Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 февраля 2014 года №120

О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)

В соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение педагогической экспертизы в отношении своих проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных министерствам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

4. Дополнить пункт 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №33, ст. 3895; 2006, №29, ст. 3251; 2009, №2, ст. 240; №12, ст. 1443; 2010, №9, ст. 964; 2012, №27, ст. 3739; №38, ст. 5102; №52, ст. 7507), после абзаца десятого абзацем следующего содержания:

"сведения о результатах проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта (в случае ее проведения).".

5. Дополнить абзац третий пункта 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. №260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №23, ст. 2313; 2012, №41, ст. 5635; 2013, №17, ст. 2180; №24, ст. 3013; №38, ст. 4831), после предложения первого предложением следующего содержания: "В случае проведения в отношении проекта нормативного правового акта педагогической экспертизы в сопроводительном письме также указываются сведения о результатах проведения такой педагогической экспертизы.".

Председатель Правительства Российской Федерации

Д.Медведев

 

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года №120

Правила проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (далее соответственно - проекты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты, педагогическая экспертиза), в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися (далее - негативное воздействие на качество обучения).

Под негативным воздействием на качество обучения понимается: введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

2. Педагогическая экспертиза проводится в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, - при мониторинге их применения.

3. Педагогическая экспертиза не проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

При проведении педагогической экспертизы не осуществляется оценка проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов на соответствие их актам более высокой юридической силы, отсутствие внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдение правил юридической техники, а также на наличие либо отсутствие в них коррупциогенных факторов.

4. Проведение педагогической экспертизы организуется в соответствии с установленными сферами ведения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или Министерством просвещения Российской Федерации (далее - соответствующий уполномоченный орган).

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию и включенные в перечень экспертов (далее - эксперты) соответствующим уполномоченным органом по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Перечень экспертов, порядок включения в указанный перечень и основания и порядок исключения из него утверждаются соответствующим уполномоченным органом.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

5. По результатам проведения педагогической экспертизы эксперт составляет заключение по форме, утверждаемой соответствующим уполномоченным органом.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

6. К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти в соответствующий уполномоченный орган на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта (далее - пояснительная записка).

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

7. Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу (проект нормативного правового акта, разработанный соответствующим уполномоченным органом), и пояснительная записка к нему размещаются соответствующим уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта на педагогическую экспертизу (днем окончания разработки проекта нормативного правового акта).

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

8. Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 15 дней со дня размещения соответствующим уполномоченным органом проекта нормативного правового акта на сайте, указанном в пункте 7 настоящих Правил.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

9. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения о проекте нормативного правового акта (далее - заключение), федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его, о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения, о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения (при наличии таких положений).

Заключение представляется в соответствующий уполномоченный орган в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

10. Заключения, поступившие в соответствующий уполномоченный орган не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы, подлежат в течение 3 рабочих дней со дня их поступления размещению на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу.

Заключения, поступившие в соответствующий уполномоченный орган после окончания срока проведения педагогической экспертизы, не подлежат размещению на указанном официальном сайте. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу, в течение 3 рабочих дней со дня их поступления.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

11. Заключения, поступившие в соответствующий уполномоченный орган не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы, подлежат обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим соответствующий проект нормативного правового акта, в течение 30 дней со дня их поступления из соответствующего уполномоченного органа. Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте этого федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

12. В случае если в срок, установленный для приема заключений, не поступило ни одного заключения, соответствующий уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, проект нормативного правового акта которого являлся объектом педагогической экспертизы.

(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

13. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов организуется соответствующим уполномоченным органом по результатам мониторинга указанным органом применения этих актов.

(Пункт 13 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

14. Соответствующий уполномоченный орган в целях проведения педагогической экспертизы вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт, материалы, содержащие сведения (расчеты, обоснования), на которых основывается необходимость государственного регулирования образовательных отношений.

При необходимости указанные материалы могут быть запрошены у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

Указанные материалы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего запроса.

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

15. Нормативный правовой акт, в отношении которого организуется педагогическая экспертиза, и материалы, необходимые для проведения педагогической экспертизы, представленные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, размещаются соответствующим уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 1 рабочего дня со дня окончания срока, установленного указанным органом для представления материалов, необходимых для проведения педагогической экспертизы указанного нормативного правового акта.

В случае если для проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта не требуется представления материалов, указанных в пункте 14 настоящих Правил, соответствующий уполномоченный орган размещает этот акт на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 1 рабочего дня, следующего за днем выявления по результатам мониторинга применения этого акта признаков негативного воздействия на качество обучения.

(Пункт 15 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

16. Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в срок, указанный в пункте 8 настоящих Правил.

17. В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, принятого федеральным органом исполнительной власти (далее - заключение по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта), указываются помимо сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, также сведения о государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации этого нормативного правового акта и об источниках его официального опубликования.

Заключение по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта представляется в соответствующий уполномоченный орган в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

(В пункт 17 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

18. Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в соответствующий уполномоченный орган не позднее окончания срока ее проведения, подлежат в течение 3 рабочих дней со дня их поступления размещению на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, а также в Министерство юстиции Российской Федерации.

Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в соответствующий уполномоченный орган после окончания срока ее проведения, не подлежат размещению на указанном официальном сайте. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, в течение 3 рабочих дней со дня их поступления.

Данные заключения также подлежат направлению в указанный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

19. Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в соответствующий уполномоченный орган не позднее окончания срока ее проведения, подлежат обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, принявшим этот нормативный правовой акт, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в течение 30 дней со дня их поступления из соответствующего уполномоченного органа. Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения (при наличии таковых), размещаются на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)

20. В случае если в срок, установленный для приема заключений по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, не поступило ни одного заключения, соответствующий уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, нормативный правовой акт которого являлся объектом педагогической экспертизы.

Указанное уведомление также направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

(В пункт 20 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. №1439)
(см. предыдущую редакцию)


Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года №120
"О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания"

О документе

Номер документа:120
Дата принятия: 17/02/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:28/02/2014
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 февраля 2014 года; 

"Собрание законодательства Российской Федерации", 24 февраля 2014 года, №8, Ст. 816.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 29/11/2018  документом  Постановление Правительства Российской Федерации О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации № 1439 от 29/11/2018
Вступила в силу с: 11/12/2018


Редакция от 17/02/2014