Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 16 ноября 2006 года №27-6)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О прокуратуре
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Прокуратура
Прокуратура является независимым специализированным институтом государственной власти, осуществляющим надзор за соблюдением конституции, законов, а также норм международного права и международных договоров государства, являющихся составной частью правовой системы государства. Прокуратура осуществляет иные функции, установленные законом.
Статья 2. Цели и задачи прокуратуры
1. Прокуратура действует в целях обеспечения верховенства законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
2. Задачами прокуратуры являются:
- принятие мер по предупреждению, пресечению и устранению нарушений конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина;
- уголовное преследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления;
- принятие мер к возмещению материального и иного ущерба, причиненного правонарушением;
- координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью;
- участие во всех видах судопроизводства;
- обеспечение взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами и специализированными международными организациями в целях оказания взаимной правовой помощи в интересах усиления борьбы с организованной преступностью, иными опасными преступлениями;
- выявление потребностей правового регулирования в различных сферах общественных отношений;
- обеспечение объективного формирования государственной правовой статистики и ведение специального учета, осуществление надзора за применением законов в этой сфере.
Статья 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
1. Прокуратура составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору государства (далее - генеральному прокурору).
2. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, политических партий и других общественных объединений, в строгом соответствии с конституцией и законами государства.
3. Прокуратура организует свою деятельность на основе принципов законности, равенства всех перед законом, гуманизма, уважения и строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия с государственными и иными органами и организациями в целях укрепления законности и правопорядка.
4. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законов об охране прав и свобод человека и гражданина, а также законодательства о защите государственной и иной специально охраняемой законом тайны; информируют в установленном порядке органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
5. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий.
6. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти, общественных объединений, партий и иных организаций, преследующих политические цели.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
7. Акты надзорной деятельности прокуратуры, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для исполнения в определенные для этого сроки.
8. Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование требований и актов прокурора не приостанавливает их исполнение.
Суд либо вышестоящий прокурор могут до вынесения решения по заявлению (жалобе) на действия или акты прокурора приостановить их исполнение.
Вышестоящий прокурор по жалобе граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить либо отозвать акты нижестоящего прокурора.
Статья 4. Рассмотрение обращений
1. Органы прокуратуры рассматривают в установленном законодательством порядке заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов, и принимают меры к устранению выявленных нарушений.
2. Если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Запрещается пересылка жалоб в органы или должностному лицу, решения либо действия (бездействие) которых обжалуются.
Статья 5. Функции прокуратуры
1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов. Объекты надзора за исполнением законов устанавливаются в каждом государстве самостоятельно.
2. Уголовное преследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законом государства.
3. Участие в рассмотрении дел судами.
4. Координация правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью.
5. Участие в правотворческой деятельности.
6. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
7. Международно-правовое сотрудничество по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, по оказанию правовой помощи.
Статья 6. Приоритеты деятельности прокуратуры
1. Органы прокуратуры осуществляют свои функции на основе анализа состояния законности и правопорядка.
2. Постоянными приоритетами деятельности всех органов прокуратуры являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, укрепление основ государственности и конституционного строя страны.
Статья 7. Правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
1. Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью воспрепятствования осуществлению им своих полномочий или принятия им незаконного решения, а также неисполнение законных требований прокуроров, вытекающих из полномочий, предоставленных им законодательством, влечет ответственность, установленную законом.
2. По требованию прокуратуры соответствующие органы и полномочные лица обязаны:
- безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами требований к порядку разглашения сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, предоставить необходимые материалы и сведения;
- выделить специалистов для участия в проверочных мероприятиях и для дачи необходимых заключений в области, требующей специальных познаний.
3. Поручения прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для органов дознания и следствия.
4. Истребуемая информация предоставляется в органы прокуратуры в установленных законодательством формах, порядке, а также в сроки, определенные прокурором.
5. Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на беспрепятственный вход в помещения государственных органов, организаций, независимо от форм собственности, безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки, доступа к документам и материалам, ознакомление с судебными делами и их истребование из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве.
6. Должностные лица и граждане обязаны явиться по требованию прокурора в установленное им время для дачи показаний и (или) объяснений. Вызов оформляется письменным уведомлением (повесткой) и вручается под расписку. Уведомление может быть также направлено телефонограммой, телеграммой или с использованием других средств связи, обеспечивающих его надлежащую передачу.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Модельный закон "О прокуратуре"
Принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 16 ноября 2006 года №27-6
О документе
Номер документа: | 27-6 |
Дата принятия: | 16/11/2006 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) |
Опубликование документа
Нет сведений