Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 14 ноября 2014 года №944

Об утверждении Стратегии развития образования на 2014-2020 годы "Образование-2020"

В соответствии с пунктом 4) статьи 3 и абзацем вторым пункта 2) статьи 25 Закона о Правительстве №64-XII от 31 мая 1990 года (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2002 г., №131-133, ст.1018), с последующими изменениями и дополнениями, в целях реализации Национальной стратегии развития "Молдова-2020", утвержденной Законом №166 от 11 июля 2012 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №245-247, ст.791), а также в целях последовательной модернизации системы образования Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию развития образования на 2014-2020 годы "Образование-2020" (прилагается).

2. Министерствам, другим центральным административным органам, ответственным за претворение в жизнь указанной Стратегии:

a) включить в свои стратегические программы развития, отраслевые стратегии расходов, годовые рабочие планы и другие документы стратегического планирования необходимые действия для выполнения целей в области развития стратегии образования на 2014-2020 годы "Образование-2020";

b) включать в ежегодные отчеты о деятельности до 25 января года, следующего за отчетным, сведения о выполнении Стратегии развития образования "Образование-2020", в соответствии с установленными требованиями.

3. Министерство просвещения будет оценивать реализацию Стратегии развития образования на 2014-2020 годы "Образование 2020" и представлять Правительству до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет об оценке Стратегии в середине и в конце периода реализации.

4. Рекомендовать органам местной публичной администрации принять меры по претворению в жизнь Стратегии развития образования на 2014-2020 годы "Образование-2020".

5. Финансирование действий, предусмотренных утвержденной Стратегией, будет осуществляться за счет и в пределах средств, утвержденных на эти цели в бюджетах местных публичных органов, и из других источников, в соответствии с действующим законодательством.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство просвещения.

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Утверждено Постановлением Правительства Республики Молдова от 14 ноября 2014 года №944

Стратегия развития образования на 2014-2020 гг. "Образование-2020"

I. Преамбула

Просвещение представляет собой национальный приоритет в Республике Молдова. Оно является основным фактором в передаче и создании новых культурных и общечеловеческих ценностей, в развитии человеческого капитала, в формировании национального самосознания и самоопределения, в претворении в жизнь стремления к европейской интеграции и играет первостепенную роль в создании предпосылок для устойчивого человеческого развития и построения общества, основанного на знаниях. Качество образования в большой степени определяет качество жизни и создает возможности для наиболее полного применения способностей каждого гражданина.

Министерство просвещения предлагает сместить акценты в области воспитания в сторону качества воспитательного процесса и компетенций, которые молодые люди получают в процессе образования. Личный успех зависит от способности личности адаптироваться к переменам и непрерывно учиться, а система просвещения должна предоставлять среду, подходящую для развития этих способностей. В контексте глобальных изменений и значительного демографического спада непрерывное образование в течение всей жизни становится задачей системы образования.

Министерство просвещения рассчитывает на развитие высоких ожиданий граждан относительно системы образования и на их широкое вовлечение в процесс реформирования. В Республике Молдова образование располагается на одном из первых мест в рейтингах, определяющих уровень удовлетворенности населения по отношению к главным аспектам социально-экономической жизни. Доля тех, кто называет себя удовлетворенными и очень удовлетворенными услугами в области образования, превышает 50% (Институт публичных политик, Барометр общественного мнения, 2001-2012). Подобное восприятие, соотнесенное с невысокими результатами по международным и национальным тестам, с низкой степенью трудоустройства выпускников и со слабой связью между профессиональным развитием и требованиями рынка труда, а также высоким уровнем неофициальных платежей (Институт публичных политик и Центр социологических исследований и маркетинга "СВС-AXA", Формальные и неформальные платежи, внесенные родителями в средней и высшей школе, 2013), указывают на отсутствие информированности населения относительно назначения образовательной системы. Контроль жизни и экономическая конкурентоспособность страны зависят от доступности, качества и релевантности образования.

Стратегия развития образования на 2014-2020 годы (в дальнейшем – Стратегия) является главным документом политики в области образования. Она устанавливает среднесрочные цели и задачи в целях развития образования и определяет ориентиры и приоритетные направления развития системы образования в Республике Молдова. В целях интегрированного координирования процесса стратегического отраслевого проектирования в области образования положения Стратегии были соотнесены с документами релевантных политик, с реформами, запущенными в системе образования, с другими реформами, являющимися операциональным продолжением действий, которые предусмотрены Стратегией национального развития "Молдова-2020".

Стратегия организована на основе трех стержней: доступ, релевантность, качество. Воспитательная система призвана обеспечить использование потенциала каждой личности и воспитать конкурентоспособную рабочую силу. В этом плане Стратегия ориентирована на результаты и рассматривает проблемы и решения как на уровне образования, так и пересекающихся с ним тем. Многие рассмотренные проблемы взаимосвязаны и не относятся исключительно к одному из стержней Стратегии, они включены в одну главу с целью обеспечения последовательного подхода.

Процессы внедрения Стратегии будут организованы как на основе документов политик, так и изменений законодательного порядка. Стратегические направления и специфические задачи, установленные в Стратегии, будут включены в программы стратегического развития центральных публичных властей, а внедрение их будет осуществляться через документы стратегического планирования министерств, в частности бюджетный прогноз на среднесрочный период (БПСП), годовой бюджет и план действий. Законодательная основа для стратегических направлений и специфических целей, установленных в Стратегии, обеспечены проектом Кодекса об образовании, согласованного с положением Стратегии. Финансирование процесса внедрения Стратегии будет производиться из государственного бюджета, из местных бюджетов, путем привлечения грантов, фондов, спонсирования и из иных легальных источников, акцент будет сделан на методы финансирования, основанные на программах и достижениях.

II. Цель, главные задачи и фундаментальные принципы Стратегии

Цель Стратегии

Настоящая Стратегия диагностирует нынешнее состояние системы образования в Молдове, определяет ее основные проблемы и выбирает и предлагает наиболее подходящие решения для их преодоления, с тем чтобы система образования стала основным фактором экономического и социального прогресса страны.

Главные задачи Стратегии

Данная Стратегия ставит следующие задачи:

обеспечение прочного развития воспитательной системы с целью формирования целостной, активной, социальной и творческой личности – главных факторов человеческого развития и социально-экономического прогресса страны;

расширение доступа к качественному образованию для всех детей и молодежи путем обеспечения дружественной и защитной среды в школе, а также привлечения учащихся, студентов и родителей для консультаций в принятии решений;

определение приоритетных стратегий развития образования в Республике Молдова и механизмов их развития;

возрастание эффективности расходования публичных средств, вложенных в образование, с тем, чтобы высвобождающиеся ресурсы были перенаправлены на повышение качества образования, в том числе путем инвестиций в преподавательский персонал, воспитательный процесс и инфраструктуру учебных заведений;

повышение эффективности образовательной системы, расширение и вариативность образовательных услуг путем освоения возможностей, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии;

расширение и разнообразие системы образования взрослых в течение всей жизни с точки зрения общего развития и непрерывной профессиональной подготовки, в соответствии с потребностями личности, соотнесенными с социально-экономическими требованиями;

структурное и качественное приведение национального просвещения в соответствие с европейской сферой образования.

Принципы Стратегии

Обязательность. Проведенный анализ, предложенные решения и стратегическое видение касаются каждого процесса и каждой составляющей системы образования с тем, чтобы операционализация Стратегии привела к полному выполнению всех поставленных задач

Переосмысление. Часть проблем системы образования Республики Молдова сохраняется более 20 лет, несмотря на последовательные попытки улучшения, предпринятые на протяжении данного периода. Стратегия предлагает построение новой институциональной структуры, основывающейся на современных подходах и принципах, которые должны привести, в том числе, к изменению менталитета всех вовлеченных в воспитательный процесс: преподавателей, учащихся, студентов, родителей, представителей экономического сектора и т.д.

Эффективность. Процессы, происходящие в системе образования, и отмеченные проблемы рассматриваются в обязательном порядке и с точки зрения эффективности инвестиций публичных денег, с целью получения максимально возможной эффективности фондов, одной из задач Стратегии является достижение максимальной эффективности фондов, выделенных образованию.

Пилотирование и воспроизводство. Многие предложенные решения были испытаны, а неиспытанные пройдут через эксперимент. В итоге будут отобраны только решения, которые доказали или докажут свою жизнеспособность в частных условиях Республики Молдова.

Адаптация. Предложенные решения, успешно применяемые и в других странах, были предложены для адаптации к культурным, экономическим и социальным реалиям Республики Молдова с тем, чтобы они принесли наиболее полную отдачу в возрастании релевантности и качества образовательных процессов.

Институциональная жизнеспособность. Предложенная институциональная структура была детально проанализирована с точки зрения функциональности с тем, чтобы сфера ответственности за решения на каждом уровне системы образования, как и отношения различных типов учреждений, основанные на соблюдении принципа дополнения и равновесия в принятии решений, были бы четко установлены и разграничены.

III. Современное состояние, установленные общие проблемы и тенденции

Рисунок 1 к ПП РМ от 14.11.2014 г. №944

 

Рисунок 2 к ПП РМ от 14.11.2014 г. №944

Сложный переходный период в экономике и демографический спад затрагивает и положение в системе образования. Несмотря на то, что доля инвестиций в образование повышается, конкурентоспособность экономики остается низкой

Республика Молдова прошла через трудный переходный период. Последние два десятилетия были отмечены упадком экономики, демографическим спадом, эмиграцией и, с недавнего времени, последствиями финансового кризиса 2008-2009 гг. Хотя с начала 2000 г. экономика возросла более чем в два раза, ВВП на душу населения по отношению к паритету покупательской способности продолжает оставаться низким, в 2012 году равняясь 3 424 долларам США, самый низкий показатель в Юго-Восточной Европе (Всемирный банк, http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.PP.CD.). Благоприятный экономическому росту период с 2000 по 2008 год был обусловлен скорее денежными переводами, чем капиталовложениями, экспортом или прямыми иностранными инвестициями (Всемирный банк, Экономический меморандум по стране, Молдова после мирового кризиса: поддержка конкурентоспособности и общего роста, апрель 2011). Денежные переводы стали поддерживающей опорой, на которой и ныне зиждется экономика Республики Молдова, и они продолжают оставаться важной характеристикой экономического развития.

Демографический спад ведет к постоянному уменьшению численности населения, вовлеченного в воспитательный процесс. Согласно данным Национального бюро статистики, тенденции демографических процессов отмечают еще с начала 90-х годов уменьшение населения страны, численность которого за последнее десятилетие снизилась на 60000 человек, продолжая устойчивый отрицательный курс натурального прироста. Демографический спад предопределен снижением рождаемости, высоким уровнем смертности, массивной эмиграцией молодежи. Более того, демографические прогнозы до 2050 года, основанные на различных сценариях, подтверждают непрерывность демографического спада в последующих десятилетиях (рисунок 1). Таким образом, если рождаемость и смертность сохранят свои значения до 2050 года, равные значениям, зарегистрированным в 2010 году (рождаемость – 11,4 младенцев, рожденных живыми на 1000 жителей, и смертность – 12,3 умерших на 1000 жителей), то численность населения страны может уменьшиться на 900000 жителей и в конце прогнозного периода составит 2644,6 тысяч жителей. В условиях, когда доля молодого поколения уменьшается, а доля пожилого населения возрастает, процесс сокращения школьного населения проявляется все четче.

Рисунок 3 к ПП РМ от 14.11.2014 г. №944

Рисунок 1. Динамика численности населения до 2050 года

Источник: Академия наук Молдовы, на основании данных НБС

Инвестиции в образование не обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики. На протяжении 2005-2012 годов доля публичных затрат на образование в ВВП возросла с 7,9% до 8,4%. Выросла и доля публичных расходов на учащегося/студента по сравнению с ВВП на душу населения, с 34,9% в 2005 году до 45,2% в 2012 году. Часть этих расходов является расходами социального назначения и не может считаться инвестициями в образование. В 2012 году около 13,5% средств из бюджета образования были расходованы на питание, стипендии и содержание общежитий (CASE Moldova, при финансовой поддержке UNICEF, Отчет о всестороннем анализе бюджетных расходов, связанных с социальной защитой в системе образования Республики Молдова в период 2008-2010 гг. и существующими в регионе практиками финансирования затрат, связанных с образованием, 2012). Тем не менее, хотя расходы на образование неуклонно возрастали, инвестиции в последние годы не смогли покрыть возрастающие потребности отрасли, которая ставит перед собой задачу подготовить конкурентоспособную рабочую силу для мировой экономики. В нынешних условиях требуется комплексный и инновационный подход к политикам в области образования.

Доступ

Демографический спад ведет к значительному снижению численности населения, охваченного воспитательным процессом, и порождает проблемы завышения размеров школьной сети. При этом существует проблема доступа к определенным ступеням образования.

Вследствие демографического спада, обусловленного отрицательным приростом населения и оттоком за границу, значительно уменьшилась численность школьников и студентов. Так, численность постоянно проживающего населения в возрасте до 30 лет равнялась 1558,9 тысячи человек в начале 2013 года, т.е. на 7,1% меньше по сравнению с 2007 годом и на 12,5% меньше по сравнению с 2003 годом. В возрастной группе 3-23 года было отмечено уменьшение на 17,3% по сравнению с 2007 годом и на 24,5%, по сравнению с 2003 годом, а количество лиц, охваченных воспитательным процессом (3-23 года), уменьшилось на 14,0% по сравнению с 2007 годом и на 26,5% по сравнению с 2003 годом (рисунок 2) (НБС, Население и демографические процессы, 2013 г.)

Рисунок 4 к ПП РМ от 14.11.2014 г. №944

Рисунок 2. Развитие постоянного населения в возрасте до 30 лет, вовлеченного в образовательный процесс, 2003-2013 гг.

Источник: Национальное бюро статистики

Отрицательные демографические тенденции порождают проблемы завышения размеров сети учебных заведений, особенно общеобразовательных, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет инвестировать в модернизацию и оснащение школ. При том, что школьное население уменьшилось наполовину по сравнению с 1990 годом, а количество школ уменьшилось лишь на 14,6%, сохраняется проблема доступа к образованию, определяемая различными факторами на различных ступенях обучения.

Доступ детей раннего возраста к воспитанию возрастает в устойчивом ритме, однако существующая сеть детских садов покрывает спрос лишь частично. Сохраняется разница между долей детей, посещающих детские сады в сельской и в городской местности.

Число детских дошкольных учреждений растет после драматического спада при кризисе 90-х годов. В начале 2013 года существовало 1418 дошкольных учреждений, т.е. на 6,3% больше по сравнению с 2007 годом. Этот рост привел к увеличению числа детей, посещающих эти учреждения, до 141,1 тыс. в 2012 году, на 17,5% больше по сравнению с 2007 годом. Таким образом, отмечается рост валовой доли охвата дошкольным воспитанием, которая составляла 82,1% в 2012 году, по сравнению с 72,6% в 2007 году. Сохраняется разница между долей охвата в городской и сельской местности; в 2012 году она составляет 29,1 п.п. в 2012 г. по сравнению с 25,2 п.п. в 2007 году (Educatia in Republica Moldova, статистический выпуск, 2012/2013) (таблица 1).

Таблица 1
Валовая доля охвата дошкольным воспитанием, в %

Год

Общая валовая доля

Валовая доля в городской местности

Валовая доля в сельской местности

Разница

2007

72,6

88,8

63,6

25,2

2012

82,1

100,5*

71,4

29,1

* Валовая доля свыше 100% объясняется охватом детей, которым больше 7 лет или которые переехали не из городской среды обитания).

Источник: Национальное бюро статистики

Правительство, основываясь на значимости раннего воспитания для дальнейшего развития детей, пересмотрело Цели развития тысячелетия, установив следующие задачи дошкольного воспитания: повышение доли охвата в дошкольных образовательных программах для детей 3-6 лет с 41.3% в 2002 г. до 78% в 2015 г., а для детей 5-6 (7) лет – с 66,5% в 2002 г. до 98% в 2015 г., а также снижение до менее чем 5% разницы между городскими и сельскими местностями, между категориями с низкими доходами и категориями со средними доходами. В то время как задача охвата детей 3-6 лет уже достигнута, уровень охвата детей 5-6(7) лет составил 93,5% в 2012 году.

Несмотря на то, что за последние годы положение в связи с доступом детей в дошкольные учреждения улучшилось, доля охвата детскими садами остается низкой. Согласно данным Министерства просвещения, к началу 2013-2014 учебного года только в мун.Кишинэу в списках очередников на получение места в детском саду числилось около 8000 детей. В начале 2014 года детскими садами располагали 157 населенных пунктов, т.е. около 9% от общего числа населенных пунктов. Развитие услуг дошкольного воспитания в селах затруднено из-за ограниченного бюджета или неэффективного управления финансовыми ресурсами на местном уровне, так и из-за низкого уровня понимания важности инвестиций в ребенка с самого раннего возраста.

По официальным данным, в Молдове не существует частных дошкольных учреждений. На самом деле есть частные учреждения, которые обеспечивают дошкольное образование, но они организованы как учреждения другого типа, как образовательные центры, общественные ассоциации и т.д. Основным фактором, сдерживающим развитие частных услуг, является несовершенное законодательство, которое устанавливает чрезмерные требования к владельцу и статусу помещения, а также жесткие санитарно-гигиенические нормы.

Во многих населенных пунктах, в которых проживает мало детей дошкольного возраста, открытие общественных центров типа Community Centre частично решило проблему доступа к дошкольному образованию. Тем не менее, родители, особенно в сельской местности предпочитают чаще детские дошкольные учреждения как учреждения, обеспечивающие уход, питание и безопасность детей, что позволяет родителям трудоустраиваться, а сокращенная программа работы центров, 4 -6 часов, посвященная образовательной деятельности в таких центрах, не соответствует требованиям родителей, занятых полный рабочий день. Таким образом, необходима диверсификация услуг в сфере раннего образования в зависимости от местных потребностей путем поощрения развития частных услуг, в том числе на уровне семьи.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Молдова от 14 ноября 2014 года №944
"Об утверждении Стратегии развития образования на 2014-2020 годы "Образование-2020"

О документе

Номер документа:944
Дата принятия: 14/11/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:21/11/2014
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №345-351, 21 ноября 2014 года, Ст.1014.