Утратил силу

Документ утратил силу с 3 сентября 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2015 года №657

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 октября 2012 года №1352

Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей

В соответствии с подпунктом 8) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан

С. Ахметов

Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2012 года №1352

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей

1. Общие положения

1. Настоящие Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей (далееПравила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" и устанавливают порядок технической эксплуатации электрических станций и сетей.

2. В Правилах изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, неуклонное выполнение которых обеспечит экономичную и надежную работу всех звеньев энергетического комплекса.

3. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

1) электрическая станция - энергетический объект, предназначенный для производства электрической и тепловой энергии, содержащий строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование;

2) электрические сети - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенных для передачи электрической энергии;

3) тепловые сети - совокупность насосных станций, тепловых пунктов, трубопроводов и арматуры, предназначенных для передачи тепловой энергии;

4) котельная - энергетический объект, предназначенный для производства тепловой энергии, содержащий строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование;

5) гидроэлектростанция - электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока;

6) местная инструкция - инструкция, разрабатываемая для пользования в пределах предприятия и утверждаемая руководством энергетических объектов.

2. Организация эксплуатации

Задачи и организационная структура

4. Основными задачами электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей являются производство, передача, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (далее - энергопроизводство).

5. Основными технологическими звеньями энергопроизводства являются энергопроизводящие организации (электростанции, котельные), энергопередающие организации (электрические и тепловые сети), (далее - энергообъекты), связанные общностью режимов и централизованным оперативно-диспетчерским управлением.

6. Основные положения работников отрасли:

1) соблюдение договорных условий энергоснабжения потребителей;

2) поддержание нормального качества отпускаемой энергии стандартной частоты и напряжения электрического тока, давления и температуры теплоносителя;

3) соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины;

4) содержание оборудования, зданий и сооружений в состоянии эксплуатационной готовности;

5) обеспечение максимальной надежности энергопроизводства и экономичности в полном соответствии с законодательством по энергосбережению и настоящими Правилами;

6) соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

7) выполнение требований законодательства по безопасности и охране труда;

8) снижение вредного влияния производства на людей и окружающую среду;

9) использование достижений научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности, безопасности, улучшения экологического состояния энергообъектов.

7. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями распределяются функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

8. Каждому работнику отрасли необходимо ясно представлять себе особенности энергопроизводства, строго соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, правила трудового распорядка, содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.

Контроль за эффективностью работы электростанций и сетей

9. На каждой тепловой электростанции мощностью 10 МВт и более, гидроэлектростанции мощностью 30 МВт и более, в каждой районной котельной теплопроизводительностью 50 Гкал/ч (209,5 ГДж/ч) и более разрабатываются энергетические характеристики оборудования, устанавливающие зависимость технико-экономических показателей его работы в абсолютном или относительном исчислении от электрических и тепловых нагрузок. Кроме того, на тепловой электростанции и в районной котельной разрабатываются графики исходно-номинальных удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию, а на гидроэлектростанции - нормативных удельных расходов воды на отпущенную электрическую энергию.

10. Энергетические характеристики должны отражать реально достижимую экономичность работы освоенного оборудования при выполнении требований настоящих Правил.

11. В тепловых сетях энергетические характеристики составляются по следующим показателям: тепловые потери, удельный расход электроэнергии на транспорт тепловой энергии, удельный среднечасовой расход сетевой воды, разность температур в подающем и обратном трубопроводах, утечка сетевой воды. Допускается составление энергетической характеристики по показателю температуры сетевой воды в обратном трубопроводе.

12. Для электрической сети нормируемым показателем является технологический расход электроэнергии на ее транспорт.

13. По объему, форме и содержанию энергетические характеристики должны соответствовать требованиям действующих нормативных и методических документов.

14. Энергетические характеристики оборудования и графики расчетных удельных расходов топлива и воды на отпущенную электроэнергию и тепло по каждой группе оборудования электростанции пересматриваются 1 раз в 5 лет. Пересмотр также проводится тогда, когда вследствие технического перевооружения и реконструкции тепловых электростанций, изменения вида или марки сжигаемого топлива фактические удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии и тепла изменяются более чем на 2 и 1% соответственно.

На электростанциях, в котельных, электрических и тепловых сетях в целях улучшения конечного результата работы обеспечиваются:

1) требуемая точность измерений расходов энергоносителей и технологических параметров;

2) учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем;

3) анализ технико-экономических показателей для оценки состояния оборудования, режимов его работы, резервов экономии топлива, эффективности проводимых организационно-технических мероприятий;

4) разработка и выполнение мероприятий по повышению надежности и экономичности работы оборудования, снижению нерациональных расходов и потерь топливно-энергетических ресурсов.

Технический контроль. Технический и технологический надзор за организацией эксплуатации энергообъектов

15. На каждом энергообъекте необходимо организовать постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определить ответственных лиц за их состояние и безопасную эксплуатацию, а также назначить персонал по техническому и технологическому надзору и утвердить должностные обязанности.

16. Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообьекта, подвергаются периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, специалисты специализированных и экспертных организаций.

Техническое освидетельствование производится не реже 1 раза в 5 лет.

Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, установление сроков и условий эксплуатации, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.

В объем периодического технического освидетельствования должны быть включены:

наружный и внутренний осмотр, проверка технической документации, испытания на соответствие условиям безопасности оборудования, зданий и сооружений (гидравлические испытания, настройка предохранительных клапанов, испытания автоматов безопасности, грузоподъемных механизмов, контуров заземлений).

Одновременно с техническим освидетельствованием осуществляется проверка выполнения предписаний надзорных (контрольных) органов и мероприятий, намеченных по результатам расследования нарушений работы энергообъекта и несчастных случаев при его обслуживании, а также мероприятий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании.

Результаты технического освидетельствования заносятся в технический паспорт энергообъекта.

Эксплуатация энергоустановок с аварийно-опасными дефектами, выявленными в процессе контроля, а также с нарушениями сроков технического освидетельствования не допускается.

17. Постоянный контроль технического состояния оборудования производится оперативным и оперативно-ремонтным персоналом энергообъекта.

Порядок контроля устанавливается местными производственными и должностными инструкциями.

18. Периодические осмотры оборудования, зданий и сооружений производятся лицами, ответственными за их безопасную эксплуатацию.

Периодичность осмотров устанавливается техническим руководителем энергообъекта. Результаты осмотров фиксируются в специальном журнале.

19. Лицам, контролирующим состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений, необходимо обеспечивать соблюдение технических условий при эксплуатации энергообъектов, учет их состояния, расследование и учет отказов в работе энергоустановок и их элементов, ведение эксплуатационно-ремонтной документации.

Техническая документация

20. На каждом энергообъекте должны быть следующие документы:

1) акты отвода земельных участков;

2) генеральный план участка с нанесенными зданиями и сооружениями, включая подземное хозяйство;

3) геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод;

4) акты заложения фундаментов с разрезами шурфов;

5) акты приемки скрытых работ;

6) первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование;

7) первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений;

8) первичные акты испытаний внутренних и наружных систем водоснабжения, пожарного водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, отопления и вентиляции;

9) первичные акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов;

10) акты приемочных комиссий;

11) утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями;

12) энергетический паспорт в соответствии с законодательством об энергосбережении;

13) технические паспорта зданий, сооружений, технологических узлов и оборудования;

14) исполнительные рабочие чертежи оборудования и сооружений, чертежи всего подземного хозяйства;

15) исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;

16) исполнительные рабочие технологические схемы;

17) чертежи запасных частей к оборудованию;

18) оперативный план пожаротушения;

19) комплект действующих и отмененных инструкций по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, должностных инструкций для всех категорий специалистов и рабочих, относящихся к дежурному персоналу, и инструкций по безопасности и охране труда. Утверждение инструкций по охране труда осуществляется первым руководителем, а не техническим руководителем;

20) комплект указанной выше документации хранится в техническом архиве энергообъекта со штампом "Документы" и при изменении собственника передается в полном объеме новому владельцу, которому необходимо обеспечить ее постоянное хранение.

21. На каждом энергообъекте устанавливается перечень необходимых инструкций, положений, технологических и оперативных схем для каждого цеха, подстанции, района, участка, лаборатории и службы, который утверждается техническим руководителем энергообъекта.

Перечни необходимых инструкций и сами инструкции пересматриваются 1 раз в три года.

22. На основном и вспомогательном оборудовании электростанций, котельных и подстанций устанавливаются таблички с номинальными данными согласно государственному стандарту на это оборудование.

23. Все основное и вспомогательное оборудование, в том числе трубопроводы, системы и секции шин, а также арматура, шиберы газо- и воздухопроводов должны быть пронумерованы. При наличии избирательной системы управления (далее - ИСУ) выполняется двойная нумерация арматуры по месту и на исполнительных схемах с указанием номера, соответствующего оперативной схеме, и номера по ИСУ. Основное оборудование должно иметь порядковые номера, а вспомогательное - тот же номер, что и основное, с добавлением букв А, Б, В и других. Нумерация оборудования производится от постоянного торца здания и от ряда А. На дубль-блоках каждому котлу присваивается номер блока с добавлением букв А и Б. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронумерованы последовательно и в направлении движения топлива, а параллельные звенья - с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо.

24. Все изменения в энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью контролирующего лица с указанием его должности и даты внесения изменения.

Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых необходимо знание этих инструкций, схем и чертежей.

25. Технологические схемы (чертежи) проверяются на их соответствие фактически действующим схемам (чертежам) не реже 1 раза в 3 года с отметкой на них о проверке.

Перечни необходимых инструкций и сами инструкции пересматриваются 1 раз в три года.

26. Комплекты необходимых схем находятся у национального диспетчерского центра системного оператора (далее - НДЦ СО) Казахстана, региональных диспетчерских центрах (далее - РДЦ), тепловой и электрической сети, начальника смены электростанции, каждого цеха и энергоблока, дежурного подстанции, района тепловой и электрической сети и мастера оперативновыездной бригады, а также у ремонтного персонала. Форма хранения схем определяется местными условиями.

27. Все рабочие места снабжаются необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций и других нормативно-технических документов опыта эксплуатации и результатов испытаний, а также с учетом местных условий. Инструкции подписываются начальником соответствующего производственного подразделения (цеха, подстанции, района, участка, лаборатории, службы) и утверждаются техническим руководителем энергообъекта.

Перечень инструкций, требующих согласования, определяют соответственно НДЦ СО Казахстана и РДЦ.

28. В инструкциях по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, средств релейной защиты, телемеханики, связи и комплекса технических средств автоматической системы управления по каждой установке приводятся:

1) краткая характеристика оборудования установки, зданий и сооружений;

2) критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы установки или комплекса установок;

3) порядок подготовки к пуску;

4) порядок пуска, останова и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений во время нормальной эксплуатации и при нарушениях в работе;

5) порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям оборудования, зданий и сооружений;

6) требования по безопасности и охране труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной установки.

29. В должностных инструкциях по каждому рабочему месту указываются:

1) перечень инструкций по обслуживанию оборудования, схем оборудования и устройств, знание которых необходимо для работников на данной должности;

2) права, должностные функции и обязанности работника;

3) взаимоотношения с вышестоящим, подчиненным и другим, связанным по работе, персоналом.

30. У дежурного персонала находится оперативная документация, объем которой представлен в приложении 1 к настоящим Правилам.

В зависимости от местных условий объем оперативной документации может быть изменен по решению технического руководителя энергообъекта.

31. На рабочих местах оперативно-диспетчерского персонала в цехах электростанций, на щитах управления с постоянным дежурством персонала на диспетчерских пунктах должны вестись суточные ведомости.

32. Административно-техническому персоналу в соответствии с установленными графиками осмотров и обходов оборудования необходимо проверять оперативную документацию и принимать необходимые меры к устранению дефектов и нарушений в работе оборудования и персонала.

Автоматизированные системы управления

33. Автоматизированные системы управления (далее - АСУ) обеспечивают решение задач производственно-технологического, оперативно-диспетчерского и организационноэкономического управления энергопроизводством. Эти задачи возлагаются соответственно на:

автоматизированные системы управления технологическим процессом (далее - АСУ ТП);

автоматизированные системы диспетчерского управления (далее -АСДУ);

автоматизированные системы управления производством (далее -АСУП).

34. На каждой электростанции, в каждой организации, эксплуатирующей электрическую сеть, в зависимости от местных условий, экономической и производственной целесообразности должны функционировать АСУ ТП.

35. На диспетчерских пунктах организаций, эксплуатирующих электрические и тепловые сети, объединенная электроэнергетическая система (далее - ОЭС) и единая электроэнергетическая система (далее - ЕЭС) должны функционировать в АСДУ.

36. При эксплуатации АСУ необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации АСУ.

Оперативная документация, диаграммы регистрирующих контрольно-измерительных приборов, записи оперативно-диспетчерских переговоров и выходные документы, формируемые оперативно-информационным комплексом АСУ, относятся к документам строгого учета и подлежат хранению в установленном порядке:

1) носители с записями показаний регистрирующих приборов - 3 года;

2) записи оперативных переговоров в нормальных условиях - 90 суток, если не поступит указание о продлении срока;

3) записи оперативных переговоров при авариях и других нарушениях в работе - 12 месяца, если не поступит указание о продлении срока.

37. На электростанциях, в организациях, эксплуатирующих электрические и тепловые сети ОЭС и ЕЭС, должны функционировать АСУП, основной задачей которых является надежное и экономическое управление производством в рыночных условиях.

38. Выбор комплексов отдельных задач АСУ на каждом энергообъекте определяется исходя из производственной и экономической целесообразности с учетом рационального использования имеющихся типовых проектных решений, пакетов прикладных программ и возможностей технических средств.

39. В состав комплекса технических средств АСУ должны входить:

1) средства сбора и передачи информации (датчики информации, каналы связи, устройства телемеханики, аппаратура передачи данных);

2) средства обработки и отображения информации (ЭВМ, аналоговые и цифровые приборы, дисплеи, устройства печати, функциональная клавиатура);

3) средства управления (контроллеры, исполнительные автоматы, электротехническая аппаратура: реле, усилители мощности);

4) вспомогательные системы (бесперебойного электропитания, кондиционирования воздуха, автоматического пожаротушения).

40. Ввод АСУ в эксплуатацию производится в установленном порядке на основании акта приемочной комиссии.

Вводу АСУ в промышленную эксплуатацию может предшествовать опытная эксплуатация продолжительностью не более 6 месяцев. Создание и ввод АСУ в эксплуатацию можно осуществлять в одну или две очереди.

Приемка АСУ в промышленную эксплуатацию производится по завершении приемки в промышленную эксплуатацию всех задач, предусмотренных для вводимой очереди.

41. При организации эксплуатации АСУ должностные функции структурных подразделений по обслуживанию комплекса технических средств, программному обеспечению определяются приказами руководителей энергообъектов.

Перечень обслуживаемого каждым подразделением оборудования с указанием границ обслуживания утверждается техническим руководителем соответствующего энергообъекта или организации.

42. Подразделениям, обслуживающим АСУ, необходимо обеспечивать:

1) надежную эксплуатацию технических средств, информационное и программное обеспечение АСУ;

2) представление согласно графику соответствующим подразделениям информации, обработанной в ЭВМ;

3) эффективное использование вычислительной техники;

4) совершенствование и развитие системы управления, включая внедрение новых задач, модернизацию программ, находящихся в эксплуатации, освоение передовой технологии сбора и подготовки исходной информации;

5) ведение классификаторов нормативно-справочной информации;

6) организацию информационного взаимодействия со смежными иерархическими уровнями АСУ;

7) разработку инструктивных и методических материалов, необходимых для функционирования АСУ;

8) анализ работы АСУ, ее экономической эффективности, своевременное представление отчетности.

43. Обслуживающему персоналу по каждой АСУ, кроме проектной и заводской, необходимо вести техническую и эксплуатационную документацию по утвержденному техническим руководителем энергообъекта перечню.

44. Ремонтно-профилактические работы на технических средствах АСУ выполняются в соответствии с утвержденными графиками, порядок их вывода в ремонт определяется утвержденным положением.

45. Руководству диспетчерских управлений, энергообъектов необходимо проводить анализ функционирования АСУ, их эффективности, осуществлять контроль эксплуатации и разрабатывать мероприятия по развитию и совершенствованию АСУ и их своевременному техническому перевооружению.

Метрологическое обеспечение

46. На каждом энергообъекте выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих единство и требуемую точность измерений. Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению, выполняемый каждым энергообъектом, должен включать:

1) своевременное представление в поверку средств измерений (далее - СИ), подлежащих государственному контролю и надзору;

2) проведение работ по калибровке СИ, не подлежащих поверке;

3) использование аттестованных методик выполнения измерений (далее - МВИ);

4) обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых СИ требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации;

5) обслуживание, ремонт СИ, метрологический контроль и надзор.

47. Выполнение работ по метрологическому обеспечению, контроль и надзор за их выполнением должны осуществлять метрологические службы энергообъектов и организаций или подразделения, выполняющие функции этих служб.

48. Оснащенность энергоустановок СИ должна соответствовать проектно-нормативной документации и техническим условиям на поставку.

Объем оснащения энергоустановок СИ обеспечивает контроль за техническим состоянием оборудования и режимом его работы; учет прихода и расхода ресурсов, выработанных, затраченных и отпущенных, электроэнергии и тепла; контроль за соблюдением безопасных условий труда и санитарных норм; контроль за охраной окружающей среды.

49. Все СИ, а также информационно-измерительные системы (далее - ИИС) должны быть в исправном состоянии и находиться в постоянной готовности к выполнению измерений.

50. До ввода в промышленную эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации основного оборудования энергообъектов, измерительные каналы ИИС, в том числе входящих в состав АСУ ТП и АСДУ, подвергаются поверке и калибровке.

51. Использование в работе неповеренных или некалиброванных ИИС, в том числе входящих в состав АСУ ТП и АСДУ, не допускается.

52. Поверке подлежат все СИ, используемые в качестве образцовых при проведении поверки и калибровки СИ, а также СИ, относящиеся к контролю параметров окружающей среды, обеспечению безопасности труда, используемые при выполнении операций коммерческого учета (расчета) электрической, тепловой энергии, топлива и при геодезических работах. Произвольное расширение перечня СИ, подлежащих проверке, запрещается.

53. Перечень и периодичность поверки СИ, а также порядок ее проведения определяет уполномоченный орган по техническому регулированию и метрологии.

Конкретный перечень СИ, подлежащих поверке, составляется на каждом энергообъекте и утверждается техническим руководителем энергообъекта.

54. СИ своевременно представляются на поверку в соответствии с графиками, составленными энергообъектом, и заключенным договором с аккредитованным компетентным органом на оказание метрологических услуг, имеющим лицензию на данный вид работ.

55. Калибровке подлежат все СИ, не подлежащие поверке, но используемые на энергообъектах для контроля за надежной и экономичной работой оборудования, при проведении наладочных, ремонтных и научно-исследовательских работ.

56. Периодичность калибровки СИ устанавливается метрологической службой энергообъекта на основании перечня средств измерений, утвержденного уполномоченным органом по техническому регулированию и метрологии.

57. Результаты калибровки СИ удостоверяются отметкой в паспорте СИ, калибровочным знаком, наносимым на СИ, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

58. На энергообъектах измерения технологических параметров осуществляются в соответствии с проектом.

59. Выбор СИ и их точностных характеристик осуществляется на стадии проектирования, на основе действующих государственных и отраслевых нормативных документов, устанавливающих требования к точности измерения технологических параметров и МВИ.

60. В процессе эксплуатации энергооборудования при необходимости организации дополнительных (не предусмотренных проектом) измерений технологических параметров выбор СИ осуществляется в соответствии с пунктами 55-57 настоящих Правил.

61. Оперативное обслуживание СИ определенное решением руководства энергообъекта необходимо вести дежурному или оперативно-ремонтному персоналу подразделений.

62. Техническое обслуживание и ремонт СИ необходимо осуществлять персоналу подразделения, выполняющему функции метрологической службы энергообъекта.

63. Ремонт первичных запорных органов на отборных устройствах, вскрытие и установку сужающих и других устройств для измерения расхода, защитных гильз датчиков измерения температуры необходимо выполнять персоналу, ремонтирующему технологическое оборудование, а приемку - персоналу, выполняющему функции метрологической службы энергообъекта.

64. Персоналу, обслуживающему оборудование, на котором установлены СИ, необходимо обеспечивать их сохранность и чистоту внешних элементов. Обо всех нарушениях в работе СИ сообщается подразделению, выполняющему функции метрологической службы энергообъекта.

65. Вскрытие регистрирующих приборов, не связанных с работами по обеспечению их нормальной записи, допускается только персоналу подразделения, выполняющего функции метрологической службы энергообъекта, а СИ, используемые для расчета с поставщиком или потребителями, - совместно с их представителями.

66. Метрологический контроль осуществляется специалистами метрологических служб органов управления или юридических лиц.

67. СИ, не подлежащие поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, эксплуатации в порядке, определяемом изготовителем, владельцем или потребителем этих СИ.

Техника безопасности

68. Вся работа по технике безопасности и охране труда направляется на создание системы организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для предотвращения воздействия на работников опасных производственных факторов.

69. На предприятиях разрабатываются и утверждаются инструкции по безопасности труда:

1) на отдельные категории работников (электросварщиков, станочников, слесарей, электромонтеров, лаборантов, уборщиц);

2) на отдельные виды работ (работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные, проведение испытаний).

70. Каждому работнику необходимо знать и строго выполнять требования безопасности труда, относящиеся к обслуживаемому оборудованию и организации труда на рабочем месте.

71. Организация работы по технике безопасности на энергопредприятиях должна соответствовать отраслевому положению о системе управления безопасностью труда.

72. Общее руководство работой по технике безопасности возлагается на первого руководителя (работодателя) энергообъекта.

1) Руководителям и должностным лицам энергообъектов и организаций необходимо:

2) обеспечивать безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории энергообъектов и организаций;

3) своевременно организовывать обучение, проверку знаний, инструктаж персонала, контроль за соблюдение им требований по технике безопасности.

73. Весь персонал энергообъектов, организаций необходимо практически обучить способам оказания первой медицинской и экстремальной реанимационной помощи, а также приемам оказания первой помощи пострадавшим непосредственно на месте происшествия согласно требованиям ПТБ.

74. В каждом цехе электростанции, на подстанциях, участках сети, в лабораториях и на других объектах, а также в автомашинах выездных бригад должны быть аптечки или сумки первой медицинской помощи с постоянным запасом медикаментов и медицинских средств. Весь персонал энергообъектов должен знать местонахождение ближайшей аптечки. В каждом подразделении приказом назначается лицо, ответственное за ее содержание.

Персонал необходимо обеспечить спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в зависимости от характера выполняемых работ и постоянно ими пользоваться во время работы.

Соблюдение экологических требований

75. При работе энергоустановок принимаются меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, шума, вибрации, электрических и магнитных полей и иных вредных физических воздействий, а также по сокращению безвозвратных потерь и объемов потребления воды.

76. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не должно превышать норм предельно допустимых выбросов (лимитов), сбросов загрязняющих веществ в водные объектынорм предельно допустимых или временно согласованных сбросов.

Напряженность электрического и магнитного полей не должна превышать предельно допустимых уровней этих факторов, шумовое воздействие - норм звуковой мощности оборудования.

77. Каждая тепловая электростанция и отопительная котельная должны иметь план мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу при объявлении особо неблагоприятных, метеорологических условий, согласованный с территориальными управлениями охраны окружающей среды.

78. На каждом энергообъекте разрабатываются мероприятия по предотвращению аварийных и иных залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

79. Энергообъектам, на которых образуются токсичные отходы, необходимо обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание и захоронение на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации. Складирование или захоронение отходов на территории энергообъекта не допускаются.

80. Эксплуатация энергоустановок с устройствами, не обеспечивающими соблюдение установленных санитарных норм и природоохранных требований, не допускается.

81. При эксплуатации основного и вспомогательного оборудования энергоустановок в целях охраны водных объектов от загрязнения необходимо руководствоваться экологическим законодательством.

82. Установки для очистки и обработки загрязненных сточных вод принимаются в эксплуатацию до начала предпусковой очистки теплоэнергетического оборудования.

83. При эксплуатации газоочистного и пылеулавливающего оборудования электростанций и отопительных котельных необходимо руководствоваться нормами и требованиями экологического законодательства.

84. Энергообъектам необходимо контролировать и учитывать выбросы и сбросы загрязняющих веществ, объемы воды, забираемые и сбрасываемые в водные источники, а также контролировать напряженность электрического и магнитного полей в санитарно-защитной зоне воздушных линий электропередачи.

85. Для контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, объемами забираемой и сбрасываемой воды каждый энергообъект оснащается постоянно действующими автоматическими приборами, а при их отсутствии или невозможности применения используются прямые периодические измерения и расчетные методы.

Электрические сети оснащаются приборами измерения напряженности электрического и магнитного полей.

3. Территория, производственные здания и сооружения

Территория

86. Для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарно-технического состояния территории, зданий и сооружений энергообъекта содержатся в исправном состоянии:

1) системы отвода поверхностных и грунтовых вод со всей территории, от зданий и сооружений (дренажи, каптажи, канавы, водоотводящие каналы);

2) глушители шума выхлопных трубопроводов, а также другие устройства и сооружения, предназначенные для локализации источников шума и снижения его уровня до нормы;

3) сети водопровода, канализации, дренажа, теплофикации, транспортные, газообразного и жидкого топлива, гидрозолоудаления и их сооружения;

4) источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения;

5) железнодорожные пути и переезды, автомобильные дороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам и градирням, мосты, пешеходные дороги, переходы;

6) противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения;

7) базисные и рабочие реперы и марки;

8) пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод; комплексы инженерно-технических средств охраны (ограждения, контрольно-пропускные пункты, посты, служебные помещения); системы молниезащиты и заземления.

Кроме того, систематически проводятся озеленение и благоустройство территории.

87. Скрытые под землей коммуникации водопровода, канализации, теплофикации, а также газопроводы, воздухопроводы, кабели на закрытых территориях обозначаются на поверхности земли указателями.

88. При наличии на территории энергообъекта блуждающих токов обеспечивается электрохимическая защита от коррозии подземных металлических сооружений и коммуникаций.

89. Систематически и особенно во время дождей ведется надзор за состоянием откосов, косогоров, выемок и при необходимости принимаются меры к их укреплению.

90. Весной все водоотводящие сети и устройства осматриваются и подготавливаются к пропуску талых вод; места прохода кабелей, труб, вентиляционных каналов через стены зданий уплотняются, а откачивающие механизмы приведены в состояние готовности к работе.

91. На электростанциях контроль режима состояния грунтовых вод - уровнем воды в контрольных скважинах (пьезометрах) проводится:

в первый год эксплуатации - не реже 1 раза в месяц, в последующие годы в зависимости от изменений уровня грунтовых вод, но не реже 1 раза в квартал.

В карстовых зонах контроль режима состояния грунтовых вод организуется по специальным программам в сроки, предусмотренные местной инструкцией. Измерения температуры воды и отбор ее проб на химический анализ из скважин производятся в соответствии с местной инструкцией. Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал.

На энергообъектах должен быть налажен систематический химико-аналитический контроль качества подземных вод на крупных накопителях отходов по скважинам наблюдательной сети с периодичностью 1 раз в полгода; данные анализов передаются территориальной геологической организации.

92. При обнаружении просадочных и оползневых явлений, пучении грунтов на территории энергообъекта принимаются меры к устранению причин, вызвавших нарушение нормальных грунтовых условий, и ликвидации их последствий.

93. Строительство зданий и сооружений на территории зоны отчуждения осуществляется только при наличии проекта. Выполнение всех строительно-монтажных работ в пределах зоны отчуждения допустимо только с разрешения технического руководителя энергобъекта. Строительство зданий и сооружений под газоходами, эстакадами не допускается.

94. Железнодорожные пути, мосты и сооружения на них, находящиеся в ведении электростанции, содержатся и ремонтируются в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог.

95. Содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них должны соответствовать требованиям правил ремонта и содержания автомобильных дорог.

96. В сроки, определенные местной инструкцией, и в установленном ею объеме на мостах организуются наблюдения за следующими показателями: осадками и смещениями опор; высотным и плановым положением балок (ферм) пролетного строения; высотным положением проезжей части.

Помимо этого капитальные мосты 1 раз в 10 лет, а деревянные 1 раз в 5 лет обследуются, а при необходимости испытываются. Испытания моста без его предварительного обследования не допускаются. Цельносварные, цельноклепаные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения осматриваются в зимний период не реже 1 раза в месяц, а при температуре ниже минус 20шС - ежедневно.

97. В период низких температур проезжая часть, а также подходы к мосту очищаются от снега и льда.

Производственные здания, сооружения и санитарно-технические устройства

98. Производственные здания и сооружения энергообъекта необходимо содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное и надежное использование их по назначению, соблюдению требований санитарно-технических норм и безопасности труда персонала.

99. На энергообъектах организуется систематическое наблюдение за зданиями и сооружениями в процессе эксплуатации в объеме, определяемом инструкцией по их содержанию.

Наряду с систематическим наблюдением 2 раза в год (весной и осенью) проводится осмотр зданий и сооружений для выявления дефектов и повреждений, а после стихийных бедствий (ураганных ветров, больших ливней или снегопадов, пожаров, землетрясений силой 5 баллов и выше) или аварий -внеочередной осмотр.

Строительные конструкции основных производственных зданий и сооружений по перечню, утвержденному руководителем энергообъекта, согласованному с генпроектировщиком, один раз в 5 лет подвергаются техническому освидетельствованию специализированной организацией.

100. При весеннем осмотре уточняются объемы работ по ремонту зданий, сооружений и санитарно-технических систем, предусматриваемому на летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года. При осеннем осмотре проверяется подготовка зданий и сооружений к зиме.

101. На электростанциях организуются наблюдения за осадками фундаментов зданий, сооружений и оборудования:

в первый год эксплуатации - 3 раза, во второй - 2 раза, в дальнейшем до стабилизации осадок фундаментов - 1 раз в год, после стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - не реже 1 раза в 5 лет.

102. Наблюдения за осадками фундаментов, деформациями строительных конструкций, обследования зданий и сооружений, возведенных на подработанных подземными горными выработками территориях, грунтах, подверженных динамическому уплотнению от действующего оборудования, просадочных грунтах, в карстовых зонах, районах многолетней мерзлоты, в районах с сейсмичностью 7 баллов и выше, проводятся по специальным программам в сроки, предусмотренные местной инструкцией, но не реже 1 раза в три года.

103. Дымовые трубы электростанций и газоходы подвергаются наружному осмотру 1 раз в год (весной). Внутреннее обследование дымовых труб производится через 5 лет после их ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже 1 раза в 15 лет. Внутреннее обследование труб с кирпичной и монолитной футеровкой может быть заменено тепловизионным с частотой обследований не реже 1 раза в пять лет.

104. При наблюдениях за зданиями, сооружениями и фундаментами оборудования контролируется состояние подвижных опор, температурных швов, сварных, клепаных и болтовых соединений металлоконструкций, стыков и закладных деталей сборных железобетонных конструкций, арматуры и бетона железобетонных конструкций (при появлении коррозии или деформации), подкрановых конструкций и участков, подверженных динамическим и термическим нагрузкам и воздействиям.

105. В помещениях водоподготовительных установок контролируются и поддерживаются в исправном состоянии дренажные каналы, лотки, приямки, стенки солевых ячеек и ячеек мокрого хранения коагулянта, полы в помещениях мерников кислоты и щелочи.

106. При обнаружении в строительных конструкциях трещин, изломов и других внешних признаков повреждений за этими конструкциями устанавливается наблюдение с использованием маяков и с помощью инструментальных измерений. Сведения об обнаруженных дефектах заносятся в журнал технического состояния зданий и сооружений с установлением выявленных дефектов.

107. Пробивка отверстий, устройство проемов в несущих и ограждающих конструкциях, установка, подвеска и крепление к строительным конструкциям технологического оборудования, транспортных средств, трубопроводов и устройств для подъема грузов при монтаже, демонтаже и ремонте оборудования, выреза связей каркаса без согласования с проектной организацией и лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения), а также хранение резервного оборудования и других изделий и материалов в неустановленных местах не допускаются.

Для каждого участка перекрытий на основе проектных данных определяются предельные нагрузки, которые указаны на табличках, устанавливаемых на видных местах.

При изменении (снижении) несущей способности перекрытий в процессе эксплуатации допустимые нагрузки корректируются с учетом технического состояния, выявленного обследованием и поверочными расчетами.

108. Кровли зданий и сооружений очищаются от мусора, золовых отложений и строительных материалов, система сброса ливневых вод очищаются, ее работоспособность проверяется.

109. Металлические конструкции зданий и сооружений защищаются от коррозии; устанавливается контроль за эффективностью антикоррозионной защиты.

Все отступления от проектных решений фасадов зданий, интерьеров основных помещений согласовываются с проектной организацией.

110. Строительные конструкции, фундаменты зданий, сооружений и оборудования защищаются от попадания минеральных масел, кислот, щелочей, пара и воды.

111. Техническое состояние систем отопления и вентиляции и режимы их работы обеспечивают нормируемые параметры воздушной среды, надежность работы энергетического оборудования и долговечность ограждающих конструкций. Эксплуатация систем осуществляется в соответствии с нормативными документами.

112. Площадки, конструкции и транспортные переходы зданий и сооружений постоянно необходимо содержать в исправном состоянии и чистоте. В помещениях и на оборудовании не допускается скопление пыли.

Гидроуборка тракта топливоподачи организуется в соответствии с требованиями настоящих Правил и производственных инструкций.

4. Гидротехнические сооружения и водное хозяйство электростанций, гидротурбинные установки

Гидротехнические сооружения и их механическое оборудование. Гидротехнические сооружения

113. При эксплуатации гидротехнических сооружений обеспечиваются надежность и безопасность их работы, а также бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования электростанций при соблюдении требований экологического законодательства. Особое внимание уделяется обеспечению надежности работы противофильтрационных и дренажных устройств.

Гидротехнические сооружения должны удовлетворять нормативным (проектным) требованиям по устойчивости, прочности, долговечности.

Сооружения и конструкции, находящиеся под напором воды, а также их основания и примыкания должны удовлетворять нормативным (проектным) показателям водонепроницаемости и фильтрационной прочности.

Гидротехнические сооружения предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения устраняются своевременно.

Все напорные гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния периодически подвергаются многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций. По результатам исследований принимаются меры, обеспечивающие работоспособность сооружений.

114. В бетонных гидротехнических сооружениях проводится проверка прочности бетона на участках, подверженных воздействию динамических нагрузок, фильтрующейся воды, минеральных масел, регулярному промораживанию и расположенных в зонах переменного уровня. При снижении прочности конструкций сооружений по сравнению с установленной проектом они должны быть усилены.

115. Грунтовые плотины и дамбы предохраняются от размывов и переливов воды через гребень. Крепления откосов, дренажная и ливнеотводящая сети поддерживаются в исправном состоянии. Грунтовые сооружения, особенно каналы в насыпях и водопроницаемых грунтах, плотины и дамбы предохраняются от повреждений животными.

116. Бермы и кюветы каналов регулярно очищаются от грунта осыпей и выносов, не допускается зарастание откосов и гребня земляных сооружений деревьями и кустарниками, если оно не предусмотрено проектом. На подводящих и отводящих каналах в необходимых местах должны быть сооружены лестницы, мостики и ограждения. Должна быть обеспечена надежная работа уплотнений деформационных швов.

117. Размещение грузов и устройство каких-либо сооружений, в том числе причалов, автомобильных и железных дорог, на бермах и откосах каналов, плотин, дамб и у подпорных стенок в пределах расчетной призмы обрушения не допускаются. Опасная зона обрушения отмечается на местности отличительными знаками.

118. На участках откосов грунтовых плотин и дамб при высоком уровне фильтрационных вод в низовом клине во избежание промерзания и разрушения должны быть устроены дренаж или утепление.

119. Дренажные системы для отвода профильтровавшейся воды должны быть в исправном состоянии; они снабжаются водомерными устройствами.

Вода из дренажных систем отводится от сооружений непрерывно. При обнаружении выноса грунта фильтрующейся водой принимаются меры к его прекращению.

120. Грунтовые плотины мерзлого типа, их основания и сопряжения с берегами и встроенными в плотину сооружениями (водосбросы, туннельные водоводы, водоприемники) постоянно поддерживаются в мерзлом состоянии. При наличии специальных установок режимы их работы определяются нормативными документами.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2012 года №1352
"Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей"

О документе

Номер документа:1352
Дата принятия: 24/10/2012
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:26/02/2013
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:03/09/2015

Документ утратил силу с 3 сентября 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2015 года №657

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 16 февраля 2013 года №59-60 (27333-27334), 19 февраля 2013 года №61-62 (27335-27336)  

Приложения к документу

Приложения 1-25 к Пост. Правительства РК от 24.10.2012 г. №1352