов, производство качественной и разнообразной плодоовощной продукции, строительство и реконструкция хранилищ, установка линий по доработке, калибровке и фасовке продукции для дальнейшей ее реализации внутри республики и на экспорт, производство собственного сырья и продуктов его переработки.

Предусмотрено создание крупнотоварного производства, интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации картофеля, овощей, плодов, ягод, укрепление материально-технической базы организаций по производству и переработке картофеля и плодоовощной продукции.

Для дальнейшего развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах с учетом мировых тенденций и накопленного отечественного опыта необходимо выполнение мероприятий согласно приложению 1.

Финансирование расходов на выполнение мероприятий настоящей Государственной программы рассматривается ежегодно в Совете Министров Республики Беларусь при формировании бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год с учетом индекса роста потребительских цен (инфляции).

Раздел II. Картофелеводство

Глава 2. Технико-экономическое обоснование

В 2010 году завершена реализация Программы развития картофелеводства на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2006 г. №912 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №122, №5/22636).

В целом по республике за 2005-2010 годы площади посадки картофеля сократились на 19,4 процента, валовой сбор уменьшился на 13,3 процента, так как 85 процентов всей площади посадки картофеля было сконцентрировано у населения, где ежегодно наблюдается тенденция к снижению посадки картофеля.

В то же время ежегодно начиная с 2007 года увеличивается производство картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Так, валовой сбор картофеля в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 110,8 процента, в 2008 году - 134,7, в 2009 году (крайне неблагоприятный для картофеля год) - 102,3, в 2010 году - 125,4 процента.

Создание специализированных организаций и концентрация производства в ходе выполнения Программы развития картофелеводства на 2006-2010 годы способствовали увеличению объемов производства картофеля в общественном секторе страны. Валовое производство картофеля в крупнотоварных организациях составило в 2006-2007 годах 39 процентов, в 2008 году - 40, в 2009 и 2010 годах - 42 процента от общего объема производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

К 2015 году площадь посадки и объемы производства картофеля в сельскохозяйственных и других организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, согласно приложению 2 составят соответственно 56,5 тыс. гектаров и 1693 тыс. тонн, основные показатели развития картофелеводства в этих организациях приведены в приложении 3.

Объемы производства картофеля позволят в полной мере обеспечить внутренние потребности республики (семена, промышленная переработка, закладка в стабилизационные фонды) и экспортные поставки не менее 0,5 млн. тонн к 2015 году. Общий объем производства картофеля в крупнотоварных организациях согласно приложению 4 достигнет 1449 тыс. тонн.

За 2006-2010 годы в сельскохозяйственные организации поставлено более 1,9 тыс. единиц специализированной техники и оборудования для выращивания картофеля, восемь линий и шесть пунктов по подготовке картофеля к реализации.

Однако в связи с недостатком финансовых средств при закупке специализированной техники и оборудования предпочтение было отдано технике и оборудованию для посадки, уборки и послеуборочной доработки урожая.

В 2011-2015 годах следует продолжить техническое переоснащение крупнотоварных организаций по выращиванию картофеля специализированной сельскохозяйственной техникой и оборудованием для возделывания картофеля согласно приложению 5 с финансированием согласно приложению 6.

В целях повышения контроля качества выращиваемого семенного картофеля, а также технического переоснащения областных и республиканских лабораторий сертификации и карантинного контроля приобретено семь комплектов приборов различного назначения (для проведения иммуноферментного анализа, электрофореза). Для технического переоснащения сортоиспытательных станций приобретено 26 единиц специализированной техники и оборудования.

Для проведения специализированной оценки сортов картофеля по целевому использованию необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы государственных сортоиспытательных станций и Центральной республиканской лаборатории по определению качества новых сортов растений ГУ "Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений". В целях усиления контроля за сортовыми качествами производимых семян картофеля требуется завершение технического переоснащения ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" и его территориальных организаций приборами, оборудованием, диагностическими наборами и расходными материалами. Финансирование технического переоснащения ГУ "Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений", ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" и его территориальных организаций осуществляется в объемах согласно приложению 7.

На низком уровне остается качество семенного материала, продовольственного картофеля и сырья для промышленной переработки. Требует решения вопрос о повышении конкурентоспособности продовольственного и семенного картофеля на внутреннем и внешнем рынках.

Существующая девятилетняя схема производства семенного картофеля не обеспечивает сохранение "эффекта оздоровления семян" в товарных посадках, так как уже на ранней стадии размножения картофель из-за своих биологических особенностей накапливает инфекции.

Для более быстрой сортосмены и сортообновления, обеспечения производства качественного семенного и продовольственного картофеля необходимо сократить схему семеноводства с девяти до семи лет.

Усовершенствованная система семеноводства предусматривает концентрацию производства семян картофеля в семеноводческих организациях, сертификацию семян на всех этапах их производства, повышение репродукционного состава товарных посадок с третьей до первой репродукции.

Организациями НАН Беларуси в целях повышения качества исходного семенного картофеля предусматриваются строительство пленочных теплиц с регулируемыми параметрами микроклимата и картофелехранилищ, реконструкция (модернизация) картофелехранилищ, укрепление материально-технической базы организаций, производящих оригинальные семена картофеля, с финансированием в объемах согласно приложению 8.

Реализация семенного материала картофеля и пробирочных растений будет осуществляться в объемах согласно приложению 9, финансирование удешевления стоимости оригинальных и элитных семян картофеля и пробирочных растений - в объемах согласно приложению 10.

Применение данной системы позволит к 2016 году повысить продуктивность товарных посадок до 30 процентов, значительно ускорить внедрение новых сортов в производство (20 процентов в структуре семян), увеличить ежегодные экспортные поставки семян до 50 тыс. тонн и обеспечить поступление в республику валюты в объеме 40-45 млн. долларов США.

В 2006-2010 годах выполнялись работы по ремонту имеющихся картофелехранилищ, а также по перепрофилированию неиспользуемых помещений под картофелехранилища.

В настоящее время имеющиеся мощности по хранению картофеля не в полном объеме удовлетворяют потребностям организаций в картофелехранилищах, а также требуют оснащения оборудованием для вентилирования и поддержания микроклимата.

В целом по республике к 2015 году необходимо построить, реконструировать и модернизировать картофелехранилища согласно приложению 11, направив на эти цели финансирование согласно приложению 12.

Строительство картофелехранилищ позволит обеспечить сохранность выращенного урожая и получить дополнительно не менее 180-240 тыс. рублей на одну тонну картофеля, заложенного на хранение в картофелехранилища.

В настоящее время в республике отсутствуют организации, деятельность которых охватывает полный цикл от производства, хранения, переработки до реализации картофеля и продуктов его переработки. С 2006 по 2010 год осуществлялось создание крупнотоварного производства картофеля с одной стороны и техническое переоснащение перерабатывающих организаций - с другой. Одновременно проводились маркетинговые исследования конъюнктуры рынка картофеля и продуктов его переработки.

В целях комплексного развития картофелеводства предусмотрено создание интеграционных комплексов на базе крупных организаций с площадью посадки картофеля не менее 250 гектаров (или собственной сырьевой зоной), включающее строительство картофелехранилищ, приобретение различных специализированных линий по доработке картофеля и производству полуфабрикатов.

Создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации картофеля, продуктов из картофеля с финансированием согласно приложению 13 позволит повысить качество картофеля, используемого на продовольственные и технические цели, обеспечить выпуск разнообразной продукции из картофеля.

В созданных комплексах будет сосредоточен основной выпуск производимого в республике крахмала, сухого картофельного пюре, модифицированных крахмалов, различных видов замороженных продуктов из картофеля и картофельных чипсов. Выращивание картофеля с определенными качественными показателями под выпуск конкретного вида продуктов позволит производить конкурентоспособную по цене продукцию.

Возрастают требования к производству сортов картофеля различного целевого назначения. Организациям торговли, Белорусского республиканского союза потребительских обществ необходим продовольственный и семенной картофель высокоценных сортов, перерабатывающим организациям - определенного целевого назначения. Сорта картофеля отечественной селекции, рекомендуемые для возделывания, приведены в приложении 14.

В 2011-2015 годах потребность в картофеле технических сортов (с крахмалистостью не менее 15 процентов) для промышленной переработки согласно приложению 15 составит 192,7 тыс. тонн.

За период реализации Программы развития картофелеводства на 2006-2010 годы построены и введены в эксплуатацию два новых завода по производству крахмала, один завод по выпуску сушеного картофеля и овощей, дополнительные мощности по производству картофельного пюре в ОАО "Машпищепрод".

Выполнение мероприятий этой Программы позволило увеличить потребление картофельного крахмала собственного производства с 20 процентов в 2006 году до 69 процентов в 2008 году, картофельного пюре - с 47,2 процента в 2006 году до 70 процентов в 2008 году.

Экспорт крахмала в 2008 году увеличился по сравнению с 2006 годом в 3,8 раза, картофельного пюре - в 1,8 раза, а импорт снизился соответственно в 4,3 раза и 5 раз.

Производственные мощности по выпуску крахмала позволяют максимально обеспечить потребность республики (около 10 тыс. тонн в год). В 2015 году производство крахмала организациями республики согласно приложению 16 составит 17,2 тыс. тонн.

Мощности по производству сухого картофельного пюре увеличились в два раза (составляют 5 тыс. тонн в год) и могут обеспечить потребность республики полностью.

Производство продуктов из картофеля организациями республики будет осуществляться в объемах согласно приложению 17.

В то же время в республику импортируется широкий ассортимент продуктов из картофеля - картофельные чипсы, сухое картофельное пюре, быстрозамороженный картофель, различные виды модифицированного крахмала.

Производство импортозамещающих видов продуктов из картофеля будет обеспечено в объемах согласно приложению 18.

Выполнение намеченных мероприятий позволит загрузить производственные мощности качественным сырьем, снизить его расход на единицу продукции, а соответственно и себестоимость готовой продукции на 25-30 процентов и не только обеспечить потребность внутреннего рынка в продукции из картофеля, но и увеличить экспорт.

Предусмотрено проведение реконструкции и технического переоснащения организаций по переработке картофеля с финансированием согласно приложению 19.

В целях увеличения объемов сбыта отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках создана республиканская ассоциация "Картофельплодоовощ".

Поставка картофеля и продуктов его переработки на экспорт позволит привлечь в республику около 430 млн. долларов США.

Глава 3. Цель и основные задачи развития картофелеводства

Цель - повышение эффективности отрасли картофелеводства, обеспечение потребности Республики Беларусь в картофеле высокого качества на продовольственные, семенные цели и для промышленной переработки, увеличение экспортных поставок.

Задачами развития картофелеводства являются:

обеспечение в полном объеме потребности Республики Беларусь в картофеле высокого качества и продуктах его переработки, повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли картофелеводства;

обеспечение площади посадки картофеля на одну организацию, включенную в настоящую Государственную программу, не менее 150 гектаров;

укрепление материально-технической базы картофелеводческих и перерабатывающих организаций за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием, что обеспечит снижение затрат труда при выращивании и переработке картофеля на 30-70 процентов;

строительство, реконструкция и модернизация специализированных картофелехранилищ с установкой оборудования для поддержания микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовки картофеля;

продолжение реконструкции и технического переоснащения картофелеперерабатывающих организаций в части проведения работ по поддержанию технического состояния действующих производств и утилизации отходов крахмального производства;

создание нового высокотехнологичного производства (полуфабрикат замороженный, картофель сульфицированный, модифицированный крахмал) по выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции;

производство оздоровленного и сертифицированного семенного материала под полную потребность республики и на экспорт;

создание в каждой области 2-3 интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации картофеля и продуктов из картофеля;

организационно-технологическое сопровождение выращивания картофеля в сельскохозяйственных и других организациях с финансированием согласно приложению 20.

Глава 4. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию картофелеводства

Реализация мероприятий по развитию картофелеводства позволит к 2015 году:

стабилизировать площадь посадки картофеля в сельскохозяйственных и других организациях на уровне 56 тыс. гектаров;

сконцентрировать производство картофеля в крупнотоварных организациях, что составит более 80 процентов всего производства в сельскохозяйственных и других организациях;

ежегодно (начиная с 2016 года) осуществлять посадку картофеля в товарных посадках семенами не ниже элитных;

производить картофель различного целевого назначения в сельскохозяйственных и других организациях в объеме 1,7 млн. тонн;

создать новые высокотехнологичные производства по переработке картофеля и сократить импорт в республику продуктов из картофеля;

обеспечить в полном объеме (192,7 тыс. тонн) производство технических сортов картофеля для промышленной переработки;

создать в каждой области интеграционные комплексы по производству, хранению, переработке и реализации картофеля, продуктов его переработки;

реализовать картофель на экспорт в объеме не менее 1 млн. тонн.

Глава 5. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию картофелеводства

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию картофелеводства будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, инновационных фондов, кредитов банков и собственных средств организаций, участвующих в выполнении мероприятий настоящей Государственной программы.

Для реализации некоторых мероприятий по развитию картофелеводства необходимо финансирование в объемах согласно приложению 21 - 3 858 683,5 млн. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета - 863 080,7 млн. рублей (22,4 процента);

средства местных бюджетов - 518 988 млн. рублей (13,4 процента);

средства инновационного фонда концерна "Белгоспищепром" - 1500 млн. рублей (0,1 процента);

кредиты банков - 2 435 653,8 млн. рублей (63,1 процента);

собственные средства организаций - 39 461 млн. рублей (1 процент).

За счет средств республиканского бюджета предполагается обеспечить:

строительство, реконструкцию и модернизацию картофелехранилищ;

техническое переоснащение ГУ "Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений", ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" и его территориальных организаций;

строительство, реконструкцию и модернизацию, укрепление материально-технической базы научных и иных организаций по производству семенного материала картофеля высших репродукций;

удешевление стоимости оригинальных и элитных семян картофеля и пробирочных растений (размер удешевления стоимости таких семян картофеля и пробирочных растений определяется Минсельхозпродом в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных для финансирования мероприятий настоящей Государственной программы на соответствующий год, и реализуемых объемов);

создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации картофеля, продуктов из картофеля;

реконструкцию и техническое переоснащение организаций по переработке картофеля.

За счет средств местных бюджетов, кредитных ресурсов, внебюджетных источников и собственных средств организаций будут обеспечены:

техническое переоснащение крупнотоварных организаций по производству картофеля;

строительство, реконструкция и модернизация картофелехранилищ;

удешевление стоимости оригинальных и элитных семян картофеля и пробирочных растений в установленном порядке;

организационно-технологическое сопровождение выполнения мероприятий настоящей Государственной программы в крупнотоварных картофелеводческих организациях;

создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации картофеля, продуктов из картофеля.

Перечни организаций, в которых будут осуществляться строительство, реконструкция и модернизация картофелехранилищ за счет средств республиканского бюджета и льготных кредитов банков, утверждаются облисполкомами и согласовываются с Минсельхозпродом.

Окупаемость средств, необходимых для реализации положений настоящего раздела, составит 3-4 года.

Раздел III. Овощеводство

Глава 6. Технико-экономическое обоснование

Обеспечение населения страны качественной овощной продукцией в требуемых объемах является важной социальной задачей.

В 2010 году завершено выполнение Программы обеспечения потребностей республики овощной продукцией отечественного производства с учетом создания необходимых условий ее хранения на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. №1579 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №6, 5/17067).

Построено и реконструировано 60 специализированных овощехранилищ общей емкостью 115 тыс. тонн.

Введено в эксплуатацию более 60 гектаров энергосберегающих зимних теплиц, что позволило увеличить валовое производство тепличных овощей на 32 тыс. тонн, или 48 процентов. Вместе с тем необходимо продолжить работы по строительству, реконструкции, модернизации и демонтажу теплиц в организациях согласно приложению 22.

Потребление овощей на душу населения достигло научно обоснованной медицинской нормы - 140 килограммов. По сравнению с 1990 годом ассортимент отечественных сортов и гибридов овощных культур увеличился в 4 раза.

За этот период создано 32 сорта и гибрида по 17 видам овощных культур, а количество селекционируемых видов достигло 29 наименований. Районировано 107 сортов и гибридов отечественной селекции, в государственном сортоиспытании находится 30 сортов и гибридов.

За счет увеличения производства овощей и улучшения условий их хранения экспортные поставки выросли в 4 раза (импорт овощей снизился на 5 процентов).

Однако в связи с наметившейся тенденцией к снижению выращивания овощных культур на приусадебных и дачных участках, сокращению возделываемых площадей в личных подсобных хозяйствах граждан и возрастающей потребностью в овощах необходимо в 2011-2015 годах увеличить объемы производства овощей в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах согласно приложению 23 до 537 тыс. тонн (включая овощи в защищенном грунте), в том числе в крупнотоварных организациях согласно приложению 24 - 328 тыс. тонн.

Планируемое производство овощей позволит в полном объеме обеспечить внутренние потребности республики (закладка стабилизационных фондов, потребности промышленной переработки) и увеличить экспортные поставки овощной продукции.

Для производства овощных культур на промышленной основе необходимо продолжить техническое переоснащение крупнотоварных, перерабатывающих и других организаций по выращиванию овощей техникой и оборудованием согласно приложению 25 с финансированием в объемах согласно приложению 26.

В целях обеспечения перерабатывающих организаций овощным сырьем в необходимых объемах и ассортименте, а также гарантированного сбыта произведенных овощей сельскохозяйственными организациями необходимо продолжить формирование сырьевых зон перерабатывающих организаций с общим объемом производства овощей согласно приложению 27.

Финансирование укрепления материально-технической базы организаций по производству овощного сырья для перерабатывающих организаций будет осуществляться согласно приложению 28.

РУП "Институт овощеводства" и другим учреждениям - оригинаторам сортов и гибридов овощных культур необходимо обеспечить ежегодное производство в 2011-2015 годах оригинальных семян овощных культур отечественной селекции согласно приложению 29 в объеме 236,5 тонны. Для ведения гибридного семеноводства требуется реконструкция селекционно-семеноводческого комплекса и создание технической базы научно-консультационного центра РУП "Институт овощеводства" с финансированием согласно приложению 30.

В научно-консультационном центре РУП "Институт овощеводства" планируется проводить обучение специалистов сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств в части освоения новых разработок, а также производства, хранения и предреализационной доработки овощей.

В целях повышения квалификации руководителей и специалистов отрасли предлагается осуществлять ежегодное проведение научно-практических семинаров и консультаций, посвященных основным технологическим процессам возделывания овощных культур.

Для расширения ассортимента возделываемых овощных культур и стабильного обеспечения отечественными семенами сельскохозяйственных организаций предусмотрено производство семян и посадочного материала сортов и гибридов овощных культур РО "Белсемена" согласно приложению 31.

В условиях республики необходимо производить в полном объеме семена овощных культур сортов белорусской селекции - капусты белокочанной, свеклы столовой, гороха овощного, редиса, редьки, тыквы, кабачка, патиссона, укропа и лука-севка - и на 50 процентов - лука и огурцов. Остальные объемы семян лука и огурцов, а также семена томатов, моркови, перца, баклажанов и гибрида F1 капусты целесообразно производить за рубежом в наиболее благоприятных почвенно-климатических условиях.

Предусматривается приобретение техники и оборудования для производства семян и посадочного материала овощных культур согласно приложению 32.

В целях удовлетворения спроса на семена и посадочный материал овощных культур предусматривается удешевление части их стоимости. Размер удешевления части стоимости семян и посадочного материала овощных культур, а также перечень овощных культур определяются Минсельхозпродом в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных для финансирования мероприятий настоящей Государственной программы на соответствующий год. Перечень овощных культур формируется исходя из объемов производства и потребности в семенах и посадочном материале овощных культур с учетом предложений РО "Белсемена".

Для обеспечения сельскохозяйственных организаций и населения высококачественной рассадой овощных культур предлагается осуществить в ОАО "ТК "Берестье" Брестского района строительство и техническое оснащение комплекса по промышленному выращиванию рассады с финансированием согласно приложению 33. Это позволит обеспечить производство качественной рассады более 15 видов овощных культур для открытого грунта и пленочных теплиц.

В целях максимальной сохранности производимой продукции необходимо осуществить строительство, реконструкцию и модернизацию овощехранилищ согласно приложению 34 с финансированием согласно приложению 35, предусмотрев установку линий, включающих послеуборочную доработку и предреализационную подготовку овощей, а также создание цехов для квашения и соления.

Необходимо активизировать селекционные и технологические исследования по всем видам овощей, включая нетрадиционные и малораспространенные овощные культуры, в целях расширения ассортимента возделываемых овощных культур в республике.

Для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественных сортов требуется расширить исследования по гетерозисной селекции, уделив внимание оценке качественных показателей, лежкоспособности и пригодности к промышленной переработке создаваемых сортов и гибридов. В РУП "Институт овощеводства" будут созданы сорта и гибриды овощных культур согласно приложению 36.

В целях формирования интеграционных комплексов для повышения эффективности и конкурентной устойчивости отрасли в каждой области определены 1-2 крупнотоварные организации. Перечень интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации овощной продукции приведен в приложении 37, финансирование их создания - в приложении 38.

В организациях (с учетом целесообразности) будут осуществлены:

строительство новых или реконструкция имеющихся овощехранилищ с обеспечением требуемых параметров режима хранения овощей;

создание системы орошения овощекормовых севооборотов;

оснащение специализированной техникой для комплексной механизации производства овощей;

создание цеха предреализационной подготовки и доработки овощей.

Глава 7. Цель и основные задачи развития овощеводства

Цель - повышение эффективности отрасли овощеводства, обеспечение потребности населения республики в овощной продукции высокого качества в широком ассортименте, сокращение импорта и увеличение экспортных поставок овощей.

Задачами развития овощеводства являются:

обеспечение в полном объеме потребности Республики Беларусь в овощах высокого качества и продуктах их переработки, повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли овощеводства;

обеспечение производства овощей в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в объеме 537 тыс. тонн;

укрепление материально-технической базы крупнотоварных овощеводческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также перерабатывающих и других организаций за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

строительство, реконструкция и модернизация специализированных овощехранилищ с установкой оборудования для поддержания микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовки овощей;

ежегодное производство семян и посадочного материала сортов и гибридов отечественной селекции в объеме не менее 2 тыс. тонн;

создание в каждой области 1-2 интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации овощей;

научное обеспечение реализации мероприятий по развитию отрасли овощеводства в 2011-2013 годах согласно приложению 39, предусматривающее разработку технологий выращивания новых интродуцированных сортов и гибридов овощных культур, обладающих высокими потребительскими качествами, передачу их в систему государственного сортоиспытания.

Глава 8. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию овощеводства

Реализация мероприятий по развитию овощеводства позволит в 2015 году:

стабилизировать объемы производства овощей в сельскохозяйственных и других организациях на уровне 537 тыс. тонн;

повысить в среднем по республике урожайность овощных культур на 25-40 процентов в зависимости от видов возделываемых культур;

сконцентрировать производство овощей в крупнотоварных организациях, что составит около 60 процентов всего производства в сельскохозяйственных и других организациях;

обеспечить круглогодичное снабжение населения высококачественной овощной продукцией в свежем и переработанном виде в широком ассортименте;

снизить импорт овощей в межсезонный период на 50 и более процентов;

обеспечить предприятия по промышленной переработке овощным сырьем высокого качества в требуемых объемах и ассортименте;

расширить ассортимент выращиваемых овощных культур в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 25-30 видов;

снизить затраты труда на выращивание, уборку и предреализационную подготовку овощей на 20-30 процентов;

обеспечить создание в каждой области 1-2 интеграционных комплексов по производству, хранению, реализации овощей, продуктов их переработки;

обеспечить реализацию овощей на экспорт в объеме не менее 90 тыс. тонн, включая овощи защищенного грунта в объеме 20 тыс. тонн.

Глава 9. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию овощеводства

Финансирование некоторых мероприятий по развитию овощеводства согласно приложению 40 будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, кредитов банков и собственных средств организаций.

На реализацию мероприятий потребуется 623 242,95 млн. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета - 55 102,15 млн. рублей (9 процентов);

средства местных бюджетов - 146 625,0 млн. рублей (23 процента);

кредиты банков - 379 523,8 млн. рублей (61 процент);

собственные средства организаций - 41 992 млн. рублей (7 процентов).

За счет средств республиканского бюджета предусматривается обеспечить:

удешевление стоимости семян и посадочного материала овощных культур на 7142 млн. рублей, в том числе в 2012 году - на 1714 млн. рублей, в 2013 году - 1714 млн. рублей, в 2014 году - 2000 млн. рублей и в 2015 году - на 1714 млн. рублей;

финансирование технического переоснащения организаций, производящих семена и посадочный материал овощных культур, в сумме 1757 млн. рублей;

реконструкцию, модернизацию и дооснащение материально-технической базы РУП "Институт овощеводства";

создание рассадного комплекса;

создание интеграционных комплексов по производству, хранению и реализации овощной продукции;

научное обеспечение отрасли овощеводства.

За счет средств местных бюджетов, кредитных ресурсов, внебюджетных источников и собственных средств организаций будут обеспечены:

техническое переоснащение крупнотоварных организаций по выращиванию овощей;

техническое переоснащение перерабатывающих организаций техникой и оборудованием для производства овощей в собственных сырьевых зонах;

строительство, реконструкция и модернизация овощехранилищ в крупнотоварных овощеводческих организациях;

создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации овощной продукции;

создание рассадного комплекса.

Перечни крупнотоварных, перерабатывающих и других организаций по выращиванию овощей, в которых будут осуществляться техническое переоснащение техникой и оборудованием, строительство, реконструкция и модернизация овощехранилищ и теплиц за счет средств республиканского бюджета и льготных кредитов банков, утверждаются облисполкомами и согласовываются с Минсельхозпродом.

Окупаемость средств, необходимых для реализации положений настоящего раздела, составит 2-3 года.

Раздел IV. Плодоводство

Глава 10. Технико-экономическое обоснование

В 2010 году завершена реализация Государственной целевой программы развития плодоводства на 2004-2010 годы "Плодоводство", утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. №645 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №89, 5/14330).

В сельскохозяйственных организациях за счет вступления в плодоношение молодых садов, заложенных в рамках реализации данной Государственной программы, своевременного проведения комплекса агротехнических мероприятий по уходу за садами и технического переоснащения плодоводческих организаций специализированной сельскохозяйственной техникой производство плодово-ягодной продукции увеличилось с 37,6 тыс. тонн в 2004 году до 65 тыс. тонн в 2010 году (более чем на 25 тыс. тонн).

В 2015 году насаждения плодовых культур вступят в промышленное плодоношение и валовое производство плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных и других организациях увеличится до 160 тыс. тонн.

Вместе с тем, учитывая тенденцию к сокращению сельского населения, необходимо продолжить наращивание валового производства плодов и ягод в сельскохозяйственных и других организациях.

В республике имеется 105,3 тыс. гектаров плодово-ягодных насаждений, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 44,1 тыс. гектаров, из которых около 13 тыс. гектаров - сады интенсивного типа, остальные - со средним, низким и очень низким бонитетом, что приводит к снижению урожайности.

В 2004-2010 годах заложены плодово-ягодные насаждения на площади более 13 тыс. гектаров.

Вступление садов в промышленное плодоношение позволит насытить потребительский рынок республики отечественной плодово-ягодной продукцией, в первую очередь яблоками, однако необходимо продолжить обновление садов по видовому и сортовому составу для производства десертной продукции и создания перерабатывающими организациями собственных промышленных сырьевых зон в целях обеспечения снижения себестоимости сырья при производстве конкурентоспособной продукции на 10-50 процентов.

Кроме того, следует продолжить развитие в республике промышленного производства голубики высокорослой, что позволит вовлечь в оборот малопригодные земли.

В рамках реализации мероприятий Государственной целевой программы развития плодоводства на 2004-2010 годы "Плодоводство" раскорчеваны сады на площади более 13 тыс. гектаров.

Наряду с садами интенсивного типа имеются насаждения с низкой продуктивностью, устаревшим сортовым составом в возрасте более 20 лет. В связи с этим в сельскохозяйственных организациях предусматривается выполнение работ по раскорчевке садов с очень низким бонитетом.

В результате в хозяйственный оборот будут дополнительно вовлечены плодородные земли.

Производство посадочного материала плодовых культур в республике увеличилось в 4 раза (с 0,65 млн. штук в 2004 году до 2,1 млн. штук в 2010 году), ягодных кустарников - в 8 раз (с 0,4 млн. штук до 3,2 млн. штук соответственно).

В целях перевода плодопитомников на производство оздоровленного посадочного материала необходимо завершить строительство и реконструкцию научно-производственных и иных объектов по производству такого материала и укрепить их материально-техническую базу.

Выполнение данного мероприятия позволит повысить продуктивность интенсивных промышленных садов на 20 процентов.

В 2004-2010 годах в сельскохозяйственные организации поставлено 978 единиц техники.

Для своевременной посадки многолетних насаждений, осуществления ухода за садами и уборки урожая требуется дополнительное приобретение специализированной техники.

В целях обеспечения поставок на внутренний и внешний рынки качественной плодово-ягодной продукции будут продолжены работы по приобретению и установке линий по калибровке, предреализационной подготовке и фасовке продукции.

Техническое переоснащение организаций специализированной техникой и оборудованием позволит снизить трудозатраты при выращивании и уборке плодов и ягод (в зависимости от культуры) на 10-80 процентов, себестоимость продукции - в 1,5 раза.

На 1 января 2011 г. в организациях различной формы собственности, занимающихся производством плодово-ягодной продукции, имеются специализированные плодохранилища емкостью 65 тыс. тонн, из них в рамках реализации Государственной целевой программы развития плодоводства на 2004-2010 годы "Плодоводство" введено хранилищ объемом 49,6 тыс. тонн.

Для максимальной сохранности урожая плодовых культур этих плодохранилищ будет недостаточно, поэтому с учетом наращивания объемов производства плодов в последующие годы будут продолжены работы по вводу плодохранилищ.

Современные плодохранилища позволят продлить сроки реализации свежих плодов отечественного производства на 3-4 месяца, увеличить уровень рентабельности реализованной продукции с учетом затрат на хранение до 20 процентов.

В республике отсутствуют организации, деятельность которых охватывает полный цикл от производства, хранения, переработки плодово-ягодной продукции до ее реализации. В 2004-2010 годах осуществлялось создание крупнотоварного производства за счет посадки многолетних насаждений плодово-ягодных культур с оснащением организаций специализированной техникой. Одновременно проводились строительство и реконструкция плодохранилищ.

В целях комплексного развития плодоводства предусматривается создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации плодово-ягодной продукции, в которых к 2016 году будет обеспечено (с учетом целесообразности) наличие:

не менее 50 гектаров многолетних насаждений;

специализированного плодохранилища, укомплектованного сортировальной линией;

специализированной техники и оборудования;

перерабатывающих мощностей.

Глава 11. Цель и основные задачи развития плодоводства

Цель - повышение эффективности отрасли плодоводства, обеспечение потребности населения республики в свежих и переработанных плодах и ягодах отечественного производства, сокращение импорта и увеличение экспорта плодово-ягодной продукции.

Задачами развития плодоводства являются:

создание крупнотоварного производства плодов и ягод десертного назначения;

создание перерабатывающими организациями собственных промышленных сырьевых зон с использованием сортов, пригодных для механизированной уборки;

вывод из хозяйственного оборота садов с очень низким бонитетом за счет их раскорчевки для последующего рационального землепользования;

укрепление материально-технической базы плодоводческих и перерабатывающих организаций, создающих собственные сырьевые зоны, путем приобретения специализированной сельскохозяйственной техники, оборудования и тары для садоводства (садоводческие тракторы, водораздатчики, самоходные ягодоуборочные комбайны, прицепные ягодоуборочные комбайны, измельчители ветвей, контейнеры, косилки садовые, культиваторы навесные, опрыскиватели штанговые и вентиляторные, отряхиватели плодов, платформы для съема плодов, разбрасыватели минеральных удобрений, сборщики ветвей, транспортировщики контейнеров и другая техника и оборудование);

перевод плодопитомников на производство оздоровленного посадочного материала в соответствии с рекомендациями НАН Беларуси;

обеспечение потребности республики в емкостях для хранения свежих плодов за счет строительства, реконструкции и модернизации плодохранилищ;

создание в каждой области интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке плодов и ягод и реализации продукции из них на базе организаций согласно приложению 41;

научное обеспечение отрасли плодоводства.

Глава 12. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию плодоводства

Реализация мероприятий по развитию плодоводства позволит в полном объеме обеспечить:

увеличение в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и иных организациях площадей посадки плодово-ягодных культур согласно приложениям 42 и 43 для производства десертной продукции и создания перерабатывающими организациями собственных сырьевых зон соответственно;

потребность в высококачественном посадочном материале плодово-ягодных культур согласно приложению 44;

раскорчевку садов с очень низким бонитетом с финансированием согласно приложению 45;

строительство, реконструкцию и модернизацию плодохранилищ согласно приложению 46 с финансированием согласно приложению 47;

увеличение к концу 2015 года среднегодового производства плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, до 160 тыс. тонн, из них предназначенных для употребления в свежем виде - 80 тыс. тонн, для поставки на промышленную переработку - 30 тыс. тонн, для поставки на экспорт - до 50 тыс. тонн;

укрепление материально-технической базы организаций, производящих плодово-ягодную продукцию;

производство оздоровленного посадочного материала плодовых, ягодных, орехоплодных культур и винограда в Республике Беларусь путем выполнения мероприятий по:

формированию политики обеспечения национальной безопасности и маркетинга в области производства посадочного материала, сертификации качества и финансовой поддержки производителей;

организации и координации производства посадочного материала категории "супер-суперэлита", "суперэлита" и "элита";

производству посадочного материала первой репродукции;

научное обеспечение реализации мероприятий по развитию плодоводства согласно приложению 48, в том числе предусматривающее передачу в систему государственного сортоиспытания высокоурожайных сортов плодово-ягодных культур, пригодных для механизированной уборки урожая, разработку и внедрение интенсивных технологий размножения оздоровленного посадочного материала, производства, хранения и переработки плодов и ягод (включая малораспространенные культуры), разработку технических нормативных правовых актов.

Глава 13. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию плодоводства

Финансирование некоторых мероприятий по развитию плодоводства планируется осуществлять за счет средств республиканского, местных бюджетов, кредитов банков и собственных средств организаций, участвующих в выполнении мероприятий.

За счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, кредитов и собственных средств организаций предусматривается финансирование посадки плодово-ягодных культур и ухода за ними согласно приложениям 49 и 50 для производства десертной продукции и создания перерабатывающими организациями собственных сырьевых зон соответственно.

Средства республиканского и местных бюджетов, выделяемые на посадку плодово-ягодных культур и уход за ними, направляются на:

приобретение семян, черенков, подвойно-привойного материала, саженцев плодово-ягодных культур;

приобретение биологических и химических средств защиты растений;

приобретение минеральных удобрений и микроудобрений;

приобретение шпалер, кольев, садовой краски, садового инвентаря;

приобретение и установку ограждений (включая столбы, сетку, ворота, проволоку);

разработку организационно-технологической документации (включая выбор участка и проведение анализов почвы) для закладки садов и ягодников;

приобретение других материалов, используемых при посадке плодово-ягодных культур и уходе за ними.

За счет средств республиканского бюджета и кредитов будет осуществляться финансирование мероприятий по строительству и реконструкции научно-производственных и иных объектов по производству посадочного материала плодово-ягодных культур согласно приложению 51.

Объемы финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы плодопитомников определены согласно приложению 52 за счет средств республиканского бюджета.

Средства местных бюджетов, кредиты и собственные средства организаций предусматривается направить на:

посадку новых садов и уход за ними до вступления их в промышленное плодоношение, в том числе на создание перерабатывающими организациями собственных сырьевых зон;

техническое оснащение плодоводческих, питомниководческих и перерабатывающих организаций садоводческими тракторами, техникой, оборудованием и другими техническими средствами;

строительство, реконструкцию и модернизацию плодохранилищ;

раскорчевку садов.

Сортировальные линии для плодоводческих организаций планируется приобрести за счет средств местных бюджетов с финансированием согласно приложению 53, технику, оборудование и тару для садоводства - за счет кредитов с финансированием согласно приложению 54.

За счет средств местного бюджета Брестской области в 2012-2013 годах планируется закупка оборудования для орошения садов.

Финансирование мероприятий по развитию плодоводства предусматривается в объемах согласно приложению 55.

Всего в 2011-2015 годах потребуется 1 020 583,8 млн. рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета - 270 096,6 млн. рублей (27 процентов от общей потребности);

средства местных бюджетов - 263 724,5 млн. рублей (26 процентов);

кредиты банков - 433 342,4 млн. рублей (42 процента);

собственные средства организаций - 53 420,3 млн. рублей (5 процентов).

Перечни организаций, в которых будут осуществляться посадка плодово-ягодных культур и уход за ними, а также строительство, реконструкция и модернизация плодохранилищ за счет средств республиканского бюджета и льготных кредитов банков, утверждаются облисполкомами и согласовываются с Минсельхозпродом.

Предполагается средства, необходимые для реализации положений настоящего раздела, окупить за 3-4 года.

Раздел V. Обеспечение организаций потребительской кооперации и торговых организаций хранилищами для хранения свежей плодоовощной продукции и картофеля с последующей их доработкой

Глава 14. Технико-экономическое обоснование

Для обеспечения закладки картофеля и плодоовощной продукции на межсезонный период организации потребительской кооперации располагают 143 хранилищами емкостью единовременного хранения 64,9 тыс. тонн.

Имеющиеся хранилища позволяют обеспечивать выполнение задания по закладке картофеля и плодоовощной продукции в стабилизационные фонды на межсезонный период года, постоянное наличие такой продукции в торговой сети, проводить ценовую интервенцию на данную продукцию на внутреннем рынке.

Однако большинство имеющихся хранилищ в организациях Белкоопсоюза построены в 1960-1970-е годы и требуют технического переоснащения для создания надлежащих условий хранения. В 2011-2015 годах необходимо продолжить работы по их реконструкции и модернизации.

В целях импортозамещения и максимального обеспечения населения отечественной плодоовощной продукцией и картофелем ежегодно увеличиваются объемы закладки сельскохозяйственной продукции (в ассортименте) в стабилизационные фонды для обеспечения ее сохранности в свежем виде. В связи с этим необходима реконструкция и модернизация специализированных хранилищ торговых организаций г. Минска (замена оборудования и установка системы автоматического регулирования микроклимата) емкостью 22 тыс. тонн.

Необходимо в УП "Партизанское" (г. Минск) организовать производство по очистке и вакуумной упаковке картофеля и овощей, а также оснащение камер специальным оборудованием для хранения яблок в регулируемой газовой среде общей емкостью 1,5 тыс. тонн.

Глава 15. Финансирование мероприятий по обеспечению хранилищами для хранения свежей плодоовощной продукции и картофеля

Финансирование мероприятий настоящего раздела будет осуществляться за счет средств бюджета г. Минска и кредитов банков, реконструкция и модернизация хранилищ потребительской кооперации - за счет кредитных ресурсов. Всего необходимо 24 746 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 9136 млн. рублей, в 2012 году - 10 050 млн. рублей, в 2013 году (при подтверждении банками готовности к кредитованию) - 3500 млн. рублей, в 2014 году - 2060 млн. рублей.

Реконструкция и модернизация хранилищ торговых организаций будут осуществляться из средств бюджета г. Минска. Всего необходимо 15 200 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 15 200 млн. рублей.

Организация производства по очистке и вакуумной упаковке картофеля и овощей, оснащение камер специальным оборудованием для хранения яблок в регулируемой среде будут осуществлены за счет средств бюджета г. Минска в сумме 17,45 млрд. рублей.

Раздел VI. Обоснование необходимости использования импортных товаров и мероприятия по снижению импортоемкости инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с настоящей Государственной программой, и замещению импортных товаров отечественными

В целях развития отрасли картофелеводства предусмотрено переоснащение крупнотоварных организаций сельскохозяйственной техникой и оборудованием в основном отечественного производства. Возможна закупка по импорту 65 камнеуборочных машин, 100 картофелеуборочных комбайнов с боковым подкопом, а также оборудования для вентилирования и поддержания микроклимата в хранилищах для семеноводческих организаций. Ориентировочная их стоимость - 254,8 млрд. рублей.

Создание 16 интеграционных комплексов предусматривает импорт линий по производству полуфабриката из свежего очищенного картофеля в вакуумной упаковке, по послеуборочной доработке и предреализационной подготовке картофеля, производству картофельных чипсов типа Lays, сухого картофельного пюре и другого. Стоимость приобретаемого оборудования составит 340 млрд. рублей.

Налаживание отечественного производства данных видов оборудования экономически нецелесообразно, так как закупка носит разовый характер для специализированных организаций.

На реконструкцию и техническое переоснащение организаций по переработке картофеля необходимо около 100 млрд. рублей (переоснащение цеха по производству крахмала, приобретение оборудования для обезвоживания и доработки мезги картофельной, организация новых видов модифицированных крахмалов и другие работы).

С учетом необходимости перехода на новую схему семеноводства и повышения качества исходного семенного материала требуется приобрести для организаций, производящих оригинальные семена, пленочные теплицы с автоматическим регулированием параметров площадью 31,75 кв. метра. На указанные цели необходимо около 100 млрд. рублей.

Для сертификации семенного материала картофеля требуется закупить 10 комплектов приборов, оборудования, диагностических наборов, а также 64 единицы приборов и оборудования для микроклонального размножения картофеля и диагностики на общую сумму 30 млрд. рублей.

В целях развития отрасли овощеводства предусмотрено переоснащение крупнотоварных, специализированных семеноводческих и перерабатывающих организаций сельскохозяйственной техникой и оборудованием для производства овощей в собственных сырьевых зонах. Предусмотрена закупка по импорту 180 комбайнов для уборки капусты, моркови, овощного гороха, а также оборудования (23 комплекта) для цеха по предреализационной подготовке овощей, системы капельного полива, холодильного оборудования для овощехранилищ, погрузчиков контейнеров на общую сумму около 260 млрд. рублей.

Для организации семеноводства овощных культур отечественной селекции предусмотрено приобретение машин для расфасовки семян, комплексов оборудования для производства лука-севка и другой техники на сумму более 5 млрд. рублей.

Реконструкция селекционно-семеноводческого комплекса с рассадным отделением предполагает приобретение системы капельного полива, а также техническое оснащение комплекса по промышленному выращиванию рассады общей стоимостью около 3 млрд. рублей.

Создание 8 интеграционных комплексов предусматривает закупку оборудования для цехов по предреализационной подготовке овощей, а также техническое переоснащение системы орошения на сумму около 20 млрд. рублей.

В целях развития отрасли плодоводства предусмотрено переоснащение сельскохозяйственных и других организаций по производству плодово-ягодной продукции специализированной сельскохозяйственной техникой и оборудованием. Для сокращения затрат и потерь при уборке урожая в организациях, имеющих посадки плодово-ягодных культур, необходим импорт техники и оборудования, непроизводимых в республике (из-за небольшой потребности), в том числе самоходных и прицепных ягодоуборочных комбайнов, измельчителей ветвей, платформ для съема плодов. На указанные цели потребуется около 60 млрд. рублей.

При строительстве и реконструкции плодохранилищ предусмотрено направить около 50 млрд. рублей на закупку импортного оборудования и комплектующих. Для ранее введенных в эксплуатацию плодохранилищ необходимо приобрести импортные линии по сортировке, предреализационной подготовке плодов на общую сумму более 30 млрд. рублей.

Мероприятия по строительству и реконструкции научно-производственных и иных объектов по производству посадочного материала предполагают реконструкцию оросительных систем с приобретением импортных комплектующих на сумму около 10 млрд. рублей.

Для перехода на производство оздоровленного посадочного материала в республике предусмотрено в базовых плодопитомниках приобретение импортных диагностических наборов для плодоводства на сумму более 5 млрд. рублей.

Приложение 1

к Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах

Мероприятия Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах

Наименование мероприятий

Срок выполнения, годы

Ответственные за выполнение

Мероприятия по развитию картофелеводства

1. Стабилизация площади посадки картофеля в сельскохозяйственных и других организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на уровне 56,5 тыс. гектаров

2011–2015

Минсельхозпрод, облисполкомы

2. Обеспечение производства:

2011–2015

Минсельхозпрод, концерн "Белгоспищепром", НАН Беларуси, облисполкомы

картофеля в сельскохозяйственных и других организациях, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, к 2015 году в объеме 1693 тыс. тонн, в том числе в крупнотоварных организациях – 1449 тыс. тонн

 

крахмала перерабатывающими организациями республики до 17,2 тыс. тонн, продуктов из картофеля до 12 тыс. тонн

 

 

3. Обеспечение поставки технических сортов картофеля (с крахмалистостью не менее 15 процентов) для промышленной переработки к 2015 году в объеме не менее 192,5 тыс. тонн

2011–2015

"

4. Усовершенствование системы семеноводства картофеля. Обеспечение ежегодного производства под полную потребность республики оригинальных, элитных семян картофеля и пробирочных растений

2011–2015

НАН Беларуси, Минсельхозпрод, облисполкомы

5. Строительство пленочных теплиц с регулируемыми параметрами микроклимата для повышения качества исходного семенного материала (питомник первого клубневого поколения) в организациях, производящих оригинальные семена

2011–2013

НАН Беларуси, Минсельхозпрод

6. Разработка и внедрение системы сертификации семенного картофеля, освоение инструментальных методов контроля на всех этапах семеноводства, улучшение организации и методов карантинного контроля импортируемого картофеля

2011–2015

"

7. Обеспечение ежегодного удешевления семенного материала картофеля за счет средств республиканского и областных бюджетов

2011–2015

Минсельхозпрод, облисполкомы

8. Укрепление материально-технической базы государственных сортоиспытательных станций и Центральной республиканской лаборатории по определению качества новых сортов растений ГУ "Государственная инспекция по сортоиспытанию и охране сортов"

2011–2015

Минсельхозпрод

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах Раздел I. Глава 1. Введение Раздел II. Картофелеводство Глава 2. Технико-экономическое обоснование Глава 3. Цель и основные задачи развития картофелеводства Глава 4. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию картофелеводства Глава 5. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию картофелеводства Раздел III. Овощеводство Глава 6. Технико-экономическое обоснование Глава 7. Цель и основные задачи развития овощеводства Глава 8. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию овощеводства Глава 9. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию овощеводства Раздел IV. Плодоводство Глава 10. Технико-экономическое обоснование Глава 11. Цель и основные задачи развития плодоводства Глава 12. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий по развитию плодоводства Глава 13. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию плодоводства Раздел V. Обеспечение организаций потребительской кооперации и торговых организаций хранилищами для хранения свежей плодоовощной продукции и картофеля с последующей их доработкой Глава 14. Технико-экономическое обоснование Глава 15. Финансирование мероприятий по обеспечению хранилищами для хранения свежей плодоовощной продукции и картофеля Раздел VI. Обоснование необходимости использования импортных товаров и мероприятия по снижению импортоемкости инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с настоящей Государственной программой, и замещению импортных товаров отечественными Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37 Приложение 38 Приложение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 Приложение 47 Приложение 48 Приложение 49 Приложение 50 Приложение 51 Приложение 52 Приложение 53 Приложение 54 Приложение 55

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №1926
"О Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах"

О документе

Номер документа:1926
Дата принятия: 31/12/2010
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05/01/2011
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 13 января 2011 года, №5, 5/33114.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20/07/2015
Вступила в силу с: 29/07/2015