Утратил силу

Документ утратил силу с 13 июня 2020 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года №42

ПРИКАЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

от 31 июля 2013 года №239-ОД

Об утверждении Правил ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов

В соответствии с подпунктом 2) статьи 12-1 и подпунктом 15) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" и подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 10 марта 2010 года "О государственной статистике" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов.

2. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий согласно приложению к настоящему приказу.

3. Департаменту по регулированию в сфере железнодорожного транспорта, гражданской авиации и портов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Ибраева Г.К.) обеспечить:

1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) опубликование настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий после официального опубликования в средствах массовой информации.

4. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Базарбаев С.П.) после государственной регистрации настоящего приказа:

1) обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации с последующим представлением в Юридический Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Метенова С.С.) сведений об опубликовании;

2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, акционерного общества "Международный аэропорт Астана" и акционерного общества "Международный аэропорт Алматы".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

И.о. Председателя

А.Дуйсебаев

Согласован

Исполняющим обязанности Министра транспорта и коммуникаций

Республики Казахстан

2 августа 2013 год

 

 

______________ С.Сарсенов

Согласован

Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике

20 августа 2013 год

 

______________ А.Смаилов

Согласован

Исполняющим обязанности Министра экономики и бюджетного планирования

Республики Казахстан

9 августа 2013 год

 

 

______________ М.Кусаинов

Утверждены Приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 31 июля 2013 года №239-ОД

Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов

1. Общие положения

1. Настоящие Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающими услуги в сфере аэропортов (далее - Правила) разработаны в соответствии Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях и регулируемых рынках" (далее - Закон).

2. Основной целью Правил является определение порядка и принципов ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий по видам регулируемых услуг в сфере аэропортов и в целом по иной деятельности для установления экономически обоснованных тарифов.

3. Субъекты естественной монополий осуществляют раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности, технологически связанной с основной деятельностью, осуществление которой согласовано с уполномоченным органом (далее - иная деятельность).

4. Принципы раздельного учета:

1) приоритет прямого отнесения доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие направления деятельности и виды регулируемых услуг на основе данных первичных документов;

2) причинно-следственная связь доходов, затрат и задействованных активов с теми видами регулируемых услуг, с которыми они связаны;

3) прозрачность при отнесении и распределении доходов, затрат и задействованных активов на соответствующие виды регулируемых услуг.

5. Раздельный учет основан на первичных документах, используемых для ведения бухгалтерского и управленческого учета, которые обеспечивают необходимый уровень детализации для разделения доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых услуг и в целом по иной деятельности в соответствии с Правилами.

6. Основные понятия, применяемые в Правилах в целях ведения раздельного учета:

1) авиапредприятие - юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты, хранению, техническому обслуживанию и ремонту авиатранспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) аэронавигационная информация - сведения, включающие характеристики фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радиоэлектротехническими средствами;

3) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;

4) управленческие процессы - процессы управления производством, результатом которых является повышение результативности и эффективности всех остальных процессов оказания услуг;

5) совместные активы - задействованные активы, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, но степень их задействованности в предоставлении услуг определяется на основе факторов издержек;

6) совместные затраты - затраты, которые используются для предоставления нескольких услуг (группы услуг), но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе факторов издержек;

7) общие активы - активы, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому степень их задействованности в предоставлении услуг определяется на основе факторов издержек;

8) общие затраты - затраты, которые связаны с предоставлением всех видов услуг, но не имеют какой-либо определенной причинно-следственной связи с этими услугами, поэтому распределяются на основе факторов издержек;

9) вспомогательные процессы - процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления производственных и управленческих процессов;

10) услуги - регулируемые виды услуг и иная деятельность, осуществляемые аэропортами;

11) направления деятельности - совокупность определенных процессов оказания услуг, которые участвуют в оказании услуг как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом;

12) косвенно задействованные активы на элементы направлений деятельности - задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами направлений деятельности, и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенному элементу направлений деятельности, но степень их задействованности определяется на основе факторов издержек, отражающих эти причинно-следственные связи;

13) косвенные затраты на элементы направлений деятельности - затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими элементами направлений деятельности, и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенному элементу направлений деятельности, но распределяются по элементам направлений деятельности на основе факторов издержек, отражающих причины возникновения затрат;

14) прямо задействованные активы по направлениям деятельности - задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом направления деятельности, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенному элементу направления деятельности;

15) прямые затраты на элементы направлений деятельности - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенным элементом направления деятельности, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенному элементу направления деятельности;

16) элементы направлений деятельности - группы основных средств и нематериальных активов, используемые при оказании услуг аэропортов, объединенные для распределения их стоимости и связанных с ними затрат на виды услуг аэропорта;

17) косвенно задействованные активы на услуги - задействованные активы, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенной услуге, но степень их задействованности в оказании определенных услуг определяется на основе факторов издержек, отражающих эти причинно-следственные связи;

18) косвенные затраты на услуги - затраты, которые имеют причинно-следственные связи одновременно с несколькими услугами (группой услуг), и поэтому они прямо и однозначно не относятся к определенной услуге, но распределяются на услуги на основе факторов издержек, отражающих причины возникновения затрат;

19) процессы оказания услуг - последовательность определенных действий в деятельности аэропорта с использованием его экономических ресурсов с конечной целью оказания услуг. Включают в себя производственные, вспомогательные и управленческие процессы;

20) прямо задействованные активы на услуги - задействованные активы, которые имеют прямые причинно-следственные связи с предоставлением определенной услуги, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенной услуге;

21) прямые затраты на услуги - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенной услугой, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенной услуге;

22) производственные процессы - процессы, результатом которых является оказание услуг;

23) причинно-следственная связь - это связь, установленная на основе предварительных исследований причин возникновения затрат, доходов и задействованных активов, а также степени их влияния на определенные виды услуг. Причинно-следственные связи используются для распределения доходов, затрат и задействованных активов по видам услуг;

24) внешние услуги - услуги, предоставляемые аэропортом внешним пользователям;

25) внешние пользователи - юридические и физические лица, являющиеся потребителями услуг аэропорта;

26) раздельный учет доходов, затрат и задействованных активов - система сбора и обобщения информации о доходах, затратах и задействованных активах раздельно по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности;

27) трансфертные таксы - стоимостное выражение затрат на единицу оказанных внутренних услуг;

28) трансфертные платежи - стоимостное выражение объема оказанных внутренних (трансфертных) услуг;

29) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;

30) фактор издержек - количественный показатель (показатели), используемый для распределения затрат и степени задействованности активов на виды услуг;

31) задействованные активы - основные средства и нематериальные активы аэропорта, используемые для предоставления услуг в сфере аэропортов;

32) внутренние (трансфертные) услуги - услуги, являющиеся составной частью предоставления внешних услуг, предоставляемыми одним направлением деятельности аэропорта другому направлению деятельности;

33) экономические ресурсы - совокупность источников, средств, используемых в производственно-хозяйственной деятельности, подразделяемых на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал - основные средства), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал) ресурсы.

Иные понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках.

7. Для распределения доходов, затрат и определения задействованности активов по видам регулируемых услуг доходы, затраты и задействованные активы аэропортов группируются по направлениям деятельности. Распределение доходов, затрат и определение задействованности активов проводится на основе последовательного выделения всех этапов предоставления услуг аэропортов.

8. Для целей ведения аэропортами раздельного учета выделяются следующие направления деятельности:

1) авиационная деятельность;

2) аэропортовая деятельность;

3) аэронавигационное обслуживание;

4) агентское обслуживание;

5) прочая деятельность.

9. Направление деятельности "Авиационная деятельность" выделяется в отдельное направление деятельности в том случае, если аэропорт входит в состав авиапредприятий, совмещающих в себе функции аэропорта и авиаперевозчика.

10. Для целей раздельного учета доходы, затраты и задействованные активы, сгруппированные по направлениям деятельности, распределяются по видам предоставляемых услуг.

2. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов

11. Ведение раздельного учета субъектами основывается на принципах ведения бухгалтерского учета, принятых в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО). Для целей раздельного учета первоначальным и наиболее достоверным источником информации при интерпретации МСФО являются интерпретации Международного комитета по интерпретации финансовой отчетности (IFRIC), рекомендации Экспертного Совета Министерства финансов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита.

12. При ведении раздельного учета субъектами выполняются следующие требования:

1) все производственные показатели, доходы и расходы, отнесенные к регулируемым услугам в сфере аэропортов подтверждаются соответствующими учетными документами;

2) записи организованы в форме облегчающей их обзор, аудит и сравнение данных взаимоконтролирующих документов;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПРИКАЗ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Правила ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов 1. Общие положения 2. Порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов 3. Распределение доходов, затрат и задействованных активов по элементам направлений деятельности 4. Порядок распределения затрат и задействованных активов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Перечень утративших силу некоторых нормативных правовых актов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 31 июля 2013 года №239-ОД
"Об утверждении Правил ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов"

О документе

Номер документа:239-ОД
Дата принятия: 31/07/2013
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:03/03/2014
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:13/06/2020

Документ утратил силу с 13 июня 2020 года в соответствии с пунктом 2 Приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года №42

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 20 февраля 2014 года №35 (27656);

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 18 сентября 2013 года №8716. 

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его официального опубликования - с 3 марта 2014 года.